В спектакле использованы сюжеты и персонажи картин: Пчеловоды и разоритель гнезд, Падение Икара, Битва сундуков и копилок Питера Брейгеля и Корабль дураков Иеронима Босха.
Работа «Нидерландские пословицы» (1559, Картинная галерея. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. В 1554 г. вернулся в Антверпен, активно сотрудничал с издателем И. Коком. В композициях Брейгеля, например в «Падении Икара», мифологический сюжет отходит на дальний план, а предметом изображения становятся пространство и время, причем настойчиво повторяются точка зрения с высокого горизонта, панорамность и сферичность пространства.
Неаполь) навеяна евангельским текстом (Мф 15. 14). Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Что уж говорить о композициях, построенных на метафорах, символах иносказаниях. уПЮЕФБОЙЕ ФБЛПК ТБЪТХЫЙФЕМШОП-УПЪЙДБФЕМШОПК ЬОЕТЗЙЙ У ИПТПЫЕК ЫЛПМПК – ЬФП ЛМБУУОП. 1565, Хамптон-Корт. деревни времени Б. С., занятиями, одеждой они почти не отличаются от деревенских жителей, как, напр., в картине «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевский музей изящных искусств. Несколько позднее голландский город Лейден прославил художник Лука Лейденский (Лукас фан Лейден 1494-1533), ученик К. Энгельбрехтсена, наследник романизма Я. Госсарта и А. Дюрера.
Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Картина «Битва Масленицы и Поста» (1559, Художественно-исторический музей. хРБЧЫЙК ОБ ЪЕНМА йЛБТ (рБДЕОЙЕ йЛБТБ вТЕКЗЕМС) – У ЪБНЕТЪБАЭЙНЙ Ч РХФЙ ФП МЙ РБТФЙЪБОБНЙ, ФП МЙ РЙМЙЗТЙНБНЙ. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Такой картиной стала, например, «Управление сборщика налогов». Питер Брейгель Старший, по прозванию «Мужицкий» (ок.
Примечательно, что гравюры Луки, так же как и Дюрера, копировал итальянец М. Раймонди. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Питер Брейгель — философ в живописи, будь то его альпийские пейзажи – эпические композиции вселенского звучания, будь то картины-аллегории или картины-загадки: «Безумная Грета», «Дурной пастырь», «Мизантроп», «Обезьяна», «Охотники на снегу», «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд», «Пчеловоды», «Самоубийство Саула во время битвы на горе Гелвуе» «Страна лентяев»).
Пейзаж на дальнем плане абсолютно другой. пОЙ ПЮЕОШ ПФЛТЩФЩЕ, БЛФЙЧОЩЕ МАДЙ /. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Они требуют пристального рассмотрения.
И по стилю и по колориту картина явно отличается от работ отца. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Его источник – эгоистическое сознание или безумие. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). До какой-то степени в их творчестве присутствует языческое восприятие мира: Бог растворен в каждой его частице. работал в мастерской живописца К. Доризи.
Об одной из последних работ Брейгеля — «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) — ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. По колориту картина сына ярче, веселее, в ней больше киновари. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. В творчестве Брейгелей, в особенности младшего, очень сильны противостояние зла и добра, философские подтексты о бренности земного, насмешка, как, например, в картине «Алхимик» по гравюре отца. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» изображает ясное утро вместо хмурого дня. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны.
Б. С. - один из создателей европ. В 1551-1552 гг.
Пять отдельных сюжетов объединены темой брейгелевских Пчеловодов (персонажи одноимённой картины), с которыми каждый из героев спектакля встречается на пороге своей духовной смерти. Он читает их по-другому. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Вена) – сатирическая аллегория на тему борьбы католицизма и протестантизма. Скорее всего это граничит с чрезмерным употреблением алкоголя. Впервые этот принцип был применен в картине «Поклонение волхвов» (1564, Национальная галерея. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание. О. Бенеш отмечал значительную роль северонидерландской «пламенеющей готики начала XVI в., «когда это течение раскололось на голландское и фламандское ответвления». Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Однако наиболее значительным художником, завершавшим эпоху Возрождения на севере Европы, был, безусловно, Питер Брейгель Старший, по прозванию «Мужицкий» (ок. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор.
Ад начинается в человеческом сердце. В Триумфе смерти (ок. Картина «Детские игры» (1560, Художественно-исторический музей.
Главное – это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. Она и сама была опытной художницей известной своими миниатюрами. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. 5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. Б. С. позволял себе и пародии на итал. музеи Берлина), «Лето» (1568, Кунстхалле.
