Филиппо Брунеллески приобрел значительные познания в математике, обучаясь у самого известного флорентийского ученого, математика Паоло Тосканелли, хотя он был не только математиком. Пока в 1409 г. Филиппо Брунеллески не предложил свой оригинальный проект. М., 1967 Филиппо Брунеллески.
Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик. Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса. Филиппо Брунеллески (1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения и один из создателей научной теории перспективы. Филиппо Брунеллески стал, по существу, первым по времени появления титаном эпохи Возрождения, сочетавшим в своей творческий натуре самые разнообразные способности и таланты. Самое знаменитое произведение Филиппо Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре, который увенчал основание, построенное ещё в XIII веке.
Именно таким был Филиппо Брунеллески, скульптор, ювелир инженер и архитектор из Флоренции. Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. Заслуга первого практического осуществления центральной перспективы принадлежит архитектору Филиппе Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377-м, во Флоренции, Италия (Florence, Italy), где ныне хранятся главные уцелевшие его работы.
Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию вдохновленный и полный самых смелых идей. F. civi suo benemerenti (Филиппо Брунеллеско, возродителю древнего зодчества, сенат и народ флорентийский своему заслуженному гражданину).
Это прежде всего Воспитательный дом. 15, 17). Итак, после того как истории эти были выставлены, Филиппо и Донато, которых удовлетворяла только работа Лоренцо, признали, что он в этом своем произведении превзошел их самих и всех остальных, сделавших другие истории. Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу.
Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. 26). То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать.
Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий.
Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. Франкль). Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам.
Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство. Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Брунеллески использовал ордер в сочетании с планом 3-нефной купольной базилики в церквах Сан-Лоренцо (с 1421 года) и Санто-Спирито (с 1434 года). Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
Консулам, попечителям и всем присутствовавшим гражданам, которые ожидали услышать какой-нибудь стройный проект, показалось, что Филиппо сказал глупость и они подняли его на смех издеваясь над ним, отвернулись от него и сказали ему, чтобы он говорил о чем-нибудь другом и что слова его достойны только такого сумасшедшего, как он. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Духа статую кающейся св.
Из истории жизни Филиппо нам известно, что он родился в состоятельной семье нотариуса Брунеллески ди Липпо Лаппи в 1377 году. Правда, принять в этом участие пожелало не более чем семь семейств, так как другие не имели средств то были Рондинелли, Джирони делла Стуфа, Нерони, Чаи, Мариньолли, Мартелли и Марко ди Лука, капеллы же их должны были быть выстроены в трансепте храма. Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими).
Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. И это было поистине добрым делом истинных друзей, доблестью, лишенной зависти и здравым суждением в познании самих себя.
Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений). Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг.
Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова "вступить в бой, не боясь риска".
8). Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. БРУНЕЛЛЕСКИ (Brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция – 15. 4. 1446, там же) итальянский архитектор, скульптор изобретатель, сценограф.
Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Брунеллески вёл обширные фортификационные работы, укреплял берега Арно, строил мосты.
В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Итак, прожив свой век по-христиански, он в мире оставил по себе благоухание своей доброты и своих великих доблестей. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил».
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. И в этой модели имевшей соответственно как раз те же размеры, что и сама постройка, он показал все трудности, как, например, освещенные и темные лестницы, все виды источников света, двери, связи и ребра, а также сделал для образца кусок ордера галереи.
И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего».
Приют является национальным центром детства и юности.
Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Так один предлагал заложить столбы на земле, которые бы поддерживали арки, на которые будет опираться конструкция, другой предполагал создать купол из легкого туфа, третий хотел устроить земляную насыпь внутри собора, которую можно использовать вместо строительных лесов, да подмешать в землю монет, чтобы по окончании работ насыпь разобрали бы сами флорентийцы.
Так оно называется, такое длинное название. Также писал сонеты. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось.
О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить и сильно страдали от дневного жара.
Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Затем, после тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет дель Дудженто и одновременно в одну из "палат" – дель Пополо или дель Коммуне, причем не пропускал почти ни одного заседания. А что если Филиппо долго проболеет.
Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался».
По видимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано. Подобный переход в искусстве от Средневековья к Возрождению совершился очень быстро, за одно поколение. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Автором здания называли также Бенедетто да Майано).
Конкурс моделей купола был проведен в 1418 г. Техническая модель Брунеллеско и Нанни ди Банко была утверждена лишь в 1420 г., в октябре этого года началось строительство купола. В самом деле, каждое его произведение поражает не только индивидуальностью стиля, но и индивидуальностью образа, продиктованного данной программой. Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». До 1436 года занимался возведением купола собора (рисунок и деревянная модель – 1417 год большая кирпичная модель – 1418 год, совместно с Нанни ди Банко и Донателло окончательная модель – 1419 год строительная программа – 1420 год, совместно с Гиберти) со световым фонарём (модель – 1432 год закончен в 1471 году) и эдикулами (закончены в начале 1460-х годов) выполнил сложные инженерные устройства для ведения строительных работ.
Он расположен на покатой площади Питти. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
Сын нотариуса Б. Липпи. Здесь Брунеллеско прямо использовал достижения позднеримской техники (вримском памятнике IV в. н. э. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима. После Брунеллеско церковь строили Антонио Манетти Чаккери и привлеченный позднее Джулиано да Сангалло.
Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Будущие исследования покажут, насколько этот характер проникает во все поры художественных организмов, созданных им, будь то, например, профилировка или гармонический строй. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней. К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. Они пользовались огромным успехом.
У Филиппо не хватало денег и он перебивался, оправляя драгоценные камни для своих друзей – ювелиров. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.
Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Вернулся из Рима и Филиппо.
Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен.
В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Не осуществлены планы других торжественных площадей (с дворцом Медичи перед церковью Сан-Лоренцо, 1434 год и перед церковью Санто-Спирито с открытым видом на реке Арно). Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти).
С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона.
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.
Когда же толки уже прекратились и когда при виде той легкости, с какой возводилось это строение, пришлось как-никак признать гений Филиппо, люди беспристрастные уже полагали, что он обнаружил такую смелость, которую, быть может, еще никто из древних и современных зодчих не обнаруживал в своих творениях а возникло это мнение потому, что он наконец показал свою модель. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Вот этот огромный собор внутри. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
5). Его похоронили с почтеннейшим погребальным обрядом и всяческими почестями в соборе Санта Мариа дель Фьоре, хотя семейная усыпальница его и находилась в церкви Сан Марко, под кафедрой около двери, где герб с двумя фиговыми листьями и зелеными волнами на золотом поле, так как его семья родом из феррарского края, а именно из Фикаруоло, вотчины на реке По, как о том свидетельствуют листья, обозначающие место и волны, указывающие на реку.
Здание приписывают также Альберти.
Создал деревянное «Распятие» для церкви Санта-Мария-Новелла (около 1425 года). Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев.
В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Такое сочетание ордера, арок и сводов с поверхностями несущих стен создает ощущение легкости и прозрачности архитектурных форм. В суждении он был беспристрастен и там, где видел ценность чужих заслуг, не считался со своей пользой и с выгодой своих друзей. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Несмотря на то, что во всем фасаде Воспитательного дома нет ни одного элемента, непосредственно заимствованного из античных памятников, здание близко к ним по характеру благодаря своей ордерной системе, соотношению несомых и несущих частей и облегченным кверху пропорциям. Флоренция оказалась окруженной широким кольцом крепостей.
В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения.
В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. — храме Минервы Медики).
Вместе с тем в пояснительной записке Брунеллеско сказано, что верхняя оболочка купола возводится «. В 1398 году вступил в цех ювелиров выполнил серебряные фигуры для алтаря собора в Пистое (1399-1400 годы). Брунеллески укреплял берега Арно, строил мосты.
Желая сделать восприятие воссозданных им проектов некогда великолепных строений более наглядным, он попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения, открыв тем самым прямую перспективу, за изучение которой с пылом взялись лучшие мастера Флоренции, немедленно внедрившие ее в свои творения. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Это тоже такое новое качество. Десять книг о зодчестве.
Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Из Флоренции он уехал в Неаполь.
Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Создал ряд проектов организации городского пространства. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Высота флорентийского собора 114 метров.
В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое. Брунеллеско мыслит и творит в категориях, свойственных не римскому, а греческому типу архитектурного мышления. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно.
Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял.
Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Почему он ничего не делает.
Входы в здание расположены по главной оси двора. Истории эти, законченные в том же году и выставленные для сравнения, оказались все весьма хороши и отличны друг от друга одна была хорошо нарисована и плохо сработана, как у Донато, другая имела отличнейший рисунок и была тщательно сработана, но без правильного распределения композиции в зависимости от сокращения фигур, как это сделал Якопо делла Кверча третья была бедна по замыслу и имела слишком мелкие фигуры, как разрешил свою задачу Франческо ди Вальдамбрина хуже всех были истории, которые представили Никколо дАреццо и Симоне да Колле.
Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Один из изобретателей (вместе с Л. Б. Альберти и Л. Гиберти) прямой перспективы – способа передачи трёхмерного пространства на плоскости с единой точкой схода (устраивал оптические сеансы, в том числе с 2 выполненными им ведутами – флорентийского баптистерия и Палаццо Веккьо). Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Вазари описывает этот процесс, когда он вникал во все и облегчал работу и делал ее абсолютно по-новому.
В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Среди других построек Брунеллески – недостроенный дворец партии гвельфов (около 1430-34 годов), центральная часть Палаццо Питти (начата в 1440 году). Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению.
Однако Козимо все-таки раскаялся, что не принял проект Филиппо, после того, как он уже осуществил другой проект и тот же Козимо часто говорил, что ему никогда не приходилось беседовать с человеком, обладающим большим умом и сердцем, чем Филиппо. Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. И Палаццо Питти – еще один дворец. Не раз уже отмечалось, что мастера первой половины XV века относились к классическому наследию с наивной неразборчивостью и интересовались не столько принципами и канонами античного зодчества, сколько его внешними, декоративными формами, да и то без стилистического ригоризма.
Одновременно со строительством Воспитательного дома Брунеллески в 1420 г. начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Лоренцо, строительство которой было закончено в 1428 г. Эта композиция была образцовой для Ренессанса. Тот же приём применён в ансамбле площади Сантиссима-Аннунциата (предположительно осуществлён по рисунку Брунеллески, около 1447 года). Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти.
Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Вот Вазари пишет: «Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить и сильно страдали от дневного жара.
В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности.
Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.
Круглые окна позднейшего происхождения. 10). Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
7). На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов.
Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. М., 1937, т. II, стр. И вот это так поразило Авраамия Суздальского, что он это все описал в своих записках и это потом переписывали во многих монастырях. То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе.
В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Для них античная культура, античная архитектура была маяком. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась).
Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Последний сделал вертикальное продолжение одного из архитравов, что архитектурно неправильно и вот, когда Филиппо вернулся и на него накричал за то, что тот сделал такую вещь, он ответил, что заимствовал это от храма Сан Джованни, который построен древними. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей Флорентийского баптистерия в 1401 году.
XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу.
Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. 8). В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. После Брунеллески тут приложил руку Вазари, Таленти, Лоренцо Гиберти и многие-многие другие. Это было нечто большее.
Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. И тут тоже видно, вот эта логика, вот эта простота, к которой стремится Брунеллески в своих постройках, четкий ритм, пропорции. Возведение здания было живым и органичным процессом.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Ордерные деления сакристии намечают основные закономерности ее композиции, придавая ей ясность, покой и легкость. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Также ко времени его работы в качестве ювелира принадлежат две полуфигуры пророков (в квадрифолиях) и две фигуры отцов церкви (Амвросия и Августина). Однажды мессер Паоло даль Поццо Тосканелли, возвращаясь после занятий и собираясь поужинать в саду с некоторыми из своих друзей, пригласил и Филиппо, который, слушая, как он рассуждает о математических искусствах, настолько с ним подружился, что научился у него геометрии.
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом.
Но тем не менее капелла Пацци существует, так, как ее задумал, может быть, доделывали уже другие мастера, но как ее задумал Брунеллески. Во время работы над этим произведением Филиппо построил много других зданий, которые мы ниже и перечислим по порядку: он своей рукой изготовил модель капитула церкви Санта Кроче во Флоренции для семьи Пацци – вещь богатую и очень красивую также модель дома фамилии Бузини для двух семейств и далее – модель дома и лоджии детского приюта Инноченти своды лоджии были построены без лесов, способом, который и поныне может наблюдать каждый.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей.
2 и 9). Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период.
Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Капелла была заказана семейством Пацци. Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один.
Своими способностями в геометрии он удивил даже Паоло Тосканелли, друга семьи Брунеллески и известного ученого, повлиявшего на таких знаменитых деятелей эпохи, как Николай Кузанский, Региомонтан и Леон Альберти. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Это правда.
Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление.
Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах.
Филиппо нес эти обязанности, а также другие должности в своем городе и в них всегда вел себя со строжайшей рассудительностью. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.
Оставаясь самим собой и сохраняя неповторимую прелесть своего юношеского строя, Брунеллеско никогда не повторяется. рис.
Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. А что если не будет Филиппо. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой.
Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола.
Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). С другой стороны, Лоренцо, оказавшись побежденным и как бы посрамленным, был настолько облагодетельствован и поддержан своими друзьями, что продолжал получать жалование, доказав, что он не может быть уволен раньше чем через три года. Основными признаками этого периода являются многочисленные нововведения в искусстве, которые в корне изменили предшествующие романские, готические и византийские вкусы и обусловили мощнейший подъем искусства всех видов: живописи, архитектуры, скульптуры. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью.
Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Но, конечно, то, что сделал Брунеллески, это превосходит все, так как он сумел сделать то, что не мог сделать никто, так как собор был подведен под своды и все застряло – непонятно было, как его перекрывать. Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки.
И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Филиппо Брунеллески (итал.
14). Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
Вот здесь мы видим другое палаццо, палаццо Питти, которое тоже, кстати, доканчивал уже не сам Филиппо Брунеллески. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти.
Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Помимо этого он интересовался математикой изучал военные и промышленные машины. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». И, к сожалению, несколько построек, в том числе и эту, Брунеллески не довел до конца, но и сами Пацци тоже не смогли ее довести до конца. Он сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпичи, чтобы самому увидеть и помять глину, а когда они были обожжены – собственной рукой, с величайшим старанием отбирал кирпичи.
Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов.
— были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. Это были соперники Медичи. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет».
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. После осмотра местности Брунеллески предложил проект.
При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Впоследствии, когда капитаны гвельфской партии решили построить здание, а в нем залу и приемную для заседаний их магистрата, они это поручили Франческа делла Луна, который, начав работу, уже возвел постройку на десять локтей от земли и сделал в ней много ошибок и тогда ее передали Филиппо, который придал дворцу ту форму и то великолепие, какие мы видим нынче.
За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы.
В 1398 году Брунеллески вступил в "Арте делла сета" и стал золотых дел мастером. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. 13). Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь.
Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421-1428).
Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). После неудачи в конкурсе изучал в Риме античные памятники (по преданию, вместе с Донателло). Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор».
Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных).
Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Можно видеть его высоту.
Здесь он возвращается к сложной форме, тоже известной еще по раннехристианским временам, восьмиугольной. Правда, будь она жива, она, судя по тому, что я недавно узнал, была бы способна истратить на это в один год сорок тысяч дукатов, чтобы увидеть дворец если не достроенным, то, во всяком случае, доведенным до отличнейшего состояния. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов.
По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. В 1404 году упомянут (вместе с Гиберти) как консультант строительного комитета собора Санта-Мария-дель-Фьоре. последователями Брунеллеско). Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. И вот Брунеллески-то с этим и справился. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.
Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). В здании сохранено ясное чувство пропорции. Фонарь купола был сооружен только после смерти зодчего по несколько видоизмененному его проекту. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Так он еще глубже проникся духом античности.
Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции.
Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Принадлежал к блестящей плеяде гуманистов, включавшей Л. Б. Альберти (посвятил Брунеллески свой трактат «О живописи»), Мазаччо, Луку делла Роббиа, П. П. Тосканелли, Л. Бруни и др. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). В его постройках отсутствуют напряженные световые контрасты и строгие, холодные вертикали, столь характерные для готических соборов. Первый из Медичи, получивший власть над городом, был Козимо Старший и именно он завел вот эту вот особенную дружбу с людьми искусства и он вкладывал немалые средства в украшение города.
Франкль). Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Ближе всего к идеальной центрической форме незаконченная церковь Санта-Мария-дельи-Анджели (начата около 1434 года) с объёмом в виде 16-гранника и куполом на 8-гранном барабане. Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. А на высоте каждых девяти локтей обоих сводов должны быть проведены между каждой парой ребер маленькие своды, перевязанные прочным дубовым срубом, который бы скреплял ребра, поддерживающие внутренний свод далее эти дубовые перевязи должны быть покрыты железными листами имея в виду лестницы.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. А где же Лоренцо. О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков. В 1401-02 годах исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление новых дверей флорентийского баптистерия (уступил первенство Л. Гиберти).
На стены, над которыми поднимается купол, наложены декоративные арки, над антаблементом в люнетах помещены полуциркульные окна. Что он тогда будет делать. Отец Филиппо, нотариус сер Брунеллеско ди Липпо Лаппи, предназначал его к профессии нотариуса, но по просьбе сына отдал его в обучение к ювелиру Бенинказа Лотти. Причиной всему этому были советы его преемников, которые завидовали его славе, а при жизни его состязались с ним в изготовлении моделей между тем некоторые из них были в свое время посрамлены сонетами, написанными Филиппо, а после его смерти они ему за это отомстили не только в этом произведении, но и во всех тех, которые перешли к ним после него. Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno).
по уставу монахи не могли общаться с миром. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Он изобрел систему петель с головкой и крюков и вообще значительно облегчил строительное дело, которое, несомненно, благодаря ему достигло того совершенства, какого оно, пожалуй, никогда не имело у тосканцев. Он включен в сложные отношения с миланскими герцогами.
Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан Джованни Валь дАрно он возглавлял фортификационные работы.
Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Только к 1380 г. здание подвели под купол и флорентийцы объявили конкурс на завершение строительства, но долгожданная постройка несколько отличалась от первоначально задуманного проекта и диаметр основания будущего купола составил 42 м, такую задачу решить никто не взялся. Воспитательный дом – так называемый Оспедале-дельи-Инноченти (1419-1427 годы завершён в 1445 году) задуман как идеальная композиция с квадратной в плане площадью, обрамлённой лоджиями зданий. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
Это показывает значительно более активную роль Брунеллеско в определении формы и кривизны купола, чем это обычно предполагается. Сила его определяется не только гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, – барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами.
Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя – защитной.
Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Мнение Филиппо получило огласку и ему поручили показать, как приняться за дело, чтобы построить такой венец.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Но Медичи не были тиранами. И даже как-то они там свою нужду справляли. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески).
Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. И все это, чтобы его ублажить.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике.
Попечители же, предварительно извинившись перед Филиппо, уговаривали его продолжать, утверждая, что изобретатель и творец этого строения – он и никто другой а между тем они назначили Лоренцо то же содержание, что и Филиппо. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
Зиновия.
Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре.
Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал.
Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато – в эти города ездил регулярно иногда несколько раз в год. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати).
Действительно, он убедился в том, что Лоренцо и в голову не приходило думать о таких вещах, так как он ответил, что предоставляет это дело ему как изобретателю. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы».
То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Пока заготовлялся материал, чтобы приступить к кладке, в среде мастеровых и граждан объявилась кучка недовольных: выступая против консулов и строителей, они говорили, что с этим делом поспешили, что подобная работа не должна производиться по усмотрению одного человека и что им можно было бы простить, если бы у них не было достойных людей, каковыми они располагали с избытком и что это нимало не послужит к чести города ибо, случись какое-нибудь несчастье, как это подчас бывает при постройках, они могут навлечь на себя порицание в качестве людей, возложивших слишком большую ответственность на одного и что, принимая во внимание вред и позор, которые от этого могут последовать для общественного дела, хорошо было бы, дабы обуздать дерзость Филиппо, приставить к нему напарника. И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов».
Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. В 1398 г. он уже стал считаться золотых дел мастером и вступил в Арте делла Сета, куда входили другие золотых дел мастера. Кроме того, Филиппо сделал еще одну модель – очень своеобразного храма дельи Анджели для благородного семейства Сколари. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях.
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах.
Внутри здание сильно перестроено. Работал в основном во Флоренции. Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Простота и строгость форм купола подчеркнуты более мелкими членениями венчающего фонаря, что усиливает впечатление высоты всего сооружения.
В том же году попечители Санта Мариа дель Фьоре и консулы шерстяного цеха созвали совещание местных архитекторов и инженеров по вопросу о возведении купола в числе их выступил Филиппо и посоветовал приподнять здание под крышей и не следовать проекту Арнольфо, но сделать фриз вышиной в пятнадцать локтей и проделать большое слуховое окно в середине каждой грани, так как это не только разгрузило бы плечи абсид, но и облегчило бы постройку свода. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы».
15, 16). То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.
Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Идея купола — восьмигранного стрельчатого свода, — готическая и была уже намечена строителем собора Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил, как обычно считается, великий Джотто. Модель приюта исполненная рукой Филиппо, простояла много лет в здании шелкового цеха, что у ворот Санта Мариа, так как с ней очень считались для той части здания приюта, которая оставалась неоконченной ныне модель эта пропала. В церкви Сан-Лоренцо он возвёл Старую сакристию (около 1419-29 годов) – квадратное в плане сооружение с зонтичным куполом, структура которого подчёркнута выделенными цветом элементами ордера. 6).
Занимался оформлением религиозных праздников (представление в церкви Санта-Мария-дель-Кармине на празднике Вознесения, 1439 год, описано в путевых записках суздальского архиепископа Авраамия).
Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов.
Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Широкая трехмаршевая лестница связывает двор со вторым этажом, где были приемные помещения с главным залом, украшенным богато кессонированным деревянным потолком, а в левом крыле — маленькая часовня. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.
Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка.
Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. О ней тоже пойдет сегодня речь. Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. Между тем, готический принцип стрельчатого нервюрного свода переработан мастером на основе новых смелых конструкций и как раз те части композиции, которые, безусловно, принадлежат Брунеллеско, обнаруживают присущую ему свободу и смелость. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи».
.