Одновременно с Темпьетто Браманте строил двор монастыря Санта Мария Делла Паче (подряд на выполнение пилонов и колонн двора датирован 17 августа 1500 г. ) (рис. Крипта, расположенная под Темпьетто Браманте в Риме, скорее всего является остатками святилища, находившегося здесь ранее. Известно, что Браманте собирался установить ротонду «Темпьетто» как «идеальный храм» в центре круглого, обрамленного колоннадой двора и тем самым создать художественную модель Дольнего мира, гармонично взаимодействующего с миром Горним.
Изначальный проект Браманте, помимо возведения самого Темпьетто, предполагал и реконструкцию внутреннего дворика монастыря. Так, развивая композиционную схему античного храма, Браманте мастерски разрешил конкретную функциональную задачу и поднял идейное и художественное содержание Темпьетто, реализовав в нем мечты итальянских зодчих о целостной в своей совершенной гармонии центрической постройке. Донато Браманте Темпьетто.
Монументальность темпьетто Браманте заключается в его идеальной осевой симметрии и пирамидальности: от основания здания до венчающего купол креста прослеживается ступенчатый характер. Основательность Темпьетто Браманте в Риме придается с помощью осевой симметрии и пирамидальности формы (от основания до купола наблюдается ступенчатый характер). Часовня-ротонда во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио известная под названием Темпьетто, — первое римское произведение церковного зодчества Браманте.
В оформлении Темпьетто Браманте нет лишнего декора изысканная простота придает созданному Браманте шедевру особую грацию.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Неаполя, вместе с др. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Джакомо делла Порта и получил несколько вытянутые очертания.
Сначала успешно работал маляр. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Знаменитый двор (рис.
Микеланджело усилил массивность устоев и стен. Обращает внимание необычайная «воздушность» плана, в котором пространство безусловно преобладает над массой, проникая во все сложно расчлененные устои и ограждающие его стены. Сила флорентийского контура и поверхностей.
Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. фасаде– 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архит. Начав архитектурную деятельность в Милане, свои основные сооружения архитектор возвел в Риме именно римский период в жизни Д. Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени.
В Темпиетто получила законченное выражение идея центрально-купольного сооружения. на стр. На Форумах в Риме есть похожее культовое сооружение, созданное во славу Весты. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. здание над могилой апостола. библиографию), Ант. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением.
перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле). 1510-1519), ок. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в средние века на остатках римского Табулария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи Возрождения. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио.
Западная часть собора уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карло Мадерна (с 1607 г. ) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Архит. К ним относится часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио, построенная в Риме на месте мученической смерти апостола Петра. На естественном склоне, отделявшем следующую террасу, были устроены места для зрителей. Ярко выраженным ветвям креста с доминирующим над средокрестием купола сопутствуют по диагональным осям уменьшенные повторения той же фигуры.
Из миланских построек Браманте особый интерес представляет незаконченный двор каноники (руководства монастыря) Сант Амброджо в Милане (начат в 1492 г. ), недооцениваемый историками зодчества. политика требовала воплощения в новом сооружении могущества католической церкви. Заняв своими заслугами и гением принадлежащее ему высокое место, он тратил благородно свое богатство и жил всегда достойно и пышно. В переводе с итальянского tempietto означает «храмик».
Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). Петра в Риме. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Петра.
17 этой главы и рис. рис. Построенный им палаццо Массими (начат в 1535 г. ) свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и о новых приемах расположения зданий в городской застройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя ее изгиб линией фасада.
Уникальность «сфуматто» – заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять». Браманте создавал и перестраивал огромные церкви и дворцы. Сохранившийся проект неосуществленного фасада церкви предвосхищает многие позднейшие решения этой важной проблемы в разработке базиликального типа церкви и свидетельствует о свободном обращении Браманте с классическими архитектурными формами уже на этом начальном этапе его архитектурной деятельности. Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Высшим достижением творчества Браманте являются его ватиканские сооружения.
Левая дева воплощает собой земную любовь, правая – олицетворяет любовь небесную. Последние годы жизни Брамайте связаны с проектированием и строительством собора св. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Внутри целы (полого цилиндра) находится святилище, а снаружи храм окружен перистилем (внешней колоннадой).
С 1503 Б. вёл по поручению папы ЮлияII обширные работы в Ватикане. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно– 11. 4. 1514, Рим) итал. Однако ритм членений здесь тяжелее, а цветовой контраст производит резкое, драматическое впечатление.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Весь план пронизан нерушимой логикой. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Константина Великого, но идеи архитектора воплотились во мн. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св.
вилл террасные дворы Ватикана– Бельведер и Сан-Дамазо (1503–1505). В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. Браманте и сам начинал как художник. Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516). карнизы Темпьетто, палаццо Канчеллерии, церкви Сан Сатиро в Милане) консоли его закономерно удваиваются над более сильными опорами.
Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
значение. Геркулес как символ Флоренции. Утверждение наследственности античной традиции. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Капелла Пацци Брунеллески.
Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности.
Первое римское произведение Браманте в области церковного зодчества — часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Мон-торио, так называемое «Темпиетто» — послужило как бы «манифестом» Высокого Ренессанса. В 1499 Б. переехал в Рим, где его творчество приобрело зрелость и большую масштабность. Важное градостроительное значение имел построенный Амманати мост Санта Тринита во Флоренции (вторая половина 1560-х гг. ), переброшенный через Арно тремя пологими изящными арками и украшенный скульптурой. В основу своего проекта Б. положил равноконечный (греч. ) крест собширным пространством в средокрестии. В 1505-1506 гг.
Рисунок Федерико Бароччи передает замысел Браманте. Однако, современным историкам известно, что Апостол Петр был распят по приказу первого Папы на Ватиканском холме, неподалеку от цирка. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Брунеллески). доминантой собора должен был стать купол.
Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями. Здание получило свое название от папской канцелярии, которая вскоре была здесь размещена. Петра в Риме. стиль высокого Возрождения, выработанный Б. наряду с др. Композиционная формула «концентрические окружности».
да Сангалло и фра Дж. Аллегоричность и символичность произведения. Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Первой архитектурной работой Браманте была перестройка начатой еще в 9 в. церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане (с 1479 г. ). Петра, Микеланджело Буонарроги, последний из великих мастеров Высокого Возрождения, вступил в архитектуру, уже будучи зрелым скульптором и живописцем.
Среди таких работ: перестройка ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 Б. перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия скреста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церквимон. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Эгоцентрическая форма религии. Петра. После вторжения французов в сент.
Однако общий характер сооружения был сильно изменен. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
После смерти Сангалло руководство строительством собора перешло в 1546 г. к Микеланджело. храмового здания и формированием языка архит. Такой излом угловых пилястр, как в третьем ярусе двора Канчеллерии, фактически был сделан до того лишь в сакристии Сан Сатиро.
1490 Пинакотека Брера, Милан). Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту).
Донато Браманте (итал. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с террас которого открывается великолепный вид. Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5, 5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино.
Петра (в клуатре ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио). в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы» и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов. Нарушение бытовавшей традиции. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Высота целы равна радиусу перистиля.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б. ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок. К этому течению следует отнести деятелей созданной еще в 1530-х годах «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перуцци и прежде всего Виньолу. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Посему именно Браманте считается настоящим родоначальником архитектуры ренессанса. Согласно преданию, на том месте, где возвышается церковь Темпьетто, был казнен через распятие Апостол Петр. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры.
Сохранившийся (возможно, собственноручный) набросок дает возможность заключить, что Браманте предполагал окружить собор квадратным перистильным двором с экседрами посредине каждой стороны.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Лодовико Сфорца. В архит. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
Петра, продолжалось много лет. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Деятельность Антонио да Сангалло Младшего (1485—1546), племянника Джулиано, связана в большей мере со строительством укреплений (в Анконе, Парме и других городах крепость в Чивита-Веккья, 1515). Однако собор св. Целесообразность сигнализирования наличия высокого уровня качества товараБиблиографическое описание произведений печатиВыбор и проверка аппаратуры высокого напряжения ячейки питающей линииГлава I. Общая обстановка эпохиГражданский активизм эпохи застояДАЛЬНЕЙШИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ В ПОРУ ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯЗначение петровской эпохи в российской истории (материал к размышлению). Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Примерно с начала 1530-х гг.
почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). В 1472–99 Б. находился на службе у герцога Лодовико Моро в Милане, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и математич. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок.
Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. Милан) и капелла св. К лучшим произведениям Б. относятся основанные на изучении рим. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Петра. Здание должно было затмить собой руины языческих храмов и предшествовавшие ему христианские постройки.
Но полноценное воплощение проект Браманте не получил. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Тогда его имя было еще не известно. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства.
Небольшое здание увенчано полукруглый купол.
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. 1510). Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). в архитектурном фоне фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане. В работах этого периода заметна увлеченность архитектурой древнего Рима (фасад Палаццо Канчеллерия, 1499-1511 дворик ц. Санта-Мария делла Паче, 1500-1504).
Джокондо). деятельность Б. повлияла (особенно в области объёмно-пространств. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488).
Этот палаццо, воздвигавшийся для крупнейшего вельможи папского двора кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного, административного сооружения, намечая один из главных путей развития всего европейского зодчества в наступавшую эпоху расцвета абсолютистских государств. В середине 16 в., в период усиления общественной реакции, в Тоскане выдвигается группа мастеров нового поколения, которых обычно связывают с маньеристическим направлением. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии» (см. О. Карафа Б. отстроил капеллу т. н. Темпьетто (1502), пластическая цельность к-рой выражена в соединении купола с ротондой, окруженной римско-дорической колоннадой. Петра в Ватикане (архитекторами Дж.
Петра. Проект Браманте предусматривал соединение обоих дворцов с помощью огромного вытянутого двора (длиной около 300. м), включающего три последовательно повышающиеся террасы, которые соединены открытыми лестницами с подпорными стенками, экседрами и нимфеями. Своеобразие композиционной формулы «цепь» – знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения. Обнажение как сущностный признак невинности.
Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. В 40—50-е годы 16 в., когда церковь и инквизиция относились еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии или археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. плана, целлы, барабана и полусферы купола. Разработанный последним базиликальный план сооружения, видимо отражавший усилившееся влияние реакционных клерикальных кругов, очень красив и тонко сочетает в себе преимущества центрального и базиликального построения.
Прием этот классичен. IV. Архитектура Древнего Рима прослеживается не только в форме, но и во внешнем оформлении Темпьетто Браманте. Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост.
Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом. Центрическая композиция получила свое функциональное оправдание и выбор ее на рубеже XV и XV вв., когда гуманистические идеи еще имели полную силу, закономерен тем более, что в ту эпоху даже в обычных базиликах алтарь нередко выносили к средокрестию, отгораживая хор от остальной части храма. Темпьетто (итал. Это направление не получило в зодчестве столь широкого распространения и в сооружениях архитекторов, причисляемых к маньеристическому лагерю, негативно-разрушительные черты не выразились в такой отчетливой форме.
Браманте перестроил также маленькую надгробную часовню Сан Сатиро 9 в. у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую, с нишами и пилястрами, образующими свободный ритм, подчеркнутый светотенью. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Петра, задумав его как величественное центрич.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Эти цилиндрические своды исключительно большого для того времени пролета (19 м. ), почти вдвое превышающего расстояние от их пяты до пола нефа, производят в небольшой церкви очень внушительное впечатление. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св.
Среди архитекторов эпохи Возрождение особо ярко сияет звезда Донато Браманте (1444 – 1514 гг. ). В ранних работах, напр. Проект не был осуществлен, Б. критиковали за отход от древней формы базилики имп.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Его наиболее видное произведение — дворовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат ок. Своеобразная «метафорическая» роль ордера в данном сооружении подчеркнута весьма свободным, нарушающим все каноны обращением архитектора с ордерными элементами. Следующая работа — квадратный двор церкви Санта Мария делла Паче (окончен в 1504 г. ). архитектор, художник, поэт. Любопытно, что та же композиционная схема, повторенная неизвестным мастером в фасаде палаццо Джиро, не наделяет его подобными художественными качествами вследствие того, что пилястры здесь слишком сильно выступают из плоскости стены (рис. Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна.
ниже). Изящные рельефы, покрывающие пилястры, фризы и профили, а также терракотовые вставки антаблемента (работы скульптора Фантуччи) — дань излюбленной ломбардцами декоративности. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме.
Хорошо выраженная тектоника замысла, лаконичные формы арок (лишенных архивольтов) и типичного для Браманте оригинального карниза, простота и вместе с тем пластическое богатство архитектурных форм, умело подчеркнутых сильной светотенью и своеобразный ритм придают маленькому двору церкви Санта Мария делла Паче монументальную Значительность и силу. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Достраивал её Браманте. Соединить античное совершенство и требования христианства можно было в часовнях, посвященных памяти святых мучеников. По приезде в Рим Браманте изучает памятники классической римской архитектуры. форм, основанного на античных образцах.
Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколения был его земляк Раэль. Воздушные аркады на предельно стройных колоннах окружают двор не только в первом, но и во втором этаже чуть усиленное перспективное сокращение всех элементов кверху в сочетании с тонко подчеркнутой необычно большой высотой верхнего яруса создает впечатление неуловимого, трепетного, но в то же время неодолимого развития, «роста» всей композиции снизу вверх, какого нет ни во флорентийских, ни в римских дворцах. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. В углах креста Б. предполагал возвести купольные капеллы, а на зап.
1515 г. ). Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия. творчестве испытал воздействие Л. Б. Но интерес к архитектуры перевесила и он отправился в будивничи. Серед его работ в Милане – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, патроном которой был Лодовико Моро, сакристия в Санта Мария прессо Сатиро. В это время начались Итальянские войны Франции. Милан захватили и ограбили воины короля Франции. Браманте спасает жизнь переездом в Рим.
Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Законченность ансамбля, строительство которого продолжалось и в 17 в., была предопределена Микеланджело установкой в центре площади античной конной статуи императора Марка Аврелия в 1538 г. Удачно найденный пьедестал ее и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело лишь в 1940 г. ) содействовали Закреплению центра всей композиции. Символ великой искусности Микеланджело.
В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. Один из главных строителей собора св.
Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Стремление к обобщенному монументальному образу исполненному величественности, ясной, спокойной гармонии, внутренней значительности и естественной, благородной сдержанности, — такова характерная черта нового архитектурного стиля, отмеченного также более зрелым и свободным применением античных ордеров как целостного, выразительного и гибкого языка классической архитектуры. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнезе — величественное трехэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустованными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
Важным шагом в разработке темы купольного здания явилась церковь Санта Мария делле Грацие — крупнейшая постройка Браманте в Милане (1492—1497). Санта-Мария-делле-Грацие (1492–97), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492–96 все– в Милане). Брамантевский проект собора св. богоподобного Израиля.
В Риме Б. закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499–1503), построил аркаду двора ц. Санта-Мария-делла-Паче (1500–04).
Ученик Микеланджело Джордже Вазари (1511—1574), автор известных «Жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. В 1488-1492 гг. Неконструктивность подпоры. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Первая постройка Рафаэля —маленькая церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509г. ) — представляет в плане греческий крест с очень короткими ветвями и перекрыта легким сферическим куполом с барабаном на парусах. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения– храм-часовня Темпьетто (1502), построенный на месте, где, по легенде, казнили ап.