Остро схваченные позы, гиперболизация характерных черт усиливают гротеск и подчеркивают человеческие пороки. Известно по крайней мере пять ее авторских версий. Более крупным планом даны жители деревни.
В ранней работе «Падение Икара» (1555-1558, Королевский музей изящных искусств. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Здесь же они выстраиваются в очередь с курами и яйцами.
На первый план выходит крестьянин, утоляющий жажду из огромного жбана. Движение по диагонали контрастирует с горизонтальными осями пейзажного фона, придавая картине почти барочный драматизм (нек-рые исследователи говорят о словесно-визуальном каламбуре Б. С. : параболическая композиция картины – это иллюстрация самого понятия «притча», т. е. парабола, от греч. Это будни фламандской деревни. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». рХФЙ – ФП ОБ ФПФ УЧЕФ ЧЕДХФ ТБЪОЩЕ, ОП НЕУФП ЧУФТЕЮЙ ЙЪНЕОЙФШ ОЕМШЪС.
1560) изображена толпа на деревенской площади.
В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Это «Невеста». Весна» — одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. Тревожное настроение создается присутствием солдат (напр., «Избиение младенцев». 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок.
«Его постижение духа итальянского искусства и интерес к пейзажу были много глубже и существеннее, чем у романистов». Волхвы одеты абсолютно буднично. картина Безумная Грета, 1562. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. «Контраст между искусством Брейгеля и современной ему художественной жизнью, — писал Бенеш, — был великой загадкой для историков искусства».
Мадрид). Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Великолепный мастер пейзажа, он предвосхитил многие достижения европейских живописцев, которые работали после него в этом жанре. 1559), Детские игры (ок.
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева. Питеру Брейгелю Старшему, как считают историки искусства, было свойственно «чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем Мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке». За столом стоит человек в шляпе адвоката. В Лейдене это течение представлял Ян де Кок (.
Персонажи Б. С. похожи друг на друга, зачастую вовсе лишены лиц, как, напр., в графических листах «Пчеловоды» (1568, Гос.
По заключению Бенеша, в рисунке Брейгеля «Жнецы» (1568) прототипом выразительной фигуры типично фламандского крестьянина на переднем плане послужила одна из обнаженных фигур Микеланжело и затем художник приспособил ее к фламандскому сюжету. — до 1529), выходец из Антверпена. В центре внимания – пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. Вопрос о бренности и хрупкости любой жизни.
«Избиение младенцев» продана не менее чем в 14 копиях. "Малая" Вавилонская башня, Питер Брейгель СтаршийГигантское строение было запечатлено дважды. Эту работу отца повторил Питер Брейгель-младший.
Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Одна из последних работ Б. С. «Слепые» (1568, Национальные музеи и галереи Каподимонте. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. й ТБДПУФОП, ЮФП ПО – ТХУУЛЙК.
Фантастические образы чудовищ, к-рыми наполнены картины этого цикла, продолжают традицию Босха («Падение ангелов». Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Повседневная жизнь не представляется ему бессмыслицей.
Никто до него не изображал в таких конкретных деталях, с такой силой и выразительностью крестьянскую жизнь с ее буднями и праздниками, столь явную изначальную связь человека с природой. В 1988 году она была отреставрирована и был восстановлен ее первоначальный вид. Сын Питера Брейгеля-старшего по прозвищу Крестьянский и его жены Майкен Альст родился в Брюсселе и лишился отца в возрасте пяти лет. 1562, Музей Майер ван ден Берг. Вена) иконографическая программа к-рой восходит к сюжету Тайной вечери или Брака в Кане и предполагает изображение большого количества персонажей, сидящих за столом по композиции наиболее близка к «Тайной вечери» Я. Тинторетто (1561).
Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. В двух картинах – Избиение младенцев (ок.
французского короля Карла VIII в Италию. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. пейзажного жанра, для него природа – живой опыт зрителя. Брюссель «Безумная Грета».
Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Коренастые фигуры его поселян их сгорбленные спины, тяжеловесная поступь, грубые одежды, простодушные лица не лишены черт гротеска.
Лондон) и развит в «Крестьянской свадьбе» (1568, Художественно-исторический музей. На полотне наглядно изображена притча из Евангелия от Матфея, где говорится следующее: «если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Конечно, первоначально такое умиротворенное произведение создал отец. Картина показывает интерес городского жителя, каким являлся Брейгель, к деревенской жизни. «Поклонение волхвов» – это картина авторства Брейгеля Старшего изображающая маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей обычной, не праздничной жизнью.
Однако Брейгель много рисовал с натуры. Во-первых, оно отстало почти на столетие. Трагические образы калек становятся у Б. С. символом падшего человечества. Все картины цикла — «Возвращение стад. детали могут быть прочитаны в традиции средневек. Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
Зима», «Сенокос», «Жатва. На полотне видна цельность композиции и рисунка. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
Иосиф и Богородица. Художник сделал не менее 25 копий с этой работы в разных форматах. Берлин-Далем) стала своеобразной метафорой человеческого бытия. Брейгель был чутким свидетелем и бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанского владычества, феодального и церковного гнета. Продолжая традиции Босха и Луки Лейденского, Брейгель необычайно расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыв в своих произведениях единство человека и плодоносящей природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, воплотил национальное своеобразие характера народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую жизнелюбивую энергию.
Антверпен «Триумф смерти». Лето» и «Сумрачный день. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Фигуры людей, представленные в миниатюрном масштабе, сливаются в однородную толпу. Но не для запугивания впечатлительного зрителя создавал их художник. Что стоит за этим.
«Жатва», конечно, отличается в деталях от полотна отца. В «Вавилонской башне» (1563, Вена и 1564, Роттердам) поражает эффект грандиозности и неосуществимости сооружения, образ к-рого создан художником под впечатлением развалин Колизея.
владычества. Мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке». – притча). Таким образом, вместо резни получились грабеж и мародерство. Переписав отцовскую картину, затронул эту тему Питер Брейгель-младший.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Гамбург). В 1553 г. Брейгель совершил путешествие в Италию, но его искусство самобытно и уникально. Осень», «Охотники на снегу. 1480–1550).
В картинах Битва поста и масленицы (ок. стиль, напр., в «Разорителе гнезд» (1568, Художественно-исторический музей. С любовью и вниманием художник изображает жизнь народа, переиначивая картины своего отца. В творчестве первого сына Б. С., Питера Младшего (1564-1638), превалирующим стало копирование произведений отца второй сын, Ян Бархатный (1568-1625), мастер маньеристической пейзажной и декоративной живописи, был далек от стиля отца.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Истолкование данного произведения – отдельная тема в истории искусствознания, к-рая усложняется композиционной и смысловой многослойностью изображения (колесо фортуны, пляска смерти и т. д. ), а также нескрываемой иронией художника, обращенной к зрителю-интерпретатору (зрение – весьма ненадежный путь к истине) в сочетании с нравственной дидактикой (слепота персонажей – напоминание о возможной слепоте зрителей). Лондон), неведением или безразличием людей к происходящему на полотне «Несение креста» (1564, Художественно-исторический музей. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. моралистического символизма, но в то же время нидерланд. В 1552 г. посетил Рим.
Второй слепой по инерции тоже не может удержаться от падения. Его, кстати, на картине нет. Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Цикл «Месяцы» (1565) построен на сочетании непосредственного визуального опыта и стилизации идеального и реального, где человеческое существование вплетается в вечные циклы бытия.
Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами. Вена) – иносказательное предостережение тем, кто относится к жизни как к детской забаве. Питеру Брейгелю Старшему, как считают историки искусства, было свойственно «чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха.
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Брюссель) прав. Ее копию написал Брейгель Питер младший. «Охотники на снегу» (нидерл. В серии работ, выполненных, вероятно, по частному заказу в нач.
Бог далеко и надзирает за деяниями людей. Это произведение приобретено Карлом II в 1662 году. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море.
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Забава с коньками в картине – не главное. Убитые младенцы были закрашены.
1562, Королевский музей изящных искусств. Но сбор налогов обычно не происходит в такой обстановке, как это изображено на полотне. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. 1526—1569) – знаменитый художник периода Северного Возрождения. Картина оставляет довольно гнетущее впечатление.
истории как живой реальности. 1562, Прадо. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Пейзажные работы несут и дидактическое содержание, мн.
Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. 1526—1569).
Важна ловушка, которая сделана из двери для глупых птах, которых поджидает ловец. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Вместо них нарисовали продукты и животных. Конец лета, уборку урожая отразил на картине Питер Брейгель младший. Кроме того, обычно крестьяне приносили десятину зерном.
Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. крестьяне узнаваемы по типам лиц и костюмам. Луки (из этого следует примерный год его рождения, т. к. в гильдию принимали не раньше 25 лет). Библейские персонажи включены в типичный пейзаж нидерланд.