Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Контурная линия неоднозначна. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Рядом с розвальнями, крепко сцепив руки идёт её сестра, княгиня Урусова, её сопровождают конвоиры, но она ничего не видит вокруг себя, кроме сестры.
Особенно в отношениях цвета. Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня.
Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Затем следует группа в ярких, светлых одеждах (до стрельца). Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». По замыслу художника эти их эмоции противоположны. До стрельца вы видите светлые тона одежд.
И тут встает вопрос. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. «А то раз ворону на снегу увидел. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого.
Что значит – победила. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев.
Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. «На снегу писать – все иное получается. «Не идет у меня лошадь, да и только. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ».
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Рукой она изображает два перста. Морозову окружает атмосфера народной любви. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Конечно, можно было пойти по другому пути – несколько притушить напряженную и цветовую активность толпы и тем самым прибавить силы образу боярыни. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями.
Над последней Суриков напряженно трудился четыре года, вложил в нее всю страсть и силу своего дарования и твердо верил, что в случае успеха картина будет в галерее. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Стрелец и княгиня Урусова в близких по цвету одеяниях организуются в особую и очень важную группу, которая является центром массы людей в правой части картины.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине.
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода.
Эти слова Сурикова очень важны. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.
(12) Колорит картины. Суриков неоднократно удлинял холст. И чувствуешь здесь всю бедность красок». В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
Это то, где черты лица сгармонированы. И как вставил ее в картину – она всех победила». Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. А началом такой трактовки события послужила исторически достоверная деталь. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Рис. Юродивый благословляет Боярыню. На шее – огромная цепь.
Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. Это сама героиня и юродивый. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Все на картине будто напряглось.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. Потом боярыню Морозову написал». Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука.
Это настоящая математика. Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «. На шапку накинут платок. Это было трагичное время.
В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Сам дух истории живет в его картинах.
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Перейдем теперь к вопросу о том, как решена картина в цвете. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Каменный храм построили в 1703 году.
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Досталось и художнику за эту картину. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.
Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Никон обвинил двуперстников в ереси.
Позже у Сурикова появилась мысль связать Морозову не с царем, а с народом. Ее глаза полны слез.
«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Прежде всего в картине получает развитие главный символ исторического события и старой веры — знак крещения двумя перстами. На картине он изображен сидящим прямо на снегу.
Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Морозову держали под стражей, пока она была жива. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. (8) Церковь.
Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Но Суриков мучается: Не то, не то. Для того чтобы наиболее выигрышно показать московский народ. Жест юродивого отвечает этому знаку.
На рисунке 5 четко видно светлое пятно, расположенное в правом верхнем углу картины. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Среди последних, как известно, было даже немало священников. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Ноги у нее скованы цепью. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
А ведь смысл этих символов не слишком различается. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Это соответствовало вековой традиции. - Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко».
(3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой.
Все лицо мелко было. Но то был выход не для Сурикова. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
3. Это Феодосия Морозова.
Надо полагать, по двум причинам. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Почему Суриков избрал именно такую композицию. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.
Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти).
Все ее части, все детали оказываются связанными единым дыханием морозного московского дня.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описаниюАввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Юродивыйсрисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова.
Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Она вся в чёрном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит.
Впереди на коленях старая нищенка. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». А почему же художник не показал их в толпе. не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту псами растерзанную стоять до тех пор, пока толпа не сомкнется за санями и не утонет ее голос в гуле колоколов, летящем над седыми деревьями и островерхими крышами деревянных домов.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. В колорите русской зимы глаз художника впервые обнаружил неисчерпаемое богатство. Указанные мотивы хотя и различны по форме, но имеют закономерную связь, говорящую о наличии композиционного развития (движения) между этими структурными элементами композиции. Но важна не только символическая сторона скрытого знака.
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. А потом начнешь колею писать. В толпе терялось». Все в рефлексах, лиловых и розовых. Образ боярыни шёл к нему из Сибири и вел за собой вереницу живых типов русских красавиц, мальчишек с веснушчатыми рожицами, бородатых мужиков в тулупах с суровыми лицами. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Для Сурикова основным было выделить Морозову как главную героиню полотна, представив ее самой сильной личностью в картине.
(14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Композиция «Боярыни Морозовой» построена по диагонали. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Это традиционный персонаж старой Руси. Сурикова.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Эти ошибки сделались предметом спора для людей.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. В его картине Избиение младенцев фигуры конных солдат с копьями напоминают голову царя Ирода. Произошел раскол. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Толпа стоит лишь в глубине сцены. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Четко выраженная диагональ начинается в правом нижнем углу картины, от темного пятна чашки с подаянием юродивого, продолжается в линии саноотвода и отсюда идет вглубь картины. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. И этому веришь. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Роль Третьякова в данном случае была самая благородная.
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Получалось, что народ – лишь фон столкновения между Морозовой и царем.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после.
И вот однажды В. И. Во-вторых, если бы художник изобразил в толпе людей, близких по накалу главному образу, то это была бы уже картина не о трагедии Морозовой, а о чем-то другом. Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца.
Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Картина ожила.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали. Критики было много.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Люди потянулись к ней взорами. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Греческую красоту можно и в остяке найти».
Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Жалкая и величественная. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Почему же Суриков избрал подобный сюжет. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.
Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Но нет.
В правой части холста люди (до женщины в желтом платке) составляют первую группу, характеризуемую сочетанием темных цветов. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.
Арестованных в то время возили в санях на специальном возвышении («стуле») и боярыня изобразительно оказывалась как бы в отрыве от стоявшего внизу народа. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.
Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Это математика. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Это по большей части подростки. Но вскоре скончался её сын Иван. Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005).
Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза.
Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно, Суриков – великий художник и он прекрасно знал законы искусства, согласно которым явно выраженное движение уменьшает глубину художественного произведения. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.
В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. А также – другое темное пятно в левом нижнем углу имеющее не такие четкие границы. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Многие вопросы и не могли быть решены в маленьких по размеру акварельных и карандашных эскизах.
Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.
Ведь сколько времени я его искал. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе и они оттесняли лицо Морозовой. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Последнее, вероятно, граничит с древним символом руки Бога, где люди были представлены как пальцы и ногти.
Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. «Боярыня Морозова». (8). Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Вот пять женщин в правой части картины. Звук трубы возвещает о его наступлении. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Портретный этюд был написан всего за два часа. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Зрители не видят птицу в картине. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Без устали работал Суриков на натуре.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). В действительности в санях сидели обе сестры.
Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. - С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Одна против всех. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). (1) Феодосия Морозова.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Они подобны знакам с двумя перстами. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы».
Замысел этой картины, как и других картин у В. И. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Это и отразил художник на картине. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Она почти не смотрит на боярыню. Нельзя думать, что увиденная ворона и написанная картина так уж тесно связаны. Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было. «Утро стрелецкой казни»Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 5).
Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа).
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил уРогожского кладбища. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм.
Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Боярыня подняла руку с двумя перстами. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. Есть еще несколько чловек в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием.
Действие происходит на одной из московских улиц. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.
Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.
На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Небольшая неточность в определении цвета шапки, платка или шубы влечет за собой ошибку в общем живописном решении холста. -XVII век. Например, в первых эскизах художник изобразил Морозову, которая жестом протянутой руки с двуперстием как бы обращается к царю (его палаты были изображены справа). Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Морозову подвергли пытке. Портретный этюд был написан всего за два часа. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине.
А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. Эта метафора получила развитие в изображении. Следом – девушка в светлом платке, повязанном поверх шапки и розовое смеющееся лицо подростка, это самостоятельная, хотя и маленькая, группа. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь.
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Суриков, следуя правде, был бы вынужден показать людей в профиль и они заслонили бы друг друга (как в левой части картины).
Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Успехи Сурикова радовали Третьякова. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Цветовые отношения и участки цвета в картине также способствуют скрытым знакам — формированию образа и настроения картины. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Она к старой вере стала склонятся.
Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Композиция полотна сложилась быстро. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.
Тарабукина. Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на чернобородого человека рядом с княжной Урусовой. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Его бег поможет поехать дровням. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. В данном случае вымысел – это глас народа.
Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Именно для этого он и посадил боярыню прямо на солому, что позволило включить ее в самую гущу народа. Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
События происходят в 17 веке. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Безусловно, могли.
Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Однако. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Картина вызывает восторг. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Морозова была ближайшей его последовательницей. Это был раскол из-за убеждений и веры.
Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От правого нижнего угла картины (жестяная тарелка для подаяния у ног Юродивого) диагональ идет цо нижнему краю фигур Юродивого и Нищей, затем по саноотводу, за который держится левой рукой боярыня, по ее руке, по крупу лошади и, наконец, по скату крыши, скрывающемуся в левом верхнем углу холста.
Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Оба они – знаки сопричастности христианству.
Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Вспомнились детские переживания от рассказов тетки Ольги Матвеевны, которая рассказывала маленькому Васе о неистовой боярыне, которая не захотела изменить старой вере, не подчинилась патриарху Никону и приняла лютую смерть за свои убеждения. Тётка, Авдотья Васильевна Торгашина была женою родного брата матери В. И. На ее лице глубокая скорбь.
Она сидит в розвальнях, на соломе. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. Крестьян было 8000.
Этот образ и вошел в картину. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
В девичестве она была Соковнина. 5. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Художник мыслит образами. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Это самый жалкий персонаж.
Далее головы (вплоть до поднятой руки Морозовой), написанные в общем голубоватом тоне. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Фигуры этих пятен (мотивов) намечены на рисунке 6 и обозначены на конструктивной схеме (рис. 7) как F и F1 соответственно. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы.
В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. До Никоновских реформ в России были приняты две формы крестного знамения – двуперстное и трехперстное. От книги веяло простором русской земли. Расставание с нею выражено на картине основным диагональным движением саней, которые увозят Боярыню в последний путь. Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. Она призывает народ к борьбе и подвигу.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Очень трудно ее лицо было найти. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. В этот жест несёт главный смысл в картине. В рваном рубище, с грязной тряпкой на голове и с большим железным крестом на груди, юродивый благословляет двуперстным крестным знамением фанатичную страстотерпицу. Два поднятых перста боярыни – благословление людей.
Главный символ этого дня — трубящий ангел., они уже видят эту большую картину. А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».