Он расположен на покатой площади Питти. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл. 8).
Периодизация и регионы. Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. 2 и 9).
Наряду с этими работами он спроектировал сооружения, ставшие архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео.
Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима. Кроме того, Филиппо собственноручно изготовил в соответствующих куполу пропорциях модель восьмигранного фонаря, которая поистине удалась ему на славу как по замыслу, так и по разнообразию своему и своим украшениям он сделал в ней лестницу, по которой можно подняться к шару, – вещь поистине божественная, однако, так как Филиппо кусочком дерева, вставленным снизу, заткнул отверстие входа на эту лестницу, никто, кроме него, не знал, где начало ее подъема. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти.
Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. рис.
Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти). Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Высота флорентийского собора 114 метров. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах.
Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство.
Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Видя, что работа спорится и удается на славу, Филиппо настолько воспрянул духом, что трудился не покладая рук. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Не понравилось все это попечителям, а также и Филиппо, который, обдумав это, однажды в субботу вечером решил уволить их всех. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее».
Будущие исследования покажут, насколько этот характер проникает во все поры художественных организмов, созданных им, будь то, например, профилировка или гармонический строй. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. Так и решили поручить ему ведение этого дела и предложили ему сделать о нем более подробное сообщение консулам и попечителям. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno).
Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей).
Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. Донателло приближал рельеф к живописи. Он успел отлично обработать и подвезти почти что все мраморные части, которые предназначались для фонаря и на которые, глядя, как их подвозили, дивился народ: как это возможно, что он надумал нагрузить свод такой тяжестью. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр.
7). И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей, который действовал до 1875 г. Это была фактически первая постройка эпохи Возрождения в Италии. Консулам и попечителям понравились решение и совет Филиппо правда, они предпочли бы, если бы он за это время приготовил модель и ее обдумал.
Они пользовались огромным успехом. Среди них — статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг. ) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария Новелла, по свидетельству его биографов — вступив в дружеский спор с Донателло. Боковые крылья и двор пристроены позднее. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Вернулся из Рима и Филиппо.
Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти.
Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. 13). То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.
Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.
— храме Минервы Медики). При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Так оно называется, такое длинное название.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось.
Роль искусства. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. И это тоже очень важно, так как ювелиры в это время не просто камни обрабатывали или драгоценности делали.
Франкль). Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
Когда же художники подняли шум, что и они также сумели бы сделать, Филиппо ответил, смеясь, что они и купол сумели бы построить, если бы увидели модель и рисунок. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис.
Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия.
Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. Формируются типы совершенно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается абсолютно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Это правда.
В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Восходящие к византийским образцам средневековые купольные постройки Италии не могли подсказать нужного решения, так как были значительно меньших размеров и имели иное устройство.
Однако, возвращаясь к Филиппо, надо сказать, что слава и имя его настолько выросли, что за ним издалека посылал всякий, кому нужно было строить, дабы иметь проекты и модели исполненные рукой такого человека и для этого пускались в ход дружественные связи и очень большие средства. Но Медичи не были тиранами. Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.
Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя.
Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Посему, оповестив об этом замысле всех находившихся в то время в Тоскане скульпторов, за ними послали и назначили им содержание и год времени на исполнение, каждому по одной истории в числе их были призваны Филиппо и Донато, которые каждый порознь должны были сделать одну историю в соревновании с Лоренцо Гиберти, а также Якопо делла Фонте, Симоне да Колле, Франческо ди Вальдамбрина и Никколо дАреццо. Франкль).
Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний». Церковь, перекрытая цилиндрическими сводами, очень просторна и ризница удобна во всех отношениях, как, впрочем и все остальные части монастыря.
Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато.
Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Практически большая часть семьи Медичи этого времени, от Козимо Старшего до Козимо III, будут похоронены здесь.
И даже как-то они там свою нужду справляли.
И вот Филиппо стал добиваться порознь того, чего не мог сделать на заседании: беседуя то с одним из консулов, то с одним из попечителей, а также со многими из граждан и показывая им части своего проекта, он привел их к тому, что они решили поручить эту работу либо ему, либо одному из иноземных зодчих. 15, 16). Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор.
Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Легкость и прозрачность лоджии, ее изящество были бы немыслимы без конструктивного новаторства, проявившегося здесь. А что если не будет Филиппо.
Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них – средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». Победа Гиберти в этом конкурсе принесла Брунеллески серьезное разочарование и он покинул Флоренция, чтобы глубже изучить мастерство скульптора. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте.
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые – при всем обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться.
Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. Воспитательные учреждения и приюты для подкинутых детей были еще в средневековье, обычно в церковных и монастырских комплексах. В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием).
И вот, когда их позвали на собрание, было выслушано мнение всех и проект каждого зодчего, обдуманный им на этот случай. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать. по уставу монахи не могли общаться с миром. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». 6).
Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв. ) была особенно значительна. С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в. ), а также треченто (14 в. ), кватроченто (15 в. ) и чинквеченто (16 в. ). Однако, понуждаемые Филиппо более чем обычно, они из-за нескольких выговоров, полученных ими во время кладки, а также из-за многого другого, что случалось ежедневно, стали им тяготиться. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции).
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско.
Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). И никто из вас не подумал, что придется считаться с необходимостью внутренних лесов для исполнения мозаик и множества других труднейших работ.
Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ.
Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Что он тогда будет делать. Оспедале дельи Инноченти или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь. (рис. 1) Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности — как понимали ее в ту пору. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции.
«Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело – это художники – символы великого рубежа Нового времени как такового.
Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Конечно, уже не от них зависело, что Филиппо не разбил модели, не сжег рисунки и меньше чем в полчаса не уничтожил всю ту работу, которую он вел в течение стольких лет. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе.
Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Он сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпичи, чтобы самому увидеть и помять глину, а когда они были обожжены – собственной рукой, с величайшим старанием отбирал кирпичи. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. В 1407 году Филиппо стало не по себе от непривычного для него климата этого города и вот, последовав совету друзей переменить воздух, он вернулся во Флоренцию, где за время его отсутствия многое успело прийти в негодность в городских постройках, для которых он по возвращении представил много проектов и дал много советов. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри.
Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Учениками его были еще Доменико с Луганского озера, Джеремия из Кремоны, который прекрасно работал в бронзе вместе с одним славянином исполнившим много вещей в Венеции, Симоне, который, сделав в Орсанмикеле Мадонну для цеха аптекарей, умер в Виковаро, где он выполнял большую работу для графа Тальякоццо, флорентинцы Антонио и Никколо, которые в Ферраре в 1461 году сделали из металла большого бронзового коня для герцога Борсо и многие другие, о которых слишком долго было бы упоминать в отдельности. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.
В центральном же пролете фасадная арка и купол за ней позволили увеличить интерколумний почти вдвое. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Начало творчества. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций.
Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. И вот, приказав приступить к постройке, он вел ее с такой строгостью и с такой точностью, что не закладывалось ни одного камня без того, чтобы он не пожелал его видеть.
В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов.
О ней тоже пойдет сегодня речь. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Это прежде всего Воспитательный дом.
Философия и религия. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Она настолько расширила его кругом, что насадила огромнейший сад внизу, частью на горе и частью на склоне и наполнила его в прекраснейшей разбивке всеми сортами садовых и диких деревьев, устроив очаровательнейшие боскеты из бесчисленных сортов растений, зеленеющих во все времена года, не говоря о фонтанах, ключах, водостоках, аллеях, садках, вольерах и шпалерах и бесконечном множестве других вещей, поистине достойных великодушного государя но о них я умолчу ибо нет возможности для того, кто их не видел, как-либо вообразить себе все величие их и всю их красоту.
Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства.
Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре.
Для них античная культура, античная архитектура была маяком. Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы».
Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Ее крупнейшие представители – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться. И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела.
Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески).
Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Скульптура Брунеллески. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Он продержал их в течение многих дней в неизвестности: возьмет он их или нет а потом принял вновь, на оплате меньшей, чем они получали раньше. последователями Брунеллеско). Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу. 26).
В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу.
В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова— в его работах сильно влияние искусства Джованни Пизано.
Над аркадой, видимо, предполагался довольно высокий восьмигранный барабан в виде аттика, с круглым окном на каждой грани, поддерживающий сферический купол с шатровым покрытием. Это тоже такое новое качество. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества.
В Риме молодой Брунеллески обратился от пластики к строительному искусству, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов, проекции, виды зданий и все их детали. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. 14).
Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. И вот было решено довести дело до конца и написать Филиппо в Рим с просьбой возвратиться во Флоренцию.
Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata). В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет), — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
А между тем, как мне кажется, те зодчие, которые не имеют в виду вечность строения, этим самым лишены любви к грядущей славе своей и не знают, для чего они строят. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный портик с аркой посередине, видимо, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати.
