Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы. Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.
Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения считают, что Сандро Боттичелли стал «новообращенным», поскольку резко меняется стиль его творчества. И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли. В статье «Сандро Боттичелли: краткая биография, факты, видео» — кратко о жизни и творчестве великого итальянского живописца эпохи Возрождения, представителя флорентийской школы живописи.
Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит Рождение Венеры Сандро Боттичелли. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.
Великое полотно «Рождение Венеры» великого мастера Сандро Боттичелли выставлено в галерее Уффици, Флоренция. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Открыв собственную мастерскую, молодой человек довольно быстро снискал популярность и признание. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 569 дней. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
Боттичелли выполнил три сцены. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Четыре листа раскрашены темперой.
Сандро родился в семье кожевника. Для итальянского портрета xv века это было почти революцией – до того момента всех, кто заказывал свой портрет изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. На берегу Ора Весны приближается к Венере изящным танцующим движением, на кончиках пальцев ног, распахивая великолепный плащ, чтобы её одеть. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Он тайно исповедовал христианство. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Перед нами довольно разные оценки. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Тогда Пилат приказал отдать тело. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Кто она, эта женщина. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, стоя в огромной раковине, скользит по поверхности моря к берегу. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 569 дней. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.
Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Был он, что называется, не от мира сего. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. 1495). – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Что же определяет искусство Боттичелли. В 1472-75гг. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). И все же это так.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. 1475). была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио.
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Художник обыгрывает в картине неуловимые переливы чувств, он заставляет всю природу – море, деревья, ветры и воздух – вторить певучим очертаниям тела и заразительным ритмам движений своей золотоволосой богини. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». И так каждый день, в одно и то же время. – одна из четырех богинь времен года, Весна. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.
Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. События эти так потрясли мастера, что он отошел от дел и в скором времени обнищал настолько, что если бы не помощь Медичи, он мог бы умереть с голоду. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Вот таким образом языческая богиня Венера стала своеобразным прообразом божественной мудрости, познать которую можно через красоту. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Это прозвище распространилось и на других братьев. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ "Смерть Марии".
Иосиф изображён с терновым венком в руке. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Ну а эта картина, как и Весна, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Рисунок фигур изображает бурное напряжение. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Заказы его были весьма многочисленны. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему. На переднем плане юноша исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Не построил своего дома, не свил семьи.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Варнавы работы Боттичелли).
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, вот таким образом произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Что же. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. И все же это так. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры».
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется». В это время Боттичелли пишет замечательные портреты. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. С. Боттичелли «Весна» (1482). Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Она много лет украшала его виллу Кастелло. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. В мифе события разворачивались стремительно.
Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды).
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо».
Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Его дыхание наполняет ветер цветами. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Афродиты. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды.
Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Читайте в статье «Олимпийские боги»).
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Затем пошел в ученики к одному из виднейших мастеров итальянского Ренессанса, художнику Фра Филиппо Липпи, чтобы научиться живописи. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Он сумел приобрести в городе много сторонников. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. И это напоминает поединок за новорожденную. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св.
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Богиня возникла из морской пены. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
– первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Но это правда. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Композиция двухфигурная. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество.
Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино.