Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения. В своей статье «Дада – это гипотеза» для журнала «Арарат» К. Швиттерс так определял связь мерц-искусства с дадаизмом: «это, собственно ирония, позволившая ярко высветить светлые стороны дадаизма». Дадаизм – это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати.
Итак, дадаизм – это в переводе с языка африканского племени Кру – хвост коровы. Основные художники, которые представляли дадаизм, это: Марсель Дюшан (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ганс Арп (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария), Курт Швиттерс (Германия), Ханс Беллмер (Германия), Ман Рэй (Франция). В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).
Основателями дадаизма являются эмигранты-интеллектуалы, единомышленники – румынский и французский поэт еврейского происхождения, немецкие поэты Хуго Балль и Рихард Хюльзенбек, румынский художник, писатель Марсель Янко, немецкий поэт, художник, скульптор Ханс Арп. Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом. Исследовав богатую и загадочную историю дадаизма, французский писатель Мишель Сануйе пришел к выводу, что «сюрреализм – это французская форма Дада». Основу дадаизма, по мнению представителей этого движения, составляла болезненная ущерб-ность видения, которая выражалась в бессознательном инфантильно-бессвязном творчестве, отвергающем логическую систему мышления.
В Германии дадаизм – это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство. Это вписывалось в их понимание дадаизма: они видели в нем не столько художественное течение, сколько определенный образ жизни. В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре. Дадаизм это авангардистское направление в искусстве, распространившееся в Западной Европе, преимущественно во Франции и Германии, в 1916-1924 гг. идеологической основой которого был протест с помощью иррациональных абсурдных средств против условностей и традиционализма в искусстве.
фр. Логика всегда ложна. Само название «дала», по довольно противоречивым свидетельствам, было в 1916 случайно найдено в словаре Ларусс одним из основателей цюрихского дада Тристаном Тцарой. На последнем собрании дадаистов в Ваймаре Тцара произнес похоронную речь на смерть дада, которая была опубликована Швиттерсом в его обзоре «Конференция на конец Дада». Протест в музыке. РИЗОМА) и перехода к принципиально плюральным (свободным) нарративным практикам (см. Нафотографиях оставался призрачный«отпечаток» предметов, абсолютно непохожий налюбое иное ихизображение.
Входившие в группу «Дада» художники (в их числе бывшие футуристы) отрицали классическое искусство, культивируя собственное творчество с элементами абсурда. Эти скандальные новшества распространялись через журнал «291» издаваемый группой Штирлица, а также собирались и имитировались, в частности, Маном Реем. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Всплывают слова, плечи слов, ноги, руки, ладони слов. на художественной арене Европы, а затем и Америки появилось и активно будоражило умы и шокировало респектабельную публику экстравагантное движение, обозначившее себя словечком «Дада» (Dada). Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). артикулируя принципиально внедискурсивную бессмыслицу (X.
Дадаизм дал авангардизму безумную свободу творчества. Тцара убедил полицейских, что самое скандальное на выставке – использованная в экспозиции репродукция гравюры Дюрера и если ее убрать, то все будет нормально. По-французски dada означает деревянную лошадку. Деревянная лошадка, кормилица, двойное согласие по-русски и по-румынски: ДАДА. Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние.
Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами. Нарратив). Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу и выставки. И почему оно вообще должно как-то называться. Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. Собственно, самое дада и есть не что иное, как «траектория слова, брошенного как звучащий диск крика» (Тцара). Помимо этого они использовали и традиционные методы пропаганды: издавали журнал «Дада», редактором которого был Балль, читали лекции, публиковали свои поэтические сочинения, многочисленные брошюры, написанные в форме речёвок и заклинаний.
И почему оно вообще должно как-то называться. Как сбросить с себя все змеиное, склизское, все рутинное, бор-зописское. Тцара считал, что именно так можно описать все направление. создавали изобразительные композиции посредством соединения различных материалов, далеких от искусства предметов. Во многом это граничит с тем, что это явление было крайне сложно уложить в какие-то рамки, так как оно возникало спорадически, непрограммно. Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства.
Наних были изображены странные гибридные существа, «склеенные» изизображений военной техники, человеческих конечностей иразличных аксессуаров. Гораздо более значимыми оказались выставки, организованные во время «большого сезона дада» в 1921, на которых были представлены «peinto-peintures» и «fatagagas» Пикабиа и приехавшего в Париж Эрнста. Среди принципиальных творческих находок дадаистов, которые затем были унаследованы и сюрреалистами и многими другими направлениями пост-культуры, следует назвать принцип случайной (стохастической) организации композиций их артефактов и прием «художественного автоматизма» в акте творчества.
Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада 2» (1913-1914 гг. ), «Колесо от велосипеда» (1913 г. ), «Сушилка для бутылок» (1914 г. ) а также созданное им авангардистское достояние «L. H. O. O. Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда» в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет») явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. Формула «протест – абсурд – ирония» работала и здесь. выходил журнал «Дада», выдержавший семь изданий. Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» – и это была игра со смыслом, так как «дада» по-русски означает утверждение. Аналогично, в «Манифесте к первому вечеру дадаистов в Цюрихе»: «Как достигают вечного блаженства.
Г. Арп использовал эти принципы в живописи, а Тцара – в литературе. 1919, Западный Берлин, Нац. Слово «дада» – бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений – это и хвост священной коровы и детская деревянная лошадка и детский лепет и еще что-либо другое.
В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г. ) оказались последними в творческой деятельности дадаистов. Позднее, под влиянием Арпа, он вернулся из Цюриха и занялся непосредственно художественной деятельностью (журналы «Der Ventilator», 1919 и «Die Schammade». В «Китайском соловье», кпримеру, художник использовал вкачестве тела неведомого существа английскую бомбу, дополнив ееруками ивеером восточной танцовщицы.
Ее цепи убивают, это тысяченогое огромное существо, душащее всякую независимость (ср. По оценке Тцары, логика – это всегда некое осложнение. И хотя дадаизм практически отрицал важность обучения, тем не менее им была создана своя школа, за организацию которой (после отъезда Гуго Балля в июне 1917) с особенным рвением взялся Тцара. «Кабаре Вольтер» – это не литературное кафе и не салон. Работа под псевдонимом Р. Мутт (дурак) предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу.
Дада не было художественным движением в традиционном смысле, вспоминал впоследствии один из его участников художник и кинопродюсер Ганс Рихтер: «Оно было подобно шторму, который разразился над мировым искусством как война разразилась над народами. Дадаизм – это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать Если ты жив, ты -- дадаист). Значительная часть современного искусства восходит к опыту дада.
Заимствовав у кубизма технику коллажа, у футуристов (Футуризм) страсть к манифестам и публичным эпатажным действам, у абстракционизма спонтанность творчества, Д. в своих полутеатрализованных зрелищных выступлениях пытался сломать устоявшиеся представления об иск-ве, его видах и жанрах иронизировал над тиражированием достижений мировой культуры. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Марсель Дюшан стал первым художником, использовавшим реди-мейды всвоей работе. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. ХХ век начался 1 августа 1914, как теперь уже ясно. Протест в изобразительном искусстве (дадаизм).
В словесном творчестве дадаизм, как проявление экспериментального отношения к слову, стремился уничтожить границы между литературой и другими видами искусства, между литературой и действительностью, между отдельными произведениями («симультанное стихотворение» – одновременное чтение разных текстов, практиковавшееся цюрихскими дадаистами). В отличие от современного немецкого абстракционизма, дадаистские абстракции не были обязательными и заранее продуманными. Вы снова сели.
Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). 5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма. Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана вто, что среднестатистический член общества«имеет небольше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи кего черепу его мозг остается пустым».
В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. Произнося: дада. Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Началось тесное сотрудничество Т. Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном, Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. Высмеивая и пародируя традиционные литературные формы («Анна Блюме» Швиттерса, 1919), дадаисты ломали не только привычные поэтические и смысловые структуры («Двадцать пять стихотворений» Тцара, 1918 «Облачный насос» Арпа, 1920), но стремились преодолеть сам строй языка, разрушая грамматику и создавая новые слова.
В 1916 году Тцара опубликовал первый дадаистский «Манифест господина Антипирина», свой неологизм «антипирин» он переводил как «лекарство от искусства». Почему дерево после дождя не могло бы называться плюплюшем или плюплюбашем. Ее цепи убивают, это тысяченогое огромное существо, душащее всякую независимость» (ср. Название течения граничит с центральным для Д. термином «дада», характеризующимся предельной плюральностью и в силу этого принципиальной неопределенностью значения: по формулировке Т. Тцары, «из газет можно узнать, что негры племени Кру называют хвост священной коровы: ДАДА.
Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Как сбросить с себя все змеиное, склизское, все рутинное, бор-зописское.
На одной из выставок М. Дюшан представил серию «Ready made» (буквальный перевод – «готовый», «готовое изделие»). Игровое начало и спонтанность Д., реализующиеся в пространстве языковых жанров в переориентации с жесткой линейной логики на свободную ассоциативность (»рифмы льются созвучно звону монет, а флексии скользят вниз по линии живота» — Тцара), в невербальных художественных жанрах реализуют себя в технике коллажа (например, «автоматические рисунки» Г. Арпа или «мерцизм» К. Швиттерса, произвольно объединяющий в объемных конструкциях газетные полосы, деревянные фигуры, пучки волос, трамвайные билеты, драпировки из ткани, детские игрушки, предметы женского белья и др., руководствуясь единственно принципом спонтанности свободных ассоциаций). Его карикатуры, оставаясь реалистическими, тем не менее удачно вписывались в концепцию всеобщего отрицания, характерную для дадаизма («Гегензэтце», ок.
Прямым предтечей дадаизма считают Марселя Дюшана, с 1915 года жившего в Нью-Йорке и выставлявшего там свои реди-мейд композиции из предметов повседневного употребления и их элементов. время дадаизма подходит к концу. Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). По стенам были развешаны работы Пикассо и Арпа. Генеральная стратегия и credo Д. локализуются в принципиально иной сфере: Уважать все индивидуальности в их безумии данного момента (Тцара), – снятие языкового и логического диктата возможно только в художественном творчестве и именно последнее, с точки зрения Д., должно освободить неповторимую индивидуальность бессознательного: я не хочу слов, которые были изобретены другими.
Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. Настоящим «манифестом» нью-йорского движения явилась выставка в Большой центральной гал. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Группа, в которую входили поэты Рауль Хаусман и Франц Юнг, заявила о себе в 1918. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Один из главных «выдумщиков» среди дадаистов, Марсель Дюшан (1887-1968), в своем формотворчестве вообще не обременял себя никакими сюжетными ассоциациями.
Дадаист-писатель пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями. Ими был выдвинут лозунг: «Искусство мертво, да здравствует машинное искусство Татлина». Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. «Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке.
Термин используется как синоним поп-арта. Оно зародилось в Цюрихе в среде анархиствующей интеллигенции. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист – противник дадаизма. Она перестала существовать, уступив место берлинскому объединению.
К середине 1920-х годов он как направление закончил свое существо-вание. Я просто произвожу звуки. Например, символизм с его декадентским, а порой и шутливым духом, с его попытками дезинтеграции языка, с его почти легендарными акциями Лотреамона и Рембо, чье знаменитое «молчание» было истолковано как проявление зарождающегося дадаизма. Эрнст, Арп и др. ), Ганновере (К. деревянная лошадка, в переносном смысле— бессвязная речь, подражание детскому лепету). По самой выставке ходила голая девица и читала нецензурные стихи.
Цюрихский клуб «Кабаре Вольтер» устраивал эксцентричные акции антисоциального и антикультурного характера, провоцируя публику на ответную реакцию возмущения. Многие из дадаистов примкнули затем к сюрреализму. Произнося: дада, т. е. Это он и есть». Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т. е.
Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя. Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском суаре) живопись -- музыку -- декламацию стихов. В Париже среди прочего провели вечер с добрым названием «Вы все – идиоты» и устроили выставку, входить на которую надо было через привокзальный мужской туалет. Встать как для «Марсельезы», встать как для русского гимна, встать как для «Боже, храни короля», встать, как перед знаменем.
В этом плане Швиттерс был маргинальной фигурой в движении дадаистов, но его технические приемы создания артефактов имели большое будущее в искусстве XX века. Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. Название «дада», по довольно противоречивым свидетельствам, было случайно найдено в словаре Ларусс одним из основателей течения румынским поэтом Тристаном Тцарой (настоящее имя Самуил Розеншток). С помощью бурлеска, пародии, насмешки, передразнивания, организации скандальных акций и выставок дадаисты отрицали существовавшие до них концепции искусства, хотя на практике вынуждены были опираться на какие-то элементы художественного выражения и кубистов и абстракционистов и футуристов и всевозможных представителей «фантастического искусства». Всплывают слова, плечи слов, ноги, руки, ладони слов. Хюльзенбек).
