Виньола известен также как крупный теоретик архитектуры, автор трактата Правило пяти ордеров архитектуры (1562, русский перевод 1939). Петра изданная еще Летарульи. Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего работал в Риме, во Франции (1541–1543) и Болонье (1543–1546). На указании его должности и соответствующего ей внешнего атрибута (производственного значка на форменной фуражке) он останавливает описание персонажа. Одно из определений по отношению к героине («милочка с цветочками») хотя и звучит из уст Повествователя, всё же больше иллюстрирует именно отношение супруга к ней: для Горбатова она такая же «красивая вещь и безделушка», на которых он воспитан, вот таким образом, когда героиня умирает и тело её находят спустя долгое время, герой испытывает только отвращение.
Достаточно прочитать идеологическую исповедь героя, чтобы убедиться в его самолюбии: после каждого «я» спотыкаешься о слово «говорит», вводимое Повествователем, отчего внимание концентрируется на этом «я». Меняется взгляд на человека и его отношение к миру.
Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики. Искусство Высокого Возрождения. И уже во второй половине 16 столетия возникают тенденции антиманьеристического искусства. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). 53.
Классической в общем является и его сохранившаяся деревянная модель собора св. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Уменьшительно-ласкательная форма слова «подушечки» особенно важна: весь образ героя выстраивается на уменьшительно-ласкательных формах («или там трусики ей или какой-нибудь новенький бюстгальтер», «и сам её по спинке хлопает» и т. д. ). Образцом для многих храмов эпохи барокко послужила главная церковь ордена иезуитов Иль Джезу в Риме с залитым солнечным светом средокрестием и пластически выразительным фасадом, на котором ярусы композиционно связаны крупными волютами (1568–1584, закончена Джакомо делла Порта). Он сам не может понять эту даму иронизирует над её пустым сидением на берегу в ожидании мужа («Ну, пойди постирай, если не хочешь физкультурой заниматься»), пытается подступиться к чувствам героини, но вдруг резко опять переходит на описание любви Горбатова.
Как скульптор Джулиано да Сангалло был близок Донателло. Он работал во многих городах Средней Италии: Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. Несмотря на то что Горбатов старательно «отворачивается» от современной жизни, он как никто впитывает это чувство собственного превосходства, так свойственное «человеку массы» и этим становится близок к этому типу. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Все попытки Горбатова причислить себя к существам духовным рушатся. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Но на протяжении всего рассказа он не может оставаться совершенно спокойным, постоянно прерывая свое повествование вставками (вроде «Ну, постольку поскольку она утонула»), как будто переводя дух.
Вышивка лентами, не сложная техника. Также по-другому начинают звучать прежние литературные аллюзии. Писатель убирает недовольное высказывание публики относительно невесёлости произведения. «Гостинцы, трусики, новый бюстгальтер» – как все эти подарки мало соотносятся с главным атрибутом дамы – цветами. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498—1501, Рим, собор святого Петра) — первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. (Антонио да Сангалло – завершает эволюцию палаццо Виньола Палладио). Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Очень важно, что с самого начала герой характеризуется со стороны, лишающей его какой-либо индивидуальности: Горбатов кажется каким-то бестелесным, так как нет никаких подробностей относительно его внешности (вычеркивается даже такая деталь, которая присутствовала в ранней версии рассказа: «Он физкультурой не занимался»). Собственно, настоящее имя мастера Бароцци (Barozzi). Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Да, возможно получился бы интересный вариант. В связи с этим становится особенно интересно проследить, как старый текст начинает жить в рамках нового произведения и как соотносится с текстами-соседями, которые, по словам автора, в совокупности создали в итоге «стройную книгу». Ни один из рассказов, включенных в раздел «Любовь», Повествователь не начинает со слов, описывающих характер содержания будущего отрывка. Открываются новые грани в образе самого Повествователя: он готов сочувствовать даме с цветами, несмотря на то что не может её понять. В римской архитектуре эволюцию палаццо завершает Антонио да Сангалло (1483 – 1456 гг. ).
Петра в Риме. Даже, на первый взгляд, «буколическая жизнь» Ивана Николаевича и Пелагеи из «Рассказа о письме и о неграмотной женщине», напоминающая жизнь героев «Старосветских помещиков» Н. В. Гоголя, омрачается недоверием героини к супругу, за которым стоит глубокое семейное непонимание.
Многочисленные палаццо, созданные Палладио в Виченце (Тьене и Кьерикати, оба начаты в 1550 Вальмарана, начат в 1566 так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), обычно представляют собой кирпичные постройки с оштукатуренными фасадами ордерная система их декора служит для Палладио материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Даже на этом уровне представлена разница в понимании любви двумя этими персонажами. Внимание задерживает на себе слово «лик» при описании умершей, настолько оно стилистически не вписываются в общую канву рассказа (невольно вспоминается цветаевское: «Сквозь легкое лицо проступит лик»). Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580) – Итальянский архитектор позднего Возрождения. Важно ещё местоположение данного рассказа в ряду других рассказов этого раздела книги. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520).
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Настоящим учеником Браманте был также Антонио да Сангалло Младший (собственно Кордиани, 1483-1546), который причисляется Вёльффлином уже к основателям стиля барокко вследствие особых причуд его в духе времени, вроде фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразно выведенного цоколя его палаццо Фарнезе и увеличения числа углов в рамах окон аттика его модели для собора св. Во-вторых, «Дама с цветами» – это шаг на подступе к самому Повествователю, который в «Мелком случае» сам становится действующим лицом. Виньола построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме. Почти все рассказы, входящие в разделы «Голубой книги» М. М.
Очень тонко подмечается Повествователем двойственность причин её смерти: «Скорей всего, если объяснить психологически, она поскользнулась на бревнах и потонула». Я, говорит, воспитан на многих красивых вещах и безделушках, понимаю тонкую любовь и не вижу ничего приличного в грубых объятиях, — и так далее и тому подобное. Мантенья Андреа (Mantegna Andrea) (1431-1506) Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. Он сохраняет тот образ «старого, грубоватого материалиста», заявленный ещё в предисловии к разделу «Любовь». Главная светская постройка его – упомянутый уже палаццо Фарнезе (после 1534 г. ) имеет поверхность фасада испещренную гранями рустики, с воротами в рустику, но уже без расчленения посредством пилястров, а лишь при посредстве окон, очень близко пробитых одно подле другого, причем в обоих верхних этажах они обрамлены колонками и покрыты плоскими треугольными полукруглыми фронтонами.
Творчество Леонардо да Винчи. Высокое Возрождение (1490-е годы – первая треть 16 века). Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Здесь Повествователь сразу предупреждает, что «рассказ не такой уж чересчур смешной». Согласно одному из подходов к структуре «Голубой книги», по своему жанровому и композиционному своеобразию она определяется как симфония, в которой соблюдена пятичастная конструкция классической симфонии. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Ну вот, у каждого свои приколы.
52. В распространении ренессансных принципов очень большую роль сыграл Пьеро делла Франческа (около 1410/1420 — 1492) — один из крупнейших монументалистов и теоретиков живописи раннего Возрождения. За отношениями супругов Кучкиных стоит такое же глубокое непонимание, как и за отношениями четы Горбатовых. В общем он все-таки принадлежит еще к представителям чистого ренессанса.
Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Джулиано да Сангалло (собственно Джамберти, Giamberti), архитектор инженер и скульптор. При пристальном взгляде на этот образ понимаешь, что иронично описанная дама с цветами является единственным героем в разделе «Любовь», до сих пор помнящим о той идеальной любви, которую описывали поэты. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо делла Порта (1575), предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Он продолжает ориентироваться на публику, пытаясь стать ей ближе и показаться «своим»: в перечислении «малосмешных» тем «убийство» меняется на демонстративно разговорное слово «мордобой». Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Основоположник палладианства и классицизма.
Ему предшествует «Рассказ о письме и о неграмотной женщине», о героях которого говорилось выше. Не говоря уже про лик, который был тем более попорчен временем. Зощенко изменяет старое вступление и эти его поправки обращают на себя особое внимание. Включая рассказ в «Голубую книгу», Зощенко немного изменяет его название. 54.
Образ героини описан менее подробно, только очерчен. Далее обозначается, что Горбатова в прошлой буржуазной жизни привлекает только внешняя сторона: «разные подушечки», «консоме». Повествователь не может понять героиню, как её не понимает и собственный муж.
Архитектура Высокого Возрождения в Италии. Даже в описании смерти героини в самом начале синтаксис максимально стилизован под разговорный, чтобы с помощью отрывистых предложений передать волнение Повествователя, которое позднее, наоборот, затушевывается благодаря отвлекающим маневрам: «с современной медициной», «занимайся она Первым Повествователь представляет героя – инженера Н. Н. Горбатова. Зощенко, были опубликованы им в период 20-30-х гг.
Браманте – основоположник нового стиля в архитектуре. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.
Развивая традиции Ф. Брунеллески, он придавал ясным по композиции постройкам легкость и изящество (вилла в Поджо-а-Каяно, с 1485) построил церковь Санта-Мария делле Карчери в Прато (1484-1495), один из первых ренессансных центрально-купольных храмов, а также многочисленные укрепления (в том числе, в Поджо-Империале, с 1488, Ареццо, 1502-1503, Пизе и Ливорно, 1509-1512). Верроккьо показывает тело "Давида" просвечивающим сквозь одежду. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре.
Искусство Высокого Возрождения. Так как впервые рассказ был опубликован под названием «Дама с цветами», не могло возникнуть сомнений, аллюзия на какое произведение угадывается в нем. Впервые он был напечатан в журнале «Прожектор» в 1929 году под названием «Дама с цветами».
Чувствуется, некоторая почтительность к её душевной таинственности: для Повествователя она «дама», в отличие от новой пассии Горбатова – «какой-то дамочки». Он занимает центральное место (четвертый из восьми) и по своей тональности абсолютно отличается от текстов-соседей, становясь апофеозомвторой лирической части симфонии. Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
И дозвольте еще раз извиниться, если будет не такой сплошной смех, как хотелось бы. Следующий за «Рассказом про даму с цветами» – «Мелкий случай из личной жизни». Единый ритм объединяет архитектурные фоны и пластически проработанные фигуры.
Эта откровенность – главное, что отличает его от самоуглубленного, размышляющего Давида Донателло. Исключение составляют всего три текста – «Рассказ о старом дураке», «Забавное приключение» и «Рассказ о зажиточном человеке».
После реплики «организм дивно устроен», объясняющей недолговечность любого человеческого горя, невольно вспоминается Пушкин и этот «прозаизм», давно уместный в любом тексте, неожиданно срабатывает, когда речь идет о чувствах возвышенных. Пьеро делла Франческа. Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения. Вот таким образом многие прежде опубликованные рассказы писателю пришлось переработать.
Кульминация Высокого Возрождения в творчестве Микеланджело Буонарроти Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства — Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Андреа Палладио получил всестороннее гуманистическое и архитектурное образование. Так и сюжет «Дамы с собачкой», характер героев рассказа будто поняты искаженно и представлены в пародийном ключе. Исходя из этого, раздел «Любовь» предлагается трактовать как вторую часть симфонического цикла, лирическое адажио, но только не в привычном, а в пародийном ключе. 51.
Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению. В отличие от изображения «бестелесного» Горбатова облик дамы все-таки обозначается хотя бы мелкими штришками: «черненькая, пестренькая», «одета очень прекрасно». Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
Неслучайно Зощенко, как уже говорилось, вводит в описание «темки» слово «любовь». Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. В сравнении с ранней версией рассказа Зощенко ещё больше подчеркивает оторванность своего персонажа от современной ему действительности, добавляя пространную реплику Горбатова: «Я, – говорит, – только считаюсь с духовной жизнью и с запросами сердца, а что касается ихнего марксизма, то я над этим насмехаюсь и не желаю с ним считаться».
Несмотря на то что «мистику» и «идеалистику» любви он снижает одновременно и с помощью определительного местоимения («всякую») и с помощью намеренно показанного словообразовательного единства со словом «ерундистика», одного вставного «к сожалению» достаточно, чтобы ощутить неподдельную тоску рассказчика. Создавая из разных новелл принципиально новое произведение, «делая дом», писатель не мог включить старый материал в его первоначальном виде: в противном случае пропал бы эффект монолитности книги. В пределах «Голубой книги» эта ориентация на Чехова начинает играть новыми красками: Повествователь, «Пролетарский писатель», демонстрирует искаженное понимание истории, философии, литературы, «всего энциклопедического плана». Итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения.
Уже в ранних постройках (так называемая Базилика в Виченце, перестроена в 1549 из дворца, Раджоне, 13 век) Палладио органически сочетал римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством декора. На этом фоне общей «бестелесности» Горбатова иронично звучит указание на физическое строение в фамилии героя. Речь идёт о «Рассказе про даму с цветами». Подводя итог, получаем, что в рамках «Голубой книги» рассказ «Дама с цветами» на контрасте с другими произведениями усиливает свою лирическую составляющую. Этот переход, во-первых, меняет тон повествования на более юмористический, который впоследствии будет усиливаться от рассказа к рассказу, достигнув апогея в «Забавном приключении» изображающем историю «любовного шестиугольника».