Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на нейизображенос исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».
Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Отношение к боярыне многозначное, для кого-либо она рядовая фанатичка, готовая пойти на погибель, только бы не отрешаться от собственных убеждений, у других она вызывает почтение собственной стойкостью и верностью принятой вере. Впереди на коленях старая нищенка.
Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу». В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через е родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из е вотчины. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия». В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога.
Люди потянулись к ней взорами. Эта дама стала воплощением бесстрашности и упрямства, это реальный боец за свои принципы и эталоны. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. На то время это была самая роскошная усадьба. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. – перекрестилась тремя перстами. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Ведь после ее кончины (1669 г. ) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Царь не поверил отговорке и воспринял этот отказ как глубокое оскорбление царской фамилии.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Очень трудно ее лицо было найти. Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И глагола Феодора: «Не смееши ли. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Контурная линия неоднозначна.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Детей у них не было. Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Боярыню вернули под арест. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
В рядах приверженцев раскола встречались и отдельные боярские фамилии, но, как отмечает советская историческая наука, это были лишь единичные случаи, объяснимые тем, что стремление правительства к централизации России наталкивалось на упорную оппозицию реакционного боярства. Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Видимо, царь их опасался — и не без оснований, как показали позднейшие события. Но этим не закончились пытки. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
И глагола: «Не смею». Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем».
Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати». Но смеялись немногие. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Мученицы-сестры умирали медленной смертью.
И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию.
Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко».
Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
(3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Все лицо мелко было. А церковная музыка – это церковное пение. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. И глагола мученица: «И ты поне хлебца».
Спала она не больше семи часов, но и среди ночи нередко поднималась и истово молилась, клала земные поклоны – то триста, то все пятьсот – за святую Русь и ее избавление от бед. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. А потом их на Преображенское кладбище выселили. На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг.
Я с нее написал этюд в садике в два часа. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в новообрядной церкви на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное малое лицемерие. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова.
В декабре скончалась и Марья Данилова.
Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой». Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Это – неслыханное по тем временам богатство. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь.
Новоявленная русская инквизиция не щадила никого – даже любимец царя, ученый протопоп Аввакум, был сослан в далекую Даурию, на китайскую границу. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один. Остались верны инокине Феодоре ее братья – Федор и Алексей Соковнины. 1669 год — царица скончалась.
Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
И рече: «Не смею». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Сие святей рекши, умолче голова (житие). С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Морозова отвергает новые обряды. «Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы.
Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими. Женское их дело что они много смыслят. И когда в 1671 г. утешившийся, в конце концов, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счел за оскорбление и пренебрежение. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Через 10 дней Борис Морозов, вдовец и человек уже пожилой, женился вторым браком на царицыной сестре Анне и стал царским свояком.
(Это было в конце 1674-го года). Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). «Персты твои тонкостны. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
«Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Однако. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Обе были подвергнуты допросу. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Все круто переменилось после ее тайного пострига – около 1670 г. Феодосия Морозова приняла иночество (тайное пострижение совершил игумен Досифей) с именем Феодора и уже не могла участвовать в придворных церемониях.
Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. «На снегу писать – все иное получается.
Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. И как вставил ее в картину – она всех победила. Не смею, - отвечал стрелец. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Там, в Преображенском, все меня знали. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Конечно. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Не стерпевши прилюдного позора, патриарх пришел в страшную ярость: по его приказу, мученицу сбили с ног и, на железных цепях, повлекли прочь с бесчеловечной злобою и жестокостью. Ее глаза полны слез. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Приглядел для работы соседний переулок. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. Аввакум с семьей поселился в доме Морозовой, где собирались послушать его единомышленники из разных социальных слоев. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. (12) Колорит картины.
Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Новообрядные архиереи ловко играли на этом.
Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Умилосердися, раб Христов. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Морозову было приказано подольше держать на дыбе.
В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
В этот жест несёт главный смысл в картине. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии.
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Тарабукина.
Там в Преображенском все меня знали.
И как вставил ее в картину — она всех победила». Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей.
Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.
Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. И аще убо се, яко же рекл еси, невозможно — молю тя, сотворите последнюю любовь: убогое сие тело мое, рогозиною покрыв, близ любезныя ми сестры и сострадальницы неразлучне положите». После долгих поисков художник, наконец, увидел лицо одной уральской старообрядки, приехавшей в Москву: Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Очень трудно ее лицо было найти. (8). 22 января 1671 г. тайная инокиня Феодора (боярыня Морозова) демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной, сказавшись больной.
И как вставил ее в картину- она всех победила. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Но боярыня отказалась. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
После погибели Глеба Ивановича состояние обоих братьев перебегает малолетнему Ивану Глебовичу, отпрыску Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мама. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Почто ми поклоняешися много. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось.
Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Женское их дело что они много смыслят. ». Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Его лица не видно.
Молодой государь, взошедший на трон в 1645 году, не любил войн, за что был прозван Тишайшим, зато обожал церковные службы и всяческие иноземные диковины. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем.
«Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Невеста отличалась редкой красотой и была воспитана отцом Прокопием Федоровичем в строгих правилах.
Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Да и Глеб Морозов владел к 1653 году немалым состоянием – 2110 дворами. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.
Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Её поручили патриарху Никону. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. -Затем к туфлям боярыни Морозовой и золотой тесьму ее сарафана. - Художник специально не хочет, чтобы мы сначала смотрели на лицо боярыни. Миновать её тонкое лицо и достигнуть тонкостных перстов правой руки раскольницы помогает полукруглая цепь. -Далее по кромке крыш иконе Божьей Матери. -Горящая лампада, лицо и посох странника. И художник возвращает нас к перстам юродивого отвечающего на призыв боярыни. В толпе терялось.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Это была ссылка. И паки мученица: «Поне мало сухариков».
Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Борис Романов был одним из самых богатых бояр своего времени. Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Ведь сколько времени я его искал. Ведь сколько времени я его искал. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Вот пять женщин в правой части картины. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Все лицо мелко было. Она не хотела изменять старой вере.
Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Впрочем, чего гадать. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Зимой 1673 г. инокиню Феодору, Евдокию Урусову и их соузницу инокиню Марью (Данилову) подвергли жестоким пыткам. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г).
Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Каменный храм построили в 1703 году.
Она к старой вере стала склонятся. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но нет. Сурикову удалось оживить своих персонажей.
У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. На то время это была самая шикарная усадьба. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок.
Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ. Все на картине будто напряглось. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Нравилось им, что я казак и не курю. На ее лице глубокая скорбь.
Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.
Борису Ивановичу принадлежало неслыханное по тем временам богатство – более семи тысяч дворов. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Почитается старообрядческой церковью как святая.
Они настаивали на аресте Морозовой. А потом начнешь колею писать. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.
Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Она почти не смотрит на боярыню. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Это было ужасное зрелище. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни.
Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Она принадлежала к захудалому роду брянских дворян Соковниных, который выдвинулся благодаря родству с Милославскими – родней первой жены царя Алексея Михайловича. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой., они уже видят эту большую картину. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). На следующий день Феодосью перевезли в Чудов монастырь, откуда после допросов отправили на подворье Псково-Печерского монастыря. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Её вернули под арест.
Древнее пение было мужским, одноголосным. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз. Масса разделилась на две части, одна соболезнует боярыне, другая – глумится над ее неудачой. Важнее всего для художника было создание обобщенного портрета русского народа: бояр, горожан, бедняков, юродивых. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику.
Однако решительных шагов царь долго не предпринимал и ограничивался полумерами: отбирал у Морозовой часть вотчин, а потом возвращал их, пытался воздействовать на нее через родственников и т. п. В этих колебаниях велика роль печалований царицы Марии Ильиничны, но не стоит сводить дело лишь к ее заступничеству. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку.
Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной. (1) Феодосия Морозова. Они провели допрос Феодосьи и её сестры.
И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью.
Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. С этого момента Морозова стала для него личным врагом.
Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. Однако в стране было неспокойно. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой».
(8) Церковь. Этот образ и вошел в картину. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Она отлично понимала пользу наук. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета.
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву.
Эти ночные бдения становились все чаще по мере того, как странницы-богомолки приносили в терем боярыни все новые нерадостные вести. Потом боярыню Морозову написал. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. И глагола: «Не смею».
ходила к храму, т. е. посещала никонианское богослужение. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Ино принеси поне яблоко или огурчик». Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда.
Жизнь в таком заключении была немыслима. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения.
Ведь сколько времени я его искал. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Несмотря на заступничество сестры царя царевны Ирины Михайловны, царь приказал отправить трех узниц в Боровск (Калужская область) в Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь в заточение. Судя по всему, он довольствовался малым лицемерием Морозовой, которая приличия ради. В толпе терялось. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Сурикова. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой.
Много попов, но истинного несть». Арест последовал скоро. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Очень трудно ее лицо было найти. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Морозову и двух других заключенных отправили в Боровский монастырь, в земляную тюрьму, наказав обходиться с ними построже. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия.
При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Конечно же, боярыня отказалась. Сам дух истории живет в его картинах. Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. Ее увозили в ссылку.
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. К 1653 году он владел 7254 дворами. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Потом наступало время вечернего труда – Морозова шила из простой ткани одежду, которую раздавала беднякам и узникам тюрем.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Все лицо мелко было. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии.
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Картина ожила.
Она к старой вере стала склоняться. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. Четвертое: потреба, еже до конца ошаятися и малого оного лицемерия и приличия ради уже не ходити к храму, но стати до конца мужески. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна.
Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». В толпе терялось. Портретный этюд был написан всего за два часа.