Бурлюк Давид Давидович – поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства. Давид Давидович Бурлюк (9 (21)июля1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины)— 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США)— русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма. Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967), поэт, художник.
Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины)— 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк США)— русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма.
Бурлюк конца 1940-50-х принадлежит к общине художников невысокого потребительского спроса. Создавалось впечатление, что Бурлюк организовал поток по изготовлению картин, особенно «русского цикла», с сюжетами ностальгического прошлого – заброшенные деревни, неказистые домишки, непропорциональные большеголовые фигуры крестьян и крестьянок. Вильна–Петербург) Салон В. А. Издебского (1909–1910. В 1904 приехал в Париж, посещал студию Ф. Кормона. Харьков) ученических МУЖВЗ (1912–1914) современной живописи (1912.
В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. Сидя и здесь не хотел бы ускользать от выставок»). Был постоянным автором газеты «Русский голос».
Издал, в частности, программный теоретический труд «Энтелехизм» (1930), в котором провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком в литературе» и книгу «1/2 века», посвященную собственному 50-летию (1932). Особенно урожайным на документальные находки оказался фонд в РГБ – бывшей «Ленинке». Выдавал ежедневно 50 копеек. Весной 1915года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Так, например, монументальные композиции «Рабочие» и «Приход механического человека» (впервые показанные публично в 1926) – вероятно, первые и едва ли не единственные его серьезные социальные картины на американском континенте, сравниваются с более поздними (начала 1930-х годов) композициями мексиканца Хосе Ороско на тему рабочего класса.
С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. Выступал с острыми полемическими докладами на диспутах о современном искусстве, организованных «Союзом молодежи» в Петербурге и обществом «Бубновый валет» в Москве. В немалой степени помогало и арт-дилерство. О старшем из них и написал свою книгу Владимир Поляков.
В 1950-х открыл собственную галерею на Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд). С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. Девизом своего творчества Бурлюк (автор скандальных эпатажных манифестов и такой же «агитатор, горлан, главарь», как его друг В. Маяковский) сделал фразу: «Надо ненавидеть формы, существовавшие до нас. ». Работы же ранних лет, действительно мощно манифестированные объекты новой изобразительности, оказались забытыми на фоне скандальных историй и экзальтированных акциях-выходках, режиссером-постановщиком коих он и являлся. Личность Давида Бурлюка (1882-1967) – прелюбопытнейшая, для ее рассмотрения требуется оптика особой настройки, готовая к широкому охвату тем, событий, явлений, людей, а их немало – тех, кто попал в этот «громокипящий кубок».
Херсон) Товарищества харьковских художников (1906, 1906–1907, 1907) Общества им. Бурлюк оказал большое влияние на современную японскую живопись и историки искусства считают его одним их родоначальников японского футуризма. Но одними русскими корнями его вдохновителей дело не ограничилось, Бурлюк пишет работы и в духе европейцев.
Причины – почтенный возраст, удаленность от понимания актуальных художественных программ (на полях журнала с репродукциями Колдера, Габо, Монро и других американских модернистов Бурлюк оставляет запись: «Крокодилы модерна. Херсон) «Импрессионисты» (в группе «Венок» 1909–1910. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг (Садок судей, Рыкающий Парнас, Требник троих, Дохлая Луна, Сборник единственных футуристов в мире, Затычка, Молоко кобылиц, Первый журнал русских футуристов, Ржаное слово и других), в 1914 году – редактор Первого футуристического журнала. Берлин) Салона Независимых (1914.
Писал картины вдухе футуризма («Японский рыбак». Чтоб писать, не голодая. В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т. к. у негоне было одного глаза.
Во время недолгого пребывания вМоскве вконце 1917– начале 1918 возобновил футуристические акции сМаяковским иКаменским, затем вернулся вУфимскую губернию, оттуда направился вгастрольное турне по Сибири иДальнему Востоку (1918–1919). Занимается литературной и издательской деятельностью. В январе 1918 Бурлюк в последний раз участвовал в выставке «Бубнового валета» в Москве с картиной «Опоздавший ангел мира».
Поляков). СПб. ) «Венок» (1909. В 1922 поселился в США. Почти ежегодно проводил персональные выставки в галереях Нью-Йорка. 1921), натурные пейзажи ижанровые сцены исполнял заказные портреты. Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В. В. Маяковском.
С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. Повторял композиции 1910-х («Пейзаж смостом», «Портрет матери», «Казак Мамай»), создавал беспредметные работы («Коллаж»), ставя на них ложные даты. В 1922 поселился в США.
Чтоб писать, не голодая. Бурлюк носился со своим детищем – русским футуризмом, всю жизнь, даже и не в возрасте «отца», а скорее уж «дедушки», когда это ровным счетом никому не было нужно и об этом было даже как-то неловко вспоминать. Одесса была одной из самых ярких остановок в этом турне. Позднюю живопись Бурлюка отличает кричащая цветовая гамма иблизость ккитчу.
Упоминание имени немецкого экспрессиониста здесь неслучайно – вместе с ним они участвовали в выставках «Синего всадника» и, кроме того, Бурлюк читал лекцию о его творчестве по программе курса лекций, организованного К. Дрейер в 1925. В современных условиях для раскрытия этих загадок есть все возможности – технико-технологические, химические и другие экспертизы способны определить время создания произведения по пигментам красок, связующим веществам. Весной 1915года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Вконце 1907 финансировал организованную совместно сЛарионовым выставку «Стефанос» вМоскве, в1908 сА. А. Экстер организовал вКиеве выставку «Звено».
Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х– футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика иповедения, сколько близостью к«смеховой культуре». Родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в семье агронома. Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В. В. Маяковском. Бурлюка в эти годы можно сравнивать с Коровиным периода 1930-х же годов, когда тот вынужден был в Париже изготавливать «сувенир а ля рюсс» с завидной повторяемостью сюжетов – гармонисты, русские тройки и припорошенные снежком избы, от которых отдавало пронафталиненной бутафорией дешевых фотоателье. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Ему уже за 30, а он все учится. Есть еще и другие примеры – русские художники-любители 1930-х часто упражнялись на классических сюжетах исторических передвижнических картин XIX в. Такие выставки (и не только в рабочих клубах) в СССР были нормой, они служили целям культурного воспитания трудящихся, а лучшие образцы публиковались в журнале «Творчество». Этому посвящены две отдельные книжки критика изданные в Нью-Йорке по заказу самого Бурлюка (1930), а потому сохраняющие обусловленную комплиментарность их тезисов по отношению к заказчику. В 1902 после неудачной попытки поступить в ИАХ уехал в Мюнхен.
Москва 1915, Петроград) 2-й выставке группы «Кольцо» (1912. Весной 1915года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. В 1930 принял американское гражданство. Летом 1915 уехал в ее имение у станции Иглино, близ Уфы. Автор книги – ревнитель своего героя, он готов пойти даже на то, чтобы объявить его пионером того или иного направления, генератором идей, «предвосхитивших» открытия передовых художников более позднего периода. Там собралась неплохая компания русских художников – Малевич, Татлин, Пальмов.
Жил в Москве издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными.
Старшая сестра Людмила (в замужестве Кузнецова, 1886–1968) и брат Владимир (1886–1917) – художники, брат Николай (1890–1920) – поэт. Это пример из самых известных. Вживописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. 11 ноября 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». Свои взгляды он излагал вэпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики.
Маяковский вспоминал о нем: Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом. 1926).
С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. О сравнениях с филоновскими картинами Поляков упоминает и сам (в эти годы Бурлюк пишет повесть о Филонове, которым был когда-то заинтригован). Встатье «Дикие вРоссии» («Синий всадник», 1912) он попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил иопора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» ит. п.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Занимается в Королевской Академии Мюнхена, в студии Кормона в Париже. Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Входил в литературную группу «Серп и молот» и в Клуб Джона Рида. Екатеринбург) 1-й выставке художественно-артистической ассоциации (1912. Он является членом многих литературно-художественных объединений (помимо Гилеи и Бубнового валета, это Синий всадник, Союз молодежи, Общество Изобразительных Искусств).
живет и работает в Японии. В том же году при содействии В. В. Кандинского опубликовал в мюнхенском альманахе «Der Blaue Reiter» статью «Дикие русские» («Die Wilden Russlands»). Сотрудничал в дальневосточном литературно-художественном журнале «Творчество».
За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен. Обе– 1916) исимволике («Опоздавший ангел мира». Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея, Рыкающий Парнас (1914). В 1930–1967 издавал журнал «Color and Rhyme», в котором публиковал автобиографические материалы и дневниковые записи (часть материалов печаталась на русском языке, часть – на английском в 1970 вышел последний номер, подготовленный его вдовой).
Осенью 1910 вОдессе познакомился сВ. В. Кандинским истал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» иавтором одноимённого альманаха. Жил в Москве издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. И Бурлюк – не единственный, кого эта тема околдовала, можно вспомнить и его современника Луи (Лазаря) Лозовика, русскоговорящего уроженца украинского села. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х— начале 1930-х годов группы советских художников «13». «Футуризм» Бурлюка в Америке – это уже не про «будущее», а про его «прошлое». Когда-то в 1910-е он участвовал в выставках «Синего всадника» в Мюнхене, «Штурма» в Берлине и «Бубнового Валета» в Москве.
В 1918 году Давид Бурлюк становится одним из издателей Газеты футуристов. Башкирский период жизни и творчества охватывает 1915 – 1917 года и частично 1918-ый. В одна тысяча девятьсот восемнадцатый-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. Маяковский вспоминал о нем: Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом. Экспонировал работы в «Салоне» С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), на выставках «Союза молодежи» в С. -Петербурге (1910, 1911, 1913) и Риге (1910), выставках «Бубновый валет» (1910, 1912, 1913) и «Выставке живописи 1915 г» (1915) в Москве, Выставке левых течений (1915) и выставках: «Мир искусства» в Петрограде (1915), Нового художественного общества (1910) и объединения «Der Blaue Reiter» в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирера (1911) и Первом немецком весеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине (1913), в салоне Независимых в Париже (1914). Но здесь на память приходят знаменитые «Кричащие Папы» Фрэнсиса Бэкона (1946-1949, 1953), написанные по картине Диего Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия Х» (1650).
В 1910 вместе с братьями и при участии Каменского, Крученых и Хлебникова создал футуристическую литературно-художественную группу «будетлян» (позже – группа «Гилея»), выступавшую против эстетических канонов символизма. Москва) современного русского искусства (1932. Изобразительный массив, собранный по источникам со всего света, позволяет сегодня не только разделять по стилевым и географическим этапам творчество художника (Россия – до 1920, Япония – до 1922, Америка – всё остальное), но и разгадывать множество ребусов и загадок, которые Бурлюк нам «торжественно завещал» вместе со своим наследием. В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т. к.
Москва) левых течений (1915. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке— в 80км от Уфы. В 1920 выехал в Японию, в 1922 в Нью-Йорк, умер в Саутхэмптоне (Лонг-Айленд, США). В 1902 году, после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен.
При участии Бурлюка выходят сборники Садок судей (1913), Дохлая луна. По окончании гимназии в 1898 г. поступает в Казанскую художественную школу. Отец художника, Д. Ф. Бурлюк, агроном, служил управляющим вкрупных поместьях на юге России мать, Л. И. Михневич, занималась живописью. Участвовал ввыставках местных ииногородних художников (1905. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост». С1905 участвовал ввыставках, публиковал статьи вгазете «Юг» (Херсон). Эпитеты его друзей, обращенные к нему, были отнюдь не самые благожелательные – о вечном «бурлючьем чудачестве» говорил Владимир Маяковский, Николай Евреинов ввел в оборот неологизм – «бурлюкать» (а именно этим Давид Давидович и занимался, когда публично высмеивал «галдящих Бенуа»), Аристарх Лентулов – тот и вовсе слово «бурлюки» называл собирательным и нарицательным образом новой России (а может Новороссии, родины Давида. ), а Бенедикт Лившиц, характеризуя всю семейку Бурлюков, чрезвычайно активную и напористую именовал ее не иначе как «бурлючье месиво».
Был постоянным автором газеты «Русский голос». Это говорит о существовавшем «тренде» среди художников определенного круга, периода, заявляющих о своих приоритетах даже в ущерб исторической правде. 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка вэклектизме. Петроград) Товарищества независимых (1916. Отчасти этот ход следует попытке Эриха Голлербаха поведать о Бурлюке как о художнике и как о поэте. Он позволил уточнить многие вопросы и восполнить пробелы. В эти же годы он создал картины «Ожившее средневековье», «Казнь русской Марии Антуанетты», писал также кубо-футуристические картины.
учится в Одесской художественной школе. Москва) «Венок-Стефанос» (1909. Так, сборник «Пощёчина общественному вкусу» открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве. По возвращении в Москву участвовал в оформлении «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке. 1924).
Монументально-бравурный симфонизм Лентулова угадывается и в «радио-стильных» картинах Бурлюка 1924-1926 («Илья-Пророк», сюжеты с гарлемскими мостами). Из них сохранилась и находится в Уфе в Башкирском художественном музее работа «Казак Мамай» (1916). Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др. Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г. ). Многие работы посвящены воспоминаниям оРоссии (сельские мотивы, анималистика), втом числе историческим фигурам («Ленин иТолстой».
В 1912 издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший одноименный манифест (за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского), в котором в эпатирующей форме провозгласил отказ от классических традиций в искусстве и литературе. И все-таки идея вовлеченности в художественный мейнстрим Америки оказалась неосуществимой. И в-третьих – обнаружены новые данные о том, как мог закончить свои дни Владимир.
В1906 принимал участие вдеятельности Товарищества харьковских художников. Первая персональная выставка работ Давида Бурлюка состоялась в 1917 г. в Самаре. В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. Отец, Давид Федорович Бурлюк (1857–1915) из крестьян, служил управляющим помещичьими имениями, автор популярных брошюр по агрономии. Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) иучастник его выставок 1910–1914.
Мюнхен) Второй салон Издебского (1911, Одесса–Николаев) «Синий всадник» (1911–1912. Организовал выпуск первого сборника «будетлян» – «Садок Судей». М. В. Нестерова.
С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений ит. п. К 1910 году складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой – Д. Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е. Гуро – которым Велимир Хлебников дал имя будетлян. В 1922 поселился в США. Тогда же Бурлюк принимает участие в первых поэтических альманахах – «Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», которые явились началом русского футуризма. Еще одно «открытие» Бурлюка, по мнению Полякова, касается его «постмодернистского» дискурса. В. В. Максимальная «упакованность» композиции фигурами и объектами, вольная геометризация пространственного фона, своеобразная колористическая трактовка – эти объединяющие с картинами Кампендонка моменты сложно не заметить. Но тот счет, который мы обычно предъявляем художнику пресловутого «первого ряда», включает в себя нечто большее.
За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен. За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен.
Токио–Иокогама–Осака) Первой русской художественной выставке (1922. Одесса) СРХ (1906–1907) МТХ (1907, 1912, 1918) ТПХВ (1907, 1908) «Звено» (1908. Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1911), участник одноимённых выставок 1910–1917. Его декоративные «клуазонне» (1908-1910) действовали магнетически на всех: от Малевича и Ларионова (который и в 1950-е считал Владимира яркой звездой) и до Матюшина (ставившего Владимира по одаренности выше Давида). Выступал с лекциями в рабочих клубах, сотрудничал в коммунистических изданиях.
Киев) «Стефанос» (1907–1908. Текст манифеста был сочинен авторами в течение одного дня. Он иногда чересчур навязчиво, рассылал письма и различные текстовые материалы не просто друзьям бунтарской молодости (Ларионову или Масютину, например), но и едва знакомым по переписке людям в СССР, только заикнувшимся об интересе к его творчеству (в 2011-м был издан объемный фонд тамбовского коллекционера Никифорова, в 1960-е регулярно получавшего от Бурлюка архивы: письма, каталоги, фотографии и даже посылки с живописными и графическими работами). Переписывался с друзьями в СССР, встречался с советскими деятелями культуры, приезжавшими в США, в том числе с Маяковским (1925). Ему достался только сегмент наивной, примитивной живописи, образцами которой выступали душевные композиции Грандма Мозес (Бабушки Мозес) – дилетантки, полюбившейся американцам за свои пасторальные картинки. Нью-Йорк) новейших течений вискусстве (1927.
В годы Первой мировой войны написал несколько больших аллегорических картин («Опоздавший Ангел Мира», «Казнь русской Марии-Антуанетты» и др. ) В 1916/1917 участвовал в трех выставках Уфимского художественного кружка и последних выставках «Бубнового валета» в Москве (ноябрь–декабрь 1916, ноябрь–декабрь 1917), провел персональную выставку в Самаре (1917). 1924) иногда сиспользованием символики имонументальных форм («Пришествие механического человека». Фигуры рабочих, как и условные «терминаторы», показаны в многоэтажных джунглях отчужденного города. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х— начале 1930-х годов группы советских художников «13». у негоне было одного глаза.
Осенью 1919 отправился в поездку по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку для пропаганды «левого» искусства. Петербург) «Московский салон» (1913) современного искусства (1913. Но его стиль всегда узнаваем, анаименование «отец русского футуризма» осталось вистории авангарда.
В сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности). Участвовал в устройстве первых авангардистских выставок «Стефанос» и «Звено». Первые художественные навыки получил вгимназиях г. Сумы уА. К. Венига (1894) ивТамбове уП. П. Ризниченко (1895–1897). Жил на станции Иглино близ Уфы. Наряду с живописными и графическими произведениями создает стихи и две книги в прозе. В 1922 г. переезжает в Америку, где продолжает принимать активное участие в выставках русских художников. Творчество Бурлюка американского периода неоднородно.
В сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности). Филадельфия) интернационального искусства (1927. Увы. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х— начале 1930-х годов группы советских художников «13».
Шемшурину содержат просьбу похлопотать перед Василием Переплетчиковым (апостолом передвижников), чтобы определить свои работы на выставки реалистов («. Бурлюк часто выступал посредником между художниками-соотечественниками (Григорьев, Голубятников и др. ) и крупными коллекционерами (Дрейер, Бринтон). Сведения, приведенные в этой главе, в каком-то смысле сенсационны. Такие трогательные моменты – потребность в «щедротах» – случались с ним не только от отчаяния, что никто из официальных инстанций на его исторической Родине не проявляет интерес к его деятельности и творчеству, но и из-за сильного желания как-то зафиксировать исторически важный путь, который он прошел, а для этой цели сойдут любые акции, вроде океанской бутылки с запиской на дне «дорогим товарищам потомкам» (к счастью Тамбов – не безбрежный океан и там ничего не пропало). Познакомившись в 1911 г. с Владимиром Маяковским и Бенедиктом Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение – Гилея. За два года художник написал более 200 картин, свои работы он показывал на выставках. Один из лидеров литературно-художественного авангарда (1900 – 1910-х).
В1912 он предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), входе которого освоил французский кубизм иитальянский футуризм ипо возвращении выступал вМоскве иПетербурге сдокладами, носившими характер скандала. Лучшее и самое плодотворное время, когда его принимали всерьез – русский период (до 1920) – давно позади. По косвенным, но важным источникам (в числе которых – письма Ларионова) Поляков предлагает перенести дату смерти Владимира позднее. В 1910 вместе с братьями и при участии Каменского, В. Хлебникова и А. Крученых создал футуристическую литературно-художественную группу «Будетляне» (позже «Гилея», 1910 – 1913). Париж) выставки впользу лазарета деятелей искусств (1914. Тогда половина мира станет для вас теневой.
Петроград) 7-й выставке общества «Свободное творчество» (1918. Москва) Первой выставке русских художников вЯпонии (1920. Занимается в Королевской академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904). Петроград), «Выставке живописи1915 год» (1915.
Иллюстрировал книги стихов Хлебникова («Молоко кобылиц», «Изборник стихов»), Каменского («Танго с коровами») и Маяковского (трагедия «Владимир Маяковский»). Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке— в 80км от Уфы. Есть прямые параллели с Метценже («Озеро у Медвежьей горы», 1924) и особенно с Генрихом Кампендонком (фрагменты с «Прихода механического человека», 1926 и ряд других многофигурных композиций).
Учился вКазХУ (1898–1899, 1901–1902) уГ. А. Медведева иК. Л. Мюфке вОХУ (1899–1901, 1910–1911) уК. К. Костанди, Г. А. Ладыженского, А. А. Попова иЛ. Д. Иорини, вМюнхене вКоролевской АХ (1902) уВильгельма фон Дица ившколе Антона Ашбе (1903–1904), вПариже встудии Фернана Кормона (1904). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. Самара) группы «Тринадцать» (1931.
В 1920 через Сибирь и Японию перебрался в Канаду и затем в 1922 переехал в США, где вместе с женой основал «Издательство М. Н. Бурлюк», под маркой которого издавал прозу, стихи, публицистику, работал в газете «Русский голос» издатель журнала «Color and Rhyme» («Цвет и рифма») (1930 – 1966). И т. д. В. В. Маяковский вспоминал о нем: Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом. я абсолютно не интересуюсь этим "творчеством". »). В дальнейшем участвовал в выпуске футуристических сборников «Садок Судей II», «Требник Троих», «Дохлая Луна» (все – 1913), «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (оба – 1914), «Весеннее контрагентство муз» (1915) и др. Фактически братья Давид и Владимир (также учился в Одесском художественном училище) Бурлюки стали первыми российскими футуристами. На выставках 1906–1908 он выступал совместно сбратом В. Д. Бурлюком исестрой Л. Д. Бурлюк. Именно Одесское училище он закончил.
Михневич (1860–1923) – дворянка, художница-любитель, сестра журналиста и писателя Владимира Михневича. Мир окажется сдвинутым — настоящая футуркартина". Автор текстов ииллюстраций впоэтических сборниках «Садок судей» (СПб., 1910) и«Садок судей II» (СПб., 1913) «Требник троих» (М., 1913) «Дохлая луна» (М., 1913) «Рыкающий Парнас» (М., 1913) идругих.
Нью-Йорк) интернациональной (1926. В 1909 – 1910 гг. Вам будет казаться, что там что-то неладно. В годы Первой мировой войны жил на Урале. Поляков, подробно исследуя «бумаги» Бурлюка, находит в простом перечислении событий логические связи, выводы, к которым трудно подобраться, не зная сложившейся в России того времени общественно-политической, экономической ситуации, а также законов художественной общины, в которой Бурлюк и «варился».
И хотя Малевич – это магистральное направление в мировом искусстве, а Бурлюк – все же маргинальное, значение обоих открытий несомненно важное. Популярная гафтовская эпиграмма – «Россия, чуешь этот зуд. Вместе с женой основал «Издательство М. Н. Бурлюк», под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. «Русским циклом» он попытался занять нишу funny pictures, с ориентацией на клиентов среднего достатка, ни на что серьезное не замахиваясь, чтобы никому не помешать в конкурентной борьбе за крупного покупателя. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Помимо натурных портретов (в большинстве– жены Маруси) инатюрмортов, его наследие включает множество пейзажно-жанровых композиций вманере имитирующей наивную живопись, которую он считал наиболее адекватно передающей американскую действительность. Около 1910 Бурлюк повёл борьбу скритикой, обвиняя её внекомпетентности ипристрастности, опубликовал листовку «По поводу Художественных писем г-на А. Бенуа» (1910) иброшюру-памфлет «Галдящие бенуа иновое русское национальное искусство» (М., 1913).
Он не мог конкурировать ни с реалистами (Беллоуз, Хоппер, Грант Вуд), ни с входившими в моду сюрреалистами, хотя некоторыми своими вещами он заявлял об амбициях художника этого направления, ни с модернистами (ОКифф, Макс Вебер), ни с экспрессионистами (Гросс, Файнингер). Петербург) Первого немецкого Осеннего салона (1913. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы.
Примерно также, как наивный художник, потрясенный увиденным в музее шедевром, по памяти воспроизводит его на свой вкус и цвет. Мюнхен) «Мир искусства» (1911. В 1915 Бурлюк с семьей поселился в Башкирии близ Уфы. Был постоянным автором газеты «Русский голос». Леонардо да Винчи (1906.
В картинах Бурлюка тех первых американских лет наглядно проявляется и пластическая зависимость от метода Григорьева («Рабочие», 1924 – особенно живописная кладка фрагментов рук, «Портрет Рериха» (1929) – сухая скульптурная моделировка головы, напоминающая григорьевского «Рахманинова») и следование стилю Лентулова («Революционная Москва», 1924 – картина выглядит как прямая цитата бубнововалетовских вещей Аристарха Васильевича). Во-вторых, его «Портрет Бенедикта Лившица» (1911), утраченный, но сохранившийся в репродукциях, по прошествии времени действительно представляется как «первый и бесспорно один из значительных примеров собственно русского кубизма» (В. Читал лекции, организовывал поэтические концерты и выставки. Бурлюк является одним из лидеров русского авангарда. Вавгусте 1920 сВ. Н. Пальмовым отплыл вЯпонию для показа выставки русских художников.
В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т. к. Выпустил сборники стихов «Лысеющий хвост». В1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея» написал (совместно сХлебниковым иВ. В. Маяковским) ииздал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913). М. В. Нестерова. Впервые публикуемые письма А. А.
Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В общественном сознании они всегда доминировали над всем остальным в его творчестве, «давили» своим количеством. Он был очень плодовит: за два года пребывания в Японии написал почти 450 полотен. В начале 1950-х он даже открыл свою галерею в Нью-Йорке на Вест-сайде (Burliuk Gallery), где показывал и продавал произведения местных художников. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах.
Участвовал в устройстве первых авангардистских выставок: «Стефанос» (М., 1907/1908), «Звено» (Киев, 1908 на ней распространял листовку со своей декларацией «Голос импрессиониста в защиту живописи»), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Выставка современных течений в искусстве» (СПб., 1908), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910). Предметы со стороны пустой глазницы покажутся угрожающими и неспокойными. В настоящее время в Уфе собрана самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка: всего 50 работ. В 1920-х работает в газете Русский голос, входит в литературную группу Серп и молот.
Учился в Казанской художественной школе (1898 – 1899, 1901) и Одесском художественном училище (1899 – 1900, 1909), в школе Ашбе и Королевской Академии в Мюнхене (1902 – 1903) у В. Вида, в мастерской Фернана Кормона в Париже (1904), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904 – 1905, 1910 – 1914) у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова. Первая в Стране восходящего солнца выставка западного искусства имела громкий успех. Осенью 1907, приехав вМоскву, познакомился сМ. Ф. Ларионовым, сблизившись сним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы». Ленинград) «Рабочий икрестьянин вдореволюционной исоветской живописи» (1930. В сентябре 1922 переехал с семьей в США и поселился в Нью-Йорке. Екатеринослав) «Нового мюнхенского художественного общества» (1910. Организатор первого футуристического литературно-художественного объединения «Галея». В 1920 году эмигрирует с семьей в Японию, где он провел два года.
Ретроспективная выставка: в ГРМ (1995). В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». В1930-х вего картинах появляются отголоски сюрреализма («Головы на берегу»).
В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Он присматривается, знакомится и слушает, пытается понять запросы. А когда ему говорили про французских кубистов, он отмахивался: «Все равно, левее нас с братом никто не напишет». Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея, Рыкающий Парнас (19четырнадцать). В основном это касается живописных холстов с отчетливо выраженной авангардной стилистикой. Учится в Казанском и Одесском художественных училищах, даже участвует в знаменитой выставке «Бубновый валет» и, в дальнейшем, становится активным членом одноименного художественного общества.
За два года, проведённые здесь до отъезда, он успел создать около двухсот полотен. прошу глубокоуважаемого Василия Васильевича меня куда-нибудь пристроить.
У него было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Взгляд Полякова здесь сфокусирован на собственно художественном творчестве Бурлюка, книга так и называется «Художник Давид Бурлюк», хотя, разумеется, это не отменяет возможность раскрытия и других граней его многочисленных талантов. Берлин) русской живописи искульптуры (1923. Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др. Роль Бурлюка была особенно велика вделе консолидации творческих исканий иобъединения художников-новаторов. Мать – Людмила Федоровна, урожд.
В том же 1915 году Бурлюк просит Малевича принять его работы на ставшую краеугольной выставку "0. 10" и получает отказ: «У нас выставка очень крайнего направления». Всё это, включая интерес кнационально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». По крайней мере в 1919 году художник мог находиться в Париже. Петербург) Салон С. К. Маковского (1909. Книга Полякова здесь оказалась в более выгодном положении по всем указанным выше причинам. Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы.
В 60-е гг. На протяжении 1910-х он совмещал работу снатуры (пейзаж, портрет) ссозданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал сфактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма итрадиционного реализма. Грэмом (И. Не хватает дистанции по времени – для обобщений, эталонного материала – для сравнений, да и осведомленности Голлербаха о текущих делах в мире искусства в Америке.
При участии Бурлюка выходят сборники Садок судей (1913), Дохлая луна. Поиск своей персональной пластической парадигмы вел его через все тернии – от крайне экспрессионистских опытов до неопримитивизма. Много путешествует, постоянно учится. Всередине 1920-х провозгласил открытие «радиостиля» («Гудзон». Обладая редкими организаторскими способностями, Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма.
1925–1930). С1911– вМУЖВЗ уЛ. О. Пастернака иА. Е. Архипова (исключён в1914). Чтоб писать, не голодая. Однако основная продукция Бурлюка 1930–1960-х имеет откровенно коммерческий характер.
В 1905 был исключен вместе с В. В. Маяковским из МУЖВЗ с формулировкой «за вольности живописи». Из 473 картин 150 принадлежали кисти Бурлюка. В 1950-х в Хэмптон-Бейс открыл собственную галерею. На протяжении 1920-х он стремился сохранить престиж авангардного художника исоздавал картины сэлементами футуризма («Рыбак сЮжного моря» «Рабочие». С 1905 г. выступает участником, а часто и организатором, выставок «Союз русских художников», «Венок-стефанос», «Современные течения в искусстве», «Звено» (в Киеве), выставках «Бубнового валета», «Нового художественного общества» и др. В 1910 г. поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества из которого вместе с Маяковским был исключен в 1914 г. В этот период, наряду с экспонированием своих работ на выставках в России и за рубежом, принимает активное участие в публичных диспутах о современном искусстве, выступает в качестве художественного критика.
Жил в Москве издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. Происходил из старинного казачьего рода. Екатеринослав) Областной южнорусской (1910. В 1894-98 годах Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Занимался в Мюнхенской АХ у В. фон Дица и в школе А. Ашбе.
В Одессе познакомился с И. И. Бродским, Б. И. Анисфельдом, С. Ф Колесниковым, М. Б. Грековым (Мартыщенко). Одесса–Киев–Петербург–Рига) 7-й выставке Екатеринославского научного общества (1910. В 1919 году в Кургане выходит книга его стихов Лысеющий хвост.
Москва) ТЮРХ (1906, 1907. В. В. В 1913 выпустил брошюру «Галдящие бенуа и новое русское национальное искусство», в которой декларировал право художника на свободу творческого поиска. В печати дебютировал в 1899 году и всю жизнь совмещал занятия живописью и литературой.
«Вангоговский» (1950-1951) цикл работ позволил Бурлюку «опередить Пикассо, обратившегося к аналогичным опытам по трансформации наследия прошлого только во второй половине 1950-х годов», считает Поляков. В 1918 вместе с Маяковским и Каменским издал единственный номер «Газеты футуристов» с «Манифестом Летучей Федерации Футуристов» и «Декретом 1 о демократизации искусства». М. В. Нестерова.
Выдавал ежедневно 50 копеек. По приезду в Штаты, она проявляется особенным образом. и т. д. Был постоянным автором газеты «Русский голос». Драма эта, конечно же, не привела к трагедии и слава богу.
1922), близкие кэкспрессионизму («Рабочие». В 1899-1901 гг. Выдавал ежедневно 50 копеек.
Петроград) современной русской живописи (1916. Много лет публиковал в газете «Русский голос» обзоры отечественных газет, агитационные статьи и фельетоны в поддержку социалистических преобразований в России. Кроме того, Бурлюк мог вдохновляться и многофигурными эпическими картинами Томаса Бентона («Over the mountains», 1924-26), Ги Дюбуа («People», 1927), как и изобретательными фотографами, певцами «капиталистического» города: Штиглицем, Штайхеном, Шилером, Эвансом – их фотографии часто публиковались в изданиях, демонстрировались на выставках. у негоне было одного глаза.