В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. Нам никак не удается добраться до их архива: они категорически отказываются его показывать. Он несколько раз выполнял этюды с натурщиков и натурщиц Чочарии – юго-восточного региона Лацио, которые легко узнаваемы благодаря характерной и незамысловатой обуви чоча -сандалиям с двойной подошвой на кожаных ремешках («Богатая Чочара с корзиной», «Пифферари», оба – 1828-1829, ГРМ «Итальянка из Санино перед сундучком», конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») или типичному головному убору cartonella приморского городка Неттуно («Итальянка из Неттуно», 1828-1829, ГРМ конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт»).
Самойлова в приемной с дочерью, удаляющаяся с бала» (1842). На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. 1833, ГРМ), портреты А. П. Брюллова (не позднее 1841, ГРМ), Г. Г. Гагарина (ок. В частности, акварель «Пилигрим, опустившийся на колено» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») отсылает к более раннему живописному произведению «Пилигримы в дверях Латеранской базилики» (1825, ГТГ) лист «Пифферари» – к картине «Пифферари перед образом Мадонны» (1825, ГТГ) а такие работы, как «Молящийся пилигрим» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») или «Монах, придерживающий рясу» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт»), перекликаются с акварелью «На исповеди» (1827-1830, ГРМ).
Большое историческое полотно Последний день Помпеи (1830-1833) принесло художнику мировую славу. Более чем в двадцати графических и живописных портретах Брюллов запечатлел свой внешний облик, многократно описанный современниками («все черты были необыкновенно тонки и правильны, а профиль мог напомнить только голову Аполлона»), но, главное, постоянно меняющийся внутренний мир художника. В числе его учителей был А. И. Иванов. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора.
Так, в композиции «Сон бабушки и внучки» обыграна тема различных возрастов и темпераментов. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. Свадьба состоялась. Однако, кроме присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского. На картине женщина изображена здесь вместе с воспитанницей Амацилией Пачини. Любовь пришла к художнику в 40 лет. К тому же прекрасная музыкантша.
Вскоре после смерти Пушкина, которую Брюллов считал «невосполнимой потерей», художник сделал эскиз памятника Пушкину, а позднее написал картину маслом на сюжет «Бахчисарайского фонтана». Действительно, Эмилия была натурой богатой, незаурядной. Но у Эмилии было горькое прошлое. Командиром «Фемистокла» незадолго до того стал молодой капитан-лейтенант Владимир Алексеевич Корнилов, ученик адмирала М. П. Лазарева, будущий герой обороны Севастополя.
Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Как правило, художник писал акварели с помощью больших лаконичных цветовых пятен, достигая выразительности их контрастными сочетаниями. Пушкин и Жуковский посетили квартиру Брюллова, где Пушкин просил художника подарить понравившийся ему акварельный рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Художник показывает зрителю настоящего себя, артистичного и красивого.
Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию – от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Это произведение Брюллова имеет своеобразный аллегорический смысл. История знает случай, когда известный знаток и коллекционер картин Павел Третьяков у себя в галерее повесил две прекрасные работы художника Боровиковского Владимира Лукича (1757-1826 гг) – портрет светской красавицы Лопухиной и князя Куракина рядом друг с другом. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека.
В нем художник передал настроение, овладевшее им в конце жизни. Так, в конкурсной картине Нарцисс, любующийся своим отражением в воде (1819, ГРМ) усмотрели предосудительную фантазию, упрекая молодого Брюллова в том, что античный персонаж изображен не на фоне привычного классического пейзажа. Специфической особенностью живописных портретов Брюллова является их скрытая «акварельность»: использование жидкой, сильно разведенной краски, положенной на светлый грунт, позволяло художнику достичь эффекта свечения чистых, звучных тонов в контрастном сопоставлении. Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. «Все, кажется, были счастливы: если же они не были таковыми, то, по крайней мере, они мне таковыми показались, так как я, может быть, в сию минуту слишком счастлив». Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года.
Данное полотно является лучшим из парадных портретов мастера – апофеоз Брюллова-композитора, с изумительным искусством соединившего математический расчет в сложно-изысканном балансе поз с естественностью повадки и самочувствия героинь, удивительной в такой исключительно трудной для длительного позирования мизансцене. «Остановки массивные» – так называл этот эффект Александр Иванов, отмечавший его в произведениях старых итальянских мастеров. Во время одного из тяжелых приступов болезни, всего за два часа (как свидетельствуют современники) был написан известный поздний автопортрет (1848). Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), — их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».
Драма чувств Заремы и Марии в картине показана в тени, на втором плане. Уже в «итальянский период» обнаруживается еще одна особенность брюлловского искусства: художник нередко (по разным причинам) оставляет свои работы незаконченными.
О. А. В числе его учителей был А. И. Иванов. И хотя ему «выговаривают» за «неизящную натуру» именно модели такого типа станут его излюбленными.
В честь прославленного мастера были устроены торжественные обеда приемы. Более подробнее об этом было написано вот здесь: История в художественных образах (Юлия Самойлова). «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами. » – скажет в конце творческого пути с горечью и разочарованием Великий Карл – гений русской живописи и бесконечно усталый и разочарованный человек. Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836 «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба — в Третьяковской галерее «В. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество. На протяжении многих десятилетий произведения вызывали противоречивые оценки – от восторженного отношения к этим натурным штудиям, столь отличным от широко известных «итальянских жанров», до отрицания самой возможности считать их частью наследия художника.
Художник почти дословно изобразил сцену из седьмой песни «Освобождённого Иерусалима» – появление перед группой пастухов царевны Эрминии, заблудившейся в лесу. Эта картина – пик творчества Брюллова-портретиста. Вопреки предостережениям Общества, Брюллов с увлечением занялся жанровой живописью появляются его Итальянское утро (1824, местонахождение неизвестно), Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя (1827, ГРМ), Итальянский полдень (1827, ГРМ). С другой же стороны идеальная проработанность и богатство приемов письма превращает некоторые из его акварелей в законченные картины.
Откровенно демонстрируется состояние усталости, когда кисть выпадает из рук. Ему показалось, что он ждал её всю жизнь, что она – его «парная душа». В них Брюллов предстает «увлекательным рассказчиком», блистательно владеющим техникой и наполняющим изображения светом и цветом. Москвичи восхищались той простотой «Светланы», которую они находили и в тропининских девушках. Э. Н. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели. Акварели «Итальянская семья (В ожидании ребенка)» (1831, ГРМ), «Итальянка с ребенком у окна» (1826, ГМИИ имени А. С.
Если сравнить Незнакомку с портретом Софьи Крамской (Девушка с кошкой), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. Картина написана на библейский сюжет. Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца. Из-за своей тематики эти работы носили название «итальянский жанр», поскольку чаще всего заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить развлекательным и декоративным целям. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию.
Даже в заказных вещах (вроде портрета Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. В одной из групп Брюллов изобразил самого Плиния, спасающего мать.
После того как ее увидела публика, сразу же появилось множество слухов. Автопортрет знаменитого художника и живописца был написан за два часа. Его просьба была удовлетворена. К 1848 году они были завершены и Брюллов приступил к самой живописи.
Вальтер Скотт, посетивший его мастерскую, назвал это творение эпопеей. 2. Немного оправившись, художник через Малую Азию отправился в Константинополь, где его ждало новое предписание императора немедленно прибыть в Петербург, чтобы занять место профессора Императорской Академии художеств. Точного ответа на этот вопрос не удалось получить до сегодняшнего дня. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.
Безмятежность в противовес романтической тревоге отмечалась и первыми зрителями картины: «Сидящая на лошади девушка – это летящий ангел». Николай I однажды высказал недовольство съездами её друзей в «Графскую Славянку» имение под Петербургом. Самойлова во всеуслышанье гордо ответила: «Ездят не в Славянку, а к графине Самойловой» Таков был характер этой женщины. Путь в Рим лежал через Ригу, Дрезден, Берлин, Венецию, Падую, Болонью.
Пушкина) или незавершенная акварель «Мальчик с осликом у колодца» (1823-1827, ГМИИ имени А. С. Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи. Пожалуй, самый известный портрет кисти Брюллова.
Декоративный эффект ее во многом определяется колористической разработкой. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и т. н. Конечно, не все в его огромном наследии равноценно.
В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи. В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом – «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра.
Общество поощрения художников было довольно проделанной работой своего пенсионера. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Шереметеву. Эти два противоположных состояния могут быть восприняты одновременно. Нерадовским в 1920 году в бывшем особняке Нарышкиных в Петрограде2, в 1926 году она поступила в Русский музей.
«Художник имеет право иногда отступить от условной красоты форм, я решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй» – ответил ему Брюллов. Далее происходили поистине удивительные вещи: если помпезная, шикарная картина «Неизвестная» являлась источником несчастий, порчи и горя для людей, то «тихое» полотно, полное чувством боли утраты, приносило людям душевное облегчение. ПОД ТАКИМ НАЗВАНИЕМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ (ГРМ) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, А ЗАТЕМ И В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. Картину «Неизвестная» тоже постигла печальная участь: сначала она попала к неизвестному коллекционеру, затем, будто не успокаиваясь, долго переходила из одних рук в другие.
В них Брюллов предстает «увлекательным рассказчиком» и блистательным акварелистом: его изображения наполнены цветом и светом. Настоящим наваждением стала для Брюллова картина «Осада Пскова Стефаном Баторием в 1581 году» — фактически, государственный заказ, над которым он работал несколько лет (1839—1843) под раздражающе-неусыпным наблюдением Николая 1.
Молодая итальянка в густой зелени сада срывает виноградную гроздь. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г. ) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил. Пушкина) – словно подсмотрены на улицах, в храмах, в домах обычных итальянцев.
А. Крылов», 1839, «А. Спокойствие позы и равнодушно отрешенное лицо является еще одним элементом этой статики. Ореол тайны шлейфом тянется за картинами великого русского художника Крамского Ивана Николаевича (1837-1887). Сказать по другому: «В ней все гармония, все диво, все выше мира и страстей. » – вот, по-видимому, тот эффект, которого добивался Брюллов и надо признать, что эта изысканная интеллектуальная конструкция до сих пор производит впечатление. Поздние итальянские работы Брюллова известны были в России из подробных описаний, которые публиковал Владимир Стасов в 1852 году в журнале «Отечественные записки» в статье «Последние дни К. П. Брюллова и оставшиеся в Риме после него произведения».
К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья. Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник изобразил стоя спиной к городским воротам. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Братья посетили Дрезден, Мюнхен и затем обосновались в Риме.
Убитый горем художник выражает глубину трагедии в написании следующего шедевра – «Неутешное горе» : на полотне изображена его плачущая жена, стоящая среди пустой комнаты. В то же время художник начал и работу над сюжетом «Бахчисарайский фонтан», которая продлилась вплоть до отъезда за границу в 1849 году. Но настоящим шедевром стала картина, написанная после посещения развалин Помпеи. На квартире у Перовского Брюллов некоторое время жил и работал, для него он написал «Светлану». Карл согласился и вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию. Император долго выжидал, когда Брюллов сам изъявит желание запечатлеть его наконец, во время одной из встреч, он высказал просьбу (как обычно, в форме приказания): «Карл, пиши мой портрет».
В 1821 году Брюллов закончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Теперь же он укреплял своё имя новыми жанровыми картинами – Итальянское утро (1823) и Итальянский полдень (1827).
С 1850 года жил в Италии. Бывали случаи, что больные дети выздоравливали после обращения родителей к картине Крамского «Неутешное горе». Брюллов.
Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. Динамика движения передана поднявшимся на дыбы вороным конём, лающей собакой, кружащейся под ногами у скакуна. Главными героями на картине стали те, кто в минуту смерти думал о других. Пушкина). «Только женщиной могло увенчаться мироздание», – говорил он о Самойловой.
— Известно о 13 брюлловских картинах, находящихся в частных собраниях, — рассказал «Известиям» Григорий Голдовский, завотделом живописи XVIII — первой половины XIX века. Брюлловская героиня – «страстная девушка, она вся сверкающая, южная италианская, во всей красоте полудня, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты». Поражает их количество (более четырехсот) и многообразие типов портретного изображения, одинаково свободное использование самых разных техник — от беглых, виртуозных карандашных набросков, камерных акварелей до парадных портретов-картин.
За внешней чистотой скрывалась грязная связь с родным отцом и в этом грехе она честно призналась Карлу. Воспрянув духом, он создает ее парадный портрет картину «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1839-1841).
Пушкина), сепия «Мать, просыпающаяся от плача ребенка» (1831, ГРМ) объединены не просто общей темой, а последовательным повествованием об истории жизни простой итальянской семьи: до и после рождения ребенка. Орловский, П. В. Восторженно была встречена картина передовой русской общественностью. Одесский генерал-губернатор гр.
В то время Брюллова интересовала тема «Клеобис и Битон» (сохранилось множество набросков в его альбомах). Интерес художника вызывал и простонародный римский тип нищего-босяка – лаццароне (или лаццарони), который встречается в одноименном рисунке (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») или сепии «Отдыхающие путники» (около 1835, ГМИИ имени А. С. Несколько отдельно стоящей группой рисунков предстают зарисовки так называемых разбойников («Сидящий разбойник», «Разбойник, чистящий ружье шомполом», «Разбойник на фоне морского пейзажа», все – конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта-Арт»). Радость жизни пронизывает эти картины. Мастер изображает себя полулежащим в кресле. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии.
В январе 1836 года Москва радушно встретила прославленного автора «Последнего дня Помпеи», вернувшегося на родину. Для русской живописи эта работа стала новаторством в первую очередь из-за сюжета изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый народ в часы трагедии. Кроме одежды, женщину еще выдает и макияж: румяна на щеках, помада на губах и явно подведенные брови, что считалось неприличным делом по отношению к светским дамам.
– Как некогда, много уже лет тому назад, он сообщил профессору Ф. А.
Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Аккомпанирует этому настроению тот «гвалт», который обычно поднимается у порога при появлении долгожданного хозяина: лает одна собака, другая вопросительно крутит умной головой, выбежала девочка. Чаще всего недописанными остаются фон и какие-то второстепенные детали и тогда главным в портрете становится тщательно проработанное лицо. На ней изображена его любимая женщина и муза известная светская красавица, графиня Юлия Самойлова.
Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми. И темы и форма были новыми для художника. Тенишевой, основательницы знаменитых Талашкинских ремесленных мастерских. Но почти ничего не сохранилось. Ну чем не гимн всем женщинам с полотен художника. Накануне свадьбы Эмилия всё рассказала Брюллову.
НА ВЫСТАВКАХ, НЕСКОЛЬКО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО СОСТАВУ, ПОМИМО ДВУХ УПОМЯНУТЫХ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭКСПОНИРОВАЛИСЬ РИСУНКИ И АКВАРЕЛИ «ИТАЛЬЯНСКОГО АЛЬБОМА», ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЗАКРЫТОМУ ПАЕВОМУ ИНВЕСТИЦИОННОМУ ФОНДУ (ЗПИФ) ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «АТЛАНТА АРТ». Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра.
В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35.
Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. 7. Н. Струговщиков», 1840, оба — в Третьяковской галерее).
По разным причинам три картины выставить не удалось. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Тогда как Итальянский полдень идеально рифмуется с колористической темой Итальянского утра, образуя в сочетании с ней красивую «двухголосную инвенцию».
Важно то, что здесь он предстает как любимый персонаж романтиков: отмеченный печатью странности, неординарности, чей образ не совпадает с бытующими в обществе сословными амплуа, словно отстраняющий от себя назойливую «прозу жизни». В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной. Царь часто навещал без предупреждения мастерскую Брюллова в Академии художеств (когда была возможность, художник скрывался, сказавшись больным), порой бесцеремонно вмешивался в его работу.
Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине. Маскарад ассоциировался у Брюллова с представлением о фальши и пустоте высшего света. Басин.
В коллекции ГМИИ имени А. С. Ланчи был старым другом Брюллова, в свое время он написал стихи, посвященные Помпее. «Незнакомка» Ивана Крамского (оригинальное название – «Неизвестная») – один из самых загадочных шедевров русской живописи. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень.
Но, поддержанный своим учителем А. И. Ивановым, Брюллов все же получил Малую золотую медаль, а, следовательно и возможность участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль (Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского, 1821, ГРМ). Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), однако она не понравилась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему мнению, сюжета с точки зрения высокого искусства.
Но сны воспитанницы далеки от церковных служб и посвящены встрече с возлюбленным. Первой удачной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль).
Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством. Однако, чувствуется, что к страданиям физическим присоединяются и душевные муки. Литта. Она видит старца, плетущего корзину и трёх пастырей, поющих под звуки свирели. Акварель «На исповеди» (1827-183, ГРМ), сепии «Первый поцелуй» (1833, ГРМ), «Женщина, посылающая поцелуй из окна» (1826, ГРМ), производят впечатление, что художник увидел их на улице или в домах обычных итальянцев, хотя сцены всецело были плодом фантазии художника, а подход к их сочинению мало чем отличался от работы над живописными произведениями. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849).
Начав писать огромное полотно (превосходящее по размеру «Последний день Помпеи»), Брюллов так и не сумел совместить свои представления об истории, творимой народом, с официальной точкой зрения, требовавшем выдвижения на первый план духовенства и венценосных особ. Особыми инструкциями художники предостерегались от революционных умонастроений, назревавших в России и охвативших Францию и Италию, а равно и от предосудительного увлечения низким жанром, т. е. бытовой живописью. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают. С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге.
Юлия Павловна Самойлова (1803-1879) познакомилась с Брюлловым в 1827 году в Италии и с тех пор была связана с ним многолетней дружбой. В целом ряде случаев мы видим одних и тех же натурщиц – жительниц римских окрестностей, региона Лацио – Неттуно, Са-нино, Олевано, а также монахов, пилигримов, пастухов, бродячих музыкантов. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830-1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Это торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности.
Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Они не менее органично вписываются в романтическую эстетику с ее культом мечтательности и не контролируемой разумом бессознательной стихии, чем «итальянские жанры», полные очарования повседневной жизни или «восточные» сепии, проникнутые грезами о дальних странствиях. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства.
Что же представляет собой картина Незнакомка.
Некоторые акварели были сугубо пейзажными («Итомская долина перед грозой», 1835, Государственный музей изобразительных искусств им. Общий тон картины темный, но ярко освещено бледное лицо, здесь можно употребить выражение «интересная бледность». Лишь один человек не восторгался изображением красавицы, наоборот, внимательно вглядевшись в презрительный взгляд незнакомки, сделал резкий разворот и, не оглядываясь, вышел из зала, где демонстрировался портрет «Незнакомки». Народ, гонимый страхом» Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком, после этого его называли «Карл Великий».
Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его акварельными рисунками но когда он показал им недавно оконченный рисунок: "Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне", то восторг их выразился криком и смехом. Знаменитая картина «Неизвестная» – это портрет реально существующей красивой женщины. Здесь произошли его встречи с патриархом московских живописцев В. А. Тропининым, с Е. И. Маковским – основателем московского Художественного класса, со скульптором И. П. Витали, с А. С. Пушкиным, с директором московских театров историческим писателем и драматургом М. Н. Загоскиным, с А. А. Перовским известным в литературе под псевдонимом Антоний Погорельский.
Была договоренность, что я приеду к ним изучать документы, но это, увы, сорвалось. «Итальянский альбом» на протяжении более полутора столетий хранился в частном собрании, в семье графов Витгенштейнов и оставался не доступным исследователям. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур.
Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима. Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Брюллов и Юлия Самойлова любили друг друга. Император Николай I, увидев картину, пожелал лично видеть Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение возвращаться на родину.
Идиллические сценки отличает насыщенность бытовыми деталями, дополняющими рассказ множеством интересных подробностей. Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Последняя их встреча произошла за два дня до роковой дуэли. В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма и влюбился в неё.
Луки в Риме. В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом— «Последний день Помпеи» (1830—1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. П. Самойловой с Джованиной Паччини и арапчонком (не позднее 1842, США) и знаменитый портрет-картина Всадница (1832, ГТГ), принятые особенно горячо. Для себя Брюллов решил: «Моя жена – художества», – и продолжал напряженную работу.
Не исключено также, что идея изобразить полдень могла быть подсказана, несомненно известной Брюллову статьей об Итальянском утре в Журнале изящных искусств, завершавшейся словами: «Желаю от всей души г. Брюллову, чтобы полдень его искусства был достоин своего прекрасного утра». По всей вероятности, Брюллов нередко дарил некоторые свои работы (рисунки, эскизы, наброски) в дополнение к заказным работам тем из своих заказчиков, которые были его особенными поклонниками и с которыми у него завязывались дружеские отношения. Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Особенно проявились взгляды Брюллова на задачи искусства в Итальянском полдне. Перед нами воспитанницы графини Самойловой — Джованна и Амацилия Пачини. Безусловно, все это свидетельствует о знакомстве Брюллова с новым направлением в русском искусстве («натуральная школа», которую сейчас принято именовать «реализмом XIX века»).
– Н. С., О. А. )» 11. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Портрет Ланчи открывает новые, неожиданные качества брюлловского портретного мастерства. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко «И.
Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда. А. С. Пушкина, Москва). В этом отношении показательна сепия «Женщина, посылающая поцелуй из окна», сюжетный замысел которой первоначально предполагался для реализации именно в живописи.
Художник отправился в Турцию вместе со своим бывшим учеником Г. Г. Гагариным на парусном военном бриге «Фемистокл». Сам художник удивительно точно называл их – «национальные сцены» Поэтическая трактовка жизни в Италии как «рая земного бытия» была свойственна всей русской культуре того времени. Фраза Брюллова, сказанная в тот день ученику («как вы счастливы, что не имеете нужды писать портретов с членов императорской фамилии»), ясно обнаруживает его стремление к независимости, даже ценой опасного фрондерства, почти невероятного для той эпохи. Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Соотносительно превращению утра в полдень меняется типаж: утренняя «девичья краса» в первой картине и женственные стати более зрелого, «полдневного» возраста – во второй. Портрет был коньком Карла Павловича, кажется, что никто не переплюнет его на этом поприще.
Наконец в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов вернулся в Петербург. А. С. Пушкина, Москва). В его альбомах встречается множество акварелей и карандашных рисунков «турчанок», которых Брюллов подчас наделял чертами знакомых людей. Бенуа и П. И. А «Сон молодой девушки перед рассветом. » принадлежал графу С. Д. Речь идет о несостоявшемся портрете Николая 1. Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Известно, что сразу после «Помпеи» художник задумал еще одну картину, также на тему гибели античной цивилизации — «Нашествие Гепзериха на Рим».
Биографы художника утверждают, что именно эта женщина была любовью всей жизни живописца. Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок. В 1809—1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева.
Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник изобразил стоя спиной к городским воротам. Первый русский город, который он посетил по возвращении в России была Одесса. Впервые московской публике будет представлена серия «Итальянские натурщики в национальных костюмах» из собрания Русского музея и так называемый «Итальянский альбом», «Итальянский альбом» Карла Брюллова, принадлежащий фонду «Атланта Арт», неизвестный не только широкой публике, но и исследователям русской графики первой половины XIX века. Байрона «Шильонский узник».
Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. В 1843—1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге (завершены П. В. Басиным).
В ответ на критику Брюллов в 1829 году разорвал отношения с ОПХ. Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полинека» (1821, местонахождение неизвестно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования своего мастерства. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809 — 1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Его первые работы были малофигурны и главным образом передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва) впоследствии они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830—1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в них стал играть пейзаж.
На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Пушкина). Но для портрета это все неважно. «Брюллов в ней не только сохранил все краски подлинника, но отыскал или, лучше сказать, разгадал и то, что похитило у него время», – писали «Отечественные записки». Через его картины, как через машину времени, мы можем взглянуть на быт минувшего прошлого.
Они познакомились в Риме и их любви способствовала щедрая итальянская природа. Он содержит тридцать три рисунка и акварели, а также титульный лист с автографом художника – посвящением графине Стефании Витгенштейн (урожденной Радзивилл), на котором обозначены место и дата: «Римъ апрлъ 3. / MDCCCXXXII». 1833, ГРМ) из акварелей – портреты Олениных, Графиня О. П. Ферзей на ослике (1835, ГРМ) большие групповые портреты княгини Елены Павловны с дочерью (1830, ГРМ), К). Именно этим можно объяснить появление в собрании Нарышкиных серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах», а у Витгенштейнов – «Итальянского альбома» 8. Холодом веет от всех документальных свидетельств о личных отношениях Брюллова с Николаем I. Повеление, адресованное царем художнику, почти дословно совпадает с его требованием Пушкину: «Я желал бы, чтобы все что ни напишешь, то приносил ко мне». Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам на плэнере.
Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl), русский художник. Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
К числу наиболее удачных и известных работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837-38), И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое название картины «Маскарад») (1839, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие к этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В знаменитой картине «Тройка» кисти известного художника Перова в центре был изображен мальчик, прототип которого – паренек Вася умер через три года после написания картины. В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой – четкой версии ее происхождения нет.
«Высокоуважаемая Екатерина Павловна, Вы разрешите мне послать Вам эти несколько строк. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. Более подробно о ней написано вот здесь: История в художественных образах (Зинаида Волконская). Женщина была против того, чтобы сын позировал художнику, но ребенок, увлекшись работой художника, тайком от матери убегал в мастерскую.
Это «non finito», бывшее прегрешением против правил «академической школы», сегодня лишь усиливает художественное обаяние портретов Брюллова. Эмилия уехала с родителями в Ригу инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Художник встретился с юным, прелестным существом – Эмилией Тим.
Тень микеланджеловского «Страшного суда» ложится на этот замысел (с его обрушивающейся вниз композицией), заключавший в себе, по мысли художника, преходящий характер человеческой цивилизации, всех духовных и культурных ее ценностей. Пушкин восторженно приветствовал художника и посвятил ему стихотворение. Оно позволяет проникнуть в сам процесс творчества мастера, мобилизует зрительское воображение — например, в прекрасном портрете А. Н. Струговщикова (1840), переводчика Гете и друга художника или одном из лучших парадных портретов «Графиня Ю. П. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Знаменитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), а также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), которой художник подводил итог своим творческим исканиям, также связаны с этим этапом жизни Брюллова. Примечателен сюжет рельефа, на который опирается Оленин.
Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём. Этот шедевр был написан всего за два часа. Мы наблюдаем не старческое, а молодое внимание и быстроту реакции на этом умном лице отчетливо читается «расположение души к живейшему принятию впечатлений».
В Афинах Брюллов тяжело заболел жёлтой лихорадкой из-за чего был вынужден расстаться со своими спутниками. Крамской изобразил красавицу наглой и самодовольной, придав выражению её лица некую карикатурность. Не понравилось соседство князя строптивой красавице. Лясковская отмечала: «Они написаны с такой силой и суровым реализмом, что, приписав их К. Брюллову, придется еще расширить границы диапазона его творчества» 3.
Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одарённым учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь. В марте 1827 года Брюллов писал в Общество поощрения художников о желании написать картину в пару к «Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль): «Сюжет взят с натуры. С предельным для Брюллова лаконизмом, отчасти намеренно в «вандепковской манере» он создал изображение, выходящее за рамки собственно автопортрета: обобщенный образ гениального артиста, находящегося в драматическом разладе с действительностью. Сошлись они вместе и Карл Павлович (Брюлов) угощал их своею портфелью и альбомами.
Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). — Это, если говорить только о масляной живописи, не учитывая акварель и графику. Незнакомка – это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Ещё во время проживания и учёбы в Петербурге, Карл Брюллов получил некоторую известность благодаря своей работе Нарцисс (1820).
В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Другая легендарная женщина, чей образ подарил нам художник – княгиня Зинаида Александровна Волконская. На одном из таких вечеров художник познакомился с А. С. Пушкиным. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенную в Париже Гран-при. Так, «Сон бабушки и внучки» находился в коллекции великой княгини Елены Павловны, чей портрет с маленькой дочерью Брюллов написал в 1830 году (ныне ГРМ). 25 янв. В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста.
В Париже автору присуждается Большая золотая медаль. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Вирсавия — это жена Урии, друга царя Давида. Среди них портреты В. А. Перовского (1836, ГРМ), Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), сестер О. А. и А. А. Шишмаревых (1839, ГРМ) особенно выделяется портрет-картина Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (не позднее 1842, ГРМ).
Они обвенчались (1839 г. ) Через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику и скандал в обществе, с Высочайшего позволения 21 декабря 1839 г. этот брак был расторгнут по причине разности в возрасте и «нервной возбудимости» художника. К 1848 году они были завершены и Брюллов приступил к самой живописи. С 1836 по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. О них выразительно говорит взгляд запавших, усталых глаз.
Последний выполнен на оборотной стороне другого рисунка – «В темнице» – эскиза-варианта иллюстрации к поэме Дж. Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина Незнакомка. начал этот портрет, говоря ему: я сделаю с вас портрет, который навсегда останется.
Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. Гоголь писал о произведении Брюллова:. Некоторые акварели были сугубо пейзажными («Итомская долина перед грозой», 1835, Государственный музей изобразительных искусств им. Подумаю иногда, да и станет страшно личная жизнь грозит превратиться в трагедию».
Его просьба была удовлетворена. Портрет Н. В. Кукольника (1836, ГТГ), поэта В. А. Жуковского (1838, ГТГ), баснописца И. А. Крылова (1841, ГТГ), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840, ГТГ), ученого-археолога М. А. Ланчи (1852, ГТГ), Автопортрет (1848, ГТГ) – все это жемчужины русского портретного искусства.
Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Художник соединил в картине идеальную красоту с жизненной правдой. Брюллов в этом не был исключением. Следуя этой задаче, он тщательно воспроизводил детали костюма пастуха в рисунке «Пастух в маструке с посохом на плече» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») – меховой жилет (маструка) и кожаные наколенники. «Целью художества вообще должно быть изображение натуры в изящнейшем виде», – заметил в письме Брюллову секретарь Общества. Если бы Вы только знали, каким чувством глубокой благодарности полны мои мысли и душа.
заключил, что вас что-нибудь задержало и что вы отложили сеанс до другого времени». (курсив. И даже сама история написания портрета Лопухиной окутана некоторой таинственностью, красавица желала, чтобы ее рисовал именно Боровиковский и никто другой. Как и разбойники, карбонарии имели при себе ружья для оказания сопротивления властям и помощи «братьям». Этим человеком был известный коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Эта новизна вызвала неудовольствие Общества.
ПУШКИНА (ГМИИ) В МОСКВЕ БЫЛИ ПОКАЗАНЫ ВЫСТАВКИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ К. П. Они часто наполнены юмором и мягкой иронией. Эти произведения раскрывают творческую лабораторию художника: позволяют увидеть путь от непосредственно натурных наблюдений-набросков к тем мастерски сочиненным жанровым акварелям и сепиям, которые принесли Брюллову славу одного из лучших акварелистов и рисовальщиков своей эпохи, став предметом настоящей «охоты» ценителей искусства. Между тем, по его мнению, модель, выбранная художником, была «более приятных, нежели изящных соразмерностей».
Просьба Брюллова о замене учителя была отклонена. Таких мотивировок социального, статусного рода во Всаднице нет. В самый последний период жизни Карл Брюллов вступил в область предсимволизма, начав работать над глубоко пессимистической, беспрецедентной для своего времени большой картиной «Всеразрушающее время» (1850—1852).
Изображению быта итальянского народа посвящены многочисленные акварели Брюллова. Как будто два разных пути, но тут же вместе. Но действительно страшное событие произошло у самого создателя злосчастной картины: не прошло и года после написания «Неизвестной», как у Крамского умерло два сына.
Кто та барышня, которую Иван Крамской изобразил на картине. На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в высокую причёску. Эта картина – пик творчества Брюллова-портретиста. А. С. В 1836—1849 годах преподавал в Академии художеств.
К числу наиболее удачных и известных работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837—1838), И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое название картины «Маскарад») (1839, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие к этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя известная ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Этот автопортрет считается одним из лучших в мировой живописи. На одном из таких вечеров художник познакомился с А. С. Пушкиным. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы».
У русских путешественников особой популярностью пользовались небольшие живописные и акварельные сценки, которые Брюллов начал исполнять во второй половине 1820-х годов. Стремительный, открытый мазок, особенно заметный в одежде. Глава итальянской художественной школы Каммуччини объявил Брюллова художником-колоссом.
Такие акварели как «Сон бабушки и внучки» (1829), «На исповеди» (1827–1830), «Прерванное свидание» (1834) (все из собрания ГРМ) «Итальянка с ребенком у окна» (1831) и «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок» (1830–1833) (собрание ГМИИ им. Но именно тогда Карл «убедился в ненужности манер» и подражания и решил, что обязательно создаст свое монументальное произведение. Три года он собирал материал. Эта свойственная молодости открытость «всем впечатленьям бытия» поразительна в облике семидесятилетнего человека.
«Эти смоляные, тяжелые волосы, эти блестящие глаза и зубы – все эти черты, немного крупные вблизи, но с не подражаемым отпечатком величия, простоты и какой-то дикой грации. » – напишет И. С. Тургенев о красавицах Брюллова. Петербургский климат, «зловредный воздух, отравляющий художника», крушение всех крупных творческих замыслов заставляли Брюллова все чаще задумываться о возвращении в Италию «не могу работать в Петербурге»., ЗПИФ «Атланта-Арт») – уже полноценная жанровая сценка и следующий этап, если рассматривать метод работы художника. Акварель «Итальянка у колыбели» (1832. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером.
Художник считал её воплощением идеала женственности и красоты. Художник был ослеплен любовью и жалостью и решил, что его искренние чувства все одолеют. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. Но в 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Особенно привлекал художника образ «турчанки».
Им былинаписаны: Автопортрет (ок. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. Оригинальное её название – Неизвестная. Ацаркина, автор самой полной монографии о мастере, напротив, отрицала их принадлежность Брюллову, поместив рисунки в раздел «Произведения неизвестных художников, приписываемые Брюллову» 4. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи».
Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Классическая историческая тема в сочетании с обильной игрой светотени, рождающая смесь романтизма и идеализма, вылилась в полномасштабный триумф художника. За границей творческая деятельность молодого художника совершенствовалась. Эту же воспитанницу мы можем увидеть во «Всаднице» маленькой девочкой, выбежавшей на крыльцо.
Серия «Итальянские натурщики в национальных костюмах», состоящая из четырнадцати листов1, была обнаружена А. Н. В «высочайше» назначенный день сеанса Брюллов, воспользовавшись двадцатиминутным опозданием Николая, попросту сбежал из мастерской, велев ученику передать царю: «Карл Павлович ожидал ваше величество, но зная, что вы никогда не опаздываете. Меня освободили.
Однако, кроме присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского. Его первые работы были малофигурны и главным образом передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва) впоследствии они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830-1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в них стал играть пейзаж. Всматриваясь в картину, замечаешь, что даже в минуту гибели каждый из изображенных не столько ищет спасения для себя, сколько стремится прежде всего спасти близких и дорогих для него людей. Я не знаю даже, кому мне говорить о том, что я чувствую и как я признательна.
Своими при дворе стали и его дети. Созданная Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников (он написал около восьмидесяти портретов) – самое ценное в его наследии. Наконец в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов вернулся в Петербург. Пушкина). Помимо «Помпеи», портреты являются ценнейшей частью брюлловского наследия.
его фигуры прекрасны при всем ужасе их положения. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. 27 января 1839 года они поженились, однако, уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Художник поэтически воспринял сцену святочного гадания, быть может, недавно увиденного им в действительности. Из-за своей тематики эти работы носили название «итальянский жанр», поскольку чаще всего заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить развлекательным и декоративным целям.
В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен). Сами рисунки серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах» и «Итальянского альбома» обнаруживают общность не только в манере исполнения, но и в темах, типажах, позах, технических и композиционных приемах.
Врачи также советовали ему уехать на солнечный юг. Ведь другого ты не нарисуешь для меня отдай мне этот". Карл Павлович Брюллов – выдающийся русский исторический художник, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г. ) и «Последний день Помпеи» (1834 г. ), oрдена Анны III степени Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств. Брюллов в то время тяжело болел. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Знаменитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), а также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), которой художник подводил итог своим творческим исканиям, также связаны с этим этапом жизни Брюллова. Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно.
В 1834 году картина выставлялась в Лувре. Еще раз прошу простить меня, если я делаю что-либо, выходящее из рамок допускаемого.