После поражения Флорентийской республики, во время обороны которой Микеланджело проявил себя выдающимся военным архитектором, мастер в 1534 г. переехал в Рим, где его архитектурная деятельность началась с реконструкции пришедшей в упадок площади Капитолия (с 1536г. ). Улица, расположенная непосредственно позади трансепта, не оставляла места для возведения алтарной абсиды, которую Браманте заменил неглубокой нишей, блестяще изобразив в ней (рельефом и живописью) иллюзорное пространство несуществующего хора, перекрытого будто бы таким же цилиндрическим сводом, каким в действительности перекрыты главный неф и боковые ветви трансепта. Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками – «волна диктата», «волна энтузиазма». Большая Экседра (за которой Браманте построил восьмиугольный дворик для античных скульптур), позднее надстроенная Микеланджело, завершила ансамбль.
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галереяБрера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола– ныне в галерее Брера). работами Л. Пачоли. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего.
16). ветви креста и один из малыхкуполов (1506–14). Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду.
Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523—1524), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены — первый пример углового фасада. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
центрально-купольных зданиях, построенных в Италии и в др.
Этот прием заимствован у римского Пантеона, что указывает на интерес Браманте к римской античности. Авторство Браманте в отношении внутреннего архитектурного оформления всей остальной части сооружения находится под большим сомнением. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создалпо заказу папы модель Санта-Каса (1507–09). Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520 г. новая сакристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи (см. далее), была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя (скульптуры установлены в 1545 г. ). Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лаурепцианы. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Яркость представления его персональной исключительности.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Стесненность пространства искусно компенсируется прямоугольными и полукруглыми нишами, врезанными в нижнюю часть стены. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии — сады Боболи), разбивка которых также принадлежит Амманати. Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор. Широко раздвинутые богато обрамленные окна, составляющие важнейший Элемент фасада, в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придают ему черты благородной сдержанной простоты.
Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стену третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. композиции и восприятия интерьера как единого целого) на мн. 5).
Римский период деятельности Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени в течение короткого времени (с 1499 по 1514 г. ) им были созданы крупнейшие памятники, определившие стиль Высокого Ренессанса. За его авторство говорит уникальное по своей легкости решение углов с применением характерных для него «согнутых» пилястр излюбленный мастером лаконичный карниз, характерное для ломбардского мастера сочетание различных материалов — темно-серого гранита колонн с золотистым тоном кирпича и керамики, наконец, ритмическое строение композиции, сложность которого не позволяет связать ее с именем какого-либо другого мастера того времени. Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504).
Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул – «ось» и «алтарь». До 1479 г. он поступил на службу к герц. В этот период определились осн. Классы усиления НЧ усилителей. «Сучки» (обрубленные ветви), высеченные на каменных стволах колонн по сторонам средней арки и в углах двора, вскрывая первичное образное содержание ордера — уподобление колонны древесному стволу, одновременно подчеркивали условный характер ордерных форм. Уникальность воплощения космоцентрической формы религии.
Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Темпьетто первая законченно-монументальная постройка архитектуры эпохи Чинквеченто. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. Характеристика творчества Тициано Вечеллио. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуАзии, вкладывавшие свои средства в землю), а несколько позднее — воинствующей католической церковью. Для его произведений характерно также использование полихромии и скульптурного декора, придающих поверхности стен светотеневую подвижность.
К этому кругу сооружений относится церковь Санта Мария делла Консолационе в Тоди, начатая Кола да Капрарола в 1508 г. (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Монтепульчано, построенная (с 1518 г. ) Антонио да Сангалло Старшим (1455—1534). Миланский период Браманте длился двадцать лет. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств.
До конца жизни он занимался строительством нового собора Св. Бальдассаре Перуцци (1481—1536), к которому восходит одно из самых изящных сооружений Высокого Возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1509—1511), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре.
да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшем и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческо Сангалло). Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515). Петра в крипте и под куполом нового собора.
С восшествием на папский престол Юлия II Браманте становится в Риме главным архитектором. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари.
Над устоями нижнего яруса расположены столбы, обработанные в виде пучка коринфских пилястр, а над центрами арок поставлены легкие коринфские колонки (ломбардский мотив). На предполагаемом месте мученичества ап. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций.
6. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Прожил он 70 лет. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии.
Главным проектом Б. стала перестройка собора св. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность.
Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (14981520). Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором. Вилла Мадама в Риме, начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (впоследствии ставшего папой Климентом VII), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры.
архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко). Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. В нем нет главных и второстепенных деталей — все они водинаковой степени взаимозависят от целого и одна от другой.
здесь же работал римлянин Джулио Романо. Б. успел возвести4 подкупольных столба с парусами, часть юж.
Прием этот классичен. Помощниками Браманте по строительству собора были Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо из Вероны и Рафаэль. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. масс к центру композиц.
Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). 1510).
Малый рельеф, облицовочный материал (мрамор), допускающий тонкую отделку и ритмически перемежающийся шаг пилястр, впервые встречающийся на фасаде гражданского здания, в сочетании с могучей стеной, охарактеризованной в качестве действительной тектонической основы сооружения, придают ему внушительную монументальность и строгое величие. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. интересы Б., связанные с созданием центрич. Темпьетто первая законченно-монументальная постройка архитектуры эпохи Чинквеченто. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Религиозность светского сюжета. 300 м в длину, двор Бельведера (1505-1545) для турниров и зрелищ, завершенный огромной нишей. Бартоломео Амманати (1511—1592), приехавший во Флоренцию уже в пору Зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой.
Микеланджело выполнил также и огромный карниз главного фасада, который в сочетании с центральным порталом и балконом над ним придал композиции исключительную цельность и монументальность. Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара. Многозначность шедевра изобразительного искусства.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. 224).
Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Например, сопоставимость линии женских глаз и линии горизонта светлый лоб дамы и светлая даль фигура Джоконды как своеобразная ось пронизывающая все умозрительные зоны. далее).
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Строительство его приобретало особое значение в связи со стремлением пап укрепить позиции католицизма и папского государства, рта. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. В честь апостола и был назван монастырь Темпьетто ди сан Пьетро ин Монторио. Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Ко времени своего приезда в Рим (1508) двадцатипятилетний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры.
Неизвестный зодчий (несомненно, один из крупнейших мастеров того времени), закладывавший Канчеллерию в I486 г. исходил из типа тосканских дворцов, разработанного еще Адьберти и Росселлино. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Италии. Замысел великого архитектора касался возведения часовни-ротонды с одновременно реконструкцией внутреннего дворика. В его обстройке Браманте применил ордерную аркаду с ионическими пилястрами на пьедесталах.
Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Б. принадлежит композиц. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
Благородный по формам, монументальный и в то же время легкий двор захватывает прежде всего пронизывающим его снизу доверху единым ритмом. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Петра при ц. Сан-Пьетро ин Монторио по заказу неаполитанского кард. До него этот приём применялся лишь в живописи. Леонардо было свойственно исключительно широкое понимание задач архитектуры, что отразилось в его эскизах идеальных городов с многоэтажными дифференцированными по своему назначению улицами, с движением в разных уровнях.
С 1499г. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Преображение библейского Давида в Иисуса Христа. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи.
Из четырех малых куполов, задуманных Микеланджело для того, чтобы подчеркнуть колоссальный масштаб главного купола, лишь два передних были впоследствии (в 1564—1585 гг. ) возведены Виньолой. Ведущая в главный зал лестница (модель ее прислана Микеланджело из Рима в 1559 г. ), криволинейные нижние ступени которой словно застыли в своем движении, предвосхищает формы барокко. 1560 г. ) — несет в себе явные черты маньеризма. странах, а также в живописи, напр. Его наиболее известная работа — улица Уффици во Флоренции (с 1560 г. ), где Вазари занимался реконструкцией городского центра.
Как некогда Брунеллески, Браманте смело сгибает пилястры, расположенные в углах, на стыке двух стенных плоскостей или дает нарочито условное сопряжение горизонтального пояса над аркадой с антаблементом по сторонам центральной арки (Эти «вольности» не были поняты и часто расценивались как «ошибки» мастера или исполнителей и при восстановлении Сант Амброджо, разрушенного бомбардировкой в 1943 г., были заменены более правильными, то есть каноническими, но вместе с тем и более банальными ордерными формами, лишившими двор каноники всякого художественного интереса. ).