Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Она показана простой, тихой и скромной. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны.
Над богиней парит Амур. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. В 1537 она была перевезена в Кастелло. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Зефиром. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Она не просто богиня любви и красоты.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. 4. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. И, конечно, это породило особое искусство. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Но это не единственное повторение в картине. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Картина висела над софой, называемой летуччо. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане.
В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. От его полета согнулись стволы деревьев. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Зефир и нимфа Хлорида. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Всё изменила вечная весна. Движение в картине устремлено справа – налево. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Весна. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Тем не менее сюжет картины имеет множество интерпретаций, самая популярная из которых говорит, что благодаря любви (Венера) жизнь человека движется от чувств (Зефир, Хлорида и Флора) через разум (три Хариты) к созерцанию (Меркурий). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. На самом деле это несколько противоречит истине.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фигуры. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли.
Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
В 1537 она была перевезена в Кастелло. О дивная красота. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Но давайте попробуем. И как поэтично показано превращение. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина висела над софой, называемой летуччо. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
1. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Эта интересная картина, называется Клевета.
Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. но также и холод зимы. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Исследователи предложили несколько толкований. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Такие подарки были в то время обычным явлением. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Но, это неединственноеповторение в картине.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вернулась она в Уффици в 1919. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Философские версии связаны с неоплатонизмом. 5. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
авт. ). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу».
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. — Прим. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. О том, как весной расцветает природа. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Движение в картине устремлено справа налево. Белое платье Оры – нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления, - покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в Весне на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Это – гимн и природе и человечеству. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Такие подарки были в то время обычным явлением. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Венера. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Художник применил архаичный для своего времени приём — тончайшую штриховку золотом некоторых деталей, среди них — цветы, плоды, лучи, венцы, рисунок тканей. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Фигуры расположены волнообразно. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Такие подарки были в то время обычным явлением. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. В 1982 году картина подверглась реставрации. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Сколь прекрасна для созерцания. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Композиционно полотно делится на три части.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Жест заботливый, опекающий. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. обе выполнены с грацией и выразительностью». Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных. В 1815-м она попала в галерею Уффици. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире.
От его полета согнулись стволы деревьев. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами.
Каково же содержание картины. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу.
Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. А с правого края художник изобразил и себя.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
Картину «Весна» Боттичелли заказал Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка своему 17-летнему племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Месяц считался концом весны и началом лета.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. По прошествии этого срока он будет скован и повержен. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Она стала богиней в пышном одеянии.