В залах 10-14, посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры». Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна. Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли.
«весну» называют самой загадочной работой Боттичелли. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии.
Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. И не казнить их надо было, а вознаградить.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
И это привело к трагедии. Джулиано увидел опасность первым. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. 1480 г. Национальная галерея искусства. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Уходящий безвозвратно. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Миг. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Но это не единственное повторение в картине.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Стал необщителен и молчалив. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Даже повеса Анджело Полициано, год назад на спор пролежавший весь день в городском фонтане, теперь пишет изысканные поэмы о любви.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.
И как поэтично показано превращение. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Она показана простой, тихой и скромной. Факты истории культуры и факты истории искусства.
Десятки кинжалов вонзились в его тело. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы.
Уффици. Но, это неединственноеповторение в картине. От его полета согнулись стволы деревьев.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Месяц считался концом весны и началом лета. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. Весна. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи).
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. А с правого края художник изобразил и себя.
А к лету по Флоренции поползли слухи. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. 1476 – 1477 гг. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Уффици. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Лувр. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна».
Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. 1480-1485 гг. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Но эту дурочку не поймешь. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Оба произведения прошли целыми и невредимыми буквально через огонь и воду и с 1815 г. по сей день хранятся в Уффици. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Она стала богиней в пышном одеянии.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Это – гимн и природе и человечеству. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой.
Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. И вдруг осознаёшь – увядание. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Исследователи предложили несколько толкований. Все сочиняют, рисуют, философствуют. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. обе выполнены с грацией и выразительностью». Джулиано даже не успел вскрикнуть.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Да, есть. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. От его полета согнулись стволы деревьев. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. О том, как весной расцветает природа. Композиционно полотно делится на три части.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Но давайте попробуем. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. На картине изображено более 500 различных видов растений и цветов, мы попробовали воплотить это многообразие в пространстве загадочного Колизея. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
И есть ли путь в этот мир. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.
Движение в картине устремлено справа – налево. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Уффици. Медичи даже забросили государственные дела. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Вот что значит выгодно жениться. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. 130 – 100 гг. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Каково же содержание картины. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна.
Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Так как все влюблены. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Она не просто богиня любви и красоты. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Такие подарки были в то время обычным явлением. до н. э. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Фрагмент.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). 1477-1478. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой.
Жест заботливый, опекающий. Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному. Сколь приятна для любования. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
1477-1478. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Месяц считался концом весны и началом лета. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит.
Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Линия в структуре художественной формы.
Фигуры расположены волнообразно. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Джулиано изменился до неузнаваемости. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Фрагмент. Такие подарки были в то время обычным явлением1. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Всё изменила вечная весна. Сандро Боттичелли. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Раньше этот гордец и повеса чуть не каждую неделю устраивал с дружками попойки, а теперь вдруг – нате вам. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). – воспылал любовью к искусствам. Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Андреа Верроккьо. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
На самом деле это несколько противоречит истине. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли.
Над богиней парит Амур. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Движение в картине устремлено справа налево. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Лоренцо Медичи.
Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Раскидистые композиции на каменных постаментах, увитых диким плющом – за абсолютной природной гармонией стоит тонкая и кропотливая работа. но также и холод зимы. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Весна. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). И линии, как и цвет и характер поверхности и ритмы воплощают именно ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ. Искусство – не наука, которая строится на логике, на мысли.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. И, конечно, это породило особое искусство. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478).
Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Зефиром.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.