В Орлеанском корпусе замка Блуа (1635-1638) Мансар впервые (после Пьера Леско) применил для всего здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»). Он собирается возглавить министерство финансов, когда разражается Фронда Принцев. Среди них Вольтер, которого вельможа причисляет к своим друзьям. В Орлеанском корпусе замка Блуа (1635-1638) Мансар впервые (после Пьера Леско) применил для всего здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»).
Проект перестройки замка в Блуа со смелой пространственной композицией и использованием световых эффектов в интерьере отразил влияние барокко наряду с классицистической простотой колорита и материалов (реализован лишь корпус Гастона Орлеанского, 1635-1638 год главная лестница закончена в 1932 году). Но этот несчастный случай не испортил дружбу маркиза с Вольтером. Церковь Сорбонны стала первым во Франции зданием с куполом, однако он ещё не доминирует над всей постройкой. Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта.
Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Во внешнем облике сооружения барочные черты выявлены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки – высокие крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Для Мезона также характерен особый орнамент и форма полусферических куполов. Ей не мешает даже ров, окружающий Мезон — Лаффит с трех сторон.
Почти в 80-летнем возрасте создаёт проекты росписей в Соборе Инвалидов, которые до сих пор хранятся в Лувре, расписывает два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце, пишет серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка», 1690 (Лувр) «Святая Цецилия», 1691 (Лувр) «Вера» и «Надежда», 1692. Главным достоинством его произведений является гармоничный колорит. Помимо конька, роль такого членения исполняет и перелом крыши. В 1646 г. здание подведено под крышу. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки.
Даже ров, окружающий Мезон Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Творчески перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского Возрождения, сочетая пластическое богатство декора с ясностью и простотой пространственной композиции, со строго регулярным Дворец Мезон-Лаффит 1642-1650, окрестности Парижа Версальский дворцово-парковый ансамбль, строительство с 1668 года Построением плана, Мансар заложил основы классицизма XVII века (крыло замка в Блуа, перестройка, 1635-1638 дворец Мезон-Лаффит близ Парижа, 1642-1651 церковь Валь де Грас, 1645-1646 и отель Карнавале, перестройка, 1660-1661, в Париже). Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости.
Франсуа Мансар (1598-1666) – французский архитектор, считается не только крупнейшим мастером французского барокко, но и основоположником классицизма во Франции. Дворец Мезон-Лаффит отличается, например, от Люксембургского дворца в Париже, который напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Что касается архитектуры дворца Мезон, то бросается в глаза строгая регулярность в решении архитектурных задач. Мансар начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не слишком самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянтинцевв Париже. Схема церкви Сорбонны (архитектор Лемерсье) стала впоследствии традиционной это – основной крестообразный в плане объём, колонные портики с фронтонами на торцах ветвей креста, купол на барабане над средокрестием. Один из вариантов конструкции представляет собой «слоеный пирог» из утеплителя, расположенного между деревянными стропильными ногами, вентиляционной прослойки, гидроизоляции и кровельного покрытия. Но в тот же год кардинал умирает, а на следующий и король.
Его дед был каменщиком, а отец – плотником. Он любит принимать здесь друзей в более раскрепощенной, чем при дворе, обстановке. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши.
Вновь проложенным аллеям маршал дал названия наполеоновских побед и генералов Империи. Лестничные пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. В конце концов работы в Сен-Жермен заброшены.
В Орлеанском корпусе замка Блуа есть еще один признак новой стадии развития архитектуры и дизайна интерьера во Франции. Известно, какую роль в этом развитии внес переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. В центрической церкви Посещения Девой Марией Елисаветы (1632-1634 годы) в Париже Мансар, опираясь на архитектурный язык Высокого Возрождения и маньеризма, приблизился к формальной сдержанности классицизма. Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. Структура его образов сложна. Здесь главное – не наделать ошибок.
Положение Рене становится шатким, когда к власти приходит Мазарини (тот с недоверием относится к парламенту). Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Строительство его обошлось хозяину в 6 миллионов ливров – астрономическую по тем временам сумму. Стал главой Академии Святого Луки в Париже, противостоящей Королевской Академии. Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. В XIX веке его начали называть Мезон-Лаффит, по имени нового владельца.
Однако общий строй архитектуры этих зданий далёк от барокко Италии. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. В 1653 г. у него забирают место управляющего замками Версаля и Сен-Жермена: признаётся несовместимость этого поста с званием председателя Верховного суда.
Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Выразительность достигается не обилием декора, а нахождением удачных пропорций (аббатства в Понт-Левуа, Редоне).
Не оставляет владелец вниманием и сады. Творчески перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского Возрождения, сочетая пластическое богатство декора с ясностью и простотой пространственной композиции, со строго регулярным построением плана, Мансар заложил основы классицизма XVII века (крыло замка в Блуа, перестройка, 1635-1638 дворец Мезон-Лаффит близ Парижа, 1642-1651 церковь Валь де Грас, 1645-1646 и отель Карнавале, перестройка, 1660-1661, в Париже).
Тот пытается украшать Малый парк. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Он скончался, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. Архитектор мог использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или вогнутые участки стен на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Версаль являет собой пример синтеза искусств: архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства. В целом, произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком.
Лемерсье ввёл в конструкцию купола готические аркбутаны, придав им вид небольших волют. Когда Вольтер выезжает из занимаемых помещений, воспламеняется балка от камина, в течение нескольких недель непрерывно обогревавшего его комнату. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов.
Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»)1. В отеле Карнавале он создаёт чёткую планировку помещений. Поначалу, основными его заказчиками были достаточно обеспеченные люди из окружения короля.
Вестибюль и парадная лестница становятся обязательной частью отеля. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит как островерхую, так и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Lanchre). Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря. Применяя драматичные, до гротеска заостренные отдельные приемы, зодчий вводит их в уравновешенный, четкий контекст. Боковые крылья полураскрытого двора значительно укорачиваются.
Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Одна из немногих построек, дошедших до нас в первозданном виде и дающих наиболее яркое представление о блестящем таланте Франсуа Мансара — дворец Мезон-Лаффит близ Парижа (1642-1650).
Соперничал с Лебреном. В 1642 г. он становится председателем Парижского Верховного суда.
В 1678-1689 гг. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы.
Засыпают ров вокруг курдонёра и уничтожают балюстрады обрамляющие его. В середине 17 столетия, когда покровителем Мансара был кардинал Мазарини, архитектор стал подвергаться многочисленным нападкам политических противников последнего (с целью ослабления и разрушения политического влияния кардинала). Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки.
Структура его образов сложна. Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Печально только, что он носит имя человека, который не только не приложил усилий к созданию замка, но непосредственно виновен в уничтожении комплекса. В развитии типа французского замка этого времени различимы два направления: одно – официальное, представительное (замок Ришелье), ко второму же относятся различные загородные резиденции и малые дворцы королей и родовой знати, где они искали уюта и отдыха от придворной жизни (Версаль, Мезон, Фонтенбло).
Стоит отметить, что ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу имеют абсолютно отличный от неё архитектурный облик иначе организованные фасады (Сен-Жерве, Сен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа и т. д). Важно и то, что при всей монументальности, архитектурный образ проникнут открытостью. Неприятные чувства у двора вызвал и новый дом (один из красивейших в Иль-де-Франсе). Заказчик хочет заменить небольшой семейный замок соответствующим своему положению и состоянию сооружением – дворцом, достойным принять монарха (тем более, что невдалеке расположена королевская резиденция Сен-Жермен). Мансар строит роскошные конюшни на 2-м дворе. Достоверно известно, что именно в Мезоне Вольтер написал «Генриаду». Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, вызревает определенный принцип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной через архитектонику.
Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. В дальнейшем профессиональном становлении Мансара сказалось влияние Саломона де Броса. Здесь нет «знаковых» признаков классики, вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Другая ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, была начата в 1626 году.
В городских же условиях из-за отсутствия больших земельных площадей в монастырских зданиях начинает расти этажность (Валь-де-Грас, Порт Рояль). Пришлось приглашать кюре Мезона. Известный французский художник. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга.
В конце 16 и начале 17 века тесные связи с Италией, глубокий интерес к её культуре и искусству, роскошь её дворцов и вилл вызвали естественное подражание в высших французских кругах. Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию.
Замок Бальруа (1626 год) близ Байё отражает влияние крупных проектов времени Генриха IV (площадь Вогезов в Париже и другое). Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Дворец буквально царит над окружающей равниной, свободной от застройки.
Франсуа Мансар – один из основоположников французского классицизма 17 века. По независящим от него причинам, проект оказался выполненным лишь частично. В течение пяти лет Рене благоразумно остаётся в стороне от двора. Они также хорошо освещены из окон и верхнего фонаря. Философ чуть не умер в замке.
Так, церковь Визиток в Париже Мансара в своём облике отдалённо связана с Темпьетто Браманте.
По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. 14 июля 1912 г. замок открывает свои двери для широкой публики. Местность, где расположен дворец и поныне респектабельный буржуазный район, в отличие от, скажем, Сен-Дени.
Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши.
Оформление интерьеров завершится ещё через три года. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Существует несколько версий происхождения слова «мансарда». Все постройки были оформлены в едином стиле, фасады корпусов поделены на три яруса. В культовой архитектуре Франции этого времени, очень разнообразной, ещё сильны традиции готики и Ренессанса: Нотр-Дам в Гавре, Сент-Пьер в Оксере.
Первая постройка Мансара – фасад церкви ордена фельянов в Париже (1623 год, не сохранился). Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Это опала. Именно в Блуа Мансар полностью отказался от традиционной кровли, многочастной и заостренной и сделал единую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. Первые платежи казны, предназначенные для Нового замка истрачены в Мезоне. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным.
Франсуа Мансар построил множество отелей, придав им уют и комфорт. С приходом к власти кардинала Ришелье идеолога абсолютизма и контрреформации, создаётся ряд культовых сооружений, где церковная власть насаждает пышные барочные мотивы (церковь Сорбонны, монастырь Валь-де-Грас). При Лане в Мезоне устраивают овчарни, где содержат сотни баранов-мериносов. Злые языки утверждали, что лучше не углубляться в её происхождение. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение.
В 1690 г., после смерти Лебрена, стал главным придворным художником, директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором парижской Академии живописи и скульптуры, а затем её ректором и канцлером. Это определило и ее структуру. В своих работах Мансар стремился придать объёмно-пространственной композиции здания предельную чёткость и лаконичность, не поступаясь при этом свойственным французской традиции богатым пластическим решением фасадов. Придерживаясь в городе пышного образа жизни, как того хотел император, для отдыха с женой Луизой (второй супругой, после развода с первой) и пятью детьми, Ланн и приобрёл Мезон. Он не только создавал проекты построек или их реконструкции, но и следил за ходом строительных работ. Верхний ярус укорочен, завершается балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами. Парк ансамбля, спроектированный Андре Ленотром, отличается чёткой планировкой: бассейны геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью.
Пожар разрушил часть дворца. Ради восполнения гигантских финансовых потерь от неумелых вложений в недвижимость, он пытается продать Мезон. Тот часто бывает здесь. 5 сентября 1651 г. при утверждении нового состава министерства король отстранил де Лонгёй от должности суперинтенданта.
Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Наиболее характерной чертой ее интерьера является оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне редко. Архитектор прибег к «мансардному» перекрытию.
Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. В парке, который отныне занимает свыше 300 га, разбита площадь Наполеона. По его замыслу там высаживают тополя имитируя расстановку войск в битве при Монтебелло (фантастический титул герцога Монтебелло ему даровал император).
Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. В отличие от гипсокартонных листов, в гипсоволокнистых нет облицовки гипсового внутреннего слоя картоном. В печати появлялись памфлеты, обвинявшие его в самовлюблённости, расточительстве и пренебрежении интересами заказчиков. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши.
Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Оформление порталов, входных вестибюлей, лестниц и дизайна интерьерадворца подчеркивает «радушие» архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений архитектора стала разработка нового типа лестницы. Перед замком от леса прокладывают длинную въездную аллею, начинающуюся Северными воротами (или Воротами короля год строительства – 1660).
Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. В печати появлялись статьи и памфлеты, обвинявшие Мансара в расточительстве и пренебрежении интересами заказчиков. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому.
ансамбль Версаля был перестроен под руководством Жюля Ардуэн-Мансара. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Но и в таком виде архитектурный образ оказался достаточно цельным. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока каре, который был задуман зодчим.
Это был так называемый регулярный (французский) парк. Главная идея парка – создание неповторимого места, где всё подчинено строгим законам. Владельцы окружающих вилл в шоке. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки.
Среди сооружений этого времени, обращает на себя внимание парижская церковь ордена визитандинок (1633 г. ).