«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Чета Арнольфини были представителями зажиточного рода, это видно и по обстановке и по их одежде. Так все же, кто изображен на этой удивительной картине «Портрет четы Арнольфини».
Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Многие шутят по этому поводу о том, что изображен на картине Портрет четы Арнольфини Путин (внешнее сходство с ним у Арнольфини действительно есть). Главным символическим элементом изображенным на полотне «Портрет четы Арнольфини», является зеркало.
Он добавляет множество скрытых смыслов благодаря реалистичному изображению в комнате объектов на картине Портрет четы Арнольфини. «портрет четы Арнольфини» выставлен в Лондонской национальной галерее, которая приобрела его в 1842 году всего за 730 фунтов. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.
Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой. Портрет четы Арнольфини – весьма любопытное полотно. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет1. Вернемся теперь к картине Портрет четы Арнольфини, прославившей художника и до сих пор вызывающей споры. Портрет четы Арнольфини – уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Зеленый цвет платья невесты указывает на весну любви, а поднятые к поясу складки одежды намекают на готовность невесты выполнить главный долг женщины – стать матерью. Однако она по-городскому узка. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени78. Как отмечает Эдвин Холл, то обстоятельство, что имя изображённого пишется в различных инвентарях по-разному, указывает, что оно, скорее всего, сохранилось в устной традиции.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Наоборот.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы80. Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Любой в обещаниях может стать богатым). Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»7252. Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. 1434. ). Кроме того, он занимался сделками купли/продажи драгоценностей, в том числе с европейскими монархами.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства.
Написана ок. 1435-1440, действие происходит в открытой лоджии. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Так кто же все-таки герой картины. Что и говорить, красота – страшная сила.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай – вокруг нас».
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Это особенно заметно по одежде.
А мог и сам подарить по дружбе. Это Ян ван Эйк. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Hernoult-le-Fin – это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его8. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Promittas facito, quid enim promittere laedit. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем)16. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Далее. О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Обычно из более низкого сословия происходила женщина. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину.
Важный смысловой элемент картины – зеркало на стене. По новой инвентарной записи, сделанной в 1558 году известно, что картина принадлежала уже Филиппу II, получившему её после смерти Марии Венгерской. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины».
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Это особенно заметно по одежде.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой52 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)53 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. А женщина. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина72. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена.
На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. А женщина. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники.
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. На ней представлена Мария с младенцем и известный деятель, добившийся высокого поста. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент37. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины – так называемые «труффо-орфовре» – головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. За спиной св. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте. В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе.
Выпуклые зеркала были более доступны. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды.
И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.
1434». ). Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Во-первых, мы видим, что композиционным центром являются не сами герои, а их так сказать отдельные части – руки, скреплённые в рукопожатии, во-вторых, странная одежда героев – для нас немного абсурдна, а в то время это была одежда для особого случая, чего только отделка из горностая стоит. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. 1434». ).
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны. Если же женщина – Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней – её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи.
Перед концертом нам удалось немного поговорить. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала81.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Высоких было больше, чем низких. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Любой в обещаниях может стать богатым).
Наоборот. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом1. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла3536. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Он предназначался, в соответствии с отношением к браку и семье, для обозначения плодовитости. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
В конце работы художник выполнил также и надпись. На женщине платье (т.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев74. Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы.
Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк56. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Брюссель). Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).
Это особенно заметно по одежде. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)8384, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей84.
До сих пор вопрос остается открытым. На раме была надпись из Овидия (лат. ) (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.
А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)55.
Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Около 1434 года картина была закончена. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. в «Гентском алтаре» и, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений5. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Правда и тут не обошлось без загадок. В конце работы художник выполнил также и надпись. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Четверть — молодежь. А женщина. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете.
Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета77. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя55. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Сидение, схожее с троном, символизирует ее будущую роль Царицы Небесной.
Взять хотя бы головные уборы. В портрете интерьере, пейзаже проявляются типичные для нидерландцев любовь к конкретности изображения, повествовательность, тонкость в передаче настроений. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82.
Учитывая этот факт, Лорн Кэмпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 215.
Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности.
Сова – вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Это особенно заметно по одежде.
Реализм подкреплен еще и техникой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Худых — больше, чем толстых. Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини.
Блондинок мало. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Однако она по-городскому узка.
Charles M. Falco) из Аризонского университета. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни – Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. На раме была надпись из Овидия (лат. Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене.
Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Получилось пространство, наполненное символами.
Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. 1434». ).
Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами. Где же они. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета.
В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук59.
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене13. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434».
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты – сам художник (фигура в синем). Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Пейзаж за окном аналогичен картине «Мадонна канцлера Роллена» : небольшой садик и город (возм.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Он клянется свое жене в супружеской верности. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли – на преданность супругов их союз щетка – знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно – мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», – приём, традиционный для средневековых живописцев. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Датируется 1500 – 1510 годом, едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе7476. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»7071.
При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом. На женщине платье (т. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир.
На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета68.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Это особенно заметно по одежде. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus79.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью – намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Любой в обещаниях может стать богатым).
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале – сам Ян ван Эйк. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Любой в обещаниях может стать богатым). Однако она по-городскому узка. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Содержание картины в целом не вызывает разночтений.
Кроме того, такая мода могла возникнуть под впечатлением от восторженных рассказов итальянца Марко Поло, посетившего, в частности, Китай и рассказавшего европейцам о необычайной красоте тамошних женщин. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic» – не только тут, здесь, но и – присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот – такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»65, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь6667. Выпуклые зеркала были более доступны. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. У окна лежат апельсины. Около зубцов стены стоят, вероятно, Иоаким и Анна, родители Девы Марии.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»6. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
В конце работы художник выполнил также и надпись. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября».
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Эта знаменитая фламандская техника рисования позволяла достигать особой глубины картины, насыщенности, впечатления реалистичности, достижения особых цветов. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Некоторые исследователи636465 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства.
На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. На женщине платье (т. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Некоторые исследователи495051 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). morgen – утро). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В 1530 году портрет унаследовала племянница Маргариты и следующий штатгальтер Нидерландов Мария Венгерская, которая в 1556 году переехала в Испанию и перевезла туда произведение ван Эйка.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Оно должно было напоминать монгольское или китайское. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе82. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа.
Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете4.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Хрустальные четки говорят нам о благочестии. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Для времени, в котором жил и творил Ян ван Эйк, эта картина стала очень необычной ещё и потому, что большинство живописцев того времени обращались к религиозным и мифологическим образам, тогда как на этом семейном портрете чета изображена в обычной домашней обстановке.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Однако она по-городскому узка. «О чем я думаю. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был».
Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»74. Любой в обещаниях может стать богатым). Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. morgen – утро). Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность» – известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году.