Только в 40 лет (с 1418 года) Брунеллески начал работать как архитектор.
А где же Лоренцо. Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. Ребра каждой из граней подчеркиваются рельефными тягами. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.
С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо.
В следующем, 1419 году Брунеллески начал разрабатывать проект строительства Оспедале-дельи-Инноченти, Воспитательного дома во Флоренции, гармоничные пропорции фасада которого вызывают восхищение и по сей день. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. В 1421 году была проведена торжественная церемония в честь начала работ и закладки нового алтаря: процессия вышла из базилики, обогнула ее и направилась к кампаниле (колокольне). Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. У Брунеллески него два прекрасных друга: известный математик Тосканелли, ставший впоследствии советником Христофора Колумба и скульптор Донателло.
Квадрат стен завершается системой парусов, широких и изящных на них опирается купол (поднят на высоту 18 метров). Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Немало было и таких, которые говорили, что хорошо было бы наполнить его изнутри землей и замешать в нее мелкие монеты так, чтобы, когда купол будет закончен, было разрешено каждому, кто захочет, брать этой земли и таким образом народ в один миг растаскал бы ее без всяких расходов. К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок).
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Но к XIII веку, конечно, этот раннехристианский храм обветшал и Арнольфо ди Камбио должен был построить вот этот огромный собор, чтобы вместить туда весь город. Строгий геометрический ритм вертикальных и горизонтальных членений смягчается круглыми окнами и арочными мотивами по всему пространству.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
И Палаццо Питти – еще один дворец. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. Работы А. и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать.
Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия.
Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в. ), а также треченто (14 в. ), кватроченто (15 в. ) и чинквеченто (16 в. ). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
Конфликт удалось решить в пользу большинства и капелла осталась на своем месте. Франкль). Оспедале дельи Инноченти Брунеллеско явился первым крупным общественным зданием подобного типа, стоящим обособленно и занимающим видное место в городе.
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). 2 и 9). Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло.
Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были.
Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи».
Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). 26). На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет».
Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис.
Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре.
В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Философия и религия. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Число овальных капелл идущих по кругу, начиная от входа, должно было, согласно этой концепции, видимо, символизировать Семь свободных искусств.
Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. Вот этот огромный собор внутри. Почему он ничего не делает.
Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать.
С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены.
Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании.
Однако видя, что сын постоянно занимается искусными выдумками и ручными изделиями, он заставил его выучиться считать и писать, а затем приписал его к цеху золотых дел, с тем чтобы тот учился рисовать у одного из его друзей. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско.
Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Он обхватывает весь внутренний периметр стен храма. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Духа статую кающейся св. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв. ), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Вернулся из Рима и Филиппо.
Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжёлые строительные материалы так высоко над землей. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Зиновия.
Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Тем временем в душе Филиппо пробудилась мысль сделать модель, каковой до того времени еще ни одной не было сделано и вот, взявшись за это дело, он заказал ее некоему Бартоломео, столяру, жившему около Студио. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь.
Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью — избегнуто все давящее, все разъединяющее. Дворец этот несколько лет тому назад купила светлейшая синьора Леонора Толедская, герцогиня флорентийская, по совету своего супруга, светлейшего синьора герцога Козимо.
Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Круглые окна позднейшего происхождения. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка.
Снова его друг-соперник переходил ему дорогу. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Лука Питти, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи и фактически уже, казалось, побеждавший, потерял, в конце концов, всякое значение благодаря дипломатической ловкости Медичи и своей бесхарактерности.
Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре.
Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Он происходил из солидной образованной семьи, в которой людей искусства считали презренными ремесленниками. Она выделялась рисунком, тщательностью исполнения, замыслом искусством и прекрасно вылепленными фигурами. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. Тут Брунеллески превзошёл сам себя.
То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. 8).
Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено.
Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445).
Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах.
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. В особенности же он преподал ее Мазаччо, художнику в то время молодому и большому его другу, который сделал честь его урокам своими работами, как видно, например, по строениям изображенным на его картинах.
Законотворчество в режиме онлайн. Дж. Однако, понуждаемые Филиппо более чем обычно, они из-за нескольких выговоров, полученных ими во время кладки, а также из-за многого другого, что случалось ежедневно, стали им тяготиться. Это тоже такое новое качество. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр.
Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес. Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
15, 16). Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность выйти замуж или уйти в монастырь. Многие же сходились на том, чтобы поставить столб посередине и возвести шатровый свод, как во флорентийском баптистерии Сан Джованни.
7). В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами.
Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.
В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища» или Большого купола). Был даже сочинен панегирик, восхваляющий церковь Сан-Лоренцо: «понастоящему прекрасную, величественную, огромную, великолепную и редкостную она воздвигнута по желанию Козимо». Приют является национальным центром детства и юности. Подмостья Филиппо были сделаны с таким талантом и умением, что о нем составили себе мнение поистине обратное тому, которое до того у многих о нем было ибо мастера работали на них с такой уверенностью, втаскивали тяжести и спокойно ступали, как если бы стояли на твердой земле модели этих подмостьев сохранились в попечительстве.
Крупный деятель культуры Возрождения. 10). Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Здание приписывают также Альберти. При этом каждый новый этап роста приносит с собой абсолютно новое качество – от нерасчлененного единства прямоугольного плана к трехчастному делению на нефы и, далее, от пятичастного членения основания купола на парусах к двенадцатидольному цветению венчающей части. 13).
Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти). Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. Купол закончен в 1431 г., апсиды его барабана — в 1438 г., а балюстрада — в 1441 г. После окончания строительства купола до верхнего кольца и освящения собора в 1436 г. был объявлен конкурс на модель фонаря победителем снова вышел Брунеллеско.
Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж». Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. Он должен был строиться на деньги, оставленные по обету завещанием знаменитого кондотьера Пиппо Спано.
как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». С восточной стороны – алтарь в виде маленького низкого помещения, но подчинённого большому.
Тогда же началась война Флоренции с Луккой, которая продлилась до 1433 года. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Слова Микеланджело оказались пророческими.
В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Однако они не стали с ним договариваться на высоту большую, чем в двенадцать локтей, говоря, что они еще посмотрят, как будет удаваться работа и что если она удастся, как он их в этом уверял, они не преминут заказать ему остальное.
Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. А что если Филиппо долго проболеет.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе.
Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. Алтарная ниша, примыкающая к сакристии с восточной стороны, также увенчивается куполом на парусах, внутри которых расположены изображения ракушек (мотив «конхи», популярный в период Раннего Ренессанса, но восходит к римскому наследию). Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг.
ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант.
Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Она должна была стать светлой (и снаружи тоже) и просторной.
5). Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Записка его была переписана в книгу, в которой проведитор вел приходные и расходные счета на лес и мрамор, вместе с упомянутым выше его обязательством и ему было назначено содержание на тех же условиях, на которых и раньше оплачивались главные руководители работ. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Церковь, перекрытая цилиндрическими сводами, очень просторна и ризница удобна во всех отношениях, как, впрочем и все остальные части монастыря.
Проект церкви Сан Лоренцо, выполненный Брунеллеско почти одновременно с проектом сакристии, позже им перерабатывался. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества.
В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Однако твердо решив, что он найдет способ, чтобы Лоренцо не слишком долго выдержал эту работу, он продолжал вместе с ним по тому же плану, который был указан в записке, представленной им попечителям. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. В сакристии отсутствуют колонны, то есть пространство является бесстолпным.
Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор.
Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению.
Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство. Консулы остались в собрании весьма смущенные как слишком трудными проектами первых мастеров, так и последним проектом Филиппо, по их мнению, глупым, так как им казалось, что он запутал свою задачу двумя вещами: во-первых, сделать купол двойным, что было бы огромной и бесполезной тяжестью во-вторых, построить его без лесов.
Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Что он тогда будет делать. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». Квадратный двор, обрамленный легкими арочными галереями, защищающими помещения от палящих солнечных лучей, окружен различными комнатами с двумя залами по обеим сторонам глубинной оси двора (рис. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах.
История основания церкви Сан-Лоренцо во Флоренции уходит в глубокую древность и относится ко временам святого Амвросия Медиоланского (393 год). (Много позже Микеланджело с восхищением назовёт его двери «Вратами Рая». ) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью.
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Воспитательные учреждения и приюты для подкинутых детей были еще в средневековье, обычно в церковных и монастырских комплексах.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора.
8). В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Внутри здание сильно перестроено.
И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов.
«Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего».
Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. — храме Минервы Медики).
Над скульптурным убранством уже готовой сакристии начинает работать Донателло (им выполнены медальоны в парусах). В здании сохранено ясное чувство пропорции. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу.
Гиберти пришлось публично признать, что, кроме самого автора, проект этот вряд ли кто реализует. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско».
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Возвратившись во Флоренцию, он показал рисунок гробницы, тщательно им воспроизведенный, чему Донато безмерно дивился, видя, какую любовь Филиппо питает к искусству. Многие, кому природа дала малый рост и невзрачную наружность, обладают духом исполненным такого величия и сердцем исполненным столь безмерного дерзания, что они в жизни никогда не находят себе успокоения, пока не возьмутся за вещи трудные и почти что невыполнимые и не доведут их до конца на диво тем, кто их созерцает и как бы недостойны и низменны ни были все те вещи, которые вручает им случай и сколько бы их ни было, они превращают их в нечто ценное и возвышенное. Капелла была заказана семейством Пацци.
Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». В самом деле, каждое его произведение поражает не только индивидуальностью стиля, но и индивидуальностью образа, продиктованного данной программой. Это явственно видно на примере Филиппо ди сер Брунеллеско, который был невзрачен собою не менее чем Форезе да Рабатта и Джотто, но который обладал гением столь возвышенным, что поистине можно утверждать, что он был ниспослан нам небом, чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути уже в течение нескольких столетий и на которую люди того времени тратили себе же назло несметные богатства, возводя сооружения, лишенные всякого строя, плохие по исполнению, жалкие по рисунку, полные самых причудливых измышлений, отличающиеся полным отсутствием красоты и еще хуже того отделанные. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола.
Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Вазари пишет о том, как продвигалась работа: «Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить и сильно страдали от дневного жара.
В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. Это были соперники Медичи.
Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу.
В 1410 г. был закончен подкупольный барабан с круглыми окнами роль Брунеллеско в создании барабана неясна. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Выполненный Баччо дАньоло в XVI в. на одной из граней купола карниз с галереей не соответствует замыслу Брунеллеско.
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв. ) была особенно значительна.
Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо.
Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Вазари. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Козимо, уже после смерти Джованни (в 1442 году), решил перенести семейную капеллу из боковой пристройки непосредственно в центр храма, что вызвало негодование прихожан. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы».
И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение.
последователями Брунеллеско). Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Однако Козимо все-таки раскаялся, что не принял проект Филиппо, после того, как он уже осуществил другой проект и тот же Козимо часто говорил, что ему никогда не приходилось беседовать с человеком, обладающим большим умом и сердцем, чем Филиппо.
Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Это прежде всего Воспитательный дом. Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Для них античная культура, античная архитектура была маяком.
Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорентийской традиции, частично— изобретённая самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность и все настроение этого церковного здания— настроение неомрачённой жизнерадостности, наивной радости бытия. Брунеллески, принадлежавший к первой когорте художников раннего Возрождения, почти наверняка не сумел бы добиться столь выдающихся успехов, живи он хотя бы поколением ранее. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
Этой изобретательной новой технике попеременной кладки горизонтальных и вертикальных рядов кирпича «в елку» суждено было стать характерной чертой всех соборов, возведенных Брунеллески, — как больших, так и малых. Видя, что работа спорится и удается на славу, Филиппо настолько воспрянул духом, что трудился не покладая рук. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу.
Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Брунеллески получил полную самостоятельность. Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов.
История их соперничества началась еще в 1401 году, когда они боролись за другой вожделенный заказ – новые бронзовые двери для флорентийского баптистерия. Учениками его были еще Доменико с Луганского озера, Джеремия из Кремоны, который прекрасно работал в бронзе вместе с одним славянином исполнившим много вещей в Венеции, Симоне, который, сделав в Орсанмикеле Мадонну для цеха аптекарей, умер в Виковаро, где он выполнял большую работу для графа Тальякоццо, флорентинцы Антонио и Никколо, которые в Ферраре в 1461 году сделали из металла большого бронзового коня для герцога Борсо и многие другие, о которых слишком долго было бы упоминать в отдельности. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ).
При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. М., 1937, т. II, стр. Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. Десять книг о зодчестве.
Он расположен на покатой площади Питти. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.
Его творческий путь начался с поражения: в 1401 году он вместе с самыми выдающимися мастерами Европы участвовал в городском конкурсе на создание лучшего бронзового рельефа для ворот баптистерия Сан-Джованни, древнего и почитаемого флорентийского храма, стоящего перед кафедральным собором. Однако, приблизившись к классическому замыслу, Брунеллески воплотил его в полновесных формах античного зодчества. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443).
Да я этому и не удивляюсь ибо в этом городке каждый считает себя призванным знать в этом деле столько же, сколько испытанные в нем мастера, в то время как очень мало таких, которые действительно понимают, – не в обиду им будь это сказано. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми.
Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. 6).
Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции). Идея была принципиально новой, но и осуществимой. Внешнее оформление церкви Сан-Лоренцо созвучно оформлению Старой сакристии.
Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. Козимо это отменил по желанию Филиппо, который значительно увеличил главную капеллу, задуманную раньше в виде маленькой ниши, для того чтобы можно было придать хору тот вид, какой он имеет в настоящее время когда капелла была закончена, оставалось сделать средний купол и остальные части церкви. Альберти в «Трактате о живописи». А что если не будет Филиппо. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций.
Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. И вот, вернувшись домой, он написал на листе свое мнение откровенно, как только мог, для передачи в магистрат в следующей форме. Чтобы справиться с распором – давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, – Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины, вроде обручей на бочке. Она вызвала лишь смех, а его самого и вовсе посчитали сумасшедшим. В доказательство своих слов Филиппо мог бы представить созданную им модель, которую он держал при себе.
рис. Это правда. Филиппо для каждого малейшего случая все время приготовлял рисунки и модели приспособлений для кладки и подъемных кранов. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо.
Своды двойные и все здание построено столь искусно, что трудно себе представить более прекрасную и великолепную архитектуру. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
14). При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Он работал чернью и исполнял крупные работы из золота и серебра, как, например, некоторые фигуры из серебра, вроде двух полуфигур пророков, находящихся на торцах алтаря св. Здесь были погребены представители их семьи. Сакристия Сан-Лоренцо – просторное квадратное помещение, перекрытое куполом. Немаловажное значение в планировочном решении сыграло расположение здания во дворе средневекового монастыря Санта Кроче. эВ центре сакристии, под куполом, помещается довольно скромная гробница Джованни Медичи и его жены Пиккарды.
В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Поверхность стен делится на три горизонтальных яруса, каждый из которых имеет свой тип декора. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок.
Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Хотя при таких объемах постройки и квадратном плане было не так сложно соорудить сферический купол наподобие средневековых византийских, Филиппо предпочел возвести купол, поверхность которого делится радиальными ребрами на 12 частей (так называемый зонтичный купол).
Чем больше Филиппо, разгоряченный речью, пытался сделать свой замысел доступным, так, чтобы они его поняли и ему поверили, тем больше вызывал он в них сомнений, тем меньше они ему верили и почитали его за невежду и болтуна.
В тот раз победителем вышел Гиберти. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу.
С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. И даже как-то они там свою нужду справляли.
Боковые крылья и двор пристроены позднее. Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. В самый ответственный момент строительства Филиппо сказался больным и на вопросы встревоженной мэрии по поводу продолжения работ отвечал не без иронии: «А зачем я вам нужен.
По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором.
Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи.
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. И все это, чтобы его ублажить.
Входы в здание расположены по главной оси двора. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Первое же систематическое изложение этой проблемы мы находим у Л. Б.
В течение продолжительных бесед по вечерам Тосканелли ознакомил Брунеллески с законами чисел, а Донателло — с закономерностями искусства, В дальнейшем Брунеллески вместе с Донателло уехал в Рим, чтобы ознакомиться там с шедеврами античной архитектуры. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Квадратная в плане (1213 метров) Старая сакристия была построена в 1421-1428 годах и считается первой самостоятельной центрической постройкой Ренессанса.
Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину.
Также и для мессера Луки Питти сделал Филиппо проект роскошного и великолепного дворца, вне Флоренции, за воротами Сан Никколо и в месте имени Рушано, во многом, однако, уступающий тому, который Филиппо начал для того же Питти в самой Флоренции он довел его до второго ряда окон в таких размерах и с таким великолепием, что в тосканской манере не было построено ничего более исключительного и более пышного. Роль искусства. Но Медичи не были тиранами. Можно видеть его высоту. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей).
Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. Не понравилось все это попечителям, а также и Филиппо, который, обдумав это, однажды в субботу вечером решил уволить их всех. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом.
А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям.
Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Это единственная часть храма Сан-Лоренцо, которую можно с точностью приписать Брунеллески.
Консулам и попечителям понравились решение и совет Филиппо правда, они предпочли бы, если бы он за это время приготовил модель и ее обдумал. Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.
Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более лёгкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. А чтобы показать, что они признают его, они выдали ему сто флоринов, записанных на его имя по распоряжению консулов и попечителей 13 августа 1423 года рукой нотариуса попечительства Лоренцо Паоло и подлежащих выплате через Герардо, сына мессера Филиппо Корсини и назначили ему пожизненное содержание из расчета по сто флоринов в год.
К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. А сказал он это, чтобы оправдать себя ибо, никогда не видав модели Филиппо и ни разу, дабы не показаться невеждой, не спросив того о его планах, он говорил об этом деле на свой страх и отвечал двусмысленными словами, в особенности же зная, что он участвует в этой работе против воли Филиппо. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. К тому же необходимо подумать о свете, о лестницах и стоках, по которым вода могла бы уходить во время дождя.
И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». И вот, когда их позвали на собрание, было выслушано мнение всех и проект каждого зодчего, обдуманный им на этот случай. Наряду с этими работами он спроектировал сооружения, ставшие архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения.
Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». Это было нечто большее. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций.
Декор фасада храма, к сожалению, так и не был завершен.
Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. В центре расположен окулюс (как в римском Пантеоне), ему вторит целый пояс круглых окон у основания купола. Высота флорентийского собора 114 метров.
Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Как и в куполе собора, распор зонтичного купола сакристии Сан Лоренцо погашается посредством хорошо перевязанного распорного кольца, устроенного в его основании и выраженного сильным профилем.
И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно. Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). 15, 17). по уставу монахи не могли общаться с миром. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов.
Франкль). Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Они пользовались огромным успехом. То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими).
О ней тоже пойдет сегодня речь. Так оно называется, такое длинное название. При этом они поставили одно условие. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа.
Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо.
Изящный рисунок темно-фиолетового каркаса на жемчужно-серых плоскостях стен создает иллюзию их невесомости. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Но тоже мы видим, что торжествует вот этот вот античный, такой на Рим, даже не на Грецию, а именно на Рим ориентированный стиль, так как для них античность, конечно, с Римом была связана. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа.
Интересно, что эта фреска была написана на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, так как во многих городах, а во Флоренции это делалось с особо пышным великолепием, на праздник волхвов все выходили в город, шли вот таким шествием к собору и там тоже приносили дары, то есть все население города включалось в шествие волхвов. И все же влияние его индивидуальной манеры на современников и потомков оказалось весьма поверхностным и недолговечным, а главное, вся глубина и все своеобразие его творческого метода оказались, по существу, непонятыми ибо ближайшие его преемники, а за ними и вся последующая европейская архитектура пошли по абсолютно иным путям. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Отец Филиппо, нотариус сер Брунеллеско ди Липпо Лаппи, предназначал его к профессии нотариуса, но по просьбе сына отдал его в обучение к ювелиру Бенинказа Лотти.
То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая.
Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди.
Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. И вот Брунеллески-то с этим и справился. Это была эпоха великих флорентийских «правителей-гуманистов», таких, как Колуччо Салютати, Леонардо Бруни и Поссио Браччолини, чьи имена вошли в историю итальянской литературы. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать.
То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Архитектор предлагал строить купол без традиционных деревянных опор. Одновременно со строительством Воспитательного дома Брунеллески в 1420 г. начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Лоренцо, строительство которой было закончено в 1428 г. Эта композиция была образцовой для Ренессанса. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться.
Он настолько этим увлекся, что своей рукой изобразил площадь Сан Джованни с чередованием инкрустаций черного и белого мрамора на стенах церкви, которые сокращались с особым изяществом подобным же образом он сделал дом Мизерикордии, с лавками вафельщиков и Вольта деи Пекори, а с другой стороны колонну св. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором.
Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Оно было подобно огромному кратеру и никто не знал, как решить эту задачу. Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации.
Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной. ) была его затея. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Периодизация и регионы.
Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Это здание, послужившее образцом госпитального строительства для последующих поколений зодчих, ознаменовало собой рождение нового, подлинно современного зодчества в области строительства общественных зданий функционального назначения, которое своим появлением обязано архитектору, понимавшему требования и проблемы городского планирования. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.