После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена (Третьяковым) за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Боярыня Морозова является одной из широко известных русских личностей, оставивших след в истории своего государства. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Однако царь поступил совсем иначе. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. Чего он ждал.
Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). Но восторжествовало предложение послать их в заточение.
Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца.
Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. И изволи страдати, нежели с ними сообщатися, ведущи бо, яко се дело просто царь не покинет, яко же и бысть: все бо то лето зело на ню гневался и начат вины искати, како бы ю аки не туне изгнати.
Крестьян было 8000 другов и сродников множество много ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Женское их дело что они много смыслят. ». Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна.
Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. На следующее утро их разлучили: Феодосию приковали цепью к стулу и повезли на санях мимо Чудова монастыря под царскими переходами. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений.
После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Арест последовал скоро. В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Они провели допрос Феодосьи и её сестры.
В конце концов прототипом героини ему послужила уральская старообрядка: «Я с неё написал в садике этюд в два часа. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой.
Очень трудно ее лицо было найти. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Новая церковь была узаконена в 1654 г., когда собравшийся в Москве церковный собор принял реформу обрядности, подготовленную Никоном. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось.
Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». Мученицы-сестры умирали медленной смертью. 17 (27)ноября или 18 (28)ноября1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа.
Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим.
Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Жизнь в таком заключении была немыслима. Стойкость Морозовой, прославившейся на всю Москву сначала своей щедрой милостыней, а теперь горячей преданностью старой вере, сильно смущала придворные круги и особенно – архиереев, среди которых не оказалось ни одного столь твердого в вере человека. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Очень трудно ее лицо было найти. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви.
Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков.
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. положили начало расколу в Русской Православной Церкви. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам Г. Котошихина, «гораздо тихим». Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни.
Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. В 1648 году, 16 (26 по новому стилю) января, царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской вскоре за тем Б. И. Морозов женился на её сестре Анне. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. 1. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Новая пошлина на соль отменена была в том же году.
А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией.
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Ино принеси поне яблоко или огурчик». По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника.
Конец 1670 — начало 1680 годов. Ведь сколько времени я его искал. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Там в Преображенском все меня знали. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.
Некоторые предлагали сжечь их на костре. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Здесь они не знали, когда день, когда ночь.
В толпе терялось. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Кто не удивится и кто не прославит терпение и мужество выше противу козней врагов и разорителей церковных». Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, но все было тщетно.
Нравилось им, что я казак и не курю. Расскажем о сакральном смысле «Крестного знамения» и о житие боярыни Морозовой, которая погибла вместе с сестрой в жерновах «Правильной и Неправильной Веры».
«Картина — «Боярыня Морозова» — гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.
В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачёл боярам на заседании Думы. А церковная музыка – это церковное пение. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. В толпе терялось». Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Древнее пение было мужским, одноголосным., они уже видят эту большую картину. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Она вся в черном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников» или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум.
Сие же вменяю в велико, да поистине дивно и есть, еже аще сподобит мя Бог о имени его огнем сожжене быти во уготованнем ми от вас струбе на Болоте: сие ми преславно, понеже сее чести не насладихся никогда же и желаю такового дара от Христа получити». Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу.
Женское их дело что они много смыслят. ». Почитается старообрядческой церковью как святая. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим государем. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом.
Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года или, согласно старообрядческим преданиям, 6 (16)декабря1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. (Это было в конце 1674-го года).
Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг. Почто ми поклоняешися много. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Считается, Феодосия Прокопьевна почила в Бозе в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году.
Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Монастырь был построен на землях села Воскресенское. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило.
Женское их дело что они много смыслят. И глагола: «Не смею». Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
«Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. В ночь на 16 (26)ноября или 14 (24)ноября1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает ее подвижничество еще более значительным. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Но этим не закончились пытки.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. Школа Оружейной палаты. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой.
Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие).
Они настаивали на аресте Морозовой. К этому времени, однако, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Б. И. Морозова. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. И как вставил ее в картину — она всех победила».
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена, растоптана, но не сломлена, Морозова обречена на смерть, но все же представляется в победоносном образе. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек.
Но ничто не сломило их твердости. В декабре скончалась и Марья Данилова. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Рис. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. На рисунке в розвальнях закованная в цепи Боярыня Морозова. Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние отношения.
Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Феодосия Морозова была не просто противницей Никона., они уже видят эту большую картину. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.
Одновременно Собор 1666—1667 гг. Городские восстания XVII века начались с 1648 года в хронологическом совпадении с английской революцией. Обе были подвергнуты допросу. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». И рече: «Не смею». Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Морозова ежедневно посещала дома бедных, тюрьмы, богадельни – и всюду оделяла нуждающихся своей милостыней, часто очень щедрой.
4. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.
(Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
В 1643 году был избран игуменом монастыря. Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться.
Боярыню вернули под арест. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. В толпе терялось. Её вернули под арест.
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. 1669 год — царица скончалась. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Реформа прошла в 1653—1655 гг. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело.
«А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах». Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Но нет.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Он был человеком порядка по преимуществу «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) — писал он или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. 17 (27) ноября или 18 (28) ноября 1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Портрет царя Алексея Михайловича.
Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика».
Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). С течением времени у ребёнка (11—13 лет) составилась маленькая библиотека из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и Грамматика изданные в Литве, а также Космография. Морозова отвергает новые обряды. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Таким «особенным», особенно любимым другом стал Никон. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. 1-го сентября 1674 г. царь «объявил» народу своего сына Фёдора как наследника престола.
Но убо аще и аз сего не сотворю, он же повелит мя с честию вести в дом мой, то аз, на главах несома боляры, воскричю, яко аз крещуся по древнему преданию святых отец. Но, как бесценное духовное сокровище, дошло до нас и подлинное житие ее, составленное в 17-ом веке одним из очевидцев ее страдания. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. В круг интересов царя входила астрология.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто.
Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Но в 1671 царь женился вторично. Реакция на картину была неоднозначной. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом.
Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Встретив наибольшее сочувствие на женской половине дворца, одухотворенный протопоп сумел обратить на себя внимание женщин рассказами о пережитом, смелыми обличительными проповедями.
Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. На то время это была самая роскошная усадьба. И глагола: «Не смею».
Портретный этюд был написан всего за два часа. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г. ) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной, 22 января 1671 г. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны (например, 2 ноября 1672 г. в селе Преображенском). Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Все лицо мелко было. На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. Портретный этюд был написан всего за два часа. Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха.
Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Боярыню вернули под арест.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Но яркая красочность, многоцветность народной толпы придают картине мажорное, жизнеутверждающее звучание, выражая веру в народ, в его силы, в конечную победу народного разума над предрассудками, света над тьмой. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).
Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Женское их дело что они много смыслят. ». Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Ведь сколько времени я его искал. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Глубокие следы, оставленные полозьями, солома, волочащаяся по снегу, бегущий за санями мальчик — все заставляет зрителя поверить в то, что накренившиеся влево сани действительно движутся по рыхлому снегу.
Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.
Потрескавшиеся губы попытались сложиться в подобие улыбки: то, что новый патриарх – черный человек, она поняла не сразу, но невзлюбила Никона с первой встречи. Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих, подчас корыстных интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия». Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».
Преподобная же сего ради не восхоте прийти, понеже тамо в титле царя благоверным нарицати и руку его целовати и от благословения архиереев их невозможно избыти. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил.
Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. О Христианстве, которое «насильственно» пришло через Византию на территорию Ведической Руси и ему было суждено жить и развиваться среди людей с ведическим восприятием мира (но не языческим, как привыкли говорить даже современные ученые) в городах и селах с древними ведическими «Названиями», например, Тула, Верея, Самара, Нара, Сура.
Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам.
И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой».
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666 – 1667 гг. Молодой царь сильно подчинился влиянию Бориса Морозова. Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке сам он писал Никону в 1651 году, «что слово его стало во дворце добре страшно».
Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец – Соковнин Прокопий Федорович – был окольничим, состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. 21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин и в сурну и в трубы трубили и в суренки играли и по накрам и по литаврам били ж во все». В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь».
Родион Стрешнев не согласился. Таким образом, Б. И. Морозов и его тесть И. Д. Милославский приобрели первенствующее значение при дворе. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума.
Её поручили патриарху Никону. Высоко поднятая в символическом жесте рука (двуперстное крестное знамение) — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди». И глагола Феодора: «Не смееши ли. И как вставил ее в картину – она всех победила. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни.
Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Своей властью он разослал церквам указ, сколько класть земных поклонов при чтении молитв, а также креститься тремя перстами. Почитается старообрядческой церковью как святая. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом.
Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Царь разгневался.
И паки мученица: «Поне мало сухариков». Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Рис. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году – это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну.
Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). Портретный этюд был написан всего за два часа. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов.
Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Потом боярыню Морозову написал. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Как записал он в своем дневнике: 11 апреля 1659 года «Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)». — Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван.
Умилосердися, раб Христов. Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов.
А еже каптаною мя своею почитает и аргамаками — поистине несть ми сие велико, быша бо вся сия и мимо идоша: езживала в каптанах и в каретах, на аргамаках и бахматах. Никон попытался вернуться к сану, но был официально низложен великим собором в 1666 и сослан царем в Белозерский монастырь после смерти царя переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран., они уже видят эту большую картину. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. Все лицо мелко было. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица.
Это было ужасное зрелище. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа.
В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле.
Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Это граничит с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва – третий Рим». «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка».
В этой статье мы расскажем о символах веры, формы которых не терпят «умствования» при их создании и утверждении. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достатся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых Ивану Глебовичу. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру.
Сурикову удалось оживить своих персонажей. Главные идеологи этой группы— духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Однако в стране было неспокойно.
Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский. Страстотерпице Морозовой шел 44-й год».
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Ведь сколько времени я его искал. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия».
Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Боярыню вернули под арест. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Все лицо мелко было. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета.
В 1664 году в августе месяце был снова сослан в Пустозерск той же Сибири, которую он так боялся. И после смерти своей «поединщицы», царь с прозвищем «Тишайший», приказал, как можно дольше скрывать факт смерти боярыни Морозовой. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино, была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.
Все эти причины вызвали народный бунт (Соляной бунт) в Москве и беспорядки в других городах 1 (11) июня 1648 г. народ стал требовать у царя выдачи Б. Морозова, затем разграбил его дом и убил окольничего Плещеева и думного дьяка Чистого. Обучался грамоте у приходского священника.
и касалась в основном церковных обрядов и книг. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». «Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время — Перевозский район Нижегородской области).
Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников.
Сие святей рекши, умолче голова (житие). Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Царским указом и боярским приговором 7 (17) февраля 1646 г. установлена была новая пошлина на соль. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. Детей у них не было.
Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. А сплетни и слухи о продолжающейся связи с царем подкреплялись теперь еще и тем, что без его согласия крупнейший в России капитал не мог быть сосредоточен в одних руках. 30 января 1676года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался на 47 году жизни. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Впрочем, чего гадать. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.
В результате вмешательства светского правительства в церковные дела, постоянных интриг со стороны части бояр и духовенства имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Она к старой вере стала склоняться. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу.
Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг.