Его основной объем с пятью куполами дополнен двумя приделами с шатровыми завершениями. В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ. В последние десятилетия, а точнее даже в 90-х годах XVII в., в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским» или «нарышкинским барокко», – видимо, потому, что большинство храмов этого стиля было построено в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных, в основном брата царицы Льва Кирилловича.
В это время во Франции главными типами построек являются дворцы знати и церкви. Характерно, что центральный городской собор-Успенский (возведенный еще в 16 в. ) находится вне стен Кремля и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции. Мурильё).
Лоренцо Бернини (1598–1680) спроектировал парадную лестницу в Ватикане таким образом, что снизу она казалась гораздо длиннее, чем была на самом деле. Симон Ушаков хотел, чтобы живопись обладала свойством зеркала и вот таким образом благосклонно относился к реалистическому творчеству современных ему художников Запада, которые «всякие вещи и бытия в лицах представляют и будто живых изображают».
Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. Нижняя часть ее восьмерика лишена украшений, зато верхняя — аркада и шатер с тремя рядами слуховых окон – богато украшена узорами из кирпича, нишками, кокошниками, сложно профилированными наличниками. Сретенские ворота Земляного города используемые как помещение для гарнизона, а при Петре ставшие «навигацкой» и математической школой и более известные как Сухарева башня (1692–1701, арх. Художники этого направления стремились следовать монументальным образам Рублева и Дионисия, но, по сути, оно было архаичным и эклектичным.
Великолепным памятником «нарышкинского» стиля является церковь Покрова в Филях (1690-1693), отличающаяся открытым характером композиции. Типичные образцы «нарышкинского барокко» – церкви в подмосковных усадьбах знати. Порой эта связь выступает особенно отчетливо.
Любовь к орнаментальному узорочью сказывалась и в каменной резьбе. Парсуны стольника В. Люткина, Л. Нарышкина конца XVII в. уже можно назвать портретами. Шатер вознесся и над Спасской башней Кремля, когда в 1628 г. стали реставрировать его стены и башни, пострадавшие во время интервенции (прочие башни получили шатровое завершение только через 60 лет).
Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. Свойственные немецкому и даже итальянскому барокко черты условности и внешней экзальтации и мистики, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности, физической силы, страстности иногда даже необузданности, упоением природой. Расположенный на берегу озера Неро, ростовский Кремль, как и многие другие ансамбли 17 в., отличается большой живописностью. Эти мастера работали при короле Людовике XIV. Все это полно занимательности. В результате при постройке нового переднего фасада собора св. Наконец, предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр.
Свой ответ аргументируйте. Особенно грозным было неаполитанское восстание, во главе которого встал рыбак Мазаньелло. В этих работах Веласкес соединяет караваджистское «тенеброссо» с сурбарановским умением передать величие вещей и уже чисто свое, глубокое уважение к людям из народа. Главное его произведение – здание университета в Генуе (1634–1636) с замечательным двором, ограниченным двухэтажными арками и примыкающими к ним эффектными лестницами. Из его школы вышли Антонис ван Дейк, Йорданс, Снейдерс.
Значение искусства 17 века чрезвычайно велико как для непосредственных его наследников — мастеров 18 в., так и для последующих этапов истории искусств. Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало и в этом смысле реализм Ленена может быть назван реализмом с большой долей условности («Семейство молочницы», «Кузница»). Монета. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. Архитекторы прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – выдающийся фламандский художник XVII века, самый яркий художник стиля барокко.
Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренес-сансного искусства. Их позы и жесты оправданы, естественны.
Рубенс прославляет национальный тип красоты. Комедия французского классицизма, хотя и считалась «низшим» жанром по сравнению с трагедией, достигла расцвета в творчестве гениального Жана-Батиста Поклена известного во всем мире под сценическим псевдонимом Мольер (1622–1673). Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Хаммурапи. Бернини был не менее знаменитым скульптором итальянского барокко.
Его упрекали в неправильности мазка, в пастозности, за то, что он рисует почти без контуров, пишет без колорита. Вершиной позднего итальянского барокко является творчество Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Недаром в качестве одной из ведущих тенденций в тематике 17 века оказывается человек в его реальном бытии.
Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим все новые открытия – из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он выступает то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни.
Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и художник Л. Бернини (1598-1680). Строгановские иконы отличаются тщательной отделкой. Им было завершено после смерти этого зодчего строительство церкви Иль Джезу (1575). Значение этого мастера не ограничивается рамками одной страны. Всемирную славу принес Сервантесу роман «Дон Кихот».
В 1647 г. вспыхивает народное восстание в Неаполе, а в 1674 г. в Сицилии. Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Возводится церковь в Медведкове (усадьба кн. Наиболее ярким примером «московского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693– 1695), усадебный храм Л. К.
Например, знаменитый скульптор и зодчий XVIIв. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Иное положение мы наблюдаем в 17 веке. Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало и в данном смысле реализм Ленена должна быть назван реализмом с большой долей условности (Семейство молочницы, Кузница).
1618-20). Они примыкают к южной и северной абсидам.
6)Ответьте на вопросы. Им и составлен проект расширения собора путем пристройки передней, входной части. Гравюры знаменитой Библии Пискатора (Фишера) изданной в Голландии и послужившей образцом для русских мастеров, лежат в основе многих фресок ярославских храмов, но переданы они в сильной переработке, как смысловой, так и стилистической.
В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер). Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму.
Видно, насколько много художник взял у своих предшественников из эпохи Возрождения. По контрасту с искусством Италии отчетливее проступают специфические особенности барочного искусства Фландрии. Как его изготавливали.
Лучшие из них – Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины и пр. Версаль стал синонимом пышной дворцовой резиденции.
В Генуе в XVIIв.
Это также время больших перемен в русской церкви. Чеканщики изготовляли замечательную металлическую посуду и оклады для икон. Различие тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: Поганкины палаты в Пскове (середина 17 в. и дом В. В. Голицына в Москве (около 1687 г. ). Многоярусность способствует динамичности, но постепенный рост, устремленность вверх, задерживается декоративными «гребешками», которые украшают каждый ярус.
Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую Стену. В середине XVII в. некоторые парсуны были исполнены иностранными художниками. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
В ювелирном искусстве вновь стала широко применяться техника скани. Петра. 2)В каких древних странах правили эти владыки.
Другим крупным архитектором раннего барокко был Доменико Фонтана (1543–1607), который принадлежал к числу римских преемников Микеланджело и Виньолы. Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий – так называемый стиль «платереско» («ювелирный», «филигранный»), архитектурный стиль испанского Возрождения, возникший в конце 15 в. Основой стиля является тончайшее архитектурное узорочье, детализированное по формам и имеющее плоскостный, ковровый характер). работал Бартоломео Баччо ди Бьянко (около 1590–1657).
ознаменован в изобразительном искусстве наличием двух разных художественных направлений. 1620, Эрмитаж). Оперы Георга Фридриха Генделя (1685-1759) полностью созданы в стиле барокко («Юлий Цезарь», «Орландо», «Ксеркс» всего больше 40 опер). Реалистическое направление в 19 веке развивается как направление критическое.
