Однако, позволив в 1840 году реставрировать фреску, правительство запретило снимать копии с портрета Данте. Перед нами Данте – почему-то не узнанный, несмотря на свой классический профиль и плащ с капюшоном (как на прижизненном портрете Леонардо кисти Джотто впрочем, такой же капюшон и на портретах АлександраVIБорджиа). Ренессансное восприятие Данте материализуется в портретных его изображениях. Открытие сразу трех портретов Данте на веронских фресках говорит нам о настоящем триумфе памяти Данте в Вероне в XIV веке.
В некоторых из них даже фактура живописи слегка имитирует переплетения нитей. Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.
Дом Пьетро Алигьери находился напротив церкви Святой Анастасии, на углу с улицей Сан Пьетро (теперь Дворец Бевильаква). 7). После смерти поэта в местах, связанных с его жизнью (а Верона одно из таких мест), его стали представлять в церквях, как достойного Рая, признавая огромный вклад и заслуги Данте.
Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана изгнание сделало его более серьёзным и строгим. «Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора.
Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780г. В сегодняшнем обзоре — главные дантовские места Италии. Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви – Беатриче. Художнику была близка поэзия Колриджа, Вордсворта и в особенности Китса. Напомним, что Рафаэль создавал портрет Данте в 1509 году, спустя почти 200 лет с момента смерти поэта, на основании описания, составленного не менее знаменитым Джованни Боккаччо, автором «Декамерона».
«Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». «Пир» продиктовало Данте нарождающееся итальянское национальное сознание. Сыновья Данте обосновались в Вероне.
Простые итальянцы почитали его и боялись, считая, что Данте знался с нечистой силой. 8. 5 (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия». Когда Данте создает новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы» именуемой им (в начале третьей канцоны) «мадонной философией».
По форме «Божественная комедия»— загробное видение, распространенный жанр в средневековой литературе. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти. Фреска замышлялась как живописный вариант памятника Данте. Одинаково четко прорисованные человеческие фигуры и предметы переднего и заднего планов зрительно сокращают расстояние между ними.
Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в всемирной и единодержавной империи ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4)10. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. С годами Россетти все глубже замыкается в себе. Итальянские платоники рисовали себе праздничное зрелище мудрецов – людей интеллектуального и нравственного совершенства, собравшихся для духовного общения на лоне природы. В 1850-е годы Россетти создает ряд композиций, в основном выполненных акварелью, на темы, связанные с именем Данте и героев средневековых легенд — короля Артура, Святого Георгия (Данте рисует ангела в годовщину смерти Беатриче, 1853, Оксфорд, Музей Ашмолеан Королева Гинерва и Ланцелот у могилы короля Артура, 1860, повторение с оригинала 1854, частное собрание), Напев семи башен, 1857 Брак Святого Георгия и принцессы Сабры, 1857 Dantis Amor, 1859, все — Лондон, Галерея Тейт).
От зверей рассказчика спасает Вергилий— разумкомм. 4. Данте проповедует идею о необходимости подражать «образцовым», «правильным поэтам».
Позже братство (первоначально в него входило семь участников) переросло в движение прерафаэлитов. Но условия были унизительными и Данте отказался. В это время (13 апреля 1493 г. ) Миланский герцог Сфорца издает указ об изгнании цыган из Италии и запрете их возвращения под страхом смертной казни в район между реками По и Адда. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами.
Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. В Студиоло Урбинского дворца портрет Данте можно было видеть в галерее древних, средневековых мудрецов, поэтов и гуманистов XIV–XV вв. – всего 28 полуфигурных изображений работы Юстуса ван Гент и других художников (1474–1475 гг. ). Так выглядит Ад. В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту».
Такого рода «психологизация» портретной характеристики Данте будет проводиться в искусстве второй половины XV–начала XVI в. Мастера этого времени отберут и будут акцентировать те черты иконографии, которые способны передать образ Данте–философа и поэта: энергичный и скорбный «орлиный» профиль. И на каждом почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери». Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и Данте посещают то один, то другой круг и все их, перечисленные в поэме, остановки. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.
3. По его мнению, деньги— источник многих зол11. Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал. Здесь в атмосфере спокойного величия предстает семья античных мыслителей. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» так был назван один из сыновей Каччагвиды.
Здесь был представлен «Парнас мысли» в лице величайших ее носителей, действовавших в различных сферах и на разных этапах исторического развития. Правда, ждать пришлось долго – еще полтора века. Пепел запечатали в шесть конвертов.
К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте известно нам из его собственных воспоминаний изложенных в «Божественной комедии». Кристаллизация этого типа в своих самых значительных памятниках такова: резкий до дисгармонии профиль в интарсии Франчьоне и Джулиано да Майано (Флоренция, Палаццо Веккио, 1478 г. ), бронзовый бюст с печатью скорбной сосредоточенности (Неаполь, Музей Каподимонте, конец XV в. ), сильная патетическая фигура у Синьорелли (Орвьето, Собор, капелла Сан Брицио, между 1499–1503 г. ) образ, созданный Рафаэлем, – просветленное лицо поэта в «Парнасе» и суровый облик мыслителя в «Диспута» (Ватикан, Станца делла Сеньятура, 1509–1511 гг. ). Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы и вот таким образом он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти.
Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета (как и некоторых других) кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к «Раю» и «Аду» упомянутой поэмы, художник сам или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения. В 1321 году, когда автор «Божественной комедии» скончался, Боккаччо исполнилось всего 8 лет, оставленный им словесный портрет Данте, вероятнее всего, был записан со слов людей, действительно встречавшихся со знаменитым итальянцем, но не может претендовать на объективность.
Вот таким образом пространство его картин кажется неглубоким и как бы лишенным воздуха. Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, вот таким образом 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Вот и все.
13 (по иным сведениям 14) сентября 1321 года Данте окончил свой скорбный путь в Равенне. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная— Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). Место-символ, куда поэт мечтал вернуться признанным поэтом. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI) эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить ее на феодальных началах. Более чем возможно, что он заказал в главной церкви Скалиджеров (которым был обязан) в Сант Анастасии фреску с изображением своего отца Данте Алигьери.
В глазах печаль и думы». Традиционная историография описывает, что «похороны прошли торжественно», «с великими почестями». Данте почти по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил творческой личности, связанной с народом.
В 1311 году, уже через четыре года после написания «Ада», ему было «навеки отказано в амнистии», а в 1315-м, за год до начала работы над «Раем», ему повторили приговор «О предании смертной казни с сыновьями». В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но относительно цыган эдикт 1491 г. был первым.
Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни – «Божественную комедию». Предполагают, что возникли разногласия с окружением Скалиджеров из поэта Данте стал ученым, написал труд о Сферах Земли и участвовал в Вероне в конкурсе на преподавательскую кафедру в 1318 году. Словом, жизнь его и его семьи была полна угроз и скитаний по Италии. В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. 1863—1864, Лондон, Галерея Тейт).
Данте Габриэль Россетти был одним из вдохновителей и деятельных участников Братства прерафаэлитов, созданного им совместно с Холменом Хантом и Джоном Эвереттом Миллесом в 1848 году с целью совершить переворот в искусстве и поэзии. Роспись построена с четкой тек- тоничностью. Последовал заочный смертный приговор и ссылка детей. Наконец, Данте – славный гражданин Флоренции, что символизировано изображением его города. Надо сказать, что и сам поэт поддерживал свою мистическую репутацию.
Он проиграл и уехал в Равенну разочарованный. В канцоне и сопровождающих ее рассуждениях Данте настолько углубляет и демократизирует антисословные представления «нового стиля» о благородстве как благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу, что его мысли о «божественности» человека начинают принимать почти гуманистический смысл. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, вот таким образом он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»).
И смирение уже не безусловная добродетель. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.
Идея эта будет унаследована Рафаэлем. И вот что он выяснил. Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное – девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части – кантики. Вот как описывает встречу с Данте другой великий итальянский поэт Джованни Боккаччо: «Когда творения Данте уже повсюду славились, особенно та часть его комедии, которую он озаглавил «Ад» и поэта по облику знали многие мужчины и женщины, он шел однажды по улице и одна из женщин сказала, понизив голос: «Посмотрите, вон идет человек, который опускается в ад и возвращается оттуда, когда ему вздумается, принося вести о тех, кто там томится. » На что другая бесхитростно ответила: «Ты говоришь истинную правду, взгляни, как у него курчавится борода и потемнело лицо от адского пламени и дыма. » Данте улыбнулся, довольный таким мнением о себе и прошел мимо». Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке.
Создавал Алигьери и политические трактаты. «вернусь поэтом и в месте моего крещения в Крестильне мне наденут шапку» В Крестильне Флоренции есть изображение трехголового чудища на Страшном Суде, у Данте Люцифер тоже с тремя головами. Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Эти принципы живописи мастера наиболее последовательно выражены в ранних произведениях «Детство Марии» (1849), «Благовещение» (Ecce Ancilla Domini) (1850, обе — Лондон, Галерея Тейт).
В ней Леонардо рассуждает о сути человеческой души: «О проклятая и счастливая душа, откуда ты. » В этом отрывке, опубликованном К. Педретти, речь идет о людях порочной души, об их лжи и фальши. Это— великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Разрабатывая литературный язык и формируя «прекрасный стиль», Данте в «Пире» приводил их в соответствие с требованиями «благородной дамы» именуемой им теперь «мадонной философией». То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса.
Своеобразный «психологизм» образа кажется родственным неоплатоническому. Россетти, как и многие его сотоварищи избегал современных тем. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли. Трактат заканчивается пророчеством об общественной и культурной роли нового народного языка: «Он будет новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12).
Ад – это темная пропасть, куда в отчаянии сходят навсегда погибшие. Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. Святой знаменитой Крестильни Флоренции, которую Данте неоднократно упоминает в Божественной Коммедии — «в моем прекрасном Сан Джованни». Для Данте Беатриче – воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе. Россетти, как и остальные члены братства избегал профессиональных натурщиков. Перед нами незаурядная, независимая личность.
Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц изображенных Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета. Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI)— это хвалебный гимн гибеллинизму. В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Признание запоздавшее, если вспомнить его жизнь и душевные метания в изгнании. Идея о людях знания и творчества как об особо почетной части человечества, собранной как бы в едином «пространстве мысли», проводится в схематической форме в портретах Урбинского Студиоло, портретной серии Синьорелли из собора в Орвьето.
Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Считается, что он умер от малярии. Тяжелым ударом стала для Россетти смерть в 1862 году Э. Сиддал. И хотя, понятное дело, современные итальянские школьники изучающие путешествие Данте по кругам Ада и ступеням Чистилища в компании верного экскурсовода Вергилия, не могут читать «Божественную комедию» без поясняющих сносок, литературный авторитет Данте в Италии обсуждению не подлежит.
В канцоне и в сопровождающих ее рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть. Наиболее ранние и достоверные портреты, к которым в какой-то мере восходят последующие: 1) юный поэт – изображение в Барджелло, приписываемое кругу Джотто 2) суровый образ, созданный Таддео Гадди в Санта Кроче 3) скорбный, молящийся Данте из «Страшного суда» Нардо ди Чьоне в Санта Мария Новелла. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик.
Однако когда гроб прибыл из Равенны во Флоренцию, оказалось, что он пуст. Рай показан линиями небесных сфер и знаками планет. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Убедительность этого предположения подтверждает надпись на обратной стороне листа.
Представлен поэт с томом «Комедии» в руках на фоне Флоренции, Ада, Чистилища и небес. За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом – звезды (stelle). Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги и латинский трактат о народном языке или красноречии («De vulgari eloquentia»).
Платоническое понятие «поэт» многогранно: оно содержит мысли о вдохновенном творчестве, торжествующем над хаосом материального, о проникновении в структуру вселенной, о беспокойстве души, рвущейся из плена земной видимости к духовному созерцанию. Художник изменяет пропорции тел использует сложные ракурсы и постановки фигур. Жизнь величайшего поэта была трагической. Грамматически организованный народный язык, который в трактате «О народном красноречии» объявляется «исконным» и именуется «блистательной», осевой, правильной, придворной «итальянской народной речью», должен был сформироваться из многих диалектов Италии в результате деятельности писателей.
Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе. А как бы еще он создал свою бессмертную «Божественную комедию», если бы, поддерживаемый духами, сам не заглянул и в рай и в ад. с ит. — благодатная) ведет к вечному блаженству. Такие картины мастера, как «Дневные мечты» (1880, Лондон, Музей Виктории и Альберта), ближе к живописным панно. По неизвестным причинам Данте покинул Верону. Однако и после смерти папский престол не оставил поэта в покое.
В его Лимбе («Ад» IV) возникает прекрасный символический пейзаж – луг, холм и замок с семью стенами, семью входами по числу добродетелей или ступеней постижения истины. В период кватроченто, когда концепция портрета Данте исходит из свойственной гуманизму высокой оценки цивилизующей роли разума, знания, нравственных усилий человека, образ поэта вводится в ренессансный «Пантеон» мыслителей. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками. Эта картина во многом определила дальнейшее творчество мастера. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. И откуда вообще появился конверт в библиотеке.
В их понимании это – некий рай знания или храм мудрости, который описан Фичино. Изысканно-утонченные герои этих произведений углублены в собственные размышления и переживания иногда в них ощущается какая-то усталость и обреченность, порой кажется, что они погружены в мир сновидений. Данный мотив имеет и религиозный Подтекст: во фреске крест Собора – главного здания Флоренции – виден находящимся на одной линии с Солнцем – символом божественного. Его философия— теология, его наука— схоластика, его поэзия— аллегория. Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить.
Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией. Его героиня обычно сосредоточена на своих порой мучительных раздумьях. Об этом сказано в начале третьей канцоны идейно глубокой и стилистически новаторской. Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта – Флоренция – в сонме других городов Апеннинского полуострова. Но если вы думаете, что не настало время сенсации номер два, то вы ошибаетесь. Его творения хоть и были признаны великими, но не приняты властью и церковью.
Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате «О народном красноречии» провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. В Англии это противостояние носило выраженный романтический характер. Портретный тип Данте опирается здесь на иконографическую традицию. Правда, Россетти менее других прерафаэлитов был привержен скрупулезно выписанной детали.
Стоял он на ковре. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12)10.
Трактовка Кастаньо образа Данте или других флорентийских поэтов преломила в себе то нравственное значение, которое придавали тогда гуманистическим занятиям, выражая отношение к ним, например, в таких словах: «Отсюда обыкновенно снискивается людьми честь и слава, которые мудрец ставит перед собою как первую награду после добродетели». Данное произведение— своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В отличие от того же Невзорова, публично заявляющего, что вся классика русской литературы бесполезна ибо безбожно устарела итальянцы к творениям Данте относятся с самым искренним почтением.
После церемонии скульптор Энрике Пацци бережно свернул ковер, думая, что на нем могли остаться частицы праха и негоже бросать их как попало. Пространственные построения скорей близки шпалерам XV—XVI веков. Следовательно, можно предположить, что рисунок Леонардо являлся «мыслями вслух» по поводу постановления Миланского герцога, а также проявлением личного отношения художника к цыганскому гаданию и цыганам.
В этих работах он уходит от ясности композиционных решений. Видно и он уверовал в мистическую природу поэта Данте. В 1315 году во Флоренции амнистировали Данте и разрешили вернуться. Благородство, утверждает Данте в «Пире», предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в формах нового вселенского и единовластного Рима ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4). Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. В идейной целостности росписей (которую трудно определить с точностью и из-за частичной утраты изображений) портреты знаменитых людей – uomini famosi – приобретают специфический акцент ренессансного осознания человеческого достоинства.
Еще до создания «Божественной комедии» он был приговорен к изгнанию из Флоренции за участие в антигосударственной деятельности (Данте на тот момент состоял в Совете ста – органе управления городом, но поддержал партию изгнанников), потом заочно вообще к сожжению заживо. Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.
Сходство тем более явственно, что пластическое напряжение уподобляет их объемы камню. Иоанн Креститель — патрон Флоренции — родины поэта. Культ людей мысли заключал в себе созвучие мотивам, характерным для «Триумфа славы» Петрарки, «Любовного видения» Боккаччо, в особенности же для неоплатонических идеалов.
Он создал своего рода топографию Ада. Изображение благородного собрания героев духа восходит, собственно, к Данте. Позировали ему близкие, друзья и родные. Да-да, в конверте размером 11, 5 на 7 сантиметров лежал пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.
Вызванный тут же глава Итальянского общества Данте Франческо Маццони (интересно, что все приближенные к поэту оказываются своеобразными «францисканцами») пришел в ужас. Широкое поле ее (3, 25X2, 92 м) занимает строгая, несколько архаическая композиция. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля»— Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Их датируют периодом около 1370 годов.
Истинное, духовное благородство у Данте предполагает телесную красоту, благородство плоти (IV, XXV, 12—13). Так что ковер сожгли.
Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, ее стиле и языке. Чистилище – гора, по чьим сияющим ступеням с усилием восходят к спасению души.
Он пишет ее посмертный портрет в образе дантовской Беатриче — Beata Beatrix (ок. Но в большой степени он отражает состояние души самого художника. Портрет входил в цикл фресок, где тема человеческой деятельности в ее различных аспектах (портреты флорентийских писателей, государственных и военных деятелей, выдающихся женщин древности) переплеталась с религиозными мотивами.