Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
» Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. » Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка53546. Ведущей социальной силой в XIV – XV вв.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. В это время, по замечанию А. Фосийона, «бушевали бургундские драпировки». До сих пор вопрос остается открытым.
Натурализм – одна из характерных черт живописи Северного Возрождения. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти. Хотя и в этом достоинство личности не исчезает, а даже как бы подчеркивается. 2. 3 Характеристика костюма супругов (мужского и женского) Костюм находится в сфере влияния художественного стиля эпохи, формирующегося в контексте исторических процессов.
Изменяются пропорции костюма, в них ясно проступает «готическая вертикаль». Человек стремиться к красоте, реализуя это стремление всеми доступными ему способами. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины— с мертвецами. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Из интернет-ресурсов самыми значительными явились те, в которых содержались биографические статьи интервью, видеоинтервью с художником. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
1434. ). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). были пополаны. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь, прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Кроме того, он занимался сделками купли/продажи драгоценностей, в том числе с европейскими монархами.
нидерл. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами и практиковались вплоть до середины XIX века.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
А женщина. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Особенно строго следят за использованием знаков роскоши. Поверхность костюма собирается складками, простегиваясь лучеобразными линиями. Панофски «максимум затрат с минимумом удобств». Фигура приобретает странные вытянутые очертания, кажется неустойчивой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Многие из них служили символами высокого положения: золотые украшения, одежда из золотой и серебряной парчи, меха, а также длина обуви, высота головных уборов, длина шлейфов, цвета и многого другого.
Выпуклые зеркала были более доступны.
Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».
Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. 1434». Выпуклые зеркала были более доступны.
Эта картина была не просто новой, она была революционной. Во Франции – сенсуализм. Средневековые традиции не сразу уступали место новым тенденциям.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Манина «Д. Д. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Костюм купцов и ремесленниковбыл более объемным, чем в других европейских странах. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Выпуклые зеркала были более доступны. На женщине платье (т. В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.
Важнейшие элементы женского образа в картине Ван Эйка – смирение и подчинение воле мужа. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений.
В 1530 году портрет унаследовала племянница Маргариты и следующий штатгальтер Нидерландов Мария Венгерская, которая в 1556 году переехала в Испанию и перевезла туда произведение ван Эйка. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Выразительный жест супруга, а так-же собачка, стоящая около новобрачных, символизирует преданность. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.
Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Нидерландские мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. Это отличает его от костюма Италии, Испании, Франции и других стран. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Внутреннее убранствопозднесредневекового домаотражало социальный статус владельца. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Обувь, а также мода на причёску и цвет волос менялась вместе с одеждой.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Это особенно заметно по одежде.
В моде были изысканные аксессуары (кошельки, пояса, шляпы) и ювелирные украшения, особенно с драгоценными камнями.
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Внешний вид и крой одежды постепенно изменялись, проходя путь от простого к сложному.
Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Наступает период бургундской моды (франко-бургундской), которая олицетворяет стиль поздней или «пламенеющей», готики.
Арнольфини и его супруга изображены без обуви. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
1434». ). Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти анфас, она — в трёхчетвертном повороте влево. Хрустальные четки — излюбленный в те времена подарок жене, — символ благочестия, а так-же метелка — символ чистоты тела и духа — символизируют христианские добродетели — мир и труд.
Выпуклые зеркала были более доступны. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Это было начало бытового жанра в живописи бюргеров. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Существует много неясностей в творческой биографии Яна. 1434». ). Овальный вырез сменяется глубоким треугольным.
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Живопись Северного Возрождения содержит обширный материал по истории костюма. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.
Он клянется свое жене в супружеской верности. morgen – утро). Так кто же все-таки герой картины. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Любой в обещаниях может стать богатым). Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Ц. Г.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Широкие в окате рукава снабжаются специальным валиком. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Ноу нидерландцев нет ощущения масштабности и могущества личности.
Но простому горожанину-бюргеру не чуждо особого рода скромное достоинство и величие. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Новые головные уборы – каркасные генин или эннен, эскофьон – достигают различной высоты. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Могли варьироваться в зависимости от знатности женщины (до 70 см).
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Но впоследствии бюргерский быт не изображался в таких поэтических тонах. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина.
Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. А женщина.
История повседневности не ограничивается только описаниямибыта, обычаев, традиций и т. д. «История снизу» позволяет напомнить о негероических и обычных участниках истории. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
У окна лежат апельсины. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. 1434". ). Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Даже гуманисты следовали этим традиционным взглядам. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Франческо Барбаро в трактате «О выборе жены» (начало XV века) написал: «Мужу надлежит приказывать, а жене следует радостно и поспешно выполнять его волю». Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Это особенно заметно по одежде.
Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Но тогда к художнику могло обратиться только знатное сословие, чтобы запечатлеть всех домочадцев в парадных одеждах и с богатым убранством интерьера. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен.
С тех пор среди ученых царит разброд. В христианской иконографии эти фрукты считаются символами райского блаженства, а также напоминают об итальянском происхождении персонажей. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника.
Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Вот таким образом история костюма имеет большое значение в исследовании повседневности.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания.
А женщина. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Это подпись художника.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Но стремление к роскоши, моде и красоте могли себе позволить лишь состоятельные люди, у кого не было необходимости все свои помыслы вкладывать в заботы о хлебе насущном.
В одной из своих статей он писал: "Всмотритесь в лица участников событий, обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину. Талия поднимается высоко под грудь. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине— весь вид их костюмов характерен для моды Северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды7677.
Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. Гармоничные пропорции и конструктивные разрезы итальянской одежды будут заимствованы портными других стран в конце XV – первой половине XVI вв. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
На итальянский мужской костюм почти не оказывали влияние военные доспехи. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Германский и нидерландский костюм имел некоторые отличия от костюма Италии, Франции. Складки сужаются к талии и опять расширяются к бедрам. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
Наоборот. В Германии ей был свойствен мистический спиритуализм (что особенно заметно в творчестве М. Грюневальда). Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.
Наоборот. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая детали кроя, ткани, украшений. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Однако она по-городскому узка. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Так же поступил и ванЭйк. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Раннему бюргерству северных стран несвойственны масштаб и универсализм итальянцев. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. Наоборот.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Талия несколько опущена и кажется тонкой по контрасту с огромными плечами. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Цвет также предназначен для обозначения привилегированного положения знати. Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. Эта тонкая детализация, любовь к уюту, почти религиозная привязанность к миру вещей.
Чрезмерно стилизованный костюм, по словамЭ. Но восхищает и поражает не это, а удивительно свежий красочный колорит картин и глубокие тона, каких до сих пор не видели даже ни у одного из итальянских художников. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. А женщина. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
Бюргерыотличались повышенным уважением к хозяйству, труду, материальному достатку. Средневековые представления о семье включали в себя обязательное подчинение жены мужу. Это особенно заметно по одежде. Ценность такой личности заключается в добропорядочности, в смирении и благочестии, в сознании своей малости перед лицом мироздания.
Это особенно заметно по одежде. В Нидерландах она отличалась чертами пантеизма и натурализма. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Это были сильные личности и незаурядные характеры. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1). Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Живопись Италии и Нидерландов. С середины 14 в. начинается расцвет Бургундии. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Картина является визуальным подтверждением свадьбы Арнольфини, но тут возникает вопрос, волнующий умы всех исследователей – была ли невеста беременна.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Знатные и богатые горожане-бюргеры и феодалы окружали себя роскошными предметами быта. 1434». ). Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота.
Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Большая часть информации о творчестве Д. Жилинского, его взглядах, живописной манере и ее формировании взята из видеоинтервью с художником биографические сведения получены из посвященных Жилинскому альбомов и статей литература и западной и русской культурах послужила основным источником информации, необходимой для сравнительного анализа. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36.
Средневековая одежда отличается необыкновенной яркостью и красочностью. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года. В начале XVI века Портрет четы Арнольфини принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Это свойственно произведениям Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера. Но эти меры почти не давали результатов.
.