Картина Сандро Боттичелли Мадонна с младенцем и ангелом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Неизвестно, как и откуда попало в Россию знаменитое тондо (картина в виде круга) «Мадонна с младенцем» кисти неизвестного мастера школы великого итальянского живописца ХV – ХVI веков Сандро Боттичелли.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Там Боттичелли оставался до начала 1467. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
1475). Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей.
1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Она является одним из тондо Боттичелли. Иоанном Крестителем» (ок.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). И так каждый день, в одно и то же время. Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470). В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Художник является классическим представителем флорентийской школы живописи.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Так, в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Его легкое движение вторит движению Мадонны. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).
С. Боттичелли «Весна» (1482). Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий.
Только в 1911 году, в журнале «Старые годы» пожалуй, впервые сообщается о тондо: что оно находилось в полтавском имении Мещерских, а ныне перевезено в Москву, что в «красном списке находящихся в России произведений итальянского кватроченто оно должно занять одно из видных мест Эта картина до сих пор оставалась неопубликованной, хотя она находилась в России, по семейным преданиям, уже более пятидесяти лет В 1879 году была переведена с дерева на холст реставратором А. Сидоровым» Картина «представляет чрезвычайный историко-художественный интерес», «обладаетт большой непосредственной прелестью и является ценным художественным сокровищем». К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. СПб., 1996. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици).
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, вот таким образом его картины волнуют и современного зрителя. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»: «Весна» «Вот и Весна и Венера идёт и Венеры крылатый Вестник грядёт впереди и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками всё наполняет и запахом сладким Ветры, богиня, бегут пред тобою с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом» Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины. Белая лошадь в этом эпизоде – леонардовский мотив, обретающий, как и всякое заимствование Боттичелли у других художников, характер глубоко личной интерпретации.
М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». С. Боттичелли «Покинутая» (ок. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli.
1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490). Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Варнавы. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
от Луки I: 46). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо».
Они словно крылья за ее спиной, несут ответственность за ее жизнь, физическую и духовную. Milano, 1989 Botticelli e Dante. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» В это время Боттичелли становится известным и как портретист.
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Она выглядит трогательной и хрупкой, бережно держит свою драгоценную ношу.
потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. compi. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, обнимающей в отчаянии основание креста, являет собой один из самых высоких образцов искусства. 1495).
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
Однако, за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Но документы конца XV – начала XVI веков не подтверждают подобную трактовку его личности и далеко не всегда подтверждают данные биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари. Кто она, эта женщина.
Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. Он тайно исповедовал христианство. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Младенец на ее руках спит, замотанный в полотно, держась с любовью и надеждой за ее руки. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития. Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. Четыре листа раскрашены темперой. Возможно, одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось его спасение. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника. Medico означает лекарь, врач или доктор, целитель. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Иеронима. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици).
Читайте в статье «Олимпийские боги»). Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Вып. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции.
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В творчестве Боттичелли сохранилось более пятнадцати изображений мадонн с младенцами. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Медичи всегда считались покровителями искусства.
1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. собеседование» (ок. Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante.
В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Варнавы.
Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок.
В 1472 году Боттичелли записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Персонажи картин автора как будто движутся в танце, лица их эмоциональны и лиричны. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. compi. Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).
Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Иеронима.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок.
Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Около 1475 года художник написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи.
Milano, 1958 Argon G. C. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Botticelli. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом».
Заказы его были весьма многочисленны. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Собственно, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Литература о Боттичелли: Вазари 2001.
«Во времена Лоренцо Медичи Старшего, Великолепного, ставшие поистине золотым веком для всякого одаренного человека, достиг расцвета и Алессандро именуемый Сандро по прозванию Боттичелло» – так Джорджо Вазари открывает биографию Сандро Боттичелли. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Образ Мадонны с ребенком на руках очень нежен, она выглядит хрупкой и женственной. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Перед нами довольно разные оценки. Они также являются символом веры и смирения Мадонны перед богом. London, 1978 Baldini U. Botticelli.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы.
Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния.
Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. За спиной Мадонны находятся пять ангелов, стоящих тесно прижавшись друг к другу. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Медичи как раз в это время правили Флоренцией.
М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. Тогда Пилат приказал отдать тело. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой.
Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры».
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Большое произведение Боттичелли – «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Настоящее имя Боттичелли – Алессандро Филипепи (для друзей – Сандро). М., 1960 Боттичелли: Сб. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.
Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. В его руках жертвенная чаша и кропило. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок.
Milano, 2003. Афродиты. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат). Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа.
Мадонна одета в тяжелое алое платье, ниспадающее свободными складками и темно-синюю накидку, закрывающую колени. Боттичелли немало потрудился, стараясь превзойти всех живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо, выполнившего с другой стороны образ св. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился).
В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. «И тогда он завоевал себе во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы». В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии.
В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. Почему именно они покровители флорентийского семейства. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Иосиф изображён с терновым венком в руке. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него).
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В близкой по времени "Мадонне Бенуа".
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Их Боттичелли изображал не детьми, но существами, которым в человеческой жизни соответствует поэтичная пора отрочества. 20 января 1474 по случаю праздника св. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Иоанном Крестителем» (ок. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Фамилия их подтверждает это — итал.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.
Что же определяет искусство Боттичелли. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Двое братьев Боттичелли – Джованни и Симоне – занимались торговлей, третий – Антонио – ювелирным делом. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
(Р. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Боттичелли скончался в 1510 году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари.
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется». В это время Боттичелли пишет замечательные портреты. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем.
Он рисовал их на протяжении всей своей жизни. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. материалов о творчестве. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Композиция двухфигурная. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок.
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св.
В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Sandro Botticelli. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим.
«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
Иероним», «Св. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок.
Firenze, 1990 Botticelli. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Писатели рубежа XIX-XX вв.
Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».