Творчество Караваджо является наиболее ярким воплощением реалистических тенденций, так как он впервые в итальянской живописи стал необычайно реалистично трактовать библейские и евангельские сюжеты и изображать фигуры и предметы, что шокировало публику (изображение босоногих апостолов, фруктов с гнильцой). Не даром большую часть его наследия составляют портреты. Его искусство – очень эффектное и великолепное в своей живописности. Бедственное положение народа резко контрастирует с бьющей через край роскошью земельной и денежной аристократии и сановного духовенства. Однако разрозненный характер революционных выступлений обрекал их на неудачу и поражение. В 1585 г. в Болонье братья Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи основали «Академию», в которой художники учились по определенной программе.
Изысканностью форм отличается и «Крутицкий теремок» в Москве (1694 сооружен под руководством О. Старцева). Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. В середине 30-х годов Веласкес пишет картину «Сдача Бреды», посвященную единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами, — произведение уже вполне сложившегося и большого мастера. Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки. В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов. О портретах работы Рембрандта пишут, что в них изображены «не глаза, а взгляд, не лоб, а мысль».
Связанные преимущественно со станковыми формами искусства, особенно живописи, они основаны на более непосредственном контакте с жизнью, с натурой. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. В живописи уже в первые десятилетия 17 столетия появились новые тенденции. Изображения Ивана IV из Копенгагенского национального музея, царя Федора Иоанновича (ГИМ), князя М. В. Одной из таких тенденций является реалистическое отражение мира, основанное на более непосредственном контакте с жизнью, с натурой. Его проявление разнообразно как в различных национальных школах, где предпосылки для формирования барокко или классицизма оказываются более слабыми или отсутствуют вовсе (например, в буржуазной республике Голландии), так и у отдельных мастеров (Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский).
Эпическое величие и спокойствие, уравновешенность форм и оптимизм даже при трагическом финале это все находится вне барочной стилистики. Возвышенное и низменное перемешалось здесь, как на ранних этапах античного искусства. Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов. Иордан. Размещено на реф. рфЭти мастера работали при короле Людовике XIV.
Он считал необходимым перенести приемы реалистической живописи и в церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых такими же, как «царские персоны», то есть изображенными правдиво. Однако в сложном комплексе этих проблем выделяется главная тенденция: реальная действительность в многообразном обилии своих проявлений властно вторгается в искусство. Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью. В это время строятся известные сооружения такие как (Версальский дворец, восточный фасад Лувра), разбиваются регулярные парки (Версальский парк) интерьеры дворцов и территории парков украшаются скульптурой дворцовые залы и галереи декорируются монументальной живописью на мифологические темы. Этот известный сюжет изложенный Овидием в «Метаморфозах», перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – Арахны.
Драгоценные камни, жемчуг, золото применялись и при изготовлении посуды и парадных одежд. Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера. Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды).
Строгости и торжественности фасадов дворца соответствовала упорядоченность, симметрия партеров и боскетов регулярного парка. Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). Он переходит границы барокко в своих ораториях («Самсон», «Иуда», «Маковей» и др.
Великое древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с религией. Декоративным шитьем славились златошвеи «Царицыной мастерской палаты». Композиции пьес П. Кальдерона («Дама-невидимка», «Игра любви и случая») отражают разнообразие мира, поэтический язык персонажей усложнен параллелизмами и антитезами, в которых воплощается понимание противоречивости жизни и человека. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Рембрандт является одним из крупнейших художников прошлого. Всё внимание сосредоточено на центральной фигуре. Церковная утварь и предметы обихода часто сплошь покрывались узорами. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста.
Некоторые исследователи, например Б. Р. Виппер, считают неправомерным вообще применение термина «барокко» ибо это «не перелом мировоззрения, а перемена вкусов, не возникновение новых принципов, а обогащение приемов». Рубеж XVI–XVII вв.
Сооружается много общественных зданий: Печатный (1679) и Монетный (1696) дворы, здание Приказов (аптека на Красной площади, 90-е годы). Митрополит Иона Сысоевич с большим размахом ведет строительство своей резиденции в Ростове Великом на берегу озера Неро (митрополичьи палаты и Домовая церковь), называемой обычно Ростовским кремлем (70 – 80-е годы XVII в. ). Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Ведущей стилистической системой в искусстве XVIIв. В это время во Франции главными типами построек являются дворцы знати и церкви. Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия.
Шахматы. Но показателен сам выбор тематики и композиции. То, что во Франции 17 в. самой сильной формой оппозиции к существующему строю было крестьянское движение, несомненно, отразилось в крестьянском жанре — растущая сила народа ощущается в полных высокого человеческого достоинства крестьянах Луи Ленена.
Декоративизм – одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия. Но в той или иной мере искусство входило и в жизнь простого люда. Рембранд Харменс ван Рейн (1606-1669) – великий голландский художник и график XVII века. Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью.
Во второй половине 19 века происходит формирование новых национальных школ. Известно, что итальянские мастера отдавали предпочтение равновесию, спокойствию и гармонии, что позволяло им создавать вечную красоту. Руководство искусством было централизовано изменения в нем регламентировались властью. Вот таким образом первой важной идеей барочного мировоззрения есть новый гуманизм это трагический гуманизм, он базируется на представлении о человеческой личности как сложное явление, которое постоянно развивается изменяется.
Дж. В сольвычегодских мастерских «именитых людей Строгановых» развивается «усольское финифтяное дело»: усольскую эмаль отличает роспись растительного орнамента по светлому фону. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. На этой же оси располагается и главное здание.
Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Новый метод способствовал невиданному расширению возможностей изобразительного искусства: реальная действительность оказалась неисчерпаемым источником художественных образов. Чеканщики изготовляли замечательную металлическую посуду и оклады для икон. Получив гуманитарное образование в латинской школе в Антверпене, зная много иностранных языков, он был ещё и дипломатом, которого принимали при всех дворах Европы.
Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления. В древнерусской графике этой поры много бытовых сцен и портретов. Совершенства достигает искусство поливных изразцов, архитектурно-декоративной керамики. Купцы и богатые посадские люди строят и расписывают церкви. Портрет демонстрирует сложнейшее искусство Веласкеса как колориста. Некоторые работы: «Селена и Эндимион», «Вдохновение поэта», «Аркадские пастухи», «Царство Флоры». Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен.
Руководство искусством было централизовано изменения в нем регламентировались властью. Он работал в Италии, Фландрии, Франции. С. 17–18, 38–39). Главки венчают и полукружия нижнего четверика, придавая церкви большую декоративность.
Жюля Ардуэна-Мансара (1646–1708), который с 1678г. Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв. Характерно, что четыре шатра — чисто декоративные. Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) – самый яркий тому пример. Западный фасад Лувра с Павильоном часов построил Жак Лемерсье.
