В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Художники воссоздают жизнь деревни (А. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).
На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Ню (произошло от фр. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К. Маковского.
Корин). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Г. Венецианов и Венециановская школа в России, Дж.
А. Бронников, К. Е. Маковский). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А.
Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Учился у Робера Компена, . С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной).
Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев сатирическая трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников (См. М. Татевосян) и др. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441).
В 1768г. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
В искусство XIXв. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
Пластов, А. А. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную— пейзаж и бытовой жанр. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Репин сумел показать не только угнетенное состояние простого народа, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение.
Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Логичность конструкции картины, отображение подробностей обстановки и естественность положений являются признаками бытового жанра художника. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в 17веке Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер дек Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению галантного жанра) внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э.
Нетсхер в Голландии). Французские романтики (Т. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.
Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Лонги), Германии (Д. испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам людей из народа. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв.
Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.
Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Родоначальником русской жанровой живописи считается А. Г. Венецианов, на полотнах которого труд крестьян предстает как вечный праздник единения человека с природой, а красота женщин овеяна духом высокой классики.
Искусство тесно связывается с реальной действительностью. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Вальдмюллер, К. Шпицвег). Делакруа, О. Верне).
ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ). Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Уже в 1920—1930-е гг. В 17 в. наметилось расхождение между демократическим направлением в Б. ж., приближавшимся иногда к осознанию противоречий жизни (графика Рембрандта, ряд картин фламандца А. Брауэра, голландца Я. Стена итальянцев С. Розы и Дж.
Разработанные Домье принципы социально-критического реализма приняли новую форму во 2-й половине века. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров.
На рубеже 18-19 вв. На рубеже 19 и 20 вв.
В 1913 году И. Э. Грабарь известный художник историк русского искусства и в то время директор Третьяковской галереи, обратил внимание на стилистическое несоответствие небольшой картины «В мастерской художника» творческому почерку мастера, чьим именем она была подписана — А. П. Лосенко. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Художники, связанные с импрессионизмом (Э. В полотнах воспевался мирный труд. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. На рубеже 19 и 20 вв.
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Пименов), семьи (П.
Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Со 2-й половины 1950-х гг. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена.
Ходовецкий), Швеции (П. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина.
Произведения бытового жанра 60-80-х гг. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди дна). Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ).
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. В картинах мастеров XIXв. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре, приближавшимся иногда к осознанию глубоких противоречий жизни (произведения голландца Рембрандта, фламандца А. Брауэра итальянцев С. Розы и Дж. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Федотова.
П. Кончаловский). Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.
Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна.
Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. В. Герасимов). бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.
Г. Перов и др. ). В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Со второй половины 50-х гг. Характер изобразительных сюжетов тоже различен.
Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
Художники объединения ОСТ (А. Характерной чертой Б. ж. стало соединение обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщенностью, эмоциональной насыщенностью, зачастую символичностью образов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. На рубеже XIX—XX вв.
Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии.
Их веками игнорировало, не замечало искусство. События могут развертываться на природе или в помещении. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русскогоромантизма.
Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Французские романтики (Т.
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали.
Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т. н. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок.
Одним из этих художников был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Нередко подобные картины небольшие по размеру. Курбе и Ж. Ф. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки.
Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. что тоже чувствуется в этой работе. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе).
В нём, как и в литературе, можно легко увидеть сюжетное начало, а порой на этом фоне и построить целый рассказ. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Лонги), Германии (Д. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова.
Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский художник, живший на рубеже XV—XVI вв. и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Жерико, А. Г. Декан) внесли в Б. ж. дух протеста, обобщенность и психологическую насыщенность образов простых людей О. Домье в середине 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, зорким аналитическим изучением жизни всех общественных слоев, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира.
Особое место в искусстве XIXв. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Центральная часть триптиха – «Благовещение». В XVIII в. Ж. Б. С.
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
С первых лет Советской власти художники (Б. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Кажется, что создать такие шедевры может только человек, наполненный жизненной силой и энергией. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов).
рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. В 1768г.
А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Ок. В конце XV – начале XVI вв. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В конце 19 – начале 20 вв.
А. Пластов), города (Ю. И. Коржев, В. Е. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Нетсхер в Голландии).
genre, нем. Когда картину почистили реставраторы, то обнаружилась другая подпись — И. Фирсов. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). В 1920-х гг.
Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). П. Норблин). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Жилинский, Г. М. Ходовецки), Швеции (П. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев.
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). С первых же лет Советской власти художники (Б. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке.
Трудно было поверить, что художник такого гражданственного темперамента, автор знаменитого патетического «Прощания Гектора с Андромахой», признанный мастер академического рисунка мог написать это камерное, скромное по сюжету и, вместе с тем, тонкое по исполнению произведение — «домашнее упражнение», как в середине XVIII века называли живопись подобного рода. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье, показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Мурашко, З. Е. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской.
Киров). В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. В 20-х гг.
Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. В произведениях П. Брейгеля в Нидерландах и Ж. Калло во Франции изображение картин повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости и насилия. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Мастер восторгался в любое время года и праздничными обрядами простого народа. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). «Танцоры и музыканты». В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии).
Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек.
ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Хиллестрём), Польши (Я. В них находит своё отображение типичный поток времени. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Четырнадцать учеников исторического класса демонстративно покинули Академию художеств. В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй картин, посвященных строительству индустриальному труду, спорту.
Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Серебрякова, Д. Д.
Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А.
Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ).
Каждая деталь этих образов полна символической значительности.
Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. М. Татевосян) и др.
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В первой половине века в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских демократических слоев (А. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Деталь фрески. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства.
вариантов в Б. ж. распространялись тенденции религиозно-патриархальной или буржуазной морали, сентиментальной идилличности или анекдотической развлекательности. М. Пэн), Латвии (Я. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.
Дальнейшее развитие Б. ж. 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). В 16–18 вв.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). В период Сун (10-13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Только его творчество помогало ему сохранять свой природный оптимизм и делиться им с окружающими. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. П. Норблин).
М. Пэн), Латвии (Я. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Бытовой жанр 30-х гг.
Бытовой жанр (фр. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. мастера советского. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). Хиллестрём), Польши (Я. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.
Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба».
Веласкес и др. ). И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв.
Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе). В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. В XVI-XVIII вв. Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры).
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А.
.