Interfax. ru – Картины Мадонна Бенуа и Мадонна Литта кисти Леонардо да Винчи переместят в Эрмитаже из-за большого числа посетителей. Государственный Эрмитаж развернет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», сообщает «Интерфакс». Зал да Винчи – один из самых посещаемых в Эрмитаже. В Государственном Эрмитаже картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» сняли с места, на котором они располагались более 40 лет и перевесили на новое место.
Картины Леонардо даВинчи «Мадонна Бенуа» и«Мадонна Литта» представят вовторник в национальном Эрмитаже вновых актуальных насегодняшний день витринах информирует pr-служба заведения. Произведения «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», написанные Леонардо да Винчи, сменили местоположение в коллекции Эрмитажа. Полотно Леонардо да Винчи Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) вошло коллекцию Эрмитажа в 1865 году, Мадонна Бенуа – в 1914 году. Полотно Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») вошло коллекцию Эрмитажа в 1865 году, «Мадонна Бенуа» – в 1914 году.
Картин Леонардо да Винчи дошло настоящего времени очень мало и из них, хранящиеся в Эрмитаже составляют значительную долю е художественного наследия. Как рассказала хранитель картин, ведущий сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Татьяна Кустодиева, место шедевров да Винчи в старых витринах займут другие картины эпохи Возрождения. Картины Леонардо да Винчи сменили место в экспозиции Эрмитажа.
Поэтому в новых витринах мы развернем картины к стене, чтобы они фронтально были обращены к зрителю, – прокомментировал перемещение картин Да Винчи директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи покинули свои привычные места из-за большого числа посетителей, сообщили в пресс-службе Эрмитажа. Впервые за последние 40 лет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» в Государственном Эрмитаже переехали на новые места. В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет место в Эрмитаже.
Леонардо ни в чем (кроме только архитектуры) не возобновил античных традиций (вроде того, как сделали Мантенья и Донателло). Из них вам нужно пройти в зал 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Это не слишком большая картина непрезентабельного камерного проекта. Вверху с овалом.
С1813 года она находилась всобственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. Развернитесь и идите до упора (зал 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал 247).
Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Спустя 56 лет сын А. П. Сапожникова, тоже Александр, продолжатель дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес «Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за архитектора Леонтия Бенуа. Картины на потолке получили название "Библии Рафаэля". Мастер Леонардо да Винчи.
Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" (работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в. ). Директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой обратился по этому вопросу к Николаю II. Дизайнер берет тему, немало разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал 306). Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже, — «Мадонна Литта» — завершена несколькими годами позднее. С необыкновенным изяществом, с истинно ренессансной свободой, с богатейшей фантазией Рафаэль соединяет античных богов, сатиров, нимф с мотивами, взятыми из живой природы, вводит целые пейзажи, создает гирлянды из овощей, фруктов, цветов, музыкальных инструментов.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Франция, Германия, Италия, Испания – рыцарское и дворянское холодное (а иногда и первое огнестрельное) оружие представлено довольно широко.
Именно в творчестве Леонардо произошла эта полная метаморфоза Возрождения. Поверните налево и идите вперёд до упора. Пройдите в зал 307, поверните налево и идите до упора (зал 179).
Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал 189). Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Перейдите в зал 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева).
Средневековая Европа представлена во всём своём блеске и красоте. Когда дойдёте до зала 298, поверите налево, а затем направо. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили значительно больше. Последовательно представлены ветхозаветные события – история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона).
С нее началось дальнейшее развитие европейской пластики. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Это настоящий праздник для любителя средневекового вооружения.
Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Зал дворца, отданный под экспозицию довольно велик. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет. Все мечи, сабли, шпаги, стилеты (перечислять можно долго) или хорошо сохранились или кропотливо отреставрированы. Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала 240. Владельцы приняли это предложение. Картина была написана на доске, а позднее, поступив в Эрмитаж, переведена на холст.
Она исполнена на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал 256, оттуда — в зал 272. В нём без труда разместились и конные рыцари и стенды с множеством различных клинков. Из коллекции генерала Корсакова».
Они включены в орнаментальное обрамление. Кажется, точно нет связей между ним и его предшественниками. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет.
Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». «Мадонна с цветком» — одна из первых работ молодого Леонардо. Разумеется, это нечто большее, но абсолютно невыразимое. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Теперь — направо и вперёд до Александровского зала ( 282). Напрасно, впрочем, было бы искать в нем и воскресение древности. Шаг ли дальше на пути завоеваний реализма или новый декоративный прием.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал 304). Однако как обозначить словами это новое. Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал 227). Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати.
Новозаветные сюжеты – Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Прямо из них перейдите в зал 241, где находятся «Амур и Психея». Но Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в России, например, в Эрмитаже.
Единственный акцент в интерьере – малахитовая ваза. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Росписи тянутся по плоскости пилястров, послушно вторят легко круглящемуся потолку, то открывающемуся балюстрадой в голубое (живописное) небо, то уподобляющемуся нарядной мозаике. За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань.
Что это такое — эта круглота линий, равновесие частей, эта мягкость выразительных движений и мягкость светотени. Следующие три зала ( 239, 238 и 237) — те самые просветы. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в Европу.
Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Позднее в них был порядок и их стали очень красиво выводить на фризах и филенках, причем лепные чередовались с живописными". В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. На этот раз дизайнер избрал наиболее жесткий вид лица Мадонны, выдержал картину в иной красочной гамме, в том числе и обратился вновь к технике темперы, внеся в нее, однако, ряд свежих способов (Леонардо неустанно проводил различные эксперименты) Хотя главный содержание идейное содержание произведения то же, что и ранее: такая же человечность, такая же любовь к настоящим, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах.
Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.