На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Факты истории культуры и факты истории искусства. Месяц считался концом весны и началом лета. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. 1477-1478. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Но это не единственное повторение в картине. В его наблюдениях никогда нет задушевности.
К содержательной стороне повествований он относится легкомысленно. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
4. Среди вариантов имен харит известны: Клета (желанная), Фаенна (сияющая), Пейто (убеждение), Ауксо (приумножающая), Карпо (плодоносящая), Талло (цветение), Гегемона (руководительница). Xариты близки Аполлону. Но бывает, что общепринятая трактовка мешает заметить очевидное.
Весна. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Движение в картине устремлено справа – налево. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. И, конечно, это породило особое искусство. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Сколь прекрасна для созерцания.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Она не просто богиня любви и красоты. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Гирландайо — отобразитель, а не повествователь.
Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Его поддерживает большой прекрасный ангел, также коленопреклоненный. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Она стала богиней в пышном одеянии. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). "Весна" Боттичелли – это горечь утраты. Ко времени написания картины уже нет в живых юной Симонетты Веспуччи. Известную гетеру Таис Афинскую современники называли четвёртой харитой. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. авт. ). Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Имена харит у Гесиода: Аглая (сияющая), Евфросина (благомыслящая), Талия (цветущая). Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Уффици. 1480-1485 гг.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Весна. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
О дивная красота. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Линия в структуре художественной формы.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
/ Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Ему доставляет радость объект как таковой. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Да, есть. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Зефиром. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Она показана простой, тихой и скромной. От его полета согнулись стволы деревьев.
1480 г. Национальная галерея искусства. Харит могло быть две иногда четыре. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Лоренцо Медичи. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. На фресках хор церкви Санта Мария Новелла ему следовало пересказать истории жизни Марии и Иоанна Крестителя и он сделал это, однако тот, кому они не были известны заранее, вряд ли их здесь поймет. — Прим. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
О картине Боттичелли «Весна» написано много. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Хариты могли даровать девушкам красоту. В Теогонии Гесиода хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы (у других авторов родители харит – Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида). Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
«Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. 1. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Жест заботливый, опекающий.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но, это неединственноеповторение в картине. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору.
От его полета согнулись стволы деревьев. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Но давайте попробуем.
Венера. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. От малого стиля он выводит свое искусство к области больших объемных воздействий. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
И как поэтично показано превращение. Миг. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
1477-1478. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Фигуры расположены волнообразно. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Начнём с истории. Сандро Боттичелли.
Ему куда лучше удается спокойное, а не подвижное. Такова была их античная поза известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Фрагмент. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. Уффици. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Андреа Верроккьо.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. В 1815-м она попала в галерею Уффици. 5. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Что сотворил Гирландайо с введением Марии во храм. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника.
И так каждый день, в одно и то же время. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Такие темы, как «Избиение младенцев», выходят у Боттичелли куда лучше, чем у Гирландайо. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Харитам соответствуют римские грации. Весна. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Зефир и нимфа Хлорида. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Композиция двухфигурная. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Уходящий безвозвратно. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Такие подарки были в то время обычным явлением1. Во всем искусстве XVв. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. нет ничего подобного процессии пяти женщин в сцене «Рождения Марии». Любовь к котам у многих не имеет границ и не поддается никаким разумным объяснениям. И вдруг осознаёшь – увядание.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Сидящий на земле младенец Христос отвечает благословляющим жестом. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Гирландайо обилен и в то же время ясен, он параден и зачастую даже велик. Композиционно полотно делится на три части. Движение в картине устремлено справа налево. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. И есть ли путь в этот мир. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной.
Каково же содержание картины. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Исследователи предложили несколько толкований.
Коленопреклоненная, склоняющаяся вперед Мария изображена не в профиль, но спереди. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Вашингтон. Сандро Боттичелли.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Сколь приятна для любования. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Думается, знатоки искусства оценят, как органично замещает кот героев известных картин. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо.
В Одиссее Гомера хариты – прислужницы богини любви и красоты Афродиты. Но искусство – это ОБРАЗЫ. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. А для тех, кто не помнит, как шедевры выглядят в оригинале, привожу для сравнения картины. Он весьма занимателен и о жизни Флоренции мы узнаем преимущественно от него.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. О том, как весной расцветает природа.