В «Давиде» Дж. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Это также жанровая картина, поданная мастером монументально. Сочетание различных архитектурных форм более последовательно и строго, но никак не лишает весь ансамбль декоративного богатства, живописности, затейливой сказочности.
В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля – и сильные и слабые. В иконе Никифора Савина «Чудо Федора Тирона» (начало 17 в. ) на небольшом поле объединено несколько эпизодов. Бернини четко выражает определенные религиозные идеи.
Но и в других национальных школах тенденция, в большей или меньшей степени независимая от стилистических концепций барокко или классицизма, проявляет себя весьма последовательно, а в некоторых случаях и очень ярко. Именно в живописи процесс обмирщения искусства шел особенно активно. Рубенс пишет очень жидко иногда под красками просвечивает тон грунта.
Во 2-й половине XVIв. Дворец выстроен на подклете XVI в. имеет верхнее гульбище, «чердак»-теремок и золоченую четырехскатную кровлю. Шедевр последнего года жизни Рембрандта – картина «Возвращение блудного сына» явилась отражением глубоко личных переживаний и трансформацией библейской идеи о всепрощении. Как истинный художник барокко, Рубенс любил изображать обнаженные тела в движении и в «трудных» ракурсах где только возможно, вводил мотивы борьбы, погони, напряженных физических усилий.
Особенности ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте. Среди них первое место занимают Кремлевские терема (1635 – 1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым.
Строгановские иконы отличаются тщательной отделкой. Архитектурные формы усложняются, конструкция здания читается с трудом сквозь покрывающий сплошь всю стену декор, чаще всего полихромный. Изысканностью форм отличается и «Крутицкий теремок» в Москве (1694 сооружен под руководством О. Старцева). Скорбно глядящий на зрителя Себастьян де Морра задумавшийся над гигантским в его маленьких руках фолиантом любимый шут Филиппа IV Эль Примо разряженный, как принц, карлик «Дон Антонио», кажущийся еще меньше рядом с большой собакой «Идиот из Корин» (последние два портрета написаны уже в 50-е годы), — все эти несчастные, развлекающие двор, переданы художником с большим тактом, достойными уважения и сочувствия. В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи.
Вся территория парка была выровнена, находившиеся там поселки снесены. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Бернини был всесторонне одаренным, блестящим и необыкновенно работоспособным мастером.
Арабские цифры. Рубенс писал картины на мифологические сюжеты, библейские, портреты. Центр Кремля не застроен раньше там был сад с прудом посредине.
Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), так и для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII столетия.
Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной. Все эти разнообразные жизненные впечатления переплавились в его творчестве.
Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы (прямо используя иногда архитектурные фоны итальянской живописи Возрождения). Такой же обильной резьбой (причем все более горельефной) с позолотой украшались иконостасы и царские врата в храмах. Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты. Типичное произведение «строгановской школы» –икона Прокопия Чирина «Никита-воин» (1593, ГТГ).
Здесь строятся большие пятиглавые храмы, окруженные папертями, гульбищами, приделами и крыльцами, с обязательной шатровой колокольней иногда шатрами и на приделах (например, церковь Ильи Пророка, поставлена на средства купцов Скрипиных, 1647–1650), всегда прекрасно гармонирующие с ландшафтом (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649– 1654, некоторые добавления внесены в 80-х годах, шатровая колокольня ее 38 м высотой, с многоцветным декоративным убором из поливных изразцов церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671– 1687, пятиглавый основной объем которой дополнен 10 главами двух приделов, все это вместе образует 15-главый эффектнейший силуэт). Для классицизма характерен возврат к античности, отказ от вычурности барокко. И как иначе, как не победой светского начала, можно назвать архитектуру Надвратного теремка Крутицкого митрополичьего подворья в Москве (1681–1693, другая дата 1694), весь фасад которого разукрашен многоцветными изразцами. «Менины», по сути, групповой портрет.
При этом фигуры и лица переданы с анатомической достоверностью. Хеопс. Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. Не менее прекрасны церкви в Троице-Лыкове (1698–1704) и в Уборах (1693–1697) –обе творения зодчего Якова Бухвостова.
Реализм развивается, осваивая идейно-художественные традиции предшествующих направлений и утверждается как самостоятельное течение, противостоящее классицизму и романтизму, утратившим свое прогрессивное содержание, а позднее — натурализму и символизму. Церковные сооружения начала столетия мало отличаются от храмов XVI в. Так, церковь Покрова в царском селе Рубцове (1619–1625), возведенная в честь освобождения Москвы от поляков, конца «смуты», – бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом храм, по внутреннему и внешнему облику близкий церквям годуновского времени. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности – Плутархом. Рубенс писал картины на мифологические сюжеты, библейские, портреты.
Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил. Западный фасад Лувра с Павильоном часов построил Жак Лемерсье.
Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью. Барокко – стиль резких контрастов, неожиданных сопоставлений. Эпоха 1848 года была новой ступенью в развитии духовной культуры человечества. В определенной мере барокко противостоит культуре Возрождения, хотя и перенимает высокую оценку античной культуры и попытки реалистичности в изображении действительности (но в новой стилистической интерпретации). Действительно, своими «неправильными» живописными приёмами Рембрандт передаёт не форму, а впечатление от неё и своё собственное, подчас субъективное переживание. Петра с кафедрой-балдахином. В середине XVIIв. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы.
Может быть, под впечатлением тициановской «Венеры» он написал свою «Венеру с зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Венера написана со спины, ее торс как бы замыкает композицию с переднего плана и только в зеркале, которое держит амур, отражается ее простое милое лицо. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Во всяком случае именно такое название закрепилось за архитектурой этого направления (хотя это и не московское ибо распространилось за пределами Москвы и не нарышкинское – это еще более сужено).
Рембранд Харменс ван Рейн (1606-1669) – великий голландский художник и график XVII века. Уже в этих работах Рембрандт выступает как истинный реалист, но его реализм, который претерпевает изменения на протяжении всей его жизни – это не реализм XIX века, а свой, особенный, не похожий общий стиль голландской живописи этого времени. У Рубенса было много учеников.
Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. И в 17 столетии интересы правящего. Соответственно этому формируется система художественных жанров.
Доменико Фонтана. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам. Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко.
чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности.
В ансамблях римских площадей культовые и дворцовые сооружения, произведения монументальной и декоративной скульптуры, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Наиболее известные работы: «Апостол Матфей и ангел», «Гадалка», «Призвание апостола Матфея», «Положение во гроб». В них показаны резкие контрасты света и тени, а также реалистично, как не было принято в ту пору, переданы фигуры главных действующих лиц (апостол Матфей с ангелом написан босым, лысоватым пожилым мужчиной).
В 1604г. В живописи уже в первые десятилетия 17 столетия появились новые тенденции. Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда». Это фигуры рыбаков, крестьян, сельские пейзажи. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Для Франции XVII век был веком больших достижений в разных сферах художественной культуры. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию.
