Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова. Чтобы довести до зрителя свое понимание темы и превратить историю боярыни Морозовой Тв народную трагедию, Сурикову пришлось существенно перестроить исторический материал, по-своему сгруппировать указания источников и во многом их дополнить. Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина. И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения.
Картина «Боярыня Морозова» (1887 г. ) Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Изображена на картине Василия Сурикова Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.
Еще в детстве Суриков слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся. Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова», жемчужина собрания Третьяковской галереи изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Потом «Боярыню Морозову» написал», — рассказывал Суриков М. Волошину.
Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении.
Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова. Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.
О боярыне Морозове существует много исследований, но каждое поколение изучая творчество Сурикова, будет по-своему отвечать на вопросы о проблеме личности и власти, о силе характера и о верности своим убеждениям. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такой, как у Сурикова. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. В этом рассказе, бесхитростном и вместе с тем живом И образном, характерном для Сурикова, даны указания, чрезвычайно важные для понимания «Боярыни Морозовой». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О. М.
Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Десятки лет жил в памяти Сурикова дьячок Варсонофий, виденный в далеком детстве и, наконец, воплотился в образе попа, злорадно глумящегося над боярыней Морозовой.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. В ночь на 16 ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким и думный дьяк Иларион Иванов. Морозову подвергли пытке. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.
Каменный храм построили в 1703 году. Учился в петербургской Академии художеств. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Боярыня думала, что царь стоит на переходах, смотрит на ее унижение и хотела показать ему, что нимало не стыдится того поругания, которому подвергалась по его воле».
С 1895 г. был. Греческую красоту можно и в остяке найти». Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели.
Крупнейший искусствовед А. Н. Бенуа называл картину ковром и в красоте этого цветового ковра видел ее главное воздействие. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Люди с молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, закутанную в черный платок женщину, упрямо поднимавшую над головой руку со сложенными двумя перстами. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. (8) Церковь. Что касается левой части картины, то и здесь мы можем увидеть опоясывающий контур. -выбившаяся шуба Морозовой, -ступня ноги бегущего мальчика, -копыто лошади, -луковка купола церкви и боярышня в фиолетовой душегрейке-рукав тулупа бегущего мальчика. Треугольник саней боярыни клином рассекает окружающую людскую массу, устремляясь к линии горизонта по диагонали в левый угол картины.
С 1895 г. был. С 1895 г. был. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.
Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. Стоит всмотреться, особенно в женские лица, чтобы отметить их «родственность» лицу Морозовой. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Все на картине будто напряглось.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.
Именно эту сцену «Повести о боярыне Морозовой» выбрал художник. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Дровни о трудом прибиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую уличку, с низкими домиками, с золотыми и синими куполами церквушек. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Учился в петербургской Академии художеств. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Но боярыня отказалась. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Но боярыня отказалась.
В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Она не хотела изменять «старой вере». Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Морозову окружает атмосфера народной любви. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Сам дух истории живет в его картинах.
гениально разрешил здесь труднейшую задачу – сочетание «героя и толпы». События, связанные с историей раскола, с религиозным фанатизмом и т. п. играли для него едва ли не последнюю роль. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Эта метафора получила развитие в изображении. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. В иных лишь намечается немногими грубыми штрихами, с переделками и поправками, как бы «для себя», самый костяк композиции. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему.
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Ноги у нее скованы цепью. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
В других художник уже намечает основные цветовые пятна будущей картины. Суриков неоднократно удлинял холст. подчиняет цвет, как и все живописные средства идейному содержанию произведения. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Ее увозили в ссылку. Этот момент был моментом подлинного вдохновения.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. И вот однажды В. И. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. За сестёр просил царя патриарх Питирим: Я советую тебе боярыню ту Марозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Учился в петербургской Академии художеств.
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Письма боярыни опальному протопопу, помимо рассуждений о вере, наполнены чисто женскими жалобами на своих людей, рассуждениями о подходящей невесте для сына.
Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. (1) Феодосия Морозова. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
В этот момент она подняла вверх руку и осенила себя крестным знамением, по-старообрядчески используя два пальца. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.
Досталось и художнику за эту картину. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Так ие случайно, выделяя цветом (синяя шубка, золотистый платок), Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Очень трудно ее лицо было найти.
Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. «Не идет у меня лошадь, да и только. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры., они уже видят эту большую картину. Она почти не смотрит на боярыню. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. С 1895 г. был. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Это сама героиня и юродивый. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Однако. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Ее увозили в ссылку. Но смеялись немногие.
С 1895 г. был. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Со страстным призывом твердо стоять за правое дело обращается она к народу. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Его лица не видно. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Она не хотела изменять старой вере. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». В этой связи не кажется случайной основная конфигурация формируемая главными движениями и линиями изображения. С 1895 г. был. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Учился в петербургской Академии художеств. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
С 1895 г. был. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Все лицо мелко было. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Картина ожила.
Это – сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. вместе со своими героями страстно протестовал против гнета деспотизма и казенной церкви. Так, например, художник прекрасно знал, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к стулу, связанной и обездвиженной.
Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Не смею, - отвечал стрелец. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Учился в петербургской Академии художеств. Это единство достигается, между прочим, как бы повторением лица Морозовой в толпе.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». С 1895 г. был. Тарабукина. Там, в Преображенском, все меня знали. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. «На снегу писать – все иное получается. Этой родственностью внешнего облика достигается и единство самой толпы. В этот жест несёт главный смысл в картине.
Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. (1) Феодосия Морозова. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
Она к старой вере стала склонятся. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Однако Морозова была не рядовая ослушница.
(16) Икона «Богоматерь Умиление». По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Лицо ее представлено в виде строгого профиля. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Её вернули под арест.
Нравилось им, что я казак и не курю. глубоко чуждое нам смирение перед судьбой и преклонение перед страданием, реакционное возвеличение религиозного чувства. Необычайно ценный материал представляют собой подготовительные эскизы и этюды к «Боярыне Морозовой». Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». не понимал исторически-прогрессивных путей развития, а судорожно цеплялся за прошлое, наивно идеализировал старую патриархальную «деревянную» Русь. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине.
С 1895 г. был. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Основную роль и здесь сыграли пропорции. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Толпа разделяется санями на две неравные части я как бы для того, чтобы ярче сопоставить два враждующих лагеря, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Каменный храм построили в 1703 году.
И как вставил ее в картину – она всех победила». Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». С 1895 г. был. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Особенно в отношениях цвета. С 1895 г. был.
Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Без страха готова она идти на муки и смерть. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции.
Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народную толпу. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя.
Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Сложность и подчинение общему движению, в котором народ провожает свою героиню, образует сложное движение и напластования картин, подобных птице. Толпа живет и движется движутся, клином врезаясь в нее, убогие сани.
Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой. Таким образом, не меняя пропорции, художник уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется в любой толпе.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Главный символ этого дня — трубящий ангел.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Учился в петербургской Академии художеств. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. подчеркивает слева злорадство и насмешку врагов, справа – любовь и тревогу друзей. стремился и этюды делать в тех же условиях. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
говорил: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.
Она сидит в розвальнях, на соломе. Очень трудно ее лицо было найти. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
На ее лице глубокая скорбь. Для царского дома становится очевидным ее религиозная оппозиция, которая и тоге вылилась в социальный протест. Благодаря отображению в композиции зрительного образа раненой вороны придается особая направленность восприятию. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы.
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. С 1895 г. был.
А потом начнешь колею писать. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены. Ее глаза полны слез. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
С 1895 г. был. «Боярыня Морозова». Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой.
Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Это настоящая математика. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям.
Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
В толпе терялось. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Однако в стране было неспокойно.
Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника. Это математика. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2).
Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Писать не «Исус», а «Иисус».
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Люди потянулись к ней взорами.
тем самым выдвигал перед собой сложнейшие композиционные и колористические задачи. Историю композиции «Морозовой» можно проследить по акварельным и карандашным эскизам.
Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Учился в петербургской Академии художеств.
Впрочем, чего гадать. Так же изумительно колористическое решение картины. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. С 1895 г. был.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. В голубой дымке зимнего утра но рыхлому, влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову на допрос и на пытку в Кремль.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие, но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса. Темные животные инстинкты и внутренние силы народа можно выразить, сравнивая толпу и диких зверей. Два поднятых перста боярыни – благословление людей. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.
Нравилось им, что я казак и не курю. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Её поручили патриарху Никону. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, «ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни.
Морозова была ближайшей его последовательницей. Учился в петербургской Академии художеств. Детей у них не было. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Приглядел для работы соседний переулок.
Через 10 дней Борис Морозов, вдовец и человек уже пожилой, женился вторым браком на царицыной сестре Анне и стал царским свояком. Юродивый благословляет Боярыню. И, наконец, перед нами эскизы с вполне «найденной» композицией, разграфленные на квадратики для перенесения на холст. Особый интерес представляет собой карандашный эскиз композиции: большинство изображенных в современных художнику костюмах, – это проверка задуманной композиции на натуре. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Учился в петербургской Академии художеств.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. С 1895 г. был. Контурная линия неоднозначна.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Сурикова. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. И как вставил ее в картину- она всех победила. Звук трубы возвещает о его наступлении. Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию. Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни Морозовой, очень сильно отклонился от исторических фактов. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Рукой она изображает два перста. «Как вставил ее в картину – «она всех, победила», – рассказывал Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Чуть меньше расстояние — сани стоят.
Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.
Учился в петербургской Академии художеств. Но эти задачи он разрешил с изумительным мастерством. Но смеялись немногие. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру».
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
С 1895 г. был. (12) Колорит картины. Учился в петербургской Академии художеств. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Учился в петербургской Академии художеств. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). 1669 год — царица скончалась. Учился в петербургской Академии художеств.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Учился в петербургской Академии художеств.
Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. (8). Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась.
Это то, где черты лица сгармонированы. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. В «МорозовойБоярыня Морозова. стремится донести до зрителя свое отношение к ним, пробудить в зрителе ответные чувства. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. (8) Церковь. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Но вскоре скончался её сын Иван. Но это было не демонстрацией для народа, как происходит на картине Сурикова, она это делала, чтобы напомнить о себе царю Алексею Михайловичу, с которым у нее развивался конфликт.
Женское их дело что они много смыслят. Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Это и отразил художник на картине. Рис.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Этот образ и вошел в картину. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Они подобны знакам с двумя перстами. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа.
«Персты твои тонкостны. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. На шапку накинут платок. Впереди на коленях старая нищенка.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». 5. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Учился в петербургской Академии художеств.
Плоское полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Ведь сколько времени я его искал. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
В толпе терялось. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Это по большей части подростки. Знаете, что значит симпатичное лицо. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Жест юродивого отвечает этому знаку. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Это был раскол из-за убеждений и веры. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Все лицо мелко было. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».
Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность. Зрители не видят птицу в картине. Портретный этюд был написан всего за два часа. гениально отразил былую трагедию народных масс. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи.
Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.
Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Этюд головы боярыня Морозовой является подлинным шедевром суриковской кисти.
Вот пять женщин в правой части картины. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Остро дан характер попа – пьяницы и циника.
Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Ведь сколько времени я его искал. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Отвращение и ненависть должен вызвать возглавляющий врагов Морозовой, стоящий слева попик в темно-зеленой лисьей шубе, злорадно ощеривший свой беззубый рот. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В «МорозовойБоярыня Морозова.
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»). Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Учился в петербургской Академии художеств.
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. дает исключительные по звучности цветовые пятна (голубое, желтое, малиновое, черное и пр. ). Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
События происходят в 17 веке. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами.
Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение. В девичестве она была Соковнина. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Критики было много. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.