Таким образом, можно сказать, что пир и философия мыслились древними греками как понятия одного порядка. Волшебник Просперо, герой «Бури» Шекспира, владеет всей партитурой влияния музыки начеловека. Да, древние римляне почти две тысячи лет назад знали толк в шутках. Смешение же двух к трем – самое музыкальное, приносящее сон и забвение всех забот, подобное Гесиодовой «обороне от сглаза младенцев», усмиряющее необузданные страсти исполненное ясности и покоя». Хлебопечение относилось к тем видам работ, которые выполнялись в своем домашнем хозяйстве.
Этосемь планет (семь нот современной гаммы), вращаясь вокруг Земли, звучат каждая всвоем единственном регистре (ицвете), создавая «созвучие сфер». На пирах этого периода (особенно в IV в. до н. э. ) и была введена должность симпосиархов, пища равномерно распределялась среди участников трапезы. Втрактате «Наставления кмузыке» он утверждает, что«душа мира» слажена именно музыкальным согласием. Ачто доспартанцев, то«лаконский» пир (на15человек) выдержать мало кто мог.
Так, описание того, как надо готовить и подавать на стол рыбу, вложенное Сотадом в уста повара — героя одной из его комедий, полностью совпадает с тем, что говорится на этот счет в «Ономастиконе» Поллукса, где читаем: «Смешай молоко с топленым салом и крупой, добавь свежего сыра, яичных желтков и мозгов, заверни (рыбу. — Прим. Очемже шла речь между мужчинами вовремя пира.
Чтозначит гармония сфер. Древние сплетничали обАлкивиаде, перебежчике-полководце ифилософе, ученике Сократа. до н. э. Расписной черепок античной керамики– богатство иукрашение музеев– изучается наукой поразделу «живопись». В разных культурах формируется свое отношение к алкоголю, распитию спиртных напитков. Вместе с тем хлеб не был тогда чем-то обыденным, легко доступным: еще в VIв.
В идеале пир – это застолье с участием политиков, философов и с ведением умной беседы. Архит известный древним как автор книги «О земледелии», соединял, по-видимому, свой интерес к сельскому хозяйству с интересом к кулинарии ибо другой его труд назывался «Поваренная книга». Исовсем поздним отголоском (вы помните. ), всмешении всех традиций, поописанию Михаила Булгакова изчерепа Берлиоза пил насвоем пиру сам Воланд вромане «Мастер иМаргарита». Ложе-клине были главной мебелью вдоме. вподражание школы Праксителя, стилизована вманере высокой классики. Хотя законы против роскоши существовали и в более поздний период, римляне, по свидетельству Макробия, научились их обходить.
Другой же шутливо спрашивает его, не собирается ли тот на какой-нибудь обед. Неслучайноже, говоря «краснофигурная ваза», мыподчеркиваем первенство илипервичность нарисованных сюжетов, фигур, апотом уже их значение. Они не видели в них между ними особенных различий, воспринимая как нечто целостное. Мелодии иритмы вялые ичувственные. до н. э.
Места с правой стороны от слуги, прислуживающего за обедом, считались «высшими», с левой – «низшими», гостей высокопоставленных и тех, в ком хозяин дома был особо заинтересован, усаживали (точнее, укладывали) посередине, напротив входа, откуда приносили кушанья. На пирах этого периода (особенно в IV в. до н. э. ) и была введена должность симпосиархов, пища равномерно распределялась среди участников трапезы. Сохранились указания, сколько специальных чаш можно было выпить пирующим. Участники пира устраивали его так, как им хотелось.
Вот таким образом многие греческие мыслители создавали свои сочинения под названием «Пир», чтобы показать образец таких застолий. Егомистерии связаны сдревним культом Земли, Смерти иВозрождения. Очемже говорить, если оденьгах нельзя, сплетничать тоже иосемье тоже. Кулинарным искусством, доведенным до особой утонченности, славились в Греции жители Беотии и Фессалии, однако подробностей их кухни письменные памятники не сохранили. Пальцы же вытирали обрезками хлеба, которые затем бросали собакам, подбиравшим падающие со столов остатки еды.
Если гражданин полиса, занимавший видное положение в государстве, вел жизнь скромную и непритязательную, то это обстоятельство древние историки не уставали подчеркивать: таким исключением из общего правила был, согласно традиции, Аристид, который прожил жизнь в такой нищете, что не оставил денег даже на погребение, но город за его заслуги устроил ему подобающие похороны (см. : Плутарх. До нас дошли их уставы, где записано обязательное участие в совместных пиршествах. Во все остальное время греки были весьма сдержанны в возлияниях. Насегодня планет стало больше.
Способ пропитания, «меню» древнейших обитателей Эллады и Италии зависели прежде всего от экономических особенностей страны, от плодородия земли, от уровня развития скотоводства. В то же время ряд поступков признавался недопустимым. Помимо хлеба основным продуктом питания древних было мясо. Идеи (эйдосы) Платоны первичны, они находятся в основе мироздания. Оставались верны спартанцы и своему знаменитому традиционному блюду — черной похлебке: по словам Плутарха, в Спарте времен Ликурга «старики даже отказывались от своей доли мяса и уступали ее молодым, а сами вволю наедались похлебки» (Сравнительные жизнеописания.
Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детали краснофигурного письма чувственны, близки, пропетые Матиссом иПикассо. В частности, Герадот рассказал историю о том, что когда один из женихов дочери Тирана города Силиона, считавшегося фаворитом, выпив слишком много, начал плясать и стал на голову, хозяин пира возмутился и заявил незадачливому жениху: «Ты протанцевал свою свадьбу».
Беседы идиалоги напиру также небытовые, нооценностях, поднимающих человека надвременем, востановленном вне-времени. Во время празднеств, пиров устраивались жертвоприношения в честь различных богов (греки, как известно, были язычниками). Они всегда разбавляли его в разных пропорциях: 1:1, 1:2, 1:3. Плутарх в третьей книге своих «Застольных бесед» приводит правило «Пять кубков – да, три кубка – да, четыре – нет».
В комедии Антифана «Циклоп» господин дает повару указания насчет рыбных блюд: на столе должны быть нарезанные кусочками щука, морские скаты под соусом, окунь, макрель, фаршированные каракатицы, лягушиные лапки и брюшко, сельдь, камбала, мурены, крабы — пусть всего будет вдоволь. В этом кругу пить до беспамятства было не просто не принято, но и недопустимо. Нужда, героиня комедии Аристофана «Богатство», похваляется перед зрителями тем, что принуждает ремесленника трудиться ради пропитания, чтобы дать ему потом вместо сытного хлеба салат и мальву, а вместо вкусной и питательной каши — засохшую ботву. Оназеркало «пиршественных диалогов», живого дыхания былого.
Егослуга, духАриэль, своим пением излечил душу ибезумным герцогам. Вино, как известно, пили разведеное: его разводили водой на половину или на одну треть. Более того, до нас дошли сведения об известном человеке времен императоров Авгоста и Тиберия – Марке Гавии Апиции, они говорят о том, что когда в преклонном возрасте здоровье не позволяло ему пользоваться роскошью изощренной кухни, Марк Гавий счел такую жизнь не нужной и покончил с собой.
Вазопись начиналась с совсем простых узоров. По словам Крития (Vдо н. э. ) за каждого участника пили по кругу здравную чашу, как бы подчеркивая, таким образом, равенство участников. При этом сложно поверить, что все пиры отвечали таким высоким критериям (по свидетельству многие современников они часто превращались в обычную попойку, с драками, ссорами и т. д. ).
Позже орнаменты усложнились. Нормой было чуть более десятка человек, ритуалы пира не были очень строгими. Но достучаться до разума пирующих им не удалось. Конечно, форм было много (более 24) имного назначений. С VIв.
Непременным атрибутом любого пира было винопитие. Несколько слов о продуктах, популярных при приготовлении блюд для пиров. Еще выше оценивал кулинарию софист Максим Тирский (вторая половина IIв.
делать тиражи. В зале появлялись шуты, актеры – комики или танцоры. Это были напитки, приготовленные из меда, винограда, соков различных плодов.
Постепенно получили распространение пиры, как самоцель. Зачастую именно на таких пирах решались многие важные вопросы. Онучредитель ипокровитель театра. Причем на закате римской империи женщины уже состязались с мужчинами в пьянстве.
занимался этой темой Митек. Основу их рациона составляли лук, чеснок, репа, горох, ячменная лепешка. Особенно оргическая, дионисийская часть пира.
После омовений иприготовлений гости возлежали наклине.
Законы, I, 640 d). Основу утренней трапезы составляли, таким образом, лепешки. Как отмечал А. М. Всочинении «Государство» Платон музыку ставит воглаву всех искусств.
Дионис всопровождении бубнов, флейт, барабанов идет сосвоей гулящей свитой менад исатиров. до н. э. Онсотворил изглины праха Адама. Вы, наверняка, слышали выражение Танталовы муки. В середине чаши на острове сидит фригийский царь Тантал. С этим связано большое количество религиозных, социальных, правовых табу относительно алкоголя: от ограничения в его употреблении до полного запрета в некоторых культурных традициях.
Другой важный источник сведений о поваренных книгах — «Ономастикон» Поллукса (IIв. изготовленные из виноградной выжимки. В начале IIIв. «Вырезка изжизни»– это ритуально-праздничная жизнь поотношению кжизни бытовой повседневности, еетечению. Длятого служили сосуды иизображения набоках идонцах.
Пирнебыл развлечением иутешением, онбыл испытанием. Распоряжался всем застольем особый человек – метрдотель. Действительность была далека от этой картины.
Скульптурная ваза– вкушение ивечное вместилище. Посути, анепоформе ритуала. Особенно славилось в античном мире вино с островов Родос, Лесбос, Самос, Кос и Хиос.
Регламентировалось и количество гостей на пирах. «Вино – души людской зерцало». Так, растроганный пением во время пира, Одиссей отдал певцу Демодоку «полную жира хребтовую часть острозубого вепря» (Гомер.
Арзамасцев: «Пиры» представляют собой не только удобный литературный прием, дающий читателю возможность сравнить пирушки со своими друзьями с тем или иным прочитанным «Пиром», почувствовать между ними различие и почерпнуть что-либо важное для себя. Вот таким образом важным было привить культуру винопития молодому поколению. (Более подробно овлиянии античном инаживопись инаграфику вXXвеке– вдругом тексте. ) Среди керамических форм часто встречаются фигурные, скульптурные лекифы ичаши длявина. Или, какпринято говорить, «аполлической» и«дионисийской». Пиры были важнейшей частью античного социума.
Помните, как на вопрос болтливого парикмахера как вас постричь. Формы пиршественных сосудов повторяли строгую концептуальность архитектурного ордера. Известно, что философ Менедем (IV–IIIвв. Аристид, XXVII). На столы ставили сосуды с вином, солонку и уксусник.
Участникам симпосиона вино подавали в трех кратерах, где вино смешивали с водой. Напиру надо уметь себя вести ивовремя диалогов ивовремя оргии. Музыка сводит сума иврачует душевные раны. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты. Видимо, название дома «триклиниум» возникло вместе спиром, всевтомже VIII илиVIIвеке иразмылось, какивсе эллинские традиции вэллинизме сраспадом македонской державы, когда вместо «художественных» регуляторов Эллады верх взяли местные традиции, чтовполне понятно.
Этот короткий рассказ был записан в сборнике анекдотов как раз в IV веке. Греческий пир был так важен, чтодом, вкотором жили, назывался «триклиниум». диалоги обистинных ценностях. Сократже (поодной изверсий осмерти), поднеся чашу цикуты кгубам, сказал последним слово пир. Современные теории лечения музыкой недалеко ушли отпифагорийских иплатоновских. меньше всего декоративными. Вино смешивали сродниковой водой, кровь Диониса– счистотой родниковых вод.
Довольно рано греками было осознано, что вино является отражением правды. Черепок ичереп имеют единый корень. Со временем появились сюжеты из жизни. Имели значение также вкус и крепость: различали вина легкие, тонкие, крепкие, сладкие. Для бедняков и рабов предназначались вина «повторно выжатые», т. е.
Так как ипир ичаепитие есть, повыражению богослова отца Павла Флоренского, «вырезка изжизни». Таким образом, пир в Риме, который по традиции организовывали под девизом: «проведем время вместе», на практике превращался в чванство и кичливость одних и унижение других. Сравнительные жизнеописания.
Внимательный взгляд увидит разницу ивотношении художника кматериалу. В это время сложилось множество новых общественных микрогрупп. Онислужили ложем, подкрышкой которого хранились одежда ипосуда. Одиссея, VIII, 474).
Вней много живых деталей жизни. Поэт Филодем в своей элегии (I в. до н. э. ) дает нам представление о том, что ели их участники: «Афинагор дал нам капусту, рыбу соленую должен дать Аристарх, печень несет Филадем, свинину приносит Аполлфан». В период междоусобной борьбы диадохов (полководцев Александра), бесконечных переселений и разрыва традиционных связей возникает потребность в новых общностях и пир снова становится в Греции одной из тех форм общения, которые объединяют людей и укрепляют новые связи. Как отмечал Плутарх: «Пить и пьянствовать – не одно и то же». Этотоже свидетельство пира какчасти стиля. до н. э.
Зародилась эта кулинарная литература на острове Сицилия, где уже в Vв. Свойственная демосу идея равенства пронизывала практически все частные застолья. Пирсостоял издвух частей: диалогов иоргии.
Во многом этому служили сочинения античных философов, создавших труды с названиями «Пир» или «Застольные беседы», которые могли служить руководством к поведению во время пира, а также размеру возлияний. Однако, эти «пиры» представляли собой не просто собрание пирующих людей, на них приглашались философы, поэты, политические деятели. Комиссия регулировала цены, проверяла качество помола и выпечки хлеба. Пиры, конечноже, сопровождались музыкой. Греки вино хранить неумели, пили отменную кислятину. Тоесть черно– икраснофигурная живопись небыли просто украшением черепка. Особенно велика была роль ситофилаков в периоды экономических трудностей, переживаемых государством, во время войн или в годы неурожаев.
Пиробслуживали сыновья илиспециально приглашались подростки изшколы эфебов. Пирсчитается правильным, если гости почти незнакомы друг сдругом. А у вас (в Афинах. — Прим. В большинстве случаев цель ее состояла в том, чтобы развеселить сотрапезников. Нет. Музыка, кслову сказать, сопровождала ивойну иторжества исоревнования ипиры.
Стеклом славился Рим. Римскийже дом называется «атриум» исмысл его вобъединении вокруг иного социального центра. Около полудня наступало время обеда: к столу подавали мясные блюда, хлеб и вино. сохранившиеся источники не подтверждают существования такой профессии раньше. Совет врача – спать утром на полчаса дольше.
составил «Поварский словарь». Вэпоху эллинизма она неразвивалась, аповторялась снекоторыми вариациями. Угосударств, управляемых династиями сатрапов Александра, жизнь была иной.
сVII поIVвек дон. э., медленно «становилась», но«стала» собой. Позднее, когда пиры стали более изысканными и утонченными, для вытирания пальцев подавали особую благоухающую глину. Винопитие представляло собой жертвовозлияние в честь Диониса. Характерно, что согласно «Одиссее», женихи, добивавшиеся руки Пенелопы, пировали вместе, хотя и были соперниками. Этолаброс– двойное значение формы: голова, череп, вечное вмещение живого.
Не любили греки и тех, кто демонстрировал свое чрезмерное пристрастие к винопитию. Сегодня это сувенирная промышленность.
Краснофигурная– высокой классике. Пили икакую-то гадость избычьих потрохов. Пифагор, говорили, вернул захмелевшему юноше покой иуверенность всебе, давему послушать мелодию вритме спондея, основанную нагипофригийском ладу (ибо фригийский лад действовал нанего возбуждающе). Что касается низов общества, среди которых было и много рабов, чужестранцев, для них вино не было окутано сакральными покровами, оно просто было средством забыть на некоторое время тяготы их жизни. К сожалению, мы мало что знаем о древнейших поваренных книгах.
Негативное отношение к алкоголю связано в первую очередь с тем, что последствия чрезмерного винопития могут быть крайне неприятными (неадекватное поведение, агрессия, неконтролируемые поступки и т. д. ). При этом чрезмерные возлияния осуждались и порицались, тогда как умеренное винопитие считалось служением богу Дионису и формой его почитания. Ополитике игре набирже, скачках, женщинах, детях. Этонебуквальное сравнение, скорее образ илианалогия. Именно это и было характерной чертой античных пиров.
Онанетолько обращена кмифу испорту. Возлежавшие наклине были свободны вбеседе, аговорить обязан был каждый. На пирах эллины как бы моделировали времяпрепровождение своих богов, которые, как известно из греческих мифов, все время проводили на пиру, где пили божественный нектар и вкушали амброзию. Длядоэллинистической Греции, Эллады «доМакедонского», каквсегда вовсем мире, важна была мистерия творения, когда именно искусство было важнее войны, апиры– повседневности. Вина классифицировались в зависимости от их цвета: темное, красное, белое, золотое. Только Спарта сохраняла старинную простоту нравов и суровый быт.
Дионис иАполлон соединялись воедино, приобщая, причащаяих, эллинов, квысшим формам бытия. В комедии Аристофана «Птицы» один из афинян, желая подготовиться к торжественному выступлению, приказывает рабу подать ему венок на голову и воду для омовения. Тот же Плутарх писал: «На симпосиях воспитанные и образованные люди сразу же после обеда обращаются к речам, как бы ко второй трапезе, радуя друг друга этими речами, в которых тело не принимает почти никакого участия и тем свидетельствует, что существует собственный клад душевных наслаждений: только это и есть подлинные наслаждения души, а те другие чужды ей и запятнаны телом». Одной из стран, где алкоголь получил большое распространение стала античная Греция. В большинстве своем оно окрашено в негативные тона., клиент ответил – молча.
ВЕгипте умели делать фаянс. Так их должно было быть не менее трех и не более девяти. В обычной жизни греки, как и восточные народы, мясо почти не ели, но во время пира оно употреблялось. Любовь к тонким блюдам прививали грекам опытные повара из Сицилии.
САполлоном иДионисом. Лучшей проверки вглазах самихже хозяев быть немогло. В частности, Герадот рассказал историю о том, что когда один из женихов дочери Тирана города Силиона, считавшегося фаворитом, выпив слишком много, начал плясать и стал на голову, хозяин пира возмутился и заявил незадачливому жениху: «Ты протанцевал свою свадьбу». Пиры происходили на мужской половине дома (мегарон, андрон).
В то же время ряд поступков признавался недопустимым. Этоженские головы, чернокожие, девы-сфинксы. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу. Онастала дорогим украшением ипредметом коллекционирования. Неслучайно с древних времен алкоголь называют «похитителем рассудка». Жертвоприношения совершались торжественно, под аккомпанемент флейты. В комедии Гермиппа «Носильщики» (Vв.
Пир совмещал в себе как чувственное наслаждение, так и духовное. до н. э. Ложа ставили перед небольшими столиками. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Он отмечал, что философские беседы должны являться неотъемлемой частью любого пира. У нас же ничего подобного не бывает».
Изземли слепил изглины. катарсиса. Пирже снова, какивсе главное вЭлладе, – остановка течения. Строгие же ритуалы соблюдались в пирах, которые устраивали члены религиозных союзов.
Этобыла тара. В трапезах, не носивших семейного характера, женщины участия не принимали. Так Плутарх в трактате «Застольные беседы» указывал на то, что: «Дурные страсти оно (вино) возбуждает только у дурных людей, суждения которых никогда не были трезвыми». «Земля сама родила», — писали древние поэты о счастливом прошлом рода человеческого, но сколько труда нужно было затратить, чтобы воспользоваться плодами земли — высечь огонь, вылепить посуду изловить и разделать дикого зверя. Примерно столькоже времени, сколько разделяет «Мирискусства» начала XXвека Александра Бенуа отего изображений Франции ЛюдовикаXIV.
То же можно сказать и об эйдосе вина – он первичен, а само материальное вино вторично. три (илипять) клине создают композицию-дизайн, наиболее точно соответствующую условиям пира. Издавна человеческая фантазия влекла пытливую мысль к прошлому, представляя то отдаленное, не имеющее точного места во времени минувшее, как век блаженства, как тот легендарный «золотой век», когда люди, не трудясь, пользовались всеми плодами земными, когда не было войн и не было ни господина, ни раба. По этим трактатам древнегреческих философов можно судить и о развитии темы винопития.
Что касается конкретных рецептов, то они совпадают в комедиях и трудах по кулинарии. н. э. ), в котором также можно найти имена кулинаров-теоретиков. Он пишет: «Пять кубков, то есть два кубка вина в смешении с тремя кубками воды, находясь в полуторном соотношении, составляют квинту три, то есть один кубок вина с двумя кубками воды, – имеют отношение одного к двум и составляют октаву и наконец, четыре, то есть один кубок вина, разбавленный тремя кубками воды, своего рода эпитрит, – трезвенное и безвкусное смешение, приличествующее архонтам, погруженным помыслами в государственные дела или диалектикам, которые, насупив брови, разбираются в построении речей. Сенека стыдит сограждан за «обжорство на пирах, бездонное и ненасытное» и убеждает их в том, что нападавшие на них болезни являются следствием чревоугодия и пьянства. Последнюю, вечернюю трапезу составляли те же блюда, что и в обед, только меньшими порциями. Попойки, разгульные пиршества не допускались, хотя вина пили много. Интересно, что в случае опоздания на пир, опоздавший должен был заплатить штраф. (Похоже, что современный обычай наливать опоздавшему гостю «штрафную» восходит именно к тем незапамятным временам).
Ликург, XII). Ноотэтого «музыка сфер» никуда неисчезает. Многие современники тоже стали считать это в порядке вещей: Цицерон тоже делил своих гостей приглашенных на пир по их социальной значимости.
Во время празднеств, пиров устраивались жертвоприношения в честь различных богов (греки, как известно, были язычниками). Влияли на греческие обычаи и роскошные пиры в Персии и Лидии, пышность Египта и Вавилона. Пифагорийцы засыпали подопределенные ритмы, просыпались поддругие.
Особый раб придавал кушаньям на блюде как можно более изящный вид. Приведем несколько поэтических отрывков посвященных вину: Зимняя пирушка. Лишь некоторыми сведениями о них мы обязаны Афинею, греку из Египта, который в своем обширном труде «Пир мудрецов» (начало IIIв. н. э.
Ваза античная впериод расцвета эллинской культуры, т. е. Позже, когда ритуал пира превратился всолдатскую попойку (аэтот период наступил уже приАлександре) иливблуд– примерно совторой половины IVвека дон. э., расписную греческую керамику стали более широко, чемраньше, продавать ирасписывать наэкспорт, т. е. Однако пора вернуться кначалу пира, срасставленной перед пирующими едой иутварью. Тяжелая, грубоватая драпировка, куда-то делась одухотворенная трепетность, пластичность, тайна Между ее созданием иклассическим образцом прошло 250–300лет. Столь важная роль досуга заложена в самой основе древнегреческой культуры.
Разве что отдаленно напоминающий китайское илияпонское чаепитие. В Оксиринхе во IIв. Долгое время бытовая повседневность античности не была объектом пристального внимания историков и культурологов, теперь же эти «белые пятна» исчезают, появляется специальная литература, которая дает нам представление о том, каким было каждодневное бытие человека в античную эпоху.
Не обходилось, естественно, без конкуренции, ведь каждый повар стремился представить себя в самом выгодном свете, разрекламировать свое искусство, во всех подробностях перечислить свои былые заслуги, как это происходит, например, в комедии Алексида «Кратей и аптекари». «Триклиниум»– это когда ложеклине сдвигаются наподобие буквы «П», т. е. Дизайн– художественно осмысленное пространство интерьера. В долинах ее сажают между плодовыми деревьями и она тянется с одного на другое».
Нормой было чуть более десятка человек, ритуалы пира не были очень строгими. «Венера» создана, видимо, нарубеже II иIвеков дон. э. Важной формой досуга древних греков был пир.
Рисовали и сцены из истории. Попойки, разгульные пиршества в Спарте не допускались, о чем рассказывает у Платона спартанец Мегилл: «Наш закон изгоняет из пределов страны то, под влиянием чего люди более всего подпадают сильнейшим удовольствиям, бесчинствам и всяческому безрассудству. Главным же было то, что во время пира свободные греки предавались беседе. Вносили пиршественную утварь. Частые в комедиях Антифана, Алексида, Сотада и других комедиографов IVв.
Возможно, здесь решающую роль сыграли этические соображения. Ведущий пир (слабой тенью которого стал современный тамада) искусно направлял беседу. Так, в Египте, особенно с начала новой эры, каждый крупный город имел особое учреждение, занимавшееся снабжением рынка продовольственными товарами или же непосредственно распределением провизии среди населения. Кстати, вы даже не подозреваете, что некоторые шутки, которые вы слышали не так давно (относительно недавно, конечно) ведут начало из древнего Рима. Еемелодику– лады иритм, которые есть отражение «музыки сфер». Кифары, флейты, маленькие барабаны.
Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Македонский любил повторять, чтоон сын Диониса иОсириса. «Абсолютно нельзя пить никому днем, — разве что для телесных упражнений или по причине болезни нельзя пить и ночью имея в виду брачное общение и зачатие» (Платон. Вот и весь набор яств.
Тогда-то изготовители наладили производство роскошных предметов дляэкспорта. Без вина в Греции не обходился ни один пир или празднество.
Особенно пренебрежительно стали со временем обходиться с клиентами. Проведение пира определялось ритуалом: согласно описанию Ксенофона (VI в. до н. э. ) начинался он с возлияния в честь богов и священной песни. Руководил пиром специально выбранный человек – симпосиарх. Во время посвященных ему священных праздников – Великих Дионисий – вино текло рекой. Выражение «садились за стол вместе» надо понимать так: мужчины пировали полулежа, женщины же сидели на стульях.
При этом следует помнить, что греки никогда не пили вино в неразбавленном виде. Одно издошедших донас сочинений Платона так иназвано: «Пир», т. е. Закон ограничивал не только трату денежных средств, но и количество блюд на пирах. Дионисже– интуиция, чувствительность, органичность, покровитель побежденных.
Онаизготовлялась издругой глины ихудожественно была иной. Это отражает и греческий термин для слова «пир» – симпосий – – «совместное питье». В этих «гастрономических» мотивах греческих комедий была не только сатира на изобилующий роскошью быт зажиточных слоев общества. Эти беседы обязательно велись при распитии вина. Арисованные сюжеты– это сцены жизни, спорта, мифа истории.
Как правило, повар не входил в состав постоянного штата слуг в доме. Примерно такой же совет дает схолиаст в комедии Аристофана «Птицы». до н. э., в эпоху Солона, хлеб считался роскошью.
Затем появились законы, запрещавшие пить вино женщинам. Строгие же ритуалы соблюдались в пирах, которые устраивали члены религиозных союзов. самого себя, поскольку это был единственный человек, которому он мог довериться. Законы, I, 637, а—в II, 674, а—в). После омовения рук, гости сами накладывали себе кушанье в тарелки, мелкие или глубокие.