Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины) – 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) – русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма. Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967), поэт, художник. Родился 9 (21)июля1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича.
Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. Бурлюк Давид Давидович -- 29. 07. 1882 (хутор Семиротовщина Харьковской губернии) – 15. 01. 1967 (Лонг Айленд, Нью-Йорк). Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины)— 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк США)— русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма.
В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Издал, в частности, программный теоретический труд «Энтелехизм» (1930), в котором провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком в литературе» и книгу «1/2 века», посвященную собственному 50-летию (1932). Экспонировал работы в «Салоне» С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), на выставках «Союза молодежи» в С. -Петербурге (1910, 1911, 1913) и Риге (1910), выставках «Бубновый валет» (1910, 1912, 1913) и «Выставке живописи 1915 г» (1915) в Москве, Выставке левых течений (1915) и выставках: «Мир искусства» в Петрограде (1915), Нового художественного общества (1910) и объединения «Der Blaue Reiter» в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирера (1911) и Первом немецком весеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине (1913), в салоне Независимых в Париже (1914). Он является членом многих литературно-художественных объединений (помимо Гилеи и Бубнового валета, это Синий всадник, Союз молодежи, Общество Изобразительных Искусств).
В 1912 году Бурлюк совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма Пощечина общественному вкусу. Мюнхен) «Мир искусства» (1911. В 1956 и 1965 годах посетил СССР. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой.
Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) иучастник его выставок 1910–1914. По возвращении в Москву участвовал в оформлении «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке. Там собралась неплохая компания русских художников – Малевич, Татлин, Пальмов. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Первый журнал русских футуристов» (1914). В 1915, всвязи снеобходимостью содержать семью, выехал вБашкирию, где занимался торговлей военным фуражом.
В 1913-1914 гг. Жил на станции Иглино близ Уфы. Именно Одесское училище он закончил. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др. Многие работы посвящены воспоминаниям оРоссии (сельские мотивы, анималистика), втом числе историческим фигурам («Ленин иТолстой».
Париж) выставки впользу лазарета деятелей искусств (1914. В 1912 издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший одноименный манифест (за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского), в котором в эпатирующей форме провозгласил отказ от классических традиций в искусстве и литературе. За два года, проведённые здесь до отъезда, он успел создать около двухсот полотен. Свои взгляды он излагал вэпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики.
В 1956 г. приезжал в СССР. Роль Бурлюка была особенно велика вделе консолидации творческих исканий иобъединения художников-новаторов. В 1915 г. выходит сборник «Весеннее контрагентство муз», в 1916 г. – сборник «Четыре птицы». Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено.
Был постоянным автором газеты «Русский голос». СПб. ) «Венок» (1909. Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1911), участник одноимённых выставок 1910–1917. Учился вКазХУ (1898–1899, 1901–1902) уГ. А. Медведева иК. Л. Мюфке вОХУ (1899–1901, 1910–1911) уК. К. Костанди, Г. А. Ладыженского, А. А. Попова иЛ. Д. Иорини, вМюнхене вКоролевской АХ (1902) уВильгельма фон Дица ившколе Антона Ашбе (1903–1904), вПариже встудии Фернана Кормона (1904).
1925–1930). Организовал выпуск первого сборника «будетлян» – «Садок Судей». Одесса была одной из самых ярких остановок в этом турне. За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен. Осенью 1910 вОдессе познакомился сВ. В. Кандинским истал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» иавтором одноимённого альманаха. Тогда же он активно выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимал участие в диспутах.
С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. На выставках 1906–1908 он выступал совместно сбратом В. Д. Бурлюком исестрой Л. Д. Бурлюк. Осенью 1919 отправился в поездку по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку для пропаганды «левого» искусства.
Одесса–Киев–Петербург–Рига) 7-й выставке Екатеринославского научного общества (1910. «Своей непривлекательной внешностью он даже как будто гордился и, подчеркивая ее недостатки, сублимировал их в свой особый стиль», – вспоминал Лившиц. Повторял композиции 1910-х («Пейзаж смостом», «Портрет матери», «Казак Мамай»), создавал беспредметные работы («Коллаж»), ставя на них ложные даты. Первый сборник группы – «Садок судей» (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова – почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как ее организатор и пропагандист.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Старшая сестра Людмила (в замужестве Кузнецова, 1886–1968) и брат Владимир (1886–1917) – художники, брат Николай (1890–1920) – поэт. В 1913 выпустил брошюру «Галдящие бенуа и новое русское национальное искусство», в которой декларировал право художника на свободу творческого поиска. Весь его жизненный путь отмечен постоянной «охотой к перемене мест»: Россия, Германия, Франция, потом опять Россия вплоть до Дальнего Востока, Япония, США, посещение СССР в 1959 и 1965 годах, предпринятое уже в пожилом возрасте кругосветное путешествие. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния.
Нью-Йорк) интернациональной (1926. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы советских художников «13». В 1912-1914 гг. Екатеринбург) 1-й выставке художественно-артистической ассоциации (1912. Вильна–Петербург) Салон В. А. Издебского (1909–1910.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». вместе с В. Маяковским и В. Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции (в автобиографии он называет 27 городов). В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Ленинград) «Рабочий икрестьянин вдореволюционной исоветской живописи» (1930. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». В 1918-1919 гг. В1912 он предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), входе которого освоил французский кубизм иитальянский футуризм ипо возвращении выступал вМоскве иПетербурге сдокладами, носившими характер скандала. Берлин) Салона Независимых (1914.
Так как семья часто переезжала, учился в гимназиях Сумм, Тамбова, Твери. В печати дебютировал в 1899. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Брат В. Д. Бурлюка, а также Николая Бурлюка, писателя и теоретика искусства. Был постоянным автором газеты «Русский голос».
Киев) «Стефанос» (1907–1908. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объемом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. В 1956 и в 1965 гг. Он был очень плодовит: за два года пребывания в Японии написал почти 450 полотен. Они также были участниками движения футуристов.
Был постоянным автором газеты «Русский голос». В 1918 вместе с Маяковским и Каменским издал единственный номер «Газеты футуристов» с «Манифестом Летучей Федерации Футуристов» и «Декретом 1 о демократизации искусства». Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея, Рыкающий Парнас (1914). Был постоянным автором газеты «Русский голос». Петроград) современной русской живописи (1916.
Михневич (1860–1923) – дворянка, художница-любитель, сестра журналиста и писателя Владимира Михневича. Отец – выходец из «купцов-козаков» – с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. На сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России.
Петербург) «Московский салон» (1913) современного искусства (1913. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Вживописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. С 1902 по 1905 гг. Чтоб писать, не голодая. В 1919-1920 гг.
Москва) современного русского искусства (1932. Ему уже за 30, а он все учится. На протяжении 1910-х он совмещал работу снатуры (пейзаж, портрет) ссозданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал сфактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма итрадиционного реализма. В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. Однако его собственное поэтическое творчество, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальностью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских «проклятых» поэтов а позднее – экспрессионистских течений в поэзии и прозе.
1922), близкие кэкспрессионизму («Рабочие». У него было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Москва) ТЮРХ (1906, 1907. В 1922 поселился в США. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг (Садок судей, Рыкающий Парнас, Требник троих, Дохлая Луна, Сборник единственных футуристов в мире, Затычка, Молоко кобылиц, Первый журнал русских футуристов, Ржаное слово и других), в 1914 году – редактор Первого футуристического журнала.
Москва) левых течений (1915. В 1916 году в Уфе прошла его первая персональная выставка. В 1918 году Давид Бурлюк становится одним из издателей Газеты футуристов. В 1907 г. семья в очередной раз переезжает. Летом 1915 уехал в ее имение у станции Иглино, близ Уфы. В 1909-1910 гг.
Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост». В 1920 году эмигрирует с семьей в Японию, где он провел два года.
Участвовал в устройстве первых авангардистских выставок: «Стефанос» (М., 1907/1908), «Звено» (Киев, 1908 на ней распространял листовку со своей декларацией «Голос импрессиониста в защиту живописи»), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Выставка современных течений в искусстве» (СПб., 1908), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910). 11 ноября 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». 1924). Выпустил сборники стихов «Лысеющий хвост». 1921), натурные пейзажи ижанровые сцены исполнял заказные портреты. Отец, Давид Федорович Бурлюк (1857–1915) из крестьян, служил управляющим помещичьими имениями, автор популярных брошюр по агрономии. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы.
русский поэт, прозаик, художник, один из основоположников российского футуризма. учился живописи (Мюнхенская Королевская академия искусств – у профессора Вилли Дица парижская мастерская «Эколь де Базар» – у художника Кормона). В 1930 принял американское гражданство. Был постоянным автором газеты «Русский голос». 1924) иногда сиспользованием символики имонументальных форм («Пришествие механического человека». В годы Первой мировой войны написал несколько больших аллегорических картин («Опоздавший Ангел Мира», «Казнь русской Марии-Антуанетты» и др. ) В 1916/1917 участвовал в трех выставках Уфимского художественного кружка и последних выставках «Бубнового валета» в Москве (ноябрь–декабрь 1916, ноябрь–декабрь 1917), провел персональную выставку в Самаре (1917).
БУРЛЮК Давид Давидович, русский художник, поэт, критик издатель. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х— начале 1930-х годов группы советских художников «13». Текст манифеста был сочинен авторами в течение одного дня.
В 1919 году в Кургане выходит книга его стихов Лысеющий хвост. Писательский дебют состоялся в херсонской газете «Юг» (первая публикация – 2 февраля 1899). Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др.
При участии Бурлюка выходят сборники Садок судей (1913), Дохлая луна. Участвовал ввыставках местных ииногородних художников (1905. В дальнейшем участвовал в выпуске футуристических сборников «Садок Судей II», «Требник Троих», «Дохлая Луна» (все – 1913), «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (оба – 1914), «Весеннее контрагентство муз» (1915) и др. Херсон) «Импрессионисты» (в группе «Венок» 1909–1910. Вавгусте 1920 сВ. Н. Пальмовым отплыл вЯпонию для показа выставки русских художников.
За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен. Занимался в Мюнхенской АХ у В. фон Дица и в школе А. Ашбе. В 1930–1967 издавал журнал «Color and Rhyme», в котором публиковал автобиографические материалы и дневниковые записи (часть материалов печаталась на русском языке, часть – на английском в 1970 вышел последний номер, подготовленный его вдовой). Самара) группы «Тринадцать» (1931.
В том же году при содействии В. В. Кандинского опубликовал в мюнхенском альманахе «Der Blaue Reiter» статью «Дикие русские» («Die Wilden Russlands»). Первая персональная выставка работ Давида Бурлюка состоялась в 1917 г. в Самаре. В 1915-1917 гг. В 1894-98 годах Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях.
Москва) «Венок-Стефанос» (1909. Петроград), «Выставке живописи1915 год» (1915. Издавал книги (помимо собственных произведений и работ о своём творчестве выпустил несколько книг В. В. Маяковского и коллективных сборников) и журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма», с 1930 года), сотрудничал в просоветской газете «Русский голос» (1923-40 годы). Много путешествует, постоянно учится. Сборник стихов и рисунков» (1914), «Рыкающий Парнас» (1914), а также журнал «Футуристы. Позднюю живопись Бурлюка отличает кричащая цветовая гамма иблизость ккитчу. Мейерхольдом.
Грэмом (И. 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка вэклектизме. Леонардо да Винчи (1906. В 1910 году дебютировал как поэт в сборниках «Студия импрессионистов» и «Садок судей». Петербург) Первого немецкого Осеннего салона (1913. В Париже познакомился с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. Группа именовала себя также «Гилея» (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, – футуристами.
Одесса) СРХ (1906–1907) МТХ (1907, 1912, 1918) ТПХВ (1907, 1908) «Звено» (1908. Всё это, включая интерес кнационально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». Петербург) Салон С. К. Маковского (1909. Мать – Людмила Федоровна, урожд. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т. к. Москва) Первой выставке русских художников вЯпонии (1920.
выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики. С1905 участвовал ввыставках, публиковал статьи вгазете «Юг» (Херсон). М. В. Нестерова. За два года, проведённые здесь до отъезда, он успел создать около двухсот полотен.
Вместе с женой основал «Издательство М. Н. Бурлюк», под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В годы 1-й мировой войны жил преимущественно в Москве. Встатье «Дикие вРоссии» («Синий всадник», 1912) он попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил иопора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» ит. п.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. В сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности). С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п.
Мюнхен) Второй салон Издебского (1911, Одесса–Николаев) «Синий всадник» (1911–1912. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Но его стиль всегда узнаваем, анаименование «отец русского футуризма» осталось вистории авангарда. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в. С 1906 года участвовал в художественных выставках одновременно выступал как художественный критик («По поводу художественных писем г-на А. Бенуа», 1910 год). В 1920-1922 гг.
посетил СССР. Читал лекции, организовывал поэтические концерты и выставки. Первая в Стране восходящего солнца выставка западного искусства имела громкий успех. В 1910 вместе с братьями и при участии Каменского, Крученых и Хлебникова создал футуристическую литературно-художественную группу «будетлян» (позже – группа «Гилея»), выступавшую против эстетических канонов символизма. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских художников «13».
М. В. Нестерова. Филадельфия) интернационального искусства (1927.
Летом 1918 г. остался за линией фронта. «Будетяне» искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских «проклятых» поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). М. В. Нестерова. Предметы со стороны пустой глазницы покажутся угрожающими и неспокойными.
С1911– вМУЖВЗ уЛ. О. Пастернака иА. Е. Архипова (исключён в1914). По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник Пощёчина общественному вкусу (1912) с девизом В защиту свободного искусства. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда.
Однако основная продукция Бурлюка 1930–1960-х имеет откровенно коммерческий характер. Происходил из старинного казачьего рода. Первые художественные навыки получил вгимназиях г. Сумы уА. К. Венига (1894) ивТамбове уП. П. Ризниченко (1895–1897). В 1918 г. принял участие в последней выставке «Бубнового валета» в Москве. Вам будет казаться, что там что-то неладно.
Выступал с лекциями в рабочих клубах, сотрудничал в коммунистических изданиях. жил в Японии. Писал картины вдухе футуризма («Японский рыбак». В1906 принимал участие вдеятельности Товарищества харьковских художников. В. В. Обе– 1916) исимволике («Опоздавший ангел мира».
В1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея» написал (совместно сХлебниковым иВ. В. Маяковским) ииздал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Весной 1915года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Фактически братья Давид и Владимир (также учился в Одесском художественном училище) Бурлюки стали первыми российскими футуристами. Осенью 1907, приехав вМоскву, познакомился сМ. Ф. Ларионовым, сблизившись сним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы». Был постоянным автором газеты «Русский голос».
Мир окажется сдвинутым — настоящая футуркартина". Около 1910 Бурлюк повёл борьбу скритикой, обвиняя её внекомпетентности ипристрастности, опубликовал листовку «По поводу Художественных писем г-на А. Бенуа» (1910) иброшюру-памфлет «Галдящие бенуа иновое русское национальное искусство» (М., 1913). В 1902 после неудачной попытки поступить в ИАХ уехал в Мюнхен. Выдавал ежедневно 50 копеек.
Петроград) Товарищества независимых (1916. Маяковский вспоминал о нем: Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом. Екатеринослав) Областной южнорусской (1910. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 80 км от Уфы. В 1904 приехал в Париж, посещал студию Ф. Кормона. Выступал с острыми полемическими докладами на диспутах о современном искусстве, организованных «Союзом молодежи» в Петербурге и обществом «Бубновый валет» в Москве. Всередине 1920-х провозгласил открытие «радиостиля» («Гудзон».
Берлин) русской живописи искульптуры (1923. Творчество Бурлюка американского периода неоднородно. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбэ и во Франции, в Париже, в «Lесоle des beaux arts» Кормона. Рембо, С. Малларме), шокировала антиэстетичностью образов и эпатажной декларативностью, которую подчёркивала вызывающая манера поведения самого Бурлюка (раскрашивание лица, нарочитая оскорбительность манифестов, самореклама и пр. ). По его инициативе и при его участии выходят сборники «Садок судей» (второй) (1913), «Дохлая луна.
Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г. ). Много лет публиковал в газете «Русский голос» обзоры отечественных газет, агитационные статьи и фельетоны в поддержку социалистических преобразований в России. Учился в Казанском (1898-99 годы) и Одесском (1899-1901 годы, 1909-10 годы) художественных училищах, в Мюнхене (1902-03 годы), Париже (1904 год), в МУЖВЗ у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова (1911-14 годы). В1930-х вего картинах появляются отголоски сюрреализма («Головы на берегу»). уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири.
В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке «Стефанос». Занимается в Королевской академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904).
Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. М. В. Нестерова. Автор текстов ииллюстраций впоэтических сборниках «Садок судей» (СПб., 1910) и«Садок судей II» (СПб., 1913) «Требник троих» (М., 1913) «Дохлая луна» (М., 1913) «Рыкающий Парнас» (М., 1913) идругих. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу» (1912) с девизом «В защиту свободного искусства».
Харьков) ученических МУЖВЗ (1912–1914) современной живописи (1912. Тогда половина мира станет для вас теневой. В 1922 поселился в США. Давид Давидович Бурлюк родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы советских художников «13».
В 1911 году познакомился с В. В. Маяковским и стал одним из наиболее активных деятелей зарождающегося русского футуризма. Переписывался с друзьями в СССР, встречался с советскими деятелями культуры, приезжавшими в США, в том числе с Маяковским (1925). у негоне было одного глаза. Вконце 1907 финансировал организованную совместно сЛарионовым выставку «Стефанос» вМоскве, в1908 сА. А. Экстер организовал вКиеве выставку «Звено». Из старого рода запорожских казаков отец – агроном, автор книг по сельскому хозяйству. Во время недолгого пребывания вМоскве вконце 1917– начале 1918 возобновил футуристические акции сМаяковским иКаменским, затем вернулся вУфимскую губернию, оттуда направился вгастрольное турне по Сибири иДальнему Востоку (1918–1919). 1926). Нью-Йорк) новейших течений вискусстве (1927.
Херсон) Товарищества харьковских художников (1906, 1906–1907, 1907) Общества им. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея» (1913), «Затычка» (1913), «Требник троих. Иллюстрировал книги стихов Хлебникова («Молоко кобылиц», «Изборник стихов»), Каменского («Танго с коровами») и Маяковского (трагедия «Владимир Маяковский»). Из 473 картин 150 принадлежали кисти Бурлюка. Сотрудничал в дальневосточном литературно-художественном журнале «Творчество». Петроград) 7-й выставке общества «Свободное творчество» (1918. Жил в Москве издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М. Н. Бурлюк издавал журнал «Цвет и рифма». Весной 1915года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Токио–Иокогама–Осака) Первой русской художественной выставке (1922.
Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. В Одессе познакомился с И. И. Бродским, Б. И. Анисфельдом, С. Ф Колесниковым, М. Б. Грековым (Мартыщенко). Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х– футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика иповедения, сколько близостью к«смеховой культуре». Он активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутацию «отца российского футуризма», всячески им поддерживаемую (это определение вынесено на обложки всех его американских изданий). За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен. Входил в литературную группу «Серп и молот» и в Клуб Джона Рида.
Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. Мать – урожденная Л. И. Михневич – сестра фельетониста В. И. Михневича.
Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В. В. Маяковском. Родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в семье агронома. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. Помимо натурных портретов (в большинстве– жены Маруси) инатюрмортов, его наследие включает множество пейзажно-жанровых композиций вманере имитирующей наивную живопись, которую он считал наиболее адекватно передающей американскую действительность. На протяжении 1920-х он стремился сохранить престиж авангардного художника исоздавал картины сэлементами футуризма («Рыбак сЮжного моря» «Рабочие».
Поэзия Бурлюка, ориентированная на французскую стихотворную культуру (А. Екатеринослав) «Нового мюнхенского художественного общества» (1910. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х— начале 1930-х годов группы советских художников «13».
В сентябре 1922 переехал с семьей в США и поселился в Нью-Йорке. Тучность, вальяжность, вызывающая манера одеваться, серьга в ухе, отсутствие одного глаза, непременный лорнет в руках, сквозь который он равнодушно рассматривал возмущающуюся публику, приходившую на выставки, лекции и поэтические вечера освистать и осмеять футуристов, разрисованное лицо, «чудовищные» стихи, неслыханные реплики в отношении, казалось бы, незыблемых авторитетов в- таков был Д. Бурлюк и таков был, по мнению многих, русский футуризм. Москва 1915, Петроград) 2-й выставке группы «Кольцо» (1912. Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными.
В печати дебютировал в 1899 году и всю жизнь совмещал занятия живописью и литературой. Жил в Москве издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.