Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Кроме того, широкое пространство моря служит напоминанием титула Девы Марии stella кобылы, ссылаясь и к имени Мадонны (Maria/maris) и к небесному телу (Venus/stella). Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Медичи даже забросили государственные дела. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Его дыхание наполняет ветер цветами. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды).
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. Кроме того, ее расположение на край раковины раковины (который не может быть идентифицирован как реальный), конечно заставило бы его опрокидываться. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте.
И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Боттичелли был одним из них, приглашен наряду с Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли, Лукой Синьорелли. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Одной из самых изумительных картин Боттичелли является его "Рождение Венеры". Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.
Тела и позы ветров налево еще более трудно выяснить. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Все сочиняют, рисуют, философствуют. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
В мифе события разворачивались стремительно. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.
Оказывая добавленную поддержку этой интерпретации Боттичелли, поскольку утвердившийся в вере Апеллес – факт, что то самое требование было высказано в 1488 Уголино Верино в стихотворении, названном «На Предоставлении Похвалы Истории Флоренции». Джулиано изменился до неузнаваемости. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Согласно Плини, Александр Великий предложил его любовнице, Пэнкэйсп, как модель для нагой Венеры и позже, поняв, что Апеллес влюбился в девочку, дал ее художнику в жесте чрезвычайного великодушия. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Эта картина распалась с возраста и гнили и Nero, которым. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. – воспылал любовью к искусствам.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Таким образом, в интерпретации Боттичелли, Pankaspe (древний живущий прототип Симонетты), хозяйка Александра Великого (предшественник Laurentian), становится прекрасной моделью для потерянной Венеры, казненной легендарным Апеллесом (рожденный заново через развлекательные таланты Боттичелли), который закончился в Риме, установленном императором Августом в храме, посвященном воображаемому основателю Флоренции Юлию Цезарю. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Не построил своего дома, не свил семьи. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры).
Что же. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Так как все влюблены. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет.
Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 569 дней. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Но как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. 1 ВЕНЕРА.
В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи. Одним Боттичелли представлялся жизнерадостным эпикурейцем, другим-экзальтированным мистиком, то его искусство рассматривалось как наивный примитив, то в нем видели буквальную иллюстрацию самых изощренных философских идей, одни изыскивали невероятно головоломные истолкования сюжетов его произведений, другие интересовались только особенностями их формального строя. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Одухотворённый лиризм лучших творений Боттичелли превосходит все, что можно найти в итальянской поэзии Кватроченто, разменявшей на вялые трафареты в поэзии петраркистов. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Джулиано увидел опасность первым. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Одни утверждают, что эта Венера из древнегреческих мифов, другие считают, что Сандро Боттичелли не мог знать этих мифов и, скорее всего, это одна из библейских историй.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.
Вот что значит выгодно жениться. не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Но это правда. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
Фон итоговый и фигуры не бросают теней. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. В этом случае раковина раковины, на которую это изображение стендов Венеры/Кануна/Мадонны/Церкви может быть замечено в его традиционно символическом контексте паломничества. Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу.
А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства.
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Сандро Боттичелли родился в 1444 году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. В Рождении Венеры тело Венеры анатомически невероятное с удлиненной шеей и туловищем.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Художник и гуманные ученые, которые, вероятно, советовали ему, вспомнят, что Плини Старший упомянул потерянный шедевр знаменитого художника, Апеллеса, представляя Венеру Анэдиомин (Венера, Поднимающаяся с Моря). На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Но эту дурочку не поймешь. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. И не казнить их надо было, а вознаградить. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Не построил своего дома, не свил семьи. В них заворачивали как новорожденных, так и умерших. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Безграничное небо, море, волнистые линии берега, дуновение ветра (летящий Зефир), деревья и цветы, рассыпанные Флорой, молодая женщина, несущая розовый плащ, чтобы прикрыть обнаженное тело богини, – обрамляют стройную фигуру Венеры. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Смена власти, потеря родных, творческие кризисы и эмоциональные всплески – всё это сказывалось на Боттичелли, со временем он отошел от работы и обеднел. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира.
Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 569 дней. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Море ясно показывает Венеру так же, как Дева рождает окончательный символ любви, Христа. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Верил в озарения и не заботился о богатстве. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано.
Они символизировали границу между миром духов и миром материальным. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Симонетта, по совпадению, не родилась в лигурийском приморском городе Портовенере (39порт Венеры39). Был он, что называется, не от мира сего. Ритм падения розовых лепестков подобен ритму изумрудных морских волн, образуемых движением раковины. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Флорентийка Симонетта Веспуччи стала для величайшего художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли таким же божеством, как Беатриче для Данте или Лаура для Петрарки. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти нестерпимыми. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). заменяет его другая живопись рука Dorotheus». Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами.
«Рождение Венеры» (итал. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса.
Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Был он, что называется, не от мира сего. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Богиня возникла из морской пены. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. А для Джулиано Медичи, когда тот участвовал в рыцарском турнире, Боттичелли создал рыцарское знамя. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. И это напоминает поединок за новорожденную. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Стал необщителен и молчалив. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. А к лету по Флоренции поползли слухи. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Юная богиня стоит на перламутровой раковине, плывущей по морю.
Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Плини также отметил вторую живопись Апеллесом Венеры, «выше даже его более ранней», которая была начата художником, но оставила незаконченным.
Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ "Смерть Марии". Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом.
Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Он никогда не был женат, а исследователи его творчества уверяют, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины, Симонетта Веспуччи.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Варнавы работы Боттичелли). Иконография Рождения Венеры подобна описанию события (или скорее описанию скульптуры события) в стихотворении Анджело Полицьано, Stanze за la giostra. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. И это привело к трагедии.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании художника – его тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи «Великолепного», фактического правителя Флоренции и его увлечение религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы, после изгнания Медичи ставшего на некоторое время духовным и политическим руководителем Флорентийской республики. Раковина обозначала чистоту и непорочность. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли.
Несмотря на свой светский характер искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия и изображение обнаженного женского тела было очень редким. Ясно, что это – фэнтезийное изображение. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Сандро родился в семье кожевника.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Плини продолжал отмечать, что живопись Апеллеса Пэнкэйсп как Венера была позже «посвящена Августом в святыне его отца Цезаря». Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. И все же это так. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Как пишет искусствовед В. Липатов, сколько себя помнил, Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Однако его искусство не умерло вместе с ним. Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Искусство Боттичелли за последние сто лет после его «открытия» оказалось слишком перегруженным всевозможными литературными, философскими и религиозными ассоциациями и комментариями, какими его наделили художественные критики и историки искусства. Боттичелли представлял неоплатоническую идею божественной любви в форме нагой Венеры. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».