Лит. : Brunelleschi / Ed. Гости отеля Brunelleschi смогут посетить тренажерный зал и воспользоваться бесплатной интернет-точкой в лобби. Лит. : Brunelleschi/ Ed.
Brunelleschi разместился в 10 минутах ходьбы от центра Милана. Brunelleschi Hotel принимает эти карты и оставляет за собой право предварительного блокирования средств на карте до вашего приезда. Mil., 1955 Manetti A. Vita di F. Brunelleschi.
4-звездочный Brunelleschi предлагает размещение на расстоянии 1. 7 км от Тайная вечеря. В числе удобств номеров отеля Brunelleschi мини-бар, спутниковое телевидение и собственная ванная комната. Один из лучших вариантов, выбранных нами в городе Милан. Отель Brunelleschi расположен всего в 50 метрах от станции метро Missori и в 2 минутах ходьбы от Миланского собора. Mil., 1955 Manetti А. Vita di F. Brunelleschi.
Комиссия после строгого отбора выделила семь мастеров: последователя готизирующего направления Никколоди Пьеро Ламберти, знаменитого сиенца Якопо делла Кверча, его земляка и ученика Франческо Вальдамбрино, аретинца Никколо да Лука Спинелли, малоизвестного Симоне да Колледи Валь дЭльса, Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо.
Санта-Кроче, 1429–69 после смерти Б. возводилась под рук.
Сан-Лоренцо он возвёл Старую сакристию (ок. И все это, чтобы его ублажить. 26). Один из изобретателей (вместе с Л. Б. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков.
Тосканелли, Л. Бруни и др. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. да Майано) центрич. К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое.
«Распятие» дляц. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях.
Интересно, что с Россией связывает эту постройку еще и то, что делегация русской церкви, которая прибыла на Ферраро-Флорентийский собор, который заключал унию, была чуть ли не 200 человек. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Дж. Конкурс был организован в 1401 году.
Дошедшие до нас чертежи, а также свидетельство А. Манетти показывают, что именно эта, почти неразрешимая задача присоединения хора к центрической композиции беспокоила многих современников. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). В 1434 г. Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. элементами из серого камня.
Один из них принадлежит Антонио ди Туччо Манетти, который встречался с архитектором при его жизни. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Также писал сонеты. рис.
Филиппо, дабы вызвать такое впечатление, приладил между двумя балками из тех, которые поддерживали крышу церкви, круглое полушарие, вроде пустой миски или, вернее, таза для бритья, обращенное полостью вниз это полушарие было сделано из тонких и легких дощечек, вправленных в железную звезду, которая вращала это полушарие по кругу дощечки сходились к центру, уравновешенному по оси, проходившей через большое железное кольцо, вокруг которого вертелась звезда из железных прутьев, поддерживавших деревянное полушарие. Она выделялась рисунком, тщательностью исполнения, замыслом искусством и прекрасно вылепленными фигурами.
Они пользовались огромным успехом. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. Так оно называется, такое длинное название.
Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. Piazza della Santissima Annunziata). Почему он ничего не делает.
В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. 8). праздников (представление вц.
Франкль). В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом.
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу.
Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений). Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. модель– 1417 большая кирпичная модель– 1418, совм. В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором.
Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать.
Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Капелла была заказана семейством Пацци. Десять книг о зодчестве. М., 1937, т. II, стр.
Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. После чего он много месяцев оставался во Флоренции, где он втайне изготовлял модели и машины, все для постройки купола, в то же время, однако, водился и балагурил с художниками и как раз тогда он и разыграл шутку с толстяком и с Маттео и для развлечения очень часто ходил к Лоренцо Гиберти, чтобы помочь ему отделать то или другое в его работе над дверями баптистерия. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. Принадлежал к блестящей плеяде гуманистов, включавшей Л. Б. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него».
Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. В 1404 упомянут (вместе с Гиберти) как консультант строит. У Филиппо не хватало денег и он перебивался, оправляя драгоценные камни для своих друзей – ювелиров.
Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи». Вот этот огромный собор внутри.
Ближе всего к идеальной центрич. Это было нечто большее. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Но от этой первой постройки сохранились немножко камни фундамента, даже фрагменты пола находят, но это уже при раскопках были найдены, так как в V веке на этом месте был устроен баптистерий.
В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной».
По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. И Палаццо Питти – еще один дворец. В его постройках отсутствуют напряженные световые контрасты и строгие, холодные вертикали, столь характерные для готических соборов. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. творческой задачей было создание центрич.
Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров. Санто-Спирито с открытым видом на р. Арно). Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции). Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 г., когда строился палаццо Питти.
От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. с Гиберти) со световымфонарём (модель– 1432 закончен в 1471) и эдикулами (закончены в нач. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». А что если Филиппо долго проболеет.
В этом новом образе купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась победа нового светского мировоззрения над церковным. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. Пока заготовлялся материал, чтобы приступить к кладке, в среде мастеровых и граждан объявилась кучка недовольных: выступая против консулов и строителей, они говорили, что с этим делом поспешили, что подобная работа не должна производиться по усмотрению одного человека и что им можно было бы простить, если бы у них не было достойных людей, каковыми они располагали с избытком и что это нимало не послужит к чести города ибо, случись какое-нибудь несчастье, как это подчас бывает при постройках, они могут навлечь на себя порицание в качестве людей, возложивших слишком большую ответственность на одного и что, принимая во внимание вред и позор, которые от этого могут последовать для общественного дела, хорошо было бы, дабы обуздать дерзость Филиппо, приставить к нему напарника. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью.
Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях.
Зодчий недвусмысленно выявил и тектоническую роль стены: маленькие консоли под антаблементом слишком широко расставленных пилястр, ставившие в тупик многих исследователей, явно не в состоянииподдержать расположенный над ними антаблемент и вот таким образом как нельзя лучше показывают зрителю, что антаблемент этот не настоящий, а лишь членит стену также очевидно и то, что подпружные арки не могут поддержать купол и только обрамляют несущую стену. Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Кладка купола должна происходить, как описано выше, без лесов до вышины в тридцать локтей, а оттуда вверх – способом, который будет указан теми мастерами, кому это будет поручено ибо в таких случаях учит сама практика». с Нанни ди Банко и Донателло окончат.
Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано.
Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Видя, что работа спорится и удается на славу, Филиппо настолько воспрянул духом, что трудился не покладая рук. А что если не будет Филиппо. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Сакристия Сан-Лоренцо — просторное (ок.
Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Зала этого дворца ныне не служит нуждам капитанов гвельфской партии, так как после наводнения 1357 года, сильно попортившего бумаги банка, господин герцог Козимо ради большой сохранности этих весьма ценных бумаг поместил их и самую контору в эту залу. 1430–34), центр.
Входы в здание расположены по главной оси двора. Несмотря на то, что и впоследствии храм был закончен именно в этом памятнике было положено начало долгой истории поисков и экспериментов, приведших к осуществлению великой мечты Возрождения— строительству подлинного центрического здания, перекрытого настоящим куполом, соперничающего с римским зодчеством и утверждающего возрождение человека уже в лоне христианства— собору Святого Петра в Риме.
Создал дерев. 15, 17). Его творческий метод заключался в том, что в качестве модуля использовался диаметр колонны, план строился на основе квадрата.
Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. построек Б. – недостроенный дворец партии гвельфов (ок. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Санта-Мария-Новелла (ок.
Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. Отец хотел, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к золотых дел мастеру. Филиппо с большим увлечением занимался теми науками, которые были связаны с архитектурой: рисованием, лепкой, гравированием, скульптурой и живописью, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, а также математику.
Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. Помимо этого он интересовался математикой изучал военные и промышленные машины. Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола.
Однако, возвращаясь к Филиппо, надо сказать, что слава и имя его настолько выросли, что за ним издалека посылал всякий, кому нужно было строить, дабы иметь проекты и модели исполненные рукой такого человека и для этого пускались в ход дружественные связи и очень большие средства. Тот же приём применён в ансамбле пл.
Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. Это явственно видно на примере Филиппо ди сер Брунеллеско, который был невзрачен собою не менее чем Форезе да Рабатта и Джотто, но который обладал гением столь возвышенным, что поистине можно утверждать, что он был ниспослан нам небом, чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути уже в течение нескольких столетий и на которую люди того времени тратили себе же назло несметные богатства, возводя сооружения, лишенные всякого строя, плохие по исполнению, жалкие по рисунку, полные самых причудливых измышлений, отличающиеся полным отсутствием красоты и еще хуже того отделанные.
Сознаюсь, что, будь оно поручено мне, у меня без всякого сомнения хватило бы смелости найти способ возвести купол без стольких затруднений. В Риме молодой Брунеллески не на шутку увлекся строительном искусством, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и их отдельных частей, виды зданий и все их детали. XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Для них античная культура, античная архитектура была маяком. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео.
2 и 9). Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Возрождения, – одна из гл. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты.
музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление новых дверей флорентийского баптистерия (уступил первенство Л. Гиберти). И даже как-то они там свою нужду справляли. До 1436 занимался возведением купола собора (рисунок и дерев. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати).
Более того, он предложил систему механизмов, чтобы туда подавали кирпичи и не только кирпичи, но подавали и еду рабочим, чтобы они вообще не спускались. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством.
7).
Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции. То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Конкурс был проигран Брунеллески — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески).
Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Создал ряд проектов организации гор. Так он еще глубже проникся духом античности. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции — Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения.
То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. 1425).
Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. архитектор, скульптор изобретатель, сценограф. Можно видеть его высоту. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа.
В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру.
Авраамия). модель– 1419 строит.
И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Здание приписывают также Альберти. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов.
А так как упомянутый выше толстый железный прут имел восемь веток, размещенных по дуге, достаточной, чтобы заполнить пространство полого полушария и, так как на конце каждой ветки были площадки величиной с тарелку, на каждую из них ставился ребенок лет девяти, крепко привязанный железкой, прикрепленной к вершине ветки, однако настолько свободно, что он мог поворачиваться во все стороны. Работал в осн. — храме Минервы Медики). Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок.
Вместе с тем в пояснительной записке Брунеллеско сказано, что верхняя оболочка купола возводится «. Б. вёл обширные фортификац. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.
Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. В здании сохранено ясное чувство пропорции. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства.
Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Воодушевленные этим консулы, попечители и выборные граждане собрались вместе и зодчие стали обсуждать этот предмет, однако они все до единого были разбиты и побеждены рассуждениями Филиппо. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям.
Кроме того, Филиппо сделал еще одну модель – очень своеобразного храма дельи Анджели для благородного семейства Сколари. После неудачи в конкурсе изучал в Риме античные памятники (по преданию, вместе с Донателло).
доминант Флоренции. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Высота флорентийского собора 114 метров. Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу.
Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней. Узнаваемыми чертами стиля, присущего Брунеллески, можно назвать многократное применение коринфских пилястр с капеллированными стволами, арочные перемычки с ясным членением форм, частое использование медальонов с изображениями. Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр.
15, 16). Идея купола— восьмигранного стрельчатого свода— готическая и была уже намечена строителем собора Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил, как обычно считается, великий Джотто. пространства. 10).
Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. А мысли его только и были заняты тем, что он сооружал и измышлял замысловатые и трудные вещи.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Он расположен на покатой площади Питти. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески).
комитета собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Вц. Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия.
Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях.
Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.
Альберти и Л. Гиберти) прямой перспективы– способа передачи трёхмерного пространства на плоскости с единой точкой схода (устраивал оптические сеансы, в т. ч. с2 выполненными им ведутами– флорентийского баптистерия и Палаццо Веккьо). Составляя единое целое со стеной, в которой фриз условно выделен неизменным профилем, словно рамой обегающим его со всех сторон, этот антаблемент передает на аркаду нагрузку второго этажа. Распор купола, свободно поставленного на относительно тонкие стены высокого барабана, не имеющего контрфорсов и открытого на всю высоту, был погашен внутри самого купола посредством упомянутых кольцевых связей и особенно распорным кольцом из деревянных связей, расположенным на высоте 7 м от основания.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые — что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
по уставу монахи не могли общаться с миром. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции и самими современниками он мыслился символом новой эпохи — Возрождения. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо.
Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Не осуществлены планы др.
В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова — в его работах сильно влияние искусства Джованни Пизано. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад.
И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела. форме незаконченнаяц. 8).
архит. Санта-Мария-дельи-Анджели (начата ок. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
14). Этот объективизм, эта глубокая правдивость мастера опять-таки коренится в том реализме и в том универсализме, которые свойственны были лишь первым поколениям мастеров итальянского Возрождения. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач. Идея перекрытия такого пролета была уже к 1417 г., но только в 1420 г. зодчему дали разрешение на строительство.
Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Но Медичи не были тиранами.
часть Палаццо Питти (начата в 1440). Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Вот таким образом работа все равно во многом оставалась интуитивной, рукотворной, требовала активного участия самого архитектора в строительном процессе, его немалых инженерных способностей и подчас знаний и навыков каменщика. Перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых еще увеличено полукруглой нишей.
О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Внутри здание сильно перестроено. Вернулся из Рима и Филиппо.
Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу.
Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен.
Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. О ней тоже пойдет сегодня речь.
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора.
И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. То есть это тоже такой интересный памятник Ренессанса, где должна была быть вот эта мысль об искусстве, которое прославляет Бога и человека. В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. По углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них покоится архитрав, который тянется над всеми арками.
Свод этот должен иметь в своем основании толщину в три и три четверти локтя и должен быть пирамидальным извне до того места, где он смыкается и где должен находиться фонарь. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом.
Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции. Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Также ко времени его работы в качестве ювелира принадлежат две полуфигуры пророков (в квадрифолиях) и две фигуры отцов церкви (Амвросия и Августина). Филиппо для каждого малейшего случая все время приготовлял рисунки и модели приспособлений для кладки и подъемных кранов. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия.
Это очень сложное явление, власть Медичи, так как, с одной стороны, они были банкирами, сосредоточили всю экономическую, политическую, культурную, всякую власть в своих руках, а с другой стороны, они обеспечивали народ работой. Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). торжественных площадей (с дворцом Медичи передц.
Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Квадратный двор, обрамленный легкими арочными галереями, защищающими помещения от палящих солнечных лучей, окружен различными комнатами с двумя залами по обеим сторонам глубинной оси двора (рис. Однако памятуя, что храм этот посвящен Господу и Пречистой Деве, я уповаю на то, что доколе он строится во славу ей, она не преминет ниспослать премудрость тому, кто ее лишен и приумножить силу, мудрость и таланты того, кто будет руководителем такого дела. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти). Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио.
Величественный 8-гранный купол собора, шедевр строит. Воспитательный дом– т. н. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Круглые окна позднейшего происхождения.
Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса.
во Флоренции. Когда же наступил 1420 год, во Флоренции наконец собрались все эти зарубежные мастера, а также тосканские и все искусные флорентийские рисовальщики. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов».
На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Сын нотариуса Б. Липпи. 1460-хгг. ) выполнил сложные инженерные устройства для ведения строит.
Услыхав это, Лоренцо ради своей чести вынужден был не отказаться ни от одной их этих двух работ и, хотя и не охотно, но решился взяться за венец как за более легкое дело, рассчитывая на советы каменщиков и вспоминая, что в своде церкви Сан Джованни во Флоренции был каменный венец, устройство которого он мог заимствовать отчасти, если не целиком. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. В 1398 вступил в цех ювелиров выполнил серебряные фигуры для алтаря собора в Пистое (1399–1400). И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно.
Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. В 1429 г. по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. 5). Его гл.
Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. Конструктивная схема, примененная зодчим, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII-XVIII веков. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти). Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско.
Действительно, если бы ее можно было возвести на круге, тогда достаточно было бы применить способ, который употребляли римляне при постройке купола Пантеона в Риме, так называемой Ротонды, но здесь приходится считаться с восемью гранями и вводить каменные связи и зубья, что будет делом весьма трудным. архит. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре.
Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Своды двойные и все здание построено столь искусно, что трудно себе представить более прекрасную и великолепную архитектуру. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Филиппо освоил несколько видов искусства: рисование, лепку, гравюру, скульптуру и живопись. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. работы, укреплял берега Арно, строил мосты. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее».
1447). Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Его создания говорят о той же упругой силе, сочетающейся с нежностью, о тех же безграничных, неиспользованных возможностях, которые флорентийские художники XV века воплощали в юношеских образах Георгиев, Давидов и Себастьянов.
В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе. В 1401–02 исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Нац. Дело здесь не только в новаторстве, не только в том, что Брунеллеско – один из самых ярких носителей молодой идеологии своей эпохи, а в том, что он, как никто, пожалуй из его современников, сумел выразить это качество в своих художественных произведениях. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. Тем не менее многие злые люди, друзья Лоренцо, все-таки не переставали приводить его в отчаяние, непрерывно состязаясь с ним в изготовлении моделей, одну из которых представил даже некий мастер Антонио да Верцелли, а отдельные другие мастера, покровительствуемые и выдвигаемые то одним, то другим из граждан, которые этим обнаруживали свое непостоянство, малую осведомленность и недостаток понимания имея в руках вещи совершенные, но выдвигая несовершенные и бесполезные. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Во Флоренции сохранился ряд зданий, выстроенных если не самим Брунеллеско, то во всяком случае под его влиянием. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари — ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо Медичи, предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. Он становится одним из претендентов на украшение вторых дверей баптистерия Джованни во Флоренции (первые были уже украшены Андреа Пизано). Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался».
Таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела. Он много занимался перспективой, применявшейся в то время весьма плохо вследствие многих ошибок, которые в ней делали. Занимался оформлением религ. Сантиссима-Аннунциата (предположительно осуществлён по рисунку Б., ок. Зиновия.
И вот Брунеллески-то с этим и справился. Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства.
1434) с объёмом в виде 16-гранника и куполом на 8-гранном барабане. Главная особенность заключалась в обращении мастеров к античной классике, ее переработке в русле новых идей, отказе от прежних принципов и возвращении к ордерной системе греко-римской архитектуры, во введении правил прямой перспективы и пропорций, которые соотносились с реальными размерами человека. Принимал участие в конкурсе 1401 года на скульптурное украшение вторых врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем).
пространство оформлено пилястрами, фризами, карнизами, арочными дугами и др. Все безмерно хвалили его, однако, так как не виден был выход на лестницу, ведущую к шару, ему ставилось на вид, что модель его с изъяном. Филиппо Брунеллески (итал. Средства на строительство выделили Медичи — здесь были погребены представители их семьи. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать.
К 1437 г. Брунеллески успел возвести стены на высоту 4, 5 метров, доведя их до капителей пилястр интерьера. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них — средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Это правда.
Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь).
Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. Когда Брунеллески взял на себя перестройку церкви Сан-Лоренцо, стены её алтаря уже высились, сакристия строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан-Лоренцо, которые ещё не были сломаны. Сохранились чертежи и рисунки оратории, современные и более поздние, некоторые из них приписывают Брунеллеско.
Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. Эта связь между интерьером и портиком капеллы проявляется и в применении раскрашенной керамики и в общей жизнерадостной полихромии стен и деталей. Альберти (посвятил Б. свой трактат «О живописи»), Мазаччо, Луку делла Роббиа, П. П. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти.
Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе.
Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Это тоже такое новое качество.
Между тем, так как последний болел уже более двух дней, производитель работ и очень многие мастера из каменщиков ходили навещать его и настойчиво просили его сказать им, что же им делать. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель.
Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». В 1440 г., в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти.
А где же Лоренцо. Духа статую кающейся св. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ).
Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. БРУНЕЛЛЕСКИ (Brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция– 15. 4. 1446, там же) итал.
Среди др. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций.
последователями Брунеллеско). Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими).
Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. В то время как строился Воспитательный дом, Брунеллески в 1420 г. начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Лоренцо (основана в 390 г., перестраивалась) и впервые создал ставшую образцовой для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую композицию (окончена в 1428 г. ).
Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ).
Филиппо же, потративший на работу столько лет, чтобы получить этот заказ, со своей стороны, не знал, что делать и не раз готов был покинуть Флоренцию. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Б. использовал ордер в сочетании с планом 3-нефной купольной базилики в церквах Сан-Лоренцо (с 1421) и Санто-Спирито (с 1434). Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. И монастырские библиотеки содержат немало рукописей записок Авраамия Суздальского, который описал механизмы Брунеллески.
Но, конечно, он его описывает не столько эстетически, сколько его поразила инженерная мысль, вообще сам этот купол и, более того, его поразило то, что он здесь увидел мистерии, которые тоже оформлял Брунеллески. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Это были соперники Медичи.
Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Франкль).
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». пространства с декоративным убранством на основе античных ордеров. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Ибо такая дуга в своем изгибе поднимается все выше и выше и когда будет нагружена фонарем, они будут взаимно друг друга укреплять. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период.
На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться.
Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона. И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать.
Что он тогда будет делать. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Сан-Лоренцо, 1434 и передц. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. И, может быть, даже то, как выглядит сегодня Флоренция, мы обязаны прежде всего Козимо Медичи, а потом его внуку Лоренцо Великолепному. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь.
по уставу монахи не могли общаться с миром.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. В Капелле Пацци (во дворец.
Это прежде всего Воспитательный дом. мысли раннего итал.
Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. К этому событию городская коммуна тщательно готовилась. Возведение здания было живым и органичным процессом. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных).
Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре).
Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу.
6). работ. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св.
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Приют является национальным центром детства и юности.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Оспедале-дельи-Инноченти (1419–1427 завершён в 1445) задуман как идеальная композиция с квадратной в плане площадью, обрамлённой лоджиями зданий. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей».
программа– 1420, совм. 13). В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет) — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.