В определенный период своего творчества к нему примыкали Г. Гросс, М. Дюшан, М. Эрнст. В 1950-е годы к технике cut-up обращается Уильям Берроуз -- патриарх битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами.
Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной изглавных целей дадаизма как«анти-искусства»– полагаться наволю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов. Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре. Тцара и Арп публично создавали «спонтанные работы», разрывая куски бумаги и складывая их случайным образом в коллажи или так же случайно компонуя тексты из нарезанных на отдельные слова газет. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). В идеале акт творчества есть акт творения собственного, личного, не претендующего на общечеловеческую универсальность (авторского), равно как и не претендующего на хронологическую универсальность (одноразового) языка: «У каждого дела свое слово здесь слово само стало делом. Мы собирались определить вклад дада в культурную историю.
Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боёв между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котёл событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Произнося: дада. Триумф дала связан с шумной и скандальной выставкой в кафе «Винтер» в апреле 1920, которая взбудоражила публику и вмешательство полиции привело к ликвидации движения. е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы этой «креативный акт» включал также крики игру на фортепиано, свист и удары литавр. В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом.
направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т. Тцара (основоположник Д. ), X. Балль, Р. Хюльзенбек, Г. Арп, М. Янко, Г. Прайс, Р. Хаусман, В. Меринг, ОЛюти, Ф. Глаузер, П. А. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование в 1916 Т. Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Premire Aventure cleste de M. Antipyrine), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq pomes). Что касается сантехники, то это вообще чушь. Эти работы, безусловно, имели особое значение для Эрнста, который вовремя войны получил ранение из-за оружейной отдачи. В этом контексте Д. постулирует спонтанность (мысль рождается на устах, по словам Тцары) как единственно адекватный способ творческого самовыражения: можно стать свидетелем возникновения членораздельной речи. Все слова изобретены другими.
1. с идеей Лакана о «цепочках означающих», очерчивающих индивидуальную судьбу и тезисом Дер-риды о необходимости децентрации текста ибо наличие фиксированного центра было бы ограничением того, «что мы можем назвать свободной игрой структуры» и что лежит в основании деконструктивистской стратегии по отношению к тексту). Происходили кубистические пляски под брюистскую, то есть очень шумовую, музыку. Один из основателей дадаизма немецкий поэт и музыкант Хуго Балл считал, что «для немцев это показатель идиотской наивности» и всяческой «детскости».
Балль). По-французски дада означает деревянную лошадку. ниже). от франц. После своего распада оно способствовало формированию гораздо более программного направления – сюрреализма.
Искусство и антиискусство»: «Дада вело к новому имиджу художника. Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т. Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918) за ним последовало еще шесть. Заведение объединяло эмигрантов из разных стран, молодых литераторов, художников, музыкантов, наиболее активных и решительных сторонников нового в искусстве и в жизни.
Он экспонировал на выставках то велосипедную раму, то сушилку для Посуды или писсуар. Однако, если постмодернизм зиждется на изначальном признании неустранимости языковой артикулированности (а значит и социальной ангажированности и — соответственно — несвободы) сознания (структурный психоанализ и, в первую очередь, Лакан о вербальной артикуляции бессознательного), на базе чего оформляется такая презумция постмодерна, как «смерть субъекта», то Д., напротив, пытается утвердить индивидуальную свободу сознания путем освобождения от языка и дискурса: «я читаю стихи, которые ставят перед собой целью ни много ни мало, как отказ от языка» (X. Это направление в искусстве зародилось в Швейцарии сразу после Первой Мировой войны.
Слово, слово, вся боль сосредоточилась в нем, слово. За нарочито педалированной внешней эпа-тажностью Д. (танцы в мешках «под урчание молодых медведей», вечера «гимнастической» и «химической» поэзии с неизменным вмешательством полиции, скандально известная попытка М. Дюшана выставить писсуар в качестве произведения искусства для экспонирования на Нью-Йоркской выставке 1917 и т. п. ) стоит программный отказ Д. от традиционных ценностей разума, религии, морали и красоты, фундированный глубинным идеалом свободы.
Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. Так, в Голландии Тео ван Дусбург соединил в своем творчестве черты дадаизма и группы «Стиль», в Румынии, на родине Тцары и Янко, дадаизм был очень близок к конструктивизму, в Италии несколько футуристов были также увлечены дада. СЮРРЕАЛИЗМ), П. Реверди, П. Элюаром, Л. Арагоном и др. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую».
В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов) и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов. В Нью-Йорке настоящей квинтэссенцией дадаистской бессмыслицы стал «Подарок» Мэна Рея, созданный в 1921 году. До умопомрачения, до бессознательности. 1916 год – это условная дата. В это же время продолжает развиваться русский футуризм – антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма. Деревянная лошадка, кормилица, двойное согласие по-русски и по-румынски: ДАДА. ». Организатором берлинской группы дада был Гюльзенбек, который приехал сюда в феврале 1917.
Монтень собрал самых крупных представителей движения, за исключением Пикабиа и Дюшана. «Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). Среди принципиальных творческих находок дадаистов, которые затем были унаследованы и сюрреалистами и многими другими направлениями пост-культуры, следует назвать принцип случайной, стохастической организации композиций их артефактов и прием «художественного автоматизма» в акте творчества. Как становятся знаменитыми. Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен.
Дада – породило шумное кратковременное течение – дадаизм. Сам Швиттерс понимал искусство практически в лучших традициях немецких романтиков как: «Изначальную концепцию, возвышенную как божество, необъяснимую как жизнь, не определимую и не имеющую цели». Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Движение дадаизма не имело какой-то единой позитивной художественной или эстетической программы, единого стилистического выражения.
Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации. ready – made — дословно «вещь промышленного производства»). Это дадаизм придумал объект, реди мейд и перформанс. ДАДАИЗМ (Dadasme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х.
Генеральная стратегия и credo Д. локализуются в принципиально иной сфере: «Уважать все индивидуальности в их безумии данного момента» (Тцара), — снятие языкового и логического диктата возможно только в художественном творчестве и именно последнее, с точки зрения Д., должно освободить неповторимую индивидуальность бессознательного: «я не хочу слов, которые были изобретены другими. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. В 1917 г. Балль и Гюльзенбек, а годом позже и Тцара покинули группу. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада».
Его представители смогли нащупать основу будущих художественных течений и придумать некоторые абсолютно новые приёмы и формы творчества, такие как коллаж, «аэрограммы», «реограммы». Только само слово «дадаизм», точнее «дада», появилось чуть позже. Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр.
Д. был поддержан А. Брето-ном, Ф. Супо (см. После войны группа дадаистов разделилась. В 1917–20гг. В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы Дада изображено алогичное сочетание людей и вещей (Изничтожение невинных, Император Убю).
Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Нужно вымести все, вычистить. Художники работающие в стиле берлинского коллажа, что бы выделить свои работы относительно изобразительного, кубистского коллажа, называют свои работы фотомонтаж, а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими.
«О-Сан-Парей» экспонируются работы Пикабиа и Рибмон-Дессеня, правда, без особого успеха. Двадцать человек читали «симультанную поэму», то есть одновременно, не слушая друг друга, произносили все, что придет в голову, по возможности – громко. Движение Дада стало не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом. Д. был поддержан А. Брето-ном, Ф. Супо (см. Короткое «дада» не означает ничего конкретного, но в то же время по-русски и по-румынски, Тцара и Янко был румынами, выражает двойное согласие, а во французском словаре Ларусса трактуется как детская деревянная лошадка. Вот вот таким образом-то он и занимает в авангардистской истории почетное и крайне важное место.
В пример можно привести картины «Плачущая женщина», 1937 г. И «Кот и птица», 1939 г. Произведения дадаистов, прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. Ризома) и перехода к принципиально плюральным (свободным) нарративным практикам (см. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока – французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом Тристан Тцара, немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя – израильского и румынского художника. То же самое можно сказать и о коллажах, техника которых уже использовалась кубистами.
Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Он не принял антиэстетическую установку дадаизма. Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать.
Нужно вымести все, вычистить. Вся группа отстаивала радикально левые взгляды, выступала яростным противником буржуазной республики Эберта и, однако только двое: Георг Гросс и Хартфилд— вступили в Коммунистическую партию Германии, созданную в 1918году. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. В экспозицию входили бытовые предметы, некоторые из них были представлены в нетронутом, словно сошедшем с магазинного прилавка виде.
В частности, он вырезал слова из газет и затем склеивал их в случайной последовательности. Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. Это он придумал спонтанные формы творчества вроде рисования «чего рука нарисует» или декламации «чего в голову придет» — «Мысль рождается во рту», говорил Тцара. Иногда, для разнообразия, выступал «Хор революционеров» в сопровождении оркестра балалаечников. Произнося: дада. К 1922 году возник конфликт на теоретико-практической художественной почве между Тристаном Тцара и Андре Бретоном и в мае 1922 года дадаизм официально закончило свое существование.
Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). монтаж Монтаж, врезка. По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта. и поисков новых путей в искусстве.
Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Почему дерево после дождя не могло бы называться плюплюшем или плюплюба-шем. По оценке Тцары, «логика — это всегда некое осложнение. В 1917 году дадаизм был уже во Франции, Франсис Пикабиа сформулировал «Манифест каннибалов дада» : «Вы все – обвиняемые. Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого собственные гласные и согласные» (Балль).
Ему было крайне важно закрепить за собой первенство и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». В идеале акт творчества есть акт творения собственного, личного, не претендующего на общечеловеческую универсальность (авторского), равно как и не претендующего на хронологическую универсальность (одноразового) языка: У каждого дела свое слово здесь слово само стало делом. В Париже приверженцем дада был Франсис Пикабиа и некоторые из будущих лидеров сюрреализма. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли.
— общественная проблема первостепенной важности» (Балль). артикулируя принципиально внедискурсивную бессмыслицу (X. И если бытие — это изначально бытие несвободы, «если жизнь — это дурной фарс, лишенный цели и изначального порождения и раз уж мы полагаем, что должны выбраться из всей этой истории чистыми, как омытые росой хризантемы, мы провозглашаем единственное основание для понимания: искусство» (»Манифест дада 1918 года», Тцара). (буквы складываются в слово шлюха на французском) и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства. Хороший вопрос, охотно на него ответим. гал. ), Джона Хартфильда, Георга Гросса и Виланда Херцфельде. Они представляли себя разрушителями иконоборцами, революционерами.
Тем лучше, так вы выслушаете меня с большим вниманием». «Фонтан» оказал огромное влияние нахудожниковХХ века, втом числе наДжеффа Кунса, Роберта Раушенберга иДэмиена Херста.
Датой рождения этого движения считается 1916 год, года в цюрихском «Кабаре Вольтер» собрались вместе Гуго Балль, Рихард Гюльзенбек, Марсель Янко, Жан Арт и Тристан Тцара, придумавший название новому объединению и написавший «Манифест Дада». Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам. Впервые появилось оружие массового поражения. Стих – это повод по возможности обойтись без слов и языка.
Именно в то время появилось название «дала». «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Они стремились заменить все существующие системы мысли (Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада).
Собственно, самое дада и есть не что иное, как траектория слова, брошенного как звучащий диск крика (Тцара). Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». Теоретическое оформление течения произошло в 1918г., когда Тцара опубликовал первый «Манифест Дада», за которым последовало еще шесть. Да и на свои выставки они приглашали представителей самых разных авангардных направлений.
Эту линию на разрыв со всеми эстетическими традициями продолжило и собственно дада-движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. по инициативе X. Балла, основателя журнала «Дада» Т. Тцара, немецкого писателя Р. Хюльзенбека, художника Г. Арпа. Игровое начало и спонтанность Д., реализующиеся в пространстве языковых жанров в переориентации с жесткой линейной логики на свободную ассоциативность (рифмы льются созвучно звону монет, а флексии скользят вниз по линии живота – Тцара), в невербальных художественных жанрах реализуют себя в технике коллажа (например, автоматические рисунки Г. Арпа или мерцизм К. Швиттерса, произвольно объединяющий в объемных конструкциях газетные полосы, деревянные фигуры, пучки волос, трамвайные билеты, драпировки из ткани, детские игрушки, предметы женского белья и др., руководствуясь единственно принципом спонтанности свободных ассоциаций). За нарочито педалированной внешней эпатажностью Д. (танцы в мешках под урчание молодых медведей, вечера гимнастической и химической поэзии с неизменным вмешательством полиции, скандально известная попытка М. Дюшана выставить писсуар в качестве произведения искусства для экспонирования на Нью-Йоркской выставке 1917 и т. п. ) стоит программный отказ Д. от традиционных ценностей разума, религии, морали и красоты, фундированный глубинным идеалом свободы. по «логике случайности» – вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. Крайним проявлением этой тенденции стали произведения, разлагающие язык на его «первичные составляющие» – основные звуки, подобно зауми русских футуристов («Прасоната» Швиттерса, 1923).
ван Дусбург), Нью-Йорке (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Рей). Особую роль играла здесь социально-сатирическая антибуржуазная и антивоенная графика Георга Гросса. В июне 1922 «Салон дада» в гал.
Основателем считается поэт Т. Тцара – он и дал новому стилю название. Через 50 лет подобная ситуация привела к рождению поп-арта. Художник Георг Гросс утверждал, что коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами.
dadaisme) – авангардистское литературно-художественное течение, возникшее в 1916 году. Возможно из-за этого противоречивого проблеска короткое время дадизмом увлекались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и т. д. Гремел оркестр балалаечников. Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание намонетах. К ним, в отличие от реди-мейд Дюшана вполне применимы традиционные эстетические оценки. Балль).
В 1964 г. искусствовед В. Гафтман писал в послесловии к книге Г. Рихтера «Дада. абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др. ), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др. На том и порешили. словаре. Есть несколько версий происхождения термина «дада». Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет») так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек,, Гросс и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, . Название дано участником течения румынским поэтом Т. Тцарой.
Он ВЫБРАЛ его. Важное значение имел «Парижский конгресс», организованный Бретоном в 1922, где дадаизм окончательно распался под натиском набиравшего силу сюрреализма. Движение дадаизма в Ганновере граничит с именем Курта Швиттерса с 1918. К этому времени относятся лукавые коллажи Эрнста, легкие «конфигурации» Арпа, а также «fatagagas», созданные Арпом, Эрнстом и Баргельдом, объединившимся под названием «Centrale W/3», к которой тяготели также такие мастера, как Генрих и Ангелика Херле и Франк В. Сейверт. НАРРАТИВ).
Дада было вирусом свободы, мятежным, анархичным и высоко инфекционным.
Как писал Тцара, «в 1916 году, криво усмехнувшись в объятиях отпускного Марса, какая-то из муз родила дада». С этого времени и далее она действовала в качестве закваски. Однако, если постмодернизм зиждется на изначальном признании неустранимости языковой артикулированности (а значит и социальной ангажированности и – соответственно – несвободы) сознания (структурный психоанализ и, в первую очередь, Лакан о вербальной артикуляции бессознательного), на базе чего оформляется такая презумпция постмодерна, как смерть субъекта, то Д., напротив, пытается утвердить индивидуальную свободу сознания путем освобождения от языка и дискурса: я читаю стихи, которые ставят перед собой целью ни много ни мало, как отказ от языка (X. Дадаисты стремились превратить саму графику языка в изобразительное средство: их тексты становятся визуальными композициями, выходя в синтетическую область коллажа и конкретного искусства (Швиттерс, Пикабиа, Тцара, Р. Хаусман).
Единоличное лидерство среди радикалов захватил Марсель Дюшан (Duchamp, Marcel, 1887-1968 гг. ), который в 1913 г. прекратил писать, а в 1920-е оставил искусство. Чистота индивида утверждается после состояния безумия (Тцара). Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Симулякр).
Само название «дада» не имело никакого смысла. С вами можно говорить, только когда вы стоите. Несмотря на задачу всеобщего отрицания, дадаизм был связан с эстетикой современных ему художественных течений.
Онпомещал разные предметы нафотобумагу, после чего подвергал ихвоздействию света. В этом контексте Д. постулирует спонтанность (»мысль рождается на устах», по словам Тцары) как единственно адекватный способ творческого самовыражения: «можно стать свидетелем возникновения членораздельной речи. В период 1916-1920 гг. Именно в этом кругу, где нигилизм не мог затмить культуры, Дюшан создал свою композицию «Большое стекло, The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (Филадельфия, Музей искусства), а Пикабиа – свои картины, близкие «реди-мейдам» Дюшана, в которых машины абсурдных конструкций или предметы обихода дерзко возводились в степень «предметов искусства» («Машина, крутитесь быстро», 1916, Нью-Йорк, частное собрание). Пел «Хор революционеров».
Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. Да и на свои выставки они приглашали представителей самых разных авангардных направлений. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг. ), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Многие последующие течения авангардизма буквально пропитаны его духом.
Несколько особняком стояла берлинская группа «политических дадаистов» имевшая ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность (Г. во Франции он постепенно перетёк в сюрреализм в Германии – в экспрессионизм, пролетарское искусство, поп-арт. Кубик и мать в определенной местности Италии: ДАДА. Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого собственные гласные и согласные (Балль). ДАДАИЗМ (французский – dadasme от dada – детская деревянная лошадка в переносном смысле – бессвязный детский лепет), авангардистское литературно-художественное движение в Западной Европе и США середины 1910-х – начала 1920-х годов. Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали.
Другие изображали самые неожиданные комбинации: например, колесо, укрепленное на табуретке (1914), металли-ческую клетку, заполненную мраморными кубиками имитирующими пиленый сахар. (фр. Поэт Тристан Тцара и художник Ганс Арп публично рвали газеты и делали из них «спонтанные работы» — случайным образом сделанные коллажи. Мое бездарное творчество – это борода, растущая на лице трупа. Это течение вошло в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приёмы и существенно обновившее технику письма. Наскобу бомбы онпоместил глаз, превратив еевподобие диковинной птицы.
После этого основные силы почившего влились в набиравший мощь сюрреализм. Я хочу владеть словом в тот момент, когда оно изчезает и когда оно начинается» (Балль). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии дадаистские группы возникли в Берлине (Р. Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х. Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей) во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П. А. Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П. Реверди (1917–1918). Случился скандал. культуру т, наз.
Еще пара слов. Для другого влиятельного представителя дадаизма – Франсиса Пикабия – характерны картины, напоминающие технические чертежи: Дитя карбюратор, Любовный парад. Среди политиков и революционеров был Владимир Ильич Ленин. Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж.
«Дада» – бессмысленное слово или вернее могущее иметь много разных несвязанных между собой значений: хвост священной коровы, детская деревянная лошадка, детский лепет. Однако в1915 году художник пишет этот механический«портрет», вкотором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его ввиде сломанной старой фотокамеры, поставленной нанейтральную скорость коробки переключения передач итормозного рычага.
Движение группировалось вокруг кабаре «Вольтер», где происходили выставки движения, встречи, сопровождавшиеся чтением манифестов, стихов, организацией своеобразных сценических представлений, оформленных какафонической шумовой музыкой и другими эффектами. – общественная проблема первостепенной важности (Балль). вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык).
С помощью бурлеска, пародии, насмешки, передразнивания, организации скандальных акций и выставок дадаисты отрицали все существовавшие до них концепции искусства, хотя на практике вынуждены были опираться на какие-то элементы художественного выражения и кубистов и абстракционистов и футуристов и всевозможных представителей «фантастического искусства». Тцара вместе со своими единомышленниками перебрался в Париж. Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они абсолютно не хотели. Ну и до кучи на стенах висели вот такие работы.
Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада». Особую ветвь в дадаизме представлял в Ганновере Курт Швиттерс.
Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Решающее значение имели члены группы, созданной вокруг журнала «Litterature», который был основан будущими сюрреалистами. По одной из них – это первое слово, которое бросилось в глаза основателю дадаизма румынскому поэту Тристану Тцара при произвольном раскрытии «Словаря» Лярусса. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, встретившихся в нейтральной Швейцарии. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Балль).
Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Нападая на экспрессионизм, хотя художественный язык того же Гросса активно опирается на «лексику» экспрессионистов и футуризм, берлинские дадаисты активно приветствовали русский конструктивизм. К первому вечеру дадаистов в 1916 году, Хуго Баллем был сформирован «Манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе» : «Дада – психология, дада – литература, дада – буржуазия, да и вы, уважаемые поэты, творившие всегда при помощи слов, но никогда сами не создавшие ни одного слова, вы тоже дада».
В 1920 в гал. В своем искусстве они отрицали упорядоченные формы, гармоничное сочетание цветов, рациональность линий. Эти поиски вдохновили их на создание «шумовых», «звуковых» или «симультанных» текстов, совершающих дезинтеграцию языка.
Дадаисты попытались создать свой особый параллельный мир, построенный по абсолютно иным законам логики, предусматривающий не только необычные формы художественной практики, но также политическую ангажированность и эстетизированное повседневное поведение. По одной из них это первое слово, которое бросилось в глаза основателю дада румынскому поэту Тристану Тцара при произвольном раскрытии «Словаря» Лярусса. Этот буржуазный город стал во время войны прибежищем для стекавшихся со всех сторон разного рода бунтовщиков и дезертиров, среди которых были поэты Рихард Гюльзенбек (швейцарец), Гуго Балль (немец) и Тристан Тцара (румын) и художники Ханс Арп (эльзасец) и Марсель Янко (румын). гал. ).
Подобно кубистам они пользовались техникой коллажа, т. е. Не только ядро дадаистских кружков в Кельне и Ганновере, но и главные основатели дада (Пикабиа и Дюшан) были художниками. Скорее всего, «дада» – это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла) или имитирует несвязный «детский лепет». ДАДАИЗМ — направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т. Тцара (основоположник Д. ), X. Балль, Р. Хюльзенбек, Г. Арп, М. Янко, Г. Прайс, Р. Хаусман, В. Меринг, ОЛюти, Ф. Глаузер, П. А.
СИМУЛЯКР). М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан. Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго.
Встать. Дpугие считают, что налицо плагиат – пpосто сантехническое устройство. Отдельные группы дадаизма существовали в Кёльне (М. Слово, слово, вся боль сосредоточилась в нем, слово.
Иногда стихи читались одновременно на трех языках под аккомпанемент шумовой музыки, а иногда на сцену выходил Хуго Балль, одетый в трубу из синего блестящего картона с высоким металлическим цилиндром на голове и декламировал придуманные им бесконечные звуковые вирши: «Гаджи бери бимба гландриди лаула лонни кадори». Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности. Довольно неоднородное течение дадаизм объединило людей самых различных убеждений. Она дергает за ниточки понятия, слова, взятые со стороны своей формальной внешней оболочки, чтобы сдвинуть их по направлению к иллюзорным краям и центрам.
Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты искусства. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Кафедра Культурологии Реферат по дисциплине «Культурология» на тему «Искусство как форма протеста (дадаизм)» Выполнил: Половов Андрей Викторович С-44 (АВТ) Проверил: Сапрыкин Владимир Александрович Москва 2007 Введение. Дадаизм же боролся против всякой произвольной эстетики, не принимая ничего, кроме произведений, порожденных спонтанностью творчества или, по определению Арпа, «данных законами случайности».
По другой версии – это имитация нечленораздельного лепета младенца. Т. е., разрушая язык, они разрушали общество. В1919–1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей сиспользованием фотомонтажа.
Я хочу владеть словом в тот момент, когда оно исчезает и когда оно начинается (Балль). Чистота индивида утверждается после состояния безумия» (Тцара). Хартфильд, Г. Гросс и др. Дадаизм, подготовленный деятельностью французских художников М. Дюшана и Ф. Пикабиа в Нью-Йорке, оформился как художественное движение в Цюрихе (1916), в среде интернациональной художественной эмиграции (группа, связанная с литературным кабаре «Вольтер» : Х. Балль, Т. Тцара, Х. Арп и др. ).
В 1922 г. Д. влился в сюрреализм, а позднее оказал влияние на зарождение таких худож. Осуществленное в рамках постмодерна конституирование коллажа в качестве фундаментального принципа организации как художественного произведения (конструкции), так и культуры в целом, во многом восходит к дадаистскому пониманию коллажа как пространства содержательно-ассоциативной свободы в задающем принципиальную несвободу от ассоциаций поле культурных смыслов (см. «То, что мы называем дада, это дурачество извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы, жест гладиатора игра играемая ветхими останками, публичное исполнение фальшивой морали». которое пережило опыт дадаизма. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа.
А закончился дадаизм в мае 1922 года. 2. О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер.
А по адресу Шпигельгассе, 1, то есть почти напротив ленинской квартиры, 5 февраля 1916 года открылось литературно-художественное кабаре «Вольтер» и начались абсолютно абсурдистские ежевечерние представления с пением, музыкой, танцами и декламацией стихов. — Горизонт Д. неизбежно сдвигается: идеалом выступает уже не просто вышедшая из-под дискурсивного контроля спонтанность, порождающая собственный (ситуативный и сиюминутный) язык, но спонтанность внеязыковая, обнаружившая под сброшенной рациональностью первозданность (»активную простоту», по Тцаре), понятую в Д. как подлинность: «слово «Дада» символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности, вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность. Движение группировалось вокруг кабаре «Вольтер», где происходили выставки движения, встречи, сопровождавшиеся чтением манифестов, стихов, организацией своеобразных сценических представлений, оформленных какафонической шумовой музыкой и другими эффектами. в 1917, где Дюшан попытался выставить писсуар, названный «Фонтан». В его картинах Изничтожение невинных, Император Убу и т. д. Название «дадаизм» дано лидером движения – поэтом Тцара (с 1917 также издавал журнал «Dada»).
В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности. реди-мейд (англ.
Биро, М. дАреццо, Дж. Все нарядное и приглядное, все примерное и манерное, благоверное изуверное. Возникло в 1916г. По другой версии – слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann Co».
Произнося: дада», т. е. Логика всегда ложна. поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. Что до этого было. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой.
среди эмигрантов разных национальностей. К основоположникам дадаизма в изобразительном искусстве прежде всего относят художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко. Швиттерс отказался от фигуративной живописи и разработал оригинальную технику, на основе разрушенных тривиальных (а подчас и вульгарных) предметов создающую комбинации высокого пластического и поэтического качества. Главным в движении дада в Париже было то, что здесь встретились местные авангардисты и выходцы из американского, швейцарского и немецкого течений (Пикабиа, Тцара, Эрнст). Ханс Арп, один из зачинателей дадаизма, вспоминал: «В то время Цюрих был оккупирован армией революционеров, реформаторов, поэтов, художников, композиторов-модернистов, философов, политиков и апостолов мира из разных стран».
До умопомрачения, до бессознательности. Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). И если бытие – это изначально бытие несвободы, если жизнь – это дурной фарс, лишенный цели и изначального порождения и раз уж мы полагаем, что должны выбраться из всей этой истории чистыми, как омытые росой хризантемы, мы провозглашаем единственное основание для понимания: искусство (Манифест дада 1918 года, Тцара). Существует несколько версий происхождения этого слова.
Наиболее видным представителем являлся французский поэт М. Дюшан, который провозгласил отказ от традиционных эстетических ценностей и выдвинул программу «антиискусства». Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца.
группа отстаивала «совершенное», лишённое социальной функции искусство. Как шутили тогда французские газеты, «в результате трехдневного наступления, проведенного силами десяти дивизий, захвачено дерево». В этой связи программным постулатом Д. является постулат отсутствия позитивной политической программы (»У нас не было никакой политической программы» — Г. Гросс) практически все дадаисты выступили против Берлинской группы Д., провозгласившей требование «международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всем мире на основе радикального коммунизма» (Манифест «Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии» — Хаусман, Хюльзенбек, Голишефф, 1919). Осуществленное в рамках постмодерна конституирование коллажа в качестве фундаментального принципа организации как художественного произведения (конструкции), так и культуры в целом, во многом восходит к дадаистскому пониманию коллажа как пространства содержательно-ассоциативной свободы в задающем принципиальную несвободу от ассоциаций поле культурных смыслов (см.
Хюльзенбек). Особым жанром дадаизма можно считать литературные манифесты, публиковавшиеся в многочисленных дадаистских журналах и носившие во многом автопародийный характер. Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. (англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами.
Они полагали, что автор и зритель равны, т. е. Тцара опубликовал в 1916 г. дадаистский «Манифест господина Антипирина» (свой неологизм «антипирин» он переводил как «лекарство от искусства»). О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». С благородным жестом и изящными манерами.
С 1919 года там действовал и Тристан Тцара. Теперь спросим себя – а на фига дадаисты все это делали. Наиболее резкий поворот в искусстве произошел в первой половине ХХ века. Особую ветвь в дадаизме представлял в Ганновере Курт Швиттерс.
Как становятся знаменитыми. Конечно, публика реагировала соответственно. В этом смысле дадаизм кажется и проще и сложнее одновременно. Танки, пулеметы, самолеты, дирижабли, огромные корабли, жуткие пушки.
Можно ли, впрочем, говорить собственно о дадаизме в Нью-Йорке. Направление имело яркий социальный подтекст. Но шуметь продолжали. В частности, он вырезал слова из газет и затем склеивал их в случайной последовательности.
Первый изподобных снимков, влучших традициях дадаизма, получился случайно. Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Ими был выдвинут лозунг: «Искусство мертво, да здравствует машинное искусство Татлина». Одним словом, ясно, что автор выражает протест.
Нападая на экспрессионизм (хотя художественный язык того же Гросса активно опирается на «лексику» экспрессионистов) и футуризм, берлинские дадаисты активно приветствовали русский конструктивизм. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран». Самый известный дадаист— Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном. Последствия первой мировой войны оказали сильное влияние на умы тогдашних представителей искусства.
В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. 2. В этой связи программным постулатом Д. является постулат отсутствия позитивной политической программы (У нас не было никакой политической программы – Г. Гросс) практически все дадаисты выступили против Берлинской группы Д., провозгласившей требование международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всем мире на основе радикального коммунизма (Манифест Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии – Хаусман, Хюльзенбек, Голишефф, 1919). Д. делал ставку в худож.
Парижский период 1920-1922 гг. Все слова изобретены другими. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации», рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. И если на уровне эксплицитных самоопределений этот идеал выглядит сугубо негативным (классический лозунг Д. «дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» тезис Тцары о том, что «дада ничего не означает» ретроспектива Г. Гросса: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. В авангарде важна концепция идея, а не воплощение. dada—лошадка) — модернистское течение в лит-ре изобразительном и театральном творчестве, возникшее почти одновременно (в 1915—16) в Нью-Йорке (США) и Цюрихе (Швейцария).
Воспринимая мир как безумие, дадаисты соответствующим образом отра-жали его. Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость. Многие из дадаистов примкнули затем к сюрреализму.
Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль».
Дадаизм (фр. чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). Напомню – шла война. Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. Один из основателей направления дада немецкий поэт и музыкант Хуго Балл считал, что: «Для немцев это показатель идиотской наивности и всяческой «детскости»». На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции».
По-русски дада (да-да) – двойное утверждение. Прибыла полиция – закрывать выставку.
Дадаизм распался. В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора. С благородным жестом и изящными манерами. На последнем собрании дадаистов в Ваймаре Тристан Тцара произнес похоронную речь на смерть дада, которая была опубликована Швиттерсом в его обзоре «Конференция на конец Дада».
Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultanne bruitiste):. С 1919 г. там действовал и Т. Тцара. Один из адептов Д, — худож. По характеру исполнения особенно близки цюрихским образцам фотомонтажи Хаусмана и Ханны Хох («Schnitt mit dem Kuchenmesser».
Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. Швиттерс и др. ), Париже. Хартфилд, С. И. Шаршун и др. ) её представители в дальнейшем стали мастерами политической графики и карикатуры. В определенный период своего творчества к нему примыкали Г. Гросс, М. Дюшан, М. Эрнст. Все эти детали, как инаписанное готическим шрифтом слово«Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого истаромодность самого Стиглица.
О любом течении искусства точнее всего можно судить по конкретным произведениям, но дадаисты больше славились крикливыми лозунгами и экстравагантными выходками, чем создание картин. Реди – мейды Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия вкус. Главной формой самовыражения дадаистов стали различные акции – шумные вечерние представления, спланированные «события», мистифицирующие публику и провоцирующую ее на ответную реакцию. Произнося: дада.
Для высказывания своей мысли все это годится. Я просто произвожу звуки. Этот город называли «столицей изгнания», сюда приезжали многочисленные эмигранты, покинувшие свои страны по идейным соображениям или просто пытавшиеся избежать мобилизации и ужасов войны, по инициативе Xуго Балла, румынского поэта и основателя журнала «Дада» Тристана Тцара, немецкого писателя Рихарда Хюльзенбека, художника Ханса Арпа. Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны.
Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости». Он не принял антиэстетическую установку дадаизма. течений, как хэппенинг, боди-арт, поп-арт, концептуальное искусство.
в Цюрихе (Швейцария) среди эмигрантов разных национальностей как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации в целом как ее первопричины. 1920). Дадаисты больше прославились бытовым и художественным хулиганством, скандальными и экстравагантными выходками, лозунгами и эпатажным поведением и только затем художественными текстами. Начавшийся с приездом Пикабиа (1919) и Тцары (1920), парижский дадаизм достиг своей кульминации в 1920 и снова заявил о себе в 1921. Тцара описывал вечера в кабаре «Вольтер» так: «Путаница возобновилась: кубистический танец, костюмы от Янко, каждый человек с собственным большим барабаном на голове, гвалт, гимнастическая поэма, концерт из гласных, шумовое стихотворение, химическое соединение идей в статическом стихотворении.
Поэта привлекла неопределенность значения слова в разных языках. Сам Швиттерс понимал искусство практически в лучших традициях немецких романтиков – как «изначальную концепцию, возвышенную как божество, необъяснимую как жизнь, не определимую и не имеющую цели». Дадизм стал одним из главных источников и побудителей многих направлений и движений в современном искусстве, в частности, сюрреализма, поп-арта, многих феноменов постмодернизма и артефактов пост- культуры.
В 1919г. Именно он ввёл в употребление термин ready – made — реди-мейд (англ. Ханс Арп использовал эти принципы в живописи, а Тцара в литературе. По другой версии это имитация нечленораздельного лепета младенца.
– Горизонт Д. неизбежно сдвигается: идеалом выступает уже не просто вышедшая из-под дискурсивного контроля спонтанность, порождающая собственный (ситуативный и сиюминутный) язык, но спонтанность внеязыковая, обнаружившая под сброшенной рациональностью первозданность (активную простоту, по Тцаре), понятую в Д. как подлинность: слово Дада символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности, вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность. В 1920 г. состоялась самая скандальная в истории дада выставка, в помещение которой можно было пройти только через мужской туалет при кафе. Нью-Йорк. В 1960 году Барбарой Роуз был введен термин «неодада», обозначающий различные стили, направления и произведения искусства, в которых угадываются возрожденные идеалы или методы дадаизма. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Объединившись по малоизвестным обстоятельствам, они заявили о себе в начале 1916 созданием кабаре «Вольтер», где они обосновались и где вечерами, охваченные истерией, непроизвольной или спровоцированной, устраивали «апокалипсис» общепризнанных моральных и эстетических ценностей.
Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (Один дададень равен семи оборотам земного шара Дада ничего не хочет, Дада растет). В Кёльне в 1919-1920 гг. С окончанием войны цюрихская группа распалась, а ее участники разъехались по родинам. Сюрреализм), П. Реверди, П. Элюаром, Л. Арагоном и др. Дадаизм оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.
1917, Штутгарт, Гос.
Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года и её успели посетить около трёх миллионов зрителей. В 1918 Пикабиа, во время своего пребывания в Швейцарии. Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс – его подруги, танцовщицы и поэтессы – и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа. Балль). творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, на симультанную, рожденную путем импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж и разработал технику использования этих приемов.
На протяжении всей истории человечества одним из лучших способов самовыражения было искусство, будь то живопись, литература или музыка. Грос, О. Дикс, Дж. Биро, М. дАреццо, Дж. Стих — это повод по возможности обойтись без слов и языка.
Творчество художника не укладывается в рамки дадаизма, сам Швиттерс назвал свое направление «мерц» и продолжал работать самостоятельно, в конце концов превратив свой дом в гигантский ассамбляж под названием «Мерцбау». Дадаистские группы возникли также в Берлине (Р. Гюльзенбек, Г. Гросс, Р. Хаусманн), Ганновере (К. Швиттерс), Кельне (Ж. Арп), Голландии (Т. Кубик и мать в определенной местности Италии: ДАДА. В1920-х годах онначал свои фотографические эксперименты, которые назвал«рэйографами». В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться.
В 20-е гг. Все нарядное и приглядное, все примерное и манерное, благоверное изуверное. НАР-РАТИВ), реализующихся не посредством подчиненных диктату рациональной логики и жесткой определенности собственного объема и содержания понятий, но посредством схватывающих чувственную сиюминутность спонтанности си-мулякров (см.