«Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека.
Приложение 3). Но что за люди движутся от церкви к роще. Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц.
В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах». Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённый вниз. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т. е.
Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. Но на берегу залива, выводящего в открытое море, грозным напоминанием о безысходности стоит виселица. Но вряд ли Брейгель обращался к нему.
XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. Пустишь собаку в дом, залезет в кладовку (неприятности ни за что, ни про что спохватиться слишком поздно «Пусти козла в огород»). 34 Свинья вытаскивает затычку (оплошность нерадивость должна быть наказана). 35 Биться головой о каменную стену (упорствовать в достижении невозможного). 36 Вогнать в броню (разозлиться, прийти в ярость «Готов броситься в бой»). 37 Повесить коту колокольчик (если о твоих планах становится известно всем, жди провала). 38 Вооруженный до зубов. 39 Кусающий железо (болтун). 40 Ощупывающий курицу (Считать цыплят до того, как они вылупились). 41 Он вечно гложет одну кость (бесконечная нудная работа или постоянное повторение одного и того же «Тянуть одну и ту же песню»). 42 Вывесить ножницы (символизирует карманные кражи притон, где обманут и об- чистят обираловка). 43 Он говорит двумя ртами (двуличие, лживость говорить двумя сторонами рта). 44 Один стрижет овец, другой – свиней (одному все, а другому ничего или один живет в роскоши, а другой в нужде Богач и бедняк). 45 Громкий крик, да мало шерсти («Много шуму из ничего»). 46 Стриги, но не обдирай их (не преследуй своей выгоды любой ценой). 47 Кроткий как ягненок. 48 а) Одна прядет на прялке, что другая сучит (распускать недобрые сплетни). б) Следи, чтоб черная собака между не пробежала (все может пойти не так или, где есть две женщины, лающая собака не нужна). 49 Он выносит день в корзинах (тратить время попусту «Украшать солнце свечой»). 50 держать свечку для дьявола (заводить друзей без разбору и льстить всем вокруг подлаживаться ко всем). Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек.
Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Примерно в это же время другой нидерландский художник. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника.
Любопытны некоторые параллели между ними. 1. Нидерландский художник Питер Брейгель Старший (1525–1569) зашифровал на своей картине "Фламандские пословицы" (или "Нидерландские пословицы"), написанной им в 1559 году, более ста различных фламандских пословиц, поговорок изречений и просто забавных фразеологизмов (идиом) своего времени. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом.
Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель».
В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками» (англ. Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии. Вот её истинное назначение. А жаль. Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер.
Яркие цвета и нагромождение деталей. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля.
Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. Смысл некоторых из них понятен русскому зрителю без объяснений: персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головами о стену, висят между небом и землей другие же лишь отдаленно напоминают русский фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины.
Покуда существует на земле такой несовершенный и порочный вид, как человек разумный – «Нидерландские Пословицы» не утратят своей актуальности, пусть пословицы на ней нидерландские, а не интернациональные, пусть они сложны для понимания, но их изучение оставляет неизгладимое впечатление. Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. Другие пословицы указывают на человеческую глупость.
Вешать колокольчик на кота (совершать опасный и неразумный поступок) 2. Все изобразительное начало этой картины опирается на хорошо изученный издавна известный быт, притом преимущественно деревенский. История нем и евр периода только в редких письменных свидетельствах. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Впрочем часть нынешнего села, где я жила (которое входит в состав Советского района) представляет собой жалкое зрелище. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.
А про село вообще интересная история. Источником пословиц всегда была жизнь во всем бесконечном разнообразии. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Любопытны некоторые параллели между ними.
Картина стыдит человека. Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. «Вешать коту на шею колокольчик»– поднимать тревогу первым, поднимать скандал делать первый шаг в деликатном деле. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.
Это селение нигде и всюду. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. 5. Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться». В процессе изучения этой картины, часами вглядываясь в каждый её фрагмент и перечитывая все возможные его толкования, начинаешь находить в себе человечка, тянущего угря за хвост, закапывающего яму с утонувшим телёнком или бьющегося головой о кирпичную стену.
Он, определенно, стремился наглядно показать на примерах смысл изображения, чтобы зритель мог разглядывать и понимать каждый фрагмент и сюжет в отдельности. «Сидеть в золе между двух стульев»– проявлять нерешительность в каком-то деле, находиться в сложном положении, например из-за упущенного момента для принятия правильного решения. 6. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника, а назидание. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость.
Так об этом пишет С. Л. Львов: «» Нидерландские пословицы" были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры". Глупость, ставшая повседневной привычкой и безумие, возведённое в ранг разумного начала, - вот стихия «Пословиц».
Desiderius Erasmus) опубликовал книгу под названием «Адагия» (Adagia), где собрал более восьмисот греческих и латинских пословиц. Его сын Питер Брейгель Младший сделал около 20 копий работы отца, причём не все копии в точности воспроизводят оригинал, отличаясь от него рядом деталей. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. Так об этом пишет С. Л.
у меня есть целый альбом фоток из краеведческого музея пос Советского (в прошлом Ички). Картине этой предшествовала долгая подготовка. Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель».
Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога». «А происходит здесь много удивительного. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. (нет смысла пытаться изменить существующий порядок). 32 Веретено падает в пепел (дело не выгорело). 33 Найти собаку в горшке. Разрушенный мир.
В этом образе и заключён подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном. Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. это заслуживает уважения. От них нас отделяет временная пропасть, в которую кануло все, что избежало отражения в письменных источниках или творчестве других художников, начиная с расхожих выражений, не ставших пословицами и кончая слухами и вымыслами, волновавшими, пусть недолго, воображение людей той эпохи, – все, что было понятным и само собой разумеющимся для современников Брейгеля, стало загадкой для его потомков». Картина стыдит человека. «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. Яркие цвета и нагромождение деталей.
Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль. Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».
Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. На территории современного села объединены вообще два бывших поселения (жителей которых не осталось, только несколько домов и мельница) Белый Кош (прежде татарское поселение было заселено евреями в 1925 году и названо Хейрус и Черный Кош (тоже бывшее татарское поселение было заселено немцами-меннонитами, а основатель меннонитов Менно Симмонс (15 век) – вообще голландец по происхождению), меннонитов гоняли по Европе за протестанство и их приютила Екатерина Вторая и потомки их попали в начале 20 века в крым и черный кош был переименован в поселение Иоханру). Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев.
Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. Оригинальное названия картины не сохранилось. Может, правда, и их уже растащили.
Но прежде всего, удивительно само место действия. А ведь был бывший колхоз-миллионер. А происходит здесь много удивительного. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Коровники, свинарники, огромный консервный завод представляет собой груду руин. Приложение 2). Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину».
Перевернутый мир, где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. В процессе изучения этой картины, часами вглядываясь в каждый её фрагмент и перечитывая все возможные его толкования, начинаешь находить в себе человечка, тянущего угря за хвост, закапывающего яму с утонувшим телёнком или бьющегося головой о кирпичную стену.
Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Также обращает на себя внимание практическое отсутствие в живописи белил, за исключением тех случаев, когда писались белые одежды или драпировки. На картине изображено более сотни пословиц. Вооружиться до зубов (хорошо подготовиться) 3. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога».
Именно так воспринимали картину ее первые зрители. Почти одновременно с Брейгелем разнообразный мир пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле.
А метеллолом так уже давно весь сдали. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет.
В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117 Х 163см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Именно так воспринимали картину ее первые зрители. С. Л. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства».
На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. «Она бы привязала чёрта к подушке»– она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. 2.
Приложение 3). Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку. Не зря готовил основу и краски, рассчитанные на века существования в этом мире. Но прежде всего, удивительно само место действия.
Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши» «Бросать деньги в воду» – означает то же, что и «ссорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и так далее. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. – выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи.
Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени. И если б не они, то село бы уже вымерло, как и сотни других крымских сел. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. Но покуда строили башню, развалилась стена.
«А происходит здесь много удивительного. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. Знание фольклора может дать человеку знание о народе и в конечном итоге о самом себе. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием.
– Франс Хогенберг. Это работа, которую можно смело назвать настоящим собранием или даже справочником пословиц. Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение.
Рыцарь в доспехах, например, пытается привязать коту колокольчик, купец разбрасывает перед свиньями маргаритки, старуха привязывает Богу накладную бороду. Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году. Притчи были очень популярны во времена Брейгеля, так что неудивительно, что голландские и фламандские авторы этой эпохи щедро использовали их в своих произведениях. Вот её истинное назначение. Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета.
Приложение 2). 51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу). 52 Дующий в уши (болтун или сплетник «Распускать слухи»). 53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде обманутый обманщик). 54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста. Иное значение: его конец близок. 8. «Биться головой об стену» – он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу, он получил мучительный отказ. 9. «Один стрижёт овцу, другой свинью»– один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету. 10. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня.
Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Львов пишет: «Ошеломленное недоумение Вот, пожалуй, первое чувство, которое вызывает картина Брейгеля «Нидерландские пословицы». Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора.
Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. «Это селение нигде и всюду. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Фольклор как мы знаем, принадлежит к устному народному творчеству и может сложиться представление, что этим искусством интересовались только ценители литературы.
Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться. Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. Картина стыдит человека. Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка. Но что за люди движутся от церкви к роще.
Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома. Кусать железо (врать, не скромничать).
«Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф»– в буквальном смысле: войти в дом и обнаружить, что собака опустошила горшок или буфет отсюда фигуральное выражение: прийти слишком поздно, упустить свой шанс, остаться ни с чем. 7. «Свинья вытаскивает затычку из бочки»– хозяин не следит за своим добром. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117Х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам.
Молодой человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, увенчанный крестом земной шар: самонадеянный повеса вообразил, что движение мира подвластно его прихоти. Теперь всё хозяйство в руках трех частников (оказавшихся в нужном месте в нужный час). Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью.
Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. Коллекция пословиц Эразма остается одной из самых монументальных из когда-либо собранных. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный».
На самом деле художников также интересовали проблемы морали и эти проблемы они воплощали (писали) на холсте. Брейгель умер рано. Именно так воспринимали картину ее первые зрители.
Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. После просушки картины оставалось прописать фон лессировками заранее составленных тонов и работа была закончена. Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок).
Нидерландские пословицы, превращенные в изображения нелегко понять человеку другого языка и эпохи, так как многие из них не имеют аналогов в других культурах, построены на идиомах, не могут быть переведены дословно, а многие со временем вообще потеряли своё истинное значение. У Бранта в «Корабле дураков» также встречается: «Тот, кто привязывает коту колокольчик, позволяет крысам бегать, где им хочется». 11. «Быть вооружённым до зубов» – быть хорошо оснащённым для какого-либо дела. 12. «Этот дом имеет вывеской ножницы»– в богатом доме есть чем поживиться.
То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Большая часть из них, а именно 85, расшифрована.
это заслуживает уважения. «Грызёт столб»– лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. 3. «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь» – она женщина неискренняя, ей доверять не стоит. Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку. 26 Кусающий колонны (религиозный лицемер). 27 у нее в одной руке огонь, а в другой – вода (она двулична и лжива). 28 а) Жарить целую селедку ради икры 3абросить кильку, чтобы выловить селедку), то есть рискнугь малым ради большого). б) Его селедка жарится не здесь (все идет не по плану). с) Получить колпак на голову (обязали возместить ущерб заставили держать сумку) ему пришлось расхлебывать). 29 В нем будет побольше, чем в пустой сельди (многие вещи имеют более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд «Все не так просто, как кажется»). 30 Сидеть в пепле между двумя табуретами (упустить возможность потерпеть неудачу из-за нерешительности «Сидеть между двумя стульями). 31 Что может сделать дым железу. Сегодня картина Фламандские пословицы выставлена в Берлинской картинной галерее.
