Судьба пошла навстречу этому желанию ибо как раз в то время Бартоломео Барбадори захотел построить капеллу в церкви Феличита и сговорился с Филиппо, который за это время и без лесов построил купол для капеллы, находящейся при входе в церковь направо, там, где сосуд для святой воды исполненный им же точно так же в это время он построил еще одну капеллу – со сводами для Стиатты Ридольфи в церкви Санто Якопо, что на Арно, рядом с капеллой большого алтаря. Между тем, так как последний болел уже более двух дней, производитель работ и очень многие мастера из каменщиков ходили навещать его и настойчиво просили его сказать им, что же им делать. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. 7).
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Подобный прием освобождал от необходимости использования кружал. Создание такого купола, конечно, оказалось сложной технической задачей: вообще-то в то время никто не знал, как такое строить, хотя перед глазами был уже созданный небольшой прототип – купол знаменитого восьмигранного романского баптистерия (построенный в 1128-1150 годах). В конце концов, мастера шерсте-прядильного цеха, несшие большую часть расходов, пригласили специалистов из всех стран Европы, чтоб испросить у них совета.
рис. Прим.
Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Первое же систематическое изложение этой проблемы мы находим у Л. Б.
Это было необычное решение, в то время чаще всего строили соборы на основе квадрата. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал.
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Кроме того, оно требовало немыслимых тогда технических возможностей. Какое отчаяние и какую горечь испытал Филиппо, услыхав о том, что сделали попечители, видно из того, что он готов был бежать из Флоренции и не будь Донато и Луки делла Роббиа, которые утешали его, он мог потерять всякое самообладание. Франкль). Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон.
Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Как бы то ни было, хорошо, что мы о них рассказали, так как они совсем вышли из употребления. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица».
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Здание приписывают также Альберти. Помещения палаццо скомпонованы с трех сторон вытянутого по ширине здания открытого двора, окруженного в первом этаже глубокими лоджиями. А ещё через два года Филиппо Брунеллески получит заказ на возведение церкви Сан-Лоренцо, которая станет ещё одним его гениальным творением. Большой вклад в развитие архитектуры внёс Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472) — блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Она настолько расширила его кругом, что насадила огромнейший сад внизу, частью на горе и частью на склоне и наполнила его в прекраснейшей разбивке всеми сортами садовых и диких деревьев, устроив очаровательнейшие боскеты из бесчисленных сортов растений, зеленеющих во все времена года, не говоря о фонтанах, ключах, водостоках, аллеях, садках, вольерах и шпалерах и бесконечном множестве других вещей, поистине достойных великодушного государя но о них я умолчу ибо нет возможности для того, кто их не видел, как-либо вообразить себе все величие их и всю их красоту. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия.
Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445).
Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Здесь сжигали книги Данте и Петрарки, «непристойные» картины, скульптуры, гравюры и рисунки известных мастеров. Творческие дерзания Филиппо Брунеллески легли в основу величайших достижений итальянского зодчества этой эпохи. Входы в здание расположены по главной оси двора.
Так он еще глубже проникся духом античности. Так мы видим, например, нижний ярус фасада. Ордерные деления сакристии намечают основные закономерности ее композиции, придавая ей ясность, покой и легкость. Вернулся из Рима и Филиппо. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей).
Трудность заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета, но и в необходимости возвести купол на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Собор появился, когда жители города решили превзойти соседние города – Сиену и Пизу.
В основу их плана положена традиционная форма трехнефной базилики в виде латинского креста с трансептом, хором и куполом над средокрестием. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей».
В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Между прочим, а что это за правила. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера.
Свод этот должен иметь в своем основании толщину в три и три четверти локтя и должен быть пирамидальным извне до того места, где он смыкается и где должен находиться фонарь.
Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, к которому крепился груз на веревке. Архитектор предложил возвести дополнительные боковые капеллы в качестве контрфорсов. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). При этом они поставили одно условие. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться.
Арнольфо принял это к сведению и спроектировал большую сводчатую базилику в стиле высокой готики с восьмиугольным основанием. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти.
Так он получил заказ на его возведение. Например, как этом рисунке. Статические преимущества заключаются в том, что вертикальные стенки, нагружая опорное кольцо купола и уменьшая распор, делают всю систему более устойчивой.
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной».
Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель.
Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ).
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Консулам, попечителям и всем присутствовавшим гражданам, которые ожидали услышать какой-нибудь стройный проект, показалось, что Филиппо сказал глупость и они подняли его на смех издеваясь над ним, отвернулись от него и сказали ему, чтобы он говорил о чем-нибудь другом и что слова его достойны только такого сумасшедшего, как он. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее».
Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. В XVI в. Флоренция уступает свою роль Риму, но остаётся одним из крупнейших городов Италии — «культурной провинцией», по праву гордящейся богатым прошлым. Символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 — 1470).
На паперти собора Санта-Мария-дель-Фьоре Филиппо Брунеллески показывал фокус. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. Когда об этом узнали мастера, ожидавшие приказа к работе, они спросили Лоренцо, что же им делать дальше. 26).
Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). Форма купола напрямую зависела от конструкции основания.
Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений). Круглые окна позднейшего происхождения. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами.
Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция).
По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Спустя много лет папа Юлий II, закладывая собор Святого Петра в Ватикане, попросит Микеланджело сделать для него купол ещё больший, чем флорентийский и услышит в ответ: купол Дуомо не то что превзойти, его воспроизвести невозможно. 13).
Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Что он тогда будет делать.
Наибольший вклад из них внес академик Борис Раушенбах. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Однако, возвращаясь к Филиппо, надо сказать, что слава и имя его настолько выросли, что за ним издалека посылал всякий, кому нужно было строить, дабы иметь проекты и модели исполненные рукой такого человека и для этого пускались в ход дружественные связи и очень большие средства. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Композиционный замысел, ясно отражающий общественное назначение здания, тектоничность и простота форм, четкость пропорционального строя и соответствие застройки площади придают этому первенцу нового направления в зодчестве гармоничность, роднящую его с архитектурой античной Греции. В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища» или Большого купола).
К концу XIII века Флоренция была самым сильным из этих трех городов как в политике, так и в экономике, но вот старый разваливающийся собор портил все впечатление, вот таким образом правительство города приказало зодчему Арнольфо ли Камбио «создать проект настолько великолепный, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно». Она от-личается ясностью пространственной композиции, чистотой линий изяществом пропорций и декорировки. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 — 1446).
Затем следует приступить к постройке этих двадцати четырех ребер вместе с заложенными между ними сводами, а также шести арок из крепких и длинных кусков мачиньо, прочно скрепленных процинкованными железными пиронами, а поверх этих камней наложить железные обручи, которые бы связывали означенный свод с его ребрами. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Это устройство держало центровку купола и его вертикальную ось.
Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей».
Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. По непонятным причинам Гиберти был также назначен на должность главного архитектора (вероятно, его продвинула его сильная партия). Металлические тяги, расположенные в нижней части арок, связывающие колонны со стеной, помогали погасить значительную долю распора. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции.
В тот раз победителем вышел Гиберти. Эпоха Раннего Возрождения иначе – Кватроченто, поражает своей бунтарской прогрессивностью и невероятной красотой.
Но если отвлечься от заумности всех этих названий, суть ренессансной перспективы сводится к простейшему набору действий – берем абсолютно плоский прямоугольный фасад (то, что мы сегодня называем ортогональной проекцией) и к нему добавляем одну или две боковые (верхние) поверхности, ориентированные к одной точке схода, чаще всего расположенной на линии горизонта. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены.
Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. «Он стал тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов и все их детали.
Главенствующая роль, которую купол Флорентийского собора получил в городском пейзаже, его очертания и размеры полностью отвечали чаяниям флорентийцев и самым прогрессивным тенденциям в мировоззрении молодой буржуазии. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. Италия, входившая в состав Священной Римской империи, наконец-то набрала силы для полномасштабного возрождения культуры после трагического падения Рима от рук варваров в 476 году.
Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур или «цепей», которые были включены в кладку. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола.
ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Эти восемь ангелов, поддерживаемые упомянутым выше железным прутом, снижались при помощи постепенно опускаемого блока из полости полушария на восемь локтей ниже уровня поперечных балок, несущих крышу, причем таким образом, что они были видны, но сами не закрывали вида тех ангелов, которые помещались по кругу внутри полушария. Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами». Закат Флоренции оказался трагичен.
Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Десять книг о зодчестве. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером.
Архтектор пропонував будувати купол без традицйних деревяних опор. Сооружение утратило замкнутость, характерную для готических построек и широко раскрыто лоджией к улице.
Теперь появляется схождение линий вверх. Альберти в «Трактате о живописи». Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
Он раскапывал засыпанные части и фундаменты, составлять эти планы в единое целое, он проникся духом античности работая с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Однако индивидуалистичность искусства находит у него своеобразный и очень существенный корректив в том объективизме, с которым он подходит к решению каждой задачи.
И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. 15, 17). А в зеркальце снова видно баптистерий.
Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. по уставу монахи не могли общаться с миром. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Капелла была заказана семейством Пацци.
Брунеллески лично следил за ходом выполняемых работ. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Иакова в Пистойе, которые считались прекраснейшими вещами и которые он исполнил для церковного попечительства этого города, а также барельефные работы, в которых он показал такое значение этого ремесла, что волей-неволей талант его должен был выйти за границы этого искусства.
Родился в семье флорентийского нотариуса игравшего видную роль в жизни города: по поручению республики он выполнял ряд дипломатический поручений. В 1418 году неф и апсида были достроены, но проблему купола так никто и не решил. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. И все это, чтобы его ублажить.
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи».
К 1434 году строительство было завершено.
Таким устройством дверей достигалось, с одной стороны, то, что, когда их сдвигали, они вследствие своей тяжести шумели наподобие грома, с другой – то, что они, когда были затворены, служили помостом, чтобы одевать ангелов и приготовлять другие вещи, нужные внутри. В 1334 году была пристроена кампанила (колокольня), которую создал знаменитый художник Джотто.
Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Конкурс этот был им проигран – судьи единодушно сошлись во мнении, что рельеф Гиберти работу Брунеллески превосходил как художественно, так и технически.
В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Через дырочку видно баптистерий. Уже начата была постройка кирпичных столбов, когда Джованни ди Биччи деи Медичи, обещавший прихожанам и настоятелю построить за свой счет ризницу и одну из капелл, пригласил однажды утром Филиппо на завтрак и после всяких бесед спросил его, что он думает о начале постройки Сан Лоренцо и каково вообще его мнение. Сквозь неё он смотрел то на зеркальце, зажатое в левой руке, то на фасад Сан-Джованни.
Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Зиновия.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. В здании сохранено ясное чувство пропорции. 14). В 1428 году купол был поднят уже на треть.
Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия.
Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Не очень понятно. Дело в в том, что речь по идее должна идти о так называемой ренессансной перспективе, которая кроме этого известна как центральная перспектива, прямая перспектива, фронтальная (фасадная) перспектива, перспектива с одной точкой схода и т. д. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы».
Сложность заключалась не только в величине пролёта, но и в относительно небольшой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами. Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Огромный собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен в 1296 году. Однако он, непреклонный в своем намерении, все-таки уехал из Флоренции и вернулся в Рим, где непрерывно работал над этой задачей, подходя и готовясь к завершению этого дела и полагая, – в чем он, впрочем и был уверен, – что никто, кроме него, не сможет довести его до конца.
Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях. Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
Нам ничего неизвестно о предшествующей архитектурной деятельности обоих мастеров. Перед нами восьмилотковый сомкнутый свод, возведенный над равносторонним октагоном.
У купола было несколько главных и второстепенных ребер, заполненных кирпичной кладкой «в елочку», а также внешняя и внутренняя стенки (между которыми были ступеньки, туда и сейчас в принципе можно залезть) – таким образом, купол облегчили, как только смогли. Внутренняя опиралась на мощные столбы, обозначающие подкупольное пространство, а внешняя поддерживалась восемью несущими рёбрами, сходящимися к фонарю с шатровым завершением. Храм был освящён папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось.
Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы.
Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче.
Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия.
Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой. Не преминул он научить и тех, кто работал в интарсии, то есть в искусстве набора цветных сортов дерева и настолько их воодушевил, что ему следует приписать хорошие приемы и много полезных вещей, достигнутых в этом мастерстве, а также много отличных произведений, которые в то время и на долгие годы приносили Флоренции славу и пользу.
дея була принципово новою, але здйсненною. Напротив, все стало только хуже, так как собор и восьмистольное основание увеличили, к нему достроили еще стен и получился «барабан» высотой почти 55 метров над землей. Законотворчество в режиме онлайн. Дж.
Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам. В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» — Риму. Мне кажется, что это было примерно в 1415 году от рождества. 5). В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг.
Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. У той сторичний перод в тал вльн мста-республки, мали сво органи самоврядування, один за ншим потрапляли пд владу нових правителв. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме.
Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Так и решили поручить ему ведение этого дела и предложили ему сделать о нем более подробное сообщение консулам и попечителям. Место действия – Флоренция, площадь Сан Джованни. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной».
Вот таким образом придется доверять описаниям библиографов и историков. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти). последователями Брунеллеско). Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более лёгкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. И не только во Флоренции. Ребра уходили вверх, к круглому отверстию в самой вершине. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана.
Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). 6). В длину церковь имела 161 локоть и в ширину – 54 и расположение ее настолько прекрасно, что в отношении ордера колонн и прочих украшений нет произведения более богатого, более красивого и более воздушного.
Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. Ниже я попробовал сфотошопить нечто подобное. Крупный деятель культуры Возрождения. Он настолько этим увлекся, что своей рукой изобразил площадь Сан Джованни с чередованием инкрустаций черного и белого мрамора на стенах церкви, которые сокращались с особым изяществом подобным же образом он сделал дом Мизерикордии, с лавками вафельщиков и Вольта деи Пекори, а с другой стороны колонну св. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати.
Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка).
Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Франциском и пожелал узнать мнение Филиппо однако он в этом раскаялся, так как Филиппо ответил ему, что он, мол, распял мужика.
Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены.
В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Только в эпоху Возрождения центрические храмы получили особое значение, отражая идеальные представления о Боге (совершенная форма бесконечности). Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Це була епоха великих флорентйських «правителв-гуманств», таких, як Колучч Салютати, Леонардо Брун Посс Браччолн, чи мена увйшли в сторю талйсько лтератури.
В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти).
Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Зрителю, чтобы охватить взглядом весь фасад Баптистерия нужно постоянно поднимать и опускать голову и (или) глаза, рассматривая объект как-бы отдельными кадрами.
Когда Брунеллески взял на себя перестройку церкви Сан-Лоренцо, стены её алтаря уже высились, сакристия строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан-Лоренцо, которые ещё не были сломаны. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати).
Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. 2 и 9). За неимением средств вместо них временно установили внутренние железные тяги. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа.
С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции).
В суждении он был беспристрастен и там, где видел ценность чужих заслуг, не считался со своей пользой и с выгодой своих друзей. Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем.
Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора).
Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Конструктивная схема, примененная зодчим, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII-XVIII веков. Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки.
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот.
Однако он об этом своем намерении ни разу не поделился ни с Донато, ни с кем бы то ни было, но не проходило дня, чтобы в Риме не обдумывал все трудности, возникавшие при строительстве Ротонды, способа возведения купола. 8). Почему он ничего не делает. Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость.
10). Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. зритель продолжал видеть Сан-Джованни. 8).
Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения. Однако колоссальное влияние Брунеллески на современников связано прежде всего с архитектурой. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Абелардо Ринсоли — Завтра Филиппо, все завтра, не спеши друг мой, ученик мой верный, сюда без сюжетаБасенное творчество И. А. Крылова.
Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. — храме Минервы Медики). Груз поднимался на особо прочном канате длиной 183 метра и весом почти полтонны изготовленном по заказу Брунеллески на судоверфях в Пизе. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Возведение здания было живым и органичным процессом. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах.
Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни замужество, ни монастырь, к южной части здания была добавлена специальная пристройка. В настоящее время в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. 15, 16).
А что же видит человек. О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков.
Причем (и это с гордостью подчеркивается библиографами) на ведуте зритель видел настоящее небо, отражавшееся в серебрянной пластинке. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Узнаваемыми чертами стиля, присущего Брунеллески, можно назвать многократное применение коринфских пилястр с капеллированными стволами, арочные перемычки с ясным членением форм, частое использование медальонов с изображениями. А на самом деле все просто. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. Тут Брунеллески превзошёл сам себя. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Лука Питти, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи и фактически уже, казалось, побеждавший, потерял, в конце концов, всякое значение благодаря дипломатической ловкости Медичи и своей бесхарактерности. Таким образом, равновесие между давлением на каждую из граней не нарушалось. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы невозможно. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель.
В самый ответственный момент строительства Филиппо сказался больным и на вопросы встревоженной мэрии по поводу продолжения работ отвечал не без иронии: «А зачем я вам нужен. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией.
Я не стал рисовать на ней линию горизонта, а тем более точки схода, которые по объективным причинам попасть в картину не могут – боковые стенки не перпендикулярны центральной. Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант.
Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Да простит меня автор, не знаю его имени, но предполагаю, что это Jim Anderson. Проанализировать несколько басен. Вопрос 33.
Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Я оставлю в стороне прекраснейший вид и то подобие амфитеатра, которое образуют очаровательнейшие холмы, окружающие дворец со стороны городских стен ибо, как я уже сказал, слишком далеко увлекло бы нас желание полностью об этом высказаться и никто, не видавший этого собственными глазами, никогда не смог бы вообразить себе, насколько этот дворец превосходит какое бы то ни было иное царственное строение. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений.
Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. Дело здесь не только в новаторстве, не только в том, что Брунеллеско – один из самых ярких носителей молодой идеологии своей эпохи, а в том, что он, как никто, пожалуй из его современников, сумел выразить это качество в своих художественных произведениях. Кострами инквизиции он был отмечен на площадях города. Козимо это отменил по желанию Филиппо, который значительно увеличил главную капеллу, задуманную раньше в виде маленькой ниши, для того чтобы можно было придать хору тот вид, какой он имеет в настоящее время когда капелла была закончена, оставалось сделать средний купол и остальные части церкви.
И, кстати сказать, человеческий глаз тоже не может видеть такую картину. Таковы полукруглые малые апсиды, расположенные по диагоналям подкупольной части, с их полуциркульными нишами, обрамленными сдвоенными коринфскими полуколоннами такова внутренняя галерея у основания купола, а главное —абсолютно новая композиция восьмигранного фонаря с угловыми коринфскими пилястрами и контрфорсами в виде арок, увенчанных волютами.
Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил абсолютно новую конструкцию: он сделал купол из двух оболочек без возведения строительных лесов. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис.
Творение это само свидетельствует о том, насколько оно прекрасно, возвышаясь от уровня земли до уровня фонаря на 134 локтя, в то время как сам фонарь имеет 36 локтей, медный шар – 4 локтя, крест – 8 локтей, а все вместе 202 локтя и можно с уверенностью сказать, что древние в своих строениях никогда не достигали такой высоты и никогда не подвергали себя столь великой опасности, желая вступить в единоборство с небом, – ведь поистине кажется, будто оно с ним вступает в единоборство, когда видишь, что оно вздымается на такую высоту, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся подобными ему. Франкль). Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Тем не менее в 1418 году был объявлен новый конкурс на проект купола.
Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе.
Рисунок отдали на экспертизу математику Джованни дель Аббако. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Филиппо же, пока работал над моделью, не раз говорил, что благодарит судьбу за случай, заставивший его работать над вещью, о которой он мечтал много лет и столкнувший его с человеком, который хочет и может это сделать.
Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Само собой такой вариант Брунеллески изобразить не мог. Они непрестанно измеряли и рисовали, чуть ли не забывая о еде и сне, зато, возвратившись во Флоренцию, Брунеллески ощутил в себе достаточно знаний для выполнения задачи, которую он поставил себе еще в юности: для перекрытия кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре.
А так как у него уже были сделаны рисунки и модели, он тотчас же их показал когда же попечители и другие мастера их увидели, они поняли, в какую впали ошибку, покровительствуя Лоренцо и, желая загладить эту ошибку и показать, что они понимают хорошее, они сделали Филиппо пожизненным распорядителем и главой всей этой постройки и постановили, чтобы ничего в этом деле не предпринималось иначе, как по его воле. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Для того чтобы облегчить купол, уменьшить распор и осветить подкупольное пространство, Брунеллеско устроил в основаниях сильно вспарушенных граней купола вертикальные стенки с круглыми окнами.
Однако видя, что сын постоянно занимается искусными выдумками и ручными изделиями, он заставил его выучиться считать и писать, а затем приписал его к цеху золотых дел, с тем чтобы тот учился рисовать у одного из его друзей. Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить и сильно страдали от дневного жара. И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь.
Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Между тем, готический принцип стрельчатого нервюрного свода переработан мастером на основе новых смелых конструкций и как раз те части композиции, которые, безусловно, принадлежат Брунеллеско, обнаруживают присущую ему свободу и смелость.
Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Все тектонические сочленения— ордер, наличники окон, ребра сводов— сделаны из темного камня и выделяются на нейтральных нарядных белых стенах.
Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса.
Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Также была использована система кладки «в елочку», то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей. Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Брунеллески применил много новых приёмов при создании его архитектурного облика. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества.
Филиппо Брунеллески (итал. Это сулило огромную экономию древесины и рабочей силы – по крайней мере при возведении первого 21 метра – и потому пришлось всем по душе. В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям.
Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Духа статую кающейся св. Однако я не хочу, чтобы показалось, что я ленюсь рассказать, каково в точности было устройство этой машины ибо дело это совсем разладилось и уже нет в живых тех людей, которые могли бы говорить об этом как очевидцы, а надежды на то, чтобы это было восстановлено, уже нет, так как в этом месте уже больше не живут как прежде камальдульские монахи, а живут монахи ордена св.
Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Внутри здание сильно перестроено. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Он расположен на покатой площади Питти.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа.
Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя ещё семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 — 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Так, в числе других маркиз Мантуанский, желая заполучить его, весьма настоятельно написал об этом флорентийской Синьории, которая и отправила его в Мантую, где он в 1445 году исполнил проекты для постройки плотин на реке По и целый ряд других вещей по воле этого государя, который бесконечно обласкал его, говоря, что Флоренция столь же достойна иметь Филиппо своим гражданином, сколь и он достоин иметь своим отечеством такой благородный и прекрасный город. А что если не будет Филиппо.
А где же Лоренцо. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. До своей смерти он так и не смог увидеть эту часть законченной, но все же довел ее до высоты нескольких локтей.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое.
Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). На ней каждый мог видеть ту величайшую рассудительность, с какой им были задуманы лестницы, внутренние и наружные источники света во избежание ушибов в темных местах и сколько различных железных перил на крутых подъемах было им построено и рассудительно распределено, не говоря о том, что он даже подумал о железных частях для внутренних подмостьев на случай, если бы там пришлось вести мозаичные или живописные работы а также, распределив в менее опасных местах водостоки, где закрытые, а где открытые и проведя систему отдушин и разного рода отверстий для отвода ветра и для того, чтоб испарения и землетрясения не могли вредить, он показал, насколько ему пошли на пользу его изыскания в течение стольких лет, проведенных им в Риме. В основном здание было уже возведено, однако задуманный в XIV столетии огромный купол не был осуществлен. Брунеллески выступал в решении этой проблемы скорее как инженер, а не как архитектор.
Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Брунеллески получил полную самостоятельность. Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Это необычно живая история уличных сценок, происходящих на фоне баптистерия и главного собора Флоренции, дающая яркое представление о характере Филиппо изобретательном и шутливом. Высокая стена второго этажа, нагружающая аркады лоджии и заполнение пазух между арками в большей степени локализовали остальную часть распора свода.
Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней.
Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх.
Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Вона була подбна до величезного кратера, нхто не знав, як виршити цю задачу. Несмотря на возможные трудности, в 1296 году строительство собора началось. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний». Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город.
(Много позже Микеланджело с восхищением назовёт его двери «Вратами Рая». ) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций.
Принимал участие в конкурсе 1401 года на скульптурное украшение вторых врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Это — флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г. Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это создание знаменитого зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру — «часть жизни» — с самой жизнью города. Так один предлагал заложить столбы на земле, которые бы поддерживали арки, на которые будет опираться конструкция, другой предполагал создать купол из легкого туфа, третий хотел устроить земляную насыпь внутри собора, которую можно использовать вместо строительных лесов, да подмешать в землю монет, чтобы по окончании работ насыпь разобрали бы сами флорентийцы. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, вроде флорентийского баптистерия, а кроме того – в византийских и исламских постройках. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Приют является национальным центром детства и юности. Задум Брунеллеск був оригнальним цкавим, але вн стривожив органзаторв конкурсу. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего».
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. «Цветком Тосканы» и «зеркалом Италии» называли Флоренцию — город, по праву носящий титул родины итальянского Возрождения. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял.
А что если Филиппо долго проболеет. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре.
Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м). В результате реальная картина более похожа на результат панорамной съемки и называется перцептивная перспектива. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». На стены, над которыми поднимается купол, наложены декоративные арки, над антаблементом в люнетах помещены полуциркульные окна.
Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Во всяком случае до примерно 18 века мало что сохранилось.
М., 1937, т. II, стр. Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол». История сооружения купола необычна.
Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной. ) была его затея. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Вот смотрите. Слова Микеланджело оказались пророческими. Флорентийское общество с восторгом встретило изобретение Брунеллески, для молодого поколения художников во главе с Донателло и Мазаччо точка схода, теория теней и прочие элементы перспективы сделались отныне самой жгучей, самой актуальной проблемой. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми.