Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Бытовой жанр (фр.
Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Мурашко, З. Е. до н. э. ).
В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М.
Во Симеон Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Главная работа — 104 иллюстрации к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя (1846-47, гравированы на дереве Е. Е. Бернардским, 72 из них изданы в 1847, полностью в 1892). П. Норблин). Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники».
На формирование мировоззрения И. в Риме повлияли дружеские отношения (в конце 1830 – начале 1840-х гг. ) с Н. В. Гоголем (которым во многом были внушены И. представления о просветительских задачах искусства), а также с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф. Овербеком от последних И. усвоил идеи шеллингианства (см. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
соч., т. 9, 1955, с. 572). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. Буше во Франции), с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира.
Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. (К. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
Лонги), Германии (Д. Действие из глубины. Статуарное завершение фигур. Голландские художники (Г.
Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Ходовецки), Швеции (П. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников.
Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). М. Пэн), Латвии (Я. Родился в семье крепостного крестьянина. Социально-критическому направлению в Б. ж. положили начало сатирические картины и гравюры англичанина У. Хогарта, едко высмеивавшего нравы общества, стремившегося к детальной драматургической разработке жанровых сцен. Г. Флуг", около 1850, "Н.
С первых же лет Советской власти художники (Б. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840 — 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы.
А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). На рубеже 1819 вв. Но такова сама природа жанровой живописи, что она ограничивается явлениями из жизни ничем не выдающихся людей, не пренебрегает самым обыкновенным, ординарным в жизни, мелкими фактами, серыми буднями. скончался бывший секретарь короля Луи ХV— де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. В XVIII веке в английский художник и график Уильям Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743–1745).
Реалисты XIX века стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Гюстава Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Жана-Франсуа Милле, 1857). Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников.
В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии.
к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911). Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. На формирование мировоззрения И. в Риме повлияли дружеские отношения (в конце 1830 — начале 1840-х гг. ) с Н. В. Гоголем (которым во многом были внушены И. представления о просветительских задачах искусства), а также с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф. Овербеком от последних И. усвоил идеи шеллингианства (см. М. Татевосян) и др.
Ходовецки), Швеции (П.
Учился в петербургской АХ (1835-38) у А. И. Зауервейда. Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Молния, лавина – драматизирующий эффект.
Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Постепенно стирались границы между бытовым историческим и батальным жанрами. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению галантного жанра) внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. П. Кончаловский).
Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Серебрякова, Д. Д.
На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Симбиоз романтизма и классицизма.
В полотнах («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 56 вв. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" – тушь, бистр, 1856-1857 и др. ). Искусство Б. отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Белинского, Н. А. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж.
Блестящее композиционное и декоративное мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок ("Всадница" – портрет Джованнины Пачини, 1832 и портрет В. А. Перовского, 1837, – в Третьяковской галерее портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).
Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). Со 2-й половины 1950-х гг.
В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Пименов), семьи (П. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. П. Жданович", 1849, оба – Русский музей, Ленинград). М. Татевосян) и др.
Жилинский, Г. М. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" — тушь, бистр, 1856-1857 и др. ). Статуарное завершение фигур. Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др. мастера советского.
В них находит своё отображение типичный поток времени. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность.
Киров). 1660 «Девушка с письмом» Яна Вермеера Делфтского, ок. На рубеже 18-19 вв. В пейзажных этюдах, отличающихся большой философской глубиной восприятия, И. стремился объективно передать всё многообразие жизни природы, познать законы её развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 1840-х — начало 1850-х гг., — оба в Третьяковской галерее). Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине "Осада Пскова", 1839-43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения.
Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг. ) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848, все — Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей.
Лонги), Германии (Д. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. мастера советского. В 1838-45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Главная работа – 104 иллюстрации к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя (1846-47, гравированы на дереве Е. Е. Бернардским, 72 из них изданы в 1847, полностью в 1892).
Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния). Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Самостоятельной областью творчества И. являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной (свыше 300, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания).
События могут развертываться на природе или в помещении. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). В конце 19 начале 20 вв. С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В.
Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Действие из глубины. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции).
Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его» Иванов И. Передвижники. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Веласкес и др. ).
Хиллестрём), Польши (Я. В период Тан (710 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. появляются «хоровые картины» (термин), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге», 1870–1873 «Взятие снежного городка», 1891). В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). В период Сун (10—13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты.
Люди во власти стихии, рока. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.
Успехи Б. ж. способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Нетсхер в Голландии).
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Художник в полной мере отразил идеи передвижников. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Лонги), Германии (Д.
Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости («Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 «Шутники», 1865 «Торг из недавнего прошлого», 1866 «Свидание», 1883). Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Диего Веласкеса («Севильский водонос», ок. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв.
«Юный художник» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Коржев, В. Е. Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Г. Флуг", около 1850, "Н.
1950 г. до н. э. гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520–510 гг. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. Долго собирал материал.
Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Уже в 1920—1930-е гг. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н.
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Отметим этапы творчества художника.
Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Зрелище эстетизировано. М. Татевосян) и др. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи.
Тогда же она пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением.
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический художник И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян. Большие картины остаются незаконченными.
рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10—13 вв. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Саврасов один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв.
На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. В картинах мастеров XIXв.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. В своих иллюстрациях А. проявил глубокое знание русской жизни, что отмечал В. Г. Белинский (см.
М. Пэн), Латвии (Я. Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 1851–1852) пронизаны подлинным трагизмом. Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 2040-х годов и способствовала распространению бытового жанра. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г.
Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). Делакруа, О. Верне). Французские романтики (Т.
В период Сун (10-13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания.
С 1867 жил главным образом в Германии, занимаясь керамикой. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер.
Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». 1740).
один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Терборх, Я. Вермеер) любовно воссоздали жизнь самых разных слоев общества. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». К замыслу пришел не сразу. Реалистические тенденции буржуазной Бытовой жанр проявились в искусстве Италии (П.
в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. жанристами-демократами – В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. Уже ранние картины Б. ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Ленинград "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения изученных на натуре. А. Пластов), города (Ю. И.
Косса в Италии) появились изображения трудового народного быта, воспринятого как неотъемлемая часть большого открывшегося человеку реального мира. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Бытовой жанр русского критического реализма – сатирическое разоблачение существующего уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев. XVI века «Крестьянский танец» Питера Брейгеля Старшего, 1568). Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа.
В древневосточных росписях и рельефах цари и вельможи, ремесленники и земледельцы часто изображены в характерные моменты их жизни. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров.
Отметим этапы творчества художника. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Г. Г. В 1768г.
(«Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880—1892, обе в ГТГ). Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. А. Бронников, К. Е. Маковский). Художник в полной мере отразил идеи передвижников. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни.
Ф. Зубов), в живописи 2-й половины 18 века создаются как отдельные произведения на бытовые темы (И. На рубеже XIX—XX вв. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции).
В конце 1840-х гг. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (18151852). П. Норблин).
Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). П. Норблин). Лонги), Германии (Д.
Учился в петербургской АХ (1834-39) у К. П. Брюллова. Но дальше этюдов работа не двигается. Сюжет этой картины незамысловат. В XVIII в. Ж. Б. С. На рубеже 19 и 20 вв. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
Успехи Б. ж. способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др. Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Шевченко Тарас Григорьевич, украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. С первых же лет Советской власти художники (Б.
Плес", 1889 "Свежий ветер. В 1870–1880-е гг. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту.
Пластов, А. А. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни («Свежий кавалер», 1846 «Сватовства майора», 1848). Французские романтики (Т.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Г. Перов и др. ). Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. В 1844-48 работал во Франции и Алжире. Волга", 1891–1895).
Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живописи. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Жанровая картина зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Франческо дель Косса – росписи Палаццо Скифанойя в Ферраре, Италия, 1469–1470 «» Доменико Гирландайо, 1485–1490).
В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. В 1838-45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Занимался батальной живописью, писал жанровые сцены и пейзажи. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. собр.
Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре. Сокольники", 1879, "Мостик.
В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви.
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г.
В 1920-х гг. Выполнил ряд зарисовок обороны Севастополя в 1854-55.
Кустодиев) или лирически-грустном облике (А.
Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов («На пашне. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. genre, нем. Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П.
В конце 19 – начале 20 вв. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Рождение бытового жанра граничит с творчеством А. Г. Венецианова (17801847). В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия.
Основываясь на материалистической эстетике В. Г. 1595) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Иеронима Босха, 1475–1480 «Менялы» Маринуса ван Реймерсвале, сер. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. В советском Бытовой жанр отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). жанристами-демократами -- В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Добролюбова и Н. Г. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже.
Молния, лавина – драматизирующий эффект. Саввинская слобода", 1883).
В период Сун (1013 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, Третьяковская галерея). В процессе развития и становления бытового жанра в русском искусстве определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
Весна», «На жатве. Характер изобразительных сюжетов тоже различен.
Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в. Тимм Василий Фёдорович (Георг Вильгельм), русский художник и график, выходец из Латвии. А сценки из жизни на лоне природы по передаче красок и малейших деталей связывают данный жанр с пейзажем. М. Татевосян) и др. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Зрелище эстетизировано. Особое место в искусстве XIXв. Со 2-й половины 1950-х гг. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594–1595 «Лютнист», ок.
Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр – примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей. Шарден развивает традицию созерцательного бытового жанра, следуя своим французским предшественникам братьям Ленен. Ш. известен также как художник. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок ("Всадница" — портрет Джованнины Пачини, 1832 и портрет В. А. Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей).
Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840 – 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни».
Прославился жанровыми рисунками-иллюстрациями (воспроизводились ксилографией) и литографиями (преимущественно для издававшегося Т. в 1851- 1862 "Русского художественного листка"), правдиво, с мягким юмором повествующими о повседневном быте горожан различных слоев русского общества. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876.
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. Историческая глубина. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в. Агин Александр Алексеевич (1817, Новоржевский уезд Псковской губернии, — 1875, село Качановка Черниговской губернии), русский рисовальщик-иллюстратор. Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события.
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии. Ватто, Ф. Буше, Ж. -Б. М. Пэн), Латвии (Я. Фаттори в Италии, И. Исраэлс в Голландии, У. Хомер в США, бельгийский скульптор К. Менье придали Бытовой жанр впечатляющую силу достоверности, обобщения непосредственно наблюдённых в действительности повседневных сцен, создали убеждающие своей жизненной конкретностью образы крестьян и рабочих, подавленных тяжестью труда, но духовно не сломленных и полных достоинства.
Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). В пейзажных этюдах, отличающихся большой философской глубиной восприятия, И. стремился объективно передать всё многообразие жизни природы, познать законы её развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 1840-х – начало 1850-х гг., – оба в Третьяковской галерее). К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (18351911).
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»).
Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Художники воссоздают жизнь деревни (А. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Б. к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди дна). Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.
«Написать картину абсолютно невозможно не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Хиллестрём), Польши (Я. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П. Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов.
Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Лето», «Захарка» и др. ): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). Симбиоз романтизма и классицизма.
Г. Перов и др. ). Ходовецки), Швеции (П. Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Тревога» -Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны). Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 1013 вв. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда.
ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). На рубеже 18—19 вв. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты нового, советского быта, героики созидания. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России).
Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». собр. Свечи были указанием на человеческую жизнь, цветы и фрукты – на плодородие, птицей в клетке изображали девичье целомудрие, а метла была способом избавиться не только от сора, но и от злых духов. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ).
Но дальше этюдов работа не двигается. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Вальдмюллер, К. Шпицвег).
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Нетсхер в Голландии).
В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» Огюста Ренуара, 1876). В конце 19 — начале 20 вв. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889).
Нетсхер в Голландии). Родился в семье крепостного крестьянина. В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Либерман в Германии, Э. Вереншёлль и К. Крог в Норвегии, А. Цорн и Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Англии, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России). На рубеже XIX—XX вв.
Хиллестрём), Польши (Я. 18621864 годы художник проводит за границей. Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире.
Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). В 1850—60-х гг. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова.
Иогансон, А. Дейнека, А. Пластов) и многое другое. Долго собирал материал. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы (1868 г. ). Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер.
Французские романтики (Т. Хиллестрём), Польши (Я. В. Герасимов). Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – V в. до н. э. ). Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник».
Шевченко Тарас Григорьевич, украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. школы светской миниатюры Ирака, Средней Азии, Азербайджана, Ирана, Индии, сложившиеся между 13 и 16 вв. ). и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Со 2-й половины 1950-х гг.
Вполне очевидно, что Фирсов – первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Шарден, О. Фрагонар). М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Д.
Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Г. Венецианов и Венециановская школа в России, Дж. Ходовецки), Швеции (П.
Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Родоначальником русской бытовой живописи стал. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг. ) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848, все – Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей.
Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермеера Делфтского, 1660-е «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642 «Охотники на привале», 1871 «Купчиха за чаем», 1918). -1864 годы художник проводит за границей. Контраст этих условных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями И. (опыт освоения пространства, добытый в пейзажных этюдах, глубокое постижение человеческих характеров и др. ) придаёт картине противоречивый характер. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. С первых же лет Советской власти художники (Б. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства".
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
Полн. Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский художник, живший на рубеже XV—XVI вв. и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). М., 1961, с. 16. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Испанец Д. Веласкес наполнил высокой поэзией реальные сцены придворного и народного быта, показывая эмоциональную связь человека со средой, сопоставляя изысканность и сословную гордость дворянства со здоровой и естественной красотой простых людей.
утверждался и новый тип жанровой картины, связанный многими чертами с импрессионизмом и разработанный во Франции Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотреком. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью.
По стилю работ ученик Боровиковского. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его». К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Вся работа – 6 лет. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.
В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Жанрово-бытовые черты глубоко проникают в портрет, пейзаж историческую и батальную живопись.
Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI-XVII вв. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
Вследствие этой противоречивости, а также утраты И. веры в возможность преобразовать человечество с помощью религиозно-нравственной проповеди средствами искусства (большое влияние на изменение мировоззрения И. оказали революционные события 1848, свидетелем которых он был в Италии) картина осталась незавершённой. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. 1660 «Женщина, чистящая яблоко» Герарда Терборха, ок.
Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. В 1920-х гг. Шеллинг Ф. В. ).
Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени.
Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. О чём рассказывает бытовая картина. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К.
В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. В полотнах воспевался мирный труд. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. В конце 19 — начале 20 вв.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. П. Жданович", 1849, оба — Русский музей, Ленинград). М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. М. Пэн), Латвии (Я. Федотова. Дальнейшее развитие Бытовой жанр 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника.
На рубеже 18—19 вв. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Лето», 1820-е «Утро помещицы», 1823). В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано.
Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Основным произведением Б. – картина "Последний день Помпеи" (1830-33, Русский музей) – изображает гибель города при извержении Везувия.
Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России), то неудовлетворённость и страстный протест против унижения человека (В. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. В 1768г. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Жерико, А. Г. Декан) внесли в Бытовой жанр дух протеста, обобщенность и психологическую насыщенность образов простых людей О. Домье в середине 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, зорким аналитическим изучением жизни всех общественных слоев, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира. Полн. Золотой Плес", 1889 " После дождя.
Идеализации советского быта с 1960-х годов противостояла ироническая тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта. Пленэр) живописи, сохранив при этом силу и интенсивность звучания цвета, добился естественного сочетания объёма и пространства. Историческая глубина. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали», 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой «1919 год.
Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Дальнейшее развитие Б. ж. 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника.
А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). К замыслу пришел не сразу. Учился в петербургской АХ (1834-39) у К. П. Брюллова. В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Большие картины остаются незаконченными.
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Со 2-й половины 1950-х гг. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках.
Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Картина Ивана Фирсова «Юный художник» – одно из первых произведений русской жанровой живописи.
Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Французские романтики (Т. мастера советского. Вся работа – 6 лет.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата.
Манэ, э. Дега, о. Ренуар во Франции), символический смысл бытия (п. В последнее десятилетие жизни И. работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Успехи Бытовой жанр способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др.
1621) и француза Луи Ленена («Семейство молочницы», 1640-е). Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, Третьяковская галерея). В период Тан (7—10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Нетсхер в Голландии). Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный художник» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия Балакина Т. И. История русской культуры М, 95, с. 82.
Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. В конце 1840-х гг.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», 1825 «На жатве. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. В 1920-х гг. Уже в 1920—1930-е гг. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е.
Ш. известен также как художник. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии. С первых же лет Советской власти художники (Б. Их герои – чудаки идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г.
мастера советского. 1657).
Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Б. к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Разработанные Домье принципы социально-критического реализма приняли новую форму во 2-й половине века.
Люди во власти стихии, рока. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине "Осада Пскова", 1839-43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Этим единством определяется и принципиальная близость бытового и исторического жанров, часто переплетающихся между собой. Персонажи картины «Тройка (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ).
Шеллинг Ф. В. ). Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. П. Норблин).
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5—6 вв. соч., т. 9, 1955, с. 572).
Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой мирной жизни, вот таким образом самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи XVII века высокой поэзией («Утро молодой дамы» Франца ван Мириса Старшего, ок. Корин). В искусство XIXв. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. передвижники.
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников (См. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К.
В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока.
В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник».
(18511852). В 1920-х гг.
Агин Александр Алексеевич (1817, Новоржевский уезд Псковской губернии, – 1875, село Качановка Черниговской губернии), русский рисовальщик-иллюстратор. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Основным произведением Б. — картина "Последний день Помпеи" (1830-33, Русский музей) — изображает гибель города при извержении Везувия.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.