Её поручили патриарху Никону. Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Замысел этой картины, как и других картин у В. И.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». В девичестве она была Соковнина. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Морозова была ближайшей его последовательницей. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Все лицо мелко было. Она к старой вере стала склонятся. «На снегу писать – все иное получается. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Женское их дело что они много смыслят.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Но изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Боярыня подняла руку с двумя перстами.
Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Наоборот, всем видом эта женщина говорит о том, что она никогда не отступится от своей веры. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Впрочем, чего гадать. Толпа стоит лишь в глубине сцены.
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Главный символ этого дня — трубящий ангел. Впереди на коленях старая нищенка. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. (8) Церковь.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету, обогащенному рефлексами и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Очень трудно ее лицо было найти. Очень трудно ее лицо было найти. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Однако. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6).
Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Морозову подвергли пытке. В его картине Избиение младенцев фигуры конных солдат с копьями напоминают голову царя Ирода. Эта метафора получила развитие в изображении.
После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Каменный храм построили в 1703 году. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Этюд, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, некоторые исследователи считают портретом, тетки Сурикова, раскольницы Авдотьи Васильевны написанной по памяти.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Все на картине будто напряглось. Вот пять женщин в правой части картины. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами.
Каменный храм построили в 1703 году. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Это настоящая математика. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа.
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные задачи, что он и сделал с замечательным мастерством. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В толпе терялось.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.
Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы.
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни.
Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Она почти не смотрит на боярыню.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
(8) Церковь. Сурикова. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.
Все в рефлексах, лиловых и розовых. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. До стрельца вы видите светлые тона одежд.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. По замыслу художника эти их эмоции противоположны.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Особенно в отношениях цвета. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Рис.
Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения.
«Боярыня Морозова». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Его лица не видно. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Критики было много.
Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. Лицо и движения опальной боярыни выражают несокрушимую душевную силу и безмерное внутреннее напряжение.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.
Ее увозили в ссылку. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Но нет. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Ведь сколько времени я его искал. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил.
(1) Феодосия Морозова. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9).
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. А потом начнешь колею писать. Это и отразил художник на картине.
В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Досталось и художнику за эту картину. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Черное на белом, сочетание черных одежд боярыни и белого снега является основным цветовым контрастом, на котором строится колорит картины. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Среди последних, как известно, было даже немало священников.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий.
В толпе терялось. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Жуковского, Е. Ю. Безызвестных, а также материалы Суриковских чтений, которые проходят в Красноярске, работы психолога и искусствоведа Н. М.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Нравилось им, что я казак и не курю. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
Морозову окружает атмосфера народной любви. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Этот образ и вошел в картину. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.
Детей у них не было. Они подобны знакам с двумя перстами. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Однако в стране было неспокойно. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.
Ее глаза полны слез. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую улицу с низкими домами, с золотыми и синими куполами церковок. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Сам дух истории живет в его картинах. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу., они уже видят эту большую картину.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука.
Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Портретный этюд был написан всего за два часа. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства.
Картина ожила. «Персты твои тонкостны. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.
Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. «Не идет у меня лошадь, да и только. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Зрители не видят птицу в картине.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Это по большей части подростки. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение.
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней.
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Для царского дома становится очевидным ее религиозная оппозиция, которая и тоге вылилась в социальный протест. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность. Рукой она изображает два перста.
Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. В ту пору в русской церкви произошел раскол. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».
Это сама героиня и юродивый. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. 1669 год — царица скончалась. На шапку накинут платок. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Через год Феодосья родила сына, которого назвали Иваном в память младшего брата царя Алексея Михайловича, дядькою которого был Глеб Романов. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
По центру полотна изображена боярыня Морозова. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны.
Боярыня думала, что царь стоит на переходах, смотрит на ее унижение и хотела показать ему, что нимало не стыдится того поругания, которому подвергалась по его воле». Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Ноги у нее скованы цепью. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. События происходят в 17 веке. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах.
Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Приглядел для работы соседний переулок. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. На полотне художника Феодосия Прокопьевна обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, ко всем тем, кто на самом деле представлял социальный слой борцов против новых обрядов. Она сидит в розвальнях, на соломе. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.
Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Тарабукина.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Каменный храм построили в 1703 году. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Она не хотела изменять старой вере.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. И как вставил ее в картину — она всех победила». Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Контурная линия неоднозначна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). (12) Колорит картины. Ведь сколько времени я его искал. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Люди потянулись к ней взорами. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Сложная живопись неба, снега и особенно человеческих лиц, так чувствительных к световым рефлексам, создает ощущение необыкновенной жизненности сцены, представленной в картине. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Суриков неоднократно удлинял холст.
Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Юродивый благословляет Боярыню. Там, в Преображенском, все меня знали. Образ черной вороны на белом снегу воскресил в сердце художника другой образ-образ женщины в черном, которая обречена на смерть. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Звук трубы возвещает о его наступлении.
Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Её вернули под арест. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. На ее лице глубокая скорбь. На картине Сурикова она сопровождает боярыню Морозову – она ближайшая к саням, в шапочке, отороченной мехом. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Но боярыня отказалась. Врагом Никона был протопоп Аввакум.
Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. В этот жест несёт главный смысл в картине. Это математика. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова.
Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Все лицо мелко было. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». (1) Феодосия Морозова. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. 5. (8). Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Но вскоре скончался её сын Иван. И как вставил ее в картину- она всех победила. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
И вот однажды В. И. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Но смеялись немногие.
Она к старой вере стала склоняться. Греческую красоту можно и в остяке найти».
Их взаимное расположение охватывает все поле изображения.
Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Там в Преображенском все меня знали. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Но враги и насмешники одиноки в толпе. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Не смею, - отвечал стрелец. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками.
Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.
На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным.
В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Нравилось им, что я казак и не курю. Жест юродивого отвечает этому знаку.
Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Это был раскол из-за убеждений и веры. Это то, где черты лица сгармонированы.
Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти).