В 1м стихе он прямо заявляет своему сыну Ионафану и своим слугам о том, что хочет умертвить Давида. С точки зрения Саула, ситуация становилась все хуже и хуже: его молодой соперник не только выжил, но и упрочил свое положение, женившись на дочери царя Мелхоле (27). Его смелые, откровенные, благоразумные слова на какое-то время остановили Саула в злом умысле.
Саул фактически лишился своего царского величия. В качестве самостоятельного государства десятиколенное царство просуществовало 259 лет (980-721). Паралипоменон и некоторым частям кн. Но поскольку Господь действительно был с Давидом во всех ситуациях его жизни (28), то планы Саула были обречены на провал.
Но в данном случае они не обрели силы Духа, а напротив, потеряли свои последние силы. Оно не только не слабеет, но скорее усиливается. Это создает новую ситуацию, очень опасную для Давида. Все, что он ценил, это мнение и признание людей.
Также в последней встрече Ионафан ободряет своего друга упованием на Господа. Проще говоря, она инициативно делала все, чтобы их дружба была крепкой и искренней. Во всех его военных компаниях Бог давал Давиду победу.
т. е. У него их семь. Он повидаться с братьями хотели возвратиться для военных дел». Саул, услышав это, рассердился. И в бешенстве он сыну закричал:«Негодный сын. Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он естественно мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду, но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Авторы НЗ-ных книг трижды ссылаются на него (Деян 2:30 2 Кор 6:18 Евр 1:5).
Символично также и то, что он сам снял с себя все царские одежды. Праздник был делом государственным и отсутствие важного придворного не могло остаться незамеченным. Теперь он только и думал, как убить Давида. Дорога нелегка, –сказал Ионафан, – за всё прости». И разошлись надолго их пути. Славному предшественнику последовал не менее славный и достойный преемник Иоафам.
Так, устройство постоянной армии, разделенной по числу колен на двенадцать частей, причем каждая несет ежемесячную службу в Иерусалиме (1 Пар 27), уравнивает народ по отношению к военной службе. Конец этой истории дан в 2 Цар 2-5: Давид в результате правления в Хевроне, войны с филистимлянами и взятия Иерусалима утверждается как царь всего Израиля (2 Цар 5:12). Отсутствие в период судей, сдерживающих начал в виде религии и постоянной светской власти, завершилось в конце концов полной разнузданностью: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 21:25). Содержание книг Царств. Саул был вынужден согласиться с сыном и даже поклялся не убивать Давида (6) и это тоже доказывает, что Давид не был изменником.
Безусловно, здесь и речи не может быть о его духовности. Скорее военачальник, чем правитель, Саул оправдал народное желание видеть в царе сильного властью полководца (1 Цар 8:20), он одержал целый ряд побед над окрестными народами (1 Цар 14:47-48) и как герой погиб в битве на горах Гелвуйских (1 Цар 31). Хотя Давид был царем Израиля и Иуды, они не раз противостояли друг другу: мятеж Авессалома был поддержан северянами, а Сива из колена Вениаминова, пытался возмутить народ криком: «К шатрам твоим, Израиль. ». правило). Незадолго до этого сам Ионафан признал Давида как будущего царя над Израилем (23:16–18).
Здесь отыскал Ионафан Давида, здесь они возобновили союз между собою пред лицом Господа и простились в последний раз (1Цар. 23:18). Тот уклонился. Он обрамлен двумя другими рассказами: 1) о детстве Самуила (1 Цар 1-2) 2) о том, как он в качестве последнего из Судей исполнял обязанности правителя в заключении предвосхищается избавление от ига филистимлян (1 Цар 7). 31). Спросил Ионафан: «Чего желаетдуша твоя.
Саул фактически лишился своего царского величия. Святой Дух помогает нам преодолеть эгоизм и мелочность и любить другого, как самого себя. Стихи 1Царства 20:5-7 говорят об этом: "И сказал Давид Ионафану: вот, завтра новомесячие и я должен сидеть с царем за столом но отпусти меня и я скроюсь в поле до вечера третьего дня Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: "Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем так как там годичное жертвоприношение всего родства его". В еврейской Библии исторические книги (Иисуса Навина, Судей и Царств) называются «Небиии ришоним». Вполне определенно и ясно высказан этот взгляд в словах Иосифа Флавия: «У иудеев не всякий человек может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по божественному вдохновенно, почему все священные еврейские книги (числом 22) справедливо могут быть названы божественными» (Против Аппиона I, 8).
Не совсем ясно, почему Давид не женился на Мерове (17—19). Безнравственность сделалась настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись гнусные пороки времен Содома и Гоморры (Суд 19). Это создает новую ситуацию, очень опасную для Давида. Он ведь слышит всё. S. 98).
И, действительно, воцарение Саула положило, хотя и не надолго, конец племенной розни евреев: по его призыву собираются на войну с Каасом Аммонитским «сыны Израилевы и мужи Иудины» (1 Цар 11:8). Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора, — «и освободил народ Ионафана и не умер он» (1Цар. 14:45). Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств) называлась «Сефер Шемуель», т. е. «Книга Самуила», так как ее содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское царство Сауле и Давиде другая (в состав которой входили нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась «Сефер Мелахим», т. е. «Книга Царей», так как ее содержанием является повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского.
Неизвестно, как бы сказалась зависимость от Ассирии на дальнейшей истории двухколенного царства, если бы не падение Самарии и отказ преемника Ахаза Езекии платить ассириянам дань и переход его, вопреки совету пророка Исаии, на сторону египтян (Ис 30:7. 15 Ис 31:1-3). Притча о Давиде и Ионафане — единственный библейский сюжет, утверждающий страстную дружбу между мужчинами (хотя в средневековье существовало предание о подобных отношениях между Христом и апостолом Иоанном, «учеником, которого любил Иисус»). Имевшие место в течение данного периода факты излагаются в исторических книгах или вполне объективно или же рассматриваются с теократической точки зрения.
Сражен Ионафан на высотах твоих. Символично также и то, что он сам снял с себя все царские одежды. 16).
Саул был вы- нужден согласиться с сыном и даже поклялся не убивать Давида (6) и это тоже дока- зывает, что Давид не был изменником. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме (3 Цар 14:22-24 2 Пар 11:13-17), языческим и кончило свою политическую жизнь (4 Цар 24:19 2 Пар 36:12). Отношения Давида и Ионафана были примером идеальной дружбы в Библии как в еврейской (Авот 5:16), так и в христианской традиции. В 605 г. до Р. Х. Нехао был разбит им в битве при Кархемыше. И сказал Ионафан Давиду: иди с миром а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: "Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим", то да будет на веки.
1010 г). Возгласы женщин заставили его сравнивать себя с Давидом. Библейская притча о Давиде и Ионафане приведена в Ветхом Завете в Первой книге Самуила. " Давид был в большой печали. А иначе отсутствие важной фигуры на празднике могло показаться подозрительным. Ионафан ответил Саулу, как и просил его Давид.
Назначение для всего народа одинаковых судей-левитов (1 Пар 26:29-30) и сохранение за каждым коленом местного племенного самоуправления (1 Пар 27:16-22) уравнивает всех пред судом. Начинается освободительная война и филистимляне вынуждены возвратиться в свои пределы (1 Цар 14) позднейшие столкновения происходят уже на окраинах израильской территории, в Теревинфской долине (1 Цар 17) и на Гельвуйской горе (1 Цар 28 и 1 Цар 31). Сказавшееся в этих фактах (см.
Царств, кн. Его здесь нет. Из них филистимляне и идумеяне усмиряются силой оружия (2 Пар 17:11), а с десятиколенным царством заключается политический и родственный союз (2 Пар 18). Через четыре года после этого Навуходоносор уже сам предпринял поход против Египта и в целях обезопасить себе тыл подчинил своей власти подвластных ему царей, в том числе и Иоакима Иудейского (4 Цар 24:1 2 Пар 36:5). Как таковой, он во время похода Ассаргадона против Египта делается его данником, заковывается в оковы и отправляется в Вавилон (2 Пар 33:11). Даже царский сын должен был просить разрешения покинуть двор (см. : 2 Цар.
В стихе 12 раскрыта очень важная причина, объясняющая, почему Саул боялся Давида. В качестве подготовительного условия для проведения в жизнь религии Иеговы ею было выполнено требование закона Моисеева о полном и всецелом отделении евреев от окрестных народов (расторжение смешанных браков при Ездре и Неемии). Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый раздел «исторических книг», так и греко-славянское и латинское их распределение.
Эта черта возобладала в нем. Мы видим еще и еще раз, как библейский автор защищает позиции Давида. Разделением единого царства (980 г. до Р. Х. ) на два – Иудейское и Израильское – было положено начало ослаблению могущества народа еврейского. S. 302-4 293).
Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь – пятое, Есфирь – восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон – последние места среди «писаний». Он не понимал, за что Саул пытается его умертвить. Но между Давидом и Ионафаном до последнего дня своего стоял Саул. – Ионафан ему сказал, –когда бы было так, то я бы знал. Мир вам дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение темы «Пленённый орёл».
Как замечательно определяет Библия это духовное родство: «прилепилась». И немудрено. Племенная рознь и вызываемое ею бессилие говорили народу о необходимости постоянной, прочной власти, польза которой доказывалась деятельностью каждого судьи и особенно Самуила, успевшего объединить своей личностью всех израильтян (1 Цар 7:16-17). Первые шаги ее в период Судей (1442-1094) были не особенно удачны. Трудно даже представить себе, что испытывал тщеславный Саул, когда его народ пел на улицах города: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч. » Козни вокруг Давида устраивались Саулом неустанно. –Чем пред отцом твоим я провинился, что хочет смерти он душе моей.
Одновременно с сирийцами израильтяне ведут при Иоасе войну с иудеями (4 Цар 14:9-14 2 Пар 25:17-24) и при Иеровоаме II возвращают, конечно, не без потерь в людях, пределы своих прежних владений от края Емафского до моря пустыни (4 Цар 14:25). Здесь мы можем учиться простой истине: если мы верны Богу, сатана не в силах навредить нам. Но на второй день новомесячия место Давида снова было пустым.
Неизбежность последней становится ясной уже при Ахазе, пригласившем Феглафелассара для защиты от нападения Рецина, Факея идумеян и филистимлян (2 Пар 28:5-18). Не увлекаясь жаждой завоеваний, он посвящает свою деятельность упорядочению внутренней жизни государства, предпринимает попытку исправить религиозно-нравственную жизнь народа, заботится о его просвещении (2 Пар 17:7-10), об урегулировании суда и судебных учреждений (2 Пар 19:5-11), строит новые крепости (2 Пар 17:12) и т. п. Проведение в жизнь этих предначертаний требовало, конечно, мира с соседями. Это слово означает больше, чем просто привязанность. Иисус – потомок Давида и наименование «сын Давида», данное ему народом, является признанием Его как Мессии. Эти качества мгновенно взыграли в нем, когда он услышал, что говорили женщины.
15:7–9). Смиренный ответ Давида (18) на предложение царя был всего лишь условностью и не мог рассматри- ваться как отказ от Меровы точно так же, как его слова в стихе 23 не были восприня- ты как отказ от Мелхолы. Одновременно с этим была забыта истинная религия, – ее место заняли суеверия, распространяемые бродячими левитами (Суд 17).
У них почти вовсе не было вооружения (1Цар. 13:19-22), так что некоторые евреи в крайнем отчаянии, оставив свои жилища, ушли за Иордан в страну Гадову и Галаадскую (1Цар. 13:6-7). Подобная точка зрения свойственна преимущественно 3-4 кн. В эпоху Возрождения такие скульпторы-геи, как Микеланджело и Донателло, создали образ Давида как символ юношеской красоты, который во многом схож с трактовкой римскими художниками образа Антиноя, возлюбленного Адриана.
Первые, т. е. кн. Давид потерял почтение и любовь Саула и несколько раз чуть не погиб. 15:13).
–Адаптировано с интернет-страницы Giorno per giorno col Signore (День за днем с Господом). Таким образом, Ионафан еще раз сумел встретиться и поговорить с Давидом. Последними же могли быть только Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. С его смертью Иудея становится в вассальную зависимость от Египта (4 Цар 23:33-35 2 Пар 36:1-4), а последнее обстоятельство вовлекает ее в борьбу с Вавилоном. 4 Цар 8:12).
Ионафан спросил: «Но, что он сделал. Впоследствии же число вооруженных и способных к войне было увеличено теми недовольными религиозной реформой Иеровоама I израильтянами (не считая левитов), которые перешли на сторону Ровоама, укрепили и поддерживали его царство (2 Пар 11:17). Может быть, Саул по своей прихоти выдал Мерову замуж за другого, но, возможно, он хотел нанести вполне обдуманное оскорбление Давиду.
Принятое в еврейской Библии включение их в раздел «писаний» объясняется отчасти тем, что авторам некоторых из них, например Ездры – Неемии, не было усвоено в еврейском богословии наименования «пророк», отчасти их характером, в них виден историк учитель и проповедник. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч. Иногда на последние деньги она покупала сестрам угощение. Меня б он не оставил в стороне». Ионафан выбирает второй путь и это прямое доказательство того, что он был абсолютно уверен в добром расположении Давида и к нему и к Саулу.
С развитием внутреннего благосостояния широко развилась также торговля, послужившая источником народного обогащения (Ис 2:7). Этот вопрос достаточно подробно освещен в книге Левит 11–15. 3. Он был поражен, сокрушен и разгневан.
Ни клятв не нужно Господу, ни слов. Саул (около 1030 г) выступает сначала как судья, но будучи признан всеми коленами, становится их главою. Но убийство Иевосфея изменяет положение и весь Израиль признает Давида царем.
В Вульгате первые две книги сохранили название книг Самуила (1 и 2), а две последующие называются 1 и 2 кн Царей. Таким образом, эта глава знакомит нас с кознями Саула против Дави- да. Именно Ионафан первым сделал шаги к такой дружбе. Сообразно с этим весь третий раздел и называется в некоторых талмудических трактатах «премудростью». В то время из всего войска израилевого только Саул и его сын Ионафан имели мечи и копья. Каждый из нас должен быть внимательным, что бы не попасть в искушение которые могут придти через людскую похвалу. Он женил его на своей дочери Мелхоле, сначала ожидая, что Давид погибнет, совершая ратный подвиг в качестве «вена». " И метнул в него копье.
Он успешно выполнил эту задачу и сделался царским зятем. 19:11—24 Бегство Давида. Вы будете «укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением». Вам следует чувствовать, что вы не рабы, но сыны Божии, что Бог настолько высоко ценит вас и оказал вам такую большую честь, что заплатил за вашу свободу бесконечное выкуп. Иисус говорит: «Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями».
Это ценности этого мира и мы знаем, что их навязывает не кто иной, как сатана. 2. Ионафан мог пасть жертвой гнева своего отца. Удивительно, но в доме Давида находилась статуя. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе LXX-ти, где они получили названия: « ()», т. е. «Первая книга Царств» – «Вторая книга Царств» – «Третья книга Царств» – «Четвертая книга Царств».
В его руках сосредоточивается власть военная и гражданская: первая через посредство подчиненного ему главнокомандующего армией Иоава (1 Пар 27:34), вторая через посредство первосвященника Садока, начальника левитов-судей. Вроде бы Библия не выставляет оценок, а просто рассказывает историю. Это утверждение подготавливает помазание Давида Самуилом (1 Цар 16:1-13). Самуил играет первостепенную роль в деле учреждения царской власти (1 Цар 8-12).
Да, Он увидел в Давиде веру в Живого Бога Саваофа, Бога воинств Израильских. При преемнике первого Манассии «пролилась невинная кровь и Иерусалим наполнился ею от края до края» (4 Цар 21:16), т. е. началось избиение служителей Иеговы усилившеюся языческой партией. И сказал Саул Ионафану: «расскажи мне, что сделал ты.
– скорбел он. разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей. Ионафан решительно встал на его защиту (1Цар.
Свое слово сказали женщины израильские. Филистимляне были окончательно изгнаны, объединение территории завершилось поглощением хананейских «островков» и, прежде всего, Иерусалима, ставшего политической и религиозной столицей царства. Но это что-то было также знакомо и весьма близко самому Ионафану. Давид нимало не сомневался в опасности, грозившей ему (3), но он чувствовал, что может требовать справедливости: В чем неправда моя. Но поскольку Господь действительно был с Дави- дом во всех ситуациях его жизни (28), то планы Саула были обречены на провал. Обоюдный вред от этой почти 60-тилетней войны был сознан, наконец, в обоих государствах: Ахав и Иосафат вступают в союз, закрепляя его родством царствующих домов (2 Пар 18:1), – женитьбою сына Иосафатова Иорама на дочери Ахава Гофолии (2 Пар 21:6).
Удивительно, но в доме Давида находилась статуя. И действительно, Феглафелассар освободил Ахаза от врагов, но в то же время наложил на него дань (2 Пар 28:21). п. Олена часто рассказывает мне о своих дружественных отношениях с м. Марией. Не будет ничего плохого. Мы видим еще и еще раз, как библейский ав- тор защищает позиции Давида. Против Аппиона I, 7) и другую – к «писаниям», каковое название дается всему составу ветхозаветных канонических книг иудейская церковь тем самым признала их за произведения богодухновенные.
Подорвано было ею и священство: оно выставило лишь одних недостойных представителей (Иер 23:3). Вместе с отцом Ионафан участвовал в битве на горе Гелвуйской, которая оказалась роковой для дома Саула— сам царь и трое его сыновей погибли (1Цар. 31:2). У Саула был большой недостаток: он любил, чтобы его хвалили. Но судя по словам отделившихся колен: «нет нам доли в сыне Иессеевом» (3 Цар 12:16), т. е. у нас нет с ним ничего общего мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению, причина разделения в той племенной, коленной розни, которая проходит через весь период Судей и на время стихает при Сауле, Давиде и Соломоне. Все дело в том, что Ионафан принял Давида как царя, ненависть же Саула к Давиду остановить было уже невозможно. Мы видим также готовность семьи Саула сделать все, чтобы защитить Давида от руки царя.
Тогда мы сможемузнать всю правду и решать потом. Я скроюсь в поле на три долгих дня. Услышишь, что он скажет про меня. Когда он спросит, должен ты ответить, что в Вифлеем Давида отпустил. Мол, всё своё родство он должен встретить и отпустить для встречи попросил. И если «хорошо» на это скажет, то мир и радость твоему рабу. А если разъярится в гневном раже, то знай, что царь решил мою судьбу. Задумал злое, хочет погубить. А это значит – мне при нём не жить. И ты, Ионафан, мне сделай милость. В завет Господень принял ты меня. Но коль на мне теперь вина открылась, то умертви раба средь бела дня». Ионафан ответил: «Нет, с тобоютакого не свершится никогда. Неужто я, узнав, что дело злоеотец задумал, что грозит беда, тебя о том тотчас не извещу. Последний раз обнялись со слезами. «Теперь иди. 19:1—10 Давид в опасности. Его инициативная искренняя дружба с Давидом открывает нам хороший пример для подражания.
Реформа Иосии была последним актом вековой борьбы благочестия с язычеством. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар. 9:40). С сокрушенным сердцем он отправился в назначенное место, где его ждал Давид.
Саул схватил копье и бросил в Давида. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Гораздо ближе к делению LXX стоит распорядок книг у Иосифа Флавия. Так возникает царская власть. Суд 8:1). Начатые Ровоамом (3 Цар 12:213 Цар 12:21 3 Цар 14:30 2 Пар 11:1 2 Пар 12:15), они продолжаются при Авии избившем 500 000 израильтян (2 Пар 13:17) и отнявшем у Иеровоама целый ряд городов (2 Пар 13:19) и на время заканчиваются при Асе истребившем при помощи Венадада Сирийского население Аина, Дана, Авел-Беф-Маахи и всей земли Неффалимовой (3 Цар 15:20). Этот идеал был достигнут при Давиде.
Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Натаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: «Книга дел Соломоновых» (3 Цар 11:41) «Летопись царей иудейских» (3 Цар 14:29 3 Цар 15:7. 23 3 Цар 22:46 4 Цар 8:23) «Летопись царей израильских» (3 Цар 14:19 3 Цар 15:31 3 Цар 16:5. 14. 20. 27 3 Цар 22:39 4 Цар 1:8 4 Цар 10:34). Но не успели зажить нанесенные ею раны, как начинаются войны израильтян с сирийцами. Как пали сильные, погибло оружие бранное. » (2Цар. 1:17-27).
Приведен рассказ о ковчеге Завета и о его захвате филистимлянами (1 Цар 4-6), продолжающийся в 2 Цар 6. Хуже всего было то, что теперь он потерял все. Хотя Давид и Ионафан — не единственные страстно любящие сердца история которых дошла до нас из глубины веков, можно привести два других известных примера — Ахилл и Патрокл из «Илиады» Гомера, а также Гильгамеш и Энкиду из вавилонского эпоса «Гильгамеш», — тем не менее значение притчи об этих двух персонажах иудейско-христианской традиции, которая из века в век сопутствовала нам, не ослабевает и они заслуживают того, чтобы занять достойное место в данном издании. И становится Давид самым могущественным царем Израиля, предшественником Иисуса.
Существовало, следовательно, несколько еврейских «рецензий» (вариантов) книг Самуила. В таком же точно жалком состоянии находилась и религиозно-нравственная жизнь. выше 85 Ап. Все остальное, как прах, развеял Азаил Сирийский (там же ср. Оно пало истощив свои силы в целом ряде непрерывных войн.
По крайней мере, Авия отнимает у Иеровоама Вефиль, Иешон и Ефрон с зависящими от них городами (2 Пар 13:19), а его преемник Аса в состоянии выставить против Зарая Эфиоплянина 580 000 воинов (2 Пар 14:8). Их интересуют не столько минувшие события, сколько уроки, которые можно из них извлечь. В разделе «писаний» он различает «премудрые словеса и повести» (Сир 44:3-5), т. е. учительные и исторические книги.
Первую группу принято называть монархической версией данных событий, а вторую, считавшуюся позднейшей, – «антимонархической». 15:7–9).
В тот день Ионафан и Давид заключили завет верности друг с другом. Саул твердо решил убить Давида и более не скрывает своих намерений. «О. нет. Это влияние ощущается не столько благодаря подробностям самой притчи, сколько символизму этой дружбы, которая допускает существование крепкой, эмоциональной интимной связи между мужчинами, которая «превыше любви женской». Он пропустил второй уже обед.
Но и это не останавливает Ионафана в его дружбе. «То, что Давид общался с Саулом, было провидением Божьим. Слуги Саула решили попробовать — не успокоят ли царя нежные звуки арфы и один из слуг рассказывает царю о Давиде, «сыне Иессея Вифлеемлянина, умеющего играть, человека храброго и воинственного и разумного в речах и видного собою». Из первой она вышла обессиленной, а вторая привела ее к окончательной гибели. Затем оно было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где заглавия книг получили такой вид: «Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus» («Первая книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей») «Liber secundus Samuelis, quem nos secundum Regum dicimus» («Вторая книга Самуила, которую мы называем Второю книгою Царей») «Liber Regum tertius, secundum Hebraeos primus Malachim» («Третья книга Царей, по еврейскому счету – Первая книга Мелахим – Царей») «Liber Regum quartus, secundum Hebraeos Malachim secundus» («Четвертая книга Царей, по еврейскому счету – Вторая книга Мелахим – Царей»).
Смиренный ответ Давида (18) на предложение царя был всего лишь условностью и не мог рассматриваться как отказ от Меровы точно так же, как его слова в стихе 23 не были восприняты как отказ от Мелхолы. разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей. » (1Цар. 20:30). По сравнению с другими книгами ВЗ текст этих книг плохо сохранился. Обеспеченное извне двухколенное царство широко и свободно развивало теперь и свое внутреннее экономическое благосостояние, причем сам царь был первым и ревностным покровителем народного хозяйства (2 Пар 26:10). Его силам наносят чувствительный удар войны с Иудою. Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти.
Подозрения подтвердились, когда в один из дней Саул метнул в Давида копье. Что бы он ни делал — все выдавало его жажду похвалы и самовозвышения. Название и разделение книг в Библии.
Второе окончательно предрешило судьбу Иудеи. «Беги вперёд и находи мне стрелы, –Ионафан помощнику велел. И за стрелой стрелу рукой умелойпускал вперёд, чтоб отрок не поспел. И он кричал, страдая и любя:«Стрела упала впереди тебя». Но, узнав, что его младшая дочь Мелхола, полюбила Давида он с мыслями: "отдам ее за него и она будет ему сетью и рука Филистимлян будет на нем" решается сделать Давида своим зятем. Ездры и Неемии (Неем 9). Таким образом, Ионафан еще раз сумел встретиться и поговорить с Давидом. Говорится, что на Саула напал злой дух и он бесновался в доме своем. 19:4-5). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2 Пар 20:33), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов.
Какой красивый пример истинного братолюбия. В этой последней битве, закончившейся полным поражением Израиля, погибает Саул (ок. Во Второй книге Самуила (1:25-26) потерянный Давид оплакивает смерть Ионафана: «Как пали сильные на брани.
Через семь с половиной лет после этого власть над Иудою и Израилем перешла в руки Давида (2 Цар 5:1-3) и целью его правления становится уничтожение племенной розни, при посредстве чего он рассчитывает удержать престол за собой и своим домом. Ионафан мог пасть жертвой гнева своего отца. Когда они расставались, чтобы пойти каждый своей дорогой, Ионафан сказал Давиду последние слова: «Иди с миром а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет на веки» –Патриархи и пророки, с. 655.
Таким образом история превращается в урок и предупреждение. «Кто известит меня, когда суровоотец ответит, сидя за столом, услышав о моём уходе слово и снова станет гневаться потом». При сыне и преемнике Асы Иосафате двухколенное царство крепнет еще более. Ни малых дел, ни замысла большогоотец не делал, не сказавши мне. О, нет. Сравнительно благоприятно отозвались на двухколенном царстве и его войны с десятиколенным.
Национальное единство снова под угрозой: в Хевроне «мужи Иудины» помазали на царство Давида, северные же колена противопоставили ему Иевосфея, потомка Саула, укрывшегося в Заиордании. В изложении ее становления уже давно различали две группы преданий: 9 – 10 1-16 11 с одной стороны и 8, 10-17-24 12 – с другой. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. Его слова: «От смерти Моисея до правления Артаксеркса пророки после Моисея записали в 13 книгах совершившееся при них» (Против Аппиона I, 8), дают понять, что он считал кн. В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на филистимский лагерь в Михмасе только с одним своим оруженосцем (1Цар. 14).
Последствия этого рода сказались прежде всего в истории десятиколенного царства. 970 г) оказалось, что национальное единство не стало еще достаточно прочным. Только Дух Святой, который был в Давиде и Ионафане, мог настолько глубоко объединить их. «Ранние пророки», в противоположность «Поздним пророкам» : Исайе, Иеремии, Иезёкиилю, Даниилу и двенадцати «малым пророкам».
Он, преодолевая всякий страх, с опасностью для жизни трижды защищает Давида и раскрывает ему заговор отца. 16). Первый подчиняет на юге идумеев и овладевает гаванью Елафом, на западе сокрушает силу филистимлян, а на востоке ему платят дань аммонитяне (2 Пар 26:6-8). Ясно, что отсутствие Давида в праздник новомесячия могло бы вызвать самые разные слухи (5–7). Ст. Естественно, что Давид захотел посоветоваться с Самуилом, человеком, который помазал его на царство (гл. В панике он разжаловал Давида до уровня тысяченачальника и удалил его от себя. Таким образом, эта глава знакомит нас с кознями Саула против Давида.
Мы ви- дим также готовность семьи Саула сделать все, чтобы защитить Давида от руки царя. Здесь мы видим, что Саул был очень гордым и амбициозным. На этот-то путь и вступила прибывшая в Иудею община. В то же время Бог пребывает с Давидом и хранит его от всяких грязных нападок сатаны. Подавленное Соломоном, оно вновь заявило себя при Ровоаме (3 Цар 12) и на этот раз разрешилось отделением от дома Давидова 10 колен (3 Цар 12:20-21).
Саул ненавидел своего сына за его любовь к Давиду и в сердцах даже хотел убить его. То, что Давид пришел к Ионафану, говорит нам о том, что он доверял ему и мог положиться на него. Раскол уже предчувствовался.
Саул ясно понимал, что, пока жив Давид, Ионафан не воцарится на престоле в качестве его наследника (31). «Нет больше той любви, – сказал Иисус, – как если кто положит душу свою за друзей своих» (Мф. Ближайшим поводом к нему служило недовольство Соломоном, наложившим на народ тяжелое иго (3 Цар 12:4) и нежелание Ровоама облегчить его.
После того как Бог сохранил Давида от копья Саула. Другая версия того же события излагается в гл 15 в связи с войной против амалекитян. Не тем ли, что в сраженьях отличилсяи жизнью рисковал не раз своей». Такими можем стать и мы, если захотим этого от всего сердца и приложим к этому старание.
В тот момент по обычаю Давид играл ему на струнах, чтобы успокоить его. А иначе отсутствие важной фигуры на празднике могло показаться подозрительным. Согласно со своим названием исторические книги излагают историю религиозно-нравственной и гражданской жизни народа еврейского, начиная с завоевания Ханаана при Иисусе Навине (1480-1442 г. до Р. Х. ) и кончая возвращением евреев из Вавилона во главе с Неемиею при Артаксерксе I (445 г. до Р. Х. ), на время правления которого падают также события, описанные в книге Есфирь. Того же взгляда держался, по-видимому и Иисус, сын Сирахов. Разделение на две книги восходит к греч переводу.
Скажи Ионафан, куда он скрылся. С точки зрения Саула, ситуация становилась все хуже и хуже: его молодой соперник не только выжил, но и упрочил свое положение, женившись на дочери царя Мелхоле (27). Предание приписывало их составление пророкам: Иисусу Навину, Самуилу и Иеремии. Однако в какой-то момент ситуация кардинально изменилась.
Духовный смысл сборника можно кратко сформулировать следующим образом: Ягве, положив начало существованию Своего народа, ведет его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). У Ионафана два пути — либо он помогает отцу уничтожить Давида, либо пытается изменить отношение Саула к Давиду. И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть» (1Цар. 14:43). Относительная слабость двухколенного царства сказывается лишь в том, что тот же Аса не может один вести войну с Ваасою и приглашает на помощь Венадада Сирийского (3 Цар 15:18. 19). Еще одним примером настоящей дружбы была одна сестра в общей жизни сестер – п. Руфь. В самом деле, все истории, все ситуации уникальны и вряд ли стоит сравнивать поведение Ионафана с Павликом Морозовым. И тем не менее преемник Езекии Манассия остается сторонником египтян.
И послал Саул вестников к Иессею и сказал: «Пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде». Саул с гневом говорил об этом: «сын негодный и непокорный. Этот вопрос достаточно подробно освещен в книге Левит 11–15. И случилось так, что «душа Ионафана прилепилась к душе его и полюбил его Ионафан, как свою душу».
Бросили жребий и пал жребий на Ионафана. Не совсем ясно, почему Давид не женился на Мерове (17—19). Тогда Саул вскочил и оголтелометнул копьё, чтоб сына поразить. Ионафан ушёл, невзвидя свет. И понял: «Всё, теперь спасенья нет». На третий день вечернею поройизвестий жди у камня за горой. Я выйду пострелять из лука в поле. И, будто в цель, отправлю три стрелы. И отрока возьму с собой на волю. Ему я стану громко говорить:«Пойди, скажу, – найди мои ты стрелы. Возьми их. Не сказав о своем намерении отцу или кому другому и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который ещё более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар. 14:14-20). Казалось, что после его предостерегающих слов Саул преодолеет свою неприязнь, а отдавая за Давида свою дочь, даже ищет с ним родства и искренней дружбы. Страшный гнев царя бросил тень на жизнь молодых людей их скорбь была неописуема.
Экспансия филистимлян – битва под Афеком (приблиз. Однако после смерти Давида (ок. Страх Саула перерос в паранойю. С его смертью во всей силе сказалась племенная рознь периода Судей: колено Иудово, стоявшее прежде одиноко от других, признало теперь своим царем Давида (1 Цар 2:4), а остальные подчинились сыну Саула Иевосфею (2 Цар 2:8-9). сказал Ионафан, – Он правду видит.
Вот таким образом, как только умирал царь гонитель язычества, язычествующая нация восстановляла разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников (2 Пар 14:3 2 Пар 15:8 2 Пар 17:6 и т. п. ). По представлению автора Паралипоменон (2 Пар 21), они выразились в отложении Иудеи при Иораме покоренной Иосафатом Идумеи (2 Пар 21:10), в счастливом набеге на Иудею и самый Иерусалим филистимлян и аравийских племен (2 Пар 21:16. 17), в возмущении жителей священнического города Ливны (2 Пар 21:10) и в бесполезной войне с сирийцами (2 Пар 22:5). Обычно Дух Божий давал людям способность действовать и говорить по воле Божьей. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Ibid. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ (2 Пар 17:7-10) второй предпринимает публичное чтение закона (4 Цар 23:1-2 2 Пар 34:30) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи (2 Пар 30:26). Из 20 главы мы узнаем, что Давид приходит к Ионафану, прося его о помощи и защите.
Как по мне, есть и их много. Он взял укрепленные города Иудеи, разграбил самый Иерусалим и сделал иудеев своими данниками (2 Пар 12:4. 8. 9). Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар. 19:1-7, 1Цар. 19:20). –Саул промолвил не таясь, открыто, –Сын Иессеев должен умереть».
Даже царский сын должен был просить разрешения покинуть двор (см. : 2 Цар. День новомесячья не для него. На этой почве (3 Цар 12:4) возникло народное недовольство, перешедшее затем в открытое возмущение (3 Цар 11:26). В основание своей дружбы Ионафан ставил авторитет Бога. Если бы Давид сделался царём, то Ионафан не желал ничего большого для себя, как быть вторым при нём (1Цар. 23:17). Они становятся близкими друзьями практически после первой встречи: «Ионафан же заключил с Давидом союз ибо полюбил его, как свою душу» (1Цар. 18:3).
Его зависть привлекла злого духа и Саул стал им порабощен.
Покорено было все Заиорданье и Давид распространил свою власть на южную Сирию. Саул ясно понимал, что, пока жив Давид, Ионафан не воцарится на престоле в качестве его наследника (31). Иисуса Навина – Есфирь книгами характера исторического. Оно сменилось племенной рознью и притом настолько сильною, что колена не принимают участие в общей политической жизни страны, живут до того изолированно, замкнуто, что не желают помочь друг другу даже в дни несчастий (Суд 5:5-17 Суд 6:35 ср. Да я себе такого не прощу».
Они упали в объятия друг друга и горько плакали. Их тела филистимляне повесили на стене Беф-Сана, однако жители Иависа сняли останки, а затем сожгли их (1Цар. 31:12) (через несколько лет Давид распорядился перенесли кости в гробницу Киса (2Цар. 21:12-14). Ионафан и Давид заключили между собой союз быть вместе, как братья и царский сын снял «верхнюю одежду свою, которая была на нем и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои и меч свой и лук свой и пояс свой».
Но в данном случае они не обрели силы Духа, а напротив, потеряли свои последние силы. Таков, между прочим, результат реформ Езекии и Иоссии.
Первым воинским подвигом Ионафана было избиение филистимского гарнизона близ Гевы. Обычно Дух Божий давал людям способность действовать и говорить по воле Божьей. В целях ослабления первого язычествующая партия избрала и выдвинула ложных пророков, обещавших мир и уверявших, что никакое зло не постигнет государство (Иер 23:6). И встал и пошел, а Ионафан возвратился в город". Также мы видим, что Саул имел, как ни странно, комплекс неполноценности. Как повествует строфа 21: «И пришел Давид к Саулу и служил пред ним и очень понравился ему и сделался его оруженосцем И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, Давид, взяв гусли играл рукою своей».
Библейский автор стремится как можно полнее изобразить эту дружбу, вошедшую в поговорку. Именно филистимляне захватывают в плен иудеев и ведут ими торговлю как рабами (Иоил 3:6 Ам 1:9Ам 1:9) идумеяне делают частые вторжения в пределы Иудеи и жестоко распоряжаются с пленниками (Ам 1:2 Иоил 3:19) наконец, Азаил Сирийский, отняв Геф, переносит оружие на самый Иерусалим и снова царство Иудейское покупает себе свободу дорогой ценой сокровищ царского дома и храма (4 Цар 12:18). После всего случившегося Давид уже не мог рассчитывать на мирное возвращение ко двору. Мало этого, современник данного события Иосия пытается остановить завоевательные стремления фараона египетского Нехао (2 Пар 35:20-22), но погибает в битве при Мегиддоне (2 Пар 35:23).
Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры – Неемии и Есфирь – к разделу «кетубим» – священным писаниям. За что его ты хочешь умертвить». «Антимонархичность» второй заключается лишь в том, что она осуждает такого рода царскую власть, которая не достаточно считается с суверенной властью Бога. Таким образом заклятие было нарушено и гнев Божий не замедлил обнаружиться (1Цар. 14:37).
20:1–17 Давид советуется с Ионафаном. С перерывами (3 Цар 22:1) и переменным счастьем они проходят через царствование Ахава (3 Цар 20), Иорама (4 Цар 8:28-29), Ииуя (4 Цар 10:32-33), Иоахаза (4 Цар 13:1-7) и Иоаса (4 Цар 13:22-25) и настолько ослабляют военную силу израильтян, что у Иохаза остается только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 пехоты (4 Цар 13:7). В стихе 12 раскрыта очень важная причина, объясняющая, почему Саул боялся Да- вида.
Кроме того им была наложена на Иудею громадная дань (4 Цар 18:14-16). Хорошо это или плохо. В ином свете представляется за это время состояние двухколенного царства. Но Давид действовал благоразумно и Бог был с ним. Правлением сына Иоаса Амасии кончается время бедствий (несчастная война с десятиколенным царством – 4 Цар 14:9-14 2 Пар 25:17-24 и вторжение идумеев – Ам 9:12), а при его преемниках Озии прокаженном и Иоафаме двухколенное царство возвращает славу времен Давида и Соломона. И приказал он привести Давида. «Сын Иессеев обречён на смерть.
Союз с Египтом и надежда на его помощь не принесли двухколенному царству пользы. Боже, как Ты мог сделать это со мной. Зло, которое разъедало Саула изнутри, привлекает еще большее зло.