Картина Сандро Боттичелли Рождение Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Изящная фигура приковывает внимание. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены.
Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой).
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Сандро родился в семье кожевника. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Его дыхание наполняет ветер цветами.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. И это напоминает поединок за новорожденную. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему Рождение Венеры хорошо сохранилось. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Но это правда. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции.
203 x 314 см. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 579 дней. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
Их можно разбить на независимые группы. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. «Легенды и мифы Древней Греции»).
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Варнавы работы Боттичелли). Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита.
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".
История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Бросается в глаза странная композиция картины, ее несобранность, бессвязнность, обособленность персонажей. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, купив себе виллу, пригласил Сандро пожить у него и поработать над картинами для интерьера. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Флоренция. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли с1482 по 1486, когда художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. Возрождение. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Дерево, темпера. Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины и на четверть метра по горизонтали.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 579 дней. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Вазари пишет, что на картине изображена рождающаяся Венера с ветрами и ветерками, помогающими ей ступить на землю вместе с амурами. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. И все же это так. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Галерея Уффици.
Варнавы работы Боттичелли). Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Создавать образ для любой картины нелегко. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Умер Боттичелли в безвестности. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Италия. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены).
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Дивную богиню повели на Олимп. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, вот таким образом произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов. Что же. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано.
В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера».
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Этот материал обычно выбирался для картин, предназначенных украшать загородные дома, так как холст был дешевле и его было легче перевозить, чем деревянные панели.
Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Еще секунда – и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений и чудо рождения закончится.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Громко приветствовали её боги.
В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.