В развитии великой нидерландской живописи, да и всего мирового изобразительного искусства серия картин Брейгеля Времена года имеет столь же огромное значение, представляет собой такое же художественное откровение, как ванэйковский Гентский алтарь. В картинах цикла Времена года Брейгель начинает выводить на передний план фигуры людей. Брейгель первым научился передавать смену времен года и связанные с ней перемены в жизни человека.
Картина «Сумрачный день» принадлежит к циклу картин Брейгеля известных под общим названием «Времена года». Картина «Сумрачный день» принадлежит к циклу картин Брейгеля известных под общим названием «Времена года». В развитии великой нидерландской живописи, да и всего мирового изобразительного искусства серия картин Брейгеля «Времена года» имеет столь же огромное значение, представляет собой такое же художественное откровение, как ванэйковский Гентский алтарь. Брейгель детально изобразил во «Временах года» облик природы в разные месяцы.
Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене. В самой Италии или вскоре после возвращения Брейгель написал картину «Вид Неаполя», которая производит величественное впечатление. Появляются его произведения, где в бесконечном, всеобъемлющем мире теряется, поглощается человек «Сеятель» (1557), «Падение Икара». Питер Брейгель (Breughel, Brueghel или Bruegel) Старший или «Мужицкий», величайший нидерландский художник 16 века.
Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Следующее произведение – Сенокос (май и июнь).
Весна» называют заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. «Пейзаж с падением Икара» — так называется одна из них (1555—1558, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств). На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище.
Возможно, он посетил Лион, затем через восточную часть Франции отправился сразу в Южную Италию, где стал свидетелем знаменитой битвы с турками при Реджо-ди-Калабрия в 1552 г. В следующем году он уже в Риме, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Джулиано Кловио (будущим покровителем Эль Греко). Таковы «Фламандские пословицы» (1559, Берлин, Государственные музеи), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1559—1560 обе — Вена, Музей истории искусства). Является ли сделанная нами реконструкция модернизацией художественной системы Брейгеля. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название – «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». В других источниках упоминается название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Возвращение стад. В таких работах, как «Триумф смерти» и «Безумная Грета», Брейгель пытается показать, что человеческому разуму не под силу вместить все ужасы и бедствия чудовищных войн. Перед нами не огромный мир с высоты птичьего полета, не просторная улица, но маленький уголок.
После его смерти в 1662 году картины (которых, судя по описанию, осталось уже пять) перешли по наследству к его племяннику, будущему императору Священной Римской империи Леопольду I, который поместил эту коллекцию в венской императорской резиденции — дворце Хофбург. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. Аполлонии нам известна по миниатюре Фуке, Круглая площадка делилась перегородками наподобие "лож"" (от пяти до восьми). Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
Возведенный в 1391 г. дворец был основательно перестроен и украшен фресками в 1450–1470-х. Лето» и «Сумрачный день. Облака скрывают ее вершину. Две другие — «Жатва.
В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена). Лето и Сумрачный день. Они близки между собой и общностью композиционного решения и фольклорной основой сюжетов.
Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека»): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы -- своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества.
И тут же — вечная прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. – Эта картина не похожа на его предшествующие произведения.
Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы» или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Хмурый день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь) (все – Музей истории искусств, Вена), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август). Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. (Вряд ли для него могли отвести такое огромное помещение). Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Проходит еще несколько лет и в искусстве Брейгеля вновь происходят серьезные изменения. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни.
Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Наметившееся противоречие между жизнью природы и человеком получает острое трагическое завершение в картине «Слепые» (1568, Неаполь, Музей Каподимонте) изображающей вереницу уродливых слепцов, вослед за поводырем падающих в воду. Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах.
Если в ранней картине «Пейзаж с падением Икара» трагедия космического масштаба — гибель человека, впервые взлетевшего в небо, — проходит как незаметный эпизод повседневного бытия, то в последней — неминуемое падение нищих слепцов становится символом трагической судьбы всего человеческого существования. Перед нами Око Бога, где отражена вселенная в искаженном, "греховном" ракурсе. Сусленков.
Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора.
Осень», «Охотники на снегу. На этот раз художник обращается не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян ибо именно их существование органичнее «вписывается» в годовой природный цикл. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими берегами, его эпически-грандиозные ландшафты – воплощение вечных космических законов. которую при делании можно было бы разыграть на конкретной сцене. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Сусленков. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя» «Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон «Обращение Савла» «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.
По преданию, Евстафий был римским военачальником. В этой картине особенно явственно мышление формой, в «пейзаже с охотниками» Брейгель «достиг высокого мастерства в передаче пространства. И, может быть, Брейгель вернулся к этой теме ранних своих картин.
С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.
Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
Нидерланды боролись против испанского владычества. Таким образом на картине Босха изображается модель человеческого глаза и одновременно адекватная по форме модель Вселенной с горой-Землей и небесным куполом, отражающаяся в этом глазу. В «Безумной Грете» (1562) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готова ринуться в адскую пасть – преисподнюю, лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Невидимые за ними переходы планов мысленно дополнялись зрителем. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Икар упал в море и погиб. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. Картина с изображением нидерландских пословиц -- «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», -- включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Климов).
С 1561 года художник обращается к другим сюжетам. Ибо здесь впервые в истории искусства сознательно и отчетливо выражен образ народа».
Брейгель подходит к пейзажу как мыслитель и философ. Весна, Возвращение стад. «Безумная Грета» — одна из трех фантастических картин, которыми Брейгель подытожил свой «внутренний диалог» с великим Босхом. Затем Жатва (июль и август), Возвращение стад (сентябрь и октябрь), Охотники на снегу (ноябрь и декабрь) и Сумрачный день (январь и февраль).
В связи с этим возникает вопрос: в какой последовательности они располагались. 1559), Детские игры (ок. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост. Произведения исполненные в самом конце 1550-х годов, носят уже иной характер.
Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Свершившуюся трагедию не замечают люди, занятые своим обычным делом. Крупные цветовые пятна фигур первого плана определяют их колористический строй. Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи.
Слева гостиница, на ней вывеска с надписью "Dit is inden Hert" («У оленя») и изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Картины, созданные около 1562 года, — Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Безумная Грета (Антверпен, Музей Майер ван дер Берг), Обезьянки (Берлин, Государственные музеи) — отличаются друг от друга, но всем им присуще чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие в разумное устройство мира. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.
Картина является частью цикла из шести картин изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева.
От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. В нем говорится о шести работах, относящихся к этому циклу. В 1659 году производилась инвентаризация коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского и именно этим временем датирована следующая запись о местоположении картин, включая «Сумрачный день». Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Все картины цикла – «Возвращение стад. Климов. Творчески переработав уроки итальянской живописи 16 в., Брейгель создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. По сделанным им рисункам (некоторые выполнены уже по возвращении в Антверпен) становится ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера, Кранаха, Дюрера и др., затмили впечатления художника от Италии и Рима. В 1555 г. ведущий антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля их совместное сотрудничество продолжалось до самой смерти художника. За спиной у одного из них – убитая лиса.
Климов. Если у итальянцев модель мира располагалась. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
«Возвращение стад. Возможно именно так и было на самом деле. В «Безумной Грете» (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. В написанном около 1562 г. «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Умер Брейгель 9 сентября 1569 года в Брюсселе.
Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Те же идеи Брейгель развивает в картинах Фламандские пословицы (1559) и особенно Игры детей (1560).
(3) Вывеска. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.
Творчество Брейгеля — автора живописных произведений, очень разнообразно по тематике. «Еще со времен средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе.
Тогда для того, чтобы продолжить звено "Охотники на снегу" – "Пасмурный день" (январь – февраль), необходимо, чтобы у картины иллюстрирущей март, первый завышенный план располагался в левом углу, а два завышенных-сектора-плана образовывали единый сегмент. С другой же — он разочаровался в человеке, а следовательно, в его обобщенной картине мира в полной мере сказался кризис самих ренессансных идей. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им.
Сугробова). В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин Иеронима Босха его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера, вероятно, поразили Брейгеля, такие нравоучительные диптихи Босха, как «Сад земных наслаждений» или «Воз сена» стали источником вдохновения Брейгеля для целого ряда его картин. Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. В двух картинах – Избиение младенцев (ок.
Повествовательность картин Брейгеля особого рода: могучий пластический талант художника сочетается с его необычайным даром занимательного рассказчика, умеющего ставить свои персонажи в самые разнообразные «игровые» ситуации. – Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Гостиница называется Dit is inden Hert («У оленя»). Но остаетсяеще три произведения. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает опущение стылого воздуха в «Зиме». В первых двух произведениях ощущается явственное следование традициям искусства Босха.
Возможно, это великомученик Евстафий, покровитель охотников. Но значение ее не только в этом. Цикл этот посвящен временам года: Сумрачный день. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см.
Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя» «Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон «Обращение Савла» «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Их сотрудничество продлится до самой смерти Брейгеля.
По замыслу, картины должны были составлять непрерывный фриз, развивающийся на одной стене или по кругу на трех или четырех стенах комнаты (в последнем случае хозяин оказывался в неподвижном центре универсума, вокруг которого вращался и менялся весь мир). Его источник – эгоистическое сознание или безумие.
Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины.
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Осень, Охотники на снегу. Величайший нидерландский художник 16 века.
В первом случае начинать цикл должны «Охотники на снегу», воплощающие зимние месяцы декабрь и январь, во втором — «Хмурый день», соотносящийся с переходом от зимы к весне, с февралем и мартом. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Ниже, несколько поодаль — стадо овец с пастухом, взирающим на небеса. Но ни одно из трех произведений ("Сенокос" "Жатва", "Возвращение стад") ни композиционно, ни по временной последовательности не составляют единства.
Его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Брейгеля. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Но в какой именно день происходит действие. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.
Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Лето (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. В результате получается ритмическое чередование: завышенный план (сегмент горы) – заниженный план (долина)" активное начало – эпизоды человеческой деятельности, пауза -зрелище жизни природы в ее годичном цикле. Далее к марту присоединяется картина иллюстрирующая апрель. В развитии великой нидерландской живописи, да и всего мирового изобразительного искусства серия картин Брейгеля «Времена года» имеет столь же огромное значение, представляет собой такое же художественное откровение, как ванэйковский Гентский алтарь. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин Иеронима Босха его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера, вероятно, поразили Брейгеля, такие нравоучительные диптихи Босха, как «Сад земных наслаждений» или «Воз сена» стали источником вдохновения Брейгеля для целого ряда его картин.
Казалось бы, смысл картины ясен. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В «Свадьбе» событие происходит в замкнутом в пространстве деревенской риги, заполненной людьми, сгрудившимися вокруг длинного стола. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину.
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Во многих картинах мастера персонажи изображенные со всеми подробностями и красочно одетые имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Осень», «Охотники на снегу.
Но один — выдающийся. В 1565 году художник выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено другое мнение, – что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года. Две другие – «Жатва. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
– Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Но не будем торопиться. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. К сожалению, эта картина не сохранилась.
Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году). Будто одержимая, несется она вперед, оставляя позади бедствия и несчастья. Он выявляет в нем лучшее, худшее. Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи.
Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. Лето» и «Сумрачный день. Второе прозвище Брейгеля — «Мужицкий» — характеризует именно этот круг его художественных открытий. Климов).
Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах. Но главная его особенность заключается не в выборе сюжета, а в его трактовке. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы» или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Хмурый день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь) (все -- Музей истории искусств, Вена), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август). Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы – жизни и смерти. В 1567 – 1569 г. Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» – обе в Музее истории искусств, Вена).
Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. На самом деле "проверка правильности перспективного построения (имеется ввиду прямая перспектива) здесь в большинстве случаев просто бессмысленна.
В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Жизнь идет своим чередом. В следующем году Брейгель прибыл в Рим, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Д. Кловио.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние.
В его творчестве сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной спустя 35 лет после смерти художника, называет его уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии в некоторых источниках иногда возникает название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя. Местоположение определить трудно. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом).
". Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. «Охотники на снегу» (нидерл.
Да и копья охотников направлены также. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Поле зрения художника заметно сузилось. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца.
Во времена Брейгеля существовала устойчивая традиция: цикл 12 месяцев начинался с января, цикл четырех сезонов — с весны (с марта), как, собственно и год в Нидерландах до принятия григорианского календаря. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. В центре у куста – ловушка для птиц. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал.
Так в «Триумфе Смерти» (1562) скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. В этой картине действие также происходит в городе. Л. Д.
Зима», «Сенокос», «Жатва. Зима» и Сенокос – одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой.
Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Перед Марией – трое волхвов. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Борсо дЭсте спешил с завершением работ к началу 1471 г. — к предстоящей церемонии утверждения его папой римским в титуле герцога Феррары. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря.
Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Такие изображения обозначали перевернутый мир, в котором все наоборот. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Он создает сцены, своей зловещей фантастичностью даже превосходящие Босха. Охотники несут острые пики и ягдташи.
К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом). Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. «Охотники на снегу» (нидерл. Скорее всего – это плод фантазии художника.
Где и как могли располагаться эти картины. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Обращался он и к светским произведениям аллегорического характера. Кроме того, при показе ада и рая создавались системы из нескольких ярусов. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек.
Весна». Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже.
Однако уже в ближайшие годы жизнерадостный «карнавал жизни» сменяется ощущением трагических сторон бытия. Лето» и «Сумрачный день. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на два его произведения — Крестьянский танец и Крестьянская свадьба (оба — 1568, Вена, Музей истории искусства). Брейгель конструирует образ крестьянства, он придает ему очертания жесткие и обнаженные. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва.
Необычайно разнообразие иногда диковинных бытовых сцен, поступков, жестов и поз. Конкретная реальность события поднята до общечеловеческого синтетического уровня. Самая знаменитая картина из серии — «Времена года». Художнику точно удалось передать особенности зимнего пейзажа. То же видение посетило и Губерта.
Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа.
Более точное его название «Двенадцать месяцев». Весна. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. История человечества – только часть истории Вселенной в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и образ.
Может быть, вот таким образом Брейгель в картине и поместил символ всякой веры – церковь» (О. В. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Через Лион и восточную часть Франции он попадает в Южную Италию. Луки, где получил звание мастера. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров.
Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце.
Осень, Охотники на снегу. Две другие — Жатва. картина Безумная Грета, 1562. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Фламандский Вазари – Карел ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной в 1604 году, называет Брейгеля уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии.
Ржавая листва, блеклая бурая трава, рыжие бока коров, грязная глинистая дорога выстраивают цветовой ряд «Осени». 1480–1550). С 1558 года Брейгель посвятил себя главным образом живописи.
Нидерландские пословицы. А эта лампа погасла. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной спустя 35 лет после смерти художника, называет его уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии в некоторых источниках иногда возникает название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя.
Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. Большую роль здесь играют разнообразно трактованные пути, ведущие в глубину пейзажа Многократно использован излюбленный Брейгелем прием скошенных диагоналей. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Зима и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Среди последних произведений художника преобладают мрачные, жесткие картины: «Мизантроп» (1568), «Калеки», (1568), «Похититель гнезд» (1568) и в том числе знаменитые «Слепые» (1568).
Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. В 1567 – 1569 годах Брейгель пишет несколько картин на темы народной жизни. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Продолжается строительство. Их торцы объединят заниженные планы картин и т. д. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Одна из таких постановок мистерии осв. К таким картинам относятся «Падение слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп».
Некоторые приемы босховской живописи -- большой размер холста и мелкий -- фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Здесь нет пестроты и дробности предыдущих картин. Написана маслом по дереву в 1565 году. Наибольшую известность, однако, приобрели работы, отображающие «труды и дни» его родного народа. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет).
Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников -- Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Они сидят на туго связанных снопах.
И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. В "Жатве" прямо перед зрителем расстилается пшеничное поле с его тяжелой янтарной желтизной небо над ним – сиренево-белое, словно отдавшее земле все свое живительное тепло. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека») : перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Об одной из последних работ Брейгеля – «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) – ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Символический смысл, который вложил Брейгель в композицию, однозначно истолковать нелегко. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Не оба ли они упадут в яму. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в "смеховой культуре", прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. В течение своей жизни Брейгель являлся жителем двух очень богатых городов – сначала Антверпена, а позже Брюсселя, резиденции габсбургского испанского регента. По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. В 1659 году производилась инвентаризация коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского и именно этим временем датирована следующая запись о местоположении картин, включая «Сумрачный день».
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. – Эта картина не похожа на его предшествующие произведения.
В июле 1594 года картины были переданы штатгальтеру габсбургских Нидерландов Эрнсту Австрийскому, который в то время находился в Брюсселе. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Рамы играли роль оконных переплетов. Именно се образ дал название картине. В Триумфе смерти (ок. Отсюда – еще одна примета произведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве: совмещение временных и пространственных пластов.
В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин И. Босха.
перспектива крыш домов не подчинена принципу единой точки схода (сравним, например, левый ряд уходящих вниз и вдаль домов). Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, Иоанна Крестителя с Христом в толпе народа, а "Поклонение волхвов" вообще скрыто за завесой снегопада. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. В 1565 году Брейгель создаст свой знаменитый цикл «Времена года».
У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражение их лиц крайне жестоко. Осень», «Охотники на снегу. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп». Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.
Мы возьмем. для сравнения картину Босха "Семь смертных грехов" Композиция картины исполненная на прямоугольной доске, служившей крышкой стола, вписана в круг иллюзорно представляющий собой глаз. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. В другой картине – «Крестьянский праздник» – острота видения народного характера еще сильнее, а главные фигуры обрели еще большую мощь. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста». В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Поста и Масленицы», 1559 «Безумная Грета», 1562 «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565 «Слепые», 1568).
В 1555 году И. Кок выпускает серию пейзажных гравюр Брейгеля. В 1567–1569 годах Брейгель пишет несколько картин на темы народной жизни.
– Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Обычная жизнь течет как всегда.
Ад начинается в человеческом сердце. Зной жаркого летнего дня наглядно передается всей гаммой золотисто-коричневых, соломенных тонов в «Жатве». Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик.
1560) изображена толпа на деревенской площади. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Борьба проходила с переменным успехом. Она была для него постоянным источником вдохновения, за что он и получил прозвище «Мужицкий».
Но первые дошедшие до нас картины, датируются уже второй половиной 1550-х годов. Сусленков. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. «Танец» весь пронизан разнонаправленным движением, в стихии пляски есть что-то самозабвенное, но и заученно-ритуальное.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста». На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Грузные, сильные фигуры крестьян придвинуты к зрителю изображены с тщательностью, но сдержанно и лаконично. Л. Д. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Панорамное решение пространства лишено всякой условности, оно возникает ради того, чтобы дать возможность художнику и зрителю картины охватить глазом как можно больше эпизодов уличной жизни. Внимание привлекает фигура женщины в центре картины.
В 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году – цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). Около 1552 г. отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Около 1554 года художник возвращается на родину.
После его смерти в 1662 году картины (которых, судя по описанию, осталось уже пять) перешли по наследству к его племяннику, будущему императору Священной Римской империи Леопольду I, который поместил эту коллекцию в венской императорской резиденции — дворце Хофбург. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина.
Цветовая гамма на картине представлена тёмными тонами, какими написаны охотники и голые деревья, коричневыми домами, зелеными оттенками льда и неба и белизной снега. Весна» – одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. придворными феррарскими художниками Франческо дель Коссой и Козимо Турой. Творчество Брейгеля приходится на период ожесточенной борьбы Нидерландов за свою независимость от испанского владычества. Где же Икар и при чем здесь его падение. В 1551 году он был принят в члены Антверпенской гильдии св. Художник изобразил полдень.
Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. В этой схеме встают на свои места и остальные три сохранившиеся картины ("Сенокос" – июнь "Жатва" – август и "Возвращение стад" – ноябрь). Но как известно, несмотря на то, что вся эпоха мечтала о центрическом здании, в реальности оно так и не было построено. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Около 1552 года Питер отправился в Италию. Он вновь всемогущ.
«Возвращение стад. Огромная башня занимает большую часть площади картины. Картина с изображением нидерландских пословиц – «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», – включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
— цикл был воплощен в монументальной форме: в росписях Палаццо Скифанойя в Ферраре, осуществленных в 1469–1470 гг. В «Безумной Грете» (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Пространство строится как отражение в сферической поверхности глаза или выпуклом зеркале. Те же идеи Брейгель развивает в картинах Фламандские пословицы (1559) и особенно Игры детей (1560).