Это было нечто большее. Почему он ничего не делает. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. А что если Филиппо долго проболеет.
Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Франкль). Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет – в контексте церковных реформ – и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава. Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин.
Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. И поистине, если бы не зловредное влияние тех, кто, представляясь, что понимает больше других, всегда портит прекрасно начатые вещи, это здание было бы ныне самым совершенным храмом христианства однако даже в том виде, в каком он существует, он все же выше всякого другого по красоте и разбивке, хотя и не выполнен по модели, в чем можно убедиться по некоторым наружным неоконченным частям, не соответствующим внутреннему размещению, в то время как, несомненно, по замыслу модели должно было быть соответствие между дверью и обрамлением окон. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Этот объективизм, эта глубокая правдивость мастера опять-таки коренится в том реализме и в том универсализме, которые свойственны были лишь первым поколениям мастеров итальянского Возрождения. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо.
Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Вазари. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Брунеллеско целиком воспринимает каркасно-нервюрную систему готики, но наполняет ее новым содержанием по мере того, как в нем крепнет и зреет ордерное мышление.
Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж.
Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Древнему мотиву арочной колоннады Брунеллеско придал облик приветливого, гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного.
И Палаццо Питти – еще один дворец. Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал.
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Видимо и нынешняя форма баптистерия, такая октагональная, восьмигранная, она восходит, скорее всего, к античной постройке, так как такие постройки тоже были в античности и баптистерии раннехристианские тоже часто строили как восьмигранники. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном.
Правда, Филиппо мог бы показать маленькую модель, которую он держал про себя, однако показать ее он не захотел, зная по опыту малую рассудительность консулов, зависть художников и непостоянство граждан, благоволивших один одному, другой другому, каждый по своему вкусу. 10). Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. Согласно Манетти, задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые — что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Духа статую кающейся св.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Здание приписывают также Альберти.
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ).
Капелла была заказана семейством Пацци. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам.
Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре.
Можно видеть его высоту.
Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной».
В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре.
Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни замужество, ни монастырь, к южной части здания была добавлена специальная пристройка. В настоящее время в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско».
Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. 5). Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). И все это, чтобы его ублажить.
Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. Зиновия. По всей видимости, обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором.
Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». К тому же небо украсило его высокими добродетелями из которых он обладал даром дружбы в такой степени, что никогда не было никого более нежного и любвеобильного, чем он. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Конструктивная схема, примененная зодчим, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII-XVIII веков. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии.
Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж». Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати).
И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв. ), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. После Брунеллески тут приложил руку Вазари, Таленти, Лоренцо Гиберти и многие-многие другие.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое.
8). Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Внутри здание сильно перестроено. То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. В 1429 году, по заказу богатого флорентийского семейства Пацци, Брунеллески стал строить капеллу во дворе церкви Санта Кроче.
Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа.
Однако видя, что сын постоянно занимается искусными выдумками и ручными изделиями, он заставил его выучиться считать и писать, а затем приписал его к цеху золотых дел, с тем чтобы тот учился рисовать у одного из его друзей. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Италия еще не знала здания, которое было бы так близко к античности по своему строю, естественности облика и простоте форм. Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один.
В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Круглые окна позднейшего происхождения. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV.
На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. По углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них покоится архитрав, который тянется над всеми арками.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь).
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей.
Несмотря на то, что во всем фасаде Воспитательного дома нет ни одного элемента, непосредственно заимствованного из античных памятников, здание близко к ним по характеру благодаря своей ордерной системе, соотношению несомых и несущих частей и облегченным кверху пропорциям. Мало того, что он и другие, конечно, пользовались так называемой камерой обскура, которая загораживает все и только один глаз показывает через дырочку вид, который легче потом перенести на плоскость, но Филиппо Брунеллески пошел дальше. Вот этот огромный собор внутри.
Портики, лоджии с колоннами, правильные внутренние дворики и исполненные символического смысла подземные помещения для работ и трапез. Когда же толки уже прекратились и когда при виде той легкости, с какой возводилось это строение, пришлось как-никак признать гений Филиппо, люди беспристрастные уже полагали, что он обнаружил такую смелость, которую, быть может, еще никто из древних и современных зодчих не обнаруживал в своих творениях а возникло это мнение потому, что он наконец показал свою модель. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий.
Крупный деятель культуры Возрождения. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью.
В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров.
Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). Натуроподобно отражая эти идеалы искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Развитие его идей можно увидеть в современной мировой архитектуре. Уже первое архитектурное произведение Брунеллески – величественный восьмигранный купол. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. Лука Питти, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи и фактически уже, казалось, побеждавший, потерял, в конце концов, всякое значение благодаря дипломатической ловкости Медичи и своей бесхарактерности.
Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Приют является национальным центром детства и юности. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Говорят также, что Филиппо были изобретены машины для райка церкви Сан Феличе, что на площади в том же городе, на предмет представления или, вернее, празднования Благовещения по обряду, совершавшемуся во Флоренции в этом месте, согласно древнему обычаю. Так он еще глубже проникся духом античности. Архитектурный организм как в целом так и в деталях, всегда строится у Брунеллеско по принципу облегчения и дифференциации формы снизу вверх и от центра к периферии, в то время как для Рима типично обратное – утяжеление и укрупнение формы, подчеркивающее противоречие между ростом и нагрузкой, жизнью и материей.
Десять книг о зодчестве.
Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения сочеталось с характерным для готической архитектуры стрельчатым очертанием свода, также способствующим уменьшению распора. Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
А где же Лоренцо. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Сознание в состоянии выбора – ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации.
Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Входы в здание расположены по главной оси двора.
Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены.
И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» – благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Посмотрим другие, тоже не менее интересные постройки Брунеллески, так как, как ни странно, флорентийцы его больше ценили за его механизмы, а сегодня, конечно, мы понимаем, что он был великим архитектором. В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. М., 1937, т. II, стр. По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено.
К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. Работа эта, снискавшая ему похвалы художников и людей, понимавших в этом искусстве, настолько его ободрила, что прошло немного времени, как он уже принялся за другую и изобразил дворец, площадь и лоджию Синьории вместе с навесом пизанцев и всеми постройками, которые видны кругом работы эти явились поводом к тому, что пробудился интерес к перспективе в других художниках, которые с тех пор занимались ею с великим прилежанием. Это были соперники Медичи. Вскоре он уехал в Рим и принялся там за изучение римского или классического, стиля, который в это время был заброшен в Италии. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
Но как только вам, господа, заблагорассудится решить, что купол должен быть возведен, вы будете принуждены испробовать не только меня ибо одних моих советов, как я полагаю, недостаточно для такого великого дела, но придется вам заплатить и распорядиться, чтобы в течение года в определенный день собрались во Флоренции зодчие, не только тосканские и итальянские, но и немецкие и французские и всех других народов и предложить им эту работу с тем, чтобы после обсуждения и решения в кругу стольких мастеров за нее принялись и передали ее тому, кто вернее всех попадет в цель или будет обладать лучшим способом и рассуждением для выполнения этого дела. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Искусство Филиппо проявилось в этом настолько, что строение показалось Козимо слишком роскошным и большим и испугавшись не столько расходов, сколько зависти, он не приступил к его постройке.
Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем.
При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя».
А так как у него уже были сделаны рисунки и модели, он тотчас же их показал когда же попечители и другие мастера их увидели, они поняли, в какую впали ошибку, покровительствуя Лоренцо и, желая загладить эту ошибку и показать, что они понимают хорошее, они сделали Филиппо пожизненным распорядителем и главой всей этой постройки и постановили, чтобы ничего в этом деле не предпринималось иначе, как по его воле. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Идея перекрытия такого пролета была уже к 1417 г., но только в 1420 г. зодчему дали разрешение на строительство. Однако некие интриги все же окружали историю этого конкурса и, несмотря ни на что, работу Брунеллески не уничтожили подобно творениям других участников смотра, ныне она хранится целехонька в Национальном музее во Флоренции.
И вот Брунеллески-то с этим и справился. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи». В здании сохранено ясное чувство пропорции.
Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Дворец этот несколько лет тому назад купила светлейшая синьора Леонора Толедская, герцогиня флорентийская, по совету своего супруга, светлейшего синьора герцога Козимо. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности.
Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство.
Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы, по сути, является первым куполом Ренессанса, тогда как купол Санта-Мария дель Фьоре фактически построен с использованием готических приемов. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано.
В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). 15, 17). Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций.
Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Его оплакивали бесчисленные его друзья, художники, в особенности же самые бедные, которым он постоянно оказывал благодеяния.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры.
Точно так же он исполнил модель укреплений гавани в Пезаро, а вернувшись в Милан, он сделал много проектов для герцога и для собора этого города по заказу его строителей. То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать.