Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро – черной земли: глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет.
Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами решили основать новый город. Римляне их завоевали. Цоколь обозначался рядом продоль-ных разноцветных полос.
Тем не менее пропасть, отделяющая их от группы кор с Акрополя, очевидна. В пифосе хранили жидкости, зерно и прочую пищу. этрусские мастера пытаются воспроизвести краснофигурную роспись.
Не менее сложна своим решением высокая подставка. Важнейший элемент архитектуры – арочный свод. (рис.
Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Снач. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы.
Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, часто изображавшихся в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов») средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вот этот ряд: i va est orti kaius volote. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке дон. э. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма — рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон».
Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века дон. э. В пользу второй теории говорят трудыГеродота, появившиеся в V веке дон. э. Узнаются имена, встречающиеся в греческих и латинских источниках. этруски сидели за столом во время принятия пищи. Внутреннее помещение – целла – обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам).
Во 2-й половине 6 века распространяется «тяжёлое» (pesante) буккеро – толстостенная керамика иногда с налепным орнаментом, в декоре появляются ионические мотивы. Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. bucchero, от португ. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов их носили дети и взрослые.
Крыша очень уступчатая, фрезу составляет живописные ряды деревянного кирпича. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н. э. Здесь мы снова сталкиваемся с этрусским пристрастием к схематичному и стилизованному, к движению (как в скифском «зверином стиле») и к жизни.
Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Цивилизация была довольно развитой. В VI в. до н. э. Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются.
Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон- создатель знаменитого «Дискобола». Они копировали и сам материал. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. 26). Белый или желтоватый грунт слу-жил фоном для изображений.
Внутреннее помещение — целла — обычно делилось на три части (пос-вящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи (илл. Более половины территории страны занимали горы и холмы.
Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. В VII веке дон. э. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей (илл.
Маски хранились в каждом доме на самом почётном месте и чем больше их было, тем знатнее считался род. В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. Внутреннее оформление пог-ребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей). Эти изображения были ярко раскрашены. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного же цвета.
Век VI и начало V века до н. э. были, как мы видели, периодом относительной изоляции Этрурии. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и граничит с погребальным культом. Достаточно сравнить его с безвольными, обмякшими лицами на этрусских портретах. В 600–550 преобладает украшение фризами, выполненными вращающимися негативными штампами.
Рабы присутствуют в домах знатных родов. В этих же домах находились лавки и мастерские. Возвышение же этрусков в VIIIв.
Улыбка играет в его глазах и вокруг рта.
Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. В Этрурии с успехом изготавливали изделия из золота, бронзы и глины. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Живопись на стене располагалась поясами. На его высокое основание вела лестница, устроенная только с одной, лицевой стороны. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.
славились своими работами из золота, бронзы и глины. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Этот ученый, которого иногда называют основоположником современной истории искусства, наиболее систематически изложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой «Истории искусства древности». В более поздних изделиях для прорисовки деталей использовались насечки. 254).
История Древнего Рима охватывает период с VIII151VII вв. В археологическом материале найдены зерна полбы, овса и ячменя.
Встречались посеребренные сосуды изысканной формы, украшенные горельефами. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название —ростральная колонна) и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны — лавки. От 6 – начала 5 в. до н. э.
У римлян это был форум. 5в. появляется много складных стульчиков.
стал пользоваться популярностью тип керамики буккеро. Вера в загробное существование человека побуждала устраивать их по образцу жилых покоев. Аполлон и богиня, кормящая грудью ребенка, стоят очень близко к современной им аттической и ионийской скульптуре. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим.
Комбинируя несколько форм, мастер мог создавать разнообразные композиции. В России этрусками занимался в первой половине XIX века ученый А. Д. В Этрусии возведена скульптура Капитолийского волка. Роспись применялась также и в наружном убран-стве зданий. БУККЕРО (итальянский – bucchero, от португальского bucaro – название древней перуанской керамики), высококачественная лощёная керамическая посуда этрусков.
Обычно они были терракотовыми. примыкают к эллинистическим образцам. Они имели форму дисков, подков, корзиночек. вЭтрурии работали греческие гончары, прибывшие из поселений на Искье или из Кум.
И всё же ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев. распространяется «тяжёлое» (pesante) Б. – толстостенная керамика иногда сналепным орнаментом, в декоре появляются ионические мотивы. К этрускам часто относят эпитеты «загадочные», «таинственные». Этруски обжигали сосуды до черноты, почему они и получили название «буккеронеро» 151 «черная земля», полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц (собрание этрусских ваз в Эрмитаже).
Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Перед прямоугольной постройкой тянется портик с простыми колоннами. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Три стороны — две узкие и одна продольная — изображали «Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты», весёлое путешествие морских богов и нимф, плывущих по водам на фантастических животных. Подобный принцип был применен и к этрусскому искусству. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона.
Лен шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов.
Во второй половине VI века до н. э. 255 б). дон. э., Тарквинии). Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень в крыше имелось прямоугольное от-верстие (комплювиум), через которое освещался дом.
На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Это архаичное римское жертвоприношение (суоветаврилия), название которого включает обозначения всех трёх животных.
Эти изображения были ярко раскрашены. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII—X века дон. э. ). Это признавали даже греки. до н. э.
Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. Наиболее известны произведения из мастерских в городе Вульчи, получившие название «понтийских» ваз.
К числу непревзойденных шедевров микротехники относятся этрусские геммы. Кроме них было много и других богов. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Например, в Европе сейчас пользуются и римскими и арабскими цифрами. В начале VII века дон. э.
В скульптуре камень использовался реже, чем у греков. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Если так, то решение возникшей задачи должно быть одно- числительные на игральных костях, написанные этрусским письмом, свидетельствуют о существовании по меньшей мере двух «этрусских языков».
Крышка изображалась в виде ложа для симпосия (ритуализированное пиршество в Древней Греции), на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Скульптура этрусков существовала в виде произведений ремёсел, для украшения обстановки дома и как погребальная в виде канопов (погребальных урн) и саркофагов. Терракотовые и бронзовые изделия украшались орнаментами. Достижением этрусских мастеров VII века до н. э. считается погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы (канопа). Точкой отсчёта взята дата возведения гробницы Боккорис вТарквиниив 675 году дон. э.
Часто то, что относят римлянам, является остатками этрусков. В этих же домах находились лавки и мастерские. В XII веке до н. э.
На поверхности подставки нанесены коричневой краской геометрические узоры. гончары добивались большой выразительности. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке дон. э.
Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей. Археологическое изучение этрусских погребений выявило социальное расслоение населения. Несмотря на утрату изящества и перегруженность декором, они все же обладают художественными достоинствами, как, например, киаф, украшенный рельефными изображениями человеческих голов на стенках и ручках и пятью коническими выступами по краю.
О значении отдельных слов в подписях, комментирующих картинные изображения, догадываются. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в вос-произведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры, — напряженно вытя-нутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое — образ хищного зверя. Например, большой котел — холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско-урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка. Образцы и просто сделанные сцены из мифологии могут быть применены к горшку перед стрельбой с использованием штампа. Как и греки, этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва (что соответствовало греческим Зевсу, Гере и Афине) и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.
Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Низшие слои этрусков образовывали домашние рабы и пенесты— зависимые землевладельцы. Числительные могут замениться в течение времени, даже полностью обновляться.
Этрусское искусство жило в VII-I в. до н. э. Сведения древних авторов об этрусках очень скудны.
На лицах появляется чувство меланхолии. Мощные безбашенные стены (15 м высотой и 5 шириной) без других построек были из камня. Очень быстро, уже к середине столетия, оно вытесняется «толстым буккеро», господствовавшим в середине и второй половине века. Последние считались редкостью. Ремесленники Этрурии. Однако этруски сыграли значительную роль в истории античной культуры.
Геометрические, цветочные, фигурные и повествовательные украшения были оценены и адаптированы с Ближнего Востока и Ионии и даже иностранные гончары и сами художники поселились в городах Этрурия, таков был спрос этрусков на изысканную посуду для повседневного использования, на специальных банкеты и как жертвы своим богам и мертвым. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами. И тем не менее созданные этрусками в камне, терракоте, бронзе, золоте, кости, полудрагоценных и драгоценных камнях произведения далеки от камерности и выражали не только личные настроения мастеров и заказчиков, но и чувства всего народа.
Оно сбылось: под именемЛуция Тарквиния Приска (Луций— производное от Лукомон, Тарквиний— по названию родных мест, откуда он прибыл, Приск— переводится как «первый» имелось в виду первый в роде этрусских царей Рима) Лукумон стал первым этрусским царём Рима (616—578 дон. э. ). до н. э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Росписи этрусских гробниц VI—V вв.
Одновременно же разные системы числительных ни в каком языке ужиться не могут. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. Вообще этрусский храм существенно отличался от греческого, несмотря на то что заимствовал от него свои главные черты.
Новый подъем этрусское искусство переживает в 3—2 вв. 250 б). является знаменитая статуя Капитолийской волчицы.
Обычные формы включают чаши, чашки с одной и двумя ручками, амфоры, чаши и кувшины.
Вскоре на северные государства Этрурии напалигалльские племена. Эртрусский храм (рис. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господ-стве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать), — таковы социальные признаки Этрусского государства. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов») средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами.
Смысл его, в общем, подсказан сюжетом и фигурой персонажа. В I веке до н. э. Это переняли римские строители. Священные постройки этруски делали из дерева. Храмы украшались статуями. 25, а).
В это время этруски сильно продвинулись на юг, к Кампании. Кровли зданий украшались акротериями (Акротерий (от греческого-вершина, фронтон) – скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах. ), с рельефными изображениями отдельных фигур или групп и антефиксами (Антефиксы – украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п. ) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ. ), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н. э.
дон. э. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены существующие ныне выполнены в 16 в. ). С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Наконец, фиала служила для совершения возлияний.
В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н. э. Между 358-м и 351 годами дон. э. Крупные терракотовые фигуры сохранились для нас главным образом на крышках саркофагов. Большинство таких картин находится в усыпальницах Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието в других некрополях стенная живопись встречается только в единичных случаях. железо ещё было редким металлом для обработки.
Уже в VIII в. до н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Сохранившиеся памятники архитектуры, скульптуры и живописи этрусков говорят о своеобразной и высокой цивилизации, соперничавшей некогда с Элладой и Карфагеном. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд — для сохранения равновесия. Виллановианские поселения начали объединяться в города.
Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Появились пышные захоронения. Но эти связи, пусть ослабев, все же не прерывались окончательно, как иногда утверждается.
Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое.
Раннее (680–600 до н. э. ), «тонкое» (sottile) Б. – тонкостенная керамика, украшенная вдавлениями, каннелюрами, штампами, прочерченным орнаментом, часто с белым и охристым заполнением. Эти гидрии представляют собой сосуды великолепных пропорций, окрашенные в черный цвет с вкраплениями белого и красного. В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям.
Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Одна из усыпальниц в Корнето дает наглядное понятие о внутреннем виде описанного Витрувием этрусского атрия в жилых домах, с его отверстием для света в середине потолка, еще не подпертого, как у римлян, колоннами о наружности же таких домов можно составить себе представление по одной терракотовой урне в виде дома, хранящейся во Флорентийском музее. А в правой показано, как к алтарю, у которого стоят жрец и римский бог войны Марс, ведут трёх жертвенных животных — быка, овцу и свинью. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями.
Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе.
Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Тем более достойно сожаления постепенное разрушение этих произведений искусства.
Не удивительно, что мифология оказала влияние на художественное творчество. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Центром производства былиВульчи.
Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На стенках сосудов обычно лепили рельефные украшения, а на крышки сажали петуха или другую фигурку. Этот тип керамики исчез уже к V веку дон. э. Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. Другие сосуды имели легкие и тонкие стенки, а узор процарапывался на поверхности.
Указанный период распадается на две фазы— Вилланова I и Вилланова II, датируемые приблизительно IX и VIII веками дон. э. Гидрия – сосуд для воды с высокой ручкой и двумя ручками для переноски на корпусе кувшина.
Однако, то и дело нам попадаются примеры бесспорной творческой мощи. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. В начале IV века до н. э. в этрусской глиптике рождается новый самобытный стиль резьбы —«глоболо», когда изображение строится из комбинаций многочисленных шариков, приобретая при этом предельную стилизованность и условность. Роспись выполнена с исключительным мастерством.
Эти скульптуры VII151VI вв. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. В них прославлялись великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса. О происхождении этрусков нет единого мнения.
Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Саркофаги – наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры. Все эти детали изготавливались из обожженной глины и богато раскрашивались. Подставка имеет не только рельефные украшения, но и красочные.
Очень выразительно лицо силена на антефиксе начала IV века до н. э. Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.
Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э. Саркофаг (около 150-130)Гробница имела форму дома и была подобием дома. Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью.
В этот период вазопись демонстрирует новый уровень мастерства. Подписано- krup. Пир и танцы происходили, по-видимому, в саду, под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала VI в. до н. э.
В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Скульптура волка (известно что воздвигнута в античные времена) открытая в средневековье, установлена на Капитолийской площади, а фигуры Ромула и Рема были пределаны позже, во времена ренесанса. Они обычно изображают только одного человека и были первоначально окрашены в яркие цвета., живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII – I вв. В VII веке дон. э. В 5 веке до н. э. Нагие рабы весело нагибаются за кувшинами с вином.
активная торговля превратила Этрурию в богатое государство. Буккеро импортировалось по всему Средиземноморью. В эти разрезы иногда наносили красную охра. Вот это, пожалуй, отличает прежде всего этрусское искусство от греческого. до н. э. по V в. н. э. Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства. Часто встречаются сюжеты троянского цикла: суд Париса, вынос Аяксом тела Ахилла.
Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены существующие ныне выполнены в 16 в. ). до н. э. Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Лукумон был женат на этрусской знатной девушке Танаквиль. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги.
В войну были втянуты Черветери, Чивита-Кастеллана и Тарквиния. Контуры и фигуры, как правило, очерчивались предварительно. Некоторые сосуды изготавливались из черной глины, с толстыми стенками и выступающими на поверхности массивными украшениями (эти черные сосуды получили условное название «буккеро», связанное со сходством этих вещей с керамикой древних американских индейцев, называвшейся испанцами «букаро»). Тёплые, звучные тона при абсолютно произвольной раскраске (случается, например, что у лошади голова чёрная, грива жёлта, спина красная, а ноги оранжевые и чёрные). Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) — таковы социальные признаки Этрусского государства.
примыкают к эллинистическим образцам. Так называемый ложный купол, постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей, применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить своды из клиновидных балок, создав, таким образом, купол в собственном смысле слова. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно сТроянской войной.
Некогда во многих евразийских письменностях (в протошумерской в том числе) черта i выражала это математическое понятие. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Умерших было принято хоронить в саркофагах и гробницах. Если в 5 веке до н. э.
художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Этрусская керамика, произведенная в течение пяти веков, была ничем, если не была изменена.
С этрусской живописью нам посчастливилось больше, чем с греческой. Когда — то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета. Этрусский Апполон не обнажён и не неподвижен он как бы шагает куда-то.
Живопись на стене располагалась поясами. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреб-лялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Вильяновские кладбища содержат захоронения кремированных останков в урнах, которые являются биконическими (две вазы с одним меньшим, действующие как крышка для другого) и часто несут простую надрезанную отделку геометрических узоров, вихрей и свастики или даже простых человеческих «палочных» фигур, Некоторые урны имеют металлические полосы, применяемые в качестве украшения с использованием свинца или олова. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением).
Иногда это предельно обобщенная и геометризированная, величественная и спокойная фигурка. кариатиды. За его спиной — колесница, запряженная четырьмя лошадьми, а перед ним — Гермес, который привел на суд Париса трех богинь — Геру, Афину и Афродиту. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета.
Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. Одним из таких произведений 6 в. до н. э. Обычно храм стоял на ступенчатом основании.
Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Ряд других изображений на погребальных урнах грубо утрирован. Во II веке дон. э. 6в. Неизвестно, откуда они пришли и куда исчезли. Примером смешения местных форм с чужеземными может служить причудливый сосуд из Нарче, что на территории фалисков (близ современной Калькаты) (рис.
22). Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Индо-иранское ik, ek, iak- «один» (i ih) словно иллюстрируют закон Расширения узкого мягкого.
Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Точные пределы Этрурии определить не представляется возможным. Из древних богатств этруски ввели металы, как и бронзо-литейную технику. В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический ионический, коринфский. Мастер соединил их с верхней и нижней полусферами декоративными, рельефными изваяниями в виде стилизованных зверьков, которые могли использоваться также как ручки для переноса подставки с котлом. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати.
Их нагота служит им одеждой, более привычной, чем ткани. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Формы этого типа гончарных изделий весьма различны.
Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Во 2-й пол. Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки.
При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Как бы то ни было, этруски, кроме фальшивого свода, т. е. образуемого выступами верхних камнейправильной горизонтальной кладки над нижними камнями, как, например, в воротах Арпино, в римском Carcer Mamertinum и в камере над цистерной в Тускулуме, устраивали очень искусно и настоящие своды об этом свидетельствует громадная Cloaca Maxima в Риме, одни из ворот в городских стенах Перуджии и триумфальная арка с тремя изваяниями голов на начальных камнях и на замковом камне ее свода, в Вольтерре. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов») средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами.
Будучи хорошими мореплавателями, виллановианцы торговали сСардинией. было заключено перемирие, длившееся сорок лет.
Фронтон абсолютно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями. Но в первую очередь изменился именно дух их искусства – печаль смерти, которой они так сильно боялись, приходит на смену оживленному и весёлому ритму прежних фресок. дон. э. Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки.
В 351 году дон. э. Но постепенно стиль склонялся к чёрной керамике— сосуд покрывался краской, что имитировало металл. При последнем царе ? Тарквинии Гордом, в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба ? Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне.
Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. Оценить качество пластических произведений той эпохи помогает так называемый Алтарь Домиция Агенобарба (около 100 г. до н. э. ), Он был украшен рельефами со всех четырёх сторон. Произведения этрусской живописи III—II вв. 253).
Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Наконец, стоит упомянуть гончарные изделия, ставшие поистине знаменитыми. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Особую нарядность сосуду придают раскраска отдельных деталей пурпуром и гравировка.
Похожие в целом друг на друга, они отличаются бесчисленным разнообразием декора. В работе с бронзой этрускам не было равных. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы.
у народов, населявшихЭтрурию, появилась письменность. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Впоследствии, под влиянием греческих образцов, появились: на антаблементе триглифный фриз имевший, однако, лишь декоративное значение, над вершиной и над нижними концами фронтона терракотовые или бронзовые украшения (акротерии), а на его тимпане такие же статуи и рельефы.
В этой форме росписи сначала обводились контуры фигур, добавлялись некоторые внутренние детали, а затем заполнялся фон, так что на готовом изделии красные (оранжевые) фигуры выделялись на черном фоне. Изучая небольшую коллекцию погребальных росписей в музеях, мы можем понять технику этрусских художников. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI – началу V в. до н. э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. В формах некоторых изделий буккеро VII века до н. э. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло.
В Тоскане, где некогда жили этруски, сохранилось несколько десятков могильных склепов со стенами, расписанных сверху донизу в технике фрески. Виллановианцы в VII веке дон. э. Чертков. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы — курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница «Нарисованных львов» и др. ), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей прису-щи и своеобразные черты — меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках, такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера с гравированными изображениями.
С XV века до н. э. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Произведения этрусской живописи 3 – 2 вв.
Круглый храм Сивиллы или Весты, в Тиволи, под Римом, окружён коринфскими колоннами. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. 1) помещался на высоком основании (подиуме) в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры – напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое – образ хищного зверя. Вымысел должен был заменять утраченную действительность. Росписи позднего классического периода (IV век до н. э. ) отличаются сменой сюжетов и техники. Неправильное наслоение отесанных камней встречается в стенах Фезул (Фьезоле), Перузии (Перуджии), Волатерр (Вольтерры), Кортоны и Ветулонии.
В 6 в. до н. э. Рельеф искусно построен явно греческим мастером. Мировоззрение же двух этих культур было разным. Фактически искусство этрусков являлось продолжением будничной жизни, вот таким образом оно носит натуралистический характер. Святые места строились на возвышениях. Тем временем в Этрурию по-прежнему ввозилась аттическая керамика. Высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Гончары – этрусски славились своим мастерством делать поделки из чёрной глины.
Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. К началу V в. До н. э.
Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей). Тарквиния заключила ещё одно перемирие на сорок лет. дон. э. Здесь они стали воинами и торговцами.
также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. Собственно прикладные изделия Э. к. легко узнаваемы.
чувствуется сильное влияние позднеархаической греческой скульптуры. Перед ложем ставились низкие столики.
Нет, это не гармонически ясное мироощущение Эллады. дон. э. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы – курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница «Нарисованных львов и др. ), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. В конце VI века до н. э.
до н. э. ). Точных свидетельств, доказывающих любую из теорий о происхождении этрусков, не существует. В благородном, немного грустном лице мы видим чувственность эллинистических портретов. Основными материалами этрусских скульпторов и керамистов была бронза и терракота.
В керамике применялись черный и красный лак, белая краска, пурпур. в Этрурию в большом количестве привозят аттические чёрнофигурные вазы. От них этруски переняли погребальные обряды, ремёсла и многое другое.
Мировая языковая практика решительно отвечает-невозможно. Этруски лишились Болоньи, Марцаботто уже в IV веке дон. э. В середине VII века дон. э. Однако это не означало, что создавали портреты только стариков. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы.
Изделия этрусских мастеров можно встретить и в различных странах мира. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и культовых целей. весьма различна. Произведения этрусской живописи 3—2 вв. Интересны памятники Британского музея Лондона и парижского Лувра.
Но система названий чисел всегда только одна. Сведения о них опубликовал Э. Герхардт.
Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. Считалось, что с помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование. Почти во все время развития этрусской культуры чувствуется влияние греческого искусства (внешние формы). Реальные причины, несомненно, в другом.
Не менее сложна своим решением высокая подставка. Культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках дон. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителейнурагов) и соседством сгреческимиколониями. галлы перешлиАпеннины. В Китае- своими и арабскими и римскими. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры, — напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое — образ хищного зверя.
Различные цифровые ряды это- да. с изображением Беллерофона, поражающего копьем химеру. Мрамор, несомненно известный этрускам, почти не находил у них применения. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива — бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды.
Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий).
Так было удобнее прорисовывать детали — их делали на красном фоне чёрными линиями. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Первые памятники восточные. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету.
до н. э. (этрусско-римский период) продолжало существовать местное искусство. В движениях порывистость, даже нервозность. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).
В основе формы – виллановианская урна, а роспись представляет собой «финикийскую» пальметту, случайно нарисованную перевернутой, а также изображение животных. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э. ). Они рисовали на свежей штукатурке, которой заранее покрывали каменные стены подземных камер. В подтверждение тому приводят результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка. Двери, настоящие или фальшивые, были обрамлены наличниками имевшими вверху выступы в ту и другую стороны, вправо и влево (характеристично этрусский мотив). После формовки и обжига изделие подвергалось ло-щению (полировке трением).
Его главный храм они возвели на Капитолийском холме. Под конец этруски научились получать переходные тона посредством смешения основных красок. Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом.
Сцены из греческих мифов становятся излюбленными в творчестве этрусков. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета.
Плоть модели настолько омертвела, что почти обнажает под собой костяк. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются.
Новый подъем этрусское искусство переживает в III—II вв. Тем временем римляне продолжали вторжение в Этрурию. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.
Почетные и погребальные предложения Bucchero обычно имеют форму фигурок и сервировочных лотков (focolare) в комплекте с чашами, тарелками, чашками и посудой. Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Эти гончарные изделия представляли собой сосуды в форме человеческих голов или в виде птиц. 23). Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. На ее глиняной красного импасто подставке типа блюда оттиснут орнамент по краю.
В 391 году дон. э. В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы— всё разрабатывалось этрусками. Нет ничего от внешней красоты. с ростом этрусских городов получают широкое развитие строительное дело и архитектура. Позднейший образец такого устройства представляет собой так называемая Гробница Горациев и Куриациев в Альбано, в окрестностях Рима. Фигуры и лица имеют большое портретное сходство.
Это показывает связь этрусков с Грецией. Появляется перспектива, фигуры продуманы и умело прописаны. Возникали новые города крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции.
Общепризнанной считается версия, высказанная Геродотом. Б. импортировалось по всему Средиземноморью. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани.
Во всяком случае, это был не единый язык. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э. ), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э. ), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия). На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Распространенным явлением было введение тогда в формы керамики фигур животных. В дальнейшем та же судьба постигла и остальные этрусские города.
Легенда гласит, что эта волчица своим молоком вскормила двух детей: основателя Рима – Ромула и его брата двойняшку Рема. Живопись на стене располагалась поясами. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Знак одновременно мог быть и цифрой.
Отсутствие мрамора в Этрурии – недостаточное объяснение такой странной однобокости. Они нанесли поражение Риму у Аллии, притоке Тибра. Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена- она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекрытия.
Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. дон. э. Внутренность этрусских усыпальниц — еще любопытнее их наружности.
Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Цвет глины (греческие сосуды — светлоглиняные) и отдельные элементы декора позволяют определить руку этрусского мастера. Обладая довольно прозаическими функциями – служить личной печатью владельца, — этрусские геммы (а точнее— инталии, то есть камни с, углубленным изображением) — настоящие произведения искусства ибо на крошечном участке резчики с виртуозным мастерством изображали порой целую картинку из жизни мифологических героев. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э. ), сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия ибо напоминает знаменитую легенду о создании Рима. Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. По дороге супругам было дано предзнаменование о будущем величии Лукумона. Портрет из Музея Торлония в Риме (1 в. до н. э. ) представляет некрасивого древнего старца, лысого, с оттопыренными ушами и отвисшей нижней губой.
в Средней и Северной Италии есть естественное развитие предыдущей культурыВилланова. Другие гробницы, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, VII в. до н. э., гробница «Нарисованных львов» и др. ), а третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Было основано двенадцать колоний, самой крупной была Капуя (современная Санта-Мария-ди-Капуя-Ветере). В VI веке до н. э. Воспроизводила формы металлич.
Каменная кладка дворцов повсюду очень качественная, но колонны всегда выполнены из дерева. После обжига керамический предмет полировали.
Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Другая длинная сторона оформлена абсолютно иначе. Произведения этрусского искусства есть в ГМИИ имени А. С. Большинство из них напоминает виллановианские сосуды, но форма их изменена. В 600-550 годах преобладает украшение фризами, выполненными вращающимися негативными штампами.
Исключительная художественная ценность барельефов Кьюзи требует их долгого изучения. Главное сооружение Акрополя — посвящённый Афине храм Парфенон. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.
Название цифры стало числительным: i- «один» (кит. ). Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме) в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. Применяемая палитра относительно бедна и ограничивается важнейшими цветами. Их целью было показать совершенную телесную красоту. 24, а, два сосуда справа).
С его сыном Лукумоном связано предание о первом этрусском царе, описанноеЛивием. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет.
Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIIIв. В этрусской экзальтации нам чудится жажда какой-то отдушины. сосудов (и так же высоко ценилась), аттической и коринфской посуды, есть фигурные сосуды. Из бронзы делались черпаки и сита.
Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокап-чивалась, приобретая при этом черный цвет. Рельеф, безусловно, принадлежит руке прозаичного, неискушённого в искусствах римлянина. От VI — начала V вв. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веках до н. э.
Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 – 2 вв. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н. э. Он был мужественным, простым и мощным. Сосуд схематически воспроизводит человеческое тело.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н. э. На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела. Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Он очень похож на современных ему греческих куросов и в то же время резко отличен от них.
БУККЕРО (итал. Только одно слово. Уникально остроумный способ.
Первые этрусские геммы, появившись в VI веке до н. э., повторяли по форме камня (скарабей) и манере резьбы греческие инталии. Из бронзы делались канделябры для свечей.
ибыл одним из последних краснофигурных изделий Этрурии. примыкают к эллинистическим образцам. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями.
Более сложные детали имеют добавление трехмерных фигур как людей, так и животных. Первые сосуды буккеро появляются в середине VII в. до н. э., они отличаются тонкими стенками и обычно так и называются: «тонкое буккеро». Их движения уравновешивают друг друга и ничто не препятствует ритму скачек или танцев.
После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Это объясняет, почему архаизм так долго держался в Этрурии. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты. В это кризисное время жители этрусского Цере (современный Черветери) приняли сторону Рима, о чём последние не забыли.
Название он получил от дорических племён, которые его создали. На антефиксах VI — V веков до н. э. Происхождение халкидских гончарных изделий окончательно не установлено. Они воспринимаются как потоки вод, которые преодолевают, стремясь кверху, стилизованные зверьки. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики.
Во время архаики украшения стали более вычурными. Одним из таких произведений VI в. до н. э. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Лучшие образцы правильной полигональной кладки без употребления цемента представляют городские стены Коссы и Пренесте (Палестрины). В VII веке до н. э.
Этруски обжигали сосуды до черноты, почему они и получили название «буккеронеро»- «черная земля», полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц (собрание этрусских ваз в Эрмитаже). В Вольтерре священник Гварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. Лоуренс в своей книге «Этрусские местности» после посещения кладбища в Тарквинии: «Этрусские изображения обладают неким чарующим свойством. Трактовка животных на сосудах VII века до н. э.
Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. в Этрурию прибыл знатный грек Демарат изКоринфа. До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. 250 а). Яркие краски должны были радовать покойника. Наконец и уникальные для Фалисканского региона изготовленные плесенью стоячие головы богини (возможно, Деметры) были изготовлены и депонированы в качестве хранителей в гробницах.
Начало истории и культуры этрусков положено в регионеТирренского моряи ограничено бассейном рекТибриАрно. борьба шла непрерывно. Например, веселое застолье, под столом, среди ног пирующих суетится карлик. Из-за конкуренции и непримерения членов этрусского союза ослабились городские власти.
Основой хозяйства в Этрурии было земледелие. В этих же домах находились лавки и мастерские. Существует несколько гипотез об их происхождении. Это был символ жертвоприношения и памяти. В 6 в. до н. э. Во II-I вв.
В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Это так называемые тумулусы.
Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе.
Антаблемент первоначально не заключал в себе собственно фриза. Экспонат такого рода — скарабей первой половины IV века до н. э. Среди посуды, золота, бронзовых рельефов, кожи найдены также греческие вазы.
Привлекали внимание ученых этрусские росписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. Портретная фигура знатного этруска на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке и его почти гротескно комической внешности. Одним из таких произведений 6 в. до н. э. Подставка имеет не только рельефные украшения, но и красочные.
Числительное i («вертикальная черточка без точки») могло входить в систему и в этой форме. Различные представленные животные имели четкий смысл в погребальных ритуалах.
Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий. В VIIв. Как китайская единица (горизонтальная черта). начался так называемый ориентализирующий период.
Росписи этрусских гробниц 6 – 5 вв. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Центр будущей великой державы ? город Рим ? возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Особенно примечательны сцены Троянской войны. Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы.
На них процарапывали иглой очертания деталей — они проступали в виде тонкой красной линии. Воспроизводила формы металлических сосудов (и так же высоко ценилась), аттической и коринфской посуды, есть фигурные сосуды. В ней были найдены предметы в стиле Вилланова и товары из Греции и Восточного Средиземноморья. Затем происходит промежуточная стадия известная как переходная или переходная (625-575 г. до н. э. ) до заключительной фазы, когда изделия описываются как песанте или тяжелые (575-480 г. до н. э. ).
влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Брови отсутствуют, щёки провалились. На рисунках исполненных гравировкой, — сцены из греческих и этрусских мифов. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены существующие ныне выполнены в 16 в. ).
является знаменитая статуя Капитолийской волчицы (илл. Архаическая условность, но и острая выразительность. Латиняне же нарекли их этрусками. Основой хозяйства в Этрурии было земледелие. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями.
Известно, что в Италию этрусская цивилизация попала морским путём из Малой Азии. Каждая целла была посвящена одному божеству, а нередко и трем божествам зараз. Основными божествами этого народа считалисьТин (Тиния)— верховный бог неба, Уни иМинерва.
Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н. э. Последние оттиснуты на поверхности вазы с помощью формы. Кровли зданий украшались акротериями с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, в антефиксами, на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев.
Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. 252). Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Но чаще он довольствовался одной-двумя, повторяя их в виде фриза на шейке и тулове сосуда. И хотя ни одна из этих колонн не сохранилась их характерная форма — гладкий, несколько сужающийся книзу ствол с широкой, в форме подушки, капителью — хорошо известна нам по скульптурным и живописным изображениям. Поразительно передано движение коней во всей скульптуре чувствуется уверенная рука ваятеля.
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Б. постепенно выходит из употребления. Основание плана города этрусков – магическая шахматная доска. 251).
Затем появились и новые формы, среди которых были копии греческих кубков, ойнохои и кратеры все формы сосудов ассоциировались с сосудами для винопития. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью. Формы многих сосудов копируют привозные изделия.
Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н. э. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов— гаруспиков. На поверхности крышки в невысоком рельефе с процарапыванием изображены коза, пантера и лев. К концу VII – началу VI века до н. э.
дон. э. ). Серебряные чаши импортировались из Финикии изображения на них копировались этрусскими мастерами. Этрусские сосуды той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы.
Но особого мастерства в обработке металла достигли этрусские ювелиры. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей и обожествленные предки и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней). Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. Уже в италийской урне из Кьюзи начала VI в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета.
Однако, оно неизбежно. Эти изображения были ярко раскрашены. Художник запечатлел троянского царевича Париса в восточном, роскошно вышитом костюме. В этрусскологии должен был давно возникнуть вопрос. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима).
Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Техника позволяла использовать новый диапазон рисунка и с первой половины V века до н. э. Скопас. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а ситаликами. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию.
Мастера искусно обыгрывали контраст гладко полированной золотой поверхности с матовым рисунком, который создавался гранулированием (покрытием зернью). Вот что восторженно писал Д. Х. Они были названием точки или черты, как и древнесемитское i- «самая малая величина, атом» и германо-скандинавские ih (i), ek, iak- «я». Вол-чица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены существующие в настоящее вре-мя выполнены в XVI в. ). Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик).
В этот период появились прекрасные геммы. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина) и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX—VIII векам до н. э. По возрасту римский старик — на пороге могилы, но он силён духом и верой в себя. Этот тип изделий продолжал производиться и в III столетии до н. э.
Вазы буккеро – специфически этрусский вид керамики. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.
Римская триумфальная арка – это не что иное как городская арка этрусков. Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Известна одна из понтийский ваз, происходящая из мастерской этого города, во главе которой стоял мастер Париса (название — по сюжету вазы его работы). В VI веке дон. э. Римляне же ранней поры шли от восковых масок — «персон», которые они снимали с лиц умерших предков. Все в таких керамических произведениях своеобразно и типично только для художественных образов Западного Средиземноморья.
В городе Кортоне создали «Этрусскую академию» с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. 25, б). Только в начале V века до н. э. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры – напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое – образ хищного зверя.
К концу VII – началу VI века до н. э. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия — меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (напримерв трактовке одежды). На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.
Но в этрусском портрете нет признаков психологических поисков. Богатое собрание их представлено за океаном – в нью-йоркском Метрополитен-музее. Сплошь плоскостные изображения. Это так называемое «среднее буккеро», датируемое обычно первой половиной VI в. до н. э. Фризы снаружи и внутри зданий также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображения-ми мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв.