Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
О том, как весной расцветает природа. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Факты истории культуры и факты истории искусства. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Весна. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Андреа Верроккьо. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Фигуры расположены волнообразно. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Сандро Боттичелли.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. И как поэтично показано превращение. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. На самом деле это несколько противоречит истине. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
1476 – 1477 гг. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности». Такие подарки были в то время обычным явлением. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Картина висела над софой, называемой летуччо. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни.
Лувр. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но, это неединственноеповторение в картине. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Каково же содержание картины. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. 1477-1478.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Движение в картине устремлено справа налево. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Но давайте попробуем. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Уходящий безвозвратно. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Но это не единственное повторение в картине.
Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). до н. э.
Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Она показана простой, тихой и скромной. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. От его полета согнулись стволы деревьев.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Над богиней парит Амур.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. обе выполнены с грацией и выразительностью». Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Сколь приятна для любования. И есть ли путь в этот мир. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Она не просто богиня любви и красоты. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Такие подарки были в то время обычным явлением1. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Композиционно полотно делится на три части. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. 130 – 100 гг. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Уффици. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. 1480-1485 гг. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Это – гимн и природе и человечеству. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Три правые фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. И вдруг осознаёшь – увядание. Картина написана на основе древнеримской мифологии. 1477-1478.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Она стала богиней в пышном одеянии. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
А с правого края художник изобразил и себя. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Весна. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Миг. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
И, конечно, это породило особое искусство. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Фрагмент.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Но искусство – это ОБРАЗЫ. Да, есть. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. От его полета согнулись стволы деревьев. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Исследователи предложили несколько толкований. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Сандро Боттичелли. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами.
Уффици. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Уффици. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». В 1537 она была перевезена в Кастелло. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Линия в структуре художественной формы.
Жест заботливый, опекающий. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Всё изменила вечная весна.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Фрагмент. Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Весна, которая привычно ассоциируется с радостью, обновлением, энергией свежести и молодости, вдруг неожиданно предстаёт абсолютно в ином эмоциональном пространстве. Спадающие линии волос, медленно стекающая линия овала. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. 1480 г. Национальная галерея искусства.
Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Зефиром.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Месяц считался концом весны и началом лета. Движение в картине устремлено справа – налево. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Лоренцо Медичи. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.