Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд— 7 мая 1840, Дрезден)— немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich) – великий немецкий художник. Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich 5 сентября 1774, Грайфсвальд— 7 мая 1840, Дрезден)— немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге).
Рисовать он начал в юношеском возрасте. В конце 1808 года он исполнил символическую композицию «Крест в горах» для алтаря домашней часовни графа Туна в замке Течен в Богемии. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма. Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал.
С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Его картины начал приобретать великий князь Николай Павлович (будущий Николай I), с ним стал переписываться поэт Василий Жуковский. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Однако его надежда на преподавательскую карьеру потерпела неудачу. Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
С 1807 года Фридрих начал работать масляными красками. Противопоставление маленькой человеческой фигурки и лишённой ориентиров панорамы моря и неба создаёт образ бесконечного пространства. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).
Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Вся композиция состоит из разноцветных горизонтальных полос: почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, черно синее море, свинцово-серое, светлеющее в вышине небо. Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене.
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу.
История — и древнеязыческая и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
к живописцу пришёл публичный успех. Вскопанная плугом земля, несколько еще не зацветших яблонь, светлое небо все создает ощущение ожидания чуда.
В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Этот образ присутствует в одном из последних произведений художника Сова на могиле, 1836 — 37 гг. Обучался изобразительным искусствам в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.
1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Писать то, что хотела видеть публика, Фридрих не хотел, говоря, что это значило бы для него пойти против природы. Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника.
В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу часто бывал в родном Грайфсвальде. В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ).
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни.
Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Первый успех пришел к художнику после участия в выставке-конкурсе «Друг искусства», организованном Гете в Веймаре в 1805 году. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное. Однако «Теченский алтарь», как его потом назвали, стал программным произведением искусства романтизма. В работах часто встречаются: сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачная, тяжелая земля с разлитым над ней прозрачным небесным светом, символизирующие неизбежное окончание земной и обещание вечной загробной жизни.
В Древнем погребении под снегом, ок. И он не изменил себе. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). В 1798 году он переехал в Дрезден, который в то время был центром немецкого романтизма благодаря присутствию Шлегеля, Новалиса, Жана Поля, Шеллинга и Стеффенса.
Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием.
Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Каспар Давид Фридрих родился и вырос в Грайфсвальде на балтийском побережье. Живописные горы Германии, захватывающие дух побережья – всё это так сильно вдохновляло художника, что особое внимание он уделял именно пейзажам.
Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ). Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Знаменитый писатель присудил ему премию за два листа исполненных в технике сепии и отметил произведения лауреата в статье в «Йенской всеобщей литературной газете». Брак, тем не менее, оказался удачным. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Среди его друзей в последние годы жизни были его сосед, норвежский пейзажист Юхан Кристиан Клаусен Даль, а также врач, художник и философ Карл Густав Карус, написавший на основе высказываний Фридриха «Девять писем о пейзажной живописи».
Иногда, художник выполнял подобные на заказ. За всю свою жизнь он написал большое количество могил, от современных христианских погребений до древних языческих дольменов.
В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. В 1810г. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, художник брал уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана Цинга. Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара.
Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. Там Фридрих присоединился к обществу художников, состоявшему из его главы Адриана Цинга, а также Иоганна Христиана Кленгеля и Якоба Зейдельмана. С течением времени репутация Фридриха значительно укрепилась. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма.
В это время ему приходилось зарабатывал себе на жизнь карандашными рисунками. Задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства: загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия история – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов, подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).