Чтобы довести до зрителя свое понимание темы и превратить историю боярыни Морозовой Тв народную трагедию, Сурикову пришлось существенно перестроить исторический материал, по-своему сгруппировать указания источников и во многом их дополнить. Вскоре после ареста случилось несчастье, как свидетельствует биография Морозовой, с сыном боярыни. Выставленная на XV передвижной выставке в феврале 1887 года «Боярыня Морозова» была воспринята как огромное событие в русском искусстве. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна (рожд. Уже в первом эскизе «Боярыни Морозовой», написанном в 1881 году, намечены многие из тех персонажей, которые в дальнейшем вошли в картину.
Из деятелей Раскола в памяти осталось немного имен: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – с одной стороны, протопоп Аввакум и боярыня Морозова – из противоположного лагеря. Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности.
Сама боярыня Морозова также скончалась от полного истощения. При дворе Морозова занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича, ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями. Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова», жемчужина собрания Третьяковской галереи изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. В Третьяковке вместе с Боярыней Морозовой экспонируется около сотни сделанных к ней портретных этюдов.
Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Алексей Михайлович тоже приметил молодую боярыню, ее приблизили ко двору, а уже через год у Морозовых родился сын Иван. В России, да пожалуй и во многих странах любителям живописи известна картина русского художника XIX века Василия Сурикова Боярыня Морозова.
В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом. В 1912году Совет старообрядческих съездов предложил обратиться в Министерство внутренних дел с ходатайством об установлении на могиле протопопа Аввакума креста, а на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой— часовни. Боярыни Феодосии Морозовой, во иночестве Феодоры (1675 г., в Боровске).
Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина. Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Боярыня Морозова не была старой — посмотрите на даты ее жизни.
В биографии боярыни Морозовой мало фактов, касающихся ее жизни с мужем. Чтобы выяснить это, вернемся к рассмотрению интересной биографии боярыни Морозовой. В этом рассказе, бесхитростном и вместе с тем живом И образном, характерном для Сурикова, даны указания, чрезвычайно важные для понимания «Боярыни Морозовой».
Вот что повествует о судьбе этих своих духовных дочерей протопоп Аввакум в одном из самых ярких своих произведений – «Житии боярыни Морозовой». Десятки оттенков снега на картине «Боярыня Морозова» также дались художнику непросто. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова. Однако даже после таких кардинальных перемен в биографии боярыня Морозова не превратилась в религиозную фанатичку, не стала «синим чулком».
Царь Алексей послал к боярыне увещателей, но Морозова решительно отказалась подчиниться царской воле и принять новые церковные уставы. Главные действующие лица события – патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, с одной противоборствующей стороны и боярыня Морозова и протопоп Аввакум – из лагеря противников. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Сегодня речь пойдет о жившей в 17 веке боярыне Морозовой, биографию которой мы и рассмотрим. Известно, что боярыню Морозову хотели сжечь и даже подготовили костер, однако ее спасло возмущенное боярство и заступничество сестры царя Ирины Михайловны.
Благодаря большой популярности этого произведения искусства образ боярыни Морозовой ошибочно видится как образ пожилой, суровой, фанатичной женщины. Среди них мучеников русского старообрядчества одно из первых мест заняла боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова со своей сестрой княгиней Евдокией Урусовой. Потом «Боярыню Морозову» написал», — рассказывал Суриков М. Волошину. Среди женщин можно отметить трогательные личности, жертвы раскола: боярыню Феодосию Морозову, княгиню Евдокию Урусову, Марию Данилову и др.
Художественные критики в статьях о «Боярыне Морозовой» выражались более осторожно, но не менее определенно. Среди подготовительных эскизов к «Боярыне Морозовой» есть карандашный рисунок изображающий, по-видимому, своеобразную инсценировку картины, разыгранную мытищинскими крестьянами и крестьянками. Среди них была и боярыня Морозова.
Десятки лет жил в памяти Сурикова дьячок Варсонофий, виденный в далеком детстве и, наконец, воплотился в образе попа, злорадно глумящегося над боярыней Морозовой. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. В биографии боярыни Дарьи Морозовой существует еще такой интересный факт. Вот тут-то государь и припомнил боярыне Морозовой все былые обиды сказалось, как видно и то, что царь, как простой смертный, недолюбливал подругу любимой супруги и, как всякий мужчина, ревновал к ней. Царь злорадствовал, узнав о смерти сына боярыни: теперь никто не стоял между ним и огромным богатством Морозовых, которое тотчас отошло в государеву казну.
Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют. Написанная им картина изображает не конфликт строптивой боярыни с царем, а сцену всенародного прощания Москвы с опальной, увозимой на допрос, а быть может и на казнь, Морозовой. Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. И паки мученица: «Поне мало сухариков». А церковная музыка – это церковное пение. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан.
В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле Рогожского кладбища. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. Все это настолько ново, что поразило воображение русского человека и, конечно, для раскола было одной из самых главных причин.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
«Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. В декабре скончалась и Марья Данилова.
Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу». Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Об этом предупреждали ее родственники, приближенные к царскому двору, призывая присоединиться к новообрядчеству.
Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой». Алексея Михайловича хотя и прозвали Тишайшим, но царствование его было одним из самых неспокойных на Руси. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз. Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». С этим пластом русской хоровой культуры композитор соприкоснулся, работая над литургией «Запечатленный ангел», созданной по прочтении одноименного произведения Николая Лескова. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой.
Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Они настаивали на аресте Морозовой. Отец будущей боярыни два года служил воеводой на Мезени и в Кевроде, в 1631 году был отправлен посланником в Крым, откуда вернулся после рождения Феодосии.
Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Портретный этюд был написан всего за два часа. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Критики было много.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Её вернули под арест. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было.
Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Потом наступало время вечернего труда – Морозова шила из простой ткани одежду, которую раздавала беднякам и узникам тюрем. Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими.
Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе.
Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Однако в стране было неспокойно. Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности.
История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки.
Богатство ее было сказочно. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Морозову подвергли пытке. Протопоп Аввакум описал Феодосию, как худую женщину с бегающим, молниеносным взглядом и Суриков долго не мог найти подобное лицо – фанатичное, бескровное измученное, но гордое и непреклонное. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило.
Стрельцы хотя и жалели боярыню, ослушаться приказа не смели. Чтобы подчеркнуть значение главной фигуры, Суриков пожертвовал исторической точностью и изобразил Морозову одиноко сидящей в санях. Известно, что она даже причастилась у одного из старообрядческих священников. Каменный храм построили в 1703 году. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». И глагола Феодора: «Не смееши ли. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Прокопий Соковнин был зажиточным человеком, владел в Москве несколькими домами.
– перекрестилась тремя перстами. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Мати же паки отлагаше многих ради вещей.
Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю. Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Ведь сколько времени я его искал. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.
«Не идет у меня лошадь, да и только. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов.
Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Но в 1671 царь женился вторично. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Все лицо мелко было. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Очень трудно ее лицо было найти.
Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Умилосердися, раб Христов. Он и приблизил Морозовых ко двору.
Оставшись вдовой в тридцатилетием возрасте, она не только хранила верность мужу, но и истязала себя ношением власяницы с целью «смирить плоть».
С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Суриков неоднократно удлинял холст. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. И овоща седящи, молитву изо уст творяше, а лествиц, сиречь четок, не бе у них — и то мучители отняли. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.
он был воеводой в Енисейске, участвовал в Земском соборе, в 1641-1646 гг. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным.
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
По лицу боярыни видно – она понимает, что обречена на муки. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Другое же паки, еже наднести ми на триперстное сложение, — не точию се, но сохрани мя Сыне Божий, еже бы ми ни в мысли когда помыслити сего о печати антихристове. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).
Здесь они не знали, когда день, когда ночь. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. В 1635-1637 гг. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. В XXI веке композитор Родион Константинович Щедрин создал оперу «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой» известной также под кратким заглавием «Боярыня Морозова». На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи.
«Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. Ино принеси поне яблоко или огурчик». В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. В 1545 году барон Иоганн фон Икскюль выехал из Ливонии к царю Иоанну Васильевичу Грозному и принял крещение под именем Федора Ивановича. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия».
Феодосия вскоре почувствовала, что значит царский гнев.
Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Опора на эти источники позволила создать многогранный образ героини – это и стойкая в своей вере женщина и любящая мать и сестра (в опере показана смерть сына Морозовой, которая трактуется как убийство: «И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами»). И рече: «Не смею». руководил Каменным приказом. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.
Конечно. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. В 1634 г. Борис Иванович был пожалован в бояре, а также определен в «дядьки» : стал воспитателем пятилетнего царевича Алексея Михайловича.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мировоззрении, что данное творение ему удалось на славу. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия», – писал молодой вдове протопоп Аввакум, призывая ее поступить по примеру преподобной Мастридии, которая выколола себе глаза, чтобы навсегда избавиться от любовных соблазнов. Либретто оперы составил сам композитор, опираясь на «Житие протопопа Аввакума», «Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», а также «Слово плачевное о трех исповедницах», написанное Аввакумом и его письма к Морозовой.
За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Морозову окружает атмосфера народной любви. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть.
1669 год — царица скончалась. Морозову заковали в цепи и отправили в Чудов монастырь. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное.
Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в этом, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокофьевну иначе, чем она изображена на его картине. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды.
Муж был представителем знатного рода, состоял в родственных связях с семьей Романовых, под Москвой имел роскошную усадьбу Зюзино, приходился дядькой царевичу и служил царским спальником.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. И глагола: «Не смею». В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Закрепощение крестьян началось еще при Иване Грозном, а Уложение 1649 года окончательно его утвердило. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Дядька сам выбрал своему воспитаннику невесту и был на его свадьбе посаженым отцом.
Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Портретный этюд был написан всего за два часа. Самая главная из них – Феодосия на момент ареста была еще молодой женщиной, не достигшей сорокалетнего возраста.
Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична.
Один из странников инок Трифилий, рассказал Феодосии о старице Мелании, подвижнице из города Белева, которая также была ученицей Аввакума. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Толпа стоит лишь в глубине сцены.
Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Помимо Феодосии, в семье было еще трое детей, в том числе и одна сестра, Евдокия, разделившая с ней тяготы ее трагической гибели. На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Сие святей рекши, умолче голова (житие). Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672).
Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Детей у них не было. На то время это была самая шикарная усадьба. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
Царь и патриарх решили во что бы то ни стало заставить стойких страдалиц принять новую веру. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица.
Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился.
Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Это математика. В 1635-37 гг. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. И как вставил ее в картину – она всех победила. Сострадательный сторож исполнил эту просьбу.
Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. В 1650 г. царь Алексей Михайлович наградил его придворным чином и пожаловал должностью окольничего (второй думный чин Боярской думы).
Представлена в опере и такая пронзительная историческая деталь: предчувствуя скорую смерть, Феодосия попросила стражника постирать ее рубаху: «Неподобно мне в нечистоте возлежиши в недрах матери своя земли». Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. В это непростое для опальной боярыни время (она потеряла горячо любимого сына) своими наставлениями ее поддерживал протопоп Аввакум.
При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Постепенно, день за днем, рождалась своеобразная партия оппозиционеров.
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой.
В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Много попов, но истинного несть». Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу.
Это было ужасное зрелище. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.
Дуга лошади украшена разноцветными лентами злорадно смеющееся лицо возницы повернуто к Морозовой, а в глубине эскиза видна мужская фигура в шапке и зеленом кафтане, высоко поднявшая над толпой какую-то скоморошью палку с бубенчиками. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру.
Как водится, под знамя старой веры вставали все, кто был недоволен тяжкой рукой царя и бояр. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». На то время это была самая роскошная усадьба. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг.
Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ. Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. Писатель и поэт Всеволод Гаршин (1855-1888) отмечал, что «картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Практически одновременно арестовывают и ее сестру.
В глазах народа боярыня Морозова стала святой мученицей. При взгляде на полотно в первую очередь в глаза бросается центральный персонаж – боярыня Морозова. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати». Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног.
Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Впрочем, чего гадать. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно.
Кто тот единственный, кого она по-настоящему любила. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Пробовал увещевать Морозову и Урусову местоблюститель патриаршего престола Павел Крутицкий. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. И глагола: «Не смею». За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. На свадьбе царя он был посаженным отцом. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова.
(1) Феодосия Морозова. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Когда в 1645 г. 17-ти летний Алексей венчался на престол, Борис Морозов стал его ближайшим советником. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине.
Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. Она отлично понимала пользу наук. Страдания заключенных волновали всю Москву и еще сильнее прославляли правоту и величие старой веры. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Важно найти замок, чтобы все части соединить. И глагола мученица: «И ты поне хлебца».
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь.
Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Это настоящая математика. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.
Чего он ждал. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».
В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Борис Иванович владел огромным количеством деревень, производствами кирпича, железа и соляными промыслами. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися.
При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. «Персты твои тонкостны. В толпе терялось. Однако Морозова была не рядовая ослушница.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Некоторые предлагали сжечь их на костре.
В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы.
Сподвижница старообрядца протопопа Аввакума (1620-1682) – боярыня Феодосия Морозова (1632-1675) – широко известна благодаря знаменитой картине великого художника Василия Сурикова. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам.
Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Но благодаря безошибочному композиционному расчету Суриков, выделяя Морозову, сумел не противопоставить ее толпе, а сблизить с ней. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. (Это было в конце 1674-го года).
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Обе были подвергнуты допросу.
Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его. Панченко. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Художник допустил ряд исторических неточностей.
«Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне поединщицы, – утверждал академик А. М. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Царь разгневался.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла».
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Женское их дело что они много смыслят. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. Не дивно, яко двадцать лет и едино лето мучат мя, – писал, восхваляя ее твердую веру и мужество, священномученик протопоп Аввакум, – на се бо зван есмь, да отрясу бремя греховное а се человек нищий, непородней и неразумной, от человек беззаступной, одяния и злата и сребра не имею Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, – Борис Иванович Морозов сему царю был дядька и пестун и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще но сопротив тово племянника ево роднаго, Глеба Ивановича Морозова, опалою и гневом смерти напрасной предал, – твоего сына и моего света.
(8) Церковь. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.
Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества.
Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
Художник немного отошел от исторической достоверности, боярыню везли ночью, толпы сочувствующих не было. Это и есть героиня картины – Феодосия Морозова. В юности братья Борис и Глеб Ивановичи Морозовы являлись спальниками (приближенными людьми) своего ровесника Михаила Федоровича.
На фоне черной бархатной шубы особенно светлыми и яркими кажутся лицо Морозовой и ее рука, простертая над толпой. Ее везут в тюрьму на глазах у толпы людей. Но все таки Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть для себя глаза, как это сделала Мастридия, чтоб уберечь себя от любовных соблазнов. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». Потом боярыню Морозову написал.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Но благодаря гордому духу и сильной воле не боится страданий.
Там ее уговаривали причаститься по новому обряду, но она ответила категорическим «Нет. ». Морозова отвергает новые обряды. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Её поручили патриарху Никону. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием, была приближенной к царю.
Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Ведь женщина не может не любить. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь., они уже видят эту большую картину. Почто ми поклоняешися много. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения15.
Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Древнее пение было мужским, одноголосным. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.
Основную роль и здесь сыграли пропорции. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Но этим не закончились пытки. Но ничто не сломило их твердости. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Арест последовал скоро.
Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Досталось и художнику за эту картину. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры.
(Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Жизнь в таком заключении была немыслима.
Конечно же, боярыня отказалась. «Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Здесь собирались гонимые царем староверы, которые молились по древнерусским обрядам. И изволи страдати, нежели с ними сообщатися, ведущи бо, яко се дело просто царь не покинет, яко же и бысть: все бо то лето зело на ню гневался и начат вины искати, како бы ю аки не туне изгнати.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Но мы не знаем, что таилось в самой глубине сердца женщины. Готова сносить их ради веры, от которой не отступится.
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Новоявленная русская инквизиция не щадила никого – даже любимец царя, ученый протопоп Аввакум, был сослан в далекую Даурию, на китайскую границу. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий.
Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
– Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. После нескольких предупреждений у Морозовой отняли в казну половину владений, потом отправили ее братьев служить в отдаленные города.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». В истории Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший», но тут он словно стал другим человеком. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил.