Ее облик во многом определялся культурой бюргерской среды. Основные черты бюргерской культуры Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. Что можно сказать о явных самобытных проявлениях бюргерской культуры (сравните с рыцарской культурой в этом отношении).
Исследователи выделяют в средневековой художественной культуре три основных ее подтипа: рыцарский, городской (бюргерский) и народный (крестьянский, фольклорный). Поэтому школы становятся неотъемлемым элементом бюргерской культуры.
Однако карнавал неизбежно наполнялся элементами социального обличения, что видно на судьбе ряда связанных с площадной культурой явлений -- например, некоторых форм театра или, скажем, «Романа о Ренаре». Мурнер отвечал в стихотворной сатире О великом лютеровском глупце, как заклинал его доктор Мурнер (1522), в которой, возвращаясь к своему излюбленному жанру литературы о глупцах, он делает его орудием острой полемики с реформаторами по религиозным и политическим вопросам. В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея «Песньо Нибелунгах», которая явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы. После занятий дети помогали родителям в лавках и мастерских. Лицарськ турнри являли собою прилюдн змагання лицарв у вмнн володти зброю.
Наиболее выдающимся представителем немецкой бюргерской литературы XVI в. был Ганс Сакс (Hans Sachs, 1494-1576). В 11-12 в. в. Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах. Здесь существовала своя художественная школа из которой вышел Альбрехт Дюрер (1471 – 1528), друг Ганса Сакса, величайший художник немецкого Возрождения. Произошла так называемая феодализация патрициата.
Вона «перегортала» ус норми буття, усю рархю свту, ус цннсн орнтац. Широкой популярностью пользовалась его стихотворная сатира Корабль дураков (1494) /положившая начало литературе о глупцах, к которой примыкает и Похвала Глупости Эразма Роттердамского.
Антоний, св. В XI-XII вв. У рзних кранах снували схож системи виховання лицарв. Виникали так зван народн рес (ресь – релгйне вчення, яке вдхиляться вд офцйного, церковного).
Здесь протекала их жизнь. Книга Юлиана Солина демонстрирует капитуляцию географии перед мифом. Через Нюрнберг шли торговые пути из Италии на Рейн, в Нидерланды и северную Германию. Это духовенство и монахи.
Городская литература не была замкнутой ни социально ни географически. Церковь по мере сил старалась переиначить эти праздники, внести хоть что-то христианское. В торговле и производстве верховодили новые, энергичные и предприимчивые люди. Ему способствовали частые многодневные ярмарки (например, знаменитые шампанские), куда съезжались купцы и торговцы со всей Европы. Развитие реформационного движения в Германии не было благоприятно для гуманизма и светской бюргерской литературы. Сходность социальных структур обусловила появление сходных сюжетов, сходных образов и ситуаций. На исходе Средневековья в творчестве англичанина Ленгленда этот боевой бунтарский характер, свойственный ряду явлений городской культуры, раскрылся с наибольшей отчетливостью и силой, суммируя могучие искания народа, противопоставившего себя не только феодальной верхушке, но и городскому патрициату.
Вместе с поэтами кочевали и сюжеты. Фактически народ был оттеснен от "высокой" культуры, а жил лишь трудовой жизнью. Дослдники сперечаються, коли саме вдбувся перший карнавал.
Между городами, дальними и ближними, постоянно осуществлялся культурный обмен. Дети бюргеров рано приобщались к миру взрослых, помогая родителям. Тиль Эйленшпигель (первое издание – около 1480 г. - на нижненемецком языке) представляет собрание шванков о хитром крестьянине, его странствованиях и проделках, жертвами которых становятся князья и рыцари, духовенство, купцы и ремесленники. К XV в. были открыты по-настоящему бюргерские школы, доступные детям всех граждан. Звериный стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре.
Все эти науки доходили из третих рук. Многие произведения этого рода восходят прямо или косвенно к французским средневековым источникам (Прекрасная Магелона, Мелюзина, Тристан, Святая Генофефа и др. ) и первоначально служили предметом занимательного чтения для рыцарского общества. Театральное искусство активно развивалось и в Англии.
Лишь в XIV-XV вв. Сам термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на романском языке в отличие от текстов на латыни, но позднее этот термин стал использоваться для названия определенного литературного жанра. Народный эпос нес в себе немало следов древних дохристианских легенд, образы людей-зверей, разных чудовищ (химеры Собора Парижской Богоматери).
И третий орден – те кто пашут землю или трудятся. Элигий о конях. Там раньше, чем где-либо, расцвела рыцарская придворная культура, блестящая изысканная, нарядная. Против иезуитов направлена Легенда о происхождении четырехрогой иезуитской шапочки (1580), лучшая из сатир Фишарта, в которой он объявляет всю католическую иерархию созданием сатаны, но самые страшные преступления против христианства приписывает ордену иезуитов, последнему и наиболее губительному изобретению врага человеческого рода. Интерес к народным книгам возрождается в немецкой литературе в эпоху романтизма.
Нюрнберг был одним из очагов гуманизма в Германии. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. «Свята дурнв», «свята духв» пдносили те, що було низовим, замнювали чесноти вадами – ненажернстю, оголенням тла. Бюргер, как свободный человек, противопоставляется вассалу – человеку зависимому. Он то грозен то добродушно сметлив и благороден то непроходимо туп и комичен.
Для отстаивания своих интересов купцы объединяются в союзы, называвшиеся гильдиями. Второй 39орден 39- те, кто ведет войну, воины, будущее рыцарство. Рыцарь подтверждал этот идеал обетами бедности и послушания, супружеского целомудрия, личного совершенства, совершения подвига.
Ведовские процессы становятся обычным явлением. Нечисленну елту феодального класу утворювали найбльш землевласники – нос гучних титулв.
Согласно этому учению общество состоит из трех орденов. Эта житейская трезвость (а не только травестирующие тенденции карнавальной стихии) отозвалась в ряде жанров городской словесности повышенным интересом к быту к самым повседневным даже низменным его проявлениям.
Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. Близость изначальных идеологических посылок писателей-горожан отозвалась и сходным отношением к действительности, сходным решением нравственных и социальных проблем. Так, «Комедия о терпеливой и послушной маркграфине Гризельде» (по новелле Боккаччо) дает моральный образец патриархальной женcкой кротости и послушания. Черты «гробианизма» получили широкое распространение в бюргерской сатире и дидактике и за пределами собственно «грубиянской» литературы – обстоятельство, ярко характеризующее подчас очень низкий моральный и художественный уровень бюргерской литературы.
Детей отправляли в городские школы, так как бюргерские знания требовали специальных знаний. Однако карнавал неизбежно наполнялся элементами социального обличения что видно на судьбе ряда связанных с площадной культурой явлений — например некоторых форм театра или скажем «Романа о Ренаре».
Произведения средневекового эпоса типа «Песни о Роланде» или «Песни о Нибелунгах» — выдающиеся памятники мировой культуры.
С этого времени. Еще более враждебную позицию занимает в этом вопросе контрреформация. В качестве странствующего подмастерья путешествовал несколько лет по западной и южной Германии, занимаясь своим ремеслом и одновременно «благородным искусством мейстерзанга». Талантливым продолжателем сатирических традиций С. Бранта был Томас Мурнер (Thomas Murner, 1475 – 1536). Церковь суждало как суеверие веру в сверхъестественную силу ведьм и колдунов.
В раннем средневековье бюргер – это житель укрепленного поселения или живущий рядом с собором или кирхой. О свиньях заботился св. Последним Римским Папой, который со всей энергией и решительностью отстаивал примат папской власти над светской, был Бонифаций 8-й (13 в. ). Это временное торжество «злого начала» отразило дуализм средневекового миросозерцания и не запрещалось властями. По образцу таких переводных рыцарских романов французского происхождения в дальнейшем появляются прозаические переложения немецкого героического и шпильманского эпоса («Герцог Эрнст», «Роговой Зигфрид», «Соломон и Морольф» и др. ), комических шванков («Поп из Каленберга») и т. д. Народная книга о «Докторе Фаусте» (1587) рассказывает легенду о чернокнижнике, продавшем свою душу дьяволу ради запретного знания, богатства и чувственных наслаждений.
Это временное торжество «злого начала» отразило дуализм средневекового миросозерцания и не запрещалось властями. В прозаическом диалоге Спор между священником и сапожником (1524) он выводит на сцену невежественного церковника, негодующего против вмешательства светских людей в богословские вопросы и сапожника-лютеранина, побивающего своего противника цитатами из библии, той большой, старой книги, в которую церковник никогда не заглядывает. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Бюргерские занятия требовали специальных знаний, получить которые можно было лишь в школе.
Развитие естественных наук стало выдвигать эксперимент на место авторитета. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. Важливим елементом мсько середньовчно культури стали карнавали. Они напоминают сатирику хищных волков. смена времен года. Ему способствовали частые многодневные ярмарки (например, знаменитые шампанские), куда съезжались купцы и торговцы со всей Европы.
Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. У всех у них были и общие истоки — ряд памятников латинской литературы, а также некоторые сюжеты, занесенные с Востока (об этом будет сказано ниже). Эта житейская трезвость (а не только травестирующие тенденции карнавальной стихии) отозвалась в ряде жанров городской словесности повышенным интересом к быту, к самым повседневным, низменным его проявлениям.
Вот таким образом художественное сознание этого социального слоя не прибегало к идеализации, а воспроизводило ее с идеалистическим правдоподобием. Многие произведения этого рода восходят прямо или косвенно к французским средневековым источникам («Прекрасная Магелона», «Мелюзина», «Тристан», «Святая Генофефа» и др. ) и первоначально служили предметом занимательного чтения для рыцарского общества. Это даже не поздняя первобытность.
Башни образуют силуэт здания. Самым популярным направлением в бюргерской культуре стала городская литература. Это возрастающее влияние городов учитывали европейские монархи.
бродить). Он то грозен, то добродушно сметлив и благороден, то непроходимо туп и комичен. Складовою ц побутово культури стали лицарськ турнри та куртуазнсть. Главным образом гонение на ведьм. Члены этой общины обретали личную свободу и привилегии. Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величие объемы зданий.
Народная (крестьянская) культура. В народном сознании на протяжении почти всего Средневековья жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. жителей считался значительным немало было городов, где обитали 2-3 тыс. Хотя борьбу с сеньорами вели все горожане, полностью воспользовалась её результатами лишь городская верхушка – так называемый патрициат. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде». Несмотря на внутригородские конфликты и сравнительную малочисленность (даже в XIV- XV вв.
Молящиеся воюющие и трудящиеся-землепашцы – такова структура общества. Это готика.
Праздники проходили на площади перед городским собором, а иногда и в самом соборе. Мальчики и девочки учились вместе, начиная с 6-7 лет. Лише псля цього юнак удостоювався чест пройти через обряд посвячення у лицар.
Городская культура дополнялась также поэзией странствующих в поисках лучшей доли и лучших учителей студентов – вагантов, которые в своих стихах и песнях очень дерзко высмеивали католическую церковь за лицемерие и алчность, воспевали радости вольной земной жизни. Сатиричность -- определяющая черта культуры города. На рубеже XI—XII вв.
Разом з тим, безпосередн звертання до свту чуттвого, оспвування повноти життя земно людини, як антицерковна спрямовансть певною мрою передбачали наперед розквт секулярно (вдокремлено вд церкви й релг) культури у наступну добу Вдродження. Эта группа городского населения отвергала всё новое, препятствуя преобразованиям. Поряд лаштувалися трибуни, на яких розмщувалися глядач.
К произведениям такого рода можно отнести английскую поэму «Беовульф», сложенную около 700 г., древненорвежские песни, объединённые в сборник под названием «Большая Эдда», скандинавскую «Сагу об Эрике Рыжем», французскую «Песнь о Роланде» и немецкую «Песнь о нибелунгах». По образцу таких переводных рыцарских романов французского происхождения в дальнейшем появляются прозаические переложения немецкого героического и шпильманского эпоса (Герцог Эрнст, Роговой Зигфрид, Соломон и Морольф и др. ), комических шванков (Поп из Каленберга) и т. д. В течение XVI в. жанр все более демократизуется и в соответствующих народному вкусу переработках в дешевых изданиях, украшенных простыми и наивными, но выразительными гравюрами на дереве, распространяется на ярмарках, разносится по деревням бродячими торговцами и становится на ряд столетий единственным (кроме библии) предметом чтения широких народных масс. Во фрагмент титула «О нанесении увечий», включенный в так называемую «Саллическую правду» – запись судебных обычаев, составленную при франкском короле Хлодвиге.
Именно в такой призрачной любви находили рыцари высшую меру радости. Она должна была носить форму трепетного обожания. Между городами, дальними и ближними, постоянно осуществлялся культурный обмен. Церковные праздники отмечались очень пышно и торжественно. Народная книга о Докторе Фаусте (1587) рассказывает легенду о чернокнижнике, продавшем свою душу дьяволу ради запретного знания, богатства и чувственных наслаждений. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства.
В некоторых странах бюргеры привлекались к государственному управлению. Ремесленники объединились в цехи, а купцы – в гильдии.
Западной Европе было распространено учение о трехфункциональном делении общества. Рицарська культура вироблялася у феодальному середовищ. В одном из последних своих произведений, озаглавленном Прощание (1567), он сам насчитывает 34 тома в своем рукописном собрании сочинений, в том числе 4275 мейстерзингерских песен, 1700 шпрухов, включающих шванки, басни, легенды и т. п. и 208 пьес. Народна культура, як мська носила часто смховий характер. Труды крупнейших античных ученых, как правило, были неизвестны.
Символ не изображает духовную реальность, а указывает на нее, позволяя созерцать сверхчувственные объекты. Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах.
Затем он вернулся снова в Нюрнберг, сделался зажиточным мастером сапожного цеха, женился и в качестве прославленного члена нюрнбергской «школы» мейстерзингеров одновременно со своим ремеслом занимался поэзией. Гораздо большую роль для них играли природные процессы — прежде всего, годичные циклы, т. е. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся формируя церковную иерархию. Из многочисленных стихотворных сатир Мурнера наибольшей известностью пользовались Заклятие глупцов и Цех плутов (1512).
Заметим что в XII и особенно в XIII в. рыцари все чаще селились в городах составляя влиятельную часть их населения. В 14 веке круг замыкается идущая снизу демономания, находит поддержку наверху. В среде народа сохранялись языческие обряды – идолопоклонство, трупосожжение, жертвоприношения, ритуальные праздники. Еще более враждебную позицию занимает в этом вопросе контрреформация.
При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Починаючи з ХI ст. Приблизно з середини Х ст. По мере расширения торговых связей все больше городов получали городское (Магдебургское) право – а значит и большее число граждан имели право называть себя бюргерами. Часть бюргеров смогла приспособиться к новым веяниям и примкнуть к этим людям, войти в нарождающийся класс буржуазии.
Неба и Земли, души и тела. Конфликты между Папой и королями не прекращались на протяжении всего Высокого Средневековья. Они оставались жить и трудиться на этих землях. Иерархия и феодализм – это были только самые крупные формы организации. Повышается и образовательный уровень купцов: ведь для успешного ведения дела нужно было уметь читать, писать и считать, быть знатоком человеческой психологии, обычаев и традиций других культур.
Неба и Земли души и тела. Дети поступали в школу с 6-7 лет, мальчики и девочки обучались совместно. Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. Боюсь, что антихрист уже недалеко.
В Средневековье центром были монастыри, епископские резиденции, позднее замки. «Гробианус» под видом морального поучения дает подробное и самодовольное описание грубостей и непристойностей своего героя в одежде и пище, дома и на улице, в обществе и в особенности при ухаживании за дамами.
Немало стекалось в город и бедноты из окрестных селений. Во главе кружка гуманистов стоял нюрнбергский патриций Вилибальд Пиркгеймер (Willibald Pirckheimer, 1470-1530), друг Дюрера и Ганса Сакса, человек разносторонних знаний, филолог и историк, не чуждый интереса к математике и естественным наукам, переводивший греческих классиков на латинский язык, прославленный в свое время как неолатинский писатель.
Романтики (Людвиг Тик, Геррес и др. ) искали в них живую национальную старину.
Первые рыцарские романы появились в Англии в 11 веке. Это носители светски-аристократической субкультуры.
Из многочисленных стихотворных сатир Мурнера наибольшей известностью пользовались «Заклятие глупцов» и «Цех плутов» (1512). За трудом не стояли не самоутверждение, ни самореализация. Но до акта передачи крестьяне были владельцами собственниками земли.
Стихи вагантов в массе своей были анонимны: они, плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий), этим отличались от аристократического творчества трубадуров.
В немецкой поэме«Песнь о нибелунгах»герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв, свет торжествовал над тьмой. По своей драматической технике эти «трагедии» и «комедии» представляют драматизованные эпические повествования, цепь коротких диалогических сцен в традиционной манере средневекового народного театра. Это духовенство и монахи. Городская (бюргерская) культура. Помимо рыцарской культуры, в XII—XIII вв.
Маркс, характеризуя «грубиянскую литературу», отмечает в ней смехотворное сплетение пафоса с вульгарностью, «мещанское содержание», облеченное в «плебейскую форму» 1. Организацией, дающей санкцию на определенный род занятий, становится корпорация преподавателей (магистров и докторов), которая, в свою очередь имеет право присваивать ученую степень магистра и доктора. Эти пьесы были длинными, а мораль объявлялась в конце открытым текстом.
Городская община (коммуна) избирала городской совет для управления городом. Обучение было полностью монополизировано церковью. Вот таким образом сходные явления обнаруживаются в городах Северной Франции и Южной Германии Испании и Англии Скандинавии и Чехии. Особенностью первых университетов стало то, что они, в отличие от других школ, выдавали своим выпускникам диплом об образовании. Специалист в области ранней городской культуры. Сатиричность — определяющая черта культуры города.
Во второй половине XII в. в Северной Франции были возведены первые готически соборы. Молодой Энгельс в статье, посвященной народным книгам (1842), дал подробную характеристику различных жанров народной литературы. Здесь протекала их жизнь в борьбе, труде, а подчас и в шумном веселье. Возрастала постепенно роль экспериментального отношения к миру. Он усиливает элементы антиклерикальной сатиры, здоровую чувственность и сочный смех Рабле перерабатывает в духе немецкого «гробианизма» и, состязаясь со своим оригиналом в гротескном словотворчестве, нагромождает причудливые новообразования, омонимы, эпитеты, перечисления всякого рода, словесные каламбуры, народные поговорки и присловия. Городская литература не была замкнутой ни социально, ни географически.
Новая культура утверждала новую ценность, которой не знала Античность – ценность труда. Вот таким образом, как ни гордилось своим богатством купечество (кстати, почти поголовно неграмотное), другие, в особенности люди умственного труда, относились к нему презрительно. Сам стан феодалв був неоднордним. Если вы решили получить отличную оценку и не тратить время на поиск рефератов, сочинений и курсовых, то вы на правильном пути. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим.
Западной Европе было распространено учение о трехфункциональном делении общества. Это была культура молитв сказок мифов волшебных заклятий. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить здесь купцы. Родоначальником этого демократического направления немецкой бюргерской сатиры был Себастьян Брант (Sebastian Brant, 1457-1521), уроженец Страсбурга, доктор прав и профессор Базельского университета, впоследствии городской секретарь в своем родном городе. Между городами дальними и ближними постоянно осуществлялся культурный обмен.
В 11-12 в. в. Лучшие сатиры Мурнера – «Заклятие дураков» (Narrenbeschworung) и «Цех плутов» (Der Schelmenzunft), появившиеся в свет в 1512 г. Делая традиционные для всей бюргерской литературы выпады против щеголей, модниц, девиц легкого поведения и т. п., Мурнер, однако, всю силу своего гнева обращает против социальных язв современного ему общества. фарш — начинка) выступали как типы-маски. Мы объединили все в одном месте. В трагедии Роговой Зигфрид (на тему народной книги) герой средневекового сказания превращен в непослушного сына, который получает заслуженное возмездие за свое буйное поведение, в назидание легкомысленной молодежи, необдуманно и без страха бросающейся навстречу опасностям.
Основа этих праздников – смех, все практически подвергалось осмеянию. городские ворота стали закрываться перед искателями свободы. Оно называется «Бракосочетание Меркурия и Филологии» и содержит не связанные между собой фрагменты знаний. Литературное наследие Ганса Сакса исключительно обширно. Городская культура обладала значительно большей подвижностью чем культура феодальная.
Все ситуации в произведениях этого литературного жанра носят комический или авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Этот стиль изображал фантастических животных, вплетенных в замысловатые узоры. Однако карнавал неизбежно наполнялся элементами социального обличения, что видно на судьбе ряда связанных с площадной культурой явлений — например, некоторых форм театра или, скажем, «Романа о Ренаре». Ганс Сакс посвятил своему родному городу «Похвальное слово», в котором с восхищением описывает его улицы и площади, церкви и мосты, его рынки, переполненные местными и заморскими товарами, трудолюбие и искусство его ремесленников, богатство и благоустройство «вольного города» и его «мудрое» правление, основанное на справедливости, «без всякой тирании». Первоначально, в умирающую Античность германцы внесли просто свирепую грубость нравов.
В результате нагрузка на стены уменьшалась их можно было строить очень высокими. И наконец, рыцарь должен был быть преданным возлюбленным выбранной им «дамы сердца», демонстрировать свое благородство и обладать обостренным чувством собственного достоинства. Сохраняются элементы «звериного стиля» и натурализация. Он культивировал основные жанры, сложившиеся в средневековой бюргерской литературе, религиозную и морально-дидактическую лирику, комические басни и шванки, масленичные фарсы (фастнахтшпили). Эта тема, подхваченная дидактической литературой XVI в., была разработана в латинской поэме Гробианус гуманиста Фридриха Дедекинда, которая вскоре появилась и в немецкой стихотворной переработке страсбургского педагога Каспара Шейта (1551), пользовавшейся в течение XVI в. огромной популярностью.
Монастырь становится едва ли не единственной формой христианского общежития. Как и Брант, он не примкнул к реформационному движению в ряде обличительных памфлетов, направленных против Лютера, он обвиняет этого реформатора в разрушении церкви и возлагает на него ответственность за крестьянские восстания. Один з найвдомших творв цього жанру – «Псня про Роланда» – оспвував подвиги французьких лицарв у боротьб з маврами-мусульманами. В этих условиях сложилось творчество Иоганна Фишарта (Johannes Fischart, 1546 – 1590), последнего крупного представителя немецкой бюргерской литературы XVI в. Фишарт родился в Страсбурге и был учеником Каспара Шейта, автора «Гробиануса».
Обучение было полностью монополизировано церковью. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии.
В период средневековья люди накапливали богатства добывали ценности потом приобретали землю и т. д. Важным фактором стала типологическая общность городской культуры разных областей Европы. В том же веке накануне первого заседания нового органа власти — «имперского регимента» — нюрнбержцы демонстрировали готовность невзирая ни на что приращивать свои сбережения, даже если при этом может пострадать репутация. Во многих монастырях на него уходило гораздо больше времени, чем на молитвы. Бюргерская культураСредневековья представлена не так ярко как рыцарская.
Очень трудно объяснимый феномен. Но сатирический характер типичен не только для жанров и форм городской литературы, так или иначе связанных с карнавалом. Фольклорная основа безусловно просматривается кое-где и в произведениях куртуазных: в их ритмике в образном строе в городе воздействие фольклора было иным. были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. Последователем Бранта в области сатиры был Томас Мурнер (Thomas Murner, 1475 – 1537), францисканский монах и проповедник, доктор богословия и права, знаток древних языков, одно время, как и Брант, близкий гуманистическим кругам Страсбурга.
Труд носил характер аскезы, был средством спасения души. ВЕДОВСТВО. К последним причислялись бродячие актеры и скоморохи. Важным фактором стала типологическая общность городской культуры разных областей Европы. Рихард-Вагнер сделал Ганса Сакса героем своей музыкальной драмы Нюрнбергские мейстерзингеры (1862).
Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. В то время, когда одни бюргеры обогащались, другие разорялись. Наиболее известным и популярным произведением в жанре рыцарского романа стала «Повесть о Тристане и Изольде», в основу которой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Тристана и королевы Изольды.
Большое развитие получили в Нюрнберге художественные ремесла – зодчество, ваяние, литье из драгоценных металлов, гравюра на дереве. Молодой Энгельс в своей статье, посвященной народным книгам (1842), дает подробную характеристику различных жанров народной литературы. Но вершины своего мастерства Ганс Сакс достигает в реалистических шванках и фастнахтшпилях. Величайшим памятником французского эпоса является «Песнь о Роланде», где франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол. Но непосредственные контакты и литературный обмен нельзя и абсолютизировать. Вместе с поэтами кочевали и сюжеты.
Всем этим суконщикам, бочарам и сапожникам, создавшим величие средневековых городов, не было решительно никакого дела до изысканного придворного этикета. Вероятно, вот таким образом в современном обиходе слово бюргер приобрело ещё одно значение. Лицар рангом нижче служили в цих дружинах з своми загонами, як зявлялися на перший поклик пана (сюзерена). По-прежнему в ней господствуют морализм и дидактика, ее художественным методом остается наивный реализм бытовых мелочей, грубоватых и сочных анекдотов и поучительных примеров из повседневной частной жизни, лишь в редких случаях возвышающихся до сколько-нибудь широких обобщений. Моральная проповедь еще заслоняет мотивы политические и социальные.
Они не принадлежали ни плебейской массе, ни к старинным дворянским родам. Произведения их, отмеченные, как правило, печатью дидактизма имеют сатирическую направленность. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе. Ганелону противопоставлен патриот Роланд, считающий целью своей жизни служение императору и «милой Франции». Бюргерская литература участвовала в движении Реформации (Г.
Оно в начале средних веков только начинало формироваться. Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах» (1200). Популярность этого романа в европейской литературе ХП-Х1П вв. Следует, однако, учитывать, что отношение к крестьянству со стороны средневекового города не было однозначным.
Теперь бюргерство – не только все горожане, а средние слои городского населения. Вместе с поэтами кочевали и сюжеты. Городская литература не была замкнутой ни социально, ни географически.
Его деятельность приходится на начало 6 века. Последователем Бранта в области сатиры был Томас Мурнер (Thomas Murner 1475-1537), францисканский монах и проповедник, доктор богословия и права, знаток древних языков, одно время, как и Брант, близкий гуманистическим кругам Страсбурга. Согласно этому учению, общество состоит из трех орденов. Воно вважалося другим псля вйни заняттям, гдним лицаря.
Первый орден – те кто молятся. Молящиеся, воюющие и трудящиеся-землепашцы – такова структура общества. Самым популярным учебником семи свободных искусств был труд Марциала Капеллы.
Городская община – коммуна выбирала городской совет для управления городом. Если Господь говорил «В поте лица своего будете добывать хлеб свой», то труд можно понимать как обузу, как проклятие. В произведениях искусства крестьян предпочтение всегда отдавалось орнаменту. Она вмешивалась в идейные битвы современности. Жизнь и культура крестьян почти не зависела от социальных процессов. Монахов обеспечивать было некому. Бенедикта Нурсийского.
Наиболее выдающимся представителем немецкой бюргерской литературы XVI в. был Ганс Сакс (Hans Sachs, 1494 – 1576). В Англии это впервые произошло в 1265 г., когда в состав только что созданного парламента вместе с представителями феодалов и духовенства вошли по два бюргера от каждого города. Основной массой горожан были ремесленники и торговцы а также слуги и некоторое число представителей свободных профессий. Именно с культа дамы сердца началась куртуазная поэзия.
И все это происходило в атмосфере безудержного веселья. Это временное торжество «злого начала» отразило дуализм средневекового миросозерцания и не запрещалось властями. В этом смысле особенно характерны его трагедии и комедии, которыми он расширил репертуар театра мейстерзингеров. В «Трагедии о злосчастной царице Иокасте» поэту достаточно 800 стихов, чтобы инсценировать всю последовательность событий античного сказания – от беременности Иокасты и рождения Эдипа до гибели его сыновей под стенами Фив. Шильдбюргеры (1597) представляют собрание комических шванков, героями которых являются глупые горожане города Шильды в Саксонии.
Смхова культура не виршувала конфлкт душ та тла, вона осягала його через комчне, за допомогою висмювання «знмала» опозицйнсть. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. Например, организовывалось шутовское богослужение, где в роли священника выступал осел.
Но не город делал культуру Средневековья и не бюргерство. Основные стили – героический эпос, лирика, романы. Готический стиль (12-14 вв. ) сформировался тогда, когда изменились функции собора. В прозаических сатирах Спор босоногих монахов (1570) и Житие св.
В борьбе с крупными феодалами они пытались привлечь бюргеров на свою сторону. У него были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. Во время карнавалов отменялись общепринятые правила, социальный порядок «переворачивался»: господа прислуживали за трапезой своим рабам, рабы осваивали роли господ. Однако карнавал неизбежно наполнялся элементами социального обличения, что видно на судьбе ряда связанных с площадной культурой явлений -- например, некоторых форм театра или, скажем, «Романа о Ренаре». Это отсутствие уравновешенности и гармонии, любовь к контрастам, перегруженность гротескными деталями, патетическими и вульгарными, отличают Фишарта от таких классиков литературы XVI в., как Ганс Сакс и делают его предшественником немецкого барокко XVII в. Источники «народных книг» очень различны. Майбутнього лицаря навчали, крм ншого, прийомам полювання.
Настоящий алхимик стремился получить не золото, а найти способ его получения. Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г. ), зав. Первый орден – те, кто молятся.
Так возникло протестантское /лютеранское/ течение в христианской церкви. Но непосредственные контакты и литературный обмен нельзя и абсолютизировать. якщо сакральна культура стверджувала значущсть саме духовного начала та свту небесного, то смхова (як мська карнавальна) – тлесного, плотського та свту земного. Монархи в борьбе с крупными феодалами привлекали бюргеров на свою сторону.
Вскоре монастыри становятся еще и книгохранилищами, в них открываются скриптории. Это духовенство и монахи. Ганс Сакс не был литературным новатором. Его произведения отличаются социальной остротой.
Романский стильбыл господствующим в 6 – 12 вв. Согласно этому учению, общество состоит из трех 39орденов39. До костров инквизиции было еще далеко.
демонстрировать придворную светскость). Следующие поколения жителей этих поселений и стали бюргерами. Во французской поэме 12 в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.
Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство. Остаточне формування середньовчно мсько (бюргерсько) культуриприпада на добу розквту вропейських мст в Х – Х ст.
Но в отличие от настоящих сеньоров жили они не от труда зависимых крестьян, а с доходов от торговли, ростовщичества, сбора таможенной пошлины, то есть с того, чем «благородное» дворянство пренебрегало. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Эта житейская трезвость (а не только травестирующие тенденции карнавальной стихии) отозвалась в ряде жанров городской словесности повышенным интересом к быту, к самым повседневным, даже низменным его проявлениям. И третий 39орден39 – те, кто пашут землю или трудятся.
В 11-12 в. в. Так могут назвать человека, боящегося перемен, мещанина, обывателя. Против иезуитов направлена «Легенда о происхождении четырехрогой иезуитской шапочки» (1580), лучшая из сатир Фишарта, в которой он объявляет всю католическую иерархию созданием сатаны, но самые страшные преступления против христианства приписывает ордену иезуитов, последнему и наиболее губительному изобретению врага человеческого рода. Не менш важливе мсце у середньовчному суспльств посдала й народна (селянська, фольклорна) культура, адже селяни – були найчисленншою верствою тогочасного соцуму. И только к Х в. появляются заметные признаки городской культуры.
И третий орден – те, кто пашут землю или трудятся. В подтверждение сказанного обратимся к правовым документам той эпохи.
Даже научная жизнь. горожан), бюргеры осознавали свою сословную общность и достигли немалого экономического могущества и политического влияния. Герои театральных постановок — фарсов (от нем. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью.
По его указу бюргерам запрещалось носить мех горностая, белки, украшать платье золотом и драгоценными камнями, пользоваться в домашнем обиходе восковыми свечами. ПРАЗДНИКИ. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Бюргеры отстаивали свои права. Если появлялись выдающиеся люди, то они выступали только как представители системы, в центре которой они стояли, только как первые среди равных, точно так же, как главы феодального государства и церкви.
Но, в городах, дух независимости растет быстрее, чем в деревнях. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Переход от Высокого к Позднему Средневековью имеет свои резко обозначенные границы.
Общественную элиту составляло рыцарство или благородное дворянство или "воюющие". Немало стекалось в город и бедноты из окрестных селений. Многие разорялись, становились наёмными работниками. Но непосредственные контакты и литературный обмен нельзя и абсолютизировать. Храм в этом случае предстает не только обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан.
В основе эпоса лежат древние германские сказания времен «великого переселения» историческая основа произведения — гибель Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. Но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V в. : при дворе бургундских королей царят рыцарские обычаи, проводятся пышные празднества, турниры. Одним из первых орденов западной церкви является бенедиктианский (6 в. ), Главной целью доминиканского ордена (12 в. ) являлась борьба с еретиками. Второй орден - те кто ведет войну воины будущее рыцарство. У всех у них были и общие истоки — ряд памятников латинской литературы а также некоторые сюжеты занесенные с Востока (об этом будет сказано ниже). У всех у них были и общие истоки -- ряд памятников латинской литературы, а также некоторые сюжеты, занесенные с Востока (об этом будет сказано ниже). Важным фактором стала типологическая общность городской культуры разных областей Европы. Особливе спвчуття викликали страждання Христа, в них бачили вдгомони власно дол.
Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. В XI-XII вв. Первый 39орден39 – те, кто молятся.
«Эти старые народные книги, с их старинной речью, с их опечатками и плохими гравюрами, обладают для меня исключительной поэтической прелестью». Нюрнберг был одним из очагов гуманизма в Германии. Слово "бюргер" происходит от немецкого слова "бург" (крепость, город, замок) и использовалось в качестве имени жителя западноевропейского средневекового города. Його походження повязане з язичницьким святом врожаю та шанування бога врожаю Сатурна.
Значительная часть является прозаическим переложением средневековых эпических поэм, рыцарских романов, христианских легенд. Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Жонглери виступали на ярмарках, народних святах, весллях, хрестинах користувалися великою популярнстю серед народу.
Каждый учился столько, сколько считал нужным. В трагедии «Роговой Зигфрид» (на тему народной книги) герой средневекового сказания превращен в непослушного сына, который получает заслуженное возмездие за свое буйное поведение, в назидание легкомысленной молодежи, «необдуманно и без страха бросающейся навстречу опасностям». Особая статья – покровители святые скота.
И особенно рьяно, но безуспешно, он боролся с французским королем Филиппом Красивым. Бюргерство состояло из патрициев, то есть городской верхушки и цеховых мастеров. Лучшее произведение Фишарта – вольный перевод первой книги сатирического романа французского писателя Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль (1575). Они считали себя едва ли не пупом земли, в быту и поведении подражая рыцарям. Особенно выдвигает Энгельс группу «народных книг» «шутливого рода» : «Эйленшпигеля», «Шильдбюргеров», «Попа из Каленберга» и др. Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. Экзаменов не было каждый учился столько, сколько считал нужным.
Вот таким образом в ряде случаев уже нельзя говорить о произведении городской (или только городской) литературы, нужно говорить с полным основанием о памятниках литературы народной. Реорганизация католической церкви на Тридентском соборе (1545 – 1563) и основание ордена иезуитов (1540) дают папству мощное оружие для борьбы не только против протестантской «ереси», но и против всех видов светского «вольномыслия» и индивидуализма.
Крепкие стены и башни защищали их от недругов. Оно в начале средних веков только начинало формироваться. Второй орден - те, кто ведет войну, воины, будущее рыцарство. Здесь всё происходило в атмосфере безудержного веселья, карнавал непременно предполагал «пир на весь мир» с обильными возлияниями и юродствами в духе древнеримских вакханалий. Сюжеты своих повествовательных и драматических произведений Ганс Сакс заимствовал из сборников шванков и басен из немецких народных книг из хроник и описаний путешествий, не пренебрегая и устной народной традицией он был знаком в немецких переводах с итальянскими новеллами и с античными авторами.
Свободный дух города притягивал, как магнит. Сакс, Мурнер и др. ). Мир в средневековье рассматривался как книга, написанная Богом, которую надо воспринять. Эта тема, подхваченная дидактической литературой XVI в., была разработана в латинской поэме «Гробианус» гуманиста Фридриха Дедекинда, которая вскоре появилась и в немецкой стихотворной переработке страсбургского педагога Каспара Шейта (1551), пользовавшейся в течение XVI в. огромной популярностью. Оно резко отличалось от придворного, аристократического творчества трубадуров.
Существование университета оказывалось равносильным наличию такого права. Мурнер отвечал в стихотворной сатире «О великом лютеровском глупце, как заклинал его доктор Мурнер» (1522), в которой, возвращаясь к своему излюбленному жанру «литературы о глупцах», он делает его орудием острой полемики с реформаторами по религиозным и политическим вопросам. Каждый орден общества не мог существовать сам по себе поскольку одни молящиеся молятся за спасение душ всех других. Но помимо этих праздников Средневековье знало еще и языческие праздники. В спанцв зявилася видатна памятка тако лтератури – «Спви про мого Сда», у нмцв – «Псня про Нбелунгв», присвячена загибел Бургундського королвства, що цого зруйнували гуни 437 р. Так епоси стають символами нововропейських народв у хньому формуванн. Молящиеся, воюющие и трудящиеся-землепашцы – такова структура общества.
Но королевская милость к бюргерам была непостоянной. По-прежнему образование состояло из «семи свободных искусств» первоначально изучались искусство тривиума (грамматика, риторика, диалектика), а затем квадриума (геометрия. По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством. Арифметика, музыка, астрономия). Им еще предстояло сыграть эту роль.
Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс. Церкви и храмы укреплялись для большей безопасности, а те, кто искал защиты в их стенах, поневоле сами становились защитниками священного места, так постепенно трансформировалось значение слова бюргер – из обыкновенного жителя укрепленного населенного пункта он становится его защитником.
Наряду с молитвой и постом, трудом, монах должен был читать Священное Писание. Наверное, более других Пап продвинулся в своем «папацеризме» Иннокентий 3 (1198 -1216). Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. От горожан поначалу требовали много пошлин.
Самым знаменитым была Ганза – торговый и политический союз. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Не менее резкие нападки на Мурнера последовали из лагеря сторонников Реформации. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико.
Предводителями человечества были не индивиды, духовно подчиняющие себе массы, а сословия и корпорации, для которых индивидуум представляет собой только некоторую норму (стандарт)". В те лихие времена храмы и церкви служили не только для богослужения, но и играли роль самого безопасного места во время набегов, войн и стихийных бедствий.
Постепенно сословие купцов начинает расти, особенно из-за возможности быстро разбогатеть. В основу Магдебурзького права лягли привле, отриман (1188 р. ) городянами мста Магдебурга вд архпископа Саксонське зерцало, постанов суду. К патрициям относились крупные землевладельцы, состоятельные купцы, семьи разбогатевших мастеров.
Уходили в прошлое старые городские порядки, менялся привычный уклад жизни. Он то грозен, то добродушно сметлив и благороден, то непроходимо туп и комичен. Куртуазя являла собою складний комплекс ритуалв, звичав, манер придворних та вйськових розваг. Дети бюргеров с раннего возраста приобщались к миру взрослых, помогали родителям. Мир не нуждался в особом объяснении – он воспринимался непосредственно, логика и мистика не противоречили друг другу, логика служила мистическому восприятию «тайны Божией».
Они могли ею так или иначе распоряжаться, а после передачи земли монастырю или светскому господину 39сидели39 на этой земле уже лишь в качестве держателей. Вона також була представлена творчстю жонглерв, як виступали на мських майданчиках як актори, акробати, дресирувальники, спваки, музиканти. Ремесленники объединились в цехи, купцы – в гильдии. Особое внимание уделялось скульптурам демонов и чудовищ.
Ц найбльш родовит шляхетн лицар стояли на чол свох вйськових дружин, часом справжнх армй. Сатиричность — определяющая черта культуры города. Учителя также в основном были из бюргеров.
Эта житейская трезвость (а не только травестирующие тенденции карнавальной стихии) отозвалась в ряде жанров городской словесности повышенным интересом к быту, к самым повседневным, даже низменным его проявлениям. В прозаических сатирах «Спор босоногих монахов» (1570) и «Житие св.
Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр- моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В своей ассимиляции и адаптации христианства к своему мировоззрению крестьяне действовали как дети, упрощая и огрубляя церковную жизнь.
Близится час. Куртуазная любовь являлась любовью тонкой изысканной в отличие от чувственной любви. Городская верхушка — патрициат — видела в крестьянине потенциального врага и в годы грозных народных движений город часто становился на сторону феодалов, помогая им подавлять крестьянские мятежи.
Только с 13 века начинается расцвет городской жизни. В понятие бюргер теперь вкладывается абсолютно иной смысл. население крупнейших городов Германии Любека и Ростока составляло лишь 20 тыс. До Константинова эдикта 313 года Церковь была не признана и частично гонима. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого этот стиль казался подобием «римского стиля».
Наряду с молитвами, физический труд был обязанностью монаха. Это временное торжество «злого начала» отразило дуализм средневекового миросозерцания и не запрещалось властями. Во времена крестовых походов этот эпос служил призывом к борьбе христиан против «неверных». По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством.
жителей город с 10 тыс. Любимим, шанованим ста образ Богоматер, вважали захисницею заступницею. В городской среде весьма распространенным оказалось коллективное участие в представлениях (карнавальных, ярмарочных). В городах постепенно росло имущественное неравенство. идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.
Шедевры этого стиля – соборы Парижской богоматери, Реймсский, Кельнский. Король Франции Филипп IV Красивый в 1302 г. пригласил по два депутата от каждого города в Генеральные штаты (государственный орган, подобный английскому парламенту). Наиболее известными произведениями этого жанра художественной культуры стали «Роман о Лисе»и«Роман о Розе».
мста Захдно вропи в результат тривало боротьби завойовують самоуправлння (Магдебурзьке право). Саме це свято й трансформувалося згодом у Венецанський карнавал. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. Благодаря многочисленным вставкам, эпизодам, намекам на современные политические события и оригинальной стилистической обработке Фишарт переносит роман Рабле в бытовую обстановку Германии XVI в. Он усиливает элементы антиклерикальной сатиры, здоровую чувственность и сочный смех Рабле перерабатывает в духе немецкого гробианизма и, состязаясь со своим оригиналом в гротескном словотворчестве, нагромождает причудливые новообразования, омонимы, эпитеты, перечисления всякого рода, словесные каламбуры, народные поговорки и присловья. Фольклор стал основой героического эпоса.
Сюда в скором времени приехали и стали жить купцы. Проти таких рухв церква боролася дуже жорстоко за допомогою нквзиц. Ему способствовали частые многодневные ярмарки (например знаменитые шампанские) куда съезжались купцы и торговцы со всей Европы.
Он сетует на упадок благочестия и осуждает танцы и любовные серенады. снувала спецальна лтература, присвячена лицарським «мистецтвам». Вслед за вполне независимыми от кого бы то ни было университетами, где царило свободомыслие, в городах начали открываться нецерковные школы. Они оставались жить и трудиться на этих землях.
Дидактические намерения автора, выраженные в сентенции: «Читай эту книжечку почаще и побольше и поступай всегда наоборот», служат мотивировкой для исключительной вульгарности содержания. Не менее резкие нападки на Мурнера последовали из лагеря сторонников реформации. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г. ). Толпа глупцов наполняет корабль, отплывающий в Наррагонию (страну глупцов). Еще одной характерной чертой рыцарства была необходимость быть христианином. В центре этого устава стоит молитвенная жизнь и спасение души. Это и не удивительно, в Европе была повальная разруха. Кроме этого, рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе по социальному положению, быть щедрым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных.
Сатиричность -- определяющая черта культуры города. Духовенство. Христианский идеал человека стал трансформироваться в образе духовенства. Западной Европе было распространено учение о трехфункциональном делении общества. В этих условиях сложилось творчество Иоганна Фишарта (Johannes Fischart, 1546-1590), последнего крупного представителя немецкой бюргерской литературы XVI в. Фишарт родился в Страсбурге и был учеником Каспара Шейта, автора Гробиануса. Но к XV веку были открыты бюргерские школы, доступные детям всех горожан.
Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. З лицарською культурою була тсно повязана велика частина тодшньо лтератури. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города — героями городской литературы стали смышленый ремесленник, хитрый поп, которые без особого труда оставляли в дураках богачей. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем.
В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. На исходе средних веков бюргерство переживало далеко не лучшие времена. Главным методом познания в этих условиях является постижение смысла Божественных символов. Религиозно-моральное мировоззрение автора еще ограничено средневековыми представлениями. Они тяготели к карнавалам, где отменялись всякого рода сословные условности.
Монахи францисканского ордена (13 в. ) стремились подражать нищенской жизни Христа не Земле. Они оставались жить и трудиться на этих землях. В этом смысле особенно характерны его «трагедии» и «комедии», которыми он расширил репертуар театра мейстерзингеров.
Во главе кружка гуманистов стоял нюрнбергский патриций Вилибальд Пиркгеймер (Wilibald Pirckheimer, 1470-1530), друг Дюрера и Ганса Сакса, человек разносторонних знаний, филолог и историк, не чуждый интереса к математике и естественным наукам, переводивший греческих классиков на латинский язык и сам прославленный в свое время неолатинский писатель. Таким образом, был дан толчок к распространению грамотности среди городского населения. Их отдельность понималась как символ целостности, божественности. Этот стиль стал отражением происходивших в Западной Европе общественных процессов. В то же время он дает высокую оценку художественных особенностей жанра.
Рыцарская культура. В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Но Роланд является также и верным вассалом своего сюзерена Карла: «Ведь для сеньора доблестный вассал обязан претерпеть великие страданья: снести и холод и палящий жар и за него и плоть и кровь отдать» Образ Карла воплощает идею государственного единства и величия. В первом произведении Мурнер непосредственно примыкает к жанру, созданному Брантом, выступая в роли «заклинателя дураков» во втором – он пользуется вариантом той же сатирической формы изображая вереницу «плутов», пришедших записываться в свой «цех». Вот таким образом в ряде случаев уже нельзя говорить о произведении городской (или только городской) литературы нужно говорить с полным основанием о памятниках литературы народной.
Мир крестьянина и круг его общения был невелик. Реорганизация католической церкви на Тридентском соборе (1545-1563) и основание ордена иезуитов (1540) дают папству мощное оружие для борьбы не только против протестантской ереси, но и против всех видов светского вольномыслия и индивидуализма. В результате начинается борьба против феодалов, закончившаяся победой бюргерства. Вн ставав пажем, потм зброносцем при лицар.
Ганс Сакс родился в Нюрнберге, в семье портного, получил некоторое образование в «латинской школе» своего родного города, затем поступил учеником к сапожнику. Посидев на занятиях, дети спешили в лавки и мастерские родителей. Другие ещё долго (в Германии вплоть до XIX в. ) продолжали цепляться за старые городские обычаи, надеяться на возврат былых славных времён. Одним из основных жанров стала моралите – аллегорическая драма назидательного характера, в которой изображалась борьба добра и зла за душу человека, среди действующих лиц обычно были человеческие чувства.
Учителя в школах тоже были из бюргеров. Оно в начале средних веков только начинало формироваться. Каждый христианин, каждая община шла путем внешних испытаний.
Европейские купцы в качестве некоторой ощутимой силы заявляют о себе достаточно поздно — около XI в., хотя, разумеется и в V в. европейские купцы существовали. В борьбе с феодалами города окрепли, а городское сословие (бюргерство) превратилось в значительную общественную силу. Бюргеры ревностно отстаивали свои права и уверенно смотрели в будущее. Горожане стремились к централизации страны. Самый большой выбор книг. Наряду с карнавальной формой художественной культуры в XII— XIII вв.
Так, Комедия о терпеливой и послушной маркграфине Гризельде (по новелле Боккаччо) дает моральный образец патриархальной женской кротости и послушания. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Наиболее популярными жанрами городской литературы были стихотворная новелла, басняилишутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — шванк), в которых действовали новые литературные герои — горожане и крестьяне с их сметливостью и здравым смыслом. Но дело к этому не сводилось. Рассказы эти почерпнуты частью из немецких фольклорных источников, частью из международного книжного и устного предания (известны аналогичные рассказы об абдеритах, жителях древнегреческого города Абдеры русские – о пошехонцах и т. п. ).
Мста – були осередкам свтсько культури. Термин «готический» был опять таки придуман мыслителями Возрождения ибо в сравнении с романским «классическим» стилем, он представлялся «варварским» (по названию одного из германских племен – готов). Рицарська культура охопила вищий соцальний прошарок середньовчно суспльност.
Герольд (глашатай) оголошував мена учасникв турнру, прославляючи хн подвиги. Чтение предполагает грамотность, монастырь неизбежно становился школой.