Евфрат и Тигр. Они прорезали башни окнами с характерными для того времени наличниками и покрыли их луковичными главками, а самое главное – они соединили башни с церквами, сделав последние надвратными. Золотые и серебряные оклады, обильно украшенные драгоценными камнями, закрывали теперь изображения святых, оставляя открытыми только лики. Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века). Его шедеврам принадлежат «Давид» и «Аполлон и Дафна».
Действия его пьес пронизаны попытками найти решение больших жизненных проблем. Яркий пример – храм Рождества в Путниках в Москве (1649-1652). Похожая на отделанную с ювелирной тщательностью игрушку, Путинковская церковь как нельзя лучше характеризует прихотливые вкусы своего времени. Сам Симон Ушаков участвовал в гравировании «Повести о Варлааме и Иоасафе» вместе с гравером Оружейной палаты А. Трухменским. Положение страны по-прежнему остается тяжелым.
Трактовка последнего тоже существенно меняется. Творения Мольера – «Тартюф», «Скупой», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» – и сегодня не сходят с подмостков лучших театров мира.
Во главе нового движения, провозглашающего те задачи живописи, которые вели, по сути, к разрыву с древнерусской иконописной традицией, стоял царский изограф, теоретик искусства Симон Ушаков (1626–1686). Это граничит с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны). Его престиж в обществе необычайно высок.
К этому времени несколько меняется его манера. Высшие достижения западноевропейского искусства 17 в. были связаны с искусством пяти континентальных стран — Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Колористическое решение скупо, но необычайно богато: оно построено на немногочисленных тонах — черных, желтых, розовых и зеленых, — объединенных серым разной силы интенсивности и оттенка, от темно-серого до жемчужного. Это граничит с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны).
Он работал в Италии, Фландрии, Франции. Созданная скорее для коллекционеров, знатоков, любителей икона «строгановской школы» осталась в русском иконописании как образец высокого профессионализма, артистичности изощренности языка, но она свидетельствовала вместе с тем о постепенном умирании монументального моленного образа.
Центр Кремля не застроен раньше там был сад с прудом посредине. Тутмос. Это граничит с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны). Он изложил свои взгляды в трактате, посвященном его другу Иосифу Владимирову, «Слово к люботщательному иконного писания» (1667).
Движение на картине теперь стало не столь нужным, главное идейное содержание произведения. В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено.
Точно так же невозможно расчленить группы фигур, написанных на плафонах храмов. Выходец из бедного сословия, этот художник обращался к темам из жизни крестьянства. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 годов общеевропейского масштаба.
Внутренние помещения теремов, дающие хорошее представление о покоях боярских хором, невелики и уютны. С конца XVIв. Следует отметить, что понятие барокко начало использоваться для обозначения стилевого направления XVII в. только в XIX в. до этого времени слово «барокко» использовалось для обозначения чего-то ненастоящего искусственного, даже неуклюжего. Характерно, что центральный городской собор-Успенский (возведенный еще в 16 в. ) находится вне стен Кремля и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции.
Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре.
В своем знаменитом сочинении «Город Солнца», написанном в тюрьме, он излагает идеи утопического коммунизма, отразившие мечту угнетенного народа о счастливой жизни. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Новаторским было и толкование темы: побежденные голландцы, сконцентрированные в левой части картины, представлены с тем же чувством достоинства, что и победители — испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название «Копья»). Связь с реальным миром становится по сравнению с предшествующим периодом более глубокой и многосторонней.
Давид и Соломон.
многих замечательных мастеров. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Отныне в патриарших грамотах на постройку церкви все чаще появляется фраза: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый».
Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос»). Такое определение не является вполне точным. Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо).
В замке Во-ле-Виконт ясно ощущается типичный для французской архитектуры XVII–XVIIIвв. Фасады барочных зданий становятся более рельефными, по ним словно пробегают волны, каменные массы изгибаются, вибрируют, переливаются, как будто теряют свою «каменность» и становятся пластичными. В ювелирном искусстве вновь стала широко применяться техника скани.
Луки и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Одним из важнейших завоеваний живописи Рембрандта стало так называемое «рембрандтовское свечение». Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства.
Среди них первое место занимают Кремлевские терема (1635 – 1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Зрелищное искусство барокко было использовано папами для целей Контрреформации. Стиль барокко родился и достиг высшего расцвета в папском Риме.
Тридентский собор (1545—1563) выносит специальные постановления, регламентирующие религиозную живопись и музыку, направленные на искоренение светского духа в искусстве. Архитекторы прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. Народный гнев против угнетателей прорывается в стихийных восстаниях. В рассматриваемое время окончательно складывается система итальянского парка.
Сидящий в кресле Иннокентий X остается как бы один-на-один со зрителем.
происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. В частности, значительно изменяются и получают весьма разнообразную интерпретацию религиозные и мифологические сюжеты – от бурной патетики и декоративности в творчестве мастеров барокко до жизненной конкретности и даже бытовой характерности в работах художников-реалистов. Удлинение здания привело к тому, что купол собора св. Строгановская икона – небольшая по размеру, это не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства (недаром она уже подписная, не анонимная).
Ушакова более всего занимали вопросы взаимоотношения живописи с реальной натурой, мы бы сказали, «отношения искусства к действительности». В целом дворцовое строительство ИталииXVIIв. Бумага. Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства. 4)Ответьте на вопросы.
5)Подсчитайте: Сколько приблизительно лет назад построили пирамиду Хеопса. Больше всего он любил саму человеческую жизнь. Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма). Зодчество Франции XVII века имеет ряд характерных признаков, определивших его стиль. В росписях ярославских церквей Ильи Пророка (1680 исполнена под руководством московских мастеров Г. Никитина и С. Савина) и Иоанна Предтечи (1694-1695 исполнена под руководством Д. Плеханова) художники не обращали внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий.
Одновременно с достижениями в области точных наук процветают астрология, алхимия, магия. Родился в Лейдене в семье зажиточного владельца мельницы. Самым значительным художником барокко был фламандец (то есть уроженец Фландрии) Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. Он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Но живости в движениях почти нет. Внутренние переживания, глубина выражения чувства исчезли. е. рисовальщики) создавали рисунки для икон, хоругвей, церковного шитья, ювелирных изделий.
Тенденция эта выражается не только в том, что действующие лица в произведениях на библейские и мифологические сюжеты приобретают черты большей жизненной конкретности, — не менее важен факт появления новой художественной тематики — изображения повседневной жизни частного человека, мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Влияние Караваджо на последующее развитие европейской живописи огромно. Гнет испанской монархии, захватившей Неаполитанское королевство и Ломбардию, еще более усиливается, а территория Италии, как и раньше, остается ареной непрерывных войн и грабежей, особенно на севере, где сталкивались интересы испанских и австрийских Габсбургов и Франции (о чем свидетельствует, например, взятие и разграбление Мантуи императорскими войсками в 1630 г. ). Судьба человека зависит только от ее добродетелей, талантов, энергии.
В Англии пуританское движение Эпохи революции оказалось неблагоприятным для развития изобразительного искусства. Фресковая живопись XVII в. с большой оговоркой может быть названа монументальной. об этом: Виппер Б. Р. Однако, как уже говорилось, шатры оставались одной из излюбленных форм и в городах сохранялись в основном на колокольнях, крыльцах, воротах, а в сельских местностях шатровые церкви строились и в XVII и даже XVIII в. Заметим также, что в построенном в 50–60-х годах патриархом Никоном Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря в Истре под Москвой, повторяющем как будто храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром.
Скопина-Шуйского (ГТГ) по способу претворения еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. Предполагают, что кисти голландца Вухтерса принадлежит портрет патриарха Никона с клиром. Построенный в 1667-1668 гг. В монументальной скульптуре и прежде всего в творчестве Лоренцо Бернини, в самой яркой форме воплотились характерные черты итальянского барокко: идеи торжества мистического иррационального начала над началом реальным, земным, преувеличенная, рассчитанная на потрясение зрителя экстатическая выразительность образов, бурная динамика форм.
Она и не нужна: изображены люди позирующие. Значение этого мастера не ограничивается рамками одной страны. Зародившись и достигнув наиболее яркого расцвета в Италии, барокко получает значительное распространение и в некоторых других странах, прежде всего там, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь, например, во Фландрии. Живопись становится светлее, колорит — тоньше, тени — прозрачнее исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Образы, возможно, теряют свою конкретность, но становятся более обобщенно-глубокими, выразительными. Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич.
Но на них почти нет пейзажей или они играют незначительную роль. Яркой особенностью этих особняков являются «французские крыши с переломом» и большое количество высоких дымовых и вентиляционных стояков на крышах (Люксембургский дворец в Париже, спроектированный Саломоном де Бросом). Главное, что создано французским зодчеством XVII века было граничит с заказами двора. Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Блеску и пышности интерьера соответствовали парчовые ризы священников. Обилие различных композиций влекло за собой уменьшение их размеров.
В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Стремление к подчеркнутой пластичности, объемности сказалось и на изделиях из металла: чеканных золотых и серебряных ризах икон, на разнообразных формах утвари, как церковной, так и светской. во Франции утверждается новый стиль – классицизм. Яркие синие, зеленые, желтые краски росписей лишают даже трагические сюжеты их устрашающего характера.
В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Эти мастера работали при короле Людовике XIV. Церковные кантаты (более 300) выделяются драматизмом, глубоким философским смыслом. Величайшим среди них был Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669).
В 17 столетии бурно развивались почти все виды русских ремесел и ювелирное дело. Человек эпохи Возрождения чувствует себя в гармонии с природой.
Характерно, что четыре шатра – чисто декоративные. Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Наиболее общепризнанным есть понимание этого термина как перевод с итальянского («barocco» трбовательный, капризный, причудливый). Если представители официального придворного искусства 18 в. часто ограничивались варьированием канонов, выработанных их предшественниками в прошлом столетии, то мастера прогрессивных художественных направлений шли по линии творческого развития достижений художников 17 века. Как верно заметил один из исследователей (В. А. Архитектура «нарышкинского барокко» –лишь «посредница между старыми и новыми художественными идеями», некая «провозвестница романтического начала в новом русском искусстве. Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством.
руководил дальнейшим расширением дворца. Д. Пожарского, 1623, ныне Москва), «Дивная» церковь в Угличе. Влияние Караваджо на последующее развитие европейской живописи огромно.
Петра. Как стилевая категория этот термин впервые стал применяться в 18 в. по отношению к архитектуре, а затем и к изобразительному искусству Италии 17 столетия. ). Письмо.
Йоганн Себастьян Бах (1685-1750) предельно заостряет выразительные средства барокко и соединяет их с демократическими традициями протестантского пения. 3)В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений. Как свидетельствует история предшествующих крупных художественных этапов искусство каждого из них было облечено в стилевые формы, то есть оно представляло собой определенную систему, отличающуюся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка.
Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных). Существенное место в творчестве П. Рубенса занимает пейзаж с согнутыми ветром могущественными деревьями, стремительными тучами, которые воплощают чувство могущественности стихийных сил природы («Пейзаж с радугой»). Расписывали много, но иначе, чем раньше. Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане.
Под ее влиянием складываются национальные школы в искусстве этих стран. Реальный мир все настойчивее проникал в религиозную живопись.
Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого (1670-1683).
Кир. Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью. Кроме того, шатры теперь глухие, чисто декоративные. Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. Стоящий на коленях Авраам и трое ангелов о чем-то горячо беседуют. М., 1978.
Вот таким образом второй родиной для Пуссена становится Рим, где он живёт практически всю жизнь. Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение. Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. Архитекторы прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. В историю западноевропейского искусства XVIIв.
Петра архитектор Мадерна абсолютно изменил первоначальный замысел Микеланджело. Активное строительство начинается сразу после изгнания интервентов, с 20-х годов. Однако феодализм был еще прочен.
Многие работы на библейскую тему, как, например, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» поражали современников неординарной трактовкой сюжетов, тем, что герои изображены в обстановке и одеяниях, противоречащих не только исторической правде, но и всякому здравому смыслу. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Родился в Лейдене в семье зажиточного владельца мельницы. О. Шпенглер даже назвал барокко самым выдающимся стилем Европы. То же самое с классицизмом.
Яркой особенностью этих особняков являются французские крыши с переломом и большое количество высоких дымовых и вентиляционных стояков на крышах (Люксембургский дворец в Париже, спроектированный Саломоном де Бросом). Главное, что создано французским зодчеством XVII века было граничит с заказами двора. В качестве одной из главных тем утверждается тема труда и быта простого народа, а в качестве главного героя — образ рядового труженика: рабочего, ремесленника, крестьянина. Церковные иерархи не остаются равнодушны к декоративному богатству тогдашней архитектуры.
Живописные находки Караваджо, подхваченные и разработанные в эту пору в других странах и само влияние стиля Караваджо получили название «караваджизм». Между моделью и зрителем он всегда оставляет некую преграду. Петра и интерьеры собора Св. Зодчество Франции XVII века имеет ряд характерных признаков, определивших его стиль. От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Название философско-символичной драмы П. Кальдерона «Жизнь это сон», считается искусствоведами самым сжатым изложением сути барочной эстетики. В XVII в. нидерландская живопись разделилась на две школы фламандскую и голландскую.
Нарышкина («легкая кружевная сказка», по словам И. Э. Богатство архитектурного декора особенно свойственно Ярославлю. По-настоящего его искусство было открыто лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма. Теремной дворец, созданный для царских детей, всей своей «многообъемностью» жилых и служебных помещений, многоцветностью декора (резной по белому камню «травный» орнамент экстерьера и богатейшая роспись Симона Ушакова внутри) напоминал деревянные хоромы.
В ранних работах Караваджо – «Лютнист», «Вакх», «Корзина с фруктами» – мало разработано пространство, все предметы и фигуры максимально приближены к переднему краю изобразительной плоскости. Нил. Они примыкают к южной и северной абсидам. Митры епископов и патриархов были чудом ювелирного искусства. У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко.
Ж. Ардуэн-Мансар существенно изменяет его парковый фасад, соорудив знаменитую Зеркальную галерею, а также путем застройки бывшей террасы в центре этого фасада. На картинах Рембрандта также большую роль играет светотень.
Петра воспринимается полностью лишь на очень большом расстоянии, по мере приближения он постепенно скрывается за фасадной стеной. В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. По-настоящего его искусство было открыто лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма.
Это относится и к ее фасаду, созданному Райнальди (окончен в 1665). Классицизм (от лат. 17 век был также временем подъема различных видов искусства.
Общеизвестен пример изображения жатвы в сцене исцеления отрока святым: с нескрываемым восторгом стенописец изображает, как жнецы в ярких рубахах жнут и вяжут в снопы рожь на золотом хлебном поле. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым. В основе итальянской живописи барокко была академическая система болонцев. С пестрыми, радостными росписями сочетались сияющие золотом и серебром оклады икон.
В 17 столетии бурно развивались почти все виды русских ремесел и ювелирное дел. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.
(Б. Примером может служить церковь Троицы в Никитниках (1631–1634, другая дата 1628–1653), построенная богатейшим московским купцом Никитниковым и напоминающая своей прихотливостью форм и декоративной многоцветностью (красный кирпич, белокаменная резьба, зелень черепичных главок, поливные изразцы) хоромное строительство. Крупнейшим завоеванием его творчества явилось так называемое «погребное» или «подвальное» освещение – эффект освещения идущего часто от неясного источника света в тёмном помещении. Например, в знаменитом Евангелии царя Федора Алексеевича 1678 г. содержится 1200 миниатюр.
Его упрекали в неправильности мазка, в пастозности, за то, что он «рисует почти без контуров, пишет без колорита». Распространяется определенный тип храма – бесстолпного, обычно пятиглавого, с декоративными боковыми барабанами (световой лишь центральный), с подчеркнутой асимметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. Все это вызывало обострение классовой борьбы.
Некоторые работы: Селена и Эндимион, Вдохновение поэта, Аркадские пастухи, Царство Флоры. Особой идеализации нет даже в фигуре полуобнаженного Вакха. Одна из лучших работ ранней поры творчества – «Флора». В образе богини цветов Флоры выступила молодая и горячо любимая жена Рембрандта Саския ван Эйлербюрх. Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров.
Творчество Караваджо является наиболее ярким воплощением реалистических тенденций, так как он впервые в итальянской живописи стал необычайно реалистично трактовать библейские и евангельские сюжеты и изображать фигуры и предметы, что шокировало публику (изображение босоногих апостолов, фруктов с гнильцой). Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В одном из своих лучших творений, большом групповом портрете офицеров («Ночной дозор»), Рембрандт, вопреки традиции, лишь немногие фигуры изобразил освещенными, остальные же ради создания гармоничного целого поместил в тени.
Мантия, кресло, головной убор, занавес — все написано в красных тонах, но красные рефлексы есть и на белом стихаре и даже на лице и руках. Рибера, Ф. Сурбаран). Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века). Барокко вне Рима выдвинуло ряд крупных зодчих.
Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. В то же время искусство 17 века характеризуется рядом общих черт и достижений.
Тьеполо. Он осуществлял и значительные работы архитектурно-градостроительного порядка. Как придворный архитектор и скульптор римских пап Дж. Хуанхэ.
В портретах эпохи барокко подчёркиваются достижения тех, кто изображался (прежде всего, через регалии их должностей). Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества. Правы ли учёные. В других европейских странах — Англии, Германии, Австрии, Чехии, Польше, Дании художественная культура сохраняет отпечаток локальных свойств и взаимосвязи с традицией предшествующих эпох.
«Я победил мрамор и сделал его гибким как воск», – с полным основанием говорил мастер. вряде стран Европы на смену культуре эпохи Возрождения пришел новый стиль барокко (от итальянского – причудливый, странный). Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму.
Мастер из Оружейной палаты, уже упоминавшийся Гурий Никитин, в 1679 г. выдвинутый Симоном Ушаковым на звание «жалованного» мастера, с большой артелью расписал в 1681 г. ярославскую церковь Ильи Пророка, Дмитрий Григорьев-Плеханов со своей артелью – церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Инд и Ганг. Французская архитектура XVII века – архитектура времени совершенной монархии.
Себастьян полон сил под градом стрел. Рубенс – блистательный портретист среди его портретов есть истинные шедевры («Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Портрет камеристки»). В рукописном «Титулярнике» («Большая Государственная книга» или «Корень российских государей») мы находим изображения русских и иностранных властителей (1672–1673 ЦГАДА, РЭ, РНБ). Резчики по дереву и металлу создавали поражающие богатством выдумки и тонкостью мастерства иконостасы, сени иконки, кресты их труд широко использовался в отделке интерьеров. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Храм в Филях, бесстолпный и многоярусный, покрыт характерной луковичной главкой.
В подобном плане мы говорим о романском и готическом стиле или о стиле основных фаз эпохи Возрождения. Но в отличие от голландской живописи этой поры, фламандская (страна Фландрия, а искусство Фландрии называется фламандским. ) живопись в бльшей степени отвечала интересам высшей аристократии, которая в этой части Нидерландов после поражения в ней буржуазной революции имела очень большой вес. Цинь Шихуан. Мастер не забывает изобразить даже васильки среди ржи.
Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека приводят к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета. Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм».
Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Его строили О. Старцев и Л. Ковалев. Фигуры людей, античных божеств, которые изображаются на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, соединяются в картинах П. Рубенса в сложные композиции («Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда»). Это, разумеется, не значит, что такой художник вовсе лишен эстетических идеалов и рабски копирует видимое, – его художественные взгляды достаточно явственны, они лишь выражены иными средствами.
Обилие различных композиций влекло за собой уменьшение их размеров. Во многих его работах на мифологическую тему множество женских героинь показаны с лицами и фигурами его второй, горячо любимой жены Елены Фоурмен, на которой Рубенс женился в 52 года, когда ей было 16. Ашока. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Третье из последних произведений Веласкеса — «Пряхи». Особенности ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте.
Жанры, которые прежде получили сравнительно небольшое развитие или вовсе не были распространены, например бытовой жанр изображение животных, натюрморт, теперь занимают видное место в искусстве. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым.
Художники-реалисты окончательно отказываются от деления жанров на «высокие» и «низкие». В 17 столетии на первое место выступают те национальные школы, в искусстве которых были достигнуты высшие творческие результаты. В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс. Его произведения также наполнены бурным динамизмом.
В дверях покоя художник поместил фигуру канцлера. XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Разнообразные сцены следуют непрерывно друг за другом, располагаясь лентами по стенам и сводам храмов. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее. Для многих зданий стал характерен портик, какой был у античных храмов.
Что касается происхождения самого названия стиля «барокко», существует несколько версий. Из его школы вышли Антонис ван Дейк, Йорданс, Снейдерс.
Его фигура хрупка, лишена мужественности святых воинов домонгольской поры или времени раннемосковского искусства (вспомним «Бориса и Глеба» из ГТГ), поза манерна, ноги и руки нарочито слабы, наряд подчеркнуто изыскан. Ашшурбанапал. Раскол в церкви XVII в. все более приобретал социальный характер, влиял и на культурную жизнь.
Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника. В этих условиях абсолютизм мелких княжеств приобрел черты крайней реакционности. Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но, учитывая примененные ордерные детали, близкую (во внешнем оформлении) стилю европейского барокко. Иным становится в этот период восприятие и изображение природы. Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени.
В церкви Знамения в вотчине Б. Голицына Дубровицы (1690–1704), по плану близкой как будто церкви Покрова в Филях, намечается отход от принципов Древнерусского зодчества и сближение с барочными европейскими постройками.
Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана». Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
К числу лучших портретов относятся многочисленные автопортреты, «Портрет старика в красном», «Портрет старушки», «Читающий Титус», «Портрет Яна Сикса». Он создал много алтарей для римских церквей, а также фонтаны для главных площадей Рима (площадь Барберини, фонтан «Тритона»). Серебристый свет создает атмосферу раннего утра, формирует богатую световоздушную среду.
Значительное развитие получают также пейзаж и портрет. С Еленой Фоурмен связан последний и самый плодотворный период в творчестве Рубенса, стеновский (по названию его поместья и замка Стен). Бернини возглавлял все архитектурные работы в Риме. Чаще всего она становится выражением идеалов широких демократических социальных слоев и ее проблематика отчетливо отражает передовые устремления духовной жизни эпохи.
Расцвет творчества Риберы относится к 1630-40м годам. Разработка и решение задач светотеневой моделировки интересовала вслед за Караваджо многих европейских художников XVII века.
Архитектура русского барокко. Зодчие классицизма широко обращаются к античному наследию изучая общие принципы античной архитектуры и прежде всего систему ордеров, заимствуя и перерабатывая отдельные мотивы и формы. В конце 1620-х годов Веласкес пишет картину на мифологический сюжет «Вакх» или, как ее чаще называют, «Пьяницы» ибо Вакха окружают подвыпившие испанские бродяги. Джакомо делла Порта (ок. 306. ).
Вышивальщицы соревновались с мастерами Италии, Франции, Турции, Ирана. Различие тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: Поганкины палаты в Пскове (середина 17 в. ) и дом В. В. Голицына в Москве (около 1687 г. ).
В этом плане ему ближе всех Микеланджело, скульптуры которого полны внутреннего напряжения и движения. Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверике известные издавна) на подклете, с галереями. Есть изменения и в языке изображения. 1540–1602) был учеником Виньолы.
Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты. Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) считается самым значимым мастером всего итальянского барокко.
Но в отличие от голландской живописи этой поры, фламандская (страна Фландрия, а искусство Фландрии принято называть фламандским. ) живопись в бльшей степени отвечала интересам высшей аристократии, которая в этой части Нидерландов после поражения в ней буржуазной революции имела очень большой вес. В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. Возрождение как раз боролось против черт готики.
Сказанное, разумеется, относится к жизни далеко не всех слоев русского общества. Яркий пример – храм Рождества в Путниках в Москве (1649-1652). Ведущую роль в художественной жизни Европы в середине столетия по-прежнему играла Франция. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Рембрандт является одним из крупнейших художников прошлого.
В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает. В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Но основной вклад в строительство Версаля внесли Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар как архитекторы, Андрэ Ленотр как архитектор-паркостроитель, Шарль Лебрен как художник-декоратор. 17 век это время появления и расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Крестьяне толпами покидают свои деревни бродяжничество и крестьянский «бандитизм» достигают огромных масштабов.
Его любимые темы – «Спас Нерукотворный» (ГРМ, ГТГ, ГИМ), «Троица» (ГРМ) – показывают, как художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, сложившихся в вековых традициях. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. В канун революции 1848 года К. Маркс и Ф. Энгельс создали «Манифест Коммунистической партии», явившийся программным документом марксизма— идеологии революционного пролетариата.
Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета. Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение. Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Мастера Оружейной палаты расписывали церкви и палаты, поновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, «знаменщики» (т. В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает первенство рисунку колориту отводится подчиненная роль. В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино).
Постепенно теряет смысл шатровое зодчество, вертикализм его цельного объема ибо появляются церкви, в которых имеются два, три иногда пять одинаковых по высоте шатров, как в церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649– 1652): три шатра основного объема, один над приделом и один над колокольней. Художники 17 века более цельно воспринимают действительность. Центральная личность фламандской живописи Питер Пауль Рубенс (1577-1640), чье творчество представляет собой проявление барочного стиля согласно с национальными особенностями: в его творчестве полностью отсутствует мистика, экзальтация. Здесь применены полихромные мраморы, бронза, лепка, гобелены, живопись. По ложному обвинению в растрате ему пришлось сидеть в долговой тюрьме. Мадерна был назначен главным архитектором собора св. Предметы как бы купаются в солнечном свете в другой знаменитой картине Веласкеса — «Менины» (фрейлины).
Христос даже на кресте выглядит атлетом. Михаил Чоглоков). Стиль барокко получил распространение далеко не везде. «Священным», по существу, остается лишь сюжет, который облечен в форму увлекательной сказки. Об этом свидетельствует группа икон так называемого «строгановского письма», названных так по имени богатых купцов Строгановых, обосновавшихся во второй половине 16 в. в Сольвычегодске.
Их стены и своды были некогда покрыты нарядной декоративной росписью исполненной под руководством Симона Ушакова. «Замком» композиции служат две фигуры: коменданта голландской крепости Юстина Нассауско-го и испанского полководца Спинолы. Именно вот таким образом, развивая во многом ренессансные традиции искусство XVIIв.
Его гигантские по размерам церковные и светские росписи и картины («Триумф Амфитриты», «Банкет Антония и Клеопатры») представляют собой единое декоративное целое, объединяя архитектуру, природу, животных в единую композицию. «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Вирсавия», «Три грации», «Камеристка инфанты Изабеллы», «Елена Фоурмен с детьми», «Шубка». Основанный еще в XI в. Ярославом Мудрым, город этот испытал в XVII столетии нечто вроде «золотого века» в искусстве. Но особенное значение имеет в этот период развитие таких жанров, как портрет и пейзаж. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. То было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики — замечательных достижений научной мысли, заложивших основы для последующего развития этих отраслей знания.
Рембрандт «высвечивал» необходимые ему детали и фигуры не ночным и не дневным, а особенным, неестественным, внутренним светом композиционного смысла, достигая при этом удивительного богатства оттенков в рамках строго отобранного, но по преимуществу горячего колорита. Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого (1670-1683). 7)Ответьте на вопрос. Современники утверждали, что, увидев свой портрет, папа воскликнул: «Troppo vero» («Слишком правдиво»).
Центр Кремля не застроен раньше там был сад с прудом посредине. У Рубенса было много учеников. В иконе «Иоанн в пустыне» (20-30-е гг. ) почти во всю вышину доски изображен худой изможденный отшельник, одетый в звериные шкуры. Его основной объем с пятью куполами дополнен двумя приделами с шатровыми завершениями.
Однако основная направленность фламандского искусства 17 в. все же принципиально иная ибо у Рубенса, Иорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, реального и иллюзорного даже в картинах на религиозные сюжеты выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс. Подлинное возрождение переживало эмальерное дело.
Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу. В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»). Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – выдающийся фламандский художник XVII века, самый яркий художник стиля барокко.
Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав. Это подлинный шедевр декоративной архитектуры, красочный и живописный в своем цветном изразцовом убранстве. Плугин), человек в росписях XVII в. редко предстает созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны».
Многие из них впервые становятся предметом изображения, что открывает перед художниками новые возможности творчески, не оглядываясь на «подлинники», решать различные художественные задачи. Продолжается шатровое строительство.
Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. Самый известный представитель драматургии барокко испанский драматург Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681). Об этом свидетельствует группа икон так называемого «строгановского письма», названных так по имени богатых купцов Строгановых, обосновавшихся во второй половине 16 в. в Сольвычегодске.
Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане. Рубенс нарушает все это в пользу движения. больше 30), объединяя героико-эпическое и драматическое начало.
Какая страна является родиной первого материала для письма. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Среди этих мастеров выделяются Прокопий Чирин, Истома Савин, Никифор Савин (Название «строгановские иконы» включает в себя помимо икон, созданных в мастерских Строгановых, целое стилистическое направление в русской иконописи конца 16 – начала 17 в. Многие из них были написаны в Москве, в «государевых мастерских»).
Последний перед барабаном главы восьмерик используется как колокольня, отсюда название подобного рода церквей «церкви иже под колоколы». Вышивальщицы соревновались с мастерами Италии, Франции, Турции, Ирана. В частности, 17 век приносит абсолютно новое понимание композиции и в архитектуре и в изобразительном искусстве. Его картины наполнены бурным движением, причем для усиления динамики используется диагональная композиция («Воздвижение хреста»).
В скульптурах Бернини удачно передавал переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой («Давид», «Аполлон и Дафна»). Изуверы в рясах отправляют на костер Джордано Бруно, преследуют Галилея. Речь идет именно о своеобразной мифологической оболочке ибо трактовка образов при этом может отличаться глубокой правдивостью и жизненной полнотой, порожденными в первую очередь впечатлениями реального бытия. Французская архитектура XVII века – это архитектура времени совершенной монархии. Поиски положительного начала, характерного для барокко, приводят к возрождению героики, Мадлен де Скюдери (1607-1701) в романе «Артамен или Великий Кир» объединяет галантные мотивы с прославлением добродетели и мужества Артамена.
Один из шедевров этого периода – картина «Даная», традиционный сюжет которой приобретает у Рембрандта необычное, жизнеутверждающее и реалистическое звучание. Традиционная «Троица» приобрела под их кистью чисто жанровый характер. Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого (1670-1683). 8)Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества.
Алфавит. Портрет – парсуна (от искаженного слова «персона», латинское «persona», личность) – родился еще на рубеже XVI– XVII вв. Подлинное возрождение переживало эмальерное дело.
Каждый сюжет он превращает на праздничное зрелище. Наиболее значительной его работой является Латеранский дворец в Риме (1586–1590). Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а точка зрения несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность. Фоном для фигуры аскета служит с величайшей тщательностью выписанный ландшафт.
Речь в данном случае идет не о сюжетной стороне, — во многих случаях мастера, представляющие этот новый метод, сохраняют библей-ско-мифологический и другой традиционный сюжетный репертуар, — а о принципиально ином, нежели прежде истолковании образов, оказавшихся в более непосредственной связи с реальной действительностью. Хитрово. Он живописно соединял разные материалы используя росписи, позолоту, мрамор.
Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия. Второе – «строгановская школа», условно названная так потому, что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета.
Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. Барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Великий испанский писатель-гуманист Мигель де Сервантес (1547–1616) прожил бурную и нелегкую жизнь. Глядя на золотой ковш царя Михаила Федоровича (1618, Оружейная палата), украшенный драгоценными камнями, жемчугом, чернью, невольно вспоминаешь деревянные крестьянские ковши, форма которых не менялась в течение многих столетий.
Классицизм и стал официальным стилем французского абсолютизма. По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера (1665 – 1725) этот стиль получил название «чурригереск» Так был построен знаменитый собор города Сантьяго де Компостела. При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова (1671, ГРМ) не имеет уже ничего с ней общего в главном – в ней нет одухотворенности образов Рублева.
Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века). нет патетики и т. д. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Необходимо признать несомненно новым у мастеров «строгановской школы» то, что им удавалось передать глубоко лирическое настроение поэтичного, сказочного пейзажа с золотой листвой деревьев и серебристыми, тонко прорисованными реками («Иоанн Предтеча в пустыне» из ГТГ).
Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство. Все его творчество можно назвать искусством портрета. В иконе Никифора Савина «Чудо Федора Тирона» (начало 17 в. ) на небольшом поле объединено несколько эпизодов. С Еленой Фоурмен связан последний и самый плодотворный период в творчестве Рубенса, стеновский (по названию его поместья и замка Стен).
Характерно, что центральный городской собор-Успенский (возведенный еще в 16 в. ) находится вне стен Кремля и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции. С этим связан повышенный интерес к дисгармоничному, гротескному, преувеличенному. Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер). Наиболее известные работы: Апостол Матфей и ангел, Гадалка, Призвание апостола Матфея, Положение во гроб. В них показаны резкие контрасты света и тени, а также реалистично, как не было принято в ту пору, переданы фигуры главных действующих лиц (апостол Матфей с ангелом написан босым, лысоватым пожилым мужчиной).
Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны. Им были созданы две симметрично расположенные центрально-купольные церкви – Санта Мария ин Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи – на Пьяцца дель Пополо, определившие облик этой важной, въездной (с севера) площади Рима и закрепившие предусмотренную планом Доменико Фонтана трехлучевую систему улиц основной, центральной части города. Выходец из бедного сословия, данный художник обращался к темам из жизни крестьянства. Его название происходит от латинского слова «образцовый» и классицизм действительно ориентировался на образцы искусства античности и Высокого Возрождения. В этом стиле строили Мартин Виллареаль, Алонсо Кано и другие.
Строительство ансамбля Версаля (основные работы были проведены в 1661–1700гг. ) стоило громадных средств и потребовало напряженного труда огромного числа мастеров и художников различных специальностей. Компас. Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им близко к бодегонес как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»).
К его известным твореньям принадлежит ансамбль площади Св. Мифологическую сцену Веласкес трактует как бодегонес.