Но покуда строили башню, развалилась стена. Но прежде всего, удивительно само место действия. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица. Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своем романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле.
О внешности Брейгеля можно судить только предположительно, по рисунку, на котором художник изобразил якобы себя, в компании с гротескным заказчиком, критично тянущим свой туповатый, но длинный нос к его полотну (См. Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени. «Это селение нигде и всюду. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили.
В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. Вот её истинное назначение. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. Значит – Брейгель не зря тратил своё время на доскональное изображение каждого сюжета.
Но покуда строили башню, развалилась стена. Перевертыш. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». «Глодать кости» – быть чрезвычайно занятым, принимать что-то близко к сердцу, обдумывать, пережёвывать, решать трудную задачу. Львов: «» Нидерландские пословицы» были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры».
Однако около пятнадцати-двадцати так и остались загадками, то есть не расшифрованы учёными до сих пор. Короче, после войны всех выселили (и немцев и евреев (и крымских татар впридачу) и в 50 -х годах заселили жителями Урала, которые продолжали прибывать туда вплоть до 90-х годов. Так же, следует отметить, что не все пословицы в этой картине имеют только отрицательное значение, хоть и представляют собой насмешку, к примеру – человек, плывущий против течения или держащий глаз на. Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться. The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок.
Потом, при взгляде на название, ему становится интересно, как же можно расшифровать всё это мельтешение и тут осуществляется одна из основных задумок великого нидерландского мастера: картина захватывает всё внимание зрителя и заставляет изучать себя, всматриваться в каждый тёмный уголок, находить всё новые и новые детали, пытаться логически представить смысл изображённого. В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см.
Но что за люди движутся от церкви к роще. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя.
Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем).
64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат необратимость «Сделанного не воротишь»). 65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же «Кость раздора» образ алчности и ревности зависть). 66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение «Сидеть как на иголках»). 67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой. б) Писать на огонь полезно для здоровья. в) Пописать на костер (его костер угас он совсем скис)68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать). 69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими). б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а). 70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник получить отказ потерпеть неудачу). 71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть). 72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности). 73 Он разевает рот перед печью или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности «Откусывает больше, чем может прожевать» или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее). 74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами). 75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод). б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны). В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры.
1 Крыша крыта пирогами (страна изобилия рай дураков «Страна Кокейн»). 2 Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, брачная церемония, не имеющая законной силы жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно). З Выставить метлу (хозяев нет дома «Кошка в гости, мышкам праздник»). 4 Он смотрит сквозь пальцы (ему можно шиковать, так как у него достаточный доход). 5 Висит нож (вызов). 6 Сабо стоят (напрасно ждать). 7 Водить друг друга за нос (надувать друг друга). 8 Кости брошены (это решено). 9 Дуракам достаются лучшие карты. 10 Как карта ляжет. 11 Он какает на мир (он презирает всех). 12 Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот мир наоборот). 13 Протащить через дырку в ножницах (получить нечестную прибыль или «Око за око»). 14 Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде (держать подкладень, «Хранить на черный день»). 15 У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь). 16 а) Он писает на луну (пытается сделать невозможное Лаять на луну) или Писать против ветра). б) Он пописал на луну (потерпел фиаско). 17 У него дыра в крыше. 18 Старую крышу приходится часто латать. 19 У крыши есть обрешетка («У стен есть уши»). 20 Висящий горшок (в мире вверх тормашками на харчевне висит ночной горшок, а не кувшин). 21 Брить дурака без пены (одурачить кого-нибудь надувать). 22 Расти из окна (этого не скроешь «Тайное всегда становится явным»). 23 Два дурака под одним капюшоном дурак дурака видит издалека). 24 а) Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую (бессмысленное упорство). б) Выпустить все стрелы (неразумно расходовать все средства сразу, не оставляя ничего на случай необходимости). 25 Она может даже дьявола привязать к подушке (упрямая баба победит самого дьявола). Этот яркий образ в картине символизирует «перевернутый мир», который и становится главной темой картины.