Сезанн Поль (Cezanne), французский живописец.
P. 20. Темперамент – главное требование как в искусстве, так и в жизни. Помогает ли это объяснить характерный наклон изображения на его полотнах. Это разница между принцессой и чернорабочим» 9 Mauclair. 1880, частное собрание, Винтертур). Такая метода позволяла ему иметь все, что может пожелать человек.
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Inquitude уже не позорное клеймо – оно знак почета. Поздний период. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Entretiens. Преисполненные благоговения, они искали с ним встреч, чтобы услышать его живое слово, а если очень повезет, то и увидеть его за работой.
Хроническое сомнение, ставшее залогом титанической борьбы. Между тем борьба за Сезанна на Осеннем салоне 1904 года продолжалась. Картины здравствующих художников не могли попасть в Лувр.
Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Наиболее импрессионистическая картина этого периода – Дом повешенного (1873, Музей д Орсе, Париж). ил. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам.
Матисс пытался обнаружить то, что Бодлер называл «скрытой архитектурой» творчества. Варвар. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Фольмёллер была проницательной исследовательницей сезанновского метода. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Учитывая, что это наблюдение одного мастера о творчестве другого, то акцент на структуре – архитектуре (точное слово Матисса) – является показательным.
Причем куда бльших похвал и более крупной экспозиции удостоилась как раз Моризо. 4. По словам композитора источниками вдохновения для него послужили эссе Мерло-Понти, «Письма о Сезанне» Рильке и стихотворение Бодлера «Падаль», которое Сезанн знал наизусть.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Английский перевод появился в 1964 г. Мерло-Понти настойчиво проводит мысль о болезненном складе художника («une constitution morbide», «la constitution schizode», «ltre schizode»). P. 50 Geffroy. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Correspondance. Трудно теперь точно установить, кто первым нацепил на него ярлык inquitude, но к 1907 году это стало уже общим местом. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Сезанн не бунтарь, он один из величайших революционеров, без всякого преувеличения. Он жил на обочине. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста.
Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. «Мне все равно. » – отвечал Сезанн2 Ratcliffe. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Многократные визиты к работам Сезанна оставили его озадаченным, как и прежде.
Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении – излюбленный прием Сезанна. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде. А там, разумеется, виднелось много прогалин голого холста. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины – Увертюра к Тангейзеру). Это стоило ему героических усилий. Огрехи сразу бросались в глаза – труднее было постичь эффекты.
Verdet. по: Поль Сезанн.
P. 51 Zola. Это еще и шутка Сезанна, знатока античной классики, аллюзия на Париса, брошенного на произвол судьбы сына Приама (Парис и Париж по-французски пишутся одинаково – Paris) и золотые яблоки греческих мифов. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В этом поучительном опусе Журден мчится из Гран-Пале в галерею Бернхейм-Жёна, чтобы просмотреть нескольких «сезаннов». Цит. Музеи были заведомо предназначены для покойников.
Воспоминания современников. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Это был сложный период для французской живописи. – Здесь и далее под звездочками примеч.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. по: Поль Сезанн. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой.
В Девушке у пианино (ок. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Величие и порок у Лотрека.
Мюзикл «Сезанн» еще ждет своего часа – пока что никто не осмелился, а вот опера Дэниела Ротмана «Сомнение Сезанна» (1996) уже написана37Камерная опера Дэниела Ротмана «Сомнение Сезанна» (Daniel Rothman. Цит. Члены Общества осенних салонов были все не робкого десятка.
London, 1950. Сезанн – Бернару, 25 июля 1904 г. Czanne. Но вместе с тем открыл новую: его зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование художественного видения в современной живописи. «И вот в один прекрасный день я сказал: Zut. «Только изначальная сила, темперамент, может привести человека к заветной цели», – наставлял он Камуана17Сезанн – Камуану, 22 февраля 1903 г. Czanne.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. 7. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей его многочисленные пейзажи исполненные в Понтуазе, пустынны более того, в желтоохристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности.
Пушкина. В четырех разделах коллекции представлено 245 произведений Поля Сезанна. Имеется в виду один из трех вариантов «Больших купальщиц» (R 857, Художественный музей, Филадельфия). И в мире искусства и в обычном мире Сезанн оставался аутсайдером, фантомом. История его жизни – это образцовая история жизни художника-творца в новые времена. P. 43.
«Салон Бугеро» так и не снизошел до Поля Сезанна, а между тем официальное признание и покровительство по-прежнему заметно влияли на судьбу любого художника. P. 908 (21 октября 1904). Czanne // LOccident. «Знаете, в картинах Сезанна присутствуют структурные законы, полезные начинающему живописцу. Откровения Сезанна сродни откровениям Маркса и Фрейда. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты Фрукты, Букет цветов в вазе, Натюрморт с драпировкой, пейзажи Большая сосна близ Экса, Голубой пейзаж, Гора св.
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Работал он настойчиво и с большим напряжением. И не только художники: поэты и философы, писатели и режиссеры – все, кто думает и мечтает. фигурными жанрами. Это и искусство и воссозданная природа. P. 59 Banquier. – так, словно он унаследовал Сезанново состояние или принял его мантию.
В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Классицизм прославляет разум – романтизм возвеличивает чувство. Их преобразующий потенциал столь же велик.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. «Дабы лишний раз не поминать имя патриарха, постоянно его обхаивая», они с Генри Тонксом условились называть его мистером Харрисом32 MacColl. Потом долго-долго ничего и вдруг – прозрение» 25Рильке – Кларе, 10 октября 1907 г. Rilke. Claude Monet.
Поль Сезанн (1839-1906) родился во французском городе Экс-ан-Прованс. С 1852 г. Поль учится в колледже Бурбон (Collge Bourbon), где встречает Эмилем Золя и заводит с ним дружбу. В 1856 г. Сезанн поступает в местную школу изящных искусств. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. С ним мы и декорум далеки, как два полюса. Ему было безразлично, под каким углом установлен мольберт.
P. 176. Вертикаль в его картинах с презрением отвергается. P. 203. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра – последнему дню карнавала перед постом. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
» К черту. P. 328. Сторонники и хулители сошлись в одном: Сезанн странен. гл. Брак предпринял систематическое исследование Сезанна и того непостижимого «нечто», что мэтр чутко улавливал в живописи. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. ил.
Их далекоидущие последствия ощущаются всем миром и каждым из нас. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Он преодолел себя и свою эпоху. Для классицизма основным принципом является структурный для романтизма – цветовой. P. 163. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Литература: Яворская Н. В. Сезанн. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
От Автопортрета в фуражке (ок. Морис Дени отзывался тогда о Сезанне как о человеке, пребывающем в постоянном беспокойстве – perptuellement inquiet, а Эмиль Бернар – как о человеке «терзающемся». P. 76. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. При первом знакомстве они воспринимались в диапазоне от непостижимого до несносного.
Воллар приводит слова Сезанна, обращенные к Клемансо: «Il a du temmprammennte, mais» Сезанн и сам не прочь был обыграть свой акцент: ср., напр. : «Ingres, malgr son estyle (здесь на письме воспроизводится экское произношение слова «стиль» – эстиль) nest quun trs petit peintre». Le doute de Czanne // Sens et non-sens. Le Salon dautomne // Gazette des beaux-arts. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. P. 278. 1883–1885). В 1905 году он снова ринулся в бой.
Филип Уилсон Стир, член-учредитель Нового английского художественного клуба, восхищался «Черными часами» – «ранней работой изысканной по цветовому решению и без каких-либо странностей в форме», – но больше почти ничем. Он создал все эти картины. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
Прогалина незакрашенного холста у него не менее удивительна, чем яблоко. Избранные страницы. «Нам нет нужды рассуждать об искусстве Сезанна.
ил. В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. P. 367. М., 1972. Когда писатель Жюль Ренар приехал на Осенний салон 1904 года и обнаружил работы Каррьера, Сезанна, Тулуз-Лотрека и Ренуара, он так охарактеризовал их творчество: «Хорошо, но все же слишком мудрено. P. 381.
Для Брака длительное погружение в Сезанна было раскрытием родственной связи, а также анамнестическим процессом – вспоминанием того, что он знал, не зная, что знает. Суждения Сезанна безапелляционны: «Писать с натуры означает вовсе не копировать внешний мир, но воплощать свои ощущения» «У художника есть две вещи: глаза и интеллект и они должны взаимно помогать друг другу. На рубеже 1880-90 гг. См.
Поль Розенберг его просветил. «Я все продолжаю ходить в сезанновский зал, – пишет он жене на десятый день. Correspondance Bernard. Сезанн показал, на что способен человек.
«Сезанн. 3. Но уродливое – это Сезанн. Начав свой творческий путь с неловких подражательных опытов, Поль Сезанн к концу жизни стал знаменитым художником, создавшим собственный уникальный стиль, оказавший огромное влияние на многих идущих следом за ним мастеров кисти. Краски Сезанна – это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Множество домыслов и минимум информации делали его почти вымышленным персонажем.
Там были русские коллекционеры Сергей Щукин, который с 1904 по 1911 год приобрел восемь «сезаннов» и Иван Морозов (восемнадцать – с 1907 по 1913 год), причем Щукин, по обыкновению посещая свой любимый зал египетских древностей в Лувре, обнаружил там параллели с сезанновскими крестьянами33О Щукине см. : Matisse on Art. Correspondance. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Барская А. Л., 1975. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. В начале 1870-х гг. P. 218. Life. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Denis.
С точки зрения блюстителей художественной традиции, Сезанн ходил по краю приличий. Journal. М., 1966. Началось паломничество молодых художников в Экс.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Француз был ошеломлен. Годы 1895–1896й.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». «Даже с маленьким темпераментом, – говорил он Бернару, – можно быть настоящим живописцем» 18Сезанн – Бернару, 25 июля 1904 г. Czanne. P. 230., как называл его Камуан. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Paul Czanne. И как всегда, «Сезанн не дал нам посмотреть другие залы.
1880, частное собрание, Винтертур). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Он стал как бы импрессионистом наоборот. P. 76. Несчетное множество художников избирают Сезанна как пример для подражания.
1907 (письма к Сезанну, Байлю и Ру) Vol. 1895 // La Vie artistique.
Novotny F. Cezannе und das Ende wissenschftlicher Perspektive. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Они принялись изучать картины. V. 1-2. Словно в доказательство этой точки зрения, Роджер Фрай (который перевел статью Дени и в начале 1910 года опубликовал ее в журнале «Берлингтон мэгэзин») двадцать лет спустя завершил свое собственное, первое в истории искусства исследование о Сезанне смиренным вздохом: «И напоследок: мы абсолютно не в состоянии объяснить, почему самый незначительный образчик его творчества воспринимается как откровение величайшей важности и что именно наделяет его такой мощной убедительностью» 6 Fry.
Пылкий молодой поэт пережил нечто близкое к религиозному откровению. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. «Художка» примкнула к «Салону Бугеро», говаривал он, периодически обрушиваясь на современный художественный истеблишмент с шутливой бранью. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. Paris, 1936.
Стир был одним из тех, кто скептически относился к творчеству Сезанна. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Принять Сезанна было непросто. Он делал только то, что знал, ничего другого» 26Рильке – Кларе, 12 октября 1907 г. Ibid. В следующем году Вебер снова приехал на ретроспективу.
Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. Vol. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. В 1870-е гг. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. А действительность у него всегда ужасающе уродлива (вообрази: просыпаешься среди ночи, а у тебя под боком одна из этих его женщин. ).
Но в то же время и печать его нравственного достоинства. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у П. Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей его многочисленные пейзажи исполненные в Понтуазе, пустынны более того, в желто-охристых кристаллах домовДом — свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе их хозяйство. 1: Lettres de jeunesse.
О «Натюрморте с черными часами» (R 136) см. В середине 1890-гг. Как свидетельствует Жюль Ренар, Сезанн и раньше экспонировался на Осеннем салоне. И благовоспитанное общество платило ему тем же. Letters. Я все больше понимаю, какое это большое событие».
Журнал шел нарасхват. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Именно в этом году прозрение наступило у американского художника Макса Вебера.
Разговоры об искусстве почти бесполезны. 1. Воспоминания современников.
Czannes Doubt. Его не допустили даже к вступительным экзаменам в Национальную школу изящных искусств. Но даже самые «согласные» сплошь и рядом находили его непонятным, а порой и неудобоваримым. Вывод ясен.
Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства. Badt K. Die Kunst Cezannes. Не заставили себя ждать и знаменитые «Воспоминания о Поле Сезанне» Бернара изданные в 1907 году двумя частями в «Меркюр де Франс» 14Воспоминания Эмиля Бернара о Сезанне «Souvenirs de Paul Czanne» впервые были напечатаны в журнале «Mercure de France» 1 и 16 октября 1907 г., а затем неоднократно переиздавались (1912, 1921, 1925 или 1926). с франц. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Аполлинер кольнул в больное место. Среди кумиров современности – Э. Делакруа и Г. Курбе. Само его создание было обдуманным актом протеста, дерзким выпадом имевшим целью показать нос официальному Салону французских художников, реакционной организации, которую Сезанн окрестил «Салоном Бугеро» – по имени лидера приспособленческого Общества французских художников Вильяма Бугеро. «Высокомудрый котофей» создал новый миропорядок. // Conversations avec Czanne.
поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. по: Поль Сезанн. Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. Современное искусство – совсем не то, к чему привыкли зрители, не то, что без тени смущения демонстрировалось в публичных местах.
«Вот как надо писать, сказал я себе. В 1895 году Гюстав Жеффруа предположил, что это доминанта в характере художника38 Denis. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Propos.
М., 1936. Для Пикассо, как и для Брака, важен был именно человек – «что он такое».
В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Много позже он вспоминал, как впервые увидел те десять «сезаннов» и как снова и снова приходил их изучать. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Юность. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. В том же году стала выходить переписка с Эмилем Золя. Избранный им путь был тернист. Shadow and Light. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Прованс изображенный Сезанном, – проще и конструктивнее настоящего. Надо пройти через увлечение всякой прославленной мазней, прежде чем полюбить этого мастера, плотничающего в живописи. Пер.
Чуди знал толк в искусстве, своего первого «сезанна» он купил в 1897 году. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. К ней принадлежало большинство художников, добившихся коммерческого успеха.
Сам Бланш ставил Сезанна на одну доску с собой34 Blanche. Джакометти усматривал ту же параллель. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Paul Czanne. Сезанн, Мане и импрессионисты. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества.
И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ).
Vol. 1907. Как художник Сезанн оказался на редкость неудачлив. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Czanne // Conversations avec Czanne. К вареву из догадок и фактов Сезанн добавлял и собственные ингредиенты. P. 191.
«Здесь, – сказала она, указывая на одно место, – вот здесь (бок яблока) он знал, что сказать и он это сказал, а тут он еще не знал и оставил кусочек незакрашенного холста. Над ними, что было внове, размещались панели с фотографиями работ Сезанна, не представленных на выставке, – типично антрепренерский прием хитроумного Воллара, трюк, повторенный на ретроспективе 1907 года, где использовались фотографии Дрюэ, запечатлевшие четыре настенных панно из юношеского цикла «Времена года» в гостиной фамильного особняка Сезаннов в Экс-анПровансе. P. 41. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Переписка.
Знак зодиака — Козерог. Легендарный художник Сезанн – полная ему противоположность. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Он стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность.
Таможенник был не единственным, кто принимал Сезанна с оговорками.
Созерцание произведения должно быть либо приятным, либо полезным, либо и тем и другим вместе. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. «Взгляните на световые блики на ногтях», – сказал он им.
Для этого требуется и соответствующее освещение и пространство. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Он отмел идею мастерства в живописи. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Но до чего же трудно ухватить главное в Сезанне. » 5 Denis. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм.
Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность— с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. То робкий, то терзающийся, он был исполнен человеческого, слишком человеческого. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. Воспоминания современников / Сост.
Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. В 1905 году, например, помимо пресловутых фовистов или «диких», с их оргией чистого цвета, состоялись ретроспективы Энгра (1780–1867), Мане (1832–1883) и Сёра (1859–1891) и каждая становилась событием. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. «Высокомудрый котофей» (эту дивную характеристику дал ему Д. Г. Лоуренс) неожиданно достиг высокого положения40 Lawrence. 1908 (сведения о Сезанне в письмах к Косту, Гийме и Валабрегу). Очень любопытно».
должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Сообразно своему статусу Бугеро обладал колоссальным самомнением. М., 1972. Souvenirs // Ibid.
Живопись «варвара» нарочито демонстрировала всякого рода несовершенства и искажения. В натюрморте Ваза с фруктами (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. 2: Les Lettres et les arts.
Яворская Н. В. М., 1972. В 1906м был Гоген (1848–1903). Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. Это подлинная человеческая драма, ожесточенная схватка с самим собой. Другие пытались прозреть истину тут же, стоя перед полотнами мастера.
P. 167 Bernard. «Оно дышит правдой и завершенностью». М., 1965. Он искал спасения в живописи. Novembre.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Переписка. P. 40. Le Salon // Gil Blas. P. 261.
На рубеже 1860-70 гг. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Эссе «Сомнение Сезанна» входит в число классических работ о Сезанне.
Ну и Руссо, конечно же, счел картину незаконченной. Le Ventre de Paris. 1 aot 1905. Вскоре Сезанн стал ассоциироваться с inquitude почти на уровне условного рефлекса. На ретроспективе 1907 года «бог» был представлен единственным автопортретом, написанным году в 1875м, когда ему было хорошо за тридцать (цв.
академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Высказывание Пикассо относится к 1935 году. En coutant. Подобной чести в свое время удостоились Пюви де Шаванн (1824–1898), Тулуз-Лотрек (1864–1901) и Редон с Ренуаром (оба при жизни).
На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. Легендарный Баярд был рыцарем sans peur et sans reproche Без страха и упрека (фр. ). Дневник. Однако Брака увлекала не только работа, но и жизнь художника. Czannes Working Methods.
Рильке восхитился выражением лица: «А насколько блестяще, с какой безупречной точностью передано это состояние созерцания, подтверждается тем, что художник (и это особенно трогательно) не привносит никакой многозначительной интерпретации, не ставит себя выше своего изображения, но рисует свой портрет со смиренной объективностью и будничным интересом собаки, которая, увидев в зеркале свое отражение, думает: А вон еще одна собака» 43Рильке – Кларе. LAtelier Lger // Mathey. (Дис. ). И все же он победил.
Уже прозвучали два влиятельных голоса из Японии: в 1910 году Арисима Икума опубликовал большой очерк о Сезанне о художнике Сотаро Ясуи говорили, что он пишет «в манере Сезанна» 30 Arishima. P. 84. Le Salon // La Revue bleue. Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними.
Его творения сами давали основания для нападок. Автопортрет3 в настоящем издании. Художники втихаря зубоскалили и над ним самим и над его живописной манерой.
P. 80, 175. Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников. В 1904 году Эмиль Бернар опубликовал в ежемесячнике «Оксидан» хвалебную статью о художнике, дополнив ее подборкой «суждений Сезанна», почерпнутых, очевидно из первых рук. Изречения Сезанна были у всех на слуху, как цитаты из Гераклита. Post-Impressionists // The Complete Writings. «Вчера я вручил сезанновских Купальщиц вашему доставщику», – писал он директору музея.
Один, в толстых очках, похожий на аскетического бирманского монаха, указывал своему спутнику на отдельные детали, приговаривая: magnifique, excellent Великолепно, превосходно (фр. ). С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Мы с Руссо ходили, смотрели картину за картиной и он очень увлекся. Он был со своим другом Таможенником Руссо.
Всю жизнь его изображали варваром. P. 387–388. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Для обозначения эффекта шоколадной обертки в произведении искусства, злоупотребляющем слащавостью или манерностью, Дега и компания ввели в обиход словечко «бугеродство». Ср. : Vauxcelles. Venturi L. Cezannе, son art, son oeuvre.
Fernand Lger. Иногда Сезанн виделся с компанией друзей, в основном из Экса, которых встречал по четвергам у Золя и рассуждал с ними о поэзии и живописи. Когда молодой Фернан Леже и его соратники-авангардисты застали Таможенника Руссо за пристальным разглядыванием какой-то картины Бугеро в музее Люксембургского дворца, они жестоко высмеяли пожилого художника. Но на это уходит уйма времени. Золя еще в 1873 году вывел Сезанна в одном из своих романов в качестве персонажа, «вечно дергающегося из-за привычного нервного inquitude».
Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. О них много говорили, равно как и о подписи «Энгр», которой молодой автор из озорства подписал свои работы11См., напр. : Prat. Воспоминания современников. Годы учения.
«Нищим художником» был Дега. по: Ренар Ж. Об «Игроках в карты» см. В своем знаменитом эссе «Сомнение Сезанна» (1945) философ Морис Мерло-Понти высказывает ту же самую мысль, только в несколько иных выражениях. По этим меркам современное искусство было не пойми чем.
В. С. Турчин. Автопортреты и натюрморты. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей д Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Называя вещи своими именами, Мерло-Понти теоретизирует о болезненных симптомах, психической неуравновешенности и «шизоидном складе личности» 36 Merleau-Ponty. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: Яблоками я покорю Париж.
Р. 353–354. «Забавный народ эти немцы, – размышлял он. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Знаменательно, что пропагандисты Пикассо горячо утверждали, будто бы он тоже «знал inquitude» 39См., напр. : Salmon. Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. художника.
Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. 63 картины, созданные Полем Сезанном в 1861-1879 г. г. Раздел 2. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Техника должна быть уверенной, люди узнаваемыми, сюжет «читаемым», небеса голубыми, а деревья зелеными. И многие отдавали ей предпочтение. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). За те тридцать семь лет, что картина находилась в моей собственности, я, надеюсь, довольно хорошо ее изучил, хотя и не до конца она морально поддерживала меня в критические моменты моего становления как художника, в ней я черпал свою веру и стойкость. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Кое-кто из посетителей не забыл надеть траурную повязку20 Rewald.
Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. М., 1972. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным. Для hoi polloi Толпа, простонародье (др. -греч. ).
Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. О смерти Сезанна объявили в разгар Салона 1906 года. «Три купальщицы» (цв. Wien, 1938. Для Леже старый мэтр был Сезанн – Христос, от которого в конце концов пришлось отречься.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Для Матисса Сезанн был богом. И все же у них имелись свои ограничения.
и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Ничего подобного он еще не видел. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. В 1904 году ему предоставили отдельное помещение – Зал Сезанна.
La Jeune. СЕЗАНН (Cezanne) Поль (19 января 1839, Экс-ан-Прованс – 22 октября 1906, там же) французский художник. Виктории (1890 г. ). Уолтер Сикерт также признавал Сезанна большим художником, но считал его не во всем совершенным и переоцененным. Ренуар, быть может, самый сильный и дай ему бог. » 1 Renard. P. 142.
Цит. Со слов Авраама Валковица. картины Поля Сезанна, проданные на Sothebys и Christies с 2002 г. по 2017 г. Поль Сезанн (фр. Ранний период (1860гг. )Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж).
Как-то он сказал о своей «Женщине с кофейником» (цв. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Rewald J. The ordeal of Paul Cezannе.
Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. «Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Introduction // Selected Critical Writings. Статья Мориса Дени впервые была напечатана в журнале «Оксидан» в сентябре 1907 г., а затем вошла в сборник «Теоретические основы» (1890–1910). В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Это было выдающееся событие.
Ретроспективы эти, хоть и небольшие – на один-два зала, – имели огромный резонанс. Его личность никогда не утратит значения, со всеми ее слабыми и сильными сторонами. Эта выставка была первой из восьми выставок импрессионистов, прошедших в период 1874 г. по 1886 г. Кроме первой, Сезанн принимал участие только в третьей (1877 г. ), на которой экспонировались шестнадцать его картин. После 1877 г. Сезанн постепенно перестает общаться с импрессионистами и работает уединенно в своем доме в Эксе, что объясняется двумя причинами: во-первых стилистически он все сильнее отдаляется от импрессионистов, а во-вторых он удручен неприятием его творчества арт-критиками и публикой. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Вероятно, у него было очень слабое зрение и он подходил к холстам почти вплотную.
48) стали для Матисса талисманом. «Художник по наклонности», – подшучивал он над собой: типичное для него энигматическое замечание, которое каждый понимает по-своему. гл. Подобных историй ходило великое множество. Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. 3).
Картины висели просторно. В этом смысле он скорее возрождал, нежели разрушал традиции. перев. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
– Это не пейзаж, это – собор. » 3См. : Salmon. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей д Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Через некоторое время спутница Рильке поразила его своим наблюдением по поводу одной из работ: «Он сидел и просто смотрел, как какая-нибудь собака, без всяких предвзятых и посторонних мыслей». Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Приходили и уходили англичане-островитяне. Сезанн. P. 135. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. См., напр., картину Сезанна «Суд Париса» (ок.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. (фр. ).
Munchen, 1956. Он будто видит все не так, как другие, а под углом, наклонно. гл. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. The Painter // Shirakaba. Слава приходит к Сезанну в конце жизни.
Интерес к этим «лакомым кусочкам» отражал несколько нарочитую загадочность живого из плоти и крови «primitif du plein air» Дикарь с пленэра (фр. ). Czanne.
Статья проиллюстрирована фотографиями Эжена Дрюэ. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Виктории.
Ушел я ошарашенный. В 1907м – Сезанн (1839–1906) и Берта Моризо (1841–1895). Поль Сезанн: Переписка. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Проще и точнее всего было бы сказать, что он учил мир новому зрению. Переписка. Когда в том же 1907 году Андре Дерен увидел в мастерской Пикассо работу, названную впоследствии «Авиньонские девицы», он язвительно заметил, что «живопись такого рода – это тупик, который кончается суицидом и в один прекрасный день мы обнаружим Пикассо повесившимся за своим огромным полотном». жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
По другому поводу он заметил: «Картины Сезанна отличаются особенным построением: если, скажем, посмотреть на них в зеркальном отражении, они зачастую утрачивают сбалансированность» 42Интервью с Жаком Генне (1925) и Андре Маршаном (1947) см. : Matisse on Art. На Осеннем салоне его позабавило язвительное замечание, которое отпустил один из двух проходящих мимо мужчин по поводу шумихи, поднятой вокруг мэтра из Экса: «Они добьются своего – уничтожат Сезанна», – сказал он с таким видом, словно его вот-вот стошнит24 Sickert. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). «Нет, месье, – серьезно возразил гость. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
Меня даже перестали слушаться кисти. Correspondance. P. 43. «Институты, стипендии, почести созданы для кретинов, мошенников и прохиндеев всех мастей». P. 15–49.
P. 38–39. Эти фотографии подчеркивали мемориальный характер экспозиции. См. : Matisse, Marquet.
также: LArt dcoratif. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. 23 октября 1907 г. См. «Когда мы вошли, народу в галерее было битком. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж).
Это восклицание ребенка стало пророческим. Но те конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок.
Сезанн все больше увлекается т. н. Тем самым он открыл путь, приведший в XX веке к созданию так называемого абстрактного искусства, полностью зависящего от сознания автора. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
На следующий день он пошел туда с художницей Матильдой Фольмёллер. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. «Юношеские письма» включали ни много ни мало девятнадцать посланий писателя своему лучшему другу Полю Сезанну15 Zola.
P. 367. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Поль Сезанн: Альбом / Сост. Correspondance. Обсуждая работы Сезанна с художником Жаком Эмилем Бланшем, он между прочим сказал: «Сезанном я наслаждаюсь, как кусочком торта или фрагментом вагнеровской полифонии».
Thories. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). P. 38–39.
Czanne and America. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Видимо, он любил хорошую шутку. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остаётся всегда таким же. «Я увидел двух пожилых мужчин, пристально изучавших картины.
Тот же разговор мог случайно подслушать и Рильке, он тоже был среди посетителей. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Рассказы об этих встречах передавались из уст в уста и молва сделала свое дело. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. См. Он привил нам вкус к риску.
Речь идет о картине R 710 Леже – Леону Розенбергу, 6 сентября 1919 г. См. : Les Cahiers. Лиха беда начало. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. начинается серия автопортретов., то есть большинства зрителей, «новые работы» значили не больше, чем «свежеиспеченные», а понятие «живой художник» считалось внутренне противоречивым. Леже глаз не мог отвести от «полотна с изображением двух работяг-картежников» – одного из вариантов знаменитых «Игроков в карты».
Творчество 1870-х гг. Цит. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. В числе значительных работ раннего периода – Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). P. 42.
Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. С 1859 года Сезанн начинает посещать вечерние курсы рисования с натуры в Муниципальной школе рисования, которая помещалась в художественном музее Экса, музее Гране, где вновь встречает своих бывших товарищей по колледжу Бурбон Ашиля Амперера, Филиппа Солари и Нуму Коста. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. картины, созданные Полем Сезанном в 1890-1906 г. г. Раздел 4.
Souvenirs. P. 98. Мало того, они производили впечатление незавершенных и явно не поддающихся завершению. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией.
Lectures. Он получает премию за живописные этюды фигур. Бугеродство или нет, но многие художники вслед за ним прибегали к подобным эффектам. Перрюшо А. Сезанн. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. Р. 102. Но Таможенник был не так наивен, как его живопись.
P. 118–120. Однажды к концу дня прорыв все-таки случился – на живом примере. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. 70 картин, созданные Полем Сезанном в 1880-1890 г. г. Раздел 3. P. 23.