Чтобы выяснить это, вернемся к рассмотрению интересной биографии боярыни Морозовой. Из деятелей Раскола в памяти осталось немного имен: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – с одной стороны, протопоп Аввакум и боярыня Морозова – из противоположного лагеря. Вскоре после ареста случилось несчастье, как свидетельствует биография Морозовой, с сыном боярыни. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова.
Вот тут-то государь и припомнил боярыне Морозовой все былые обиды сказалось, как видно и то, что царь, как простой смертный, недолюбливал подругу любимой супруги и, как всякий мужчина, ревновал к ней. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова», жемчужина собрания Третьяковской галереи изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке.
В биографии боярыни Морозовой мало фактов, касающихся ее жизни с мужем. Благодаря большой популярности этого произведения искусства образ боярыни Морозовой ошибочно видится как образ пожилой, суровой, фанатичной женщины. Царь злорадствовал, узнав о смерти сына боярыни: теперь никто не стоял между ним и огромным богатством Морозовых, которое тотчас отошло в государеву казну.
При дворе Морозова занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича, ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями. Десятки оттенков снега на картине «Боярыня Морозова» также дались художнику непросто. Год написания картины «Боярыня Морозова»совпал с 15 передвижнойвыставкой1887 года. С нее и написал этюд, подписанный 1886 годом и носящий название «Голова боярыни Морозовой».
В Третьяковке вместе с Боярыней Морозовой экспонируется около сотни сделанных к ней портретных этюдов. Момент избранный им для картины, не менялся: толпа народа и сани с неистовой боярыней во время ее проезда по московским улицам — «позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича». Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина. В 1912году Совет старообрядческих съездов предложил обратиться в Министерство внутренних дел с ходатайством об установлении на могиле протопопа Аввакума креста, а на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой— часовни. Боярыни Феодосии Морозовой, во иночестве Феодоры (1675 г., в Боровске).
Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. Среди женщин можно отметить трогательные личности, жертвы раскола: боярыню Феодосию Морозову, княгиню Евдокию Урусову, Марию Данилову и др. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов. Боярыня Морозова не была старой — посмотрите на даты ее жизни. Однако даже после таких кардинальных перемен в биографии боярыня Морозова не превратилась в религиозную фанатичку, не стала «синим чулком».
Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. В биографии боярыни Дарьи Морозовой существует еще такой интересный факт. Несмотря на неоднозначные оценки современников, шедевр был приобретён длягалереи Третьякова, где и находится картина «Боярыня Морозова»до сегодняшнего дня.
Среди них мучеников русского старообрядчества одно из первых мест заняла боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова со своей сестрой княгиней Евдокией Урусовой. Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении. Сама боярыня Морозова также скончалась от полного истощения. В биографии боярыни Дарьи Морозовой существует еще такой интересный факт.
Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на нейизображенос исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова». Алексей Михайлович тоже приметил молодую боярыню, ее приблизили ко двору, а уже через год у Морозовых родился сын Иван. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом.
Боярыня Морозова является, пожалуй, самым знаменитым представителем старообрядческой ветви православия. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна (рожд. Морозова была прославлена спустя 200 лет знаменитым художником Василием Суриковым – его картина «Боярыня Морозова» знаменита на весь мир. Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.
Сегодня речь пойдет о жившей в 17 веке боярыне Морозовой, биографию которой мы и рассмотрим. Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Вот что повествует о судьбе этих своих духовных дочерей протопоп Аввакум в одном из самых ярких своих произведений – «Житии боярыни Морозовой».
В России, да пожалуй и во многих странах любителям живописи известна картина русского художника XIX века Василия Сурикова Боярыня Морозова. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Однако даже после таких кардинальных перемен в биографии боярыня Морозова не превратилась в религиозную фанатичку, не стала «синим чулком».
Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). Морозова отвергает новые обряды. Она как бы «ваяет» своих героев. Ее окружало не только богатство, но и роскошь.
А Питирим в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » (т. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Морозова очень любила своего Ивана. Там в Преображенском все меня знали.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Арест последовал скоро. Облик боярыни Морозовой в национальной памяти соединен с любимой народом картиной В. Сурикова. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
А потом их на Преображенское кладбище выселили. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Когда Морозова в тюрьме убивалась по умершем сыне, Аввакум писал ей из Пустозерска сердитое письмо, даже назвал ее «грязь худая», а закончил так: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану». И как вставил ее в картину – она всех победила.
Однако это была не просто скупость, а и домовитость рачительной хозяйки. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Молодой государь, взошедший на трон в 1645 году, не любил войн, за что был прозван Тишайшим, зато обожал церковные службы и всяческие иноземные диковины. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Престани, послушай, еже аз начну глаголати.
Со своей точки зрения Аввакум был прав. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.
Это – неслыханное богатство. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Которыя породою полутче девицы, те похуже, а те девицы лутче, который породою похуже». Она к старой вере стала склоняться.
Расширение связей с Украиной (воссоединение с которой произошло в этот период, в 1654 году) и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности в православном мире. Все круто переменилось после ее тайного пострига. Пятнадцать лет спустя за ним числилось 7254 двора, в двадцать раз больше. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Стремясь все к большему совершенству в духовных подвигах, молодая боярыня пожелала и вовсе отречься от всех мирских утех и принять на себя великий ангельский образ.
Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. иногда и самого царя». Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой».
Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна.
«Матерая вдова» хранила для сына богатства, накопленные его отцом и дядей. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. Ведь сколько времени я его искал. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Из шести «храбров» мы выбрали этих двух старших дружинников (или бояр, что одно и то же), так как в XVII в. судьбы их поздних потомков снова переплелись и соприкоснулись с судьбой боярыни Морозовой.
Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Почто ми поклоняешися много. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Но ему далеко было до триумфатора, несмотря на то, что он был принят в одном из монастырей царем, обласкан некоторыми боярами. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился.
Морозовы в XV – XVI вв. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа.
Через год Феодосья родила сына, которого назвали Иваном в память младшего брата царя Алексея Михайловича, дядькою которого был Глеб Романов. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Спустя два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
Царская милость принесла богатство не только ему, но и его родичам, один из которых – его брат Глеб Иванович Морозов – овдовев, женился в 1649 году на 17-летней Феодосии Соковниной. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Брат Бориса Ивановича Глеб был дядькою младшего брата Алексея Михайловича – Ивана и царским воеводою в Новгороде, Казани, сопровождал царя в военных походах. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
Нравилось им, что я казак и не курю. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Реформы породили массовое недовольство в обществе.
Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Потом боярыню Морозову написал. И рече: «Не смею».
Аввакум в данном случае выражал народное мнение. Когда мы читаем, что боярыня послала в Пустозерск восемь рублей, «батюшку два рубли одному, да ему ж на подел шесть рублев з братьею Христовою», то мы невольно вспоминаем о золоте и драгоценностях, которые она прятала от властей. Царь не поверил отговорке и воспринял отказ как тяжкое оскорбление. Но считать ее фанатичкой неверно. Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. Много попов, но истинного несть». Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. Ино принеси поне яблоко или огурчик».
«Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. – перекрестилась тремя перстами.
Он расколол пополам русскую историю, став своего рода ее водоразделом. При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. – А. П. ), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Пушкины, как самая слабая по «чести и месту» ветвь рода Гаврилы Алексича, начали возвышаться в конце XVI в., после гибели в опричное время более знатных родичей. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Учитывая все это – древность и «честь» фамилии Морозовых их родственные связи с царем и царицей их положение в думе и при дворе их богатство и роскошь частной жизни, мы лучше поймем протопопа Аввакума, который видел нечто абсолютно исключительное в том, что боярыня Морозова отреклась от «земной славы» : «Не дивно, яко 20 лет и единое лето мучат мя: на се бо зван есмь, да отрясу бремя греховное.
И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
(Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. С этого момента Морозова стала для него личным врагом.
ходила к храму», т. е. посещала никонианское богослужение. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. И глагола: «Не смею». Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное.
И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины.
От Миши Прушанина – Морозовы, Салтыковы, Шеины. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Аввакум вспоминал, что она выезжала в карете с «мусиею и сребром», которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепьми» и которую сопровождало «100 или 200, а иногда человек и триста» слуг. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. «Ревый, яко медведь» (по словам автора Повести), патриарх приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». крепко», о которых рассказано в Житии Александра Невского. Да, церковный раскол середины XVII века расколол не только Русскую Церковь. В 2008 году на основе хоровой оперы «Боярыня Морозова» Щедрин написал произведение для смешанного хора «Царская кравчая». Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру.
Конечно, героев «Перехода Суворова через Альпы» и «Меншикова в Березове» мы вольно или невольно сравниваем с их прижизненными портретами. Она отлично понимала пользу наук. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Когда Аввакума сослали на Мезень именно дом боярыни Морозовой превратился в оплот оппозиции никоновским реформам.
Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти».
Это хорошее, но обыкновенное для боярина того времени состояние. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Тех, кто упорствовал, ждала еще более жестокая кара – сожжение в срубе, подобии деревянной клетки. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». В Житии боярыни Морозовой возвращение вотчин объясняется заступничеством царицы Марии Ильиничны, неизменно благоволившей родственнице.
И я лише разсмеяхся твоему несогласию.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. Все остальные бояре, титулованные и нетитулованные, уступали Борису Морозову во много раз.
В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Её поручили патриарху Никону. Либретто оперы Щедрина, написанное самим композитором, основано на подлинных текстах XVII века — «Житии протопопа Аввакума», «Житии боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой», а также письмах Аввакума к Морозовой и ее сестре. Видимо, царь знал или подозревал, что с сестрами у Соковниных не только кровная, но и духовная связь, что все они стоят за «древлее благочестие». Но даже мягкий патриарх Питирим изменил своему нраву, когда понял, как ненавидит Морозова его «никонианскую веру».
Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Но ничто не сломило их твердости.
Полагая, что царь с этих переходов смотрит на нее, боярыня Морозова высоко подняла правую руку с двуперстным сложением. И не случайно в 1567 г. «венчанный гнев», заподозрив в заговоре этого всеми уважаемого за справедливость человека имевшего высший чин конюшего и возглавлявшего правительство земщины, обставил расправу с ним как сцену соперничества. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях.
Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
Женское их дело что они много смыслят. ». В ходе спора о вере они поставили вопрос прямо (в прямоте и крылся подвох): «В краткости вопрошаем тя, – по тем служебником, по коим государь царь причащается и благоверная царица и царевичи и царевны, ты причастиши ли ся. ». Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые.
Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение.
Мы не найдем в них рассуждений о вере, зато найдем жалобы на тех, кто смеет «абманавать» боярыню, найдем просьбы не слушать тех, кто ее обносит перед протопопом: «Што х тебе ни пишить, то все лош». Та, что диктовала, а иногда своей рукой писала эти «грамотки», – не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Каменный храм построили в 1703 году.
Наконец терпение государя иссякло. Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ.
Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». «ГУЛАГ XX века дал представителям «господствовавшей» культуры возможность понять «ГУЛАГ XVII века»», — пишет современная исследовательница. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела.
Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью.
За образец были взяты греческие правила и обряды. Очень трудно ее лицо было найти. Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». На то время это была самая роскошная усадьба.
Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Она надеялась, что сын, как бы ни сложилась судьба матери, будет жить в «земной славе», приличествующей его знаменитому роду. Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. Чего он ждал. В толпе терялось. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Хотя опалы и казни Грозного не обошли и Морозовых (в 60-х годах «выбыл» боярин Владимир Васильевич, в 70-х – его двоюродный брат, знаменитый воевода боярин Михаил Яковлевич, – люди поколения И. П. Федорова) хотя к моменту воцарения Романовых остались считанные представители этого рода, которому суждено было пресечься в XVII в., но именно время правления двух первых Романовых было для Морозовых временем наибольших успехов. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Из своего абсолютно исключительного положения он извлек все, что можно.
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Видимо, царь их опасался – и не без оснований, как показали позднейшие события. Морозову держали под стражей, пока она была жива. Но и это ему не особенно повредило: царь со слезами «выпросил» у мира своего кормильца.
Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. «Персты твои тонкостны. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии).
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Памяти нации чужд протеизм. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам.
В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин.
Разумеется, бранчливость Аввакума далеко не всегда нужно принимать за чистую монету. Затем царь «по божьему изволению», поклонившись ему в ноги и воздав все почести по дворцовому обычаю, своими руками зарезал ряженого царя. Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей. Действительно, такое нарочно не придумаешь: 988 год — год Крещения Руси — стал временем рождения новой цивилизации — цивилизации Святой Руси, просветившейся светом евангельского учения при великом князе Владимире Святославиче а ровно через 666 лет — таинственное «число зверя», указанное в знаменитом «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, — в 1654 году, на соборе Русской Церкви, созванном по инициативе царя Алексея Михайловича и его ставленника патриарха Никона, получила одобрение и церковное благословение реформа, с которой начался обратный отсчет русской истории — начались раскрещивание Руси, закат и падение Третьего Рима. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году.
Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). На авторском экземпляре партитуры оперы в двух частях «Житие и страданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой» композитор проставил дату — июнь 2006 года. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась.
Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи».
Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Но нет. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших.
Но несколько виднейших линий нетитулованного боярства устояло перед наплывом княжат, не потеряло «чести и места». И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие).
По славе и положению соперничать с этими фамилиями могли только два-три боярских рода – такие как род Александра Зерна (Вельяминовы-Зерновы, Сабуровы и Годуновы) и род Андрея Кобылы, пятый сын которого, Федор Кошка, стал предком Романовых и Шереметевых. Измученных женщин с вывернутыми руками подносили еще к огню и устрашали их сожжением, затем клали им на грудь мерзлую плаху. Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Из Повести ясно, что она «приличия ради. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился.
Роскошь проникала и в подмосковные вотчины, что тогда было ново и непривычно. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был.
Портретный этюд был написан всего за два часа. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Она стала «приезжей боярыней» царицы (это была большая честь), которая всегда обходилась с ней по-родственному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем. В 1664 году в августе месяце был снова сослан в Пустозерск той же Сибири, которую он так боялся.
приглашая в гости. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. 4 марта 1697 г. окольничий Алексей Прокопьевич Соковнин, «потаенный раскольник», окончил свои дни на плахе. Однако снова «боляре не потянули» и архиереям пришлось уступить. Все лицо мелко было. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь.
Несмотря на небольшие художественные достоинства, эти романы пользовались популярностью и достаточно живо представляли картину состояния старообрядчества в первые годы после раскола. В ночь на 16 ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким и думный дьяк Иларион Иванов. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Как водится, под знамя старой веры вставали все, кто был недоволен тяжкой рукой царя и бояр.
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Но в 1671 царь женился вторично. В данном случае с Аввакумом нельзя не согласиться.
Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Досталось и художнику за эту картину. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.
Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение.
Ведь после ее кончины (1669 г. ) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей.
Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Её вернули под арест. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. В доме находилась и сестра боярыни княгиня Евдокия Урусова.
Недаром, наряду с огнепальным протопопом Аввакумом — ее духовным отцом и единомышленником, также положившим свою жизнь за отеческую веру, — она стала символом и иконой того духовного движения, которое охватило в середине XVII века во всех смыслах лучшую, наиболее здоровую, наиболее несгибаемую и наиболее совестливую часть русского народа. Когда в Новгород примчался гонец с царской просьбой занять место усопшего патриарха, Никон согласия не дал, но в Москву поехал.
Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Ее письма – женские письма. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». села и деревни стройны». В толпе терялось. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался.
Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. Морозова была не только «железы тяжкими обложена», но и «неудобством стула томима» и этот чурбан лежал подле нее на дровнях.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу». Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Царь разгневался. Часто это был «терапевтический», целительный прием. Предки И. П. Федорова «были так велики и всем хорошо известны, что в различных актах назывались по имени и отчеству и не пользовались никаким фамильным прозвищем».
После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати». И глагола: «Не смею». И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой».
Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов.
Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал.
У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Если Морозовы в XVII в. вымерли в буквальном смысле слова, то Пушкиным судьба готовила политическую смерть: отныне и навсегда они были извергнуты из правящего слоя.
Не отставал от царя и его дядька, устроивший с большой пышностью свое село Павловское в Звенигородском уезде, которое стало «подобием дачи», куда боярин «выезжал для развлечений. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Глубокой ночью, на очередном допросе в Чудовом монастыре, он напоминал им о благородстве их происхождения и искушал земными благами в надежде, что претерпевши столько страданий, они, наконец, предпочтут для себя богатую и спокойную жизнь.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Это назначение, по-видимому, они получили по родству и свойству с Романовыми.
Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Но в некоторых случаях упреки духовного отца кажутся вполне основательными. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Все лицо мелко было.
Критики было много. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». (1) Феодосия Морозова.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В романе «Великий раскол» (1880) выведены образы грозного патриарха Никона, пламенного протопопа Аввакума, страдалицы боярыни Морозовой, показаны собор 1666 года и все те страдания, которые пришлось претерпеть сторонникам старообрядчества.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Среди них выделялись Измайлово и Коломенское, «восьмое чудо света». И паки мученица: «Поне мало сухариков».
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». 22 января 1671 г. она не явилась на свадьбу царя с Натальей Кирилловной Нарышкиной, сославшись на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти».
Другой витязь, Миша (он же Михаил Прушанин), «пеш с дружиною своею натече на корабли и погуби три корабли». Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Умилосердися, раб Христов. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Он, конечно, знал, что дома она молится по-старому видимо, знал (через свояченицу Анну Ильиничну), что боярыня носит власяницу, знал и о переписке ее с заточенным в Пустозерске Аввакумом и о том, что московские ее палаты – пристанище и оплот старообрядцев. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную.
Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. А церковная музыка – это церковное пение. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Обе были подвергнуты допросу.
Спорили и о том, как следует креститься – двумя или тремя пальцами, совершать крестный ход – по солнцу или против солнца и так далее., они уже видят эту большую картину. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. После допроса женщин заковали в кандалы, оставили под домашним арестом.
Но ведь с Ермака Тимофеевича и со Стеньки Разина «парсун» не писали, так что возможности для сравнения нет и все же ни суриковский Ермак, ни суриковский Разин не стали каноническими «изваяниями». Долго искал Суриков Морозову: «В типе боярыни Морозовой — тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. В своих прекрасных полотнах о других выдающихся людях Суриков тоже не грешил против истины, но персонажи этих полотен «представимы» и в других обличьях, «иначе».
Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика.
Это была ссылка, которую никак нельзя назвать почетной. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских».
Когда в 1645 г. Алексей по семнадцатому году венчался на государство, его пестун стал временщиком, «сильным человеком». дом строен, как славы нажить больше, как. Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия». Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство.
Архиереи ловко играли на этом. Озадаченный архимандрит поспешил к царю.
Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. Он «окормлялся» верой как насущным хлебом.
Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Но этим не закончились пытки. Среди выдающихся деятелей допетровской Руси мы найдем не так много женских имен.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Быть потомком Рюрика или Гедимина – само по себе это значило не очень много. В июне 1648 г. в Москве разразился мятеж, «всколыбалася чернь на бояр» – и прежде всего на Бориса Морозова. То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»). Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной. Федосья Прокопьевна, скорее всего, была выдана за Глеба Морозова «из дворца». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими.
Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. Роскошным был ее московский дом. Сие же вменяю в велико, да поистине дивно и есть, еже аще сподобит мя Бог о имени его огнем сожжене быти во уготованнем ми от вас струбе на Болоте: сие ми преславно, понеже сее чести не насладихся никогда же и желаю такового дара от Христа получити». Вот таким образом она и пеклась о том, «как.
В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Двое из них, братья Борис и Глеб Ивановичи, в юности были спальниками своего сверстника Михаила Федоровича, т. е. «домашними, комнатными, самыми приближенными людьми». Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.
Однако верность древнерусскому источнику еще не объясняет вполне судьбы «Боярыни Морозовой», ее роли не только в русской живописи, но и в русской культуре вообще. Конечно. Аввакум уличал Морозову и в скупости: «А ныне. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Эта цитата дает наглядное представление о Морозовой. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. В 1638 г. Борис Морозов владел тремястами с лишком крестьянских дворов.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Но вернемся к противоборству боярыни Морозовой и царя Алексея.
Боярыня Морозова много занималась благотворительностью, а в ее доме всегда принимали нищих и странников. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Люди XIX в. знали кандалы иного устройства (их подробно описал в «Мертвом доме» Достоевский). Аз изнемогох и мню, яко к смерти приближихся, отпусти мя ко Владыце моему, за его же любовь аз нужду сию возлюбих. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Ведь сколько времени я его искал. Боярыню вернули под арест.
Они провели допрос Феодосьи и её сестры. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. сохранили исключительно высокое положение. (8) Церковь. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Их примеру следовал и Глеб Морозов.
Боярыня Морозова – это характер сильный, но не фанатичный, без тени угрюмства и недаром Аввакум писал о ней как о «жене веселообразной и любовной» (любезной). Грозный велел одеть Федорова в царские бармы, дать ему скипетр и посадить на трон. И глагола Феодора: «Не смееши ли.
Со стороны казалось, что они за чистоту церкви боролись, но Морозова знала – боролись за любовь царя. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. пишешь: оскудала, батюшко поделитца с вами нечем. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Оно развивалось в определенном каноне, который заимствовали из Византии, но постепенно трансформировали, создали свои собственные напевы. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу.
За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. В декабре скончалась и Марья Данилова.
Не прошла мимо старообрядческой темы и современная музыка. И у Морозовой не оставалось иного выхода, как прямо ответить: «Не причащуся». Они настаивали на аресте Морозовой.
В отдельных областях вымерло до 85 процентов населения. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Но в некоторых случаях «изваяние» исторического деятеля прямо отливается в словесную или пластическую форму. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. «В Московской Руси место человека на лестнице служилых чинов.
Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. На свадьбе Борис Морозов играл первую роль – был у государя «во отцово место». Феодосию Морозову перевезли в Боровский острог и посадили в яму вместе с Урусовой и Марьей Даниловной. Художник допустил ряд исторических неточностей.
Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мнении, что данное творение ему удалось на славу.
Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Ей вовсе не чужды были человеческие страсти и слабости. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев.
Очень трудно ее лицо было найти. Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Чувствуя, что терпению царя приходит конец, что беда у порога, она спешила женить сына и советовалась с духовным отцом насчет невесты: «Где мне взять – из добрыя ли породы или из обышныя.
Впрочем, чего гадать. е. на костер, так как тогда было принято сжигать людей «в срубе»). В художественной литературе XX столетия образ боярыни Морозовой появляется в поэзии Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, Варлама Шаламова и Порфирия Шмакова, в прозе Владимира Личутина («Раскол») и Владислава Бахревского («Аввакум», «Страстотерпцы»), Василия Барановского («Боярыня Морозова») и Сергея Алексеева («Скорбящая вдова (молился Богу сатана)»). Большинство историков, наверное, до конца еще не осознали, какая непоправимая катастрофа произошла на Руси в далеком XVII столетии, как не осознали истинных масштабов и значения русского сопротивления — движения старообрядчества. Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.
Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
Этот год был отмечен страшными знамениями: в Москве и по многим русским городам прошла эпидемия чумы («моровое поветрие»), унесшая десятки, сотни тысяч жизней. Именно эту сцену Повести выбрал художник. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Однако в стране было неспокойно.
Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». «Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший.
Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. После нескольких предупреждений у Морозовой отняли в казну половину владений, потом отправили ее братьев служить в отдаленные города.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.
Детей у них не было. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. Судя по всему, он довольствовался «малым лицемерием» Морозовой.
Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Композитор Родион Щедрин создал русскую хоровую оперу «Боярыня Морозова». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой.
Именно в XVII в., в эпоху барокко, в Польше начался расцвет усадебной жизни. Как тогда выражались, царь «глядел у него изо рта». За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один. Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть.
Эта женщина стала воплощением бесстрашности и упрямства, это настоящий борец за свои принципы и идеалы. Богатство ее было сказочно.
Морозова по своему положению была «матерая вдова», т. е. вдова, которая управляет вотчинами до абсолютнолетия сына. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось.
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Иногда о таком «изваянии» можно говорить лишь условно: оно существует как некое «национальное ощущение», складываясь из разных фактов, оценок, эмоций, существует как аксиома культуры, не нуждающаяся в доказательствах и чаще всего не закрепленная в виде четкой формулы. В данном случае вымысел – это глас народа.
Конечно же, боярыня отказалась. Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. И как вставил ее в картину — она всех победила». Народ признал Морозову своей заступницей именно потому, что она добровольно «отрясла прах» богатства и роскоши, добровольно сравнялась с «простецами».
После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Сие святей рекши, умолче голова (житие)., они уже видят эту большую картину. Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест.
Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Одну деталь он изменил: железное «огорлие», ошейник, надетый на боярыню, цепью прикреплялся к «стулу» – тяжелому обрубку дерева, которого нет на картине. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз.
Мы лучше поймем и поведение московской знати. Это было ужасное зрелище. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице.
Он смог передать весь трагизм ситуации: основная героиня унижена, растоптана, но не подломлена, Морозова обречена на погибель, но все таки представляется в победоносном виде. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было.
Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. В хоромах его подмосковного села Зюзина полы были «писаной шахмат», сад занимал две десятины, а на дворе разгуливали павлины и павы. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи.
Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Морозова «нача уклонятися» от мирских и религиозных обязанностей, связанных с саном «верховой» (дворцовой) боярыни. Начали они одинаково – спальниками царя и дядьками царевичей. Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома. (Это было в конце 1674-го года).
Она готова принять любые муки, пойти на смерть. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Жизнь в таком заключении была немыслима. По словам Щедрина, «это была очень давнишняя моя мечта — подобраться к этой странице российской истории, трагичнейшей странице церковного раскола в XVII веке». Здесь они не знали, когда день, когда ночь.
Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». 1669 год — царица скончалась. «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка».
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Древнее пение было мужским, одноголосным. Но приверженность к старой вере обернулась в итоге мучительной смертью, ее уморили голодом.
Царь Алексей поспешил удалить обоих братьев из Москвы, назначив их воеводами в маленькие города. В 1635-37 гг. В данном случае царь и братья Морозовы подражали Европе и прежде всего польским «потентатам». Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика».
Женское их дело что они много смыслят. Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг. На то время это была самая шикарная усадьба.