Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Пан – один из них. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Древним он – бог, нам – леший. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. При свете луны мы четко видим лицо создания. В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Если в картине преобладает смысл, зрителю достается аллегория, если побеждает форма – абстракция. Баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает непереводимое единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины.
Жесткие волосы покрывали его грудь. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Леший, например, мало чем выделяется. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
«Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Другое дело, что его дом был и моим.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Первая жена поэта Максимилиана Волошина Маргарита Сабашникова, которой нравились работы Врубеля, посещая в Москве выставку Товарищества московских художников в 1900 году, обратила внимание на то, как у эскизного варианта картины Врубеля Хождение по водам остановились двое крестьян и вели оживленный разговор по поводу этой картины. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Синий, – ответил бы Врубель.
Могучая фигура состоит из противоречий. И добрые, немного грустные глаза.
И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Где.
Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Ничего внешнего, бросающегося вглаза. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки.
Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Лучшая из них – Пан. После окончания академии Михаилу повезло. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Сильное, грозное произведение. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Торс атлета принадлежит человеку. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. В качестве декораций художник выбрал российский лес.
Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Подобное соскабливание бывало не однажды.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Оно напоминает лицо старого дедушки.
После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности.
Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. С приходом христианства прежние боги стали демонами. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Прежде всего — глаза. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю.
Большие седые волосы. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Для этой картины художнику никто не позировал.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца.
Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Как мы видим, старец не совсем обычный. Длинная и густая борода и усы. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках.
В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Усталость, но бесконечная отдача.
Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Мои сомнения удивили Синявского. Теперь о руках. Они были, дикими, страстными и необузданными. Чем дольше мы вглядываемся в картину, тем больше подозрений она вызывает ибо все твердое, земное, вещественное растворяется в синем свете умирающей луны. Цветная фотография, – говорил Гоген, – наконец представит нам правду – настоящий цвет неба, дерева, всей материальной природы.
Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее.
Я видел ее только на картинках. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. У сатира не может быть истории, только антропология. И сидит он на пне на фоне деревьев.
Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту.
Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Врубель потрясает нас.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле.
И мелькнула мысль: а не лицо ли Толстого послужило художнику для изображения мифологического персонажа. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Чаще, однако, он занят другим. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю.
Вопреки настораживающим тёмным рогам на его седовласой голове излучаемая им энергия, пусть и приводит в трепет, лишена злого умысла это спокойная сила, обезоруживающая и надёжная. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь.
Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. На этот счет точных данных не существует.
Автору нельзя не верить. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. Пан сидит на земле и витает в облаках. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир).
Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Но и Толстой не воспринимал своего противника. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение». Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». P. S. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». После окончания академии Михаилу повезло.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Ветер выдает метафору. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами.
С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Но каков настоящий цвет кентавра. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Нечесаная кучерявая борода, седые кудри на голове, морщинистое доброе лицо и узловатые пальцы не вызывают ощущения, что это -страшный и всемогущий бог из древнегреческой мифологии, который может причинить много бед человеку. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен.
С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Со второго начинаются чудеса. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность.
На картине Михаила Врубеля "Пан" изображён одноименный персонаж древнегреческой мифологии. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего.