Жорж Брак родился в пригороде Парижа – прославленном импрессионистами Аржантейле здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров. Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств.
В 1909 -1912 гг. он увлекся искусством фовистов. В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В картине «Дома в Эстаке» («Houses at Lestaque», 1908), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу.
Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». В то же время здесь уже нет излюбленных круглящихся линий все больше становится колючих, прямых, острых силуэтов («Хлеб», Центр Помпиду «Черные рыбы», Центр Помпиду «Кухонный стол», частное собрание). 1907 г. стал переломным в творчестве живописца. С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны.
В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Среди французских художников, признанных зачинателей новейших направлений в искусстве, Жоржу Браку принадлежит почетное место основателя кубизма. Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Его картины маслом – например, Натюрморт со стаканом и газетой (1912), с их наложенными один на другой прямыми углами и обрезками бумаги – также напоминают Papiers colles. Жорж Брак (Georges Braque, 1882 – 1963г. г. ) появился на свет 13 мая 1882 года, во Франции.
В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 Расправив крылья, 1956-1961, Париж, Национальный музей современного искусства). В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ).
nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Начинал как художник-декоратор. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере.
В 1950-х гг. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году.
Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. После 1928 палитра Брака высветляется («Голубая мандолина», 1930, Сент-Луис, Миссури, Гор. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. С 1905 по 1907 год Брак входил в группировку фовистов.
В 1897 – 1899 годах посещал занятия в Академии изящных искусств в Гавре. В 20-е создавал картины с купающимися натурами, так называемые Канефории (человеческие фигуры с корзинами на головах), женские фигуры с цветами и фруктами. nbsp nbsp Выражена стихия Земли.
С 1897г. С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма. Его первый ретроспективный показ состоялся в 1933 году в Кунстхолле Базель.
Лишь в 1939 году появился трагический и даже пророческий натюрморт в манере Vanitas (Центр Помпиду), где на крышке стола изображены череп, крест и четки. Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета (Мастерская II, 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Примерно в 1906 Брак приехал в Париж. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961).
Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Родился Жорж Брак в простой семье маляра. Познакомившись, летом этого же года, в Антверпене с Отон Фриц, он показал его работы в стиле фовизма на следующий год в Салоне Независимых художников (Societe des Artistes Independants). В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов.
Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника. Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Брак разработал также костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа Сергея Дягилева. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака.
Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон). Живя в Париже, работая в музеях и завязывая знакомства с художниками, Брак особенно полюбил живопись Матисса и в связи с этим примкнул к художественному направлению фовистов. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ). С началом Первой мировой войны в 1914 году Брак уходит на фронт, в 1915 году получает тяжелое ранение, длительное время находится на лечении вынужденно отходит от круга Пикассо. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».
Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Осенью 1906 Брак перебрался в ЛЭстак, портовый поселок под Марселем. Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы – здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, «кубам», как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал. Все становится возможным, пригодным, а жизнь предстает как непрерывное откровение. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Иногда он изображает и пейзаж. «Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник.
Эти композиции очень декоративны и выполнены под влиянием творческой манеры А. Дерена и А. Матисса. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо.
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему.
В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. В это время он вместе с Отоном Фриезом жил в Антверпене, а лето проводил в Ля Сиота и Эстаке, портовом поселке под Марселем. После выставки в Осеннем салоне в Париже, в 1922 году, серьезно выросла его известность. Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Для окончания обучения и получения сертификата мастера (дававшего право на самостаятельную работу), в 1901 году, он уехал в Париж.
В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. В 1903 – 1904 годах обучался живописи в Академии Юмбера в Париже. Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. Изменился и взгляд мастера на предмет: на смену рационалистическому строю пришел декоративный, более эмоциональный. Участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917г.
Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Период 1909–1911 годов прошел под знаком аналитического кубизма. Творческое сотрудничество известных художников продлилось до 1914 года. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»). Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. Два события осени 1907 радикально изменили искусство Жоржа Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские девицы» его поразили и «сбили» с фовист-ского пути.
В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, – офорты для «Теогонии» Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты («Геракл», 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Близки к аллегорической системе Vanitas также работы «Графин и рыбы» (1941, Национальный музей современного искусства, Париж), «Натюрморт с лестницей» (1943, частное собрание). Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание). Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника.
От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. В конечном счете мастер показывал путь анализа предмета. Конвейлера в ноябре 1908 («Дома в Эстаке», 1908, Берн, Художественный музей).
В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские» – восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества («Мастерская VI», 1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). В 1929 Брак закончил картину Чаша с фруктами и салфетки, столь характерную для его творчества 30-х: в ней он разделил пространство на несколько вертикальных полос различной цветовой окраски. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. С 1920 года успешно работает как сценограф, скульптор и гравер (серия офортов к изданию 1931 года «Теогонии» Гесиода), обретает признание, много выставляется. После Второй мировой войны Брак создал цикл из восьми крупных панно «Мастерские» (1949 – 1956), ставших итоговыми для его творчества.
После отказа в приеме работ на Осенний салон 1908 года выставляется в галерее Даниеля-Анри Канвейлера и заключает с ним контракт. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Это, в свою очередь, отмечает переход к «синтетическому» кубизму, несмотря на то, что этот термин, ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы.
С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). по 1899г., в Гавре, обучался в Школе Изящных Искусств (Havre Ecole des Beaux-Arts). В последующие годы появились многочисленные картины изображающие портовые сцены и созданные под влиянием пуантилизма (техника живописи, при которой несмешанные краски наносятся точечно рядом друг с другом). А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). В этих работах художник прибегает к помощи коллажа.
Иной раз работы двух художников едва отличались друг от друга иногда они даже ставили на своих произведениях одинаковую подпись. Однако это скорее исключение. С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой».
В середине 1920-х годов, Брак создал декорации для двух балетов Сергея Дягилева. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка («В честь Баха», Париж, частное собрание). В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна.
Зимой 1905-1906 гг. Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. После ранения Брака (во время Первой мировой войны он служил во французской армии), в 1917 году он начал близкую дружбу с Хуан Грис (Juan Gris). В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. К следующему, синтетическому этапу кубизма можно отнести картины «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», «Стол музыканта», «Гитаристы». Тема Второй мировой войны у Брака не прозвучала с такой мощью, как у Пикассо.
Первая персональная выставка Жоржа Брака прошла в галерее Даниэль-Анри Канвейлера (Daniel Henry Kahnweiler) в 1908 году. Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920). С 1910 года развивает изобретенную им технику коллажа. В картине «Кларнет и бутылка рома на камине (1911) через ломаные линии, геометрические формы он стремиться предать музыкальные ритмы. В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету), напоминающих более ранние произведения Пикассо («Художник и его модель», 1939, НьюЙорк, частное собрание). Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт.
Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Нельзя говорить об эволюции Брака в строгом смысле слова, но, несмотря на очень ограниченный репертуар его тем, появление новых сюжетов всегда влечет за собой создание новых отношений линии и объема, формы и цвета.
Из семьи ремесленников. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу.
После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр «кабинет любителя») и большие амбициозные композиции. В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. Это новый тип натюрмортов, обогащенных атрибутами искусства и размещенных на обширных пространствах, в связи с чем приобретающих свойство монументальности. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме» («Беседы с Дорой Валлье»).
Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. Все больше времени он проводит в уединении на атлантическом побережье в Нормандии. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе.
Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. Когда достигаешь этой гармонии, пребываешь в состоянии интеллектуального небытия.
Картины, принадлежащие периоду до 1908 года, были достаточно просты и понятны зрителю, но им явно не хватало дерзости и новаторства. В начале первой мировой войны Брак (в 1912 женившийся на Марселле Лапре) был призван в пехотные части. Вы судите дерево по его плодам.
Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. Картина «Стоящий обнаженный» (Париж, частное собрание) исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства. Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях, полных фантазии и яркого колорита предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве («Натюрморт с мандолиной», 1938, Чикаго, частное собрание).
В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Эти натюрморты созданы с использованием сдержанной коричневой и зеленой цветовой гаммы. По поводу коллажей он замечал: «Выявление цвета пришло вместе с наклейками из бумаги Именно при использовании бумажных наклеек мы пришли к четкому отделению цвета от формы и увидели независимость по отношению к ней. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки («Утесы», 1938, Чикаго, частное собрание) – воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа. В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в «Тетрадях Жоржа Брака» (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956).
Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Во время болезни художник много размышлял об искусстве. После окончания учебы он сосредоточился исключительно на искусстве.
В 1931 году Брак создал свои первые гравюры и стал работать с мифологическими сюжетами. За серией «Круглых столов» и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов («Натюрморт с мраморным столом», 1925, Париж, Нац. Помимо этого в конце 20-х гг. Через год он вернулся домой с тяжелым ранением головы. С конца 1910-х годов Брак создает собственный вариант эстетики «возвращения к порядку» (то есть к более организованному, отчетливому фигуративному изображению).
Жорж Брак вводит в свои композиции элементы «обманки» – буквы или гвозди, – которые подчеркивают главный план холста («Португалец», 1911, там же). В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет — это поэтика». Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален).
Умер Брак в Париже 31августа 1963 г. Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. Типичными произведениями аналитического кубизма являются «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж).
Сложностью цветовой палитры отличаются такие работы, как «Гавань в Антверпене» (1906, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь), «Пейзаж в Эстаке» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Оливы близ Эстака» (1907, Национальный музей современного искусства, Париж). Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. С 1916 года возвращается к опытам в живописи, смягчает свою авангардистскую манеру, обращается к мотиву человеческой фигуры, прибегает к декоративности. Они важны только в том случае, когда гармонически соотносятся друг с другом и со мной.
«Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.
гал. ), художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью, напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х («Натюрморт с трубкой», Базель, Художественный музей). Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). Именно в этом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж).
Разъединение цвета и формы стало основой для появления в 1912 работы Papiers colles (Наклеенные бумажки): Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым ту или иную композицию (например, Гитара, 1912). На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю».
Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. «Что меня очень при-мекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал», – говорил Брак («Беседы с Дорой Валлье»). Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ).
Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906). В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. К 1902 году, после работы в качестве художника-декоратора в Париже, получил соответствующий диплом.
Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Предметы расчленены на отдельные части. Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма». В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен.
В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга (Большой плуг, 1960, Париж, Галерея Мэг Лодка, 1960, частное собрание). Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей). разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Они представляют собой новый тип натюрмортов, наполненных различными атрибутами искусства, расположенными в обширных пространствах.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). В этом-то и состоит истинная поэзия». Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские».