Можно сказать, что произошел сдвиг от самого объекта к процессу. Тогда впервые на аукционе стоимость работ уличного художника пересекла планку в один миллион долларов. Наглядным примером в данном случае могут стать триптихи Фрэнсиса Бэкона, в которых один и тот же объект (человек) представлен в развитии, своем движении. Не ломай голову зря. Опять же художники эти беззащитные.
Народ уже за обрезы хватается. Неловко. Реакция зрителя вовсе не обязательно должна заключаться в восторженном слезоточении.
Суть такова: искусство воздействует на моск, развивает, проявляет реальность, учит, даёт знание— называйте как хотите. Разумно выглядит следующее: для искусства по сравнению с ремеслом важно вызвать некий отклик и переживание в зрителе, а лучше ввести его в какой-нибудь когнитивный диссонанс и обратить его внимание на что-то, о чем он раньше не задумывался (не путать с СПГС). «Я тоже так могу» — скажете вы. Понятно, что делать. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то.
Это правильно ибо искусство не нанималось быть понятным каждому. А есть те, чьи «акты» заставляют ужаснуться и разозлиться. Поколение «умственного похмелья», уставшее от сложности форм и всего того, что уже придумано было до них ищут нетривиальные смыслы, желая подписаться под полотном нового времени. Во-первых, каналы тиражирования и доставки настолько забиты произведениями псевдокультуры, что «потребитель» обычно даже и не подозревает о существовании подлинного искусства, во-вторых, формирование потребностей и эстетических установок происходит в «допотребительский» период: в семье (обычно полностью интегрированной «масскультом») и в школе, которая сегодня уже отчуждена от культуры и образовательно и воспитательно: американская средняя школа, например, это— спорт, секс, низкое качество образования и полное отсутствие воспитания, американская высшая школа— это то же самое плюс сверхузкая специализация. Это пока не искусство.
Что делать. Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. «Вещи, труда которых не составит сделать даже маленькому ребенку, да и сообщение, передаваемое этим объектом, не всегда понятно. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Здесь нельзя просто наблюдать – ничего непонятно.
Говоря иначе, он не способен воспринять внутренние эстетические законы «высокой культуры», а потребляет ее по правилам общества потребления и в соответствии с эстетикой общества потребления (яркие примеры этого даны в романе Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы», где герой— жертва «масскульта» не способен воспринимать романы Достоевского иначе как занудно написанные детективы или в знаменитом клипе Сида Вишеза «Мой путь», где Сид «поет» эту сентиментально-слащавую песню в манере «Sex Pistols» издеваясь над собравшейся буржуазной публикой, а та этого не понимает и восхищается, услышав знакомые слова и музыку). А БСЭ вообще начинает с перечисления того, что туда входит, то есть определяет нечто через список его частей. Впервые слово contemporary / «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс (вероятно, самая влиятельная из ныне живущих аналитиков современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств. Но обратимся к истории: началом современного искусства считается вторая половина XX века. Плевок в сторону классики. Landfield отмечает, что до переезда в Нью-Йорк, Кристенсен рисовал образные произведения. В общем смысле, modern art является своеобразным над-понятием, которое включает в себя ар нуво, экспрессионизм, конструктивизм, супрематизм и даже отчасти поздние романтические тенденции.
Modern art, с точки зрения идеологии имеет непосредственно близкое родственное отношение к модернизму. Совсем необязательно, что они выскочки или ярые поборники моды. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить». Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать.
Иногда смысл уже додуман. Массовое искусство впечатляет, развлекает, дрочит воображение, «создаёт новый миф», но ничего правдивого и нового о реальности не говорит. В-третьих, настоящее искусство, если оно даже доходит до масс, подается как развлечение, то есть как товар: «потребитель» не способен воспринять искусство как искусство, то есть как способ познания и освоения действительности, не способен пережить катарсис, он воспринимает предмет искусства как «продукт»— то есть ведет себя именно как потребитель. В столовой — дощатый открытый стол с двумя самоварами по краям, закусками.
На безрыбье и куча говна— рыба. У каждого произведения искусства есть свой адресат, это вполне очевидно. Наблюдатель видит следы абстрактного экспрессионизма и стиля Поллока. Главной целью было искажение понятия духовности. С одной стороны это круто, что молодёжь читает Сартра вприкуску с Верленом и это достойно уважения и гордости. Дэн Кристенсен предложил хороший пример лирической абстракции.
Это соблазнительно для немногих, пусть и восхищает разные умы: от профессионалов и истинных эстетов (их, от пресыщения, чаще) до нас с вами. Оно разбирается практически во всем и тонко чувствуют актуальное. В настоящее время приложение Portraits Play (именно с его помощью можно заняться примеркой лиц) используется на выставке «От Гогена до Пикассо: шедевры из Швейцарии» в вашингтонском музее Phillips Collection. У нас все художники так рисуют, так как богачи только такие картины и покупают. Да, на безрыбье и куча говна— рыба.
В Дефолт-Сити публичное современное искусство распласталось по нескольким музеям (Музеи на Баррикадной, Церетели, ММОМА Третьяковка на Крымском Валу) и более чем 9000 галереям кучкующимся на подвергшихся косметическому ремонту промзонах («Винзавод», «ArtPlay», «Арма», «Флакон», «Красный Октябрь», «Гараж») и тому подобных менее проходных углах. Пикассо, Ф. Бэкона, Э. Уорхола, Д. Хокни). Протест плюс призыв. Но, почему-то, они смогли раньше. Особенное видение привычного.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Кроме того, полученное фото в считанные мгновения становится не просто селфи (которое давно высмеивается его критиками), а как бы частью европейского импрессионизма и других известных направлений в живописи. Те, кто всегда желали быть в авангарде, безусловно, это всё современное искусство поймут. «Нам, говорят и не нужно, чтоб картина была понятная. Тематический спектр современного искусства безгранично широк, оно реагирует на любые проявления человеческой деятельности (а в последние десятилетия к ним добавляются и деятельность других биологических организмов, а также роботов), а вовсе не только на эпатажные и провокационные1. Возможно, мы это поймем позже, как когда-то поняли поставленный посреди выставочного зала писсуар Дюшана.
Но спросите себя, что такое искусство и что деятель искусства должен производить. И можно ли это считать жанром, а не периодом времени. И те и те создают шедевры, меняют ход истории искусства. А потом совесть. В картине PR (1967), вы можете увидеть переход к абстракции. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность использование новых техник и приемов). Потом все от этого устают и возвращаются к цвету, форме изобразительности. На стенах деревянная утварь с русскогоСевера.
И вряд ли я назвала бы это искусством. современные методы тиражирования (то есть: удешевление предметов искусства) и mass media (то есть: удешевление и облегчение их доставки «потребителю») вроде бы сделали «высокое искусство» более доступным широким кругам населения. Таких даже большинство. Почему современное искусство вызвает лютое отторжение. Так как это сейчас необычно.
По этой причине к искусству не имеют никакого отношения поцреотические, православные и любые другие высеры, рисующие прекрасный образ старины (и не только) далекой, а вот «Троица» Рублёва или «Свобода, ведущая народ»— имеют. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). А может и вовсе шутка и над этим даже не стоит задумываться, оно просто есть и есть. Но это иллюзия. Или просто поглумиться над всем. Или выбросить в мусор, как сделала недавно по случайности уборщица одной из выставок в Италии.
Похожий эффект оказывают работы прародителей-футуристов, сюрреалистов, дадаистов. В конце 70-х Германии появляется движение «Новые дикие», которые своей целью ставят обновление художественного видения иногда посредством эстетического шока, принятие опыта более старшего поколения (П. Это направление отмечено духом экспериментов и отступления от традиции. Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств).
Смотришь и пустоту какую-то видишь. Можно попытаться вытащить из килобайт текста, составляющих попытки определить искусство, какие-то простые соображения.
Сам факт того, что условная «какашка в качестве предмета искусства» стала своего рода мемом и постоянно упоминается в обсуждениях, говорит о том, что этот образец толстого троллинга поставил перед людьми вопрос о том, что такое искусство и чего оно все-таки должно делать. А богачи смотрят да еще и похваливают. Другой вопрос состоит вот в чём: останется ли это «прекрасным» на века. 85 мероприятий и выставок там бесплатны, что делает их раем для нищеброда.
В своей диссертационной работе (1971) таким термином она охарактеризовала работы скульптора, абстрактного экспрессиониста Дэвида Смита. Вслед за философами они назвали себя «постмодернистами». Протестные настроения растут. В том, что прошлое скучно и ему следует бросить вызов.
И всё же, в чем прелесть того, что можно за 15 минут нарисовать самому. В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Так, произведения современного искусства – взаимодействие исполнителя и получателя.
Сейчас такого в достатке. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. В какой-то степени это обидно. Если главное правило Уютненького это «факты лулзы», то главное правило настоящего искусства это «факты образность». Это главный и, пожалуй, единственный общий для всех форм искусства признак. Захлебывающаяся в потоках собственной рвоты испещренная звездной пылью прогрессирующего сифилиса, загнанная в самоуничижительном припадке безумия, нравственно поломанная и жалкая в своей иллюзорной свободе саморазрущения, погибающая под тяжестью скинутого в отвратительной и опьяняющей эйфории смерти бремени, медленно и позорно подыхающая на обломках добытого непосильным трудом в тяжелых и кровавых испытаниях, Европа готова принять мерзопакостное мимикрирующее в своей ничтожности «искусство» и возвести его на наскоро сколоченный из гниющих отбросов пъедестал всеобщего восхваления. Либо просто почувствовать, либо стараться проанализировать.
Огромный участок девственного леса. Тогда есть те, которым просто наплевать: они хотят, чтобы все думали, что они понимают. И если восхищает, то оно имеет право быть. Идея творца чаще всего остается неизвестной. И нет ничего плохого в том, что мы не понимаем современное искусство.
Или не становится вовсе. Холопы за вилы – а вон он, в каждом городе, музей современного искусства, очевидный раздражитель, доверху начиненный хлипкими очкариками сомнительной ориентации. Кстати, полы во всех комнатах покрашены в разные цвета. Полный трэш.
Ответ не прост, если он вообще существует. И среди любителей современного искусства навалом и тех и тех. В мире искусства постоянно происходит поиск новых путей и выразительных средств. А сегодня куча-куча всего да навалом, как видите.
Работая в традиционном стиле, бездарь не имеет шансов даже на минимальный успех ибо его творения будут сравниваться с шедеврами титанов. Покраснеют, умолкнут, разойдутся. Главными становятся не объект, а процесс, движение, преобразование, действие.
Настоящее искусство делает человека чуть-чуть человечнее в самом простом смысле: чувствительнее, сообразительнее, умнее, нравственнее в неморалфажном смысле слова. Так думают люди и делают вывод, что «в этом, как минимум, что-то есть». От скуки.
Игра. Содержательно эта акция не лучший пример «очеловечивания» зрителя, но для нас главное в её внешнем исполнении: искусство не должно нравиться, оно прежде всего должно задавать вопросы. Учреждение культуры. Почему-то душа чувствует такие вещи. Еще в начале XX века вокруг небезызвестного и в чем-то хрестоматийного для современного искусства «Черного квадрата» Малевича велись дискуссии и бои за толк.
Может, даже, добровольно зачинщиков сдадут уряднику. И требовать от него многого не стоит. Канализировать активность. Двухэтажный дом, обставленный в стиле времен Мицкевича и Пушкина со старыми примитивными «купеческими» портретами на стенах. Книги в книжных шкафах. Графика и живопись в просторной каменной мастерской.
Всюду современное искусство. Это был и поп арт и виртуальное искусство и минимализм и многое другое. Актуальное искусство быстро устарело и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Ровно как и нет ничего из ряда вон выходящего в том, что кому-то оно нравится.
Поиск новых смыслов, образов, вплоть до дематериализации объектов (например, перфомансы и хэппененги), противопоставление модернизму – так можно обозначить художественные искания современного искусства. Он рисовал более сорока лет и умер в 2007 году. Попытаемся разобраться с сабжем по-порядку. Тут все равно ничего понять нельзя. А если и так, то здесь как раз места для сомнений и не остаётся.
В лекции «Что такое современное искусство. » профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство» был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано более с отчётами аукционных лейблов, чем с временем его создания2. Все ж таки музей. Последних в особенности.
Всему есть предел, согласитесь. Такое в истории случалось довольно часто, потому как всегда есть трудолюбивые «правильные» и, чаще всего, непонятые, «непослушные». Ну, они, конечно, музей сожгут, очкариков перетопчут. Не понимаю, как они могут стоять на одном уровне с Веласкесом или Васнецовым». Утконос). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
«Да, есть Твомбли и его петли, да, есть Ротко, фактура и цвет – его стихия. Смогут ли авторы встать на одну ступень с великими гениями изобразительного искусства. И так мы еще лет десять протянем.
Члены группы «Война», поджигающие автозак, порождают в головах людей вопрос о том, должна или не должна ненависть граждан к органам внутренних дел реализоваться IRL. Они придумали своё и показали миру, что верят в это.