Ещё одним произведением живописи изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г. ).
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Кроме того, ее расположение на край раковины раковины (который не может быть идентифицирован как реальный), конечно заставило бы его опрокидываться. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции).
Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора, являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок.
Отец титанов Уран былоскоплен попросьбе жены егоГеи, уставшей отизмен мужа. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Фон итоговый и фигуры не бросают теней.
Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. «Легенды и мифы Древней Греции»). Море ясно показывает Венеру так же, как Дева рождает окончательный символ любви, Христа. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Дивную богиню повели на Олимп. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия.
Боттичелли представлял неоплатоническую идею божественной любви в форме нагой Венеры. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Ора – одна из трех Гор, нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению – Микеланджело. Тела и позы ветров налево еще более трудно выяснить.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу.
Афродита – древнегреческая богиня, славившаяся своими романами как с подобными себе, так и с простыми людьми. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Афродита с восторгом и удивлением входит в неведомый мир.
Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли.
От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. Что же. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).
Кроме того, широкое пространство моря служит напоминанием титула Девы Марии stella кобылы, ссылаясь и к имени Мадонны (Maria/maris) и к небесному телу (Venus/stella). В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 584 дня. Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис.
Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Ему она подарила сына Гермафродита. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
У кипрского царя был сын Адонис. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Иконография Рождения Венеры подобна описанию события (или скорее описанию скульптуры события) в стихотворении Анджело Полицьано, Stanze за la giostra. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Кажется сама природа способствует появлению богини на свет.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. Но это правда. Дождеобразно спадают складки хитона, как бы скрывая тайну ее рождения. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
«Рождение Венеры» (1485 г. Галерея Уффици, Флоренция). Прежде всего в картине поражает ее светозарность, чувство радости бытия и органичного слияния человека и природы, созвучие неба, моря, ветра, простора и, конечно, удивительная женская красота. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Вмифе события разворачивались стремительно. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Ну а эта картина, как и Весна, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя.
В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Плини продолжал отмечать, что живопись Апеллеса Пэнкэйсп как Венера была позже «посвящена Августом в святыне его отца Цезаря».
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».
У богини просили благосклонности влюблённые, надеясь сохранить свои чувства до конца жизни. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Картина написана художником темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками.
Еще раз Боттичелли, в его версии Рождения Венеры, мог бы быть замечен как выполнение задачи, начатой его древним предшественником, даже превзойдя его. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Победительницей в этом поединке стала Афродита, пообещав отдать ему в жёны самую красивую из земных женщин. Лишь морская галька, на которую упираются ступни нимф, напоминают о месте события. В Рождении Венеры тело Венеры анатомически невероятное с удлиненной шеей и туловищем.
Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. В кроткой, целомудренной красоте богини таится еще неосознанная чувственность. Плини также отметил вторую живопись Апеллесом Венеры, «выше даже его более ранней», которая была начата художником, но оставила незаконченным.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Эта картина распалась с возраста и гнили и Nero, которым. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей. Были у Афродиты и морские символы – дельфин и лебедь.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. 2 ученик. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. У древних римлян она ассоциировалась с Венерой. От легкого дуновения Зефиров золотые, вьющиеся волосы, перехваченные лентой, каскадом спадают вниз.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино.
И все же это так. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр, где та ступила на землю. 4 ФЛОРА – супруга Зефира, богиня цветов. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Богиня нам напоминает стыдливую девушку с затаенной робкой печалью в глазах. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации.
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Варнавы работы Боттичелли). Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Главный символ богини Афродиты – её пояс. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Вот таким образом длячеловека, расписывавшего Сикстинскую капеллу исоздавшего богородичный цикл («Мадонна смладенцем», «Мадонна Магнификат» и«Мадонна скнигой»), было совершенно нормальным работать надязыческим сюжетом даещесобнаженной натурой. В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти.
Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Оказывая добавленную поддержку этой интерпретации Боттичелли, поскольку утвердившийся в вере Апеллес – факт, что то самое требование было высказано в 1488 Уголино Верино в стихотворении, названном «На Предоставлении Похвалы Истории Флоренции». Его дыхание наполняет ветер цветами. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 584 дня.
Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Еще секунда – и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений и чудо рождения закончится. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». И это напоминает поединок за новорожденную.
Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна. Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Одна из нимф спешит накинуть на нее затканное цветами покрывало. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. 1 ВЕНЕРА.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Симонетта, по совпадению, не родилась в лигурийском приморском городе Портовенере (39порт Венеры39). Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, плодородия. Скульптура была сделана мастером очень искусно и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море.
Громко приветствовали её боги. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую.
Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Они были уверены, что вся красота, существующая на планете – это дело её рук.
Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Гениталии Урана Кронос выбросил вморе заненадобностью. От этого открытия ему стало ещё хуже. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. В первой половине XVI века, она хранилась на вилле Кастелло, принадлежавшей потомкам Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Сандро родился в семье кожевника.
Варнавы работы Боттичелли). Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).
Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Художник и гуманные ученые, которые, вероятно, советовали ему, вспомнят, что Плини Старший упомянул потерянный шедевр знаменитого художника, Апеллеса, представляя Венеру Анэдиомин (Венера, Поднимающаяся с Моря). Таким образом, в интерпретации Боттичелли, Pankaspe (древний живущий прототип Симонетты), хозяйка Александра Великого (предшественник Laurentian), становится прекрасной моделью для потерянной Венеры, казненной легендарным Апеллесом (рожденный заново через развлекательные таланты Боттичелли), который закончился в Риме, установленном императором Августом в храме, посвященном воображаемому основателю Флоренции Юлию Цезарю. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.
Рассудить богинь было поручено Парису. Ясно, что это – фэнтезийное изображение. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр.
Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Момент рождения богини из пены морской запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи» (460 г. до н. э. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели между собой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Это продиктовало Боттичелли композицию: в центре картины – обнаженная богиня, стоя в перламутровой раковине, плывет по морским волнам к берегу. Художнику удалось передать чувство радости, вызванное столь необычным появлением Афродиты. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). заменяет его другая живопись рука Dorotheus». В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.
Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции.
Это, пожалуй, первое вистории живописи изображение обнаженной женщины внеконтекста первородного греха. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.