Кукулькан — бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя. Этрусские боги Maius и Maia, Bona Dea, древне-италийской Concordia, Faunus и Fauna, всё эти однородные весенние божества согласия, радости и любви соответствуют, по значению своего имени со славянскими божествами весны Лад, Ладо, Лада, Лиго, Лодо, Лигичус.
Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Второй из пары близнецов – героев эпоса майя киче "Пополь-Вух", обожествленный мифический герой. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды и божеством агрокультуры. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.
Все без исключения сферы человеческой жизни и деятельности, явления природы и даже отвлеченные понятия имели своих божественных кураторов. Первоначально у чичимеков Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. По свидетельству старинного «Русского азбуковника», март месяц назывался турас а май – месяц, посвященный на Руси Ладу и Ладе, а у этрусков и древних италийцев соответствующим им божествам – Maius и Maia, у малоруссов иногда называется ярец.
Сегодня мы можем прочесть большинство имен богов списка Шельхаса, который продолжает служить своего рода катехизисом в отношении древних божеств майя. Хотя существуют такие религиозные системы, где не наберется даже и сотни божеств. Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам. Шипе Тотек — в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров.
Чак, Чаак («топор») – важное божество в пантеоне богов цивилизации майя доколумбовой эпохи. Один из пары мифических обожествленных близнецов – героев эпоса майя киче "Пополь-Вух". Бог Венеры был важным божеством в пантеоне майя.
Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса (вырубки под поля), позднее стал богом дождя и воды, а также божеством агрокультуры. Взглянув на список древне-италийских божеств, между которыми мы часто видим столь близкие аналогии с божествами славянскими, мы находим там богиню Concordia имя которой точно так же значит согласие. Это божества, в отношении которых сомнительного и гипотетического гораздо меньше, чем в отношении хронологически более ранних и локальных богов, поэтому в данном очерке целесообразно ограничиться именно ими.
Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э. Этот добродушный бог представлял собой особый цикл увядания и возрождения природы. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога». Сперва они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). Вполне вероятно, что существовали и трагедии, так как одну из таких сцен в городе Чичен-Ица со всех сторон украшают ряды человеческих черепов, высеченных из камня.
Кукулькан был одним из важнейших существ, божеств в мифологии индейских цивилизаций. лет. Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Изображения включают игру в мяч, половые акты, в том числе, вероятно, гомосексуальные и богов майя, которые зачастую включают героев-близнецов.
Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.
Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Также его упоминали, как бога, повелевающего погодой, в частности, дождями и ветром.
Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров.
Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – Колибри юга, он с юга, колибри левой стороны, колибри-левша. Колониальное и современное его юкатекское имя – Кизин ("скопление газов") и Вак Митун Ахау (возможно, Митун это мифический топоним, преисподняя, Миктлан у ацтеков).
Ягуаролицый творец Тлалок изображался антропоморфным, зачастую вместе с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг око (иной раз такие круги помещались на его лбу), вместе с клыками ягуара а также змеиными завитками пред носом. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Ниже приведены главные боги майя. Верховным богом майя являлся Ицамна. Специальные атрибуты Богини – это интеллект, творчество, вода и магия. Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком. Когда говорят главные боги майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля.
Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). По мнению де Ланда, актеры майя отличались остроумием и прекрасной мимикой. Майя считали Землю головой Ицамны, а небосвод – его туловищем. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света.
Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Обитает он в укромных местах, но чаще всего – в колодце-сеноте. Спектакли, по словам де Ланда игрались для «удовольствия зрителей», одни спектакли, по его мнению, являлись «фарсами», а другие «комедиями». Кровь проливалась по важнейшим датам календаря, чаще из языка женщин и пениса мужчин.
У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. И, наконец, каждый бог обладал двойником – то есть богу на небе соответствовал бог в загробном мире. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Скорее наоборот – тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца и вечно радовался своей новой загробной жизни.
Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Вот таким образом одно божество имело в наличии несколько сущностей. Необходимо направлять свои усилия именно туда, куда должно быть направлено Ваше внимание и намеренье именно так успех станет Вашим лучшим другом. По всей видимости, сами майя не знали ответа на этот вопрос. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз.
В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Для человека боги создали время на поверхности земли. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Очень чёткий иконографический образ имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело, особый глаз, торчащий нос и отвисшая нижняя губа, на лбу у него повязка для ношения грузов и тюков. Своим покровителем Ицамну считали вожди и правители, а также майянская знать.
Верховный бакаб, носивший имя Хобнил, являлся также богом пчел и покровителем пчеловодов. н. э. Каждый из углов был направлен в свою сторону света, которая имела свой собственный цвет.
В 10 – 16 вв. Индуисты и буддисты Индии поклоняются Майе, как «Материальной Вселенной», как «Матери: Создания», «Ткачихе Паутины жизни» и, как иллюзии (с санскрита Майя – обман, хитрость, волшебная сила). В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. На одной из фресок в Бонампаке изображен оркестр из двенадцати музыкантов. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля.
Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву и женщины, умершие при родах. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. Реально только то, что невыразимо и непостижимо. Бог огня майянцев выполнял функции защитника царских династий и городов, подчинявшихся им.
По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Один из них – бог Чикчан (бог Я, по П. Шелльхасу), покровитель числительного 9 иероглиф которого изображает молодого человека (в кодексах он представлен также как женщина) с чертами, свойственными кошачьим (пятна у рта, усы ягуара). Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Богиня новолуния Иш Чап представляла собой Иш Чель в более привлекательном виде. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. Восток Восток — это направление восхода солнца и весны.
Изображения богов в искусстве майя постоянно менялись, каждый бог или богиня изображались то в одном обличье, то в другом. Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. Небеса по представлениям майя были многослойными и за каждый из тринадцати небесных слоев также отвечало свое божество.
Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Но не забывай о свободе своего разума.
Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Верховным владыкой богов Майя считался Ицамна. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). Этот танец назывался «Зоно» и они танцевали его с незапамятных времен».
Например, женщины, умершие в родах и воины всегда попадали в некое подобие рая. Бог огня, Кинич Ахау, согласно мифологии был связан с покровителем водной стихии Чааком. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.
Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Даты и символы были насыщены символическими значениями. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух.
Под землей также существовали свои девять слоев, своего рода, круги ада древних майя. «Добрый» или «злой»— часто также не постоянная характеристика богов майя. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени.
Ах Пуч, другой бог смерти изображался скелетом. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.
В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. Его знаком был пернатый змей, являющийся одним из излюбленных мотивов искусства майя. Его символ смерть и перерождение природы.
Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Чтобы умилостивить богов им приносили жертвы – растения, животных, а нередко и людей. Ицамна становится творцом мира изобретателем письменности, основателем жречества. В 1-6 вв. Возможна также их связь с 13 основными числительными в виде вариантов голов. Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. В переводе с индейского языка Ицамна – дом ящерицы или дом игуаны. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития.
Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Жрецы носили длинные волосы. К числу малоизвестных богов относились: бог татуировки, бог акул, бог птицы чачалака, бог балче (разновидность вина), бог оленей и бог игроков в мяч. Прослеживаются ряд и еще более странных аналогий. Потому и тема подземного царства была очень распространена на найденной керамике майя.
Когда говорят о главных богах майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Письменность майя. Другие от изнеможения лишились сознания.
Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами.
Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. В других иероглифических контекстах бог С ассоциируется, видимо, с водой и Солнцем. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой.
В таком случае бога С должны были почитать торговцы. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.
Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Наконец, нередко можно было встретить божественную пару – мужское и женское божество, которые были одновременно и отдельными богами и символизировали единство противоположностей и могли рассматриваться как одна «божественная единица». Зачастую они принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное.
Считался главным мудрецом и одним из создателей мира. Его символом была смерть и возрождение природы. В другом танце, носящем название «Коломче» или «Танец тростника», по описаниям епископа де Ланда, принимал участие хоровод из 150 танцоров.
Помимо человеческих жертв в сеноты бросали всевозможные дары. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой.
Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. К примеру, Иш-Таб (Иштаб), богиня верёвки, чтилась самоубийцами. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.
В самом деле, его функции разнообразны. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Важными богами были бог дождя, кукурузы и смерти.
В данной системе есть слово, обозначающее 400 летний временной период и даже можно было определить день на временном участке в 9 млн. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Текст Махаяны говорит, «Из всех форм Майи, женщина является самой важной». Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В фундаментальных вопросах майя с готовностью приняли христианское таинство причастия, во время которого положено есть хлеб и пить вино.
Его сын, Итзамна, был богом неба, а также богом ночи и дня. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени.
Это произошло при вожде Теноче. С точки зрения мужского принципа Духа (который находится в поисках устойчивого, вечно действительного и совершенно божественного) она — выдающаяся загадка. На его плече была выдолблена голова колибри. И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта и существовал до появления её с противоположной стороны.
Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Для убийства могли использоваться и стрелы. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл).
Фактически этот бог тождественен мексиканскому Миктлантекутли. Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки.
Сапотеки считали его покровителем своей нации. Главным писцом, который соответствовал визирю при дворах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ah Kutun, «он от священных книг»), то есть государственный библиотекарь.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Поэтомy, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый Кецалькоатлю, то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.
Имелись и другие способы датирования. Двойственность, присущая отдельным богам, порой поражает. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Каждому человеку при рождении даруется свобода. Существует четыре чикана и каждый из них живет в больших озерах, расположенных по четырем сторонам света. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический).
В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Но способы жертвоприношения мало чем отличались. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Ахау – Бог огня на своих изображениях представал в образе юноши, страстного, веселого и сильного.
В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры.
Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с дня Кан Кан-Цик-Наль – с севером, белым цветом и годами Мулук Сак-Кими – с западом, чёрным цветом и годами Хищ Хосан-Эк – с югом, жёлтым цветом и годами Кавак.
Эк Чуах, бог преисподней и смерти, был черным и злобным, с выдающейся нижней губой. Существует большое разнообразие символов, соответствующих сверхъестественным явлениям в религиозной традиции майя, только некоторые из которых встречаются с регулярностью. На нем играли руками, но иногда пользовались палочками с резиновыми наконечниками.
Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. В центре круга два танцора изображали охотника и оленя. Как любая форма Кали, она была Создателем, Началом.
Наиболе характерными чертами являются: длинный нос, "змеиные" топоры-кельты (обухом является тело пресмыкающегося), выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Духовые инструменты, такие как флейты или трубы, вели мелодию, а ударные отбивали ритм.
Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Он дал людям письменность, покровительствовал медицине и отвечал за плодородие земли. В этом случае тело жертвы, как правило, скатывали вниз по ступеням пирамиды.
Племена разговаривали на схожих словах и имели схожие верования. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Ритуальными жертвами могли быть мужчины, женщины, дети и даже животные, хотя чаще всего ими являлись взятые в плен во время войны враги. Он также родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог Л», но позже стал богом войны и в этой роли появляется в Дрезденском кодексе. Очевидна и несомненна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.
Каждый из богов в пантеоне майя имел два обличия. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Движения чиканов в горах вызывают землетрясения. Первым в этом списке идет бог смерти, чье имя Кими (Cimi). Согласно так называемой Томпсоновской корреляции календаря майя, мир был создан 13 августа 3114 года дон. э.
В период засухи в сеноты сбрасывали животных и людей, чтобы Чак ниспослал дождь и спас урожай от гибели. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось.
Это божество ассоциировалось с дождем, то есть оно было родственным Чаакообам или подчинялось им. На голове Тлалока – зубчатая корона, стан – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин вместе с водой. Например, бог войны Эк Чуах являлся покровителем торговцев.
В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Наиболее известные из этих источников— сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух (написанный языком киче) и Чилам-Балам. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку.
Он – сын Коатликуэ. У майя были духовые и ударные музыкальные инструменты, но не было струнных. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты, купленные к этому случаю.
Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами отсюда и собственное имя Ицамна и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног.
до н. э. Среди них были боги звезд и планет, такие как бог Венеры и бог Полярной звезды. Письменность майя была иероглифического типа. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо".
Еще одна из форм жертвоприношения была распространена у майя с Юкатана. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны.
С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики.
Она была больше, чем Майя-Мать она была также Maga Бабушка-богиня и Almaya Мандэина Кристиана, названная «Вечностью». Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. В различные периоды истории в легендах индейцев Кукулькан упоминается как покровитель, бог дождя, ветра, земли и других ипостасей природы (религии индейцев были свойственны множественные воплощениях божественных существ).
Когда требовался огонь, он должен был быть «девственным» огнем – жрецу полагалось заново разжечь его путем трения. На изумляющих фресках в Бонампаке изображены пытки пленников.
Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. Богом торговцев и выращивателей какао (которое ценилось как валюта) был Эк-Чувах (Ek Chuwah), с чёрным лицом и длинным носом. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии.
Покровительствовал различным ремеслам и труду вообще. Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя). Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Чаки изображались с хоботом, как у тапира или слона и с выступающими вперед зубами.
Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. В центре находилось пятое дерево, зеленого цвета и на каждом дереве сидела птица соответствующего цвета. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса.
Вот таким образом в руках его постоянно факел и каменный топор, да и само имя переводится как «топор». Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Для прироста маиса и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи. Невинность высоко ценилась и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми» жертвами.
Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. По мнению доктора Майкла Коу, «вполне вероятно, что в эту игру играли «не на жизнь, а на смерть» и проигравшего ждала смерть на «тзомпантли» (сцене)». Имел много ипостасей из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой.
Он был самым миролюбивым божеством, почему и заслужил всеобщее признание простого народа. и проявлениями одной и той же сверхъестественной сущности. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Возглавлял это число Кукулкан (Kukulkan), преемник Кавила в качестве покровителя правящей касты, культ которого возник уже в пост-классический период и достиг расцвета при приходе тольтеков на Юкатан.
Одним из наиболее значимых и наиболее древних богов майя являлся Чак (Chak, Chak Xib Chak, Yaxha Chak). Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Юм-Кааш – бог, который, согласно верованиям майя, покровительствовал плодородию. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». Кровь, пролитая правителями и представителями их семей имела важное ритуальное значение. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Хотя нет сомнений, что их общество и традиции прошли через существенные изменения, многие майя сегодня поддерживают свою идентичность, помнят о своей сложной истории, традициях и наследии. В календарных надписях он первый спутник (иероглиф G1 из серии Девяти владык ночи) и, кроме того, является частью знака X лунного цикла. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров.
В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилияптицаягуар) или антропоморфный – старик. Религия играла главенствующую роль в обществе древних индейцев майя. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. На территории майя богословские системы отличаются друг от друга в различных регионах.
Его изображения начинают встречаются на предметах относящихся к преклассическому периоду. Так что нередко два разных бога, «молодой» и «старый», были одновременно и самостоятельными фигурами пантеона, с собственными мифологическими сюжетамиМифологические сюжеты – последствия реальных катастроф. Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. В Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в виде двуглавой змеи, так же как и на монументах Паленке (панель из Храма Креста, могильная плита в Храме Надписей). Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Из многочисленных женских богинь главную роль играла красная богиня изображавшаяся с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора.
В руках он держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый золотыми полосками. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной.
Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. В конце они победили царей Шибалбы в игре в мяч, но всё-таки были казнены. Майя-Shakti — Ив, «Вечное Женское» : она заставила своего супруга съесть яблоко.
Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Образы, символы изображающие культ Ицамны, встречаются на атрибутах власти, принадлежавших правителям индейского государства. Богине Майя также поклоняются в Непале, Тибете, Азии и Гималаях. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо.
В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев.
Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. Центр Если быть точными, в космологии майя существует не четыре, а пять сторон света, так как Центр тоже считается стороной света, причем первичной. Его ведению подлежали водные растения и съедобные улитки. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра).
Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».
Но первые стрелы преднамеренно направляли в другие части тела жертвы. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Так когда майя сеют маис, они посылают зерна в подземное царство, но маис «возрождается» в виде молодого ростка. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. Представители элиты классического периода были помешаны на крови, как собственной, так и крови врагов.
Входами в Шибалбу часто считались глубокие пещеры. Миктлантекутли) и основателем культуры. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Ее изображали в виде дряхлой старухи, у которой были глаза и зубы ягуара.
Во-первых, многие боги майя имели несколько персонифицированных проявлений, нередко не менее четырёх (например, по количеству сторон света), которые почитались под индивидуальными именами в зависимости от конкретной ситуации. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание. Покровительствовал наукам и образованию, а также играл роль держателя неба.
Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. Были известны разные способы умерщвления жертвы. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кетцалькоатля и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев. Потом этот бог стал цвести и созревший на нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё, что нынче существует. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Существовали и иные варианты совершения жертвоприношений.
Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким. Кавиль (Kauil). Чак сначала покровительствовал очистке участков под посевы.
Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) – ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Чтобы избавить их от страданий, боги превратили их в голубиц. Прояви свои экстрасенсорные способности, дабы избежать оплошностей, способных привести тебя в тупик на твоем жизненном пути.
Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Почитали также бога и богиню маиса. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Религиозная система майя жива и сегодня, по её обрядам живут миллионы представителей современных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу, унаследовали большинство традиций от некогда великой классической культуры. По представлениям майя, существовал и верховный бог, носивший имя Хунаб Ку, но он был столь безлик и непостижим, что фактически не имел большого значения. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками.
Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. Эта история— важный элемент мифологии майя и зачастую изображается в искусстве. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Итзамна обычно имел тело ящерицы или игуаны. Она была также духом постоянно живущим в женщинах. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом.
Майя представляли его в виде беззубого старца с морщинами на лице. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская.
Он был беззубым и косоглазым и часто изображался с бородой. Как уже упоминалось, майя верили в циклическую природу времени (см. человек. Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии.
Его супругой была лунная богиня Иш-Чель, покровительствующая деторождению и ткачеству. Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Он являл собой всё самое благородное и мудрое. Важной чертой этой пещеры являются многочисленные иероглифические тексты (до нас дошли около 400 текстов) и изображения, выполненные на стенах чёрным углём. Ах Пуч, бог смерти, являл собой полуразложившийся труп.
За каждый из них отвечал свой бог. Это произошло при вожде Теноче. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin— «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование.
и будет уничтожен 21 (или 23) декабря 2012 года, когда современный цикл так называемого длинного счёта подойдет к концу. Бог (или богиня) Венеры, по всей видимости имел отношение к земным делам и являлся покровителем охотников, а также ассоциировался с одним из месяцев календаря майя. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И. -Кавиль – олицетворение урожая, И. -Туль – плохих дождей, портящих посевы, И. -Кинич-Ахав – солнца, И. -Каб – земли, И. -Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое.
Но остерегайся своего самомнения. Другое божество – это бог С (по П. Шелльхасу), часто изображаемый в кодексах и надписях на монументах, хотя и нельзя с точностью объяснить его первоначальное значение. Богом земледелия был Шипе. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д.
Ранее он уже создавался и погибал. Ицамна – одно из древнейших божеств майянцев. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.
Возможно, бог грозового неба. Часть эпики подземного царства также описана в Пополь-Вух эта эпика очень похожа на египетскую «Книгу мёртвых». календарь майя). Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.
В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. Крупные морские раковины широко использовались в качестве как барабанов, так и труб. Его женой являлась Ишь-Чель. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Богиня представляла собой женскую вариацию бога Ицамны.
Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин. На Юкатане до сих пор проводится церемония вызывания дождя под названием ча-чак (дождь, по представлениям юкатекских майя, является продуктом жизнедеятельности Чака). Сейчас найдена более чем сотня пещер с остатками захоронений и изображений майя, часто такими же священными местами считаются и сеноты. Иконографические облики их различны. Стены некоторых строений на Юкатане представляют собой изображение лика Ицамны. Оно способно погубить все твои старания.
В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Это сторона света, где всегда изобилие. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты. Последним подвигом была победа над царями Шибалбы. Трудно сказать.
Но определенные условности в изображениях богов часто делают их узнаваемыми. Также Чак семантически связан с войной (в классику и постклассику) и последующими жертвоприношениями – непременным атрибутом войны. Но испанские монахи, тем не менее, считали некоторые из них неприличными и эротичными. Вдоль ведущих в деревню дорог располагались храмы, где можно было помолиться, а снаружи лежали груды камней, куда человек добавлял один камень после каждого обращения к богу. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». По некоторым данным их более двух сотен.
По всей вероятности, это был воинственный танец. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. По мнению Э. Томпсона изображениями Ицамны являлись также полосы со знаками небесных тел (Солнца, Луны, Венеры и, возможно, других планет), обрамляющие фигуры людей или сцены, вылепленные из штука на нескольких зданиях Паленке. В этом случае они воспринимались как цельный бог. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни.
Трубачи возглавляли процессию, за ними следовали барабанщики (один играл на барабане, обтянутом шкурами животных, трое других – на барабанах, сделанных из панциря черепах) и музыканты с трещотками. Главным среди них был Кетцалькоатль (на языке завоевателей) или Кукулькан (на языке майя), который, возможно, являлся вождем мексиканцев и впоследствии был обожествлен. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде.
Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Обычно они изображаются в момент возрождения своего отца или во время игры в мяч. Каждая цветная троица правила годом. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Танцы исполнялись под музыку. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Он – сын Коатликуэ. Не менее почитаема у майя была жена Ицамны – богиня Иш-Чел.
Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Очень часто количество этих имен у одного бога доходило до четырех. С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. На его плече была выдолблена голова колибри. Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Форма его головы была настолько вытянутой и заостренной, что напоминала лист маиса.
культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.
Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра. Согласно одному из вариантов теологии майя Итзамна был отцом всех других богов (кроме Хунаб Ку). Рядом с каждым из бакабов росло дерево соответствующего цвета (хотя вполне возможно, что сами бакабы считались принявшими форму деревьев).
Пора посмотреть, что есть что: где истинна, где ложь. К народу майя относилось несколько племен. Его супругой была Иш Чель, которая, таким образом, была матерью всех богов.
В народных представлениях упоминается множество Чаков. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля.
Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом изобретатель грамотности и покровитель образования и наук. Каждый бакаб ассоциировался с одной из сторон света и определенным цветом. Он был связан с жизнью и деятельностью богов.
Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. Хобниль был покровителем пчеловодства. Устанавливал законы и руководил политическими стремлениями своего народа.
Туда попадали грешники, не удостоившиеся места на небесах. Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез. Майя считали, что земля является плоской и имеет форму четырехугольника.
Каждый ритуал майя диктовался календарём, самый главный цикл которого составлял 260 дней. Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Изображался в виде змея с оперением, ягуара или орла. Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника.
Этот бог тесно связан с дождем и грозовыми явлениями: свечением (молния), у майя цельталь "Чахук", что означает "луч" или "гром". Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887). Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений. А внутри пирамиды наблюдается странное акустическое явление, можно услышать крики птицы кетцаля.
Тело жертвы после ритуального убийства сбрасывалось со ступеней пирамиды. Само имя бога и означает в переводе «дом Игуаны». Но ничего подобного этим изображениям больше нигде не было найдено. Однако, главный бог майя это далеко не бакабы или Уицилопочтли, это Ицамна. Он символизировал таинственную производящую силу, которая выходит из-под земли и заставляет растения давать побеги и расцветать.
Кукулькан был одним из представителей высшей божественной власти. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью. Если сразу много чиканов плывут вниз по течению, то реки выходят из берегов.
Он является творцом мира и основателем жречества, создателем письменности. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Второстепенным чиканам нет числа. Но в то же время они были и отдельными божественными образами. Заправляла такими областями жизни, как медицина и рождение детей.
Флейты изготовляли из камыша, глины и костей (иногда человеческих). Она была женой бога солнца, носящего имя Ах-Кинчил. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности.
С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Животные и другие существа имели собственных богов, к которым людям полагалось относиться с почтением. Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу.
Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Индивидуально крестьянин майя обычно молился богам в начале дня перед завтраком.
Он, как правило изображается в виде скелета с таким непременным атрибутом как "мертвый глаз" (обычно их несколько), который вписывается в элементы "костюма" и/или компонует ожерелье бога смерти. Его женой была Иш-Чель (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней.
Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. Она – источник всякого колдовства, она олицетворяет тленность и обманность всего земного. Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией. Часто эти группы воспринимались как единое целое. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Это весьма похоже на описание выступления поп-группы на современном городском празднике.
Кроме этих богов, в пантеоне майя существовали покровители социальных классов и профессий. Каждый имеет свой цвет (как и бакабы) и ассоциируется с определенным днем.
Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев. Пожалуй, самый значимый бог. Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. По углам скамейку подпирали змеи. Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа».
Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Говоря о более продолжительных временных периодах, следует отметить, что каждый катун или двадцатилетний период, на которые майя делили время, находился под покровительством одного бога, а поскольку существовало тринадцать катунов, то можно предположить, что каждый из богов рая, состоящего из тринадцати «кругов», владел правами на один из катунов. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Жрецы, стоящие во главе культа Кукулькана приравнивались к богам, по сути, они являлись представителями, воплощением божественной воли.
На фреске не изображены все инструменты известные майя. Скандинавская Майя, персонифицирована в беременную мать хаоса перед началом: Ginnungagap. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. Очередной бог высшего пантеона – Ицамна. Иногда жертву привязывали к столбу для операции по извлечению сердца. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. В Дрезденской рукописи он назван Шиб – "страх" (миром мертвых у майя киче является Шибальба – "место страха").
Я человек – Эб. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли.
«Девственная» вода, то есть вода, набранная в подземных источниках или собранная по каплям внутри пещер, являлась одним из неотъемлемых атрибутов жертвоприношения. Она использовалась в период засухи для умиротворения бога (или богов) дождя. Целью этих действий было увеличение охотничьей добычи, производства мёда и воска ит. д. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Как уже отмечалось, Кетцалькоатль или Кукулькан, как правило изображался пернатым змеем.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики). Тлалок (Tlaloc) – заставляющий расти, господь дождя а также грома, сельского хозяйства, огня а также южной стороны света, повелитель всех съедобных растений около майя – Чак, около тотонаков – Тахин, около миштеков – Цави, около сапотеков – Косихо-Питао.
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Наиболее жестоким даром богу было трепещущее сердце, вырванное у живого человека. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.
Музыканта, допустившего ошибку в ритме, ждало наказание. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы.
В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Бог майя Кукулькан переводится как пернатый змей или крылатый змей. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет.
Когда шаман майя следует своему пути, он обращен лицом к Востоку он вглядывается в свое будущее — как в духовном, так и в материальном смысле. По всей длине ее волос извивались ядовитые змеи. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений.
Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е. В Центральной Мексике его имя – Тлалок. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. В отличие от ацтеков, жрецы майя не придерживались целибата.
в ст.
Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Жертвы могли быть небольшими животными, «кровопусканиями» высокими должностными лицами и, хотя и нечасто, человеческими жертвами. Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода.
В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Жертву, выкрашенную голубой краской, укладывали в распластанном положении на жертвенном камне, а четверо помощников (чаки) держали его за четыре конечности.
Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Бог Кукулькан отметился и еще одним значимым достижением. Обычно имел образ ветхого старика или небесного дракона.
В каждом из «кругов» рая и ада был свой бог. календарь майя). Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение.
Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Во времена Майяпана у майя существовало 12 верховных жрецов (ах кин), которые помимо того, что были ответственными за жертвоприношения, являлись своего рода учителями для остальных жрецов, которых обучали летоисчислению и определению дат праздников и церемоний, составлению гороскопов, гаданиям, астрономии, медицине истории, письменности, рисованию.
Я твоя свободная воля. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Например, часто встречались номера 4, 9, 13 и цветовые направления.
Э. Томпсон допускает связь этого бога с севером, но напоминает, что он может быть представлен знаками четырех сторон света, что делает более сомнительной интерпретацию, связывающую его исключительно с севером. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). Дирижер пел мелодию и дирижировал оркестром. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык.
Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. В некоторых районах Юкатана Чака почитают до сих пор.
Э. Томпсон считает, что эти боги были покровителями числительных от 1 до 13 в ритуальном календаре, функция которых свидетельствует об их важности. Многочисленные боги майя превратились в христианских святых (как это произошло во многих странах Европы на заре развития христианства) и старинные праздники майя были увековечены в днях того или иного святого. По углам скамейку подпирали змеи.
Чак является одним из первых известных богов обширного пантеона майя. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя.
Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. Большая часть найденной керамики имеет похоронное значение, такая керамика часто содержала пищу и воду «в дорогу». В этом Мировая девственница была связана с идеей иллюзии, создавая «видимое». Это универсальное имя достигло и западного полушария. Народ майя Юкатана предлагал ей жертвы так же, как это делали в северной Индии — в те же самые сезоны, определённые теми же самыми звёздами. «Звёзды майя» совпали со звёздами созвездия Скорпиона на индуистских и греческих диаграммах. Другая версия — она была Матерью-богиней Маяуель мексиканской Агавы, названа «Женщиной с Четырьмястами Грудьми», лелеющей мир и ко всем существам в мире она относится по-матерински. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой.
Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей.