Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на нейизображенос исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова». Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Весной 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий.
Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Портретный этюд был написан всего за два часа. И вот однажды В. И.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Когда ее везли Кремлем, мимо Чудова монастыря, под царские переходы, она, полагая, что на переходах смотрит царь на ее проезд, часто крестилась двуперстным знамением, высоко поднимая руку и гремя цепью, показывая царю, что не только не стыдится своего поругания, но и услаждается любовью Христовою и радуется своим узам». Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.
Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.
Каменный храм построили в 1703 году. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Протопоп Аввакум описал Феодосию, как худую женщину с бегающим, молниеносным взглядом и Суриков долго не мог найти подобное лицо – фанатичное, бескровное измученное, но гордое и непреклонное. (8). (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). А потом начнешь колею писать.
Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Однако. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». (1) Феодосия Морозова. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Многие вопросы и не могли быть решены в маленьких по размеру акварельных и карандашных эскизах. Реакция на картину была неоднозначной. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Ведь сколько времени я его искал.
Основную роль и здесь сыграли пропорции. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». До стрельца вы видите светлые тона одежд.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Но нет.
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Это был раскол из-за убеждений и веры.
Каменный храм построили в 1703 году. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Однако Морозова была не рядовая ослушница.
На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Она выезжала в карете, которую сопровождали сотни слуг. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.
«На снегу писать – все иное получается. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
Отношение к боярыне многозначное, для кого-либо она рядовая фанатичка, готовая пойти на погибель, только бы не отрешаться от собственных убеждений, у других она вызывает почтение собственной стойкостью и верностью принятой вере. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Каменный храм построили в 1703 году. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Но благодаря безошибочному композиционному расчету Суриков, выделяя Морозову, сумел не противопоставить ее толпе, а сблизить с ней.
Ведь сколько времени я его искал. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. В толпе терялось».
Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума.
Контурная линия неоднозначна. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Все лицо мелко было. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать.
Сурикову удалось оживить своих персонажей. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции.
Вроде бы там ни было, но это — знаменитая личность, а благодаря картине Сурикова держать в голове об истории Морозовой будет еще не одно поколение. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова».
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Этот образ и вошел в картину. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Боярыню вернули под арест. Все лицо мелко было.
А церковная музыка – это церковное пение. После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
И. Репин. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.
Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. (1) Феодосия Морозова. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины., они уже видят эту большую картину. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Морозову подвергли пытке. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. «Персты твои тонкостны.
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
(8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений.
Она жила в роскоши, в ее распоряжении было несколько усадеб и 8 тысяч крепостных. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Сурикова. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Рассказы о Боярыне Морозовой Суриков услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Впрочем, чего гадать. Досталось и художнику за эту картину.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. И как вставил ее в картину – она всех победила.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Греческую красоту можно и в остяке найти». По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Только поразительная историческая интуиция Сурикова могла воссоздать на основе столь скудных данных жизненный и глубоко правдивый образ русской женщины, проявившей беспримерное мужество, стойкость и силу характера. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию. Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни Морозовой, очень сильно отклонился от исторических фактов. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в этом, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокофьевну иначе, чем она изображена на его картине. На то время это была самая шикарная усадьба.
Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти).
Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в древнем благочестии, читая ей по вечерам душеполезные книги. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма.
За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником старообрядчества, ставшим ее духовным отцом. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Морозову окружает атмосфера народной любви. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. На картине Сурикова она сопровождает боярыню Морозову – она ближайшая к саням, в шапочке, отороченной мехом.
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Но вскоре скончался её сын Иван. В девичестве она была Соковнина. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Дуга лошади украшена разноцветными лентами злорадно смеющееся лицо возницы повернуто к Морозовой, а в глубине эскиза видна мужская фигура в шапке и зеленом кафтане, высоко поднявшая над толпой какую-то скоморошью палку с бубенчиками. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой.
Толпа стоит лишь в глубине сцены. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Очень трудно ее лицо было найти.
Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».
Суриков неоднократно удлинял холст. На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице. Суриков восхищался самоотверженностью боярыни.
(5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.
Это то, где черты лица сгармонированы. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Это математика. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
Черное на белом, сочетание черных одежд боярыни и белого снега является основным цветовым контрастом, на котором строится колорит картины. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Древнее пение было мужским, одноголосным.
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.
Критики было много. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Ведь сколько времени я его искал.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. «Не идет у меня лошадь, да и только.
Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Практически одновременно арестовывают и ее сестру.
Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мировоззрении, что данное творение ему удалось на славу. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Тарабукина.
Она к старой вере стала склонятся. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. На то время это была самая роскошная усадьба. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Что касается левой части картины, то и здесь мы можем увидеть опоясывающий контур. -выбившаяся шуба Морозовой, -ступня ноги бегущего мальчика, -копыто лошади, -луковка купола церкви и боярышня в фиолетовой душегрейке-рукав тулупа бегущего мальчика. Треугольник саней боярыни клином рассекает окружающую людскую массу, устремляясь к линии горизонта по диагонали в левый угол картины.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
Потом боярыню Морозову написал. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
И чувствуешь здесь всю бедность красок». И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Сам дух истории живет в его картинах. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Это настоящая математика.
Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения.
Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Портретный этюд был написан всего за два часа. Все лицо мелко было. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Интересно, что черное и белое пятна героев композиции не только не теряются на фоне красок толпы, но, напротив, сразу привлекают к себе внимание. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. На полотне художника Феодосия Прокопьевна обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, ко всем тем, кто на самом деле представлял социальный слой борцов против новых обрядов. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».
На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. (12) Колорит картины. В этот жест несёт главный смысл в картине. Морозова отвергает новые обряды. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова.
Этюд к картине Боярыня МорозоваФеодосия Прокопьевна Морозова (в девичестве – Соковнина), была верховной дворцовой боярыней. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Но враги и насмешники одиноки в толпе. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. В. Суриков.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. В толпе терялось». Миниатюра XIX векаВ 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции.
Женское их дело что они много смыслят. ». 1669 год — царица скончалась. После смерти мужа и его брата все состояние перешло к Феодосии. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.
Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Можно сделать вывод, что, работая над образом боярыни Морозовой, воссоздавая события далекого 17 века, тщательно изучая исторические факты, В. И. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. (8) Церковь. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Это и отразил художник на картине.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. (8) Церковь. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Реакция на картину была неоднозначной.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Знаете, что значит симпатичное лицо. В толпе терялось. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.