Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. В 1768г. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства.
Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души.
На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев -- В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Хиллестрём), Польши (Я. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. В 1768г. Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Плес", 1889 "Свежий ветер. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ).
Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). На рубеже XIX—XX вв. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма.
При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен.
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441).
в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. Киров). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889).
Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Жилинский, Г. М. что тоже чувствуется в этой работе. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». В XVIII в. Ж. Б. С.
На рубеже 18 – 19 вв. Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К.
Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Уже в 1920—1930-е гг. В 1850—60-х гг.
(«Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). На рубеже 19 и 20 вв. Именно вот таким образом к началу Просвещения бытовой жанр в изобразительном искусстве начинал изживать себя.
Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. Реалистические тенденции буржуазной революции в бытовом жанре проявились в искусстве Италии (П. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов).
(К. nu – нагой, раздетый) – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.
Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. П. Норблин).
На их картинах ты можешь увидеть обстановку, одежду, предметы быта, традиции и обычаи в жизни людей. Курбе и Ж. Ф. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Серебрякова, Д. Д.
Пластов, А. А. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. В искусство XIXв.
Деталь фрески. В период Тан (7--10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10--13 вв. В данном файле публикуется первая книга: «Некоторые проблемы истории и теории жанра».
и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Учился у Робера Компена, . Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж.
В фундаментальном труде «Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы)» исследуется советская научно-фантастическая проза, монография не имеет равных по широте и глубине охвата предметной области. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека.
Лактонова и многих других. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина.
Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Дальнейшее развитие Бытового жанра 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника.
П. Кончаловский). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее.
Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. genre, нем.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С.
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность.
Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Центральная часть триптиха – «Благовещение».
Время и исторические события неизменно откладывают отпечаток на творчество живописцев, особенно работающих над бытовыми сюжетами. Сюжеты пословиц и поговорок игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Ходовецки), Швеции (П. В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. События могут развертываться на природе или в помещении. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Нетсхер в Голландии). Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. «Танцоры и музыканты». Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки.
Пименова, «Мать и сын» В. Е. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи -- сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти -- 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Попкова, «Земляничная поляна» Ю. М. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
Бытовой жанр (фр. Ракши, «Летом» А. И.
В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. На рубеже 19 и 20 вв. Саввинская слобода", 1883). Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
О чём рассказывает бытовая картина. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен.
Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). По стилю работ ученик Боровиковского. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.
передвижники. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Золотой Плес", 1889 " После дождя. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв.
Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Пименов), семьи (П. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В них находит своё отображение типичный поток времени.
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. В. Герасимов). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена.
А. Бронников, К. Е. Маковский). В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.
Вальдмюллер, К. Шпицвег). Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ).
Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра).
Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
Федотова. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Веласкес и др. ). Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Сокольники", 1879, "Мостик. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах -- как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5--6 вв. В нём, как и в литературе, можно легко увидеть сюжетное начало, а порой на этом фоне и построить целый рассказ. При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры.
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар).
И часто через предметы быта, обстановку художнику легче раскрыть суть изображаемой сцены, выявить внутренний мир, поступки, переживания героев своих произведений. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Волга", 1891–1895). Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты.
Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад – труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Делакруа, О. Верне).
Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Ок. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Коржев, В. Е. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников.
Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости.
Судите сами: «Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Мурашко, З. Е. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность.
Большое количество полотен, созданных в бытовом жанре, в советской живописи изображают крестьянский труд: они наполнены светом, здоровьем, радостью, как, например, на картинах Аркадия Александровича Пластова: Ужин тракториста», «Полдень», «Летнее время. Тутхотел бы обратить ваше внимание на широко распространенный в бытовой живописи прием – через символизм деталей раскрывать многие важные понятия картины. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А.
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист.
В средневековом искусстве жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни возникали, как правило, с развитием светских гуманистических тенденций в рамках господствующего религиозного мировоззрения и часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. В полотнах воспевался мирный труд. Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф.
Художники воссоздают жизнь деревни (А. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. В картинах мастеров XIXв.
Корин). В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Их веками игнорировало, не замечало искусство. В период Сун (10--13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений.
Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э.
Шарден развивает традицию созерцательного бытового жанра, следуя своим французским предшественникам братьям Ленен. Ню (произошло от фр. Многие картины советских художников посвящены молодости, жизненному расцвету: «Весна», «Юность» Аркадия Пластова «Ода весне», «Текстильщицы», «В Севастополе» Александра Дейнеки и др.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. А. Пластов), города (Ю. И.
В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. Особое место в искусстве XIXв. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв.
Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Такие сценки наглядно иллюстрировали ход земного времени, наполненного повседневными делами.
В 16–18 вв. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Г. Перов и др. ). Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Лонги), Германии (Д. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. В вазописи древней Греции встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни.
Наиболее известна и популярна его картина «Опять